Научная статья на тему 'Концепция модернизации онкологической службы Красноярского края'

Концепция модернизации онкологической службы Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ / ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / CONCEPTION OF MODERNIZATION / CANCER SERVICE / KRASNOYARSK KRAI

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Модестов А. А., Попов Д. В., Денисов В. С., Дыхно Ю. А., Зуков Р. А.

Концепция модернизации онкологической службы позволит снизить смертность от злокачественных новообразований в Красноярском крае. Главной целью данной концепции является повышение доступности и качества медицинской помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Модестов А. А., Попов Д. В., Денисов В. С., Дыхно Ю. А., Зуков Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception of cancer service modernization in Krasnoyarsk krai

The conception of cancer service modernization allows the cancer mortality rate in Krasnoyarsk Krai to be reduced. The main purpose of the given conception is to provide accessible and high-quality medical care for the population.

Текст научной работы на тему «Концепция модернизации онкологической службы Красноярского края»

опыт работы онкологических учреждений

УДК: 616-006.04-082(571.51)

концепция модернизации онкологической службы красноярского края

А.А. Модестов1, Д.в. Попов1, в.С. Денисов2, Ю.А. Дыхно3, Р.А. Зуков3

КГБУз «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского»1 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края2 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Минздравсоцразвития РФ3 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, e-mail: zukov_rus@mail.ru

Концепция модернизации онкологической службы позволит снизить смертность от злокачественных новообразований в Красноярском крае. Главной целью данной концепции является повышение доступности и качества медицинской помощи населению. Ключевые слова: концепция модернизации, онкологическая служба, Красноярский край.

CONCEPTION OF CANCER SERVICE MODERNIZATION IN KRASNOYARSK KRAI А.А. Modestov,1, D.V. Popov1, V.S. Denisov2, Yu.A. Dykhno3, R.A. Zukov3 Krasnoyarsk Territorial Clinical Oncologic Dispensary',

Territorial Compulsory Health Insurance Fund of Krasnoyarsk Krai2,

V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University3 1, Partizan Zheleznyak Street, 660022-Krasnoyarsk, Russia e-mail: zukov_rus@mail.ru

The conception of cancer service modernization allows the cancer mortality rate in Krasnoyarsk Krai to be reduced. The main purpose of the given conception is to provide accessible and high-quality medical care for the population.

Key words: conception of modernization, cancer service, Krasnoyarsk Krai.

Злокачественные новообразования (ЗНО) являются одной из наиболее сложных медикосоциальных проблем современного общества. Это обусловлено устойчивой тенденцией роста онкологической заболеваемости в мире, характеризующейся высокой смертностью и значительной инвалидизацией больных [1, 3]. В последние годы в РФ ежегодно выявляют более 500 тыс. больных злокачественными новообразованиями (мужчин - 46,6 %; женщин - 53,4 %) [4], в Красноярском крае - около 9 тыс. (мужчин - 47,5 %; женщин -52,5 %). Заболеваемость в крае увеличилась с 285,0 в 2005 г. до 341,0 на 100 тыс. населения в 2011 г.. среднегодовой прирост заболеваемости составляет 2,2 %. Тем не менее показатель заболеваемости остается значительно ниже уровня РФ и СФО, что, возможно, свидетельствует о низкой выявляемости ЗНО.

В 2010 г. 34,8 % случаев злокачественных новообразований диагностировались на 1-11 стадиях. Уровень раннего выявления ЗНО остается значительно ниже соответствующих показателей в РФ и СФО, который в среднем составляет 47,8 % и 40 % соответственно [2, 4, 5]. Эти данные свидетельствуют о низкой онкологической настороженности врачей первичного звена, недостаточно эффективной работе смотровых кабинетов и отсутствии санитарно-профилактической работы в городах и районах края. Вместе с тем раннее выявление злокачественных новообразований определяет основной успех лечения и значительно повышает качество дальнейшей жизни онкобольных.

С 2008 г. в Красноярском крае реализуется краевая целевая программа «Предупреждение распространения и борьба с заболеваниями социально значимого характера», в состав которой вошла

подпрограмма «Онкология». В 2008-2010 гг. для реализации мероприятий подпрограммы выделено 22516300 руб. (в 2008 г. - 15,1 млн руб., в 2009 г. -4,42 млн руб., в 2010 г. - 3,0 млн руб., в 2011 г. - 3,5 млн руб.). В Красноярском онкодиспансере приобретено оборудование для рентгенсонооперацион-ного блока (маммограф, УЗИ и вакуумная система) для проведения диагностических исследований непальпируемых образований молочных желез. В ходе реализации программы в поликлиниках края было установлено 33 маммографа. Результатом технического перевооружения явилось увеличение случаев выявления рака молочной железы (РМЖ) 1-11 стадий с 52,4 до 60,5 %, запущенность РМЖ уменьшилась с 44,3 до 35,7 % (РФ - 35,8 %). В рамках реализации модернизации системы здравоохранения Красноярского края в 2012 г. запланировано дополнительное приобретение 13 маммографических установок в медицинские учреждения края.

