Научная статья на тему 'Контроль учебной деятельности обучающихся в системе открытого дистанционного профессионального образования менеджеров'

Контроль учебной деятельности обучающихся в системе открытого дистанционного профессионального образования менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лютова Т. В., Сергеева Т. А.

This article considers in detail the problem of providing the control over study activity within open distance education for the adult. Discussed are the control model and conditions for its effective implementation basing on the experience of International Institute of Management LINK, provider of The Open University (UK) study programmes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The control of educational activity trained in system of the open remote vocational training managers

This article considers in detail the problem of providing the control over study activity within open distance education for the adult. Discussed are the control model and conditions for its effective implementation basing on the experience of International Institute of Management LINK, provider of The Open University (UK) study programmes.

Текст научной работы на тему «Контроль учебной деятельности обучающихся в системе открытого дистанционного профессионального образования менеджеров»

2. Рассчитано среднее значение корреляции по каждому из показателей. Среднее значение корреляции по ряду показателей достаточно высокое - более 0,62.

3. Проведено ранжирование пользователей по возрастанию значений основных показателей различных групп параметров.

Основными показателями, влияющими на ранжирование пользователей, являются: профессиональная направленность (образовательная программа), тип предприятий, социальный статус, региональность.

Ежегодная динамика роста использования персональных компьютеров дома составила: за 2000-2002 годы - около 5%, за 20032005 годы - около 10%.

Ежегодная динамика роста использования Интернет-сервисов из дома составила: за 2000-2002 годы - около 3%, за 2003-2004 годы- около 8%, в 2005 году - 10%.

Число студентов, имеющих дома подключение к Интернету, составило: Москва -около 90%, областные центры - от 55 до 80%, Московская область - от 20 до 70%.

Интересный результат получен при анализе подключения к Интернету из дома

по возрастным группам. В 2002 году наблюдался значительный рост подключения к Интернету возрастной группы старше 40 лет. В 2005 году темпы роста и число подключений сравнялись по возрастным группам до 20 лет и старше 40 лет. Ежегодная динамика роста подключения к Интернету пользователей в возрасте от 20 до 40 лет примерно равная и составляла за 2003-2005 годы примерно 10%.

Исследование динамики роста подключения к сети Интернет из дома с учетом образовательных программ показало, что наиболее динамично идет рост подключений у студентов, обучающихся по специальностям Прикладная информатика, Менеджмент организации, Государственное и муниципальное управление.

Заключение

При формировании электронных информационно-образовательных ресурсов необходимо учитывать интересы тех категорий пользователей, которые наиболее динамично осваивают и применяют современные информационно-коммуникационные технологии.

Литература

1. Бессокирная Г.П. Факторный анализ: традиции использования и новые возможности // Социология: методология, методы, математические модели. - 2000. - № 12. - С. 142-153.

2. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Уч. пос. для вузов. - М.: Высш. шк., 2000. - 479 с.

3. Мэйдоналд Дж. Вычислительные алгоритмы в прикладной статистике. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 350 с.

КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лютова Т.В., МВА OU, проректор по международным образовательным программам профессионального развития менеджеров МИМЛИНК Тел.: (495) 781-26-36, E-mail: effective@ou-link.ru Международный институт менеджмента ЛИНК http://www.ou-link.ru

Сергеева Т.А., к. пед. н., проф., член-корр АПО, зав. каф. Образовательного проектирования

Учебный центра ФИРО Тел.: (495) 173-87-60 Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru

This article considers in detail the problem of providing the control over study activity within open distance education for the adult. Discussed are the control model and conditions for its effective implementation basing on the experience of International Institute of Management LINK, provider of The Open University (UK) study programmes.

Интерес к открытому дистанционному профессиональному образованию (ОДПО), явно проявившийся в России в конце прошлого столетия, постоянно усиливается как в практике образования (на всех его уровнях), так и в педагогической науке.

Популярность данной формы образования предопределена, с одной стороны, постоянно растущим интересом к «обучению в течение всей жизни» и поиском системы профессионального дополнительного образования, которая соответствовала бы быстроменяющемуся окружению, а с другой -динамичным развитием данной формы образования во многих странах мира.

