Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ ДЕЙСТВИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004–2005 гг.'

КОНЦЕПЦИИ ДЕЙСТВИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004–2005 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity concept at the labor market of 2003–2005 in Omsk region is a system of realization of the main trends and state policy priorities in the sphere of population employment is to find out key problems of Omsk labour market and to work out co-ordinated actions of the government public unions and other social institutions. This activity is to increase efficiency of labour market regulation and employment status in the formal sector of economy and to decrease unem-ployment rate.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ ДЕЙСТВИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004–2005 гг.»

УДК 331.552

В.Е. Калугин, Н.Н. Чекмарева

Департамент ФГСЗН по Омской области

О КОНЦЕПЦИИ ДЕЙСТВИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004-2005 гг.

Activity concept at the labor market of 2003-2005 in Omsk region is a system of realization of the main trends and state policy priorities in the sphere of population employment is to find out key problems of Omsk labour market and to work out co-ordinated actions of the government public unions and other social institutions. This activity is to increase efficiency of labour market regulation and employment status in the formal sector of economy and to decrease unemployment rate.

Концепция действий на рынке труда Омской области на 2003-2005 гг. (далее - концепция) представляет собой систему реализации основных направлений и приоритетов государственной политики в сфере занятости населения на территории Омской области. Цель ее разработки состоит в определении ключевых проблем рынка труда Омской области и выработке скоординированной деятельности органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленной на повышение эффективности регулирования рынка труда и состояния занятости в формальном секторе экономики, снижение уровня общей безработицы.

Ситуация на рынке труда в Омской области. Экономический спад в период с 1990 по 1999 гг. привел к значительному сокращению занятости, росту доли экономически неактивного населения и уровня безработицы. Столкнувшись с необходимостью сокращения затрат в условиях снижения объемов производства, предприятия высвобождали рабочую силу. Спад спроса на рабочую силу в этот период был характерен для основных отраслей экономики: промышленности, строительства, сельского хозяйства. Интенсивность перемещений рабочей силы возрастала, вследствие чего произошли существенные изменения в профессиональной и отраслевой структуре занятости с движением в сторону сегмента экономики рыночной направленности. Численность занятых росла в сфере услуг (торговля, общественное питание, финансы, кредитование и страхование). Процесс восстановления экономики в последние три года изменил сложившиеся тенденции: начали появляться дополнительные рабочие места в промышленности, ожидая возвращения к трудовой жизни безработных и экономически неактивного населения. Движение рабочей силы стало более сложным по характеру: все чаще работники, переходя на другое предприятие или в другую отрасль, одновременно меняют и профессию. Перемещение работников связано с поиском рабочего места в финансово устойчивых структурах.

Демографический фактор. В Омской области только за последние три года из-за низкого уровня рождаемости, высокой смертности (число смертей в 1,6 раза превышает число рождений) и миграционной убыли численность постоянного населения уменьшилась на 42,7 тыс. человек. Более всего сокращение численности произошло в 1999 г. (на 16 тыс. человек). Повышенная смертность отмечается среди населения трудоспособного возраста (особенно мужчин), что является косвенным показателем неудовлетворительного состояния здоровья рабочей силы. В структуре населения Омской области снижается доля и численность лиц моложе трудоспособного возраста, но растет доля и численность пенсионеров.

Миграционный фактор. До 1999 г. приток мигрантов в Омскую область из соседнего Казахстана превышал отток эмигрантов в Германию, а значит, отъезд квалифицированных специалистов в некоторой степени восполнялся. За 2002 г. миграционная убыль населения составила 7,3 тыс. человек. По сравнению с 2001 г. она уменьшилась в 1,3 раза - в основном за счет увеличения прибывших из стран СНГ и снижения потока людей, выезжающих в дальнее зарубежье или в другие регионы страны. Негативным моментом воздействия миграционного фактора на рынок труда можно назвать накопление нелегальной трудовой миграции.

