Научная статья на тему 'Концепция художественного образования и обучение учащихся старших 10 11 классов «Профильной школы» среднего (полного) общего образования'

Концепция художественного образования и обучение учащихся старших 10 11 классов «Профильной школы» среднего (полного) общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2079
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ДИЗАЙН / КУРСЫ / ART EDUCATION / THE FINE ARTS / PROFILE SCHOOL / ART / CULTURE / DEVELOPMENT / DESIGN / COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плахотников Александр Григорьевич

В статье представлена цель художественного образования, которое является важнейшем элементом обучения учащихся старших 10 11 классов профильной школы в развитии творческой личности школьника. Задачи профильного образования, формирование духовно-культурного климата в общеобразовательной школе имеющей предметы эстетического воспитания в обновлении и обогащении современного образования в области «Искусство». Создание новой структуры профильной школы обусловлено спецификой искусства как особого явления культуры, представлены тремя учебными эстетическими циклами: изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плахотников Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART EDUCATION CONCEPT TRAINING OF PUPILS OF THE SENIOR 10 11 CLASSES «PROFILE SCHOOL» THE AVERAGE (FULL) GENERAL EDUCATION

The purpose of formation of art education is presented is the major an element of training of pupils of the senior 10 11 classes of profile school in development of the creative person of the schoolboy. Problems of profile formation, formation of a spiritually-cultural climate at comprehensive school having subjects of esthetic education in updating and enrichment of modern formation in area «Art». Creation of new structure of profile school is caused by specificity of art as special phenomenon of culture, are presented by three educational esthetic cycles: music, the fine arts, world art culture.

Текст научной работы на тему «Концепция художественного образования и обучение учащихся старших 10 11 классов «Профильной школы» среднего (полного) общего образования»

УДК 37+70

КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ 10 - 11 КЛАССОВ «ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ» СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012 А.Г.Плахотников Воронежский государственный педагогический университет Статья поступила в редакцию 17.10.2011

В статье представлена цель художественного образования, которое является важнейшем элементом обучения учащихся старших 10 - 11 классов профильной школы в развитии творческой личности школьника. Задачи профильного образования, формирование духовно-культурного климата в общеобразовательной школе имеющей предметы эстетического воспитания в обновлении и обогащении современного образования в области «Искусство». Создание новой структуры профильной школы обусловлено спецификой искусства как особого явления культуры, представлены тремя учебными эстетическими циклами: изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология.

Ключевые слова: художественное образование, изобразительное искусство, профильная школа, искусство, культура, воспитание, развитие, дизайн, курсы.

«Концепция художественного образования» - это своевременный и необходимый основополагающий государственный документ, опирающийся «на национальную доктрину образования в Российской Федерации, решающий многие насущные проблемы в области художественного образования»1. Данный государственный документ четко определяет стратегические направления национальной политики, указывая на долгосрочные перспективы его развития в единстве целей, задач и эффективных путей их достижения и реализации.

Цели художественного образования на современном этапе развития в новой демократической России можно обозначить так: 1) повышение общего уровня значимости духовной культуры и искусства в области образования; 2) сохранение, развитие и дальнейшее совершенствование уникальной системы учреждений художественного образования как носителей духовной культуры и искусства в многонациональной России.

Исходя, из целей художественного образования можно выделить задачи, осуществление которых оно призвано обеспечить: 1) формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения; 2) подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

Плахотников Александр Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства. E-mail: plahotnikov 1949@mail. ru

1 Концепция художественного образования в Российской

Федерации // Искусство в школе. - 2002. - №2. -С.85.

3) приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; 4) сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства; 5) широкие внедрения художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества; 6) выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Реализация вышеперечисленных целей и задач в области художественного образования должно оперативно решить необходимые современные проблемы в области культуры и искусства, переживаемые российским обществом на современном этапе, XXI столетия. Художественное образование - важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. Следовательно, важнейшую роль в учебно-воспитательном процессе учащихся начального, среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов колледжей и вузов, а также специалистов послевузовского профессионального образования играет непрерывность художественного образования.

В дошкольном возрасте важнейшую роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое, в основном, реализуется через синкретические, художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основания, приобретаются первичные сведения, на основе которых в дальнейшем сложится как

система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В средней школе подростки овладевают языком различных видов пластических и временных искусств, что дает им возможность самостоятельно воспринимать и анализировать художественные произведения, а также создает предпосылки для совершенствования собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному «культурному слою» с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственной художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности2.

