Научная статья на тему 'Концепт «Дом» в «Петербургском тексте» (по роману Н. С. Лескова «На ножах»)'

Концепт «Дом» в «Петербургском тексте» (по роману Н. С. Лескова «На ножах») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
398
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НА НОЖАХ" / Н. С. ЛЕСКОВ / КОНЦЕПТ «ДОМ» / "ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ" / АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крылова Ольга Сергеевна

«Петербургский текст» как сверхтекст представляет собой комплекс различных произведений, объединенных ситуативно и содержательно. Формированию особого смыслового пространства «петербургского текста», в котором традиционные для русского человека ценности получают противоположное освещение, содействует концепт «дом». Цель данного исследования рассмотреть способ реализации концепта «дом» в ракурсе проблемы «петербургского текста» на материале романа Н. С. Лескова «На ножах» (1870-1871). Цель конкретизируется в следующих задачах: описать суть явления «петербургский текст» русской литературы; проанализировать воплощаемые особенности и оттенки смысла ключевого концепта «петербургского текста» концепта «дом» в романе Н. С. Лескова «На ножах». В основном в произведении представлено два противопоставленных топоса Петербург и провинция. Автору статьи важно показать, как материальная реальность Петербурга в романе влияет на духовные ценности и изменяет их. В результате исследования автор статьи приходит к выводу, что Петербург в романе Н. С. Лескова предстает в традиционном описании мрачный, опасный, незащищенный город, в котором человек одинок и несчастен, а концепт «дом» в «петербургском тексте» реализует не свойственные ему в стандартной языковой картине мира оттенки смысла: дом выступает местом одиночества и тоски. Актуальность статьи обусловлена частым обращением исследователей к феномену «петербургского текста», являющегося частью национальной культуры и влияющего на ее развитие. Недостаточная изученность романа «На ножах» в связи с его вынужденной и незаслуженной «забытостью» из-за антинигилистической направленности произведения говорит о новизне исследования. Использованы методы: сравнительный, контекстуального анализа, типологического анализа.“

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petersburg text” as supertext is a complex of different works, combined in a situational and content. Formation of a special semantic space of the “Petersburg text”, in which traditional values for Russian people receive the opposite illumination, the concept “house” contributes. The purpose of this article is to consider how to implement the concept of «home» in the perspective of the problem of the “Petersburg text” on the material of N. S. Leskov “On the knives” (1870-1871). The purpose is concretized in the following tasks: describe the essence of the phenomenon of the “Petersburg text” of Russian literature; to analyze the embodied features and shades of the meaning of the key concept of the “Petersburg text” the concept “house” in the novel by N. S. Leskov “On the knives.” Basically, the novel presents two opposing topos St. Petersburg and the province. The author of the article is important to show how the material reality of St. Petersburg in the novel influences and changes spiritual values. As a result of the research, the author of the article comes to the conclusion that St. Petersburg in the novel of N. S. Leskov appears in the traditional description a gloomy, dangerous, unprotected city in which a person is lonely and unhappy, and the concept of the “house” in the “St. Petersburg text” realizes the shades of meaning that are not peculiar to him in the standard linguistic picture of the world: the house is a place of solitude and longing. The relevance of the article is due to the frequent appeal of researchers to the phenomenon of the “Petersburg text”, which is part of the national culture and influences its development. Insufficient study of the novel “On the knives” in connection with his forced and undeserved “forgetfulness” because of the antinigilistic orientation of the work speaks about the novelty of the research. Methods used: comparative, contextual analysis, typological analysis.

Текст научной работы на тему «Концепт «Дом» в «Петербургском тексте» (по роману Н. С. Лескова «На ножах»)»

УДК 821.161.1

КОНЦЕПТ «ДОМ» В «ПЕТЕРБУРГСКОМ ТЕКСТЕ» (ПО РОМАНУ Н. С. ЛЕСКОВА «НА НОЖАХ»)

