Список литературы:
1. Государственная Программа форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 гг., утвержденная Указом Президента РК от 19 марта 2010 г. № 958.
2. Межотраслевой план научно-технологического развития страны до 2020 г., утвержденный постановлением Правительства РК от 30 ноября 2010 г. № 1291.
3. Межотраслевой план научно-технологического развития страны до 2020 года, утвержденный постановлением Правительства РК от 30 ноября 2010 года № 1291.
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
© Клыканова В.А.*
Астраханский государственный университет, г. Астрахань
На современном этапе развития системы финансово-экономического управления в бюджетной сфере все большую актуальность приобретает государственный финансовый контроль. Главной задачей исследований в данной области является повышение эффективности мероприятий по финансовому контролю в условиях интенсивного изменения нормативно-законодательной базы и экономических условий в Российской Федерации. В данной статье определяется роль контрольно-счетной палаты в государственном финансовом контроле на уровне субъекта, приводится описание ее основных задач и функций, а также анализируется результативность деятельности данного органа на примере Контрольно-счетной палаты Астраханской области.
Финансовый контроль - это совокупность действий (операций) по проверке финансовых и связанных с ними аспектов деятельности хозяйствующего субъекта с применением специфических форм и методов его организации, с целью обеспечения законности и целесообразности проводимой деятельности.
Таким образом, в процессе финансового контроля не только проводится проверка соблюдения установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности, а так же экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий в процессе реализации основных целей деятельности субъекта хозяйствования.
* Магистрант кафедры «Государственный и муниципальный учет, анализ и аудит».
Резкий переход с плановой экономики к рыночной привел к отсутствию единой и четкой концепции формирования системы финансового контроля в Российской Федерации, что в свою очередь негативно сказалось на эффективности организации системы государственного и негосударственного финансового контроля.
Первым этапом в формировании нормативной базы государственного финансового контроля по праву можно считать Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
Данным указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ [6].
Целью данного документа являлось определение приоритетных направлений контроля в условиях нестабильной банковской платежной системы.
Рис. 1. Элементы системы государственного финансового контроля Российской Федерации
Следующим этапом является принятие Бюджетного кодекса в целях оптимизации функционирования бюджетной системы РФ. Раздел Бюджетного кодекса РФ «Государственный и муниципальный контроль» определил основной понятийный аппарат финансового контроля, привел основную классификацию его видов, определил область и формы финансового контроля (рис. 1).
Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Контрольно-счетным палатам субъектов РФ. Например, Контрольно-счетная плата Астраханской области.
Контрольно-счетная палата Астраханской области (далее - Контрольно-счетная палата) в соответствии с Законом Астраханской области от 7 сентября 2011 года №57/2011-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Астраханской области» является постоянно действующим органом государственного финансового контроля Астраханской области и осуществляет свои полномочия с 1 января 2012 года.
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой [3]:
1. в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и унитарных предприятий Астраханской области, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Астраханской области;
2. в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Астраханской области.
За 2012 год данным органом осуществлялись следующие контрольные мероприятии [5]:
- контроль за исполнением бюджета Астраханской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС);
- экспертизу проектов законов о бюджетах Астраханской области и проектов законов о бюджетах территориального фонда ОМС;
- внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета Астраханской области и годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
- контроль за законностью и результативностью использования средств бюджета Астраханской области, бюджета территориального фонда ОМС;
- контроль за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Астраханской области;
- оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот, бюджетных кредитов и государственных гарантий;
- финансово-экономическую экспертизу проектов законов Астраханской области и проектов постановлений Думы Астраханской области;
- разработку и подготовку предложений по совершенствованию бюджетного процесса;
- контроль за законностью и результативностью использования межбюджетных трансфертов (в рамках проверки использования средств, выделенных главным распорядителям средств областного бюджета);
- подготовку информации о ходе исполнения бюджета Астраханской области, о результатах проведенных контрольных и экспертно-ана-литических мероприятий;
- контроль за ходом реализации долгосрочных программ (в рамках контрольных мероприятий);
- мониторинг исполнения бюджета Астраханской области (мониторинг доходной части, анализ ежеквартальной информации об исполнении бюджета);
- анализ социально-экономической ситуации в Астраханской области (в рамках работы с прогнозом социально-экономического развития области);
- участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции (в рамках информационного обмена с правоохранительными органами).
В рамках контрольной деятельности реализовывались формы контроля представленные в табл. 1.
