Научная статья на тему 'Концепт "учитель" в сознании студентов-педагогов'

Концепт "учитель" в сознании студентов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
352
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / КОНЦЕПТ / СТЕРЕОТИП / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / MODELLING / ASSOCIATIVE DICTIONARY / CONCEPT / STEREOTYPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тарасова Ирина Анатольевна

Актуальность исследования обусловлена поиском средств психолингвистической оценки уровня профессиональной компетенции студентов педагогического направления подготовки. Одним из таких средств является моделирование структуры профессионально значимых концептов на основе результатов свободного ассоциативного эксперимента. Цель исследования: на основе опроса информантов студентов факультета психолого-педагогического и специального образования реконструировать концепт «учитель» в сознании будущих учителей начальных классов. Согласно рабочей гипотезе, яркость концептуальных признаков, принадлежащих разным слоям концепта (понятийному, предметному, оценочному, образному), свидетельствует о характере представлений о будущей педагогической деятельности умозрительных, практико-ориентированных или оценочных. В эксперименте принимали участие 56 студентов старших курсов. Полученные ассоциации были структурированы в соответствии с авторской моделью концепта, включающей понятийный, предметный, образный, ассоциативный и ценностный слои. Результаты полученной модели сравнивались с концептом «учитель» по данным «Русского ассоциативного словаря: ассоциативные реакции школьников I-XI классов». Обнаружено, что в сознании будущих учителей актуализирована понятийная составляющая концепта, его оценочный слой безусловно положительный, что свидетельствует о сформированности мотивационного компонента профессиональной подготовки. Предметный слой концепта, связанный с деятельностным компонентом, представлен в единичных реакциях студентов. Результаты исследования позволяют скорректировать процесс профессиональной подготовки будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “Teacher” Concept in the Consciousness of Studentsof the Faculty of Education

The relevance of the study is determined by the search for means of psycholinguistic evaluation of the level of professional competence of students of the faculty of education. One of the tools is the modelling of the structure of professionally significant concepts based on the results of a free associative experiment. The purpose of the research: to reconstruct the “teacher” concept in the consciousness of future primary school teachers based on the survey of informants students of the Faculty of Psychological, Pedagogical and Special Education. According to the working hypothesis, the expressiveness of the conceptual features belonging to different layers of the concept (conceptual, objective, appraisal, figurative), indicates the nature of ideas about future pedagogical activity speculative, practice-oriented or evaluative. 56 senior students took part in the experiment. The resulting associations were structured in accordance with the author’s model of the concept, which includes the conceptual, objective, figurative, associative and value layers. The results of the obtained model were compared with the concept of «teacher» according to the Russian Associative Dictionary of Schoolchildren of the city of Saratov and Saratov Oblast. It is found that the conceptual component of the concept is actualized in the consciousness of future teachers, its evaluation layer is certainly positive, which indicates the formation of the motivational component of vocational training. The objective layer of the concept, associated with the activity component, is presented in the individual reactions of students. The results of the study make it possible to adjust the process of professional training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Концепт "учитель" в сознании студентов-педагогов»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2(26)

ДК 159:811.161.1

концепт «учитель» в сознании студентов-педагогов

И. А.Тарасова

Тарасова Ирина Анатольевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, tarasovaia@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена поиском средств психолингвистической оценки уровня профессиональной компетенции студентов педагогического направления подготовки. Одним из таких средств является моделирование структуры профессионально значимых концептов на основе результатов свободного ассоциативного эксперимента. Цель исследования: на основе опроса информантов - студентов факультета психолого-педагогического и специального образования - реконструировать концепт «учитель» в сознании будущих учителей начальных классов. Согласно рабочей гипотезе, яркость концептуальных признаков, принадлежащих разным слоям концепта (понятийному, предметному, оценочному, образному), свидетельствует о характере представлений о будущей педагогической деятельности - умозрительных, практико-ориентированных или оценочных. В эксперименте принимали участие 56 студентов старших курсов. Полученные ассоциации были структурированы в соответствии с авторской моделью концепта, включающей понятийный, предметный, образный, ассоциативный и ценностный слои. Результаты полученной модели сравнивались с концептом «учитель» по данным «Русского ассоциативного словаря: ассоциативные реакции школьников I —XI класов». Обнаружено, что в сознании будущих учителей актуализирована понятийная составляющая концепта, его оценочный слой безусловно положительный, что свидетельствует о сформированности мотивационного компонента профессиональной подготовки. Предметный слой концепта, связанный с деятельностным компонентом, представлен в единичных реакциях студентов. Результаты исследования позволяют скорректировать процесс профессиональной подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, моделирование, ассоциативный словарь, концепт, стереотип.

