BANK CREDITS TO SMALL BUSINESS A.M. Kolesnikov, V.A. Vidyakina
The paper proved the position that use of debt financial resources are appropriate at all stages of small business development, the problems of bank lending to small businesses are analyzed and directions of its expansion and improvement are pointed.
Keywords: small enterpreneurship, small business, bank lending, loan portfolio, credit factory
Kolesnikov Aleksandr Mikhailovich, Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Economics and Finance, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Vidyakina Victoria Alexandrovna, graduate student of economics and finance, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
УДК 65.012.7
КОНТРОЛЛИНГ: ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ
А.М. Колесников, Н.Л. Долотова
В научных публикациях понятие «контроллинг» широко используется, однако содержание этого понятия разными авторами трактуется различным образом. В статье прослеживается эволюция понятия «контроллинг», выявляются различия в трактовке этого понятия российскими и зарубежными авторами, анализируется различие целей и задач контроллинга, обусловленное различием трактовки понятия.
Ключевые слова: контроллинг, функции управления, управление прибылью
В результате постоянных изменений конъюнктуры рынка на сегодняшний день в России отсутствует единый подход к определению понятия «контроллинг» и употреблению соответствующего термина. Данная проблема связана с широким спектром факторов, наиболее существенные из них - изменение приоритетов в экономической среде, развитие промышленности, усиление конкурентоспособности на рынке товаров и услуг, совершенствование процесса планирования на предприятии. В зависимости от преобладания того или иного фактора можно выделить три основных этапа развития службы контроллинга в России (рис. 1).
Г Л До 50-х гг. XX века Рынок продавца V J Г Л 60-80-е гг, XX века Рынок потребителя V Г Л 90-е гг. XX века Глобализация экономики Ч У
Рис. 1. Развитие службы контроллинга в России.
Исследуем подробней исторические этапы:
1. Внимание экономических агентов акцентировано на рынок продавца. Характерными чертами является: рост производительности труда, развитие промышленности, совершенствование процессов производства. На данном этапе понятие «контроллинг» схоже с управленческим учетом. Областью его деятельности является калькуляция себестоимости продукции или услуг и обеспечение менеджеров необходимой информацией, которая способствовала бы принятию рациональных управленческих решений на предприятии.
2. Внимание экономических агентов направлено на рынок потребителей. Смещение акцентов связано с ростом конкуренции на рынке товаров и услуг, ростом изобилия предметов, представляемых вниманию потребителей. В результате возникает стратегическое планирование и необходимость координации работы менеджеров разных уровней. Контроллинг воспринимается как инструмент, который направлен на регулирование управленческих решений руководителя. Таким образом, контроллинг выходит за рамки сферы управленческого учета и обретает полную независимость. В качестве целей контроллинга рассматривается манипуляция процессов планирования и контроля.
3. В связи с началом процессов глобализации мировой экономики восприятие термина «контроллинг» потерпело существенные изменения. В качестве его функций рассматривается контроль за деятельностью менеджеров разного уровня с целью недопущения ошибок и излишних расходов для акционеров компании.
На протяжении XX века цели и задачи контроллинга кардинально менялись и расширялись. На сегодняшний день единого мнения относительно места и роли контроллинга в управлении предприятием не существует. Тем не менее, основываясь на мнениях зарубежных и отечественных исследователей контроллинга, можно классифицировать данное понятие по сфере деятельности, отводимой ему в общей системе управления предприятием.
Согласно признаку классификации можно выделить три основных направления деятельности контроллинга:
1. функция менеджмента (система управления предприятием). В данном аспекте контроллинг воспринимается согласно трактовке следующих авторов (таблица 1).
Таблица 1
Контроллинг как функция менеджмента
Ученый Определение понятия «контроллинг»
Г. Шерм «равноправная среди прочих управленческая функция» [1]
Х. Штайманн, В. Кустерманн «основными, видовыми операциями менеджмента называют селекцию, конкрецию и рефлексию (контроллинг)» [2]
С. Фалько «образ мышления руководителей, ориентированный на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе» [3]
2. система, обслуживающая реализацию функций менеджмента. С этой точки зрения контроллинг рассматривается в работах следующих авторов (таблица 2).
Таблица 2
Контроллинг как система, реализующая выполнение функций
управляющей системы
Ученый Определение понятия «контроллинг»
Д. Хан «система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля деятельности предприятия» [4]
И. Бородушко, Э. Васильева «инструмент методического и информационного сопровождения процесса управления, совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля... единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы» [5]
В. Хофенбек «лоция и навигационный прибор для достижения цели -прибыли» [6]
Ю. Вебер «элемент управления социальной системой, выполняя свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общей задачи координации системы управления с упором, прежде всего на задачи планирования, контроля и информирования» [7]
А. Дайле «система, ориентированная на результат, с учетом обеспечения ликвидности, в сферу задач которой входит сбор и обработка информации в процессе разработки, координации и контроля за выполнением планов на предприятии» [8]
В. Ивашкевич «система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия» [9]
3. концепция системного управления деятельностью предприятия (таблица 3).
