Научная статья на тему 'Концепт «Преступление» в професс иональной картине мира сотрудников правоохранительных органов (на материале свободного ассоциативного эксперимента)'

Концепт «Преступление» в професс иональной картине мира сотрудников правоохранительных органов (на материале свободного ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
359
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / СВОБОДНЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / CONCEPT / PROFESSIONAL WORLD MAPPING / FREE ASSOCIATION EXPERIMENT / CRIME / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Масыч Татьяна Леонидовна

На основании результатов свободного ассоциативного эксперимента осуществлено моделирование лингвокультурного концепта «преступление» как одного из центральных элементов профессиональной картины мира сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Масыч Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт «Преступление» в професс иональной картине мира сотрудников правоохранительных органов (на материале свободного ассоциативного эксперимента)»

группу прилагательных, развивших кон-нотативные семемы, мы тем самым определяем материалы, которые были известны на Руси издавна и входили в культуру ее быта и повседневной действительности. Лингвистический анализ слов определенного семантического поля является одним из способов войти в область концептов данной культуры с целью лингвокультурологического изучения.

литература

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

2. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение слова. М., 1972.

3. Виноградов В.В. Слово и значение как предмет историко-лексикологического исследования // История слов. М., 1999. С. 5 - 38.

4. Гак В.Г. Метафора в языке и тексте. М., 1988.

5. Зализняк А.А. Многозначность в языке и способы ее представления. М., 2006.

6. Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии. Воронеж, 1978.

7. Кошарная С.А. Миф и язык. Белгород, 2002.

8. Маслова В.А. Введение в лингвокульту-рологию. М., 1997.

9. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 1954.

10. Плунгян В.А., Рахилина Е.В. Полисемия служебных слов: предлоги ЧЕРЕЗ и СКВОЗЬ // Русистика сегодня. 1996. № 3. С. 1 - 17.

11. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантикокогнитивный анализ языка. Воронеж, 2006.

12. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

13. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986.

Multiple meaning and its linguistic cultural aspect

There is researched the multiple meaning of language units. The metaphor is regarded as the way of developing the direct nominative meaning into motivated connotative one. Cultural knowledge is expressed through the connotative cultural component and the semantic language space is the derivative of national culture. Linguistic cultural aspect of multiple meaning of words is done on the adjectives derived from substance names.

Key words: multiple meaning, metaphor, connotation, linguistic cultural studies, semantic language space.

Т.л. МАсыч (Элиста)

концепт «преступление» в профессиональной картине мира сотрудников правоохранительных органов (на материале свободного ассоциативного эксперимента)

На основании результатов свободного ассоциативного эксперимента осуществлено моделирование лингвокультурного концепта «преступление» как одного из центральных элементов профессиональной картины мира сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: концепт, профессиональная картина мира, свободный ассоциативный эксперимент, преступление, правоохранительные органы.

Наряду с общеязыковой картиной мира в качестве объекта лингвистического исследования могут рассматриваться профессиональные картины мира, в которых закрепляются представления людей о феноменах и процессах, связанных с их профессиональной деятельностью. По словам А.Д. Шмелева, «иногда различия между разными языковыми картинами мира внутри одного языка оказываются больше, чем межъязыковые различия» [6, с. 15]. Чем более специфична профессиональная деятельность и чем более закрытой является профессиональная группа, тем большие отличия мы сможем увидеть между концептами общеязыковой картины мира и картины мира представителей данной профессии.

Объектом нашего изучения стала профессиональная картина мира сотрудников правоохранительных органов. Проведенный анализ [2] специфичных языковых средств, употребляемых данной социальной группой, позволил выявить четыре базовых концепта картины мира сотрудников правоохранительных органов -«преступление», «милиционер», «преступник», «потерпевший». В рамках настоящей статьи мы подробно рассмотрим концепт «преступление», реализующийся в изучаемой картине мира.

© Масыч Т.Л., 2010

Методом исследования стал свободный ассоциативный эксперимент, позволяющий выявить уровень субъектного потенциала концепта, т.е. уровень лингвистического достояния, хранящегося в сознании индивида [3].

в эксперименте приняли участие две группы респондентов:

1) сотрудники младшего и среднего начальствующего состава милиции города Элиста (возраст - 19 - 28 лет);

2) студенты неюридических факультетов Калмыцкого госуниверситета.

вторая группа привлекалась для проведения сравнения. Ее члены рассматривались как носители общеязыковой русской картины мира. В каждую группу вошло 100 респондентов. Им предлагалось дать ассоциативную реакцию на стимул преступление.

Согласно словарному определению, преступление - это общественно опасное действие или бездействие, направленное против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок [1]. В соответствии со статьей 14 Уголовного кодекса Российской Федерации определение понятия преступление звучит следующим образом: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом российской Федерации под угрозой наказания». Исходя из приведенных дефиниций, основным компонентом понятия преступление является «действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности» [5].