Эффективность распространения

ОДПО обусловлена рядом факторов, в первую очередь, теоретическими исследованиями различных аспектов этой формы образования, которые через рефлексию накопленного опыта позволяют качественно переналадить и обустроить развивающуюся практику образования. В настоящее время уже исследованы различные проблемы ОДПО: сам феномен дистанционного образования, его особенности, технологии (мультимедийные и телекоммуникационные), особенности педагогической деятельности тьютора и др. [1, 2, 3, 4, 5, 7].

К фундаментальным исследованиям ОДПО среди прочих следует отнести работу С.А. Щенникова, выполненную в Международном институте менеджмента ЛИНК. В исследовании представлена концепция открытого дистанционного профессионального образования, трехуровневая концептуальная модель системы ОДПО, описаны и обоснованы условия организации образовательной сети, выделены характеристические особенности образовательного процесса, условия его эффективности и ряд других важных теоретических позиций.

Немаловажное внимание в приведенной работе уделяется контролю, как важной технологической составляющей дидактической модели ОДПО, указывается на непосредственную связь эффективности организации контрольных процедур с качеством системы ОДПО в целом. При этом необходимо отметить, что теоретические аспекты проблемы

контроля в ОДПО в современной отечественной и зарубежной науке остаются мало исследованными, несмотря на устойчивый интерес к теме контроля в образовании в целом. Авторами данной статьи предпринята попытка обращения к столь актуальной проблеме через исследование одного из ее важнейших аспектов - проблемы контроля учебной деятельности обучающихся (КУДО).

Упомянутая выше концептуальная модель С. А. Щенникова, выступающая в роли теоретического основания нашего исследования, рассматривает ОДПО в качестве «новой формы непрерывного многоуровневого образования, построенной на интеграции образовательной, профессиональной и социальной сред и единстве педагогических и организационных оснований, функционирующей на основе комплекса взаимосвязанных технологий, обеспечивающих однородное качество во всей дистанционной образовательной сети, ориентированной на развитие компетентности работающих специалистов посредством решения ими актуальных производственных задач и через это - развитие производственных предприятий, учреждений и организаций» [9, с. 31].

Для нас в этом определении является важным акцент на «обеспечении однородного качества во всей дистанционной образовательной сети», так как контроль учебной деятельности обучающихся и условия, в которых он осуществляется, действительно являются наиболее важными и значимыми составляющими качества образовательных услуг в системе ОДПО.

Особенностями данной модели ОДПО являются высокая технологичность предоставления образовательных услуг, возможность массового воспроизводства результата обучения и обеспечение однородного качества в сети географически распределенных образовательных учреждений.

Ориентация системы ОДПО на конкретного потребителя (в плане предоставления программы индивидуального развития его компетентности) и необходимость достижения массового качества в соответствии с заданными в образовательной программе

стандартами приводят к тому, что к контролю учебной деятельности в этой системе предъявляются особые требования. Контроль всех элементов сложного и многоаспектного образовательного процесса должен быть организован таким образом, чтобы его цели, содержание, формы, методы и средства приводили к гарантированному получению обучающимся объективной оценки его знаний и умений.

Ключевыми принципами организации системы ОДПО в модели С.А. Щенникова являются:

Связь принципов сист

• принцип единства трех сред (образовательной, профессиональной, социальной);

• принцип синтеза разных подходов к обучению (андрагогический, личностно-ориентированный, контекстный);

• принцип синтеза технологий (педагогических, управленческих, ИКТ).

Рассмотрим, каким образом выделенные принципы влияют на организацию контроля учебной деятельности обучающихся и какие задают к нему требования. Содержание указанной связи мы представили в табл. 1

Таблица 1

ОДПО и контроля УДО

Уровень контроля Субъект контроля Что оценивается

Региональный учебный центр Тьютор Администратор РУД Прогресс обучающихся в знаниях и умениях Соответствие учебных мероприятий учебному плану

Центральная обучающая организация Эксперты, Экзаменационная комиссия Директор образовательной программы Соответствие уровня знаний и умений профессиональному стандарту Соответствие процедур контроля нормативным требованиям

Учебное заведение, разрабатывающее курсы и технологии обучения Экзаменационная комиссия Внешние академические советники Совет по присвоению квалификаций. Соответствие результатов образовательного процесса внутренними академическим стандартам. Уровень компетентности выпускников.

