Научная статья на тему 'Концепт «Дом» (на материале рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в декабре»)'

Концепт «Дом» (на материале рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в декабре») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
401
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМА / ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / СЛОВОСОЧЕТАНИЕ / КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ланская О.В.

В статье на материале рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре» исследуется концепт «дом», его ядро - ключевое слово дом, а также слова, раскрывающие значение данной лексической единицы в пространстве художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт «Дом» (на материале рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в декабре»)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

определенному аутентичному типу дискурса - разговорному в письменном варианте его существования), с другой, - об открытом характере этой дискурсивной соотнесенности.

Авторы опН^-петиций демонстрируют определенный уровень риторических способностей, необходимый для достижения коммуникативных задач и выражающийся в оправданном и эффективном использовании стилистических ресурсов языка. Последнее обязательно для достижения воздействия на целевую (представители власти) и массовую (пользователи сети, потенциальные подписанты) аудиторию.

Таким образом, неуклонное расширение сферы электронно-медийной коммуникации обусловливает появление синкретичного типа носителя, в частности, - эпистолярно-медийного, конституирующие свойства которого определяются в значительной степени дискурсообразующими параметрами.

Список использованной литературы:

1. Курьянович А.В. Динамика жанрово-стилистических особенностей русского эпистолярного дискурса носителей элитарного типа речевой культуры (XX-XXI вв.): автореф. дис. ... докт. филол. наук. Томск, 2013. 40 с.

2. Online-сервис для составления и продвижения петиций. URL: www.change.org/ru (дата обращения: 06.10.2015).

3. Курьянович А.В. Электронное письмо как функционально-стилевая разновидность эпистолярного жанра в пространстве современной коммуникации // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 2 (76). С. 44-50.

© А.В. Курьянович, 2015

УДК 807

О.В. Ланская

К.ф.н., учитель МБОУ СОШ № 14 г. Липецк, Российская Федерация

КОНЦЕПТ «ДОМ» (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА Л.Н. ТОЛСТОГО «СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ»)

Аннотация

В статье на материале рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре» исследуется концепт «дом», его ядро - ключевое слово дом, а также слова, раскрывающие значение данной лексической единицы в пространстве художественного текста.

Ключевые слова

Сема, лексико-тематическая группа, словосочетание, ключевые слова.

Концепт как единица ментальности играет важную роль при анализе художественного текста. Через концепт с полевой структурой (см. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж: «Истоки», 2001), ключевые слова, слова, входящие в лексико-грамматические, лексикотематические группы, антонимы, синонимы, раскрывается образная система произведения, авторский замысел, выстраивается восприятие текста читателем на уровне понимания идеи и темы, а также ассоциаций, порождающих новое видение окружающей действительности.

В статье на примере рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре» анализируется концепт «дом», его репрезентанты.

Открывается текст ключевым словом Севастополь, которое символизирует в сознании русского человека Отечество, священную землю и связано с героическими страницами истории России. Указанный топоним - это «искусственное название, данное Г. Потемкиным в 1783 г. ... в память о городе ЕеРаатблоАгд = Диоскуриада в Колхиде - от оеРаатод "славный" и л6А.ц "город"» [5, т. 3, с. 588]. Для Толстого Севастополь

170

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

- священное место, пространство, являющееся неразрывной частью России, и дом в этом пространстве -важная его составляющая.

Итак, впервые повествователь видит город ранним утром. Определения красивые, светлые (строения) создают образ удивительно прекрасного города: «Вы смотрите и на полосатые громады кораблей, близко и далеко рассыпанных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движущихся по блестящей лазури, и на красивые светлые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца» [3, с.88]. Слово строения (в значении «всякое здаше, все что выстроено или построено» [1, т. IV, с. 341]) через лексему строй имеет семы 'приготовлять', 'сооружать' [5, т. 3, с. 780]. Слово же строить, по мнению Н.М. Шанского, произошло «вероятно, от того же корня, что и простирать» [4, с. 429]. Номинация же простирать имеет семы 'расширять', 'стлать' и тот же корень, что и в словах простор, страна [4, с. 369]. Данные словарей позволяют сделать вывод о том, что слово строение, синонимичное слову дом, имплицирует такие понятия, как «страна», «созидание», «действие», созидающее дом-страну.

Севастополь во время войны изменяется, изменяются в нем и дома. Образ города / дома восходит к противопоставлениям «война - мир», «город - бивак», «красивый дом - военный лагерь»: «Налево красивый дом с римскими цифрами на фронтоне, под которым стоят солдаты и окровавленные носилки, - везде вы видите неприятные следы военного лагеря. Первое впечатление ваше непременно самое неприятное: странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака» [с.89]. Слово бивак, по В.И. Далю, обозначает «расположеше войскъ или сборища людей, временно, подъ открытымъ небомъ, не подъ кровлей; станивище, станъ, таборъ» [1, т. I, с.86]. По М. Фасмеру номинация бивак (бивуак) обозначает «добавочный караул снаружи здания, в котором находится основная стража» [5, т. 1, с.164]. То есть словари свидетельствуют о том, что номинация бивуак вступает в антонимические отношения с номинациями строения, дом, город и в то же время приобретает сему 'жилище'.

