Научная статья на тему 'Концепции построения информационной системы управления на основе учета предпочтений пользователя'

Концепции построения информационной системы управления на основе учета предпочтений пользователя Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
233
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепции построения информационной системы управления на основе учета предпочтений пользователя»

Юркова Т.М., Егоров С.Н. КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Развитие Интернет-технологий дало мощный толчок развитию новых направлений бизнеса, в том числе обеспечило создание сетевых торговых инфраструктур. Происходящее на этом фоне развитие мирового рынка товаров и услуг приводит к возникновению ряда новых проблем. Огромный объем предложений, широкое разнообразие товаров и услуг, высокая динамика изменений рынка ведет к резкому возрастанию сложности и трудоемкости работ, увеличивает трудоемкость услуг, значительно повышая их стоимость, а в некоторых случаях доводят их до функциональных отказов.

В подобной ситуации нужна кардинальная смена самой концепции обработки информации, в том числе с использованием всемирной паутины, которая бы позволила более содержательно отвечать запросам клиентов, более оперативно реагировать на изменяющиеся требования и гибко адаптироваться к условиям рынка за счет сокращения объемов ненужной информации, упрощения процедур их обработки и т.д.

Ставится задача более качественного и эффективного нахождения соответствий спроса и предложения за счет повышения уровня персонификации и индивидуализации информации, анализа типов пользователей и их интересов, оперативности и гибкости в подаче информации (следование за постоянно меняющимися интересами пользователей), удобства получения, обработки и рассылки информации, постоянного поиска наилучшего из существующих на данный момент вариантов, организации процедур учета вкусов и интересов пользователя, возможных альтернатив и др.

Создание Интернет-технологий, обеспечивающих учет индивидуальных предпочтений пользователей для интегрированного предложения различных дополнительных (сопутствующих, интегрированных) сервисов, например, в случае продажи авиабилета это может быть выбор гостиницы, кросс - продажа билетов на культурные события, бронирование ресторанов, сдача в аренду машин и др., что оказывает существенное влияние на продвижение товаров и услуг за счет учета дополнительных требований и пожеланий, предоставляемых пользователем.

Одной из основных методологий фиксации знаний является формирование онтологии предметной области [1]. При этом онтология сроится на основе выделения классов терминов, отношений и преобразований, соответствующих физическим и абстрактным сущностям, и необходимых для решения задач предметной области. Подобное представление предметной области служит сигнатурой для создания модели предметной области S (Subject), которое будем определять следующим образом [2]:

On^S = (jS, RS, ’

где Ts (Terms) -конечное множество классов терминалов (понятий) предметной области S, обладающих качественными признаками, которые составляют их отличительную особенность в онтологии; R (Relations)

- конечное множество отношений между классами терминов; Axs (Axioms) - конечное множество аксиом

(функций интерпретации), заданных на классах и отношениях онтологии.

Вся работа с заданием предпочтений пользователей, описаний имеющихся товаров и услуг и анализом соответствия ведется на основе онтологии. Здесь под термином «онтология» понимается языковозависимая концептуальная модель предметной области, являющаяся механизмом формализованного описания предметных областей.

Формально каждую i -ю онтологию можно представить в виде кортежа:

O = (Of ,oR,oO),

где OC - множество концептов i -й онтологии; OR - множество отношений между понятиями i -й онтологии, например, «часть - целое» и т.д.; OO - множество операций концептов i -й онтологии. Концепт

онтологии описывает содержание понятия предметной области, определяет его смысловую наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения.

Множество операций концептов представляется следующим образом:

OO = {о° I j = J},

где OO - множество операций j -го концепта i -й онтологии; jf =|oO |; Of может быть пустым.

