Научная статья на тему 'Концепция личности в романах В. Пелевина'

Концепция личности в романах В. Пелевина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4736
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ПУСТОТА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ОБОРОТЕНЬ / ВАМПИР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Безрукавая М. В.

Статья посвящена комплексному исследованию концепции человека в романах В. Пелевина. В качестве примера отобраны такие романы «Священная книга оборотня», «Ампир В» и «Т». Особое внимание автор уделяет на присутствие Пустоты (в положительном и негативном смысле) в данных романах. Главные герои романов движутся к просветлению (или хотя бы освобождению от «гламура» и «дискурса»), что позволяет считать нам вопрос о личности важным для В. Пелевина. Проанализировав героев всех трех романов, автор приходит к выводу, что это не классическая «европейская личность», но и не «христианская личность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция личности в романах В. Пелевина»

УДК 8; 821.161.1

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РОМАНАХ В. ПЕЛЕВИНА

© 2015 М. В. Безрукавая

канд. филол. наук, доцент доцент кафедры иностранных языков e-mail: hmarvasik amail.ru

Кубанский социально-экономический институт

Статья посвящена комплексному исследованию концепции человека в романах В. Пелевина. В качестве примера отобраны такие романы «Священная книга оборотня», «Ампир В» и «Т». Особое внимание автор уделяет на присутствие Пустоты (в положительном и негативном смысле) в данных романах. Главные герои романов движутся к просветлению (или хотя бы освобождению от «гламура» и «дискурса»), что позволяет считать нам вопрос о личности важным для В. Пелевина. Проанализировав героев всех трех романов, автор приходит к выводу, что это не классическая «европейская личность», но и не «христианская личность».

Ключевые слова: концепция личности, литературный процесс, пустота, идентификация, оборотень, вампир.

Имеет ли смысл говорить о концепции личности в творчестве писателя, который постоянно размывает границы человечности, отказывает современной личности в целостном характере существования и выстраивает сюжеты, актуализирующие присутствие Пустоты?

На наш взгляд, ответ должен быть положительным. Причина видится в следующем. С одной стороны, В. Пелевин в каждом из своих романов говорит о пустоте современного человека, исчезнувшего (как нравственная личность) в потоках массовой культуры, лишающей всякой индивидуальности. Это пустота обезличивания, когда деньги, рекламные образы и мир потребления в целом заставляет человека идти путями, обозначаемыми корыстными криэйторами - антитворцами, подчиняющими сознание мысленному, словесному и вещественному мусору. С другой стороны, есть и другая Пустота, которая скорее является синонимом нравственного движения, нежели его отсутствия. В этой Пустоте (именно к ней движутся сюжеты большинства пелевинских произведений) происходит освобождение от ярких, бутафорских образов неистинного существования. Входя в этот тип пустотности, человек перестает быть сознанием, «испачканным» бесконечной суетой современности.

Остается ли в ходе этого движения сама личность или исчезает, как, по вере буддиста, теряется в нирване всякая индивидуальность? Каким бы ни был ответ на этот вопрос, необходимо признать следующее: само присутствие двух фор пустоты (в негативном и позитивном смысле), как и движение героя к просветлению (или хотя бы освобождению от «гламура» и «дискурса»), позволяет считать вопрос о личности важным для В. Пелевина. Вопрос становится еще значительнее, когда мы понимаем, что это не классическая «европейская личность», которая позиционирует себя в контексте смыслоопределяющего, развивающего эгоцентризма. Но и не «христианская личность», для которой первостепенное значение имеют смирение и жертвенный подход к решению всех проблем пребывания человека в мире.

Остановимся на трех романах В. Пелевина, вышедших уже в новом веке: «Священная книга оборотня», «Ампир В» и «Т».

Наибольшую трудность для анализа представляет роман «Т», достаточно сложный, запутанный в своей фабуле и тяжело поддающийся пересказу, способному

прояснить авторскую концепцию личности в первичной форме своего присутствия. Граф Т (восходящий к образу Льва Толстого и находящийся с ним в семантическом взаимодействии), больше похожий на боевика, чем на великого писателя, без проблем убивающий часто встречаемых противников, забывший свое прошлое и идущий по направлению к Оптиной Пустыни, которая имеет мало общего со знаменитым русским монастырем...

Кто он - сон Льва Николаевича, симулякр в границах массовой культуры, созданный «богами» финансово обусловленных дискурсов, или самостоятельная личность, ищущая свободу и нуждающаяся в просветлении? Граф Т - герой, которым управляет отдел, создающий эффективные сюжеты для популярных книг и кинокартин? Или он - истинный автор, способный сам создавать мир, не подчиняясь воле недобросовестных режиссеров, зарабатывающих деньги циничными инверсиями? В частности, в одной из инверсий Толстой мечтает о церковном покаянии, а Достоевский предстает истребителем призраков с не совсем понятной природой.