В процессе реализации вышеперечисленных мероприятий было проверено 4 245 395 тыс. руб. бюджетных средств, выявлены финансовые нарушения по использованию бюджетных средств в размере 81 472 тыс. руб., в том числе: неправомерное и сверхнормативное расходование бюджетных средств - 5,15 %; нецелевое использование бюджетных средств - 0,24 %; неэффективное использование бюджетных средств и имущества - 1,20 %; прочие нарушения - 94,41 %.
Также при проверке бюджетной отчетности было выявлено нарушений на сумму 2 360 852 тыс.руб., 2 % из которых - нарушение бюджетного законодательства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации я валяются эффективным инструментом государственного финансового контроля. Благодаря такому контролю удается оценивать результаты финансово-хозяйственных операций, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.
Таблица 1
Контрольная деятельность Контрольно-счетной палаты Астраханской области за 2012 г.
№ п/п Вид контрольной деятельности Реализуемые мероприятия
1. Контрольные мероприятия Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2011 год.
Проверка реализации Программы модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011-2012 годы
Проверка использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности службы строительного и жилищного надзора Астраханской области
Проверка использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности ГКУ АО «Детско-юношеская спортивная школа N° 2»
Проверка полноты финансирования и целевого использования средств, предусмотренных в областном бюджете на оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг
Проверка реализации отраслевой долгосрочной целевой программы «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы»
Проверка реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 г.».
Проверка использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности агентства связи и массовых коммуникаций Астраханской области
Проверка реализации областной целевой программы «Дети Астраханской области на 2011-2012 годы»
Проверка реализации комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 20112015 годы»
2. Аналитические мероприятия Проверка формирования доходов бюджета Астраханской области, получаемых в виде арендной или иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества
Анализ эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Астраханской области
Анализ эффективности использования бюджетных средств, выделенных на государственную поддержку сельхозпроизводителей Астраханской области
Проверка реализации программы предоставления / возврата бюджетных кредитов
3. Экспертно-анали-тическая деятельность Контроль за формированием и исполнением бюджета Астраханской области
Контроль за формированием и исполнением бюджета территориального фонда ОМС Астраханской области
Финансово-экономическая экспертиза проектов законов Астраханской области и проектов постановлений Думы Астраханской области
4. Проведение мони-торингов Мониторинг доходной части бюджета Астраханской области.
Мониторинг изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в органах исполнительной власти Астраханской области
Список литературы:
1. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Контроллинг. - 1991. - N 1. - 120 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочная информационная система «Консультант». - 2013.
3. Закон Астраханской области «О Контрольно-счетной палате Астраханской области от 7 сентября 2011 года N 57/2011 -ОЗ» [Электронный ресурс] // Справочная информационная система «Консультант». - 2013.
4. Закон Астраханской области «О бюджетном процессе в Астраханской области от 7 июля 2008 года 39/2008-ОЗ» [Электронный ресурс] // Справочная информационная система «Консультант». - 2013.
5. Регламент Контрольно-счетной палаты Астраханской области [Электронный ресурс] // официальный сайт Контрольно-счетной палаты Астраханской области. - Режим доступа: http://ksp-ao.ru.
6. Курмаева Л.В. Совершенствование системы финансового контроля // МИР. - 2011. - № 1 (9).
7. Мешалкина Р.Е. Проблемы государственного финансового контроля на современном этапе его развития // Учет и контроль. - 2008. - № 1.
8. Сафрыгин Ю. В., Минёва О. К. Государственный аудит как система управления социально-экномической сферой // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - Астрахань. - 2011. - № 2 (27).
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Мироненко Л.В.*
Астраханский государственный университет, г. Астрахань
Рыночная экономика не только трансформировала существующие способы и методы финансового контроля, но и способствовала появлению новых, не используемых ранее в бюджетной сфере. Среди таких методов можно выделить независимый аудит, внешний аудит, внутренний аудит, аудит эффективности и др. При этом ранее существовавшие методы и способы контрольной деятельности постепенно утрачивают свое значение, а главное теряют эффективность. Данная статья раскрывает основные функции и задачи стоящие перед системой внутреннего контроля в бюджетных учреждениях.
Практическая деятельность всех бюджетных учреждений в настоящее время периодически подвергается финансовому контролю со стороны государства. Доминирующий на сегодня подход к контролю финансово-хозяйст-
* Магистрант кафедры «Государственный и муниципальный учет, анализ и аудит».