Научная статья на тему 'Контрольные полномочия органов внутренних дел в сфере оборота наркотиков'

Контрольные полномочия органов внутренних дел в сфере оборота наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1007
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевчук Александр Михайлович

В статье исследованы контрольные полномочия органов внутренних дел в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Установлено понятие правового статуса Управления борьбы с незаконным обращением наркотиков МВД Украины и охарактеризованы его признаки. Предложена классификация контрольных полномочий органов внутренних дел в этой сфере и проанализировано их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL AUTHORITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SPHERE OF DRUG TRAFFICKING

The article deals with control authorities of internal Affairs bodies in the sphere of turnover of narcotic drugs, psychotropic substances and precursors. Established the concept of the legal status of the Management of the fight against illegal circulation of drugs of the Ministry of interior of Ukraine and describes its features. The classification of control authorities of internal Affairs bodies in the sphere of turnover of narcotic drugs, psychotropic substances and precursors and analyzed for their content.

Текст научной работы на тему «Контрольные полномочия органов внутренних дел в сфере оборота наркотиков»

УДК 342.95 Александр Михайлович Шевчук,

канд. юрид. наук Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого,

г. Харьков

КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИКОВ

В статье исследованы контрольные полномочия органов внутренних дел в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Установлено понятие правового статуса Управления борьбы с незаконным обращением наркотиков МВД Украины и охарактеризованы его признаки. Предложена классификация контрольных полномочий органов внутренних дел в этой сфере и проанализировано их содержание.

Ключевые слова: контрольные полномочия, органы внутренних дел, оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что резко прогрессирующий незаконный оборот и потребление наркотических средств, по сути, являются одним из самых опасных факторов подрыва физического и морального здоровья общества, дестабилизации социальной обстановки и экономики страны. Одной из острейших проблем, которые вызывают большую тревогу во всем мире, является распространение наркомании, поскольку это явление представляет реальную угрозу здоровью не только отдельной личности, но и нации в целом, а также правопорядку и безопасности государства [15, с. 5].

Главным фактором было и остается то, что тысячи людей практически во всех странах мира употребляют наркотики, несмотря на их негативное влияние на физическое и психическое состояние здоровья. Украина с целью обеспечения и охраны общественных отношений в сфере здоровья населения установила особый правовой режим оборота наркотических средств, охватывающий государственную монополию относительно их обращения, специальный перечень этих средств и веществ, ограничение использования отдельных видов наркотиков только помедицинским и научным показаниям, контроль за их оборотом и т. д. Этот режим обусловлен биохимическими свойствами группы веществ естественного и искусственного происхождения, немедицинское употребление которых пагубно влияет на человека [12, с. 3-4].

По данным Министерства внутренних дел (далее - МВД Украины), противоправный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров приобретает все более значительные масштабы, становится существенным негативным социальным явлением [8]. Поскольку оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров подлежит контролю, исследование особенностей контрольных полномочий органов внутренних дел с целью совершенствования правовых норм и повышения эффективности деятельности этих органов является очень важным.

В юридической науке отдельным аспектам правового статуса субъектов административного права уделяли внимание такие украинские и зарубежные ученые, как

B. Б. Аверьянов, О. Ф. Андрийко, Д. Н. Бахрах, Ю. П. Битяк, Е. В. Додин, В. Я. Настюк,

C. Г. Стеценко, В. Н. Гаращук, И. П. Голосниченко, В. К. Колпаков, А. В. Кузьменко, В. Я. Малиновский, X. П. Ярмаки и др. Вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков рассматривали в своих публикациях В. А. Тимошенко, С. А. Будкевич [5], Ю. В. Махонин [11], Г. В. Грянка, Д. О. Штанько, Г. П. Легецкий, А. П. Закалюк, А. Н. Волощук, О. М. Джужа, А. А. Музыка, Д. И. Никифорчук и др. Анализ научных источников показал, что современное состояние контрольных полномочий органов внутренних дел исследовано недостаточно. Именно поэтому целью статьи является

изучение контрольных полномочий этих органов, определение их содержания, понятия и правовой структуры, а также внесение предложения по их классификации и полномочиям.

