Научная статья на тему 'Концепция экономической дипломатии как инструмент внешнеэкономической политики'

Концепция экономической дипломатии как инструмент внешнеэкономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6569
987
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ДВУСТОРОННЯЯ И МНОГОСТОРОННЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / СРЕДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ / ИНСТИТУТЫ ДИПЛОМАТИИ / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ / ECONOMIC DIPLOMACY / BILATERAL AND MULTILATERAL ECONOMIC DIPLOMACY / MICROAND MACROECONOMIC DIPLOMACY / INSTITUTES OF DIPLOMACY / FACILITIES OF ECONOMIC DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троян И.А.

В статье кратко приведен анализ генезиса и развития экономизации дипломатической деятельности. Автором предложена теоретическая концепция исследования экономической дипломатии как инструмента внешнеэкономической политики. В условиях трансформации регулятивной системы мировой экономики обоснована стратегическая роль экономической дипломатии в осуществлении внешнеэкономической политики как важнейшего ее инструмента в процессе реализации национальных интересов. Автором предлагаются направления развития экономической дипломатии, соответствующие современным глобальным изменениям международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ECONOMIC DIPLOMACY AS AN INSTRUMENT OF FOREIGN ECONOMIC POLICY

The author starts by briefed summarizing the analysis of the genesis and development of diplomatic activity. The author proposes a theoretical concept for the study economic diplomacy as an instrument of foreign economic policy. According to this point the author notes the strategic role of economic diplomacy in the implementation of foreign economic policy as an important instrument in the realization of its national interests. In conclusion the author offers the directions of economic diplomacy, corresponding to the modern global changes in international relations.

Текст научной работы на тему «Концепция экономической дипломатии как инструмент внешнеэкономической политики»

УДК 339.9

И.А. Троян

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономической теории, Институт экономики и управления, ФГАОУВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Симферополь

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье кратко приведен анализ генезиса и развития экономизации дипломатической деятельности. Автором предложена теоретическая концепция исследования экономической дипломатии как инструмента внешнеэкономической политики. В условиях трансформации регулятивной системы мировой экономики обоснована стратегическая роль экономической дипломатии в осуществлении внешнеэкономической политики как важнейшего ее инструмента в процессе реализации национальных интересов. Автором предлагаются направления развития экономической дипломатии, соответствующие современным глобальным изменениям международных отношений.

Ключевые слова: экономическая дипломатия, двусторонняя и многосторонняя экономическая дипломатия, микроэкономическая и макроэкономическая дипломатия, средства экономической дипломатии, институты дипломатии, виды экономической дипломатии.

I.A. Troyan, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

THE CONCEPT OF ECONOMIC DIPLOMACY AS AN INSTRUMENT OF FOREIGN ECONOMIC POLICY

Abstract. The author starts by briefed summarizing the analysis of the genesis and development of diplomatic activity. The author proposes a theoretical concept for the study economic diplomacy as an instrument of foreign economic policy. According to this point the author notes the strategic role of economic diplomacy in the implementation of foreign economic policy as an important instrument in the realization of its national interests. In conclusion the author offers the directions of economic diplomacy, corresponding to the modern global changes in international relations.

Keywords: economic diplomacy, bilateral and multilateral economic diplomacy, micro- and macroeco-nomic diplomacy, institutes of diplomacy, facilities of economic diplomacy.

Международные экономические отношения имеют устойчивую тенденцию к количественному росту и качественному развитию. Усложняется структура мировой экономики и система регулирования и управления данными процессами, что требует от стран более тщательного и взвешенного подхода к вопросам выбора инструментария реализации внешнеэкономической политики. Одним из важнейших таких инструментов стала сегодня экономическая дипломатия, призванная стать эффективным способом урегулирования торгово-экономических споров и вопросов экономического сотрудничества между государствами.

Среди российских экономистов, осуществивших систематизированный анализ данной проблематики, следует назвать В.И. Аникина, А.Н. Барковского, Д.А. Дегтярева, Т.В. Зонову, Л.М. Капица, А.Е. Лихачева, И.А. Орнатского. Зарубежные исследования экономической дипломатии носят более исторический и глубокий характер; наиболее интересные труды - таких ученых и экономистов, как П. Баранай, Ф. Де Кальерес,

Г. Каррон де ла Каррьер, А. Купер, Б. Хокинг, С. Чжан. Современные реалии обуславливают обновление системы знаний экономической дипломатии с целью наиболее эффективного ее практического применения.

