Научная статья на тему 'Концептосфера модальности в эзотерическом дискурсе (на примере англоязычных гороскопов)'

Концептосфера модальности в эзотерическом дискурсе (на примере англоязычных гороскопов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
238
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДАЛЬНОСТЬ / РЕАЛЬНОСТЬ/ИРРЕАЛЬНОСТЬ / РЕФЕРЕНТИВНОСТЬ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ЭЗОТЕРИКА / ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахметова А. М.

В данной статье категория модальности представлена в виде концептосферы, которая рассматривается в эзотерическом дискурсе, в частности, в гороскопах. Исследуемый концепт субьективно-межличностной модальности представлен микроконцептами деонтической (предписывающей), эпистемической (описывающей) и аксиологической (оценочный) модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептосфера модальности в эзотерическом дискурсе (на примере англоязычных гороскопов)»

УДК 409

КОНЦЕПТОСФЕРА МОДАЛЬНОСТИ В ЭЗОТЕРИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ГОРОСКОПОВ)

© А. М. Ахметова

Зауральский филиал Башкирского государственного аграрного университета Россия, Республика Башкортостан, 453830 г. Сибай, ул. Пушкина, 17.

Тел.: +1 (927) 934 61 71.

E-mail: axmetov@bk.ru

В данной статье категория модальности представлена в виде концептосферы, которая рассматривается в эзотерическом дискурсе, в частности, в гороскопах. Исследуемый концепт субьективно-межличностной модальности представлен микроконцептами деонтической (предписывающей), эпистемической (описывающей) и аксиологической (оценочный) модальности.

Ключевые слова: модальность, реальность/ирреальность, референтивность, концепто-сфера, эзотерика, дискурс.

В современной лингвистике общепринятой считается трактовка модальности как языковой категории, отражающей различные стороны человеческого мышления. Данная категория выражает отношение человека к окружающей его действительности, которое складывается в процессе восприятия им явлений объективного, реального мира. Мысли человека, его отношение к познаваемым реалиям находят свое отражение в языке, который как бы «материализует» их.

Понятие модальности охватывает очень широкий круг явлений, и это неизбежно приводит к прямо противоположным толкованиям данной категории, начиная от ее трактовки только как грамматической категории и заканчивая когнитивнодискурсивной интерпретацией. В данной работе мы отталкиваемся от текстоцентрической концепции модальности, предложенной А. Г. Барановым, в которой выделяется два главных направления в исследовании данной категории - таксономическое и функционально-прагматическое. Основной целью таксономического направления является выявление различных языковых средств выражения модально -сти в семантике предложения. В содержательном плане данного направления выделяется два вида модальности - объективная и субъективная. В функционально-прагматическом направлении, по мнению автора, в центре модальных отношений находятся субъекты деятельности, что выражается в парадигме «автор - текст - реципиент». Тем самым автор подчеркивает коммуникативное начало данного направления [1, с. 99]. Объективная модальность по А. Г. Баранову включает в себя понятие референтивности, которая представлена отношением «текст - действительность», что указывает на ее объективный характер. Автор считает, что «главное содержание референтивной модальности коренится в дихотомии действительность / недействительность» [1, с. 101]. Референтивная модальность находится в тесной взаимосвязи с субъективной модальностью, которая подразделяется на личностную (автор - текст) и межличностную (автор -реципиент) модальности. Основная цель субъективно-личностной модальности - дать характеристику субъекту сообщения, выразить его когнитивную картину мира. Данный тип модальности вклю-

чает в себя эмотивную, ментальную, композитив-ную, сенсорную и оценочную модальности. Субъективно-межличностная модальность выражает интенцию автора изменить мир, описать мир и дать ему оценку, что осуществляется при помощи деонтической (предписывающей), эпистемической (описывающей) и аксиологической (оценочной) модальностей соответственно [1, с. 101-105]. Наиболее релевантным в рамках проводимого нами исследования в русле когнитивной репрезентации знаний нам представляется когнитивно-прагматическое описание модальности в дискурсе. Объект исследования, таким образом, предполагает освещение базовых положений когнитологии, когнитивной лингвистики, в частности.

Когнитивная лингвистика - это наука о мировосприятии и о мироосмыслении. Постигая мир, мы проявляем и свое отношение к нему. Следовательно, когнитивная лингвистика - это наука, объектами изучения которой являются:

постижение мира - обработка информации -выражение отношения к постигаемой действительности. Последнее, как нам известно, и есть модальность [6]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что модальность является непосредственно объектом изучения когнитивной лингвистики, и поскольку модальность тесно переплетается со всеми ментальными процессами, мы смеем предположить, что модальность - это ментальное образование, концептосфера. Как следует из большинства определений, сформулированных отечественными и зарубежными лингвистами, концептосфера есть совокупность концептов, из которых складывается миропонимание индивида. Концептосфера в полевом представлении включает в свою структуру ядро, приядерную зону и периферию, причем «ядро и приядерная зона преимущественно репрезентируют универсальные и общенациональные знания, а периферия - индивидуальные» [5, с. 17]. Фрагментарное когнитивное знание, таким образом, может быть сосредоточено в отдельном концепте. Важным представляется и то, что совокупность концептов, сосредоточенная в концептосфере, представляет собой динамическое образование, находящееся в состоянии постоянного развития и оперативной подвижности. Она «постоянно преобразуется под

1б1б

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

влиянием приходящей извне информации, причем информации, получаемой по разным каналам, а также в результате ее усвоения и переработки мыслящим человеком» [4, с. 216].