Сочетание указанных принципов является одним из главных преимуществ ОДПО, и, как показано выше, при организации контроля необходимо учитывать требования, задаваемые данными принципами. Контроль должен оценивать индивидуальную траекторию обучения для каждого студента, а также обеспечивать объективный подход к оценке всех обучающихся, гарантируя однородное качество услуг за счет соблюдения стандартов качества образовательного процесса.

Понятие принципа обучения в дидактике [10] выступает в различных аспектах. В связи с тем, что дидактика является и теоретической, и нормативно-прикладной наукой, принцип можно трактовать и как некоторое обобщающее теоретическое положение, и как определенное руководство к практическому педагогическому действию.

Для обеспечения технологичности, массовости и воспроизводства заданного уровня качества в сети образовательных учреждений ОДПО контроль учебной деятельности обучающихся (КУДО), в свою оче-

редь, должен быть построен в соответствии со следующими принципами.

1. Системность и целостность КУДО

Системность проявляется через взаимозависимость дополняющих друг друга способов (видов, форм и методов) контроля. Системность должна учитываться при проектировании процедур, при выборе методов и средств контроля для каждой формы УД. Непротиворечивые основания, заложенные в применяемые способы контроля, их соответствие целям и содержанию, их взаимозависимость создают устойчивый характер системы.

Целостность отражается в том, что контролю должны подвергаться все формы учебной деятельности без исключения, причем для каждой из них должны использоваться определенные цели, формы, методы и средства контроля, учитывающие как особенности системы ОДПО в целом, так и особенности контроля как ее важнейшего элемента.

Целостность контроля также обеспечивается регулярностью контрольных процедур и наличием регламентирующих методи-

ческих материалов, разработанных на основе единых требований, по каждой форме учебной деятельности. Студенты, приступая к обучению, должны знать, что именно и в какой период обучения ожидается от них, по каким показателям и критериям будет оцениваться их учебная деятельность.

2. Многоуровневость/иерархичность КУДО

В традиционном образовании до настоящего времени не имеет широкого распространения специализация функций или

разделение труда [5, с. 271]. Как правило, преподаватель самостоятельно разрабатывает курс, представляет его студентам и принимает экзамен в конце определенного периода обучения. В системе ОДПО используется другой принцип - разделение педагогических функций между разными участниками образовательного процесса и между разными учебными заведениями. Особенно важно такое разделение при осуществлении контроля УДО.

Таблица 2

Распределение контроля по разным уровням управления образовательным процессом

Уровень контроля Субъект контроля Что оценивается

Региональный учебный центр Тьютор Администратор РУЦ Прогресс обучающихся в знаниях и умениях Соответствие учебных мероприятий учебному плану

Центральная обучающая организация Эксперты, Экзаменационная комиссия Директор образовательной программы Соответствие уровня знаний и умений профессиональному стандарту Соответствие процедур контроля нормативным требованиям

Учебное заведение, разрабатывающее курсы и технологии обучения Экзаменационная комиссия Внешние академические советники Совет по присвоению квалификаций. Соответствие результатов образовательного процесса внутренними академическим стандартам. Уровень компетентности выпускников.

Этот принцип выражается через распределение контроля по разным уровням управления образовательным процессом (табл. 2) и через преемственность контроля в программах разного уровня.

Каждый из трех уровней контроля имеет особые характеристики.

а) На первом уровне осуществляется текущий и рубежный контроль по отдельным формам учебной деятельности (письменные задания, очные занятия разных форм, виртуальные конференции и консультации). Этот контроль проводят тьюторы в региональных учебных центрах. Именно на них лежит вся полнота ответственности за принятие решений по оценке индивидуальных результатов обучающихся и оценке развития их умений и навыков;

б) На втором уровне осуществляется итоговый контроль знаний и умений обучающихся (выставляется экзаменационная оценка). В отличие от предыдущего он проводится не в региональных учебных центрах, а в центральной обучающей организации МИМ ЛИНК специально подготовленными экспертами по заранее согласованным критериям, которые объявлены обучающим-

ся заранее (в начале обучения). Итоговый контроль строится на принципах анонимности и на использовании статистической обработки результатов. Результаты итогового контроля сравниваются с данными прошлых периодов и с данными других курсов.