Ключевым при описании данного пространства в тексте является и слово дом, которое входит в лексико-тематическую группу «дом» наряду со словами госпиталь, строение, землянка (в значении «хижина, жилье, выкопанное отчасти въ земле, вкопанное въ землю, съ битыми стенками, а иногда съ дерновою кровлей» [1, т. I, с. 679]), церковь, лавки, трактир, Собрание, словосочетаниями Севастопольское Собрание, дом страданий: «Но прежде, чем сомневаться, сходите на бастионы, посмотрите защитников Севастополя на самом месте защиты или, лучше, зайдите прямо напротив в этот дом, бывший прежде Севастопольским Собранием и у крыльца которого стоят солдаты с носилками» [с. 90]; «Выходя из этого дома страданий, вы непременно испытаете отрадное чувство» [с. 93]; «Пройдя церковь и баррикаду, вы войдете в самую оживленную внутреннею жизнью часть города. С обеих сторон вывески лавок, трактиров» [с. 94]. Сему 'дом' имеют через глагол жил (живут) и слова корабль, бастион (с семой 'укрепление' [5, т. 1, с.132]): «<...> он (корабль. - О.Л.) новый, на нем Корнилов жил» [с.88]; «Вообще же существуют два совершенно различные мнения про этот страшный бастион: тех, которые никогда на нем не были <...> и тех, которые живут на нем»; «<...> говоря про четвертый бастион, скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке и т.д.» [с. 95]. Перечисленные лексические единицы объединяют в представлении читателя в единое целое пространство героического Севастополя, символизирующего для его защитников Отечество.

По-особому описывает автор пространство Собрания, превращенного в госпиталь, которое структурируется через слова зал (в залу), комната, пол (на полу), порог (на пороге), дверь (в дверь), угол (в угол), входящие в лексико-тематическую группу «дом». Данные номинации приобретают семы 'страдание', 'сочувствие', 'милосердие': «Вы входите в большую залу Собрания»; «Только что вы отворили дверь»; «Не верьте чувству, которое удерживает вас на пороге залы» [с. 90]; «<...> останавливаетесь перед другим больным, который лежит на полу» [с. 92]; «<...> пройдите в дверь налево»; «<...> фельдшер бросит в угол отрезанную руку»; «<...> в той же комнате, другой раненый» [с. 93]. С лексико-тематической группой «дом» связана и лексико-тематическая группа «мебель», в которую входят слова койка (на койках, около койки, на койке), постель (посредине постелей): «Вы проходите посредине постелей» [с. 90]; «С другой стороны вы увидите на койке страдальческое, бледное и нежное лицо женщины» [с. 92].

171

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Чувства, которые испытывает повествователь во время посещения госпиталя, зафиксированы в тексте с помощью слов сочувствие, совестно, участие, любовь, страх, удивление, словосочетания высокое уважение: «Я говорю: "робко спрашиваете", потому что страдания, кроме глубокого сочувствия, внушают почему-то страх оскорбить и высокое уважение к тому, кто перенесет их»; «<...> несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия» [с. 90]; «<...> вам становится почему-то совестно за самого себя перед этим человеком»; «Вам хотелось бы сказать ему (солдату. - О.Л) слишком много, чтобы выразить ему свое сочувствие и удивление» [с. 91 - 92]. Самое главное, что, пройдя через дом страданий, услышав голоса простых людей,

повествователь начинает понимать защитников Севастополя; его поражает их беспримерное мужество, истинный патриотизм. С величайшим чувством любви и сострадания, уважения к простым солдатам, матросам и офицерам рассказывает он обо всем увиденном в госпитале. Используя глаголы входите, проходите, пройдите, ищите, подойти, начинаете понимать, спрашиваете, видите, посмотрите, повторяющийся глагол увидите, автор реализует смыслы, заложенные в местоимении вы, которое приобретает семы 'единение', 'общее видение происходящего', 'соборность': «Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как <...> раненый вдруг приходит в чувство; увидите, как фельдшер бросит в угол отрезанную руку; увидите, как на носилках лежит, в той же комнате, раненый <.> увидите ужасные, потрясающие душу зрелища» [с. 93]. Глагол увидите через глагол видеть приобретает семы 'заметить', 'смотреть', 'я знаю' [5, т. 1, с. 312], а также семы 'наблюдать', 'ведать' [4, с. 72, 80]. В Словаре В.И. Даля отмечены следующие значения: глагол увидать «указываетъ <...> на общность» [1, т. 1V, с.462]; увидеть же «на точность, по времени, обстоятельствамъ, предмету» [1, т. 1V, с. 462]. То есть глагол увидите приобретает значения «понимать», «знать», «быть свидетелем», «совместное действие», а также «духовное единение». Объединяет он в своем восприятии окружающей действительности автора, повествователя и читателя.