й01: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-194-197 Введение

В психолингвистических и когнитивных исследованиях давно утвердился взгляд на слово как средство доступа к концептуальной системе человека и основной репрезентант концепта [1]. Ассоциативное поле слов-стимулов, полученное в результате проведения свободных ассоциативных экспериментов, позволяет не только моделировать психолингвистическую структуру значения, но и реконструировать сам концепт, стоящий за словом. Естественно, что при этом психолингвистические данные подвергаются

когнитивной обработке. Конкретные методики извлечения концептуального содержания из данных ассоциативных словарей предложены в работах В. В. Красных [2], Ю. Н. Караулова [3], Е. В. Лукашевич [4], З. Д. Поповой и И. А. Стер-нина [5], В. Е. Гольдина и А. П. Сдобновой [6], Л. О. Бутаковой и Е. Н. Гуц [7] и др.

В нашей статье под концептом понимается «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы <...> всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [8, с. 90], обладающая понятийной, образной и ценностно-оценочной составляющими [9].

Цель исследования: на основе опроса информантов - студентов факультета психолого-педагогического и специального образования -реконструировать концепт «учитель» в сознании будущих учителей начальных классов. Согласно нашей гипотезе, яркость концептуальных признаков, принадлежащих разным слоям концепта (понятийному, предметному, оценочному, образному), свидетельствует о характере представлений о будущей педагогической деятельности.

Полагаем, что в языковом сознании индивида концепт представлен как своей базовой репрезентацией, так и ассоциативным полем ключевой лексемы. Когнитивный анализ ассоциативного поля, представляющего собой совокупность всех реакций на ключевое слово-стимул, позволяет реконструировать концепт не только как единицу индивидуального ментального лексикона, но и как феномен культуры (о соотношении двух трактовок концепта - индивидуального образования и концепта культуры - см. в наших работах [10-12]).

Реконструируемый нами концепт обладает статусом группового: он представляет собой конструкт фрагмента «усредненной» картины мира будущих педагогов и фиксирует «культурно обусловленные особенности как результат социализации человека в конкретном языковом и культурном коллективе» [6, с. 30].

Выборка, методики и методы исследования

Материалом для моделирования концепта «учитель» послужили данные свободного ассоциативного эксперимента, проведенного в учебной аудитории студентов 3 и 4-го курсов факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета направления «Педагогическое об-

© Тарасова И. А., 2018

разование» (профиль подготовки «Начальное образование») в 2017 г. Цель эксперимента: установление актуальных признаков концепта «учитель» в профессиональном сознании. Общее количество респондентов - 56 человек, форма проведения эксперимента - устно-письменная. Структурирование концепта осуществлялось на основе данных ассоциативного эксперимента по оригинальной авторской модели [12, с. 55]. На заключительном этапе в качестве сопоставления привлекались материалы «Русского ассоциативного словаря» [13].

Результаты исследования и их обсуждение

В результате свободного ассоциативного эксперимента было получено 78 (из них 45 - различных) реакций на слово-стимул. Несмотря на формулировку задания «записать первое пришедшее на ум слово», в нескольких опросных листах оказались зафиксированными 2-3 ответа, которые были также учтены. Представим все реакции в виде списка с указанием частоты каждого ответа, как это принято в ассоциативных словарях:

УЧИТЕЛЬ: ученик, школа - 9; доска, знания, педагог - 5; учитель - 3; класс, компетентность, ответственность, преподаватель, профессия, труд - 2; выносливость, двойка, дети, добро, доброта, карьера, книги, мама, мел, методика, мечта, мудрый, обучение, образец, образование, ответственный, парта, помощник, преподает, профессионал, ручка, стол, супер, уважение, указка, умения, умный, учебники, человек, я - 1.