«Сам по себе человек не более переменчив, чем пустой гостиничный номер. Просто в разное время его населяют разные постояльцы. (...) Говорить о спасении души, граф, можно только в те минуты, когда нашу роль играет сущность, озабоченная этим вопросом. Потом мы пьем вино, играем в карты, пишем глупые стишки, грешим, и так проходит жизнь. Мы просто подворотня, сквозь которую движется хоровод страстей и состояний», - сообщает графу Т княжна Тараканова [Пелевин 2009: 26, 28].

«Кто вы такой на самом деле?» - главный вопрос романа [Пелевин 2009: 48]. Сначала читателю не остается ничего, кроме необходимости признать, что в пространстве пелевинского романа действует не личность, а имя-знак - форма игры с реальностью ради ее трансформации и своеобразного распыления. Ключевые слова принадлежат «богу» этого мира - Ариэлю Эдмундовичу Брахману, объясняющему графу Т, что он всего лишь пассивный герой, существующий в рамках проекта, над которым имеет власть (хотя и временно) сам Ариэль и его соратники, отвечающие за разные типы дискурса, в которых неожиданно для себя оказывается граф Т.

Ариэль пытается убедить графа, что он создание разных криэйторов, отвечающих за те или иные мотивы в общем «модном» сюжете. Современность показана как искусственное, сделанное время, не обладающее собственным онтологическим статусом. На его месте оказываются подконтрольные «штабу» образы, появляющиеся по мере необходимости. Необходимость целиком и полностью обусловлена экономическим фактором. Срабатывает один экономический фактор -граф Т должен идти в Оптину Пустынь. Срабатывает другой - графу предстоит исчезнуть.

Как всегда у В. Пелевина, много мировоззренческих, философских размышлений о «пустотной» сущности человека, об амбивалентности его существования/несуществования, призванного создать в сознании читателя некую зону неуверенности в статусе тех героев, с которыми он встречается в романе. Живой человек (пусть и в романном явлении) меняется местами с литературным героем, и последний объявляется более реальным, чем пассажиры метро, читающие роман, в котором герой действует.

«Чтобы сознание не исчезло, следовало постоянно его расчесывать, заново создавая весь магнит» [Пелевин 2009: 158]. Ад - «омерзительное состояние ума, в котором человек пребывает до смерти» [Там же: 187]. «Никакого человека в строгом смысле никогда не было.» [Там же: 299]. Эти и подобные фразы призваны воссоздать тот постоянно востребованный уровень пелевинского повествования, на котором идет работа с человеческим сознанием. Человек, по Пелевину, есть сознание. В большинстве случаев оно переполнено грязью, но автора интересуют и случаи очищения, спасения

Безрукавая М. В. Концепция личности в романах В. Пелевина

от пустоты суетливых образов Пустотой новой свободы, когда человек понимает, что все навязываемые зависимости иллюзорны.

Основной пафос романа «Т» в контексте изучаемого нами вопроса заключается в следующем. Человек должен перестать быть «героем» чужого, из неблагополучных областей пришедшего сюжета и подняться до статуса «автора» - единственного распорядителя своей персональной реальности. Надо превратиться из создаваемого в создающего, из «читателя» - в «писателя», способного отвечать за «текст» разворачивающейся жизни.

«Автор должен притвориться героем, чтобы тот возник» [Пелевин 2009: 354], -понимает граф Т. Но автор и герой должны совпасть, чтобы не допустить в судьбе инородной власти. Итоговое знание графа Т показывает его как «героя познания», достигшего необходимого освобождения: «Я и есть то место, в котором существует вселенная, жизнь, смерть, пространство и время, мое нынешнее тело и тела всех остальных участников представления - хотя, если разобраться, в нем нет ничего вообще...» [Там же: 380]. Оптина Пустынь оказывается одним из вариантов Пустоты, избавляющей, например, от Ариэля Брахмана.

С точки зрения фабулы, сразу же знакомящей с пелевинской мыслью о человеке, значительно интереснее романы, получившие большую известность, нежели «Т»: «Священная книга оборотня» и «Ампир В».

В первом действие происходит в Москве. Главная героиня - двухтысячелетняя лиса А Хули, пережившая множество историй и в данный момент пребывающая в столице России. А Хули - лиса-оборотень, которая не слишком ценит человеческую оболочку, но часто находится в ней, работая очень дорогой проституткой благодаря методу создания сексуальных иллюзий. Надо сказать, что жестокость, переходящая из одного пелевинского романа в другой, присутствует и здесь: лиса способна убивать с помощью хвоста, чем часто и пользуется.