Цена труда. В период рыночных преобразований произошло увеличение нерациональной дифференциации уровней оплаты труда. В частности, в отдельные месяцы 2002 г. заработная плата в электроэнергетике и топливной промышленности, сфере финансов, кредита, страхования превышала средний уровень по области более чем в 2 раза. А в сельском хозяйстве, легкой промышленности заработная плата была, наоборот, более чем в 2 раза ниже среднеобластной. В такой важной отрасли, как машиностроение и металлообработка, - на 20 % ниже средней величины, сложившейся в областном промышленном комплексе. В учреждениях здравоохранения и образования заработная плата составляла

© В.Е. Калугин, Н.Н. Чекмарева, 2003

9

В.Е. Калугин, Н.Н. Чекмарева

только 58 % от средней. Соотношение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляло (c 1.05.2002 г.) только 24 %. Поэтому продолжается отток квалифицированных кадров из региона. Среди занятого населения в 2002 г. показатель работников с высшим образованием был ниже среднероссийского: 49,6 % - в области, 54,1 % -в России. Низкая цена труда, наличие вакансий с оплатой в размере минимальной заработной платы стали одной из причин нового дефицита кадров, возникающего на предприятиях, которые восстанавливают производство. Серьезной областной проблемой остается задолженность по заработной плате, которая на 1 января 2003 г. составляла 681,5 млн руб., что на 9,2 % больше, чем на 1 января 2001 г.

Неформальная занятость. Неформальный сектор составляет существенную долю рынка труда. К нему относят индивидуально занятых работников и владельцев мелких, в том числе незарегистрированных, производственных единиц, официально не оформленных работников на зарегистрированных предприятиях. В Омской области более 16 % (151 тыс. человек) общей численности занятого населения трудятся в неформальном секторе (по России - 14 %), из них 38 % выполняют работы сельскохозяйственной направленности.

Скрытая безработица. Скрытая безработица понимается как безработица, скрытая от официального наблюдения, когда фактически безработные причисляются к занятому населению. Одним из явных проявлений потенциальной (скрытой) безработицы является неполная занятость. За 19982002 гг. численность работников, занятых в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации предприятия, сократилась с 65,7 тыс. до 24,2 тыс. человек (в 2,7 раза). По отношению к среднесписочной численности работающих - с 10,2 до 4,3 %. Численность работников, находившихся в вынужденных отпусках, уменьшилась с 85,6 тыс. до 21,3 тыс. человек (в 4 раза), а по отношению к среднесписочной численности занятых в экономике - с 13,3 % до 3,8 %.

Безработица. Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу вызвали безработицу, которая достигла максимума после финансового кризиса 1998 г. (наивысший уровень в 150 тыс. человек, или 15,0 % от экономически активного населения, был отмечен в ноябре 1999 г.). Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости (регистрируемая безработица), прошла пик активности в апреле 1997 г. (28,5 тыс. человек, или 2,7 % экономически активного населения). Оживление экономики области в 2000-2002 гг. привело к:

- снижению среднегодовой численности безработных со 145 тыс. человек в 2000 г. до 105 тыс. человек в 2002 г., снижению уровня общей безработицы с 13,9 до 9,4 %;

- увеличению степени регулируемости процессов на рынке труда. Обращаемость граждан в государственную службу занятости выросла с 50,5 тыс. в 2000 г. до 68 тыс. человек в 2002 г. (на 35 %);

- сокращению доли безработных, ищущих работу свыше одного года, среди общей численности безработных с 43,4 до 29,7 %, а среди зарегистрированных безработных - с 13,2 до 12,7 %.

Территориальные проблемы рынка труда. В силу различия в экономическом уровне районов, природно-климатических условиях ситуация на рынках труда территорий области дифференцирован-на. Повышенный уровень безработицы отмечается в районах северной зоны и зоны северной лесостепи Омской области: Усть-Ишимском, Знаменском, Называевском, Тевризском, Горьковском. Минимальный уровень - в Омском, Азовском, Полтавском районах.