Основная нагрузка в обеспечении контроля за наркотиками приходится на органы исполнительной власти, ведущую роль в структуре которых играют центральные органы исполнительной власти, поскольку обеспечивают проведение государственной политики в этой сфере [2, с. 77]. Согласно нормам Закона Украины от 15 февраля 1995 г., № 60/95-ВР «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» органы исполнительной власти в пределах своих полномочий контролируют деятельность субъектов хозяйствования по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Контроль за выполнением положений этого Закона возложен на МВД Украины, контроль в системе органов внутренних дел Украины - на руководителей соответствующих центральных органов исполнительной власти (ст. 31) [6; 1995. - № 10. -Ст. 60]. А в Законе Украины от 15 февраля 1995 г., № 62/95-ВР «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» указано, что противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляют МВД Украины и другие органы исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий (ст. 3) [6; 1995. - № 10. - Ст. 62]. Кроме того, МВД Украины в пределах своей компетенции, определенной законодательством, обеспечивает противодействие распространению наркомании, борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (пп. 12 п. 4) [13; 2011. - № 29. - Ст. 1222]. Важным также является то, что контролирует выполнение субъектами хозяйствования требований законодательства в этой сфере МВД Украины (п. 45) [13; 2019. - № 44. - Ст. 1477]. Следовательно, учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что МВД Украины предоставлены полномочия в сферах как контроля за оборотом наркотиков, так и противодействия и борьбы с их незаконным оборотом.

Рассмотрим далее правовой статус Управления борьбы с незаконным обращением наркотиков МВД Украины (далее - УБНОН). Полномочия последнего раскрыты в приказе МВД Украины от 1 марта 2012 г., № 173 «Об утверждении Положения об управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Украины» (далее - Положение) [14]. Для более полного раскрытия понятия «правовой статус УБНОН» целесообразно проанализировать существующие точки зрения ученых-административистов относительно общего термина «правовой статус». Что касается государственных органов, речь идет именно о правовом статусе коллективных субъектов административного права, которым по своей природе является орган государственного управления. Как подчеркивает В. Я. Малиновский, правовой статус - категория не только многоаспектная, но и многоэлементная [9, с. 377], с чем мы полностью согласны. Д. М. Бахрах указывает, что в административно-правовом статусе государственных коллективных субъектов можно выделить 3 основных блока - целевой, структурно-организационный и компетенционный (компетенцию) [4, с. 27]. С точки зрения В. Б. Аверьянова, под правовым статусом государственного органа власти надо понимать определенную совокупность его юридически-властных полномочий, реализация которых обеспечивает выполнение возложенных на него задач и функций [1, с. 194]. Что же касается органов внутренних дел, то М. Д. Мартынов, к примеру, определяет административно-правовой статус территориальных органов внутренних дел Украины как положение специального субъекта административного права, гарантированное государством и урегулированное нормами права, представляющее собой совокупность прав, обязанностей, ограничений, гарантий и ответственности, в соответствии с которыми они выполняют правоохранительные функции. Он выделяет в административно-правовом статусе территориальных органов внутренних дел целевой, структурно-организационный и компетенционный блоки [10, с. 10-16].

Исходя из вышеприведенного можем сделать вывод относительно трактовки правового статуса: это понятие отражает назначение того или иного органа в сфере

государственного управления и предоставленные ему правовые возможности. В другом толковании - это комплекс конкретно установленных субъективных прав и обязанностей, закрепленных за определенным субъектом в нормах административного права [16, с. 90].

Таким образом, на основании обобщения приведенных дефиниций попробуем сформулировать авторскую относительно категории «правовой статус УБНОН». Под этим понятием предлагаем понимать закрепленную нормами административного права систему юридически значимых черт УБНОН, которая характеризует его как субъекта государственно-властных полномочий, реализация которых обеспечивает выполнение возложенных на этот орган задач и функций государственного управления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.

Правовому статусу рассматриваемого органа присущи определенные признаки, а именно: (а) нормативная определенность; (б) наличие структурного построения (совокупность взаимосвязанных элементов); (в) конкретизация места и назначения в системе органов государственного управления; (г) направленность на обеспечение выполнения задач и функций государственного управления в той или иной его области.

