Научная статья на тему 'Концепт милосердие в русском языковом сознании и в идиостиле писателя'

Концепт милосердие в русском языковом сознании и в идиостиле писателя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1857
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ / ИДИОСТИЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Мария Юрьевна

Исследуется эволюция концепта милосердие в русском языковом сознании, проводится многоаспектный анализ концепта, рассматривается его функционирование в идиостиле писателя на материале творчества А. С. Пушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт милосердие в русском языковом сознании и в идиостиле писателя»

Edited by FoKit PDF Editor

Copyright (c) by FoKit Corporation, 2003 - 2010

For Evaluation Only.

Л1. Ю. Никитина. Концепт милосердие в русском языковом сознании________

7 Карцевский С. Язык, война и революция. Берлин, 1923. С. 36.

8 Там же. С. 31.

9 Зайцев Б. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 10 (доп.). Письма 1901-1922 гг. Статьи. Рецензии. М., 2001. С. 158.

10 Фесенко А., Фесенко Т. Русский язык при Советах. Нью-Йорк, 1955. С. 68.

11 Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. М., 1991. С. 194.

12 АлдановМ. Бегство. М., 1991. С. 317.

13 Мережковский Д. Царство Антихриста. СПб., 2001. С. 325.

14 Теффи Н. Житьё-бытьё : Рассказы. Воспоминания. М., 1991. С. 279.

15 Дон-Аминадо Наша маленькая жизнь : Стихотворения. Политический памфлет. Проза. Воспоминания. М., 1994. С. 342.

16 Фесенко А., Фесенко Т. Указ. соч. С. 68.

17 Шмелёв И. Собрание сочинений : в 5 т. М., 1999. Т. 7 (доп.). Это было : Рассказы. Публицистика. С. 234.

18 Андреев Л. Проза. Публицистика. М., 1998. С. 504.

19 Из глубины : сборник статей о русской революции. М., 1990. С. 48.

20 Андреев Л. Проза. Публицистика. С. 488.

21 Бунин И. Окаянные дни. М., 1991. С. 45.

22 Из глубины : сборник статей о русской революции. С. 236.

23 Адамович Г Указ. соч. С. 403.

24 Гиппиус З. Дневники : в 2 кн. М., 1999. Кн. 2. С. 133.

25 Набоков В. Рассказы. Воспоминания. М., 1991. С. 219.

26 Шмелёв И. С. Указ. соч. С. 305.

27 Гиппиус З. Дневники. С. 98.

28 Бунин И. Указ. соч. С. 74.

29 Гиппиус З. Петербургские дневники. 1914-1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 252.

30 Бунин И. Указ. соч. С. 74.

31 Гиппиус З. Петербургские дневники. С. 258.

32 Критика русского зарубежья : в 2 ч. М., 2002. Ч. 2. С. 18.

33 Зайцев Б. Указ. соч. Т. 9 (доп.). Дни. Мемуарные очерки. Статьи. Заметки. Рецензии. М., 2000. С. 111.

34 Гиппиус З. Петербургские дневники. С. 254.

35 Гуль Р. Дзержинский. М., 1992. С. 13.

УДК 821.161,1.09+929Пушкин

КОНЦЕПТ МИЛОСЕРДНЕЕ РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ И В ИДИОСТИЛЕ ПИСАТЕЛЯ

М.Ю. Никитина

Саратовский государственный университет E-mail: masha.05@inbox.ru

Исследуется эволюция концепта милосердие в русском языковом сознании, проводится многоаспектный анализ концепта, рассматривается его функционирование в идиостиле писателя на материале творчества А. С. Пушкина.

Ключевые слова: милосердие, концепт, лингвокультурология, художественный концепт, идиостиль.

Concept MERCY in the Russian Linguistic Consciousness and in the Writer’s Idiostyle M. Yu. Nikitina

The evolution of the concept MERCY is researched in the Russian linguistic consciousness; the concept is analyzed in many aspects; the concept’s functioning in the writer’s idiostyle is examined on the material of A. S. Pushkin’s literary heritage.