История возникновения экономической дипломатии как явления уходит в далекие времена налаживания торговых отношений стран и распространением наряду с политическими послами так называемых коммерческих атташе. Творцами торговой дипломатии следует назвать города-республики Италии, активно развивающиеся в период ХШ-ХУ вв. В Средние века экономическая дипломатия распространялась представителями наиболее развитых стран Западной Европы - Италии, Франции, Германии, Великобритании. В те времена так называемые «чрезвычайные» послы имели довольно широкий круг полномочий, который в последствие стал ограничиваться исключительно решениями и указами властей государств.

С начала XIX в. экономическая дипломатия приобрела форму конференций и конгрессов, что выдвинуло ее развитие на уровень многосторонних переговоров. На протяжении этапов Первой и Второй мировых войн, а также в послевоенный период «дипломатия конференций» еще более закрепляется и становится наиболее эффективным инструментом урегулирования экономических и политических споров на многосторонней основе.

Вместе с тем, произошло разграничение дипломатии политического характера и экономического. Последняя - реализовывалась в рамках созданных специализированных международных организаций (МВФ, МБРР). На фоне усиления интернационализации мирового хозяйства с 70-80-х гг. XX в. экономическая дипломатия выходит на новый уровень развития под эгидой активного международного сотрудничества, а с окончанием «холодной войны», с падением «железного занавеса» и распадом СССР возрождается как искусство отстаивания национальных экономических интересов в системе нового глобального миропорядка.

Понятийно-категориальный аппарат экономической дипломатии формировался английскими, французскими и немецкими учеными, распространявшими в научный обиход термин «дипломатия». К примеру, определение данного термина в качестве науки и искусства встречается у Франсуа де Кальерес [1]. Понимание экономической дипломатии еще с 80-х гг. XX в. претерпевало существенных изменений, равно как и менялось экономическое мировоззрение большинства экономистов с переходом России на рыночные рельсы развития. Так, в 1985 г. отечественный дипломат И. А. Орнатский определил экономическую дипломатию как использование государствами дипломатических методов и экономических средств для содействия развитию своей экономики, обеспечения собственных внешнеэкономических интересов и достижения политических целей [2, с. 3].

В начале XXI в. определение экономической дипломатии существенно расширяют, рассматривая ее как совместную деятельность государства, общественных и деловых кругов по реализации национальных экономических интересов в системе мирового хозяйства, использующую инструментарий дипломатии, комплекс внешнеэконо-

мических институтов региональных и многосторонних структур и ставящих своей целью повышение международной конкурентоспособности страны [3]. Такая дефиниция дополнительно определяет субъекты экономической дипломатии, ее цели и инструменты соответственно необходимости адаптации понятия изменяющимся условиям развития мировой экономики.

Современная дипломатия - это дипломатия взаимозависимости, и потому параллельно охватывает аспекты и сотрудничества государств, и национального протекционизма во внешнеэкономической политике. Взаимозависимость экономик государств обусловлена ускорением НТП, углублением специализации и кооперации в международном разделении труда, значительным ростом внешнеторговых и валютно-финансовых операций, энергетическим сотрудничеством.

У некоторых отечественных ученых встречаются мнения о тождественности дипломатии экономической и торговой, представляющей собой совместную деятельность государства, общественных и деловых кругов по содействию национальным компаниям во внешнеэкономической сфере и продвижению общенациональных экономических интересов на международной арене [4, с. 14]. На наш взгляд, подобное отождествление возможно лишь в тех условиях, при которых торговля занимает доминирующее положение в общей структуре мировой экономики. Сегодня же, однако, происходит повышение роли также и других ее сфер: научно-технического, энергетического и инвестиционного видов сотрудничества, поэтому целесообразно все же разделять данные направления осуществления дипломатической деятельности и соответствующие виды экономической дипломатии: коммерческая или торговая, энергетическая (нефтяная, газовая), транспортная, финансовая, гуманитарная и др.