О. С. Крылова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

«Петербургский текст» как сверхтекст представляет собой комплекс различных произведений, объединенных ситуативно и содержательно. Формированию особого смыслового пространства «петербургского текста», в котором традиционные для русского человека ценности получают противоположное освещение, содействует концепт «дом». Цель данного исследования - рассмотреть способ реализации концепта «дом» в ракурсе проблемы «петербургского текста» на материале романа Н. С. Лескова «На ножах» (1870-1871). Цель конкретизируется в следующих задачах: описать суть явления «петербургский текст» русской литературы; проанализировать воплощаемые особенности и оттенки смысла ключевого концепта «петербургского текста» - концепта «дом» в романе Н. С. Лескова «На ножах». В основном в произведении представлено два противопоставленных топоса - Петербург и провинция. Автору статьи важно показать, как материальная реальность Петербурга в романе влияет на духовные ценности и изменяет их. В результате исследования автор статьи приходит к выводу, что Петербург в романе Н. С. Лескова предстает в традиционном описании - мрачный, опасный, незащищенный город, в котором человек одинок и несчастен, а концепт «дом» в «петербургском тексте» реализует не свойственные ему в стандартной языковой картине мира оттенки смысла: дом выступает местом одиночества и тоски. Актуальность статьи обусловлена частым обращением исследователей к феномену «петербургского текста», являющегося частью национальной культуры и влияющего на ее развитие. Недостаточная изученность романа «На ножах» в связи с его вынужденной и незаслуженной «забытостью» из-за антинигилистической направленности произведения говорит о новизне исследования. Использованы методы: сравнительный, контекстуального анализа, типологического анализа.

Ключевые слова: «На ножах», Н. С. Лесков, концепт «дом», «петербургский текст», антинигилистический роман.

THE CONCEPT OF THE "HOUSE" IN THE "PETERSBURG TEXT" (BASED BY N. S. LESKOV'S NOVEL "ON THE KNIVES")

O. S. Krylova

Mari State University, Yoshkar-Ola

"Petersburg text" as supertext is a complex of different works, combined in a situational and content. Formation of a special semantic space of the "Petersburg text", in which traditional values for Russian people receive the opposite illumination, the concept "house" contributes. The purpose of this article is to consider how to implement the concept of «home» in the perspective of the problem of the "Petersburg text" on the material of N. S. Leskov "On the knives" (1870-1871). The purpose is concretized in the following tasks: describe the essence of the phenomenon of the "Petersburg text" of Russian literature; to analyze the embodied features and shades of the meaning of the key concept of the "Petersburg text" - the concept "house" in the novel by N. S. Leskov "On the knives." Basically, the novel presents two opposing topos - St. Petersburg and the province. The author of the article is important to show how the material reality of St. Petersburg in the novel influences and changes spiritual values. As a result of the research, the author of the article comes to the conclusion that St. Petersburg in the novel of N. S. Leskov appears in the traditional description - a gloomy, dangerous, unprotected city in which a person is lonely and unhappy, and the concept of the "house" in the "St. Petersburg text" realizes the shades of meaning that are not peculiar to him in the standard linguistic picture of the world: the house is a place of solitude and longing. The relevance of the article is due to the frequent appeal of researchers to the phenomenon of the "Petersburg text", which is part of the national culture and influences its development. Insufficient study of the novel "On the knives" in connection with his forced and undeserved "forgetfulness" because of the antinigilistic orientation of the work speaks about the novelty of the research. Methods used: comparative, contextual analysis, typological analysis.

Key words: "On the knives", N. S. Leskov, the concept of the "house", "Petersburg text", an antinigilistic novel.

© Крылова О. С., 2017

«Петербургский текст» русской литературы -явление значительное и актуальное. По словам В. Н. Топорова, «тема Петербурга мало кого оставляет равнодушным»1, а потому исследуется многими учеными (В. Н. Топоров, Б. В. Тома-шевский2, Ю. М. Лотман3, Н. П. Анциферов4, В. М. Маркович5, О. Г. Дилакторская6). Издавна Петербург воспринимается как антитетичный город, вмещающий в себя полярные полюса: смерть и бездну с торжеством, расцветом, триумфом. В «петербургском тексте» воплощается не столько описание Санкт-Петербурга, а осмысляется феномен этого города, являющегося уникальным и с точки зрения географического расположения, и своей истории, и мифологии, архитектуры -все это не могло не волновать русских писателей, что они и воплощали в своих произведениях. Строительство города на Неве обросло множеством легенд, мифов. Они отчасти формировали атмосферу города, его изначальную семиотику, связанные с ним ожидания и предчувствия. Влияние их - непосредственное или опосредованное вещностью города - не могло не сказаться на русской литературе, и сказалось оно двойственно. С одной стороны, Петербург - самый европейский город России, предстает в ней как наиболее рационализированный из всех российских городов, с другой, в нем много исходно иррационального, необъяснимого, проявившегося в изначальном противоречии замысла Петра I и формы осуществления.