Психолингвистическая интерпретация полученных данных позволяет сделать выводы о строении ассоциативно-вербальной сети, включающей синтагматические (учитель - преподает, образец), парадигматические (учитель - педагог, преподаватель) и тематические (учитель - ученик, школа, доска) связи.

Индекс разнообразия реакций составляет 0,58; главные ассоциаты - 41,2%, что демонстрирует высокий уровень стандартности главных ассоциатов: значительная доля испытуемых дает одинаковые ответы в пределах установленного пятипроцентного уровня [6, с. 47]. Это позволяет трактовать концепт «учитель» как ментальный стереотип.

Когнитивная интерпретация ответов выводит на послойную структуру концепта, в которой доминирует понятийный компонент (педагог, преподаватель, профессия, труд, знания и др.) - реакции этого типа составляют 38% от общего числа (таблица).

Образный компонент концепта включает представления двух типов: первые отражают собственно образ, кодирующий концепт в сознании индивида (я, мама), вторые по природе также образные, принадлежат ассоциативному слою (доска, двойка, мел,ручка, указка и др.). Это либо атрибуты учителя, либо слоты фрейма «школа» (школа, ученик, дети, класс), в котором учитель занимает центральную позицию. Ассоциаты школа и ученик относятся к числу самых частотных, они задают своеобразную систему координат, в которой интерпретируется ключевой концепт. Показательно, что в привлекаемом нами для сравнения «Русском ассоциативном словаре: ассоциативные реакции школьников 1-Х1 классов» учитель иуче-ник также связаны сильной ассоциативной связью: эта ассоциативная пара возникла в сознании 15% опрошенных школьников.

Оценочный слой концепта (супер, умный, уважение, добро и др.) включает 11 реакций (14% от общего числа). Все оценочные реакции носят положительный характер, что говорит о высоком статусе выбранной профессии в сознании будущих педагогов и позволяет охарактеризовать представленный в реакциях концепт «учитель» как когнитивный эталон. Схема концепта, структурированная по типам реакций, представлена в таблице.

Если мы обратимся к реакциям школьников, то картина далеко не такая однозначная: оценочный слой здесь превалирует (39,6% реакций от общего количества), однако значительная доля компонентов оценочного слоя обладает отрицательной окраской: жестокий, ужасный, зануда, противный, дурацкий, плохой, припёрся и т. п. [13, с. 815]. Положительная оценка, конечно, встречается и здесь (добрый, приветливый, авторитет, хороший, красивый, клёвый и др.), но она не столь безусловна. Именно несовпадение оценочного слоя позволяет утверждать, что перед нами два разных концепта: первый характеризует ментальный образ в сознании будущих педагогов

Структура концепта «учитель» по данным ассоциативного эксперимента Structure of the "teacher" concept according to the associative experiment

Элементы концепта Количество реакций, %

Студенты Школьники

Понятие 38,0 2,7

Образ 3,0 9,4

Эмоция, оценка 14,0 39,6

Ассоциация 43,0 37,7

Предметное содержание 1,0 10,6

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2(26)

(безусловно положительный, близкий к эталонному), второй объединяет представления и оценки, возникающие у другого субъекта образовательного процесса.

Выделенные в ассоциациях когнитивные компоненты соотносятся с психолингвистическим определением концепта как перцептивно-когнитивно-аффективного образования [14, с. 411] и вписываются в модель психической деятельности Л. М. Веккера, включающую Человека Ощущающего и Воспринимающего - Человека Мыслящего - Человека Переживающего и Человека Действующего [15]. В то же время коррелирующий с Человеком Действующим компонент концепта, названный в психолингвистической модели «предметным содержанием» [4], представлен в реакциях студентов единичным примером (учитель - преподает), что свидетельствует скорее об умозрительном, нежели практическом представлении о будущей профессии. В реакциях школьников предметно-деятельностный компонент представлен более развернуто: думает, объяснить, совет, писать, понимать, требовать, идет, дежурить и др. Реакции этого типа в десять раз превосходят аналогичные реакции студентов.