рассмотрим полученные реакции. В ответах сотрудников правоохранительных органов зафиксировано 36 единиц со следующей частотой ответов: наказание - 22, нарушение закона - 20, правонарушение - 10, убийство - 8, кража - 3, дело - 2, и наказание - 2, криминал - 2, место - 2, противоправное деяние - 2, суд - 2, вор, время, гадость, грабеж, грех, закон, косяк, кровь, МВД, мотив, преднамеренное, нарушитель, негатив, ограбление, ошибка, плохо, поймаю, порок, преступник, происшествие, тяжелого характера, раскрыто, совершенное деяние, терроризм, хищение. В ответах студентов фигурируют 39 единиц: наказание - 20, нарушение закона - 12, убийство - 8, и наказание - 6, кража - 5, плохо - 5, правонарушение - 3, суд -

3, грабеж - 2, дело - 2, закон - 2, зло - 2, проступок - 2, смерть - 2, ужас - 2, аффект, вне рамок закона, вор, где, грех, деньги, дурной по-

ступок, заказ, игра, люди, наглость, нары, не виноват, обвинение, обидчик, плохое дело, потерпевший, право, преступник, страх, тюрьма, убийца, человек, что-то нехорошее.

При помощи анализа слов-реакций мы попытаемся выявить структуру понятийного, образного и ценностного элементов концепта, именем которого является лексема преступление. В основу классификации практического материала положен признак уточнения элементов семантики слов, связанных с концептом «преступление» в языковом сознании респондентов.

Прежде всего, обратимся к понятийному элементу концепта. В ответах респондентов можно выделить группы ассоци-атов, которые объективируют элементы сценарного фрейма, являющегося понятийной основой концепта «преступление». данный фрейм включает три стадиальных компонента: собственно преступление -следствие - наказание. Рассмотрим ответы респондентов, связанные с названными стадиями.

На стадии преступления общими для обеих групп респондентов стали следующие признаки:

«место и время действия»: студенты - 1% (где), сотрудники правоохранительных органов - 3% (время, место);

«вид общественно опасного деяния»: студенты - 16% (грабеж, заказ, кража, убийство), сотрудники правоохранительных органов - 16% (грабеж, косяк, кража, ограбление, терроризм, убийство, хищение);

«лицо, совершившее противоправные действия»: студенты - 4% (вор, обидчик, преступник, убийца), сотрудники правоохранительных органов - 3% (вор, нарушитель, преступник);

«побудительная причина, повод к общественно опасному деянию»: студенты - 2% (игра, деньги), сотрудники правоохранительных органов - 1% (мотив).

Признак «лицо, в отношении которого совершены противоправные действия» встречается лишь в ответах студентов (1% -потерпевший). Очевидно, наличие данной реакции обусловлено ассоциированием себя с возможной жертвой преступления. Также лишь в ответах студентов актуализируется признак «последствия совершения преступления» (1% - смерть).

Обратимся к отображению этапа следствия в языковом сознании респондентов.

На данном этапе актуальными для обеих групп оказываются следующие признаки: «делопроизводство при ведении следствия»: студенты - 2% (дело), сотрудники правоохранительных органов - 2% (дело);

«квалификация преступности деяния»: студенты - 2% (не виноват, обвинение); сотрудники правоохранительных органов - 1% (ошибка).

В ответах сотрудников правоохранительных органов представлены три признака, лакунарных для студентов:

«характер и степень общественной опасности деяния» - 2% (тяжелого характера, преднамеренное);

«результат оперативно-следствен-ныхдействий» - 1% (раскрыто);

«государственный институт, участвующий в следствии» - 1% (МВД).

Наличие в ответах сотрудников правоохранительных органов ассоциатов, объективирующих вышеуказанные признаки, доказывает тот факт, что информанты соотносят исследуемый языковой объект с реально существующими элементами профессиональной действительности. Именно оперативно-следственные действия и их результативность являются элементами, структурирующими профессиональную картину мира сотрудников правоохранительных органов. Более того, они являются критерием качества профессиональной деятельности, поэтому актуальность их для сотрудников правоохранительных органов очевидна.

Ответы, связанные со стадией наказания, превалируют в обеих группах. К их числу относятся реакции наказание, и наказание (24% у сотрудников правоохранительных органов, 26% у студентов). Значительная представленность данных реакций обусловлена не только ассоциативной причинно-следственной связью феноменов преступления и наказания, но и существованием национального прецедентного текста [4] - романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Можно констатировать, что ассоциация с названием романа более актуальна для студентов, чем для сотрудников ПО, поскольку реакция и наказание, буквально воспроизводящая название, фигурирует в 2% ответов сотрудников правоохранительных органов и в 6% ответов студентов.

В равной мере актуальным для обеих групп респондентов оказывается признак

«орган власти, осуществляющий правосудие». Данный признак реализуется в реакции суд (студенты - 3%, сотрудники правоохранительных органов - 2%).