В петербургской теме выделяются определенные константы. Они представляют несколько реальностей «петербургского текста»: литературную,

1 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. URL: http ://philologos. narod.ru/ling/topor_piter.htm (дата обращения: 5.09.2017).

2 Томашевский В. Б. Петербург в творчестве Пушкина // Пушкинский Петербург. URL: http://feb-web.ru/feb/ pushkin/critics/tp/tp2-001-.htm (дата обращения: 1.08.2017).

3 Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города. URL: http://www.historicus.ru/simvolika_Peterburga_ i_problemi_semiotiki_goroda (дата обращения: 5.09.2017).

4 Анциферов Н. П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 581 с. URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/Anziferov2.pdf (дата обращения 11.07.2017).

5 Маркович В. М. О значении «одесских» строф в «Евгении Онегине» // Пушкин и другие: сборник статей к 60-летию профессора С. А. Фомичева. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/ LinkClick. aspx?fileticket=XBP 1 vLDJWBY%3D&tabid= 10358 (дата обращения: 16.09.2017).

6 Дилакторская О. Г. Петербургская повесть в русской лите-

ратуре XIX века (Пушкин, Гоголь, Достоевский): дис. ... д-ра филол. наук. М.: МГУ, 2001. 688 с.

метафизическую и мистическую. «Петербургский текст» заключает в себе набор мотивов, характерный для этого города: мифологические, загробные, исторические, государственные; мотив двойственности («зазеркалье»); внутреннего протеста героя, простого («маленького») человека; единства судьбы города и героя; расплаты [10]. Жизнь в «петербургском тексте» одновременно существует и погибает, призрак прошлого живет в настоящем, зло уживается с добром, ложь с истиной, а сакральное с бесстыдным - возникает оксю-моронная двойственность. Петербург - реальность мифосимволической природы высшей степени, град Святого Петра - город-призрак, в котором блуждают тени. Кажется, это гиблое место, смерть неминуема, что подкрепляется страшными мифами, связанными со строительством города. «Этот «ужас жизни», потрясший сознание и совесть, и вызвал в конечном счете к жизни Петербургский текст как противовес ему»7. Главный герой «петербургского текста» - это заложник Петербурга, поведение которого мотивировано городским пространством. Вокруг все разрушено, и, кажется, эта разруха проникает в героя, вызывая душевную болезнь.

Художественную реализацию, как принято считать, «петербургский текст» получил в XIX веке - в «Медном всаднике» и в «Пиковой даме» А. С. Пушкина, в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, в раннем творчестве Ф. М. Достоевского («Белые ночи», «Бедные люди»), где впервые Петербург предстал как образ-символ. По мнению В. Н. Топорова, Санкт-Петербург имеет свой неповторимый язык: он говорит своими улицами, площадями, водами, островами, садами, зданиями, памятниками, людьми, историей, идеями и может быть понят как своего рода гетерогенный текст, которому приписывается некий общий смысл и на основании которого может быть реконструирована определенная система знаков, реализуемая в тексте. Таким образом, «петербургский текст» как сверхтекст представляет собой комплекс высказываний или текстов разных писателей различных эпох, которые объединены содержательно и ситуативно в одно целое.

С Петербургом связан первый журналистский и писательский опыт Н. С. Лескова. За годы пребывания в столице Н. Лескову довелось сменить более десятка адресов и съемных квартир: жил он и на Серпуховской, и на Таврической улице, на Невском проспекте и на Литейном, на Фурштатской

7 Топоров В. Н. Там же.