Таблица 3
Контроллинг как система, обеспечивающая функционирование
системы менеджмента
Ученый Определение понятия «контроллинг»
Э. Майер «контроллинг представляет собой в широком смысле систему обеспечения выживаемости предприятия в двух аспектах: краткосрочном - оптимизация прибыли, и в долгосрочном - сохранение и поддержание гармоничных отношений и взаимосвязей данного предприятия с окружающими его сферами: природой, социальной, хозяйственной» [10]
П. Хорварт «подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию» [11]
С. Данилочкин Н. Данилочкина Е. Ананькина «функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений» [12]
А. Карминский, А. Примак, С. Фалько, Н. Оленев «концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное функционирование организации» [13]
Р. Манн «система управления прибылью» [14]
Н. Большаков «система эффективного управления предприятием и обеспечения его долгосрочного стабильного существования на рынке на основе реализации функций разработки и обоснование управленческих решений и контроля над их выполнением» [15]
Х. Фольмута «система, ориентированная на цели, будущее и узкие места» [16]
Обзор зарубежной и отечественной литературы в области экономических исследований позволяет сделать вывод о том, что интерес ученого сообщества относительно развития и совершенствования службы контроллинга вырос.
На сегодняшний день контроллинг находится на стадии становления, его функции и сфера деятельности четко не определены. В связи с этими причинами единого подхода к определению контроллинга научное сообщество до сих пор не выработало.
Основываясь на современных механизмах функционирования предприятий и условиях принятия менеджерами разных уровней управленческих решений, оптимально рассматривать контроллинг в качестве концепции системного управления деятельностью предприятия.
В литературных источниках, посвященных теории систем, предприятия рассматриваются как система, состоящая из элементов, взаимодействующих между собой и с внешней средой; имеющая цель и задачи функционирования, методы и ограничения. Главной целью управления предприятием является достижение и поддержание ее в сбалансированном состоянии. Выбранный подход характеризуется, прежде всего, стремлением учесть и оценить влияние каждого фактора на выработку и принятие решений, понять и систематизировать взаимосвязь различных явлений.
Преимуществом данного подхода является его применимость не только к системам, но и к ее элементам - подсистемам.
Таким образом, целью реализации контроллинга на предприятии является сбор, обработка, анализ и передача информации, которая способствовала принятию рациональных управленческих решений и достижению предприятиям сбалансированного состояния.
Задачами контроллинга в свою очередь выступают:
1) рациональное управление организационной структурой предприятия;
2) эффективное управление и контроль системы учета операций и результатов деятельности предприятия;
3) оптимизация системы планирования, контроля и анализа функционирования организации;
4) повышение результативности работы предприятия путем мотивации персонала.
Структура контроллинга может быть представлена в вертикальном и горизонтальном виде (рис. 2-3).
Рис. 2. Вертикальная структура контроллинга
1. Планирование
I ~
4. Реализация и контроль
1 ~
3. Анализ и обработка
1 ~
2. Самосовершенствование
Рис. 3. Горизонтальная структура контроллинга
Вертикальная структура представляет необходимый набор систем и механизмов, который соответствует эффективному внедрению и реализации контроллинга на предприятии. Горизонтальная структура отражает информацию, содержащую этапы эффективного контроллинга.
Для функционирования любого предприятия нужна информация относительно деятельности конкурентов, экономической обстановки в стране, видах товаров и услуг, пользующихся популярностью, и их цена. Исходя из этого, сделаем вывод о том, что информация является ключевым ресурсом предприятия, без которой невозможно принимать рациональные управленческие решения.
Систематизация информационных потоков в экономических процессах может быть выполнена на основе различных критериев. Например, в [17] авторы выделяют потоки информации, относящиеся к взаимоотношениям предприятия с другими хозяйствующими субъектами, и потоки, возникающие во внутренней деловой среде (рис. 4).
Рис. 4. Информационные потоки в экономических процессах
Под внешней деловой средой понимается совокупность экономических и политических субъектов и их отношения, складывающиеся между ними и исследуемой организации.
Внутренняя деловая среда - отношения, возникающие в коллективе и определяющие коммуникационные потоки, знания, закладываемые в производстве.
