Научная статья на тему 'Концепции развития ресурсного потенциала субъектов экономики: сравнительный анализ, методологические решения'

Концепции развития ресурсного потенциала субъектов экономики: сравнительный анализ, методологические решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимова Людмила Олеговна

Рассмотрены характеристики концепций роста субъектов экономики с позиций развития ресурсного потенциала. Приведены методологические решения к развитию ресурсного потенциала субъектов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепции развития ресурсного потенциала субъектов экономики: сравнительный анализ, методологические решения»

Terra Humana

РВШСТіВ'О

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УДК 330. 34. 014. 2: 167.7 ББК 65.23

Л.О. Евдокимова

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Рассмотрены характеристики концепций роста субъектов экономики с позиций развития ресурсного потенциала. Приведены методологические решения к развитию ресурсного потенциала субъектов экономики.

Ключевые слова:

концепция, методологическое решение, развитие, регион, ресурсный потенциал, субъект экономики.

Низкая эффективность экономики, структурные диспропорции в ресурсном обеспечении хозяйствующих субъектов приводят к необходимости расширения теоретико-методологических представлений о возможностях эффективного использования ресурсов. Концепции развития субъектов экономики в отечественной и зарубежной науке и практике рассматривается с различных позиций [1; 14-16; 20]. Однако предлагаемые концепции не выделяют в качестве ключевого направления методологию развития ресурсного потенциала и не предлагают в этом направлении законченных методологических решений.

При усилении конкуренции территорий за ресурсы актуальным вопросом становится выявление возможностей развития субъектов экономики в результате формирования совокупного ресурсного потенциала территории (региона). В связи с этим научно-практический интерес имеет анализ существующих концепций роста субъектов экономики с позиций оценки возможностей использования и развития ресурсного потенциала.

в результате проведенного анализа концепций роста могут быть выделены методологические подходы к использованию и развитию ресурсного потенциала. Так, неоклассическая теория роста предлагает рассматривать факторы, влияющие на повышение производственного ресурсного потенциала экономической системы [6; 10].

Развитие национальной экономики в данной концепции рассматривается как результат эффективного распределения ресурсов между субъектами экономики на основе использования механизмов конкуренции в ресурсном обеспечении.

Применительно к региону опережающие темпы роста экономики определённого региона могут обеспечиваться при снижении темпов роста экономик других регионов. Параметры роста определяются уровнем развития технологических ресурсов, величиной инвестиционных ресурсов, количеством и качеством трудовых и природных ресурсов. При этом в качестве ключевого фактора развития рассматривается мобильность ресурсов, которая обеспечивается на основе формирования открытой экономики и конкуренции субъектов экономики за ограниченные ресурсы.

неоклассические теории предлагают также географические и социальные особенности региона в качестве внутренних факторов роста регионов. При реализации неоклассической модели роста могут быть выделены основные условия:

- скорость количественных изменений внутренних источников развития (трудовых, инновационных и инвестиционных ресурсов) определяет дифференциацию в темпах роста регионов;

- изменение межрегиональных диспропорций осуществляется в зависимости от мобильности факторов производства

(в основном, на основе мобильности ресурсов);

- характеристики ресурсной обеспеченности социальных процессов регионов должны быть унифицированы.

неоклассические теории предполагают наличие национальных и региональных свободных конкурентных рынков и свободную конкуренцию регионов за ресурсы. в частности, предполагается, что в менее развитых регионах фиксируется более низкая заработная плата, соответственно формируются процессы снижения издержек производства и повышения прибыли, что обуславливает приток дополнительного объёма ресурсов и ускоренное развитие региона.

теории кумулятивного роста показывают, что с помощью специализации и эффекта масштаба незначительное преимущество региона с течением времени может перейти в категорию существенных преимуществ [6, с. 15]. Ускоренное развитие региона согласно моделям обусловлено преимуществами определенных «точек роста» (полюсов, центров роста). При этом отставание экономически слабых регионов при отсутствии таких центров роста может еще более усиливаться.

в кумулятивной модели городской агломерации в качестве основных центров ускоренного развития региона рассматриваются крупные городские агломерации, способствующие снижению производственных издержек [11]. Согласно модели, мегаполисы являются «полюсами роста» экономики региона и страны. Региональная агломерационная экономия издержек производства стимулирует приток специалистов, рост производительности труда, оказывая сильное воздействие на процессы размещения предприятий и приток инвестиционных ресурсов. Региональный рост в модели основан на внутренних немобильных ресурсах и привлечении мобильных ресурсов из других регионов. Эффект агломерации, способность региона к инновациям и современным технологиям, социально-политические составляющие, создание привлекательного предпринимательского и инвестиционного климата для инвесторов выступают ключевыми элементами регионального развития.