Key words: mercy, concept, linguoculture, literary concept, idiostyle.

В современной жизни концепт милосердие является одним из наиболее актуальных для выявления нравственных норм и социального поведения человека, о чем свидетельствует постоянное присутствие идеи милосердия в СМИ. Тем не менее среди культурных концептов милосердие до сих пор остается одним из наименее изученных.

В наши дни можно наблюдать взаимодействие различных областей знания. В системе гуманитарного знания лингвистика занимает

авангардные методологические позиции, которые плодотворно взаимодействуют между собой. Сложность параметров определения концепта привела к тому, что в современном языкознании нет его единого значения. Наиболее разработанными в настоящий момент считаются четыре методики изучения концепта на основании языкового материала: психолингвистическая, народноэтнографическая, лингвокогнитивная и лингвокультурологическая. С точки зрения психолингвистики А. А. Залевская представляет концепт как продукт психических процессов (познания и общения)1. Н. Д. Арутюнова, автор логико-фило-совской концепции, рассматривает концепт как понятие практической (обыденной) философии, являющейся результатом взаимодействия таких факторов, как национальная традиция, фольклор, религия, идеология, жизненный опыт, образы искусства, ощущения и система ценностей2. В рамках лингвокогнитивного подхода Е. С. Кубрякова, З. Д. Попова, И. А. Стернин трактуют концепт как оперативную содержательную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике3. В основе нашего анализа культурного концепта лежит лингвокультурный подход к изучению концептов. С позиций лингво-

© Никитина М. Ю., 2012

Edited by FoHit PDF Editor

Copyright (c) by FoKit Corporation, 2003 - 2010 For Evaluation Only.

Известия Саратовского университета, duid. i. id. Lep. ч^плологпя. турнагпстпка, вып. і

культурологов Ю. С. Степанова, С. Г. Воркачева, В. И. Карасика и др., концепт определяется как ментальное образование, отмеченное культурной спецификой4. Исследователи обращают внимание, что лингвокогнитивный и лингвокультурный подходы дополняют друг друга. Данная точка зрения и служит ориентиром в нашем анализе.

Изучение лингвокультурного концепта милосердие в работе ведется в диахроническом аспекте. Анализу подвергается и особый аспект функционирования концепта - как художественного, что осуществляется на материале творчества

А. С. Пушкина.

Исследование этимологического аспекта слова-номинанта опирается на данные этимологических словарей. М. Фасмер слово милосердие представляет как заимствование из старославянского языка (милосрЬдие), где оно является словообразовательной калькой латинского слова (misericordia)5. Лексикографами установлена связь данного слова с его вариантами в других славянских языках: древнерусском (милосрЬдие), словацком (milosrdenstvo), польском (milosierdzie) и др.

Историками языка неоднократно отмечалось существование дублетных словообразовательных параллелей на -ие и -ство в древнерусском языке и постепенное их разрушение. В одном из проявлений разрушения параллели формы на -ие оказались более устойчивыми. Это происходило в тех случаях, когда компоненты параллели обозначали свойства, качества, отвлеченные понятия и были соотносимы с качественными основами имен прилагательных или именными словосочетаниями. Именно таковы причины сохранения номинации концепта как милосьрдие, а не милосьрдьство6.

В нашей работе используются методы анализа В. И. Карасика, который рассматривает в качестве свойств концепта понятийное, образное и ценностное «измерения»7. Учитываются положения Л. А. Ждановой, О. Г. Ревзиной и Е. В. Какориной8.