улице и в Кузнечном переулке. Роман «На ножах», писавшийся в Санкт-Петербурге в 1870-1870 годы, принес писателю скандальную известность и стал своего рода кризисом, которым завершилось у Н. Лескова сведение счетов с революционным движением 60-х годов. В восприятии современников роман распадался на две части: нигилистический Петербург и провинцию, конкретно выписанный быт которой затмевал собой мрачные петербургские сцены. В романе Петербург назван городом «на костях и сваях»1. Образ мистического города ощущается и в создаваемой писателем атмосфере таинственности, страха, греха, нечистой силы, смерти, и даже в названии глав2. Многие, видимо, советовали автору вообще свернуть события, по авторскому замыслу, происходящие в Петербурге. Известно, что Н. С. Лесков писал историку и публицисту П. К. Щебальскому: «Я вас послушаю и не буду выходить из провинции, насколько можно... »3. Следуя этому плану, Н. Лесков все свои симпатии переносит на те части романа, действие которых происходит в провинции. Об одной из них, отсылая эту часть в редакцию, он пишет любовно: «Я посылаю кусок романа «На ножах». Кусок живой и горячий, как парная кровь...»4.

Провинциальный город N типичен: река, церковь, гостиница - автор даже не указывает его название. При описании Петербурга писатель прибегает к топонимам. Приведенные реалии городского пространства служат доказательством того, что перед нами действительно «петербургский текст». Так, известно, что Иосаф Висленев живет «в одном из тех громадных домов Невского проспекта, где, как говорится, чего хочешь, того просишь: здесь и роскошные магазины, и депо, и мелочная лавка, и французский ресторан, и греческая кухмистерская восточного человека Трифандоса, и другие ложементы с парадных входов на улицу, и сходных цен нищенские стойла в глубине черных дворов»5, Михаил Бодростин и Павел Горданов какое-то время занимают «бельэтаж большого дома на Литейной»6, из окон квартиры

1 Лесков Н. С. На ножах: роман. М.: Русская книга, 1994. URL: http://az.lib.rU/l/leskow_n_s/text_1870_na_nozhah.shtml (дата обращения: 12.06.2017).

2 Одна из глав романа так и называется - «Нечистые силы».

3 Шелаева А. Забытый роман: предисловие // Лесков Н. С. На ножах: роман. М.: Русская книга, 1994. URL: http://az.lib.ru/ l/leskow_n_s/text_1870_na_nozhah.shtml (дата обращения: 12.06.2017).

4 Шелаева А. Там же.

5 Лесков Н. С. Там же.

6 Лесков Н. С. Там же.

Висленева видны кресты Владимирской церкви. Встречаются и общие описания - так называемые обезличенные объекты: «по одной из больших улиц Петербурга», «петербургских набережных, мостов», «у большого роскошного дома на одной из петербургских набережных». Моделирование сверхтекста в романе «На ножах» происходит, в числе прочего, и благодаря отсылке к поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина, считающейся, как уже говорилось выше, одной из первых художественных реализаций «петербургского текста» в русской литературе. Описывая сцену приближения героев к Петербургу, Н. Лесков использует перифраз, называя город «полнощных стран краса и диво».

Интересно, что «петербургская» тема возникает при характеристике сложных взаимоотношений двух героев, Н. Лесков не прибегает к подробному описанию, а лишь приводит емкое сравнение: «эти разводятся и сводятся как петербургские мосты»7. Обращает на себя внимание связанная с городом видоизмененная поговорка «Нам, брат, Питер-то уже глаза повытер»8.

Петербург в романе - «вертеп сорока разбойников», здесь находится касса ссуд Тихона Ки-шенского. Писатель частично воссоздает картину петербургских пожаров 1862 года, которые он подробно освещал в период своей журналистской деятельности. Описывая, как Тихон Кишенский и Алина Фигурина сжигают свой дом, обманывая всех и вынеся заранее все самое ценное, Н. Лесков показал, что герои во главу угла ставят свои меркантильные интересы. Тихая гавань Кишен-ского и Алины отнюдь не Петербург, а провинциальный Павловск, где они музицируют, собирают друзей.