Применение системы контроллинга в различных сферах воздействия предполагает создание специфических механизмов. Например, механизмы контроллинга в финансовой области отличается от контроллинга в логистике или на производстве. Выделим наиболее распространенные сферы применения системы контроллинга:
1) бюджетирование;
2) планирование (оперативное и стратегическое);
з) управленческий учет;
4) страхование;
5) система контроля;
б) информационная обеспеченность:
7) система координации.
Инструментарием контроллинга выступает:
1. Анализ рынка сырья, материалов и поставщиков (используется форма анкетирования) и наблюдение (данные, представляемые органами государственной статистики);
2. Вторичный анализ (обработка и исследование полученной информации, в том числе и через СМИ).
В России развитие контроллинга характеризуется уклоном в становлении оперативного контроллинга, который подкрепляется разработками методического и инструментального характера. В свою очередь в оперативном контроллинге на российских предприятиях делается акцент на контроллинг затрат и результатов. Сегодня все современные программы информационной поддержки систем управления содержат такие блоки, как «Контроллинг показателей эффективности», «Контроллинг затрат», «Контроллинг финансов».
Таким образом, в ходе анализа понятия «контроллинг», исследования его методов, целей и задачей, были сделаны следующие выводы:
1. Система контроллинга находится на стадии становления. Данным фактом подтверждается отсутствие единого подхода к определению термина, функций, целей и сфер деятельности. В момент возникновения система контроллинга воспринималась как управленческий учет, который сегодня является одной из звеньев контроллинга.
2. Проанализировав спектр подходов к определению термина «контроллинг», нами было выявлено оптимальное, на наш взгляд, толкование системы как концепции системного управления деятельностью предприятия. В пользу данного определения выделим ряд фактов:
- рассмотрение в рамках теории систем предприятия как совокупности элементов, взаимодействующих между собой и с внешней средой;
- стремление оценить влияние каждого фактора на процесс выработки и принятия управленческих решений;
- универсальность применения концепции, как к системам, так и ее подсистемам (которые в свою очередь рассматриваются как отдельная система).
3. Эффективность контроллинга определяется информацией, которая является основой концепции и на базе которой принимаются управленческие решения. Определяющим фактором функционирования контроллинга является не только наличие информации, но и ее качество (точность и соответствие реальным данным), а также достоверность источника информации.
Список литературы
1. Шерм Г.Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки// БОСС. - 2006. - № 3. - с. 6-8
2. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 2000. - 448 с.
3. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов.
— М.: Финансы и статистика, 2008. — 272 с.
4. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. / Пер. с нем. - М.: «Финансы и статистика». - 1997.
5. И. В. Бородушко, Э. К. Васильева Стратегическое планирование и контроллинг. - СПб: Питер.-2006. -192 с.
6. Hopfenbeck W. Oko - Controlling: Umdenken zahlt sich aus. MI: Handcover, 2001.
7. Вебер М. Избранные произведения; Пер. с нем.; Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; — М., 1990. — 808 с.
8. Райхман Т. Менеджмент и контроллинг. Одни цели — разные пути и инструменты // Международный бухгалтерский учет. — 1999. — № 5. — С. 26-36.
9. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих / Под ред.
В.Б. Ивашкевича. пер. с нем. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 304 с.
10. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления.
— М.: Финансы и статистика, 1993.- с.88.
11. Теория и практика управленческого учета http://gaap.ru/
12. Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина Н.Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. 279 с.
13. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе.- М.: Финансы и статистика, - 2002. - 256 с.
14. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Система управления прибылью. М.: Финансы и статистика, 2004. - 304 с.
15. Большаков, Н.М. Контроллинг не значит контроль // Регион. 1998.- № 10.- С. 18-19.
16. Фольмут, X. Й. Инструменты контроллинга от А до Я / X. И. Фольмут; пер. с нем. под ред. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика. - 1998. - 288 с.
17. Карминский А.М., Карминский С.А., Нестеров П.В., Черников Б.В. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы. - М.: Финансы и статистика. - 2004. - 624 с.
Колесников Александр Михайлович, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,
Долотова Наталья Леонидовна, ст.преподаватель кафедры финансов и денежного обращения Санкт-Петербургского политехнического университета
CONTROLLING: EVOLUTION OF CONTENTS A.M. Kolesnikov, N.L. Dolotova
In scientific literature the term "controlling" is widely used, however, the content of this term is interpreted by different authors in different ways. The article traces the evolution of the concept of "controlling", revealed differences in the interpretation of this term by Russian and foreign authors, analyzed the variance of the goals and objectives of controlling due to the difference in interpretation of the term.
Keywords: controlling, management functions, revenue management
Kolesnikov Aleksandr Mikhailovich, Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Economics and Finance, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,
Dolotova Natalia Leonidovna., Senior Lecturer, Department of Finance and Monetary St. Petersburg State Polytechnical University