В конструкции «правовой статус УБНОН» можно выделить нормативно-целевой, структурно-организационный и функциональный блоки. Считаем, что такое комплексное понимание исследуемой категории будет способствовать проработке соответствующих предложений по совершенствованию этих его параметров - нормативно-целевого, структурно-организационного и функционального. Причем, заметим, что каждый из компонентов правового статуса УБНОН следует рассматривать как самостоятельный предмет научного исследования, что обеспечит более глубокое изучение этой административно правовой категории.

Важное значение в существовании этого понятия имеет структура правового статуса УБНОН. Например, В. Я. Малиновский отмечает, что этот правовой институт состоит из таких основных элементов, как задачи и цели, компетенция, ответственность, порядок формирования и процедуры деятельности органов государственного управления [9, с. 377]. С точки зрения X. П. Ярмаки, важными составляющими правового статуса любого государственного органа являются его задачи, функции, полномочия и ответственность [ 17, с. 103-104]. По мнению С. В. Кивалова, основными элементами этого понятия признаются лишь правосубъектность и определенный круг прав и обязанностей [3, с. 71].

Обобщив приведенные положения, констатируем, что к составляющим правового статуса УБНОН входят такие понятия, как задачи и цели, функции, порядок формирования этого органа, процедуры его деятельности (или правоприменения), компетенция, полномочия (или права и обязанности), юридическая ответственность, правосубъектность, организационный блок. УБНОН - это самостоятельное структурное подразделение аппарата МВД Украины. В своей деятельности оно руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами МВД, а также указанным Положением (п. 1). По мнению В. Б. Аверьянова, функции органов исполнительной власти органически связаны с его государственно-властными полномочиями [1, с. 264].

С нашей точки зрения, государственно-властные полномочия УБНОН по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту можно условно разделить на полномочия общие, контрольные, относительно их взаимодействия в этой сфере, выполнения международных обязательств.

К общим полномочиям УБНОН согласно Положению надо отнести:

- осуществление мониторинга ситуации в сфере противодействия наркопреступности, а также получение информации об источниках и путях поступления в незаконный оборот наркотических средств. На основании анализа результатов мониторинга разработаны предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, улучшению взаимодействия в этой сфере с другими государственными,

негосударственными и общественными организациями, по информированию по указанию руководства Министерства органов исполнительной власти и других заинтересованных центральных органов власти (п. 3.1);

- инициирование проведения антинаркоманийной пропаганды через средства массовой информации (п. 3.16);

- обеспечение освещения в средствах массовой информации результатов работы органов внутренних дел по противодействию наркопреступности. Проведение мониторинга информации, что публикуется в СМИ и Интернет-изданиях, о распространении наркомании в регионах, о конкретных фактах незаконного оборота наркотиков (п. 3.17);

- обеспечение проведения на территории Украины специальных операций по выявлению лиц, занимающихся распространением наркотиков в учебных заведениях и местах массового досуга молодежи, а также других комплексных мероприятий, направленных на перекрытие источников и каналов незаконного изготовления и распространения наркотиков (п. 3.10);

- создание качественной сети источников оперативной информации, работа с ними, контроль и координирование деятельности подчиненных подразделений в этом направлении. Осуществление подбора агентуры, способной разоблачать преступную деятельность наркогруппировок, организация и проведение оперативных закупок и контролируемых поставок наркотических средств физическими и юридическими лицами (п. 3.12);

- разработка проектов законодательных и нормативно-правовых актов Украины, информационно-аналитических документов, методических рекомендаций по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и связанной с ним преступности или участие в их разработке (п. 3.7).