в кумулятивной теории «центр-периферия» на основе анализа факторов развития предлагается считать, что рост региона концентрируется в городах [11, с. 25]. Рост экономик крупных городов позволяет развиваться регионам за счет собственных ресурсов. Дополняют теории роста за счет

крупных городов теории неравномерного размещения предприятий, обеспечивающих рост экономики за счет организаций с высокой добавленной стоимостью. Согласно модели «полюсов роста», развитие экономики происходит неравномерно: динамичные передовые отрасли являются локомотивами развития всей экономики и представляют собой «полюса развития». Через систему взаимосвязей «затраты-выпуск» эффект роста производства передается на весь регион или страну. Благодаря процессу концентрации производства передовые отрасли сосредотачиваются в центре роста (определенной территории).

возможность предотвращения негативных процессов в экономике предоставляет использование концепции пространственного развития России. Одной из причин необходимости применения концепции пространственного развития является проблема дефицита в России человеческих, финансовых, инфраструктурных, инновационных и других ресурсов и усиление территориальных ресурсных диспропорций [2, 8].

Представление о пространственном развитии более точно соответствует комплексному исследованию ресурсного потенциала территории. в пространственной концепции предлагается исследовать пространственное развитие через оценку потенциала территории как совокупности потенциалов процессов при оптимизации параметров изменений. Пространственно-экономическая трансформация рассматривается как объективный процесс, включающий в себя реструктуризацию и интеграцию ресурсного потенциала субъектов территории. Концепция предлагает объединить нормативные, экономические и организационные ресурсы и направить усилия на экономическое оздоровление, развитие и самореализацию конкурентного потенциала территорий как участников экономической деятельности.

Под пространственными изменениями территории понимается также процесс изменения долговременно устойчивых показателей развития многорегиональной экономической системы России [9]. При этом трансформация экономического пространства Российской Федерации рассматривается как движение к заданной территориальной структуре экономики. С той целью изучается эволюция пространственного распределения экономической активности, выявляются причины активности экономики регионов, ресурсные возможности и ограничения.

Общество

Terra Humana

При реализации программы пространственного развития понятие территориального разделения труда трансформируется в понятие пространственного разделения труда, отражая возникновение новых факторов и объектов изучения экономической специализации и региональных ресурсов. в этом случае пересмотра требует оценка ресурсного потенциала территории. введение пространственного ресурсного потенциала приводит к раздельному рассмотрению потенциала района (региона) в различных областях пространства.

в качестве альтернативы пространственного развития в теоретических исследованиях предлагается синергетическая концепция равновесия. Используя инструменты такой концепции, необходимо в процессе исследований переходить от анализа замкнутых систем (отдельных регионов) на выявление взаимосвязей, пропорций, взаимодействий территорий. Основной интерес представляют варианты анализа структурных преобразований, механизмов их реализации и значения в процессах развития территорий (регионального пространства) [5].

Понятие регионального пространства в этом случае целесообразно рассматривать как многоуровневую систему экономических отношений, концентрируемых и интегрируемых территориально направленными производственными и потребительскими мотивами в общем процессе развития глобализации. Это позволяет определить принципы эффективного взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда и предпосылки для получения синергетического эффекта в качестве основы развития производительных сил региона.

в условиях нарастающей дифференциации в региональном развитии, которые невозможно преодолеть только за счет повышения темпов экономического роста, синергетический эффект становится вариантом предотвращения развития негативных процессов в ряде территорий. необходимо создавать такие условия, при которых каждый регион имеет возможность использовать внутренний ресурсный потенциал.

наряду с пространственной концепцией широкое распространение получила концепция устойчивого развития [3; 7; 12; 13]. Методологической основой концепции устойчивого развития субъектов экономики с позиций ресурсного развития может рассматриваться идея формирования потенциала устойчивости. Размер потенциала определяет возможность влияния региона на социально-экономическую си-

туацию страны. Чем выше потенциал устойчивости, тем шире доступ к ресурсам, тем выгоднее их размещение и выше степень свободы в деятельности региона. При этом потенциал устойчивости рассматривается как взаимосвязанная совокупность экономического, социального, экологического потенциалов, отражающих состояние экономических, социальных, экологических ресурсов общества, степень их способности обеспечивать и восстанавливать сбалансированное, стабильное, равновесное и целостное социально-экономическое развитие не только на текущий момент, но и на перспективу. Рядом специалистов предлагается для сохранения устойчивого развития государства выделять региональные секторы устойчивого развития [18;, 19; 21].