Выводы

Представленная в статье модель концепта «учитель» в коллективном сознании студентов-педагогов имеет не только теоретическое значение: думается, что она поможет совершенствовать процесс психологической подготовки учителей к своей будущей профессии.

Анализ результатов эксперимента убеждает в том, что переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу не вполне осознан студентами педагогического направления подготовки, не закреплен в их сознании. Учитель, по представлениям будущих педагогов, по-прежнему «тот, кто обладает знаниями», а не тот, кто «может научить».

Результаты исследования позволяют внести некоторые предложения практического характера: вернуться к традиции непрерывной педагогиче-

ской практики; поддержать инициативу проведения регулярных летних школ педагогического мастерства; скоординировать рабочие программы теоретических и методических дисциплин, перенеся акцент на практико-деятельностное освоение основных понятий курсов.

Библиографический список

1. Zalevskaya A. Interfacial Theory of Word Meaning : a Psycholinguistic Approach. London, 2014. 180 p.

2. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). М., 1998. 352 с.

3. КарауловЮ. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М., 1999. 180 с.

4. Лукашевич Е. В. Когнитивная семантика : эволюцион-но-прогностический аспект. Барнаул, 2002. 233 с.

5. Попова З. Д., СтернинИ. А. Когнитивная лингвистика. М., 2007. 315 с.

6. Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. Русская ассоциативная лексикография. Саратов, 2008. 77 с.

7. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н. Семантическое - концептуальное - ассоциативное : в поисках значения и смысла // Методология современного языкознания. Порождение и понимание речи. Значение и смысл. Виртуальная коммуникация. М., 2016. С. 32-50.

8. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Кубряковой. М., 1996. 248 с.

9. Карасик В. И. Языковая матрица культуры. Волгоград, 2012. 448 с.

10. Тарасова И. А. Введение в когнитивную поэтику. Саратов, 2004. 48 с.

11. Тарасова И. А., Семейн Л. Ю. Когнитивные аспекты лингвокультурологии. Омск, 2005. 72 с.

12. Тарасова И. А. Когнитивная поэтика : предмет, терминология, методы. Саратов, 2016. 222 с.

13.Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь : ассоциативные реакции школьников I-XI классов : в 2 т. Т. 2. От реакции к стимулу. Ч. 2. Саратов, 2011. 420 с.

14. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово : избр. тр. М., 2005. 543 с.

15.Веккер Л. М. Психика и реальность : единая теория психических процессов. М., 1998. 685 c.

Образец для цитирования:

Тарасова И. А. Концепт «учитель» в сознании студентов-педагогов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2 (26). С. 194-197. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-194-197.

The "Teacher" Concept in the Consciousness of Students of the Faculty of Education

Irina A. Tarasova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: tarasovaia@mail.ru

196

The relevance of the study is determined by the search for means of psycholinguistic evaluation of the level of professional competence of students of the faculty of education. One of the tools is the modelling of the structure of professionally significant concepts based on the results of a free associative experiment. The purpose of the research: to reconstruct the "teacher" concept in the consciousness of future primary school teachers based on the survey of informants - students of the Faculty of Psychological, Pedagogi-

Научный отдел

cal and Special Education. According to the working hypothesis, the expressiveness of the conceptual features belonging to different layers of the concept (conceptual, objective, appraisal, figurative), indicates the nature of ideas about future pedagogical activity -speculative, practice-oriented or evaluative. 56 senior students took part in the experiment. The resulting associations were structured in accordance with the author's model of the concept, which includes the conceptual, objective, figurative, associative and value layers. The results of the obtained model were compared with the concept of «teacher» according to the Russian Associative Dictionary of Schoolchildren of the city of Saratov and Saratov Oblast. It is found that the conceptual component of the concept is actualized in the consciousness of future teachers, its evaluation layer is certainly positive, which indicates the formation of the motivational component of vocational training. The objective layer of the concept, associated with the activity component, is presented in the individual reactions of students. The results of the study make it possible to adjust the process of professional training of future teachers. Key words: associative experiment, modelling, associative dictionary, concept, stereotype.