Среди зарубежных ученых распространено определение экономической дипломатии, как многосторонней и двусторонней деятельности глав государств, их правительств, министерств и ведомств и специальных дипломатических учреждений, заключающейся в осуществлении визитов, проведении переговоров, подписании договоров, участии в международных экономических организациях и конференциях и направленной на решение международных экономических вопросов [5, с. 6]. Несмотря на многообразие определений экономической дипломатии, сегодня ее понимание все еще достаточно размыто вследствие широкого использования данного термина в междисциплинарных связях и несовершенством существующих концепций внешней политики.

С одной стороны, экономическая дипломатия тесно взаимосвязана с политической дипломатией, являясь важнейшей ее частью. Поэтому вполне оправданно многие ученые рассматривают ее как часть дипломатической деятельности, которая направлена на реализацию экономических целей и интересов государства [6, с. 139]. С другой стороны, сфера ее распространения позволяет говорить о ней как о состоявшейся теоретической дисциплине и практическом инструменте внешнеэкономической политики. В данном контексте экономическую дипломатию определяют как способ достижения экономических целей средствами дипломатии, вне зависимости от того, прибегает она или нет к экономическим рычагам ради их достижения [7, с. 52].

Междисциплинарный характер экономической дипломатии позволяет говорить о ней как об инструменте внешнеэкономической политики и о способе ведения конкурентной борьбы в системе международных экономических взаимоотношений государства и деловых кругов с целью способствования развитию внешнеэкономической деятельности предприятий и реализации национальных интересов страны с помощью традиционных и современных средств дипломатии. В данном контексте теоретическая концепция исследования экономической дипломатии будет охватывать такие составляющие, как цели, способ исполнения (уровни и средства), институты и экономический вес государства, а также направления исполнения, формирующие различные ее виды (рис. 1).

Рисунок 1 - Концепция экономической дипломатии как инструмента внешнеэкономической политики. Источники: [3; 4; 6], разработано автором

Двойственность целей экономической дипломатии обуславливает формирование двух уровней ее исследования, которые нераздельно связаны друг с другом. Микроэкономическая дипломатия направлена на обеспечение благоприятных условий развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий; макроэкономическая

- связана с продвижением национальных экономических интересов на мировых рынках и международной арене в целом.

Усложнение структуры экономизации дипломатической деятельности сегодня, связанное с реализацией на различных уровнях и в различных сферах, а также необходимость учета многочисленных факторов развития внешнего мира обуславливают наличие важнейших задач, поставленных перед дипломатическими службами. Ключевыми такими задачами следует назвать:

- обеспечение наиболее полной информацией об изменяющихся экономических условиях на международной арене, в том числе в сферах внешнеэкономической политики стран мира, деятельности международных и региональных организаций, транснациональных корпораций и ключевых глобальных бизнес-агентов;

- решение практических задач стратегического и тактического характера по реализации национальных интересов в системе международных экономических отношений, охватывающих способствование росту экспортной деятельности предприятий, улучшение условий их доступа на мировые рынки, привлечение зарубежных инвестиционных и технологических ресурсов и т.п.;

- участие в международных и локальных многосторонних и двусторонних переговорах, связанных с изменением экономического миропорядка.

В то же время экономическая дипломатия как явление базируется на трех столпах: институтах и инфраструктуре, экономическом весе (мощи) государства в мире и средствах дипломатии. Институциональные основы функционирования экономической дипломатии имеют свои национальные особенности. Как правило, ключевыми институтами являются дипломатические службы, министерство иностранных дел страны, ведомства и учреждения, а также непосредственно исполнители деятельности - дипломаты и представители высших органов власти (президент, профильные министры и др.). Особую роль выполняют зарубежные представительства стран, благодаря которым накапливается существенная торгово-экономическая информация о стране пребывания, налаживаются связи и нарабатывается опыт экономического сотрудничества. Относительно новым субъектом экономической дипломатии можно считать транснациональные корпорации, которые, осуществляя собственную корпоративную дипломатию, способны оказывать существенное влияние на проводимую экономическую политику принимающей ее страны. Тесное взаимодействие государства и ТНК обеспечивает реализацию экономической дипломатии на микроэкономическом уровне.

Способ исполнения экономической дипломатии также связан с двумя уровнями -двусторонним и многосторонним. Усиление экономической глобализации продолжает способствовать повышению роли экономической дипломатии как инструмента либерализации международных отношений и средства выражения национальных интересов страны. Действительно, на современных дипломатов возлагается миссия мирного урегулирования возникающих политических и экономических конфликтов между государствами. Таким образом, экономическая дипломатия реализуется на двустороннем уровне.