В формировании «духовного климата» современной массовой школы доминирующее значение имеют предметы эстетического направления образовательной области «Искусство», появление которой в структуре школьного образования обусловлено спецификой искусства как особого явления культуры. Она представлена тремя учебными эстетическими циклами: изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология. Названные предметы выделены в самостоятельный блок, что свидетельствует об официальном признании их специфической роли в образовании учащихся.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 годы в федеральном базисном учебном плане количество часов на освоение учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю) по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

Учебный предмет «Искусство» изучается и в 9 классе. Таким образом, преподавание предмета изобразительного искусства стало непрерывным. Учебный предмет «Технология» построен по модельному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона. Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. Рассмотрим «Базисный учебный план» для образовательных учреждении РФ в сфере распределения учебных часов по ступеням: «на-

2 КулешевИ.В. Современная концепция непрерывного образования ГОУ СОШ №1929. - М.: 2006. - С.1 - 2.

чального, основного и среднего (полного) общего образования» по «изобразительному искусству (ИЗО) и технология (труд)»3.

Анализ базисного учебного плана представленного в «Новых государственных стандартах» за 2004 г., начального, основного и среднего (полного) общего образования по «Искусству» указывает на последовательно-поэтапное освоение:

- на первом этапе «Начального общего образования» различных видов изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности учащихся; использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы; основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства; изображения с натуры в сфере развития художественного восприятия способом сравнения и сопоставления, синтеза и обобщения;

- на втором этапе «Основного общего образования» продолжение освоения видов живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, монументальная, декоративная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический)4.

Изучаются: художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения; фактура; ритм; форма и композиция. Художественные материалы и возможности их использования;

- на третьем этапе «Среднего (полного) общего образования» усвоение материала по мировой художественной культуре «Древнего мира»: особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и не изменчивость канона -примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: Пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора.

3 Новые государственные стандарты школьного образования. - М.: 2004. - С.15 - 38.

4 Ожерельева О.В. Учебное пособие по проектированию дизайнерской деятельности и ее осуществлению в профильной подготовке студентов и преподавателей пед. вузов. - Борисоглебск: 2007. - С.12 - 15.

Таб.1. Начальное общее образование

Учебные предметы Количество часов в год Всего

1 2 3 4

Искусство (Музыка и ИЗО) 66 68 68 68 270

Технология (Труд) 33 34 68 68 203

Таб.2. Основное общее образование

5 6 7 8 9

Искусство (Музыка и ИЗО) 70 70 70 35 35 280

Технология 70 70 70 35 245

Таб.3. Среднее (полное) общее образование

Учебные предметы по выбору (на базовом или профильном уровнях)

Искусство (МХК) 70 (1/1) 210 (3/3)

Технология 70 (1/1) 280 (4/4)

Идеалы красоты: Древней Индии, Древней Греции в ансамбле африканского Акрополя. Слияние восточных и античных традиций элле-низма (Пергамский алтарь). Символы Римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

Изучение: художественной культуры «Среднего века»; художественной культуры «Ренессанса»; художественной культуры нового времени; художественной культуры конца XIX -XX вв.; культурные традиции родного края.

Указанные этапы обучения учащихся общеобразовательной школы: 1) начальное общее образование; 2) основное общее образование; 3) среднее (полное) общее образование.

В базисном учебном плане представлены тремя ступенями образования:

- первая ступень реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов деятельного подхода и индивидуализации обучения учащихся изобразительному искусству;

- вторая ступень является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессионально школе, создаются условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Уточнение по образовательной области «Искусство» на второй ступени обучения учащихся «основного общего образования» может быть представлено предметами: изобразительное искусство, мировая художественная культура. В 9 - 10 классах мировая художественная культура может быть интегрирована в программы по литературе и истории или изучается учащимися факультативно.

Образовательная область «Технология» формирует следующие умения: находить, обра-

батывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию; проектировать предмет труда в соответствии с предлагаемыми функциональными свойствами, требованиями «дизайна» или «художественного оформления», планировать свою практическую деятельность.

- третья ступень общего образования организуется профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Базисный учебный план третьей ступени распределяет учебное время в основном по образовательным областям.

Базисный учебный план третьей ступени отражает обязательный минимум содержания образования для всех профилей образования. Существенное увеличение школьного компонента позволяет общеобразовательному учреждению варьировать профильное обучение, использовать очное, заочное, дистанционное и иные традиционные формы организации образовательного процесса, а учащимся - реализовывать индивидуальные образовательные программы.