Последствием одной из подобных смертей, настигшей влиятельного клиента, стала принудительная встреча с сотрудниками ФСБ. В ходе допроса происходит знакомство с сотрудником спецслужб Александром, который также оказывается оборотнем - только не лисом, а волком, навевающим мысли об апокалиптическом волке Фенрире. При этом Александр - необычный волк и нестандартный сотрудник ФСБ. Он слушает Вагнера, читает Борхеса, на его груди висит православный крест, подталкивая читателя к мысли о закономерной встрече «буддийской» лисы и «православного» волка.

На первый план выходит любовный сюжет, объединяющий двух оборотней. Но не меньше, чем новая любовь, А Хули заботит вопрос о том, когда же придет «настоящий оборотень», которому суждено положить конец страданиям живых существ. Кульминационным моментом становится беседа А Хули и Александра, в ходе которой лиса вспоминает свою давнюю встречу с Желтым Господином - человеком, которого оборотень впервые в своей практике не смог победить, так как не нашел места, где у него базируется уязвимый ум. Рассказывая о «Радужном потоке», А Хули, переживает озарение, понимает, что сама создает мир движением хвоста и выражает желание «остановить мотор самовоспроизводящегося кошмара, в котором мы блуждаем с начала времен» [Пелевин 2005: 379]. Александр не соглашается отправиться вместе с возлюбленной в «Радужный поток» и остается в Москве, чтобы и дальше служить России.

В романе «Ампир В» молодой москвич, несостоявшийся студент Роман, работавший грузчиком, решил войти в помещение, на котором висело объявление о «реальном шансе оказаться в элите». Здесь он быстро обнаружил себя плененным и узнал от обреченного вампира Брамы, что ему самому надлежит стать вампиром,

продолжать элитарную сверхчеловеческую эстафету. Рома стал Рамой, начиная узнавать всю вампирскую историю, формы взаимодействия вампиров с людьми, их законы и цели.

В процессе разворачивающегося перед читателем «романа воспитания» герой узнает, что эти вампиры давно отказались от крови, и занимаются тем, что можно назвать «молочным животноводством». Их - истинных творцов человека - интересует «баблос»: это вещество вырабатывается в ходе активного давления на человечество с помощью двух обязательных методик: «гламура» и «дискурса», о которых Раме подробно рассказывает один из высокопоставленных вампиров.

Есть в романе не слишком динамичный сюжет, соединяющий Раму с Герой -девушкой, оказавшейся в вампирическом сообществе. Есть «политический сюжет», показывающий, как вампиры управляют «халдеями» - мнимыми земными правителями, подконтрольными тем, кто «сосет баблос», выстраивая обстоятельства земной истории согласно своим бесчеловечным правилам. Есть активный «сюжет познания»: Рама продвигается по вампирскому миру, встречаясь с их богиней - Иштар Борисовной, которая представляет собой говорящую голову, завершающую тело «огромной летучей мыши». От нее Рама узнает, что «человек рождается на свет для того, чтобы вырабатывать баблос из гламурного концентрата. В разные века это называется по-разному, но формула человеческой судьбы не меняется много тысяч лет» [Пелевин 2006: 251].

В финале Рама чудом избегает смерти, выиграв у Митры «вампирическую дуэль». Но приходится расстаться с мыслями о любви: Гера заменяет спившуюся Иштар Борисовну и оказывается новой богиней - без движения. Рама, отказавшись от продолжения пути в мире правящих вампиров, скрывается на «вершине Фудзи», подтверждая авторское желание завершать произведение обретением светом. В «Ампире В» это обретение выглядит слишком рационально - как необходимый итоговый знак, не требующий специального прояснения.

Итак, что это за герой - «пелевинский человек»? Во-первых, это сознание, находящееся под атакой внутренних и внешних сил, прежде всего образов и концептов современной культуры, стремящихся лишить личность ее силы в пространстве потребления. Во-вторых, это холодная, циничная сущность, способная оценить малоприятный мир людей и сделать шаг навстречу «сверхчеловечности», которая проявляется в таких героях, как вампиры, оборотни, «восточные» учителя и т.д. В-третьих, человеку, не удовлетворенному вторичной ролью, надлежит перестать быть «героем» навязанных сюжетов и получить статус «автора», самостоятельно определяющего путь. В-четвертых, на этом пути требуется встреча с «Востоком», который объяснит, что счастье и несчастье - в руках самого человека, а его истинная природа причастна Пустоте, а не суете.

Библиографический список

Пелевин В. Ампир В. М., 2006.

Пелевин В. Священная книга оборотня. М. 2005

Пелевин В. Т. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.