O° = {Oijk I k = iTKf} ,

где Ojjx - k -я операция j -го концепта i -й онтологии; К°° - количество операций j-го концепта; OO может быть 0. Далее необходимо определить, каким образом бизнес-процессы связаны со знаниями о соответствующих им предметных областях. Формально каждый бизнес-процесс Bp можно записать в виде кортежа:

BP = (BpA, Uj, FLj, IN,, OUT) ,

где BPA - множество атрибутов процесса; U - множество субпроцессов; FL - множество потоков, связывающих субпроцессы; IN - множество входов; OUJ - множество выходов i -го бизнес-процесса. Множество атрибутов i -го бизнес-процесса имеет вид:

BPA = (ABP, GBP, ViBP) ,

где ABP - множество атрибутов, идентифицирующих i -й бизнес-процесс; GBP - множество целей; V BP

— множество индикаторов, соответствующих целям i-го бизнес-процесса.

Отдельный j -й субпроцесс нижнего уровня иерархии i -го бизнес-процесса можно представить в виде:

Uj = (UA, F°) ,

где UA - множество атрибутов j -го субпроцесса; Ff - множество бизнес-функций субпроцесса. Каждую бизнес-функцию (работу) fO еFO можно представить так:

fO = (FA, p) ,

A г-.

где F - множество атрибутов, идентифицирующих бизнес-функцию; pе P - участник-исполнитель работы; P - множество всех исполнителей бизнес-процессов.

Каждый i -й поток (данных или управления) FL- из множества потоков j-го бизнес-процесса можно задать следующим образом:

FLj = (FLA, fl,Obj) ,

где FLA - множество атрибутов i -го потока; fl(. = (Ujm,U ■„) - кортеж декартового произведения

Uj xUj,Uj - множество субпроцессов j -го бизнес-процесса; Uym,Uin - субпроцессы j -го бизнес-

процесса; Ojj — множество объектов, передаваемых в i-м потоке, причем Obj может быть 0. Тогда, описывая бизнес-процесс на основе онтологии, каждой бизнес-функции fO е FO можно поставить в соответствие операцию из соответствующей онтологии:

f° ^ Okml ,

где okrri е°0 - l -я операция m-го концепта к -й онтологии. Из этого следует, что исполнителю бизнес-функции можно поставить в соответствие следующее:

Р ^ Okm ,

где ofm е°С - m-й концепт к -той онтологии. Каждый объект obj eObj , передаваемый в i -том потоке,

также соответствует концепту из онтологии, на основе которых описывают бизнес-процесс.

Таким образом, перед описанием процессов нужно выполнить формализацию предметных областей, в рамках которых они выполняются. Для этого необходимо описать концепты онтологии, а именно: объекты

(например, документы), которые используются в потоках, связывающих субпроцессы бизнес-процесса; и исполнителей бизнес-функций. Следует отметить, что при описании исполнителей в онтологии следует описать их доступные операции, выполнение которых позволит реализовать бизнес-функции процесса.

Обычно на начальном этапе формирование онтологии осуществляется методом интроспекции. Согласно этому методу инженер знаний обращается к своим априорным знаниям и эксплицирует их в рамках предметной области. Недостатком такого метода является его субъективизм, что откладывает отпечаток личностного представления на все последующие этапы формирования онтологии.

Предлагаемый подход формирования онтологии использует принципы объектно-ориентированного анализа и состоит в поэтапной, нисходящей детализации корпусов NFL-континуума с последующим выделением конструкций типа объект (корпуса NFL-континуума) - атрибуты и взаимодействия между объектами. В случае, если в качестве NFL-континуума имеем текстовые источники информации, то «корпус NFL-континуума» есть не что иное, как предложение текста. Устойчивые именные группы (например, в текстах ими могут быть имена существительные), в NFL -континууме помогают описать множество объектов, которые объединяются в классы терминов, образуя фактор-множество. Здесь на помощь инженеру знаний может прийти словарь, в котором накоплены кластеры слов, близких друг к другу. Кластеры накапливаются путем сбора статистики из большого числа источников. При этом выбираются не прагматические отношения между именными группами, а просто статистические, что позволяет отсечь синонимию. В процессе непосредственного использования NFL-континуума автоматизированной информационной системой приходится неизбежно наталкиваться на целый ряд проблем лингвистической природы. Одной из главных таких проблем является проблема разрешения анафорических связей. Анализируя способы наименования объектов в документах, следует различать референциальное тождество имен, т. е. отношение, связывающее имена одного и того же объекта, и анафорическую связь имен - отношение между двумя именами, из которых значение одного содержит отсылку к другому. В работе [2] предлагается использовать для каждого объекта в заданной ситуации некоторое прямое имя, которое отличает его от всякого рода непрямых - классификаторов и функциональных имен, т. е. наименований данного предмета через :го отношение к какому-то другому. Подобного рода проблемы носят имманентный характер, ибо, по мнению Никколо Гуарино, онтология есть языковозависимая концептуальная модель.

