I
КОНЦЕПТ «СУДЬБА» В ТВОРЧЕСТВЕ ДВУЯЗЫЧНОГО ЯКУТСКОГО ПИСАТЕЛЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВА
Яковлева Дария Афанасьевна, Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск
E-mail: dariya.yakovleva.92@mail.ru
Дишкант Елена Валерьевна, Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам изучения концепта «судьба». Основная цель исследования - формирование концепции «судьба» в контексте литературно-художественных и философских исканий в творчестве якутского писателя Алексея Михайлова.
Ключевые слова: концепт «судьба», литературоведение, философия, мифология, русскоязычная литература Якутии.
Понятие концепта — одна из ключевых и наиболее обсуждаемых проблем современной когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, его изучению посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых.
"Судьба" является важнейшим элементом культуры, который, несмотря на развитие истории, на изменения представлений человека о мире, не исчезает из ментального и смыслового пространства. Защищенность от влияния времени — это характерная черта ключевых слов в культуре, универсаль-ных понятий. Существуют различные интерпретации явления судьбы как абстрактного понятия, которые были характерными и остаются актуальными для представителя любой культуры. Различают три интерпретации "судьбы" как лингвокультурологического феномена.
Первая позиция — мифологический фатализм - вбирает в себя предопределение как действие иррациональное, неопознанное, как образ темного начала. Вторая позиция — рационалистическая, трактующая предопределение как сцепление причин и следствий. Здесь некая несвобода
895
о
Щ SCIENCE TIME Щ
предстает не в качестве мифа — образа, а как результат системы поступков человека. И третья позиция — теологическая — учение об абсолютном предопределении, которое отождествляется со всемогущей волей Бога .
Большое место в русской литературе занимает тема судьбы человека. Каждый писатель по-своему старается раскрыть эту тему. Одни повествуют о духовном поиске человека, другие, рассказывая о судьбе героев, поднимают сложные нравственные проблемы.
Следует отметить, что концепт «судьба» в настоящее время является объектом изучения философской, психологической и филологической научных парадигм. Всестороннее осмысление концепта «судьба» имеет важнейшее значение для современной науки о литературе. С точки зрения литературоведческого изучения текста, исследование смысла концепта «судьба» необходимо, так как каждый художественный текст представляет собой концептуальную картину мира, которая «формируется на основе соединения общих признаков концептов» [1, с.21]. В настоящей работе ставится задача осветить следующие проблемы:
а) концептуальный фон, на котором формируется понятие "судьбы";
б) распределение этого понятия между значениями слов "судьба", "рок" и "жизнь" в современном словоупотреблении.
По мнению Л. О. Чернейко, при исследовании концептов, именем которых является абстрактное понятие, следует прежде всего устанавливать «глубинные, подсознательные, ассоциативные связи слов в языковом сознании как индивида, так и коллектива» [5, с.198].
Рассмотрим традиционные и авторские апперцепции концепта «судьба» на примере творчества Алексея Константиновича Михайлова, в произведениях которого переплелись якутская и русская культуры, соединились два языка, две поэтические традиции.
В творчестве Алексей Михайлова можно заметить много размышлений о жизни. Например, в стихотворении «Судьба литератора» автор поделил на части четыре временных отрезка «юность-молодость-зрелость-старость».
Юность
Жадно глядишь и не гасишь смех.
Все тебя любят, ты любишь всех.
Молодость
Взгляды косые и добрые, всякого жди Пишутся, пишутся строки,главные-впереди.
Зрелость
Определился круг врагов. Кусают злей и злей.
Зато определился вкус пристрастий и друзей.
Старость
896
о
Щ SCIENCE TIME Щ
Отовсюду виден. Нечитаем.
Равнодушно всеми почитаем [4, с.13].
Если юность представлена как веселая, озорная пора, которая любит жизнь, то молодость отличает косые взгляды и неуверенность, зрелость же определяет круг врагов и друзей, а старость оказалась глубоко равнодушной.