Углубление международных взаимоотношений способствует также многосто-

роннему геоэкономическому охвату дипломатии. Это связано с тем, что результаты ее проведения одной страной зачастую отражаются и на других. Так, решения двусторонних экономических переговоров России и Украины на предмет осуществления транзита газа в страны Западной Европы носят сегодня региональный характер.

Нельзя не отметить усиление роли многосторонней экономической дипломатии, осуществляемой странами в рамках объединений и группировок стран различных типов и уровней. Например, глобальная дипломатия реализуется на переговорных площадках официальных организаций ООН, ВТО, ОЭСР; параорганизаций и неправительственных организаций - «Группы восьми» (G8), «Группы двадцати» (G20.), БРИКС, Всемирного экономического форума; региональная дипломатия - ЕС, Евразийского экономического союза; межрегиональная - АТЭС, ОПЕК; субрегиональная - ОЧЭС, ШОС. В рамках этих и других международных институтов странами широко используются методы экономической дипломатии для обеспечения наиболее выгодных условий осуществления внешнеэкономической деятельности.

Круг вопросов, охватываемых многосторонней экономической дипломатией, как правило, значительно шире по сравнению с направлениями реализации двусторонней. Так, сфера экономической дипломатии напрямую коррелируется с формами осуществления международных экономических отношений и включает сегодня торговлю товарами и услугами, объектами интеллектуальной собственности, научно-техническое сотрудничество, движение капитала, миграцию рабочей силы, кредитно-финансовые отношения. Кроме того, современная экономическая дипломатия должна заниматься глобальными проблемами и организацией устойчивого экономического роста [8, с. 197]. А это возможно только на многосторонней основе при участии представителей большинства стран.

Следует, тем не менее, отметить, что эффективность многосторонней дипломатии затрудняется рядом важнейших факторов: административные и организационные проблемы, финансовые барьеры вступления и имплементации переговорного процесса (для наименее развитых стран), вопросы мониторинга соблюдения решений и др. Да и сами переговоры большого количества участников априори будут вести к неравному распределению выгод и издержек принимаемого консенсуса, и экономические интересы государств не только не совпадают, но входят в противоречие.

Безусловно, как и прежде, в переговорном процессе вес государства обуславливается его экономической мощью. К примеру, как отмечает руководитель торгового и экономического отдела Посольства Словакии в Латвии П. Баранай «стратегические цели экономической дипломатии США, начиная с плана Маршалла, неизменны, по сути, так как направлены главным образом на достижение и поддержание американского лидерства [9, c. 3]. Действительно, современные дипломатические службы Соединенных Штатов неоднократно подчеркивали необходимость реализации своей роли - оставаться мировым гегемоном в экономическом и политическом пространстве. Однако анализ экономического веса государства следует проводить не столько в плоскости сравнения макроэкономических показателей развития, сколько через призму степени и структуры

его «проникновения» в мировую экономику, роли в международных организациях и глобальной торговой системе.

Новые рычаги влияния на конкурентов формирует современная взаимозависимость экономик стран и нарастающая ассиметричность процессов экономической глобализации, проявляющаяся в различных уровнях и сферах открытости государств. К примеру, дипломаты Китая искусно договариваются о выгодных условиях поставки своих товаров, осуществлении инвестиций, а, впоследствии, наращенные товарные и инвестиционные потоки в страну-реципиент служат регулятором давления на нее и предметом новых переговорных процессов. Действительно, в краткосрочном периоде угроза торговых ограничений становится тактическим инструментом дипломатических переговоров.

Традиционные средства дипломатии, актуальные для экономизации дипломатической деятельности, включают ноты и заявления государств, официальные и неофициальные визиты, встречи, телефонные звонки представителей интересов государств и, конечно же, консультации и переговоры. Важнейшим и старейшим инструментом экономической дипломатии являются международные переговоры. С древних времен, когда еще не имели представления о понятии «дипломатия», лидеры стран понимали важность умения договариваться об условиях экспортно-импортной деятельности, искусства склонить на свою сторону в спорных торгово-экономических ситуациях и при решениях международного уровня.