Полномочия УБНОН относительно взаимодействия в сферах оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту:

- во взаимодействии со Службой безопасности Украины, органами доходов и сборов, Администрацией Государственной пограничной службы Украины и ГСКН Украины осуществляет мероприятия по пресечению нелегального ввоза в Украину, вывоза из нее или транзита через ее территорию наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и проводит по этому вопросу межгосударственные операции. В пределах своей компетенции взаимодействует с подразделениями криминальной милиции (полиции) других стран по вопросам раскрытия преступлений, розыска и задержания наркопреступников (п. 3.19);

- совместно с Департаментом информационно-аналитического обеспечения МВД Украины и его подразделениями на местах организует и обеспечивает эффективное функционирование межведомственной автоматизированной информационной системы, постоянно пополняет банки данных оперативно-розыскного ипрофилактического назначения, объединяющие информацию о лицах криминогенных категорий, фирмы и организации любой формы собственности, которые причастны к незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров или которые подозреваются в этом. Обеспечивает взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных стран в вопросе формирования единого компьютерного банка данных с аналогичными функциями информационной системы (п. 3.20);

- совместно с Департаментом кадрового обеспечения МВД Украины изучает потребность в кадровом обеспечении подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, участвует в организации их профессиональной подготовки, анализирует состояние дисциплины и принимает меры к ее укреплению среди личного состава (п. 3.21).

Согласно Положению в процессе реализации возложенных задач УБНОН выполняет также полномочия по реализации международных обязательств в сфере оборота

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия незаконному обороту, а именно:

- организовывает проведение в полном объеме оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и документированию тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с наркопреступностью, совершенных прежде всего преступными группами наркодельцов, имеющих межрегиональные и межгосударственные связи, особенно в их организованных формах (п. 3.11);

- осуществляет производство по оперативно-розыскным делам в отношении преступных группировок, которые имеют международные и межрегиональные связи и которые причастны к совершению квалифицированных преступлений в этой сфере (п. 3.13);

- проводит контролируемую поставку и оперативную закупку наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров у физических и юридических лиц в соответствии с положениями ст. 271 Уголовного процессуального кодекса Украины в порядке, установленном нормативно-правовыми актами МВД Украины (п. 3.14);

- по указанию руководства этого Министерства принимает к своему производству оперативно-розыскные дела, касающиеся преступных групп, деятельность которых имеет межрегиональный или международный характер, участвует в раскрытии иных тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, совершенных на почве наркомании (п. 3.15);

- в пределах своей компетенции участвует в международном сотрудничестве по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и проблемам распространения наркомании. Оказывает помощь представителям компетентных органов зарубежных государств, прибывших в Украину для осуществления оперативно-розыскных и иных мероприятий, связанных с наркопреступностью (п. 3.18).

Деятельности УБНОН наиболее полно отвечают общие функции государственной власти - организация, регулирование и контроль. Как считает Д. М. Бахрах, организационная функция является «организационно-структурной», включающей в себя создание организаций, их структурных подразделений, распределение или перераспределение их полномочий и т. д. [4, с. 167].

Организационная функция УБНОН согласно Положению охватывает:

- организацию деятельности по обеспечению взаимодействия с населением, государственными, общественными и международными организациями в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и предупреждение распространения наркомании, обеспечение порядка создания, организации деятельности и основных функций общественных наблюдательных советов по вопросам противодействия наркомании, а также методических рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования работы с населением и общественными организациями (п. 3.2);

- обеспечение в установленном порядке взаимодействия с органами государственной власти по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании, подготовки с этой целью необходимых материалов для их рассмотрения на оперативных совещаниях, на коллегии МВД (п. 3.2);

- осуществление перспективного и текущего планирования, внесение предложений в планы работы Министерства и коллегии, разработка и реализация комплексных программ (планов) мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, проведение семинаров, инструктивных совещаний, а также проверок оперативно-служебной деятельности, принятие мер с целью устранения недостатков в их работе (п. 3.8);

- подготовку необходимой информации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков;

- оповещение руководства МВД Украины, предоставление данных в установленном порядке заинтересованным центральным органам исполнительной власти, изучение, обобщение и внедрение в практику деятельности органов внутренних дел передового опыта борьбы с незаконным оборотом наркотиков (п. 3.9).