Региональное устойчивое развитие рассматривается как составная часть мировых и государственных процессов, направленных на решение проблем сохранения целостности государства в качестве гаранта регионального развития, обеспечения долгосрочной перспективы развития региона при удовлетворении потребностей территориальных сообществ.

Устойчивое развитие предполагает создание и планирование условий, при которых система, достигнув состояния устойчивости ресурсного потенциала, не переходит в состояния дисфункционального использования ресурса. в связи с этим существенную роль имеет определение критериев, позволяющих установить уровень устойчивости состояния ресурсных компонентов системы. вопрос разработки единых критериев, индикаторов в экономической практике не решен, хотя попытки найти один или несколько универсальных индикаторов предпринимаются [4].

в работах по проблемам устойчивого развития используют системный подход, при котором рассматривается сложная структура, включающая в себя общественную и экологическую системы, социальное, экономическое и природное взаимодействие ресурсов. Устойчивое развитие рассматривается как совокупность ресурсов, направленных на развитие территории, сферы деятельности, организации для удовлетворения потребностей общества и отдельного человека. «Устойчивое развитие - это экономическое развитие, обеспечивающее устойчивость окружающей среды и устойчивый, постоянный экономический рост» [21, с. 263].

Для реализации концепции устойчивого развития предлагается трехкомпонен-

тная модель, включающЕг совокупность производственного, инфраструктурного и социального ресурсного потенциалов территории. В качестве критерия эффективной реализации модели устойчивого развития предлагается интегральный критерий развития человеческого, физического и природного ресурсного потенциала при условии их взаимозаменяемости и взаимодополняемости [17, с. 320].

Таким образом, многочисленные исследования не предлагают единой законченной концепции развития ресурсного потенциала субъектов экономики. Для эффективного использования и развития совокупного ресурсного потенциала субъектов экономики может быть предложена модель ресурсных возможностей. Установочным критерием такой модели является способность к эффективному использованию и развитию ресурсного потенциала при сохранении и восстановлении ресурсов.

в предлагаемой модели необходимым условием должен рассматриваться вариант выхода из «области невозможности использования ресурсов», так как учитываются существующие ресурсные диспропорции. в модели должны быть учтены три стадии развития субъектов экономики: «рост», «стабилизация», «выживание». в зависимости от текущего состояния субъекта формируются три ресурсных позиции: сохранение потенциала устойчивости ресурсного обеспечения (регионы и отрасли стабильного развития), развитие ресурсного потенциала (регионы и отрасли, имеющие потенциал роста) и перераспределение ресурсов (смешанная группа, включающая также депрессивные регионы и отрасли).

На первом этапе становления ресурсной политики регионы и отрасли стабильного развития должны оставаться на механизмах самофинансирования (реинвестирования). в регионах и отраслях, имеющих высокой потенциал интенсивного использования ресурсов, требуется ранжирование ресурсов по приоритету стратегической значимости с выделением «центров роста» экономики регионов.

выделенные направления потребуют значительных (в первую очередь, государственных) инвестиций. Интенсивный рост ресурсного потенциала сильных позиций России позволит обеспечить синергетический эффект наращивания экономической силы. недопустимы вложения основных ресурсов в слабые отрасли, поскольку экстенсивное использование ресурсов приведет к усилению слабых сторон в экономике России.

При ранжировании ресурсных возможностей необходимо провести классификацию регионов по совокупности характеристик ресурсных возможностей региона, определить направления специализации отраслей по уровню конкурентоспособности отраслей в регионе. По уровню ресурсного потенциала сфер деятельности необходимо провести внутриотраслевую классификацию. Для крупных мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург) требуется выделение ключевых ресурсов для определения направлений развития.

При классификации регионов одним из приоритетных признаков значимости региона является его инвестиционная привлекательность. Для оценки инвестиционной привлекательности и управления инвестиционным процессом может быть использована модель, включающая три составляющие: экономическую (оцени-

вает степень доходности инвестируемых средств); рисковую (оценивает совокупный риск); конкурентную (оценивает конкурентоспособность региона). Кроме этого регионы оцениваются по инновационному, экономическому, природному, человеческому и совокупному потенциалам.

все субъекты экономики по мере развития ресурсного потенциала переходят в группы более высокого уровня, что предоставляет возможность дополнительного финансирования со стороны государства, национального и транснационального бизнеса. Регионы, отрасли, не способные к развитию ресурсного потенциала, требуют разработки специальной государственной социальной политики.