Разработка автоматизированных информационных систем, основанных на знаниях, требует решения проблем эксплицирования и фиксации в базе знаний информации, содержащейся в NFL (Natural Formal Language) - континууме по некоторой предметной области. В данном случае под NFL- континуумом понимается вся совокупность источников информации на естественных и формализованных языках. Представление первичной информации основано на использовании алфавита, построенного на множестве символов. Наименьшей информативной единицей представления информации является слово, заданное на k-ой последовательности символов. Подобное представление информации дает возможность подвергать анализу не только чисто документальную, текстовую информацию, но и структурированную, числовую информацию, содержащую фактические сведения.

При этом необходимо синтезировать систему, ориентированную на анализ предпочтений пользователей, приходящих на сайт, с анализом групп пользователей и их интересов, а также с возможностью выяснения насколько получаемые результаты соответствуют пользовательскому запросу.

Таким образом, разработка удобной интеллектуальной системы поиска наилучших вариантов на основе Интернет - запросов пользователей к базе данных обеспечит повышение производительности и индивидуальности обработки запросов.

Предполагаемое использование системы - поддержка Интернет - сайтов, ориентированных на работу с пользователем, и предоставление ему по запросу определенной информации или услуг. Например, данная система может использоваться для работы Интернет-магазинов, Интернет-порталов или поисковых систем.

На следующем этапе из корпусов NFL-континуума извлекаются факты, те части NFL-континуума, которые содержат реальные события и явления. По аналогии с логикой высказываний, предложения характеризуют сложные высказывания, а факты рассматриваются как простые высказывания, представляющие собой простые утвердительные предложения. Далее все факты группируются по объектам. Некоторые факты могут явно упоминать объекты, это свидетельствует о том, что объекты были идентифицированы соответствующим образом. В других фактах объекты подразумеваются неявно (анафорическая связь имен), тем не менее, все факты группируются с объектами. Один и тот же факт может быть соотнесен с разными объектами. Для удобства используется матрица K0nt (Knowledge-Ontology), где столбцы представляют группы, в данном случае группы «объект» и «факты», а строки - соответствующие записи, в которые помещаются названия объектов и перечисляются относящиеся к ним факты. В матрице K группа «объект» представлена в виде множества Ts/= {^.,,..., t, -\,...tn J , где i= 1, 2, ...,n, а п - число идентифицированных объектов. Множество

Ts/впоследствии вырождается в классы терминов. Затем необходимо последовательно разделить факты

для каждого объекта на три группы и добавить их в матрицу K0nt в виде новых столбцов. Разделение следует проводить с помощью как семантического, так и синтаксического разбора фактов. Разделение факта для первой группы состоит в выявлении необходимых постоянных признаков, принадлежащих объекту, которые назовем атрибутами объекта. Группа атрибутов (Attributes) в матрице K0nt представлена множеством A 2 = a 2,..., a 2,".am 2} , где j = 1, 2, ..., п, a m - число атрибутов соответствующего объекта.

Атрибуты объекта характеризуют его свойства и могут упоминаться в фактах именами прилагательными, наречиями и именами существительными, которые до этого не были определены в качестве объектов.

Далее для каждого объекта добавляется вторая группа, вариации поведения (Behavior). Представим данную группу в виде Bs/3 = b 3,..., bj 3, ...Зр 3} , где j = 1, 2, ..., р, а р - число вариаций поведения со-

ответствующего объекта. В эту группу помещается каждая вариация поведения объекта, которая может быть вызвана какой-либо переданной ему информацией, т. е. посылкой некоторого сообщения. Вариации поведения определяют совершаемые объектом действия, которые путем манипуляции его атрибутов переводят объект из одного состояния в другое. На этом же этапе возможно уточнение и пополнение списка атрибутов множества A .