В ответах студентов реализуется также признак «место содержания правонарушителей» (2% - нары, тюрьма). Для сотрудников правоохранительных органов этот признак неактуален, поскольку после назначения наказания преступнику его дальнейшая судьба теряет связь с их профессиональной деятельностью.

Образный компонент исследуемого концепта в ответах респондентов практически не представлен. Единственное исключение - единичная реакция кровь, данная сотрудником правоохранительных органов.

Обратимся к ценностному элементу концепта. Среди полученных реакций-ответов выявлена группа лексем оценочного характера. Респонденты обеих групп реагируют на стимул преступление негативными оценочными словами, выражая тем самым свою оценку действия, нарушающего закон:

- студенты - 14% (дурной поступок, зло, грех, наглость, плохо, плохое дело, проступок, что-то нехорошее);

- сотрудники правоохранительных органов - 5% (грех, гадость, негатив, плохо, порок).

Обращает на себя внимание тот факт, что в ответах сотрудников правоохранительных органов оценочные реакции представлены почти в три раза реже. Одним из проявлений профессиональной деформации становится снижение ценностного осмысления феномена. Преступление воспринимается как часть обыденной жизни.

Помимо общеоценочной квалификации в ответах студентов реализуется также эмоциональная реакция (3% - страх, ужас). Для сотрудников правоохранительных органов данный тип реакции также неактуален в силу того, что они постоянно сталкиваются с преступлениями.

Для сотрудников правоохранительных органов актуальной оказывается оценка преступления по юридическому признаку соответствия/несоответствия закону. Данный тип оценки реализуется в их ответах значительно чаще, чем у студентов:

- сотрудники правоохранительных органов - 35% (криминал, нарушение закона, правонарушение, противоправное деяние, совершенное деяние);

- студенты - 16% (вне рамок закона, нарушение закона, правонарушение).

Явную профессиональную обусловленность имеет единичная реакция поймаю в ответах сотрудников правоохранительных органов, в которой проявляется целевая установка по отношению к субъекту совершения преступления.

Подведем итоги.

1. Результаты свободного ассоциативного эксперимента позволяют выявить сходства и различия уровня субъектного потенциала концепта «преступление» в общей картине мира носителей русского языка и профессиональной картине мира сотрудников правоохранительных органов.

2. Понятийный элемент концепта «преступление» объективируется в ответах респондентов в виде сценарного фрейма, включающего три стадиальных компонента: собственно преступление - следствие -наказание.

3. При концептуализации стадии преступления общими для носителей общеязыковой и профессиональной картин мира стали признаки «место и время действия», «вид общественно опасного деяния», «лицо, совершившее противоправные действия», «побудительная причина, повод к общественно опасному деянию». В сознании носителей общеязыковой картины мира слабую реализацию получают также признаки «лицо, в отношении которого совершены противоправные действия» и «последствия совершения преступления».

4. При концептуализации стадии следствия актуальными для обеих групп стали признаки «делопроизводство при ведении следствия», «квалификация преступности деяния». В сознании носителей профессиональной картины мира присутствуют также признаки «характер и степень общественной опасности деяния», «результат оперативно-следственных действий», «государственный институт, участвующий в следствии».

5. При концептуализации стадии наказания актуальным для обеих групп стал признак «причинно-следственная связь преступления и наказания», подкрепленный названием национального прецедентного текста, а также признак «орган власти, осуществляющий правосудие». В сознании носителей общеязыковой картины мира присутствует также лакунарный для носителей профессиональной картины

мира признак «место содержания правонарушителей».

6. Образный элемент концепта «преступление» в свободных ассоциациях носителей общеязыковой и профессиональной картин мира не реализуется.

7. Ценностный элемент концепта «преступление» демонстрирует наиболее значительные различия в сознании носителей общеязыковой и профессиональной картин мира. Для носителей общеязыковой картины мира более актуальной оказывается общая негативная оценка преступления, в сознании же носителей профессиональной картины мира превалирует юридическая оценка преступления как деяния, противоречащего закону. Эмоциональная реакция на преступление реализуется в ответах носителей общеязыковой картины мира и отсутствует в ответах сотрудников правоохранительных органов.

литература

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка // Словарь в формате pdf, изд. - «Русский язык»-2001. URL : http://www.zipsites.ru/ books/slovar_pdf_efremova, свободный. Загл. с экрана.

2. Масыч Т.Л. Профессиональная картина мира сотрудников правоохранительных органов // Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире - 2 : сб. ст. / отв. ред. Г.Г. Слыш-кин. Волгоград : Изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2008. Т. 1. С. 179 - 182.

3. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты : монография. Волгоград : Перемена, 2004.

4. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М. : Academia, 2000.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. федеральных законов от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ).

6. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М. : Яз. славянской культуры, 2002.

Concept “crime” in professional world mapping of law enforcement officer (free association experiment)

On the results of free association experiment there is modeled the linguistic cultural concept “crime”. It is one of the central elements of professional world mapping of law enforcement officer.

Key words: concept, professional world mapping, free association experiment, crime, law enforcement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.