Судьба представляется писателю как своеобразное одушевленное, живое существо, обладающее волей и навязывающее ее человеку. Ведь она испытывает эмоции и чувства, говорит, слышит, ведет человека, толкает, противодействует, помогает, дает задания. В сознании формируются также гештальты: судьба — нить, связь; судьба — чувство; судьба — время; судьба — пространство. Важные традиционные особенности размышления о судьбе- ее
последовательность, неизбежность и очередность становятся «глубокой», «внутренней формой» данного концепта и находят свое отражение во многих стихотворениях Алексея Михайлова. Все чувства человеческой жизни, смена возрастов (юность, молодость, зрелость, старость) являются неотвратимыми и до ужаса естественными. В стихотворении преобладает философская мысль почти ^ на экзистенциальном уровне: за всем старым приходит новое, смена людей, О поколений, «время бежит», «такова судьба».
В стихотворении "Баллада о мужчине" автор показывает неумолимый бег времени и неизбежность «рока»:
Надвигается на человека Черным быком Судьба
Тяжела она, неизбежна она, беспросветна.. .[4, с.30]
Суровое время года якуты олицетворяли в образе грозного Быка зимы, который осенью выходит из Северного Ледовитого океана и несет с собою холод, голод, болезни. С черным быком ассоциируется судьба в стихотворении А. Михайлова «Баллада о мужчине»: «Надвигается на человека/ черным быком Судьба./ Тяжела она,/ неизбежна она, беспросветна.» [3, с.8].
Завязывается почти равносильная борьба, в результате которой (враг отходит в изумлении) человеку удается чудом избежать удара судьбы:
Но берет человек меч,
Убирает он прядь со лба,
И сражается он,
и поют ему гимны ветра [4, с.51].
Третий пример, в котором писатель осознает предопределенности судьбы, в традиционном понимании:
Объединяется земля Якутская с землею русскою...
897
о
SCIENCE TIME
Един земли и судеб тракт,
Под снег и дождь рождались дети,
Жизнь продолжалась на планете...
Да будет так! [4, с.52]
Стихотворение полно осмысления судеб двух народов, которых связала воедино сама жизнь. И жизнь течет своим чередом дальше, «такова жизнь», писателя глубоко волнует будущее своего народа Якутии, России.
Русскоязычная литература писателей Якутии - это значительное явление в культурной жизни республики. Ее определяют широта диапазона тем, различных спектров красок, жанровая разносторонность. Поднимая актуальные для общества проблемы, русскоязычные поэты республики стремятся художественно спроецировать их на жизнь народа своего края, найти общезначимое не в какой-то абстрактной деятельности вообще, а именно в той, что его окружает, с ее территориально-экономическими,этническими и культурными особенностями [2, с.40].
Итак, в концепте «судьба» в творчестве Алексея Михайлова соединены две ключевые идеи русско-якутской культуры: идея непредсказуемости,
неожиданности будущего и неконтролируемости происходящих с человеком событий. Анализируя представленные отрывки, мы уже можем сделать вывод о разновекторности понимания концепта «судьба» на протяжении развития жизни самого автора. В концепте «судьба» соединены две ключевые идеи русской и якутской культуры: идея непредсказуемости будущего и неконтролируемости происходящих событий. Концепт судьба присутствует не только в мифологических, религиозных, философских и этических системах. Он составляет ядро национального и индивидуального сознания.
Литература:
1. Диброва Е. И. Пространство текста в композитном членении // Структура и семантика художественного текста. - М., 1999. - С. 21-22.
2. Дишкант Е.В. Русскоязычная поэзия Якутии (1970-90е годы): монография. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - с. 40,с. 41.
3. Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. - Якутск, 1997.-с.8
4. Михайлов А.К. Серебряная ночь: стихи, проза. - Якутск: Бичик, 1995. -С.13,С.30,С.52
5. Чернейко Л.О. Абстрактное имя и система понятий языковой личности // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 1.М., 1997. С.198.
898