Финансовые проблемы. С 2001 г. финансирование политики занятости осуществляется за счет средств федерального бюджета (по России до 95 %) с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов работодателей (по России - 5 %). Средства федерального бюджета направлялись как на социальную поддержку безработных граждан, так и на активные мероприятия. В Омской области привлеченные средства областного бюджета на условиях софинансирования были выделены на реализацию программы общественных работ. Вместе с тем этих средств оказалось недостаточно для содействия трудоустройству обратившегося в службу занятости населения. В результате в регионе выросло число получателей пособий почти на 20 %, в то время как по отдельным программам (профобучения и социальной адаптации безработных) участников активных программ стало меньше.

Прогноз ситуации на 2004-2005 гг. В ближайшие два года численность занятых в экономике области увеличится на 13 тыс. человек. В том числе в материальном производстве: с 690 до 697 тыс. человек, в непроизводственной сфере - с 287 до 293 тыс. человек. В организациях негосударственной формы собственности с учетом прироста занятых должны будут обеспечены работой 22 тыс. человек. На государственных предприятиях произойдет сокращение штатов до 338 тыс. человек. Поскольку с 2004 г. вводится альтернативная воинская служба, а также с учетом развития экономики региона возможно замедление роста численности молодых людей, поступающих в высшие учебные заведения,

10

О концепции действий на рынке труда Омской области в 2004-2005 гг.

при одновременном увеличении конкуренции между вузами. Финансовые ограничения будут сдерживать численность зарегистрированных безработных до 27-28 тыс. чел.

Основные направления региональной политики на рынке труда. Главными целями государственной политики на рынке труда являются удовлетворение потребностей населения в работе и удовлетворение потребностей работодателей в квалифицированных кадрах. Для достижения этих целей необходимо разработать и реализовать в 2004-2005 гг. комплекс адекватных превентивных мер в социально-трудовой сфере, направленных на решение следующих ключевых задач:

1. Переход от регулирования безработицы к регулированию рынка труда и социально-трудовой сферы. Так как вопросы занятости населения взаимосвязаны с другими направлениями социальноэкономической политики, а регулирование рынка труда может осуществляться только в рамках макроэкономического регулирования, то для выполнения поставленной задачи необходимо:

- разработать технологию, встраивающую политику занятости в систему макроэкономического регулирования;

- совершенствовать прогнозно-аналитическую деятельность в части комплексной оценки трудовой сферы и рынка труда;

- выработать меры, обеспечивающие улучшение качества рабочей среды;

- отработать механизм согласования (экспертизы) принимаемых решений с основными показателями, характеризующими состояние занятости и рынка труда;

- обеспечить разработку и реализацию инвестиционных, отраслевых и других программных документов, предусматривающих создание и сохранение рабочих мест;

- стимулировать более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малого предпринимательства.

2. Обеспечение экономики области кадрами необходимой квалификации. Решение данной задачи возможно через совершенствование кадровой политики, призванной согласовать функционирование рынка труда и рынка образовательных услуг, удовлетворить потребности граждан в получении и реализации профессионального образования и обеспечить организации кадрами соответствующей квалификации. В связи с этим требуется:

- внедрить на всех уровнях мониторинг рабочих мест; осуществлять мониторинг трудовых ресурсов и рынка образовательных услуг;

- прогнозировать спрос организаций на рабочую силу в её профессионально-квалификационном разрезе;

- выработать научно обоснованные рекомендации для экономического и организационного регулирования рынка профессий;

- создать систему аттестации и контроля качества образования с учетом требований рынка труда;

- усилить взаимодействие между учебными заведениями и предприятиями;

- разработать меры по стимулированию работодателей к развитию внутрипроизводственного обучения;

- активнее включать в образовательный процесс школ трудовое обучение и трудовое воспитание.

3. Повышение эффективности государственного регулирования рынка труда. Так как на федеральном уровне идет активный процесс совершенствования законодательства, регулирующего отношения в сфере занятости, то и в регионе необходимо будет провести аналогичную работу. Область должна иметь программы по созданию рабочих мест, развитию кадрового потенциала, по содействию занятости населения, охране труда работающих, профессиональной адаптации военнослужащих, привлечению иностранной рабочей силы. Необходимы законы Омской области, направленные на развитие сельской самозанятости, определение квоты для финансово устойчивых предприятий по трудоустройству неконкурентоспособных на рынке труда групп населения. Предстоит вновь обратиться к документам по разграничению полномочий, функций, сфер влияния в вопросах регулирования рынка труда и занятости между федеральными органами исполнительной власти, администрацией области и местным самоуправлением.