Благодаря функции регулирования УБНОН осуществляется непосредственное руководство поведением управляемых объектов. Под влиянием регулирования управленческие процессы происходят в заданном направлении и в соответствии с установленной программой [1, с. 129-130]. По Положению о УБНОН руководство управлением осуществляет начальник, который:

- организовывает подготовку проектов законодательных и нормативно-правовых актов по вопросам деятельности Управления, вносит руководству МВД Украины предложения по совершенствованию и улучшению работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, обобщает и внедряет достижения науки и передового опыта в указанном направлении (п. 4.1.4);

- рассматривает корреспонденцию, запросы народных депутатов Украины, жалобы, заявления и письма граждан, поступающие в УБНОН, дает поручения по их своевременному и объективному решению, обеспечивает прием граждан, которые обращаются в МВД Украины по вопросам, относящимся к компетенции Управления (п. 4.1.5);

- согласовывает назначения лиц на должности руководителей подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУМВД, УМВД Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на железных дорогах (п. 4.1.6);

- организовывает отбор, расстановку, обучение и воспитание личного состава Управления, обеспечивает соблюдение его работниками дисциплины и законности, проводит служебные проверки в случае нарушения законности сотрудниками подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (п. 4.1.8);

- осуществляет руководство канцелярией и режимно-секретным сектором по вопросам государственной тайны, обеспечивает постоянный контроль за ее охраной в Управлении (п. 4.1.9).

Контрольная функция присуща всем субъектам исполнительной власти. Как указывает В. Н. Гаращук, значение государственного контроля заключается в выявлении фактического состояния дел в различных сферах общественной жизни (в том числе и в сфере оборота наркотических средств). Он должен дать объективную информацию о состоянии общественных отношений, выполнении принятых решений, соответствии деятельности государственных служащих поставленной задаче и предоставленным полномочиям. Контроль позволяет получить значительный объем информации, анализ которой помогает найти наиболее целесообразные и рациональные решения по вопросам дальнейшего развития различных сфер [7, с. 45].

Приведем контрольные полномочия УБНОН в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту:

- принятие мер по обеспечению контроля за производством, изготовлением, хранением, учетом, отпуском, распределением, торговлей, перевозкой, пересылкой и использованием наркотических средств и веществ по установленным правилам, предназначенным для их производства и изготовления, а также за посевом и выращиванием мака и конопли для промышленных целей (п. 3.4);

- осуществление контрольных функций путем проверки эффективности деятельности органов и подразделений главных управлений, управлений МВД Украины в Автономной Республики Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на железных дорогах по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков, комплексное отслеживание наркоситуациии оперативное решение поставленных задач в сфере противодействия наркопреступности. Результаты докладываются руководству

Министерства, вносятся предложения по устранению недостатков и совершенствованию оперативно-служебной деятельности в этом направлении (п. 3.5);

- заслушивание начальником Управления отчетов руководителей подчиненных подразделений ГУМВД, УМВД о выполнении ими функциональных обязанностей, решении вопросов противодействия незаконному обороту наркотиков и принятии мер, направленных на повышение уровня служебной деятельности. По результатам заслушиваний начальник Управления готовит соответствующие управленческие решения, направленные на устранение негативных тенденций и повышение эффективности выполнения поставленных перед службой задач (п. 4.2.6).

Под правовым статусом УБНОН предлагаем понимать закрепленную нормами административного права систему юридически значимых черт УБНОН, что характеризует его как субъект государственно-властных полномочий, реализация которых обеспечивает выполнение возложенных на этот орган задач и функций государственного управления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

Предложенные рекомендации будут способствовать повышению эффективности контроля за оборотом наркотиков, противодействию незаконному обороту наркотических средств и предотвращению распространения наркомании.