В содержательном аспекте ядро концептосферы «модальность» образует дихотомия объективной и субъективной модальности - макроконцепт - «наиболее абстрактное глобальное значение» (по Т. А. Кильдибековой), «некая абстрактная сущность из мира «Идеальное»» (по А. Вежбицкой), представляющий собой единство объективных и субъективных аспектов, взаимозависимых и дополняющих друг друга. Приядерную зону концептосферы модальности составляют концепты референтивной, субъективно-личностной и субъективно-межличностной модальности. В свою очередь, концепт референтивной модальности подразделяется на несколько подвидов - микроконцепты: субъект, действие/состояние, объект, темпоральность, локальность. Соответственно, концепт субъективноличностной модальности включает в себя микроконцепты эмотивной, ментальной, композитивной, сенсорной и оценочной модальности. И наконец, исследуемый нами концепт субъективномежличностной модальности представлен микроконцептами деонтической, эпистемической и аксиологической модальности. В целом, в системе иерархически организованных концептов микроконцепт, относящийся к периферийной зоне, - это наиболее конкретизированное ментальное образование, обладающее более или менее сформированным планом выражения и планом содержания. Действительно, если существует некое абстрактное понятие как «отношение к действительности», то существуют и вполне конкретные лексические и грамматические средства, выражающие это отношение.

В расширенной трактовке субъективномежличностной модальности слоистая структура концепта включает, наряду с эмотивно-оценочными компонентами, прагматический аспект

- коммуникативную интенцию. При этом обязательным условием является наличие участников ситуации - автора и реципиента, взаимодействующих посредством дискурса.

Дискурс большинством исследователей определяется как «связный текст в совокупности с экст-ралингвистическими, прагматическими, социокультурными и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты) и изучается совместно с соответствующими «формами жизни» (репортаж, инструктаж, светская беседа и т.д.)» [3, с. 136]. Наряду с различными трактовками данного термина, лингвисты выделяют огромное множество дискурсов, в частности, исследуемый нами эзотерический дискурс. Эзотерический дискурс, как жанровая спецификация, рассматривается большинством ученых как «материализованный в текстовом мас-

сиве процесс речемыслительной деятельности, сфокусированный вокруг духовно-нравственной, этической проблематики (вечные вопросы смысла жизни и смерти, добра и зла, любви во всех ее проявлениях, чувства долга по отношению к себе и другим, назначения человека и перспектив человечества и др.) и имеющий в качестве коммуникативной сверхзадачи воспитательное воздействие на реципиента, расширение и трансформирование его сознания, задавание новых критериев оптимальной жизнедеятельности на уровне «сознания 4-го измерения», духовных ценностей невидимой реальности «тонкого мира» [7]. Рассуждая об эзотерике, В. М. Розин пишет, что эзотеризм - «это мироощущение, позволяющее открыть новый мир, опираясь на самого себя. Мироощущение, постулирующее идею двух миров (обычного и подлинного), включающее установку на переделку себя и идею пути» [8]. Таким образом, эзотерический дискурс выражает особое мировосприятие личности, который ставит на первый план духовную суть жизни и подчиняет все материальные проявления человеческого существования невидимым явлениям «тонкого мира». Речевое воздействие в эзотерическом дискурсе связано с изменениями индивидуального сознания, или имплицитной картины мира, или образа мира субъекта, соответственно, его модальности. Варьирование же модальных значений в эзотерическом дискурсе, а именно в дискурсе гороскопов, представлено по трем прагматическим установкам: деонтической, эпистемической и аксиологической.

Деонтическая модальность состоит из следующих подгрупп: 1) персональные - адресные приказы, просьбы, мольбы и т.д.: «Don't give up yet, Sagittarius, especially when you're so close to your goal. Go that extra mile if you hope to be truly con-vincing». Данный призыв не оставляет реципиента равнодушным по нескольким причинам: а) автор использует прямое обращение «Sagittarius», что в какой-то мере «обязывает» на действие; б) лексикосинтаксическая конструкция «when you're so close to your goal» дублирует эффект воздействия - «намекает» реципиенту на то, что «он на правильном пути и близок к победе».