Современные дебаты по ключевым вопросам развития экономического и торгового сотрудничества отличаются высоким уровнем интеллектуализации, толерантности и, особенно, подготовки. Действительно, дипломаты сегодня обязаны обладать не только соответствующими профессиональными знаниями и компетенциями, но быть тщательно подготовлены к всевозможным вариантам изменения курса переговорного процесса. При этом такая подготовка должна включать и теоретические аспекты, и практические навыки. К примеру, в России активно развивается дипломатическая практика, в том числе в рамках Санкт-Петербургского экономического форума, в работе которого принимают участие представители многих стран мира, руководители транснациональных корпораций, лидеры деловых кругов.

Одним из современных средств экономической дипломатии стала внешняя экономическая помощь одного государства другому. Дипломатия официальной помощи развитию, прежде всего странам наименее развитым, реализуется, как правило, через международные организации по официальным программам и в качестве двусторонней помощи через национальные институты содействия и помощи развития. Бесспорно, мероприятия по помощи развития связаны со снижением угрозы дестабилизации международных экономических отношений на фоне сложнейших условий жизнеобеспечения стран «третьего мира».

Однако мотивы осуществления любой такой помощи совершенно не стоит отождествлять с жестом доброй воли или благотворительностью стран с более высоким уровнем дохода по отношению к странам с низкими доходами. Истинные стремления

оказания экономической помощи отчасти таятся в возможности влияния государства-донора на страну-реципиент. В зависимости от вида самой помощи, это может быть контроль через инвестиции, через внешний долг, через определенные обязательства. Так, к примеру, уже давно высказываются тезисы о перспективности рынков сбыта на африканском континенте на фоне перенасыщенности экономик развитых государств. Вполне ожидаемо, что в долгосрочном периоде могут развернуться серьезные дипломатические баталии, связанные с освоением трудовых и сырьевых ресурсов, разделом территорий реализации своей продукции в странах Африки.

Современным средством экономической дипломатии по праву следует назвать усиление (или же ограничение) сотрудничества и кооперации со странами через инструменты внешнеэкономической политики (таможенно-тарифное регулирование, нетарифные барьеры, заключение преференциальных и торгово-экономических соглашений, совместные инвестиционные проекты, средства информационной политики). Распространение интеграционных процессов в мире только подтверждает важность роли экономической дипломатии. С каждым годом в мире становится в среднем на 20 региональных торговых соглашений больше, и в рамках каждого из них государствам приходится с помощью служб и средств экономической дипломатии договариваться о наилучших способах взаимодействия.

Исследуя экономическую дипломатию, подразумеваются, прежде всего, несиловые «мягкие» методы влияния на страны-конкуренты и страны-партнеры. Однако современные условия мирового рынка вынуждают государства к использованию также более «жестких» средств дипломатии, связанных с ограничением возможностей конкурентов, экономическим принуждением и давлением, и, которые, на наш взгляд, больше ассоциируются со средствами экономической войны.

Так, возрастающая тенденция сформировалась в последние десятилетия в развитии международных связей стран, связанная с введением торговых ограничений в отношении недружественных государств. Будь то политические или экономические причины, запрет на ввоз/вывоз определенных групп товаров под всевозможными предлогами (санитарные требования, проверки качества и соответствия требованиям) стал сегодня довольно эффективным инструментом экономического давления. Последние яркие примеры этому - это взаимные торговые ограничения Украины и России, России по отношению к Турции, связанные с обострением политических отношений, введение Китаем карантинного режима для фруктовых поставок Филиппин, обусловленное территориальным конфликтом стран из-за рифа Скарборо. Экспортная и импортная зависимость государств, чрезмерная недифференцированная вовлеченность в мировую экономику формируют новые угрозы экономической безопасности и расширяют арсенал методов экономической дипломатии, необходимых для предотвращения торговых «ок-купаций» экономики.

В разработке и реализации внешнеэкономической политики нашего государства необходимо учитывать все возможные варианты средств экономической дипломатии. Складывающиеся современные политические взаимоотношения стран мира подтвер-

ждают тезис, высказанный ученым А.Н. Барковским еще в 2011 г., о том, что соотношение между объемами геоэкономических направлений внешнеэкономических связей России, не является оптимальным с точки зрения долговременных интересов ее экономической безопасности [10, с. 19]. Еще 5 лет назад можно было с этим поспорить, но уже сегодня отчетливо проявляются все возможные угрозы экономической безопасности нашей страны, обусловленные изменениями в политической обстановке (международный терроризм и борьба с ним, обострение отношений между странами ЕС, США, Турцией, Украиной) и связанные с ними экономические трансформации миропорядка (введение взаимных торговых санкций и ограничений между странами в транспортном сообщении, инвестиционной деятельности, бизнес-сотрудничестве).

