Научная статья на тему 'Концепт «Смерть» в лирике г. Бенна: когнитивно-авторский подход'

Концепт «Смерть» в лирике г. Бенна: когнитивно-авторский подход Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
236
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ КОНЦЕПТ / КОГНИТИВНО-АВТОРСКИЙ КОНЦЕПТ / КОГНИТИВНО-АВТОРСКИЙ ПОДХОД / КОГНИТЕМА / ЛИНГВИСТИКА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕНТАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕКИЙ СЛОТ / ОТСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОТТЕКСТОВЫЙ ПОДХОД / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ / CONCEPT OF ART / INDIVIDUAL-VERBAL APPROACH / INDIVIDUAL-CREATIVE CONCEPT / COGNITIVE-CREATIVE CONCEPT / COGNITIVE-CREATIVE APPROACH / COGNITHEME / LINGUISTICS / LINGUISTIC-CULTUROLOGICAL APPROACH / MENTALLY-LINGUISTIC SLOT / SYSTEM APPROACH / TEXT APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дербенёва С. И.

Темой исследования является концепт смерти в лирике Г.Бенна в свете когнитивно-авторского подхода. В данной статье рассматривается проблема концепта в современной лингвистике и предлагается новый когнитивно-авторский подход к обозначенной проблеме. В рамках данного подхода в структуре когнитивно-авторского концепта выявляются когнитемы и ментально-лингвистические слоты. Когнитема понимается как элемент авторской картины мира, отражающий способы познания автором универсума, его особое видение и лингвистическую презентацию действительности. Под ментально-лингвистическим слотом в составе когнитемы подразумеваются компоненты смысла, выраженные своеобразным авторским языком. В лирике Г.Бенна определяются пять когнитем в составе концепта «смерть»: мёртво тело, борьба человека со смертью, восприятие смерти в состоянии изменённого сознания, смерть как явление универсума и предчувствие смерти. Каждой когнитеме соответствуют определённые ментально-лингвистические слоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF «DEATH» IN THE LYRICS OF G. BENN: COGNITIVE-CREATIVE APPROACH

The research topic is the concept of death in G.Benn's lyrics in the light of a cognitive-creative approach. This article discusses the problem of concept in modern linguistics, and proposes a new cognitive-creative approach to the designated problem. According to this approach, researchers identify cognithemes and mental-linguistic slots in the structure of cognitive-creative concept. Cognitheme is understood as an element of the author's world view, reflecting the ways of the author's investigation of the universe, his particular vision and the linguistic presentation of reality. The mental-linguistic slot in the cognitheme presupposes components of the meaning expressed by the author's peculiar language. In G.Benn's lyrics five cognithemes are identified in the structure of the cognitive-creative concept of «death»: a dead body, human struggle with death, perception of death in the state of the altered consciousness, and death as a phenomenon of the universe and a premonition of death. Each cognitheme has a definite mental-linguistic slot correspondence.

Текст научной работы на тему «Концепт «Смерть» в лирике г. Бенна: когнитивно-авторский подход»

УДК 811.11

КОНЦЕПТ «СМЕРТЬ» В ЛИРИКЕ Г. БЕННА: КОГНИТИВНО-АВТОРСКИЙ ПОДХОД

© 2010 С.И.Дербенёва

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 25.01.2010

Темой исследования является концепт смерти в лирике Г.Бенна в свете когнитивно-авторского подхода. В данной статье рассматривается проблема концепта в современной лингвистике и предлагается новый когнитивно-авторский подход к обозначенной проблеме. В рамках данного подхода в структуре когнитивно-авторского концепта выявляются когнитемы и ментально-лингвистические слоты. Когнитема понимается как элемент авторской картины мира, отражающий способы познания автором универсума, его особое видение и лингвистическую презентацию действительности. Под ментально-лингвистическим слотом в составе когнитемы подразумеваются компоненты смысла, выраженные своеобразным авторским языком. В лирике Г.Бенна определяются пять когнитем в составе концепта «смерть»: мёртво тело, борьба человека со смертью, восприятие смерти в состоянии изменённого сознания, смерть как явление универсума и предчувствие смерти. Каждой когнитеме соответствуют определённые ментально-лингвистические слоты.