Понятийная сторона концепта - это его языковая фиксация, обозначение, дефиниция. Толкование слова - номинанта концепта милосердие значительно изменилось с течением времени. Так, «Словарь русского языка XI-XVII веков» приводит следующее синонимическое толкование: «Милосердие, сочувствие, сострадание»9. Современный «Толковый словарь русского языка начала XXI века» под ред. Г. Н. Скляревской дает лаконичное и емкое определение значения: «Сострадательная помощь ближнему как христианская добродетель; вообще бескорыстная помощь, сострадание к людям»10. В связи с общей тенденцией внимания к понятийному содержанию слов религиозного характера появляется особая помета - «как христианская добродетель». Это важное дополнение отражает значимость для современного сознания христианской милосердной любви как одной из трех - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей.

Образная сторона концепта - это зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти. Л. А. Жданова и О. Г. Ревзина представляют образ милосердия в виде ряда типичных метафорических моделей, например как погружение во вместилище - о человеке и его социуме (Для всех, в ком живет милосердие), как олицетворение абстракции, передающее автономное существование (сочетания: милосердие живет, умирает, уходит, возвращается). Вопрос о том, каким образом трансформируется семантическая структура слова милосердие, решается в зависимости от того, какой контекст притягивает слово. Исследователи заметили, что в конце XX в. произошел явный семантический сдвиг - от свойств и поступков личности в сторону действий социума. Е. В. Ка-корина на основе многочисленных контекстов демонстирует, что значение слова милосердие сузилось настолько, что оно стало высоким, но уже обесцвеченным синонимом слова благотворительность. Как показывают наши материалы, в современном мире субъектом милосердия могут выступать и личность, и сообщество людей, и организация, и официальное учреждение.

Ценностная сторона концепта. Милосердие предстает как нравственная категория. Практическое милосердие противопоставлено духовному настолько, что милосердие получает два аспекта: как чувство, нравственная категория личности и как действие социальных структур. Анализ публицистических текстов, теле- и радиопередач начала XX в. показывает, что милосердие выступает как единство, неделимость духовной и деятельностной сторон поведения человека.

В «Словаре синонимов русского языка» З. Е. Александровой находим следующие синонимические параллели: милосердие - жалость, сердоболие, сердобольность, сострадание, сострадательность11. Приблизительно тот же семантический круг очерчен В. И. Далем: милосердие... сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность12. Лексические единицы, сближающиеся с данным словом - именем концепта на основе общности ассоциативных связей в художественных текстах, и слова, анто-нимичные ему, - это жестокость, бесчувственность, черствость.

Некоторые характерные аспекты смыслового наполнения концепта милосердие в современном языке позволил выявить проведенный нами эксперимент на основе анкетирования. Были получены следующие реакции: Красный Крест, Дева Мария, врачи.

Активность этого концепта в русской ментальности отразилась в народном творчестве

- пословицах и поговорках, обобщающих многовековой социально-исторический опыт народа. Они имеют устойчивую, лаконичную, ритмически

40

Научный отдел

Edited by FoHit PDF Editor

Copyright (c) by FoHit Corporation, 2003 - 2010

For Evaluation Only.

ЛІ. Ю. Нтптпна. Концепт мплосердпе в русском язьіиовом сознант_________

организованную форму и поучительный смысл. Как важная для народа категория милосердие зафиксировано в языковом народном творчестве. Так, «Словарь пословиц русского народа»

В. И. Даля содержит паремиологические единицы, заключающие в себе идею милосердия13. В русских пословицах милосердие отмечается как положительное качество в поведении и поступках человека, при этом главным выступает однокоренное слово милость, так как милосердие

- церковнославянизм, служащий определением концепта в книжно-славянских текстах, а не в речевом узусе народа: Не налагай гнева, наложи милость; Милость и на суде хвалится; Красна милость и в правде; Где гнев, там и милость и др.

В наши дни не ослабевает понимание необходимости и актуальности этого понятия. Идея милосердия постоянно присутствует в различных радио- и телепередачах, газетах и других средствах массовой информации. Такие радиостанции, как «Радио России», «Эхо Москвы», постоянно транслируют передачи, в которых обсуждаются проблемы современной жизни, одной из которых, несомненно, является возрождение в людях таких христианских добродетелей, как милосердие, доброта, забота о ближнем.