По словам Ю. М. Лотмана, «в петербургской реальности существуют лишь прикидывающиеся домами не-дома»9. Сам по себе концепт «дом», безусловно, существует в русском сознании «со знаком плюс», однако именно в атмосфере Петербурга его значение нивелируется. Дом героя «петербургского текста» - как правило, тесная, узкая комната, часто в мансарде, бедная, даже убогая. Таковы, например, съемные квартиры Висленева: него продырявленный клеенчатый диван в «очень, очень маленькой комнатке»10. Затем, в квартире

7 Лесков Н. С. Там же.

8 Лесков Н. С. Там же.

9 Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города. URL: http://www.historicus.ru/simvolika_Peterburga_ i_problemi_semiotiki_goroda (дата обращения: 5.09.2017).

10 Лесков Н. С. Там же.

Кишенского Висленев помещен «в небольшом кабинетике, служившим в одно и то же время и спальней»1. Причем несомненные атрибуты уюта - занавески, комод, обои, компактное помещение - в петербургском тексте выступают почему-то показателями бедности, нищеты. Противопоставлением такому дому в романе служит любовно нарисованный хутор Починок тоже с маленьким, но очень уютным домиком Синтя-ниной [3].

Брак в Петербурге того времени теряет свою ценность, относится к категории незначительного, измены в порядке вещей: «Ну, помилуйте, кто же в наше время из порядочных людей с женами живет? У нас в Петербурге уж и приказные нынче это за моветон считают»2.

Гнездо концепта «дом» - семья, женщина, уют, покой, защита - в «петербургском тексте» становится не на первую роль, меняясь местами с периферийными, так называемыми внешними признаками - строение, здание, жилье. Образ женщины-хранительницы домашнего очага уходит в тень [3], уступая место разбитному образу нигилистки: «Он с жаром говорил о покинутых им в Петербурге женщинах, презирающих брак, ненавидящих домашние обязанности, издевающихся над любовью, верностью и ревностью, не переносящих родственных связей, говорящих только «о вопросах» и занятых общественным трудом, школами и обновлением света на необыкновенных началах. Мне все это представлялось очень смутно: я Петербурга никогда не видала, о жизни петербургской знала только понаслышке да из книг»3.

Концепт «дом» приобретает отрицательный смысл в «петербургском тексте», что вызвано противоречивым образом северной столицы, которая с самого момента своего основания вызывала у русского человека как искреннее восхищение, так и столь же искреннюю, смешанную со страхом ненависть. Ненависть является определяющей в отношениях людей: «Как все у нас в Петербурге связаны - враждой друг к другу. Здесь, душа моя, все на ножах»4.

Дом в «петербургском тексте» - символ одиночества, грусти, тоски. Объективируется обстановка враждебного города, в котором герой несчастен и ностальгирует по отчему дому: «Жизнь его бы-

1 Лесков Н. С. На ножах: роман. М.: Русская книга, 1994. URL: http://az.lib.ru/l7leskow_n_s/text_1870_na_nozhah.shtml (дата обращения: 12.06.2017).

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

ла теперь настоящая «нощь жития», от которой он пробуждался только во сне, когда ему мерещился и далекий старый висленевский сад в далеком губернском городке, и светлый флигель, и сестра, красавица Лара, и русая головка свежей миловидной Alexandrine»5.

При анализе городских текстов в литературе часто соотносят «петербургский текст» и «лондонский текст» [8]. И в том и в другом города -мрачные и чужие для своих героев, но совершенно по-разному в них реализован концепт «дом». В «лондонском тексте», представленном, например, повестями Ч. Диккенса, дом - уютное место, куда стремятся герои спрятаться от внешних невзгод. Так, в рождественских повестях Ч. Диккенса («Сверчок за очагом», «Рождественская песнь в прозе») герои, терпящие нужду, часто голодающие, вечерами стремятся домой, где они собираются возле домашнего очага в кругу своей семьи [2]. В «петербургском тексте» герои, находясь дома, ощущают мучительное одиночество и тоску. Так и у Н. Лескова в романе, традиционное для русской культуры чувство защищенного дома, дома-гнезда, дома-ковчега, крепости в «петербургском тексте» заменяется ощущением гнетущего пространства.