Ключевые слова: индивидуально-речевой подход, индивидуально-авторский концепт, концепт, когнитивно-авторский концепт, когнитивно-авторский подход, когнитема, лингвистика, лингвокультурологический подход, ментально-лингвистичекий слот, отсистемный подход, оттекстовый подход, художественный концепт.

Темой нашего исследования является концепт смерти в лирике Г.Бенна (1886 - 1956) в парадигме когнитивно-авторского подхода. Концепт как объект изучения когнитивной лингвистики представляет собой чрезвычайно продуктивное направление исследования. Современная социо-культурная ситуация определяет выдвижение культурологической парадигмы функционирования языковых явлений. В современной науке и в обществе становится очевидной потребность в обобщении накопившегося когнитивного опыта. В связи с этим всё большую актуальность приобретает концептуальный подход, так как концепт генерализирует и систематизирует не только саму традиционную картину мира, но и её языковое выражение.

Обращение к концепту смерти связано с тем, что интерес к онтологическим вопросам бытия всегда являлся свойством человеческой натуры, а в наши дни антологическая философия переосмысляется и обретает новые интерпретации. Феномен смерти всегда был проблемой для человека, культуры и философии. Он остаётся актуальным и в современном мире. Смерть становится одним из самых популярных элементов массовой культуры, получают широкое распространение темы, связанные с моментами умирания, с возможностью жизни после смерти. В современном мире смерть непосредственно связана с материальным процессом телесного рас-

Дербенёва Светлана Игоревна, старший преподаватель, аспирант. E-mail: letulitc@yandex. ru

пада и воспринимается также как состояние, разделяющее людей.

Выбор лирического творчества Г.Бенна в качестве объекта исследование обусловлен тем, что языковое своеобразие его поэзии, на наш взгляд, мало исследовано в отечественной и зарубежной лингвистике. Г.Бенн создаёт в своих лирических текстах неповторимую языковую картину мира, отражающую нестандартное видение поэтом окружающего мира. Следует отметить также, что концептуальный подход применительно к поэзии Г.Бенна используется нами впервые. Анализ феномена смерти в рамках концепта на основе поэтического творчества представляется чрезвычайно актуальным, т.к. даёт возможность увидеть взаимосвязи и расхождения между лингвокультурологическим концептом смерти и своеобразным авторским видением данного феномена. Помимо этого, концептуальный анализ смерти в лирике Г.Бенна позволяет расширить рамки традиционного понимания и взглянуть на проблему человеческой экзистенции с совершенно иной точки зрения, предложенной поэтом.

Научная новизна исследования состоит в новом, разработанном нами методе концептуального анализа. Вопрос о концепте и его описании является сложным и неоднозначным в современной науке. Будучи объектом исследования разных наук, концепт имеет различные интерпретации в зависимости от того, какой дисциплиной он изучается. В связи с тем, что в настоящее время всё большее распространение получает синтез наук, то и концепт рассматривается также на срезе разных подходов. На се-

годняшний день наиболее распространены такие подходы к концепту, как ментально-деятель-ностный, индивидуально-речевой, семантический, логический, культурологический, лингво-культурологический и когнитивный.

Мы разработали когнитивно-авторский подход, который в свою очередь соприкасается с лингвокультурологическим и индивидуально-речевым. Лингвокультурологическое понимание концепта отражено в работах В.В.Колесова, Ю.С.Степанова, В.И.Карасика, Н.Ф.Алефи-ренко, С.Г.Воркачёва и т.д. Лингвокультуроло-гический подход к пониманию концепта состоит в том, что концепт признаётся базовой единицей культуры, её социальной доминантой. Согласно В.И.Карасику, концепт - многомерное смысловое образование, в котором выделяются ценностная, образная и понятийная стороны1.

Д.С.Лихачёв, представитель индивидуально-речевого подхода, при определении концепта уделяет большое внимание личностному компоненту. Концепт возникает как «отклик на предшествующий языковой опыт человека». Особое значение учёный уделяет соотношению данного феномена со значением слова. Он подчёркивает, что концепт расширяет значение слова, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, для «эмоциональной ауры слова»2.