в) На третьем уровне проводится комплексный контроль. Он нацелен на подведение общих итогов обучения с использованием результатов, полученных с помощью различных процедур контроля, по единым европейским стандартам. Это вид контроля проводится в Школе бизнеса ОУ (один из факультетов Открытого Университета Великобритании). На завершающем уровне контроля сравниваются между собой результаты текущего, рубежного и итогового контроля, а также в соотнесении с профессиональными стандартами компетентности.

Контроль УДО в программах разного уровня профессиональной компетентности проводится по единым критериям (обеспечивается преемственность критериев контроля на различных программах), общими способами контроля, соответствующими формам учебной деятельности, независимо от изучаемой программы.

3. Профессионально-деятельностная направленность КУДО

Указанный принцип проявляется в критериях контроля, основанных на выявлении уровней компетентности обучающихся. В этом принципе должно быть отражено содержание контроля в заданном системой ОДПО виде.

Данный принцип наиболее ярко отражает «принцип деятельности», положенный в основу построения системы ОДПО. Соблюдение данного принципа важно, так как целями контроля являются выявление, измерение и оценка прогресса обучающегося в приобретении знаний, умений и навыков, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью обучающегося.

4. Объективность и независимость КУДО

Этот принцип, по мнению И.П. Подла-сого [6, с. 240], заключается в научно обоснованном содержании вопросов и заданий, их соответствии целям обучения и соблюдении правил проверки знаний и умений. Проверка должна проводиться по согласованным и одинаковым для всех обучающихся критериям. По мнению Т.Ю. Ломакиной [9, с. 472], контроль должен быть всесторонним, т.е. проверке подлежат и фактический уровень предметных знаний, и степень приобретения общеучебных и специальных умений и навыков. Такой всесторонний подход тоже помогает достигать объективности за счет проверки различных умений и навыков (письменные коммуникации, понимание предмета, владение терминологией, анализ практических проблем и др.). Итоговый контроль для соблюдения данного принципа должен осуществляться методом «начисления баллов», когда обучающийся имеет возможность набрать необходимые для успешного уровня баллы за разные знания и умения. Соблюдение принципа объективности также должно гарантировать равные возможности для всех обучающихся.

По мнению А.М. Новикова [9, с. 251], принцип «равных возможностей» является одним из основных принципов демократизации профессионального образования, и он заключается в возможности получения образования на любом доступном для гражданина уровне. С точки зрения этого принципа и с учетом развивающей парадигмы образования объективный контроль позволяет каждому обучающемуся продемонстрировать индивидуальный уровень обученности.

Реализация принципа независимости в ОДПО влечет за собой обеспечение анонимности оценивания результатов на основе единых критериев оценки. Следование этому принципу предполагает такую организацию процедур итогового контроля, при которых тьютор, работавший с учебной группой, не имеет возможности повлиять на оценку экзаменационной работы. Объективность достигается использованием нескольких методов перепроверки результатов итогового контроля: двойная проверка, выборочный мониторинг, статистическая обработка данных.

Для проверки экзаменационных работ итогового контроля должны привлекаться специально подготовленные эксперты-экзаменаторы, прошедшие специальное обучение. Помимо экспертов-экзаменаторов при комплексном контроле должны приглашаться эксперты из других учебных заведений, так называемые «академические советники» (внешние экзаменаторы), которые участвуют в ряде процедур контроля в целях обеспечения их соответствия академическим стандартам, принятым в учебном заведении.

5. Технологичность КУДО

Данный принцип обнаруживает себя в стандартизации процедур контроля. Он позволяет регулировать и координировать распределение ролей и функций между участниками образовательного процесса. В соблюдении данного принципа отражается, в первую очередь, такая особенность контроля, как многообразие его субъектов. Стандартизация процедур контроля, выстраивание последовательности операций, уточнение сроков, разработка нормативной базы необходимы для того, чтобы контроль максимально способствовал достижению целей образования и был связан с его содержанием. Наличие нормативных документов, регламентирующих все разновидности деятельности тьюторов, администраторов РУЦ и центральной организации, разного рода экспертов, «академических советников», позволяет построить образовательный процесс таким образом.