Через номинации посмотрите и увидите происходит совмещение пространства во времени и по месту нахождения. Перечисленные глаголы превращают читателя в участника событий, которые воспринимаются не только как факт истории, но и как факт, живо воспринимаемый и в настоящее время. В тексте возникает эффект «вневременного» переживания, что делает произведение современным. Происходит постижение окружающей действительности через общее восприятие мира, сочувствие и сострадание. Изменяется точка отсчета восприятия происходящего. Эффект «единение в пространстве и времени» создает образное пространство, в котором возникает еще один эффект - «горизонт событий» (См. Горизонт событий -Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/). Мы знаем, что было, что произошло потом, думаем о будущем.

Объединение пространства дома-Отечества происходит и через топонимы Тула и Саранск, а также Россия: «<...> он (солдатик. - О.Л) исполняет свое дело, какое бы оно ни было - поить лошадей или таскать орудия, - так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске» [с. 89]; «Но вам не до этих рассказов (о Севастополе, ее защитниках. - О.Л), которые вы долго еще будете слышать во всех углах России» [с. 95].

Посещение дома страданий изменяет представление повествователя о войне. Возникает противопоставление «выдуманная, воображаемая война - реальная война / пространство дома-госпиталя».

Понятие «дом» связано в тексте и со словом трактир (в значении «гостиница с рестораном» [2, т. IV, с. 336]) с семами 'единение', 'общность чувств, мыслей и интересов', 'родство': «Зайдите в трактир направо, ежели вы хотите послушать толки моряков и офицеров» [с. 94].

Дом полностью изменяется в пространстве войны: он становится необитаемым. Разрушены границы жилища: крыша, окна, стены, забиты двери. Они утрачивают свою функцию, о чем свидетельствуют краткие причастия закрыты, выбиты, отбит, пробита: «За этой баррикадой дома по обеим сторонам улицы необитаемы, вывесок нет, двери закрыты досками, окна выбиты, где отбит угол у стены, где пробита крыша» [с. 95]. Трагический образ дома создается в тексте с помощью сравнения жилища с человеком. Дом уподобляется страдающему старому воину: «Строения кажутся старыми, испытавшими всякое горе и нужду

172

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

ветеранами и как будто гордо и несколько презрительно смотрят на вас» [с. 95]. Ключевое слово ветеран толкуется как «престарелый служака <...> одряхлевшш солдатъ» [1, т. I, с. 188].

В пространстве войны дом вообще может исчезнуть: «Проходя дальше по улице <...> вы замечаете вокруг себя уже не дома, а какие-то странные груды развалин-камней, досок, глины, бревен» [с. 95 - 96].

Понятие об Отечестве как доме связано в тексте с образами героев рассказа, их единением, духовной стойкостью, что особо значимо для писателя. Автор обращает внимание на выражение лиц людей, которых увидел повествователь на улицах города. Прежде всего, на выражение лица фурштадского солдатика, который вел поить лошадей. Для героя - это важное дело, и выполняет он его «спокойно, и самоуверенно, и равнодушно» [с. 89]. Спокойствие, уверенность людей в том, что они живут как надо, объединяет защитников Севастополя. В связи с этим описанием в лексико-тематическую группу «защитники города» входят слова с семами 'род занятий', 'возраст', 'жители Севастополя', 'военные': «То же выражение читаете вы и на лице ... офицера <.> и в лице матроса <.> и в лице рабочих солдат <.> и в лице девицы» [с. 89 - 90].

Итак, пространство дома как пространство войны и мира в рассказе Толстого «Севастополь в декабре» реализуется через антитезы «война - мир», «жизнь - смерть». Единицы языка и речи свидетельствуют о том, что это пространство бытовое и сакральное и что в сознании русского человека оно связано с такими понятиями, как «единение перед лицом опасности», «защита Отечества», «сохранение исторической памяти и передача ее потомкам».

Список использованной литературы:

1. Даль ВИ Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2006.

2. Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Рус. яз., 1985 - 1988. (МАС).

3. Толстой ЛН Собрание сочинений: в 22 т. Т. II / ЛН Толстой. - М.: Хуцож. лит, 1979.

4. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. Изд. 3-е, испр. и доп. - М., «Просвещение», 1975.

5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. - 4-е изд., стер. - М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2004.

© О.В. Ланская, 2015

УДК 1751

Т.Ф. Петренко

к.ф.н., профессор кафедры французской филологии и МК

М.С. Шевелева магистрант ИРГЯИГТ Пятигорский государственный лингвистический университет

г. Пятигорск, Российская Федерация

СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТОВ ФИЛИППА ДЕЛЕРМА

Аннотация

В статье анализируется внутренне-ориентированная и внешне-ориентированная визуализация текстов Ф. Делерма. Делается вывод о том, что с одной стороны, слово в текстах Ф.Делерма, становящееся образом, получает свое визуальное воплощение в сознании читателя. С другой, - сам процесс визуализации может

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.