Обозначенные аспекты требуют определенных трансформационных сдвигов во внешнеэкономической политике государств, в том числе смещение акцента на экономическую дипломатию. В данном контексте целесообразно предложить следующие направления ее развития, которые применимы, в том числе, для дипломатии России:

1. Специализация подготовки современных дипломатов по секторальному критерию. В виду активизации сотрудничества стран и переговорных процессов по отдельным видам экономической дипломатии следует также развивать профильную подготовку. Так, ученые давно актуализировали необходимость поддержки энергетической дипломатии Российской Федерации как одного из стратегических векторов внешнеэкономической политики [11].

2. Активизация участия страны в переговорных процессах многостороннего характера. Зарубежными учеными признана существенная роль осуществления «рекламы» или «позиционирования» своей страны в решениях экономического сотрудничества с ней [12]. Поэтому проводимые форумы государств, заседания международных организаций и другие встречи на различных площадках мирового уровня дают возможность экономическим дипломатам не только отстаивать национальные интересы, но и на практике сравнивать конкурентные преимущества, находить оптимальные пути их реализации, создавать положительный имидж своего государства, как надежного экономического партнера.

3. Геоэкономический подход к исполнению экономический дипломатии. Данное направление связано необходимостью учета регионального фактора экономического сотрудничества в мире, реализацией стратегического развития государства в геоэкономическом многосекторном пространстве международных отношений.

Подводя итог, важно отметить, что глобальная экономика претерпевает сегодня значительные изменения, структурные подвижки и смещение регулятивных функций между международными акторами. И в выстраиваемой архитектуре регулирования международных экономических отношений особая роль достается именно экономической дипломатии. В сложившихся условиях напряженных политических и экономических взаимоотношений именно она видится важнейшим ключевым способом прекращения экономических войн между странами и предотвращения фактических войн. Давно подтверждено, что «худой мир лучше доброй ссоры». Поэтому, исключая политическую

составляющую взаимоотношений государств, важно прийти к пониманию ущербности вводимых санкционных мероприятий для всех участников международных экономических отношений - как стран-адресатов, так и инициирующих и поддерживающих. И такое понимание миру может дать миру системно обоснованная эффективная экономическая дипломатия, прежде всего многостороннего характера, как инструмент современной цивилизованной модели взаимодействия наций.

Список литературы:

1. De Callières F. De la manière de négocier avec les souverains, de l'utilité des négociations, du choix des ambassadeurs et des envoyés, et des qualités necessaires pour réussir dans ces emplois. Paris, 1716.

2. Орнатский И. А. Экономическая дипломатия: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1985. 338 с.

3. Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М.: Экономика, 2006 . 461 с.

4. Дегтярев Д. А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М.: Навона, 2010. 176 с.

5. Чжан, С. Цзинцзи вайцзяо (Экономическая дипломатия). Пекин, 2003.

6. Экономическая дипломатия в условиях глобализации: учебник / под ред. Л. М. Капица. М.: МГИМО, 2009. 544 с.

7. Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок / пер. с фр. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. 296 с.

8. Зонова Т.В. Дипломатия: модели, формы, методы: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2013. 348 с.

9. Баранай П. Современная экономическая дипломатия: публикации дипломатического экономического клуба // Актуальные проблемы экономики, 2009. С. 1-10, [Электронный ресурс]. URL: http://www.dec.lv/mi/Baranay_Pavol.pdf (дата обращения: 01.06.2016).

10. Барковский А.Н. Научно-институциональные основы экономической дипломатии России. М. : Институт экономики РАН, 2011. 31 с.

11. Аникин В.И., Борох Н.В., Епишина Е.С., Сурма И.В. Энергетическая политика и вопросы экономической дипломатии России как приоритет мирового развития. М.: Восток-Запад, 2014. 180 с.

12. Global Governance and Diplomacy (Studies in Diplomacy and International Relations) // Andrew F. Cooper, Brian Hocking, William Maley (Eds). Hardcover, 2008. 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.