В нормативных документах особенно тщательно должны быть прописаны технологические операции, которые затрагивают ключевые процедуры контроля. Например, проверка части письменных заданий при проведении рубежного контроля имеет принципиальное значение для определения уровня компетентности студента, и эта операция обеспечена специальным методиче-

ским сопровождением. Такой же подход используется для проверки экзаменационных работ, мониторинга деятельности, координации экспертов, стандартизации оценок и подведения итогов обучения.

Содержание описанных выше принципов положено нами в основу построения модели контроля УДО. Обращение к моделированию обусловлено тем, что практика осуществления многоаспектного, многосубъектного, полифункционального и многоуровневого контроля в системе ОДПО чрезвычайно сложна. «Обустройство» такой практики, ее развитие невозможны без построения ее теоретического заместителя -модели, которая аккумулировала бы в себе наиболее существенные элементы контроля УДО и связи между ними.

Анализируя влияние контроля на качество образовательных услуг в дистанционном образовании МИМ ЛИНК и его партнеров, можно сделать следующие выводы:

1) применение технологии контроля как целостной совокупности различных составляющих и строгое соблюдение процедур КУДО позволяют гарантировать качество образовательного процесса;

2) технология контроля должна развиваться и соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к учебному процессу в системе ОДПО в целом.

ОДПО как развивающаяся система характеризуется частым обновлением образовательных программ и дополнением их новыми формами и средствами обучения. Это, в свою очередь, требует тщательного внимания к организации контроля: с одной стороны, необходимо следование существующим нормативам и правилам, с другой -разработка новых форм и средств контроля для новых форм учебной деятельности. Обязательным условием сохранения эффективности системы КУДО является совместимость и непротиворечивость предлагаемых новых форм и средств контроля существующим процедурам. Новые элементы, за счет которых развивается технология ОДПО (в первую очередь виртуальные составляющие учебного процесса), должны быть встроены в общую технологию контроля.

Используемые в образовательном процессе разнообразные виды, формы, методы, процедуры и средства КУДО должны быть согласованы и представлены как целостная модель, которая построена с учетом определенных особенностей, принципов и содержания контроля.

Прежде чем приступить к разработке модели КУДО, необходимо определить теоретические основания для построения подобной модели. Основываясь на теоретических положениях [7, 8], можно выделить несколько групп особенностей, рассмотрев ОДПО как открытую сетевую структуру технологического типа и как дидактическую систему.

Особенности ОДПО как открытой сетевой системы технологического типа

Рассмотрим ряд особенностей, обусловливающих место, цели, содержание и функции контроля УДО в системе ОДПО.

1. Особенность ОДПО заключается в уникальности образовательной услуги, которую получает обучающийся в виде программы индивидуального развития собст- | венной компетентности. Одна из педагогических задач, которую решает в связи с этим тьютор, - организация помощи студенту, который является субъектом обучения и имеет собственные цели относительно желаемого уровня развития своей компетентности. Тьютор должен помочь обучающемуся выбрать «вектор движения» по образовательной программе с учетом вариативности ее изучения, определить возможные затруднения в «умениях учиться», сложившиеся как стереотипы прошлого опыта обучения.

Для решения этой педагогической задачи тьютору исключительно важно использовать диагностическую функцию контроля для того, чтобы более точно определить уровень знаний и умений, имеющийся у студента, и помочь обучающемуся осознать индивидуальные зоны профессиональной некомпетентности. Диагностика необходима для того, чтобы определить начальный уровень знаний и умений обучающегося и более точно спрогнозировать его дальнейшее обучение. В условиях отсутствия входного/предварительного контроля в открытом (то есть доступном всем желающим) пространстве образования в программу обучения необходимо включать необязательные компоненты. Примером могут служить пробные письменные задания, которые помогут, во-первых, снять страх у начавшего обучение взрослого человека перед обязательными и более ответственными заданиями и, во-вторых, понять требования образовательной программы к качеству предоставления ответов. В системе ОДПО активно используется андрагогический подход, который предполагает, что студент учится сам, тьютор выступает в качестве лица, поддер-

живающего процесс самостоятельного обучения. В связи с данной особенностью ОДПО самоконтроль обучающегося приобретает важное значение. Это делает приоритетной педагогической задачей тьютора создание условий для непрерывного роста обучающегося как субъекта собственной учебной деятельности, знающего, зачем он учится (цели), как осуществляется учебная деятельность (формы, способы и средства), как развить навыки самоконтроля и определить зоны «непонимания».