Однако для решения сложившейся в настоящее время неблагополучной онкоэпидемиологической ситуации в целом в Красноярском крае 04.05.11 г. была принята «Концепция развития онкологической службы Красноярского края». Целью концепции является снижение смертности от злокачественных новообразований за счет повышения доступности и качества медицинской помощи. Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

1. Разработать и утвердить комплекс мероприятий по первичной и вторичной профилактике онкологических заболеваний;

2. Пр овести модернизацию лечебнопрофилактических учреждений Красноярского края в соответствии с уровнями оказания медицинской помощи онкологическим больным;

3. Обеспечить широкое внедрение в Красноярском крае скрининговых методов диагностики с доказанной эффективностью (рак молочной железы, предстательной железы, шейки матки, колоректальный рак);

4. Разработать и внедрить в соответствии с уровнями порядки и стандарты оказания медицинской помощи;

5. Перевести на одноканальное финансирование медицинской помощи онкологическим больным с обеспечением полного тарифа в соответствии со стандартом. Повысить эффективность первичного

звена по раннему выявлению злокачественных новообразований при переходе на новую систему оплаты труда;

6. Разработать и внедрить информационные технологии в работу онкологической службы и интегрировать их в систему медицинских организаций Красноярского края;

7. Обеспечить полноценное функционирование популяционного и госпитального регистра раковых больных (канцер-регистр);

8. Объединить усилия ведущих научноисследовательских институтов РАН и РАМН и их сибирских отделений, а также Красноярского государственного медицинского университета по внедрению современных научных разработок в практическую деятельность онкологической службы Красноярского края;

9. Совершенствовать общественные институты и профессиональные ассоциации по борьбе со злокачественными новообразованиями.

Реализовать весь комплекс поставленных задач концепции возможно лишь при качественном преобразовании системы оказания первичной и специализированной медицинской помощи, усилив роль первичного медико-санитарного звена для раннего выявления ЗНО и повысив профессионализм медицинских работников. Другим важным условием реализации концепции является модернизация парка диагностического оборудования в медицинских учреждениях Красноярского края.

Комплексная система организации онкологической службы предполагает наращивание объемов медицинской помощи на этапах ее оказания (от фельдшерско-акушерских пунктов к федеральным учреждениям). Это позволяет приблизить специализированную медицинскую помощь к населению Красноярского края и повысить ее качество. Основной структурной единицей онкологической службы Красноярского края, являющейся фундаментом всей системы, выбраны фельдшерско-акушерские пункты, общие врачебные практики и смотровые кабинеты медицинских учреждений (рис. 1). Без организации полноценной работы первичного звена невозможно раннее выявление новообразований. Для этого разработаны и внедрены:

1. Табель оснащения медицинским оборудованием и расходными материалами;

2. Стандарты медицинского осмотра и перечень обязательных манипуляций;

Краевой онкологический диспансер

Паллиа-

тивная

помощь

Пато-

гистология

Канск Зелено горек Лесосибирск Минусинск Норильск Ачинск

Межрайонные центры (6шт.)

Флюорогра

фия

Мотыгинская Иланская Шарыповская Сеееро- Емельяновская СухоОу»і*.іская Курапмская

1 ЦРБ ЦРБ ЦРБ ЦРБ ЦРБ ЦРБ ЦРБ

ЦРБ (42шт.), ЦГБ (6шт.), ГП (13шт.)

Сбор

анамнеза

Осмотр

Забор крови на РБА

Пальцевое исследован ие прямой кишки

Осмотр в зеркалах

Мазок на атипическ ие клетки

Кары Вороби далайсг Степано Росли ко Ельни ю Гортег Ерудінс Ейнгаш Енашим Хлопг.н в/ммск Мингул иосшй Зар«чн Разног П'ливвсшй

МСП1Й НСОІЙ ИЙ БСИ1Й ЕСІ11Й ВСИ1Й ОрСШЙ «ИЙ СИ1Й МНОКИЙ і ОВСВ1Й ! ИЙ ЫЗИ1Й ЛЯП ИЙ ЛіАП I

ФАП (928шт.), ОВП (78шт.), смотровые кабинеты ЦРБ (76шт.)

Рис. 1. Система организации онкологической помощи населению Красноярского края

3. Методические рекомендации (наглядное пособие по выявлению новообразований наружной локализации, порядок проведения диагностических исследований и др.);

4. Маршруты движения пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи;

5. Тариф на проведение доврачебного осмотра;

6. Формы учетно-отчетной документации;

7. Группы риска развития злокачественных новообразований с утверждением графика диспансеризации в медицинских учреждениях районов края.

С целью повышения доступности онкологической помощи в 5 районах края и г. Красноярске организованы межрайонные центры с возможностью проведения специализированных диагностических и лечебных мероприятий.