Поведение объектов не определяется случайным образом. Объекты отзываются на стимулы в форме сообщений. Причем та или иная вариация поведения определяется посылкой объекту сообщения, требующего, чтобы объект выработал именно такой способ поведения. В фактах, указывающих на взаимодействие объектов, выявляется субъект предложения и объект предложения, над которым субъект совершает действие

путем посылки сообщения. Таким образом. Формируется группа взаимодействия Cs/4 = {с 4,..., С-4, ...Cs4} . Элементы С:

Су ^ представляются в следующем виде: объект-инициатор -> посылает сообщение ->объект-приемник.

Сообщение, посылаемое объектом-инициатором, для объекта-приемника может являться одновременно и вариацией поведения, изменяющим его состояние. В частности, в контексте текстов на вариации поведения и взаимодействия указывают глаголы, причастные и деепричастные обороты.

В результате факты, ранее соотнесенные с объектами, трансформируются в три новые группы, и исходная матрица К0п} примет вид

где столбцы представлены множествами классы понятий Ts - атрибуты, As - вариации поведения, Bs -взаимодействия C В строках размещаются соответствующие экземпляры классов, т. е. выделенные ранее объекты и элементы групп. Причем записи в строках отражают семантику фактов и являются не чем иным, как множеством аксиом (функций интерпретации) - Ax , заданных на объектах и определяющих взаимодействия между ними. Пара объект - атрибуты образует конечное множество классов - Ts, а группы вариации поведения - взаимодействия составляют конечное множество отношений - R . Естественным ограничением, накладываемым на множества Ts, Rs и Axs , является их конечность и непустота. В случае, если R и Axs

- пустые множества, онтология Onts трансформируется в простой словарь. Такая онтология может быть

полезна для спецификации, пополнения и поддержки словарей предметной области, но онтологии-словари имеют ограниченное использование, поскольку не вводят эксплицитно смысл терминов [1] . Онтологии часто приравнивают к таксономическим иерархиям классов, но онтологии не должны быть ограничены этими формами. В онтологиях только задание аксиом позволяет ограничить возможные интерпретации определенных терминов для рассматриваемого NFL-континуума.

Предлагаемый подход исключает пустоту множеств R и Ax , что дает возможность вводить иерархическую систему понятий, связанных между собой различного рода отношениями. Понятия организованы в иерархии, связи внутри которых структурированы так, чтобы осуществлять логический вывод на основе перехода от общего к частному и обратно. В процессе декомпозиции и классификации объектов используются такие универсальные отношения как: генерация - is_a «есть некоторый», классификация -

instance of «быть примером», агрегация - part_of «быть частью», ассоциация - member of «быть элементом». Выделение фактов из описания предметной области вида «объект - атрибут - действие» позволяет представлять знания как набор правил, каждое из которых состоит из двух частей: из антецедента и

консеквента или условия и результата, или (как в порождающей грамматике) левой и правой частей. Такая концепция позволяет использовать системы продукции [3]. Интегрирование модели представления знаний с продукционными системами позволяет учитывать взаимодействие причинно-следственных отношений различных типов.

В качестве основы моделирования выбрана так называемая «модель Аристотеля» [3], предлагающая для пользователя такие базовые концепты, как «объект», «сценарий действий», «отношение» и «атрибут». Данная модель позволяет представлять нечеткую и неструктурированную информацию в удобном виде, обеспечивая стандартные требования к онтологии - прозрачность, расширяемость, адекватность и пр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: Питер, 200, 384 с.

2. Якимов В.Н., Дьяконов Г.Н., Машков А.В. Формирование онтологии предметной области на основе анализа NFL - континуума. Информационные технологии, № 3, 2006, с. 36-39.

3. Андреев В.В., Виттих В.Ф., Батищев С.В., Ивкушкин К.В., Минаков И.А., Ржевский Г.А., Сафронов А.К., Скобелев П.О. Методы и средства создания открытых мультиагентных систем для поддержки процессов принятия решений // Изв. АН. Теория и системы управления. 2003. № 1.

K Ont =

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.