2) директивные - безадресные приказы, идеологические установки, призывы, морально-

этические правила и т.д.: «Tonight, frivolous people are likely to irritate you, so it might be best to spend the evening alone». Как видим, в данном примере представлен менее категоричный способ воздействия на адресата: автор использует модальную конструкцию “it might be best”, намекая на то, что «так было бы лучше» для слушающего и проявляя определенную заботу о последнем. Вследствие того, что, в отличие от персональных призывов, данный микроконцепт обладает меньшей силой воздействия, результат может зависеть от таких факторов, как интонация, просодика или личность самого автора.

В целом, дискурс гороскопов обладает наибольшим потенциалом воздействия на реципиента, поскольку «источники» данного дискурса - газеты, журналы, прогнозы для каждого знака по радио и

телевидению и т.д. - нацелены на широкий круг «потребителей», они осведомлены о «наболевшем» народа и поэтому все призывы, приказы, идеологические установки практически всегда находят отклик у адресатов.

Переходя к рассмотрению актуализации микроконцепта эпистемической модальности в эзотерическом дискурсе, необходимо отметить, что основное призвание эпистемической модальности - дать описание картины мира. При этом описании существуют четыре статуса достоверности: статусы субъективной, объективированной, объективной и «как -если - бы» достоверностей. Эти достоверности могут варьировать в зависимости от вида дискурса.

Так, статус объективированной достоверности представлен в следующем примере: «Some as-trologists believe that 2012 will bring natural disasters and chaos of all types, marking the end of the world as we know it. So, should you worry? No!»

«Объективированность» достигается употреблением модального конструкта «some astrolo-gists believe» - автор отстраняется от непосредственного воздействия на адресата, причем приводит якобы авторитетное мнение группы людей, т.е. преподносится квази-объективная информация.

Микроконцепт аксиологической модальности представлен значениями поощрения (положительная оценка) и порицания (отрицательная оценка). Так, в дискурсе гороскопов значения поощрения представлены в следующем примере: «You are busy achieving greatness now, and that's great. You are more confident this week and more comfortable with yourself than you've ever been».

Порицание чаще всего выступает в форме адъективных оценочных конструкций:

«May 5 Full Moon in Scorpio could be problematic. You might feel unbalanced and experience problems relating to others, especially if you're in a committed relationship. There will most likely be power struggles for a few days.»

Нередко отрицательная оценка выражена лексико-синтаксическими конструкциями: «Scorpios

can be masters of procrastination. Don’t waste time awaiting the arrival of heroes who can solve your problem. Instead of blaming others for your situation, why not try to fix things yourself?».

Оценка автора, как положительная, так и отрицательная, может быть эксплицитной и имплицитной, общей и частной, абсолютной и сравнительной.

Таким образом, дискурсивное представление категории модальности позволяет сделать следующие выводы:

Модальность - отношение говорящего к окружающей его действительности; при этом с логико-философских позиций данная категория подразделяется на объективную и субъективную.

Модальность может быть представлена в виде концептосферы, где ядром является макроконцепт, представляющий собой единство объективных и субъективных аспектов, подразделяющийся на концепты и микроконцепты.

В когнитивно-прагматическом аспекте микроконцепт субьективно-межличностной модальности выражает интенцию автора изменить мир, описать мир и дать ему оценку, что осуществляется при помощи деонтической (предписывающей), эписте-мической (описывающей) и аксиологической (оценочной) модальности соответственно.

Эзотерический дискурс, как жанровая спецификация, выражает особое мировосприятие личности, он ставит на первый план духовную суть жизни и подчиняет все материальные проявления человеческого существования невидимым явлениям «тонкого мира». Рассматривая гороскоп как основной вид эзотерического дискурса, подчеркнем динамичный и вариативный характер представленных в нем модальных значений: преобладание в них эпистемической модальности объясняется необходимостью представления фактологических данных

- для того, чтобы убедить адресата в объективности подачи информации. Автор гороскопа описывает предстоящие события и тем самым воздействует на сознание человека. Операторы же деонтической модальности в виде императива и модальных глаголов волеизъявления и нужды непосредственно побуждают адресата к действию аналогично категорическому приказу и прагматическое воздействие лексических и глагольных единиц, выражающих просьбу и мольбу. В рамках дискурса гороскопов прагматическая установка «изменить картину мира» может дифференцироваться по аксиологическому параметру положительной или отрицательной оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1993. 182с.

2. Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. С. 2536

3. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1990. 296с.

4. Кубрякова Е. С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.

5. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: М.: ТетраСи-стемс, 2005. 256 с.

6. Мухтаруллина А. Р., Биктимирова Г. Р. Когнитивнопрагматический аспект модальности в разговорном дискурсе // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития. Мат-лы международ. науч.-практ. конф. Одесса, 2007.

7. Сунгуртян К. К. Лингвориторические средства выражения антропоцентризма в русском и переводном эзотерическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 53 с.

8. Розин В. М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. М.: Изд.-во УРСС, 2002. 320 с.

9. иЯЬ: http://www.horoscopes.co.uk/

Поступила в редакцию 06.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.