References

1. Zalevskaya A. Interfacial Theory of Word Meaning: a Psycholinguistic Approach. London, 2014. 180 p.

2. Krasnykh V. V. Virtual'naya real'nost' ili real'naya virtual'nost'? (Chelovek. Soznanie. Kommunikatsiya). (Virtual Reality or Real Virtuality? [Man. Consciousness. Communication]). Moscow, 1998. 352 p. (in Russian).

3. Karaulov Yu. N. Aktivnaya grammatika i assotsiativno-verbal'nayaset' [Active Grammar and Associative-verbal Network). Moscow, 1999. 180 p.

4. Lukashevich E. V. Kognitivnaya semantika: Evolyutsionno-prognosticheskiy aspekt [Cognitive Semantics: Evolutionary-prognostic Aspect]. Barnaul, 2002. 233 p. (in Russian).

5. Popova Z. D., Sternin I. A. Kognitivnaya lingvistika [Cognitive Linguistics]. Moscow, 2007. 315 p. (in Russian).

6. Gol'din V. E., Sdobnova A. P. Russkaya assotsiativnaya leksikografiya. [Russian Associative Lexicography]. Saratov, 2008. 77 p. (in Russian).

7. Butakova L. O., Guts E. N. Semanticheskoe - kontsep-tual'noe - assotsiativnoe: v poiskakh znacheniya i smysla [Semantic - Conceptual - Associative: in Search of Meaning and Sense]. In: Metodologiya sovremennogo yazykoz-naniya. Porozhdenie iponimanie rechi. Znachenie i smysl. Virtual'naya kommunikatsiya. [Metodology of Modern Linguistics. Production and understanding of speech. Meaning Sence. Virtual Communication]. Moscow, 2016. pp. 32-50 (in Russian).

8. Kratkiy slovar 'kognitivnykh terminov [Brief Dictionary of Cognitive Terms]. Ed. by E. S. Kubryakova. Moscow, 1996. 248 p. (in Russian).

9. Karasik V. I. Yazykovaya matritsa kul 'tury [Language matrix of culture]. Volgograd, 2012. 448 p. (in Russian).

10.Tarasova I. A. Vvedenie v kognitivnuyu poetiku [Introduction to Cognitive Poetics]. Saratov, 2004. 48 p. (in Russian).

11. Tarasova I. A., Semeyn L. Yu. Kognitivnye aspekty lingvokul 'turologii [Cognitive aspects of linguoculturol-ogy]. Omsk, 2005. 72 p. (in Russian).

12.Tarasova I. A. Kognitivnaya poetika: predmet, termi-nologiya, metody. [Cognitive poetics: subject, terminology, methods]. Saratov, 2016. 222 p. (in Russian).

13.Gol'din V. E., Sdobnova A. P., Mart'yanov A. O. Russkiy assotsiativnyy slovar': assotsiativnye reaktsii shkol'nikov I-XI klassov: v 2 t. T. 2. Ot reaktsii k stimulu. Ch. 2. [Russian associative dictionary: associative reactions of schoolchildren I-XI classes: in 2 vol. Vol. 2. From reaction to stimulus. Part 2]. Saratov, 2011. 420 p. (in Russian).

14.Zalevskaya A. A. Psikholingvisticheskie issledovaniya. Slovo. Tekst: izbr. tr. [Psycholinguistic research. Word. Text: Selected Works]. Moscow, 2005. 543 p. (in Russian).

15.Vekker L. M. Psikhika i real'nost': edinaya teoriyapsikh-icheskikhprotsessov [Psychic and Reality: a Unified Theory of Mental Processes]. Moscow, 1998. 685 p. (in Russian).

Cite this article as:

Tarasova I. A. The "Teacher" Concept in the Consciousness of Students of the Faculty of Education. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 2 (26), pp. 194-197 (in Russian). DOI: 10.18500/23049790-2018-7-2-194-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.