Изменение законодательства в этом вопросе связано с повышением степени ответственности исполнительной региональной власти за реализацию политики занятости в области. Теперь ей делегируются полномочия по формированию социально и политически обоснованной политики занятости, разработке конкретных программных действий по регулированию рынка труда.

В связи с вышесказанным целесообразно более четко зафиксировать функции и полномочия каждой структуры, стоящие перед ними задачи, направления и формы их взаимодействия на рынке труда. В целом существующее в настоящее время областное законодательство соответствует федерально-

11

В.Е. Калугин, Н.Н. Чекмарева

му. В то же время, учитывая особенности отдельных подзаконных нормативных актов в нашем регионе, целесообразно расширить правовое поле для реализации региональной политики на рынке труда через обеспечение возможности участия Департамента ФГСЗН по Омской области в законотворческой деятельности. Например, было бы логичным участие его в проведении социальной экспертизы областных целевых программ с точки зрения их влияния на рынок труда.

С учетом изменившейся законодательной и нормативной базы вопросы в системе управления занятостью населения на территории Омской области возникают на уровне следующих отношений:

Между администрацией области и Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Омской области.

В настоящее время наиболее приемлемым вариантом взаимодействия может быть уже частично апробированный - подписание соглашений о взаимодействии со структурными подразделениями администрации области (Экономический комитет области, Комитет по социальной политике), которые должны предусматривать конкретное участие каждой стороны в направлениях деятельности, например, при разработке программ занятости или организации общественных работ. Следует активнее использовать возможности объединения усилий сторон в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Между органами местного самоуправления в районах области и округах г. Омска и Государственным учреждением «Центр занятости населения» соответствующего района и округа (ГУ ЦЗН) г. Омска.

Несмотря на расширение полномочий органов местного самоуправления по регулированию муниципальных рынков труда, на практике задачи, стоящие перед администрациями районов в этой сфере, в большинстве муниципальных образований переадресуются на районные центры занятости населения.

В связи с этим необходимо перестраивать систему ответственности за ситуацию на районных рынках труда: служба занятости не должна быть единственным звеном в этой системе, она должна принимать участие в управлении занятостью, в том числе через выступление с инициативами к муниципалитету по решению вопросов занятости и активизацию механизмов социального партнерства.

Органы местного самоуправления должны активнее взаимодействовать с руководителями организаций по вопросам занятости населения, способствуя тем самым повышению эффективности реализации муниципальных программ занятости.

Между территориальным органом Минтруда по вопросам занятости в Омской области (Департамент ФГСЗН) и различными общественными формированиями с учетом процессов демократизации общества.

Необходимо определить степень участия в региональной системе управления занятостью различных общественных организаций, а также органов территориального самоуправления и искать пути привлечения их к работе по регулированию рынка труда. Примером положительного опыта может служить программа общественных работ, проводимая в г. Омске с помощью комитетов территориального общественного самоуправления.

В связи с этим повышается роль областного координационного комитета содействия занятости населения. Решения комитета позволят согласовать действия участников системы управления занятостью. Кроме того, необходимость консолидации финансов на реализацию региональной политики занятости потребует участия координационного комитета по привлечению средств областного бюджета.

Механизмы финансового обеспечения действий по регулированию рынка труда. В среднесрочной перспективе сохранится принцип паритетности при выделении средств из федерального и областного бюджетов, в дальнейшем из федерального бюджета предполагается финансирование только программы материальной поддержки безработных граждан. Распределение средств между районами будет проводиться на основании муниципальных программ занятости исходя из степени напряженности ситуации на районных рынках труда и с учетом участия муниципальных бюджетов в финансировании программных мероприятий.

1. Социально-экономическое положение Омской области: Доклад / Омский областной комитет государственной статистики. Омск, 2003.

2. Мониторинг рынка рабочей силы Омской области / Департамент ФГСЗН по Омской области. Омск, 2003. № 32.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.