При оценке уровня ресурсного приоритета определенной сферы деятельности (например, сферы услуг) необходимо также рассматривать соотношения силы ресурсного потенциала отрасли, отраслевого рынка и региона, в котором находится сфера деятельности. При несовпадении уровней необходимо выбирать стратегические альтернативы. так, при работе на сильных отраслевых рынках при слабом внутреннем развитии ресурсного потенциала необходимо выявить и усилить внутренние конкурентные преимущества. наиболее эффективным способом реализации стратегической ресурсной политики является выявление и эффективное использование внутренних ресурсных возможностей (ключевых компетенций) субъектов экономики.

таким образом, обобщение методологических подходов позволяет сделать вывод о том, что развитие ресурсного потенциала - это сложный, многокомпонентный

Общество

Terra Humana

процесс, который может рассматриваться на основе ранжированной оценки способности субъектов экономики к реализации возможностей совокупного ресурсного потенциала. Повышение социально-экономической роли ресурсного потенциала вызывает необходимость применения комплексного подхода к формированию

методологии исследования возможностей развития ресурсного потенциала; к анализу особенностей методологических подходов, применяемых в регионах; к определению направлений совершенствования методической базы комплексной оценки ресурсного потенциала социально-экономической среды.

Список литературы:

[1] Алексеев А.В. Структурные и институциональные условия становления инновационной экономики // Регион: экономика и социология. - 2011, № 1. - С. 91-103.

[2] Ашхотов А.М. Основы формирования нового регионального пространства // Вопросы экономики и права. - 2010, № 2. - С. 104-107.

[3] Бойко А.Ю. Устойчивое развитие глобальной системы как условие человеческой безопасности // Обозреватель. - 2010, № 6. - С. 103-111.

[4] Борлакова З.А. Понятие устойчивого развития дотационного региона: анализ исследований зарубежных и отечественных авторов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011, № 3 (27). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://uecs.mcnip.ru

[5] Вереникин А.О., Волошин Д.И. Теория структурных изменений в экономике / Учеб. пос. - М.: ТЕИС, 2009. - 230 с.

[6] Гаджиев Ю.А. Неоклассические и кумулятивные теории регионального экономического роста и развития // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2008, № 1. - С. 6-24.

[7] Ганопольский М.Г. Устойчивое развитие региона. Вопросы методологии и социокультурный контекст. - Тюмень: Изд. ИПОС СО РАН, 2010. - 64 с.

[8] Гранберг А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России // Регион: экономика и социология. - 2009, № 2. - С. 166-178.

[9] Гранберг А.Г., Суслов И.П., Суспицын С.А. Экономико-математические исследования многорегиональных систем // Регион: экономика и социология. - 2008, № 2. - С. 120-150.

[10] Корчагин Ю.А. Региональная экономика и финансы / Учеб. посо. - Воронеж: ЦИРЭ, 2010. - 260 с.

[11] Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретическое и практическое аспекты государственного регулирования. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 309 с.

[12] Неудахина Ю.Г. Обеспечение устойчивого развития как стратегическая цель региональной политики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 3 (27).

- Интернет-ресурс. Режим доступа: http://uecs.mcnip.ru.

[13] Скопин А.О., Скопин О.В. Проблемы устойчивого развития регионов России в условиях формирования рыночных отношений // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://uecs.mcnip.ru.

[14] Сухарев О.С. О приоритетах политики модернизации // Экономист. - 2010, № 3. - С. 20-25.

[15] Титов В.В. Проблемы и механизмы активизации инновационного предпринимательства в промышленности // Регион: экономика и социология. - 2011, № 1. - С. 235-247.

[16] Толмачев И.А. Все о малом предпринимательстве. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010 - 424 с.

[17] Толстов М.А. Статистическое исследование устойчивого развития экономического потенциала региона с учетом экологических последствий производственной деятельности // Вопросы экономики и права. - 2010, №12. - С. 320-324.

[18] Толстогузов О.В. Проблемы совершенствования государственного планирования развития экономической системы на уровне региона (опыт Республики Карелия) // Региональная экономика: теория и практика. - 2009, № 6. - С. 9-15.

[19] Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством: учебное пособие.

- М.: КноРус, 2009. - 400 с.

[20] Швецов А.Н. Совершенствование региональной политики. Концепции и практика. - М.: Красанд, 2011.- 320 с.

[21] Шимоханская Т.В. Проблема устойчивого развития социально-экономических систем и хозяйствующих субъектов // Вопросы экономики и права. - 2011, №2. - С. 258-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.