Профильная школа предусматривает профильное обучение в трех вариантах: 1-й вариант ведёт обучение по следующим направлениям: гуманитарному, естественно математическому, технологическому и общеобразовательному; 2-й вариант ведёт обучение по следующим направлениям: гуманитарному, социально-экономическому, физико-математическому, естественному, техническому; 3-й вариант ведёт обучение по трем основным типам учебных курсов: курсов базового уровня, профильных курсов, спецкурсов или курсов углубленного изучения и элективных курсов для поступающих на художественно-графические факультеты вузов России.

Базовые курсы не являются профилирующими, они предназначены для завершения образования учащихся в области базовых компетенций и являются преимущественно интегра-тивными, обобщающими курсами. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в данной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации.

Курсы углубленного изучения (например, углубленного изучения изобразительного искусства или технологии) или различных спецкурсов, практикумов, модулей по выбору учащихся.

В соответствии с концепцией содержания и структуры общего среднего образования в 10 -11 классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Переход к профильному обучению преследует цели: 1) повысить качество общего образования, обеспечив глубокую и специализированную общеобразовательную подготовку учащихся в нескольких образовательных областях; 2) способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

В отличие от углубленного обучения, при котором один-два предмета изучается более широко и глубоко, чем это предусмотрено программами общеобразовательной школы, а остальные предметы изучаются на общеобразовательном уровне, профильное обучение предполагает создание условий для глубокого овладения учащимися избранными учебными предметами с целью подготовки к продолжению образования или различной профессиональной сферы деятельности. Реализация такого подхода возможна только при условии сокращения непрофилирующих учебных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Основой профильного обучения являются двухуступенчатые образовательные стандарты: стандарты профильного обучения (для профилирующих учебных предметов) и общеобразовательные стандарты (для непрофилирующих учебных предметов). Профильный уровень образовательных стандартов обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профессионального образования.

Общеобразовательные стандарты обеспечивают формирование общей грамотности обучающихся, их социализацию. Основной дидактической проблемой сегодня является определение верного соотношения профильного и общеобразовательного уровня стандартов в рамках одной и той же образовательной области, позволяющее обеспечить учащимся возможность: 1) получить действительно глубокое качественное общее образование в избранных областях (в том числе при нетрадиционном наборе профильных учебных предметов); 2) завершить базовое образование по непрофилирующим предметам, обеспечивающее реальную общую грамотность в этих областях, а не примитивное общее представление в науке, обществе или технологии; 3) и при этом избежать ситуации неопределенности, когда объемы одного и того же профильного или базового курса значительно различаются в разных профилях5.

Различные варианты экспериментального базисного плана предлагают разные решения, вплоть до фуркации, что проявляется в отсутствии на старшей ступени, например, базовых курсов «Искусство материальных технологий, дизайна». Поиск оптимальных решений, их обоснование - одна из задач экспериментальной работы в профильной школе.

В учебных планах старшей ступени преобладают профили академической направленности, что вступает в определенные противоречия с образовательными потребностями значительной части школьников, не связывающих обучение на старшей ступени с подготовкой к поступлению в тот или иной Вуз. Поэтому поиск и оптимизация предметно-деятельной структуры профилей сервисной, технологической ориентации, их учебно-методического сопровождения также является актуальной задачей экспериментальной работы6.

5 Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования / Под ред. д-ра ист. наук, проф. А.Ф.Киселева. - М.: 2001. -С.78 - 80.

6 Проблемы и перспективы предпрофильной подготовки и профильного обучения в современной системе образования: Материалы научно-практической конференции «Вуз - профильной школе» / Науч. ред. С.С.Горбачева, отв. ред. Т.А.Козлова, И.П.Нестерева. - Воронеж: 2006. - С. 12.

THE ART EDUCATION CONCEPT TRAINING OF PUPILS OF THE SENIOR 10 - 11 CLASSES «PROFILE SCHOOL» THE AVERAGE (FULL)

GENERAL EDUCATION

© 2012 A.G.Plahotnikov

Voronezh state pedagogical university

The purpose of formation of art education is presented is the major an element of training of pupils of the senior 10 - 11 classes of profile school in development of the creative person of the schoolboy. Problems of profile formation, formation of a spiritually-cultural climate at comprehensive school having subjects of esthetic education in updating and enrichment of modern formation in area «Art». Creation of new structure of profile school is caused by specificity of art as special phenomenon of culture, are presented by three educational esthetic cycles: music, the fine arts, world art culture.

Keywords: art education, the fine arts, profile school, art, culture, education, development, design, courses.

Aleksandr Grigorevich Plahotnikov the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of the fine arts. E-mail: plahotnikov 1949@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.