Один из сайтов в сети Интернет, посвященных разнообразным благотворительным организациям, является официальным сайтом комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы и называется «Милосер-дие.гц». Создатели сайта призывают желающих вступить в общество «Друзья милосердия» и провозглашают лозунг: «Начни день с милосердия». Сайт объединяет неравнодушных людей, которые хотят помогать друг другу. Одна из важнейших задач сайта - публикация просьб о помощи и сбор средств для тех, кому они срочно потребовались. В тематических разделах «Дети без родителей», «Больные», «Старики и инвалиды», «Семья», «Армия», «Наркоманы и алкоголики», «Бездомные», «Заключенные» публикуются статьи, помогающие понять, как организовать работу с этими социальными группами, как им лучше помочь. В разделе «Летопись милосердия» публикуются новости о церковной социальной деятельности, об инициативах волонтерских организаций, благотворительных фондов помощи, новости законодательства. Существует большое количество волонтерских движений под названием «Милосердие» в таких городах, как Самара, Нижний Новгород, Краснодар и др. Сфера деятельности службы добровольцев «Милосердие» постоянно расширяется, поэтому ей всегда требуются новые волонтеры, что также говорит о важности милосердия в наши дни.

Художественный концепт выделяют в качестве наиболее универсального элемента системы смысла художественного текста, поэтому именно художественный концепт является объектом анализа в лингвопоэтическом описании текста. Главная особенность художественных концептов состоит в

их индивидуальности и широте возможностей. Мы ориентируемся на определение художественного концепта Н. С. Болотновой, рассматривающей его как элемент поэтической картины мира автора, отраженный в тексте в образной форме в соответствии с определенными интенциями создателя14.

Важнейшие этапы в миропонимании русского народа знаменует собой творчество талантливых писателей, которые всегда очень трепетно относились к нравственным понятиям и отражали их глубинный смысл. Мы рассматриваем концепт милосердие в аспекте его художественного истолкования в текстах А. С. Пушкина, что обусловлено большой активностью исследуемого концепта в творчестве писателя как компонента нравственнофилософского осмысления им мира - основы его идиостиля. «Словарь языка Пушкина» предлагает цитату из поэмы «Анджело»: «Земных властителей ничто не украшает, как милосердие». Эта поэма - апология не справедливости, а милости, не Закона, а Человека. Основным отражением смысла является именно сцена милосердия. Заключительные слова поэмы: «И Дук его простил» вынесены в отдельную графическую строку и являются итогом проходящей через всю поэму темы милости15.

Повесть «Капитанская дочка» также построена как воплощение идеи милосердия. Центральная сюжетная линия просвещения - история взаимоотношений Гринева и Пугачева - есть прежде всего история милосердия16: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!». А. С. Пушкин разрушает любые схемы и главным измерением сюжета делает такое человеческое качество, как сострадательность, обычная доброта. Писатель рисует образ государыни, употребляющей власть только во благо, во имя добра: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».

В творчестве писателя идея милосердия реализуется не только с помощью слова-номинанта, но также с помощью лексем, являющихся его синонимами. Так, в «Словаре языка Пушкина» находим три значения слова «милость», которое является однокоренным словом и ближайшим синонимом к номинанту исследуемого концепта. Одно из значений - милосердное, полное доброты и человеколюбия отношение к людям11. Это значение в творчестве Пушкина подкрепляется разнообразными контекстами. Например, последняя строка его стихотворения «Памятник» - «...что в мой жестокий век восславил я Свободу / И милость к падшим призывал» - есть прямой призыв к милосердию18. В своей поэзии и прозе Пушкин настойчиво проводит эту тему.

В идиостиле А. С. Пушкина художественный концепт милосердие играет очень активную роль и реализуется в разных аспектах. Милосердие выражает общечеловеческие ценности: с одной

Лингвистика

41

Edited by FoKit PDF Editor

Copyright (c) by FoKit Corporation, 2003 - 2010

For Evaluation Only.