Когнитивно-авторский подход может применяться только при исследовании художественного творчества, так как основывается на авторском видении концепта, который может быть выражен как напрямую, так и метафорически. Данный подход подразумевает не только анализ авторской картины мира, но также и авторской лингвистики. Творчество мы рассматриваем как способ познания мира, поэтому разработанный нами подход включает в себя изучение когнитивного опыта автора и его способов познания какого-либо феномена. Как и в лингвокультурологическом подходе неизбежной оказывается параллель индивидуального и общекультурного понимания, т.к. творчество, с одной стороны, имеет культурологическую базу, а с другой стороны обогащает её3.

Общность данных подходов состоит также в актуализации ценностной и образной сторон концепта. Первоосновой когнитивно-авторского подхода является образность, возникающая, прежде всего, из метафоричности и символизма. Наличие точек соприкосновения между разработанным нами и индивидуально-речевым

1 Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. - М.: 2004. - С. 127

2 Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка. -СПб.: 1993. - С. 4.

3 Воркачёв С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: 2001. - С.36.

подходом объясняется тем, что ведущую роль в данном случае играет личностный компонент.

Когнитивно-авторский подход выводит на первый план авторское понимание концепта и его личностную языковую презентацию. В рамках обозначенного подхода мы рассматриваем когнитивно-авторский концепт, пересекающийся с индвидуально-авторским концептом, который определяет В.И.Карасик, а также с художественным концептом В.В.Колесниковой. Индивидуально-авторские концепты находят своё выражение в ключевых словах, свойственных тому или иному писателю. Но помимо общеязыкового значения данные слова получают некоторое приращение смысла, становятся символом силы, питающей творчество, источником познания4.

Художественные концепты функционируют исключительно в художественных текстах в качестве универсальных элементов смысла5. Когнитивно-авторский концепт, так же, как и художественный является единицей художественного текста, но включает в себя не только смысловые, но и оценочные, образные, личностные компоненты, тесно соприкасающиеся с общей когнитивной направленностью концепта. Языковое выражение когнитивно-авторского концепта намного шире индивидуально-авторского, так как проявляется не только в ключевых словах, свойственных автору, но во всей языковой картине, отражающей авторское видение мира

Следуя за другими исследователями концепта, мы также признаём его неоднородность. З.Д.Попова и И.А.Стернин предлагают так называемый «отсистемный подход», который заключается в лексикографическом описании ключевых слов-экспликаторов концепта, а также в рассмотрении отношений между эксплика-торами в пределах контекста. «Оттекстовый подход» заключен в анализе концепта в художественном тексте. В рамках названного подхода выявляется круг лексической сочетаемости ключевого слова, строятся текстовые поля, в которых воплощается концепт и т.д.6 В.АМас-лова различает ядро и периферию концепта. Ядро - это словарные значения той или иной лексемы, периферия представляет собой субъективные опыт, различные прагматические составляющие лексемы, коннотации и ассоциа-ции7. Н.Н.Болдырев в структуре концепта вы-

4 Карасик В.И. Языковой круг:.... - С.121.

5 Колесникова В.В. Художественный концепт «душа» и его языковая презентация: На материале произведений Б.Пастернака: Дисс. ... к.ф.н. - Краснодар: 2008. - С. 5

6 Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: 2007. - С. 177 - 178.

7 Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. - Минск: 2005 - С. 184.

деляет общенациональный компонент, а также групповые, региональные, или локализованные и индивидуальные8.

Д.С.Лихачёв классифицирует концепты по тематическому признаку9. Можно сделать вывод, что в данном случае неоднозначность понятия диктует неоднозначность его внутреннего членения. В нашем исследовании мы предлагаем новаторский подход к выявлению внутренней структуры концепта. В связи с тем, что когнитивно-авторский концепт основан на личностном миропонимании, а также индивидуальном когнитивном опыте автора, мы подразделяем его на когнитемы, т.е. единицы авторской картины мира, отражающей способы познания автором универсума, его особое видение и лингвистическую презентацию действительности, а также множество смыслов, которые он в неё вкладывает. Определение когнитем является крайне важным для расширения границ концепта в художественном произведении. Ни один автор, занимающийся исследованием концепта, не уделял должного внимания многогранности, образной и смысловой насыщенности, а также лингвистическому своеобразию концепта в творчестве. Когнитема позволяет решить данную проблему. В рамках нашего исследования мы определили пять основных когнитемы в структуре когнитивно-авторского концепта «смерть»: мёртвое тело, борьба человека со смертью, восприятие смерти в состоянии изменённого сознания, смерть как явление универсума и предчувствие смерти.