Список литературы: 1. Адмшютративне право Украши : академ. курс : тдруч. - [У 2- х т. - Т. 1 : Заг. ч.] / [за ред. В. Б. Аверьянова]. - Л. : Юрид. думка, 2004. - 584 с. 2. Адм1тстративне право Украгни: тдруч. / за ред. Ю. П. Битяка, В. М. Гаращука, В. В. Зуй. - Х. : Право, 2010. - 624 с. 3. Административное право Украины : учебник / под общ. ред. С. В. Кивалова. - Харьков : Одиссей, 2004. - 880 с. 4. Бахрах Д. Н. Административное право : [учебник для вузов] / Д. Н. Бахрах. - М.: Изд.-во БЕК, 1999. - 368 с. 5. Будкевич С. А. Пщроздши боротьби з незаконним обшом наркотиюв оргашв внутршшх справ : сучасний стан i шляхи реформування / С. А. Будкевич // Боротьба з оргашзованою злочиншстю i корупщею (теорiя i практика). - 2010. - № 23. - С. 17-37. 6. Вщомосп Верховно! Ради Украши. 7. Гаращук В. М. Контроль та нагляд у державному управлшш : моногр. /

B. М. Гаращук. - Х. : Фолю, 2002. - 17 с. 8. Злочиншсть у сферi обшу наркотичних засобiв, психотропних речовин, !х аналопв або прекурсорiв // Офш. сайт МВС Украши [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://mvs.gov.ua/mvs/control/main/uk/publish/article/813. 9. Малиновський В. Я. Державне управлшня : навч. поаб. / В. Я. Малиновський. - Луцьк : ВДУ, 2000. - 558 с. 10. Мартинов М. Д. Адмшютративно-правове забезпечення дiяльностi територiальних оргашв внутршшх справ Украши : автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. юрид. наук : 12.00.07 / М. Д. Мартинов. - X., 2010. - 20 с. 11. Махонш Ю. В. Адмшютративно-правовий статус управлшня боротьби з незаконним обшом наркотиюв Мшютерства внутршшх справ Украши : питання теорп та практики / Ю. В. Махонш // Право i безпека.. - 2013. - № 1 (48). - С. 81-85. 12. Музика А. А. Вщповщальшсть за злочини у сферi обшу наркотичних засобiв : моногр. / А. А. Музика. - К. : Логос, 1998. - 324 с. 13. Офшшний вюник Украши. 14. Про затвердження Положення про управлшня боротьби з незаконним обшом наркотиюв Мшютерства внутршшх справ Украши : наказ МВС Украши вщ 01.03.2012 р., № 173. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/MVS369.html. 15. Роганов С. А. Синтетические наркотики: вопросы расследования преступлений : учеб. пособ. / С. А. Роганов. - СПб. : Питер, 2001. - 224 с. 16. Стеценко С. Г. Адмшютративне право Украши : навч. поаб. /

C. Г. Стеценко.- К. : Атша, 2007. - 624 с. 17. Ярмаю X. П. Суб'екти наглядово! дiяльностi мшцп у сферi паспортно-реестрацшно!' системи / X. П. Ярмаю // Вюн. Одес. ш-ту внутр. справ. - 2005. - № 4. - С. 103-107.

КОНТРОЛЬН1 ПОВНОВАЖЕННЯ ОРГАН1В ВНУТР1ШН1Х СПРАВ У

СФЕР1 ОБ1ГУ НАРКОТИК1В

Шевчук О.М.

У статп дослiджено контрольш повноваження opraHiB внутрiшнiх справ у сферi o6iry наркотичних зaсoбiв, психотропних речовин i npeKypœpiB. Установлено поняття правового статусу Упpaвлiння боротьби з незаконним об^ом нapкoтикiв МВС Украши й охарактеризовано його ознаки. Запропоновано класифшашю контрольних повноважень opгaнiв внутршшх справ у цiй цapинi i пpoaнaлiзoвaнo ïx змiст.

Ключовг слова: контрольш повноваження, органи внутршшх справ, об^ наркотичних зaсo6iв, психотропних речовин i пpекypсopiв.

CONTROL AUTHORITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SPHERE OF

DRUG TRAFFICKING Shevchuk O. M.

The article deals with control authorities of internal Affairs bodies in the sphere of turnover of narcotic drugs, psychotropic substances and precursors. Established the concept of the legal status of the Management of the fight against illegal circulation of drugs of the Ministry of interior of Ukraine and describes its features. The classification of control authorities of internal Affairs bodies in the sphere of turnover of narcotic drugs, psychotropic substances and precursors and analyzed for their content.

Key words: control authority, bodies of internal affairs, trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and precursors

Поступила в редакцию 12.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.