Таким образом, если дом в русской культуре в целом представляет собой организующий центр мира, безопасное пространство, убежище, в котором можно обрести защиту и покой, то в «петербургском тексте» это чуждое человеку место. Именно благодаря тому, что в пространстве «петербургского текста» реализуются периферийные слои концепта «дом», создается миф, лежащий в основе данного сверхтекста, в котором получает воплощение атмосфера проклятого города, где человек томится, страдает и не может обрести подлинный дом.

Литература

1. Анциферов Н. П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 581 с. URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/ Anziferov2.pdf (дата обращения 11.07.2017).

2. Березина О. С. Концепция дома в рождественских повестях Ч. Диккенса и святочных рассказах Н. С. Лескова // История русского литературного процесса XI-XXI вв. и закономерности его развития: электронный сборник статей по материалам III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / под ред. М. И. Журиной. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. С. 28-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26612628 (дата обращения: 15.09.2017).

5 Там же.

3. Березина О. С. Типология женских образов в романе Н. С. Лескова «На ножах» // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 81-84. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27506371_62059762.pdf (дата обращения: 6.09.2016).

4. Виноградова О. А. Особенности организации художественного пространства в Петербургском тексте русской литературы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2011. № 1. С. 74-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-organizatsii-hudozhestvennogo-prostranstva-v-peterburgskom-tekste-russkoy-literatury (дата обращения: 6.09.2016).

5. Жаднова Е. Н. Современные подходы к изучению проблемы петербургского текста русской литературы //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2013. Т. 13. Вып. 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-problemy-peterburgskogo-teksta-russkoy-literatury_(дата обращения: 11.07.2017).

6. Старыгина Н. Н. Жанрообразующая функция контекста в рассказе Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке» // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 1 (25). С. 92-96. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/zhanroobrazuyuschaya-funktsiya-konteksta-v-rasskaze-n-s-leskova-prividenie-v-inzhenernom-zamke (дата обращения: 11.07.2017).

7. Уваров М. С. Поэтика Петербурга: очерки по философии культуры. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. 252 с. URL: http://folioverso.ru/bibl/uvarov_poetika_peterburga.pdf (дата обращения: 6.09.2016).

8. Шурупова О. С. Концепт «дом» в смысловой организации петербургского текста русской литературы // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 4. С. 1183-1185. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_15589769_58697945.pdf (дата обращения: 6.09.2016).

9. Шурупова О. С. Особенности методологии исследования городского сверхтекста // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 295-302. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ osobennosti-metodologii-issledovaniya-gorodskogo-sverhteksta (дата обращения: 11.07.2017).

10. Joost van Baak. The House in Russian Literature: A Mythopoetic Exploration. Amsterdam; N. Y.: Editions Rodopi, 2009, 526 p.

11. Starygina Natalya N. , Pershina Marina A., Mikheeva In-na N., Berezina Olga S., Klyukha Irina K. Dickens' Christmas Story as an Intertexteme in Leskov's Yule Short Story. Review of European Studies, 2015, vol. 7, no. 8, pp. 193-201. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23661052 (дата обращения: 12.08.2017).

References

1. Antsiferov N. P. Problemy urbanizma v russkoi khudo-zhestvennoi literature [The problems of urbanism in Russian fiction]. Moskow: IMLI RAN, 2009. 581 s. Available from: http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/Anziferov2.pdf (accessed 11.07.2017). (In Russ).

2. Berezina O. S. Kontseptsiya doma v rozhdestvenskikh povestyakh Ch. Dikkensa i svyatochnykh rasskazakh N. S. Leskova [The concept of the house in the Christmas stories of Charles Dickens and the sacred stories of N. S. Leskova]. Istoriya russ-

kogo literaturnogo protsessa XI-XXI vv. i zakonomernosti ego razvitiya: elektronnyi sbornik statei po materialam III Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferen-tsii = The history of the Russian literary process XI-XXI centuries. and the laws of its development: an electronic collection of articles on the materials of the III All-Russian (with international participation) scientific and practical conference, ed. by M. I. Zhurinoi. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2016, pp. 28-32. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=26612628 (accessed 15.09.2017). (In Russ).

3. Berezina O. S. Tipologiya zhenskikh obrazov v romane N. S. Leskova «Na nozhakh» [Typology of female characters in the novel by N. S. Leskov "On the knives"]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2016, no. 4 (24), pp. 81-84. Available from: https://elibrary.ru/download/elibrary_27506371_62059762.pdf (accessed 6.09.2016). (In Russ).