Известия Саратовского университета, duid. i.jz. Lep. ч^плологпя. лурнаппстта, вып. l

стороны, любовь, с другой - дружбу, с третьей

- человеческое достоинство и благородство, с четвертой - социальное понятие совести и справедливости, и, наконец, с пятой - миротворчество. Раскрытие идеи милосердия осуществляется и в контекстах социально-философского характера, и в речи персонажей, и а авторской характеристике героев.

Таким образом, своеобразие концепта милосердие проявляется в его особой представленности в системе языка: в его активной языковой динамике в течение веков как отражении эволюции культуры и миропонимания, в особых системных связях его номинанта - культурного слова милосердие, в ограниченной представленности его в стилях литературного языка в силу отвлеченного философски-религиозного содержания и стилистического облика номинирующего слова

- церковнославянизма, в прямом и косвенном отражении в паремиологии. Его производные и круг лексики, отражающей понятийную и семантическую близость к номинанту, очень широк. Слово активно, и все более расширяется сфера его употребления в современной публичной речи.

Будучи важнейшей составляющей нравственной природы русской ментальности и миропонимания, концепт милосердие оказывается очень значимым в структуре идиостиля писателя, отражая в его художественном творчестве специфику образа мира.

Примечания

1 См.: Залевская А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.

2 См.: АрутюноваН. Язык и мир человека. М., 1999.

3 См.: Кубрякова Е. Концепт // Кубрякова Е. С. [и др.]. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996 ; Попова З., Стернин И. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 2000.

4 См.: СтепановЮ. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М., 2007 ; Воркачев С. Концепт как «зонтиковый» термин // Язык, сознание, коммуникация. М., 2003. Вып. 24.

5 См.: ФасмерМ., Трубачев О. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. М., 2004. Т. 2.

6 См.: КадькаловЮ. Из истории отвлеченных существительных : имена с суффиксом -щ- (-j-) в русском языке. Саратов, 2007.

7 См.: Карасик В. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

8 Жданова Л., Ревзина О. «Культурное слово» милосердие // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991; Какорина Е. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М., 2000.

9 Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный Вторым отделением Императорской академии наук. СПб., 1847. С. 303.

10 Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. М., 200б. С. 584.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Александрова З. Словарь синонимов русского языка / под ред. Л. А. Чешко. М., 19б8. С. 215.

12 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: http://www.slovari.ru/default.aspx?p=9б5 (дата обращения: 18.11.2011).

13 См.: Даль В. Пословицы русского народа : в 3 т. СПб, 199б. Т. 3. С. б1б.

14 См.: БолотноваН. Методики анализа концептуальной структуры художественного текста // Слово - сознание - культура. М., 200б.

15 См.: Пушкин в XXI веке. Сборник в честь В. С. Непомнящего. М., 200б.

16 См.: Лотман Ю. Идейная структура «Капитанской дочки» // Пушкин : Биография писателя. СПб., 1995.

17 Словарь языка Пушкина : в 4 т. М., 2000. URL: http:// www.slovari.ru/default.aspx?p=230 (дата обращения: 18.11.2011).

18 См.: Егоров Б. Российские утопии : Исторический путеводитель. СПб., 2007.

УДК811.161.Г373

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «БОЛЕЗНЬ» В УСТНОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ МЕДИКОВ

Т. В. Родионова

Саратовский государственный медицинский университет E-mail: rodionovatv2011@mail.ru

Статья посвящена проблеме исследования речи отдельных социально-профессиональных групп с позиций теории семантических полей. Рассматривается специфика лексико-семантического поля «болезнь» на материале устной научной речи медиков,

дается структурно-функциональный анализ исследуемого поля. Ключевые слова: социально-профессиональная группа, лексико-семантическое поле «болезнь», устная научная речь медиков, структурно-функциональный анализ.

© Родионова Т. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.