Когнитема как единица авторской картины мира также не является однородной и включает в себя смысловые единицы, выраженные своеобразным авторским языком, которые мы обозначили как ментально-лингвистические слоты. Каждая когнитема в лирике Г.Бенна характеризуется многообразием ментально-лингвистических слотов. Когнитема «мёртвое тело» включает в себя такие ментально-лингвистические слоты как «труп», «антитеза жизни», «сосуд, лишенный души», «греховное начало в человеке».

В составе когнитемы «борьба человека со смертью» мы определили такие ментально-лингвистические слоты как «преодоление смерти через подвиг», «торжество души над телом», «бегство от смерти», «победа над смертью через единение с природой», «вера как путь к спасению», «вечное противодействие порядка и хаоса», «преодоление смерти через творчество», «память, противостоящая смерти». Когнитема «восприятие смерти в состоянии изменённого

8 Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. - Тамбов: 2002 - С. 24.

9 Лихачёв Д. С. Концептосфера русского яз.... - С 56.

сознания» представлена следующими ментально-лингвистическими слотами: «наркотическое опьянение», «сон», «творческий акт». Когните-ма «смерть как явление универсума» выражена такими ментально-лингвистическими слотами как «смерть - мост в неизвестность», «стихия смерти в природе и в человеке», «неизбежность конца света», «прощание с умершим», «смерть как цель жизни», «смерть, противостоящая созиданию», «гибель богов». В составе когнитемы «предчувствие смерти» мы определяем такие ментально-лингвистические слоты, как «прощание с жизнью», «видение жизни в молодости и на пороге смерти», «особая ценность последних лет жизни», «страх перед похоронами», «связь смерти и творчества», «иллюзорность жизни и смерти», «упование на Бога», «желание умереть летом», «бренность тела», «предсмертное одиночество», «чувство распада на физиологическом и духовном уровне».

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе разработанного нами когнитивно-авторского подхода лежит специфическая авторская лингвистика, личностное миропонимание и ког-ниция в рамках конкретного произведения. Данный подход позволяет выявить когнитивно-авторский концепт, т.е. единицу художественного текста, включающую в себя не только смысловые, но и оценочные, образные, личностные компоненты, тесно соприкасающиеся с общей когнитивной направленностью концепта. Когнитивно-авторский концепт не является однородным, т.к. в его составе определяются ког-нитемы, элементы авторской картины мира, отражающей способы познания автором универсума, его особое видение и лингвистическую презентацию действительности, а также множество смыслов, которые он в неё вкладывает. Когнитема, в свою очередь, также является многомерным образованием и включает в себя ментально-лингвистические слоты, компоненты смысла, выраженные своеобразным авторским языком. Разработанный подход даёт возможность определить в творчестве Г.Бенна пять основных когнитем концепта «смерть» и соответствующие им слоты.

CONCEPT OF «DEATH» IN THE LYRICS OF G. BENN: COGNITIVE-CREATIVE APPROACH

© 2010 S.I.Derbenyova Samara State Academy of Culture and Arts

The research topic is the concept of death in G.Benn's lyrics in the light of a cognitive-creative approach. This article discusses the problem of concept in modern linguistics, and proposes a new cognitive-creative approach to the designated problem. According to this approach, researchers identify cognithemes and mental-linguistic slots in the structure of cognitive-creative concept. Cognitheme is understood as an element of the author's world view, reflecting the ways of the author's investigation of the universe, his particular vision and the linguistic presentation of reality. The mental-linguistic slot in the cognitheme presupposes components of the meaning expressed by the author's peculiar language. In G.Benn's lyrics five cognithemes are identified in the structure of the cognitive-creative concept of «death»: a dead body, human struggle with death, perception of death in the state of the altered consciousness, and death as a phenomenon of the universe and a premonition of death. Each cognitheme has a definite mental-linguistic slot correspondence.

Keywords: concept of art, individual-verbal approach, individual-creative concept, concept, cognitive-creative concept, cognitive-creative approach, cognitheme, linguistics, linguistic-culturological approach, mentally-linguistic slot, system approach, text approach.

Derbenyova Svetlana Igorevna, Senior lecturer, post-graduate student. E-mail: letulitc@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.