Для охвата населения Красноярского края комплексом диагностических исследований с целью раннего выявления ЗНО разработан и утвержден приказ Министерства здравоохранения Красноярского края № 439-орг от 25.08.11 «Об организации

проведения медицинских осмотров лиц, входящих в группы риска развития злокачественных новообразований» и методические рекомендации по организации медицинских осмотров (обследований) лиц, входящих в группу(ы) риска развития злокачественных новообразований. Для обеспечения финансирования стандарта оказания медицинской помощи на доврачебном этапе утверждены тарифы для мужского и женского контингентов, подлежащих осмотру в учреждениях здравоохранения края.

С целью обеспечения контроля за оказанием онкологической помощи в территориях Красноярского края приказом Министерства здравоохранения Красноярского края издан приказ № 208-орг от 26.04.10 «О рабочей группе при Министерстве здравоохранения Красноярского края по разбору запущенных случаев злокачественных новообразований и неправильной тактике ведения больных в медицинских учреждениях Красноярского края». В свою очередь, в Красноярском онкодиспансере создана экспертная комиссия по разбору запущенных случаев ЗНО видимых локализаций в трудоспособ-

ном возрасте. Данная комиссия проводит разбор всех случаев запущенных ЗНО в Красноярском крае, что позволяет выявлять основные причины позднего выявления и принимать комплексные меры по их устранению. Так, с 2010 г. данной комиссией оценено более 500 протоколов разбора запущенных случаев ЗНО. В 22 % случаев причинами запущенных ЗНО являются ошибки, допущенные медицинским персоналом. Медицинские работники, допустившие ошибки, направляются Министерством здравоохранения Красноярского края на переаттестацию и дополнительное обучение по вопросам онкологии.

В марте 2011 г. на рабочем совещании Министерством здравоохранения Красноярского края, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Красноярского края и Красноярским государственным медицинским университетом было принято решение о реализации проекта «Единая система управления качеством медицинской помощи в Красноярском крае». Целью создания данной системы является обеспечение реализации прав граждан на гарантированное получение качественной и доступной медицинской помощи, обеспечение максимальной результативности и эффективности использования ресурсов, повышение удовлетворенности населения медицинской помощью.

В рамках проекта Министерством здравоохранения Красноярского края от 16.12.11 утверждены методические рекомендации «О системе управления качеством и безопасностью медицинской деятельности в части контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в Красноярском крае». В данных рекомендациях представлен «Порядок деятельности рабочей группы по разбору запущенных случаев и неправильной тактике ведения больных со злокачественными новообразованиями». Повседневная практика показывает, что интеграция подходов к оценке организации медицинской помощи врачами-экспертами, осуществляющими внутренний контроль качества в медицинских организациях, и экспертами качества медицинской помощи при проведении «внешнего» контроля качества медицинской помощи позволяет сформировать важные задания по разработке дальнейших направлений в формировании онко-

настороженности у врачей как в городских, так и в сельских медицинских учреждениях.

Помимо этого, для повышения онкологической настороженности у фельдшеров и акушерок ФАПов и смотровых кабинетов, совместно с руководителями краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования края, проведена работа по включению в программу первичной подготовки средних медицинских работников специальности «Фельдшер онкологического приема» и «Медицинская сестра по уходу за онкологическими больными». В программе повышения квалификации средних медицинских работников с 2 до 24 увеличено количество учебных часов по онкологии.

При проведении этих мероприятий в полном объеме к 2015 г. в Красноярском крае прогнозируется:

1. Увеличение выявления злокачественных новообразований до 387,0 на 100 тыс. населения за счет широкого внедрения современных методов диагностики и скрининга.

2. Увеличение удельного веса больных, выявленных на ранней стадии опухолевого процесса, до 56,0 %.

3. Снижение смертности от злокачественных новообразований до уровня 193,4 на 100 тыс. населения.

4. Увеличение удельного веса больных ЗНО, проживших 5 лет и более, до 60,5 %.

5. Увеличение охвата населения Красноярского края скрининговыми мероприятиями до 80,0 %.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кривонос О.В., Чиссов В.И., Старинский В.В. и др. Роль и задачи смотрового кабинета поликлиники как этапа в организации профилактических мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению: Методические рекомендации. М., 2010. 34 с.

2. Чиссов В.И., Старинский В.В., Ковалев Б.Н. Организация онкологической службы в России: Методические рекомендации. М., 2007. Ч. 2. 613 с.

3. Чиссов В.И., Старинский В.В., Петрова Г.В. Злокачественные новообразования в России в 2010 году (заболеваемость и смертность). М., 2012. 259 с.

4. Чиссов В.И., Старинский В.В., Петрова Г.В. Состояние онкологической помощи населению России в 2010 году. М., 2011. 188 с.

5. Чойнзонов Е.Л., Писарева Л.Ф., Чердынцева Н.В. и др. Заболеваемость злокачественными новообразованиями в регионе Сибири и Дальнего Востока // Бюллетень СО РАМН. 2004. № 2. С. 43-50.

Поступила 17.02.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.