4. Vinogradova O. A. Osobennosti organizatsii khudozhest-vennogo prostranstva v Peterburgskom tekste russkoi literatury [Features of the organization of the artistic space in the St. Petersburg text of Russian literature]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika = Vestnik of the South Ural State University. Series: Linguistics, 2011, no. 1, pp. 74-78. Available from: https://cyberleninka.ru/article/ v/osobennosti-organizatsii-hudozhestvennogo-prostranstva-v-peterburgskom-tekste-russkoy-literatury (accessed 6.09.2016). (In Russ).

5. Zhadnova E. N. Sovremennye podkhody k izucheniyu problemy peterburgskogo teksta russkoi literatury [Modern approaches to the study of the problem of the St. Petersburg text of Russian literature]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Filologiya. Zhurnalistika = Proceedings of the Saratov University. New episode. Series of Philology. Journalism, 2013, vol. 13, Issue 4. Available from: https:// cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-problemy-peterburgskogo-teksta-russkoy-literatury (accessed 11.07.2017). (In Russ).

6. Starygina N. N. Zhanroobrazuyushchaya funktsiya konteksta v rasskaze N. S. Leskova «Prividenie v Inzhenernom zamke» [Genre-forming function of the context in NS Leskov's story «Ghost in the Engineer's Castle»]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2017, vol. 11, no. 1 (25), pp. 92-96. Available from: https://cyberleninka.ru/article/v/zhanroobrazuyuschaya-funktsiya-konteksta-v-rasskaze-n-s-leskova-prividenie-v-inzhenernom-zamke (accessed 11.07.2017). (In Russ).

7. Uvarov M. S. Poetika Peterburga: ocherki po filosofii kul'tury [The poetics of Petersburg: essays on the philosophy of culture]. St. Petersburg, 2011, 252 p. Available from: http:// folioverso.ru/bibl/uvarov_poetika_peterburga.pdf (accessed 6.09.2016). (In Russ).

8. Shurupova O. S. Kontsept «dom» v smyslovoi organi-zatsii peterburgskogo teksta russkoi literatury [Concept «house» in the semantic organization of the Petersburg text of Russian literature]. Vestnik Bashkirskogo universiteta = Vestnik of Bashkir University, 2010, vol. 15, no. 4, pp. 1183-1185. Available from: http://elibrary.ru/download/elibrary_15589769_ 58697945.pdf (accessed 6.09.2016). (In Russ).

9. Shurupova O. S. Osobennosti metodologii issledovaniya gorodskogo sverkhteksta [Peculiarities of the methodology of urban supertext research]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki = News of Tula

State University. Humanitarian sciences, 2014, no 2, pp. 295-302. Available from: https://cyberleninka. ru/article/v/osobennosti-metodologii-issledovaniya-gorodskogo-sverhteksta (accessed 11.07.2017). (In Russ).

10. Joost van Baak. The House in Russian Literature: A Mythopoetic Exploration. Amsterdam; N. Y.: Editions Rodopi, 2009, 526 p.

11. Starygina Natalya N., Pershina Marina A., Mikheeva In-na N., Berezina Olga S., Klyukha Irina K. Dickens' Christmas Story as an Intertexteme in Leskov's Yule Short Story. Review of European Studies, 2015, vol. 7, no. 8, pp. 193-201 (accessed 12.08.2017).

Статья поступила в редакцию 28.08.2017 г.

Submitted 28.08.2017

Для цитирования: Крылова О. С. Концепт «дом» в «петербургском тексте» (по роману Н. С. Лескова «На ножах») // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 147-152.

Citation for an article: Krylova O. S. The concept of the "house" in the "Petersburg text" (based by N. S. Leskov's novel "On the knives"). Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 4 (28), pp. 147-152.

Крылова Ольга Сергеевна, ответст- Olga S. Krylova, executive secretary of the

венный секретарь РИЦ, Марийский госу- editorial and publishing center, Mari State

дарственный университет, г. Йошкар-Ола, University, Yoshkar-Ola, o-beryuza@mail.ru o-beryuza@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.