Еще одна отличительная особенность модели ОДПО - ее высокая технологичность, а следовательно, возможность массового воспроизводства результата с заданным уровнем качества. Условием успешности деятельности сетевой образовательной организации является интеграция деятельности всех субъектов сети в целях обеспечения однородного качества обучения в каждом региональном учебном центре. Эта интеграция должна быть построена по типу профессионально-социальной кооперации и основана на принципе разделения труда на основе специализированных компетентностей. Образовательный процесс в ОДПО предполагает участие большого количества заинтересованных сторон: тьюторов, администраторов региональных учебных центров, директоров программ разного уровня, независимых экспертов, экзаменационных комиссий разного уровня и пр. Так или иначе эти стороны осуществляют непосредственный или опосредованный контроль УДО или создают условия для его обеспечения.

Тьютор как основной субъект, взаимодействующий со студентом, должен осознавать, какой вклад он может внести в приобретение компетентности обучающимся и какие педагогические задачи он должен в связи с этим решить. Адекватное понимание тьютором своих функций и задач должно приводить к жесткой ориентации на образовательный стандарт и на заданные образовательной программой содержание и технологию его усвоения.

Достижение единого стандарта качества образовательной услуги предполагает использование тьютором единых сетевых технологий управления качеством. Эти технологии включают стандарты качества, распространяемые не только на результаты образовательной деятельности, но и на организацию процесса контроля, включающего деятельность всех субъектов образовательной сети. С точки зрения контроля УДО

особенно важно руководствоваться едиными нормами, критериями и требованиями по отношению к обучающимся, так как несмотря на то, что контроль распределен по разным субъектам, он предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса.

Сетевой характер организации ОДПО предполагает в качестве обязательного условия комплексное использование тьютором трех технологий: педагогических (обеспечивающих достижение заданного образовательной программой уровня развития компетентности); информационно-коммуникационных (создающих возможность однородности качества образовательных услуг в любом РУЦ); организационных (обеспечивающих следование единым нормативам и правилам/процедурам в целях достижения единого стандарта качества образовательных услуг в сети).

Особенность системы ОДПО состоит в принципиальной направленности на развитие компетентности работающих специалистов и открытость образовательного пространства.

Из этой особенности следует, что тьютор должен оказывать индивидуальную поддержку и помощь обучающемуся в осознании исходного уровня собственной компетентности и зон ближайшего развития. Основной задачей тьютора в этом случае является адаптация программы к индивидуальным особенностям и уровню имеющихся знаний и умений каждого конкретного обучающегося. Следовательно, и контроль УДО должен строиться на индивидуальной основе, учитывая при этом необходимые конфиденциальность информации о результатах и отсутствие соревновательности среди взрослых обучающихся, что приводит к нарушению принципа «наглядности» (6), обоснованно используемого в школьном образовании. Для развития компетентности менеджеров тьютор должен ориентироваться не на логику предметного содержания, а на актуальные проблемы студента и на этой основе создавать условия для освоения им целостной профессиональной деятельности. Для решения этой задачи тьютор должен иметь навык организации деятельности студентов в профессиональной, социальной и учебной средах. Критерии контроля (например, умение выделить в учебной ситуации основную проблему управления) должны отражать присутствие всех трех сред в учебном процессе.

Синтез различных подходов - технологического подхода к обучению с развивающим подходом, в котором реализуется лич-ностно-ориентированная методология, - еще одна особенность системы ОДПО. С одной стороны (технологического подхода), к тьютору предъявляются требования реализации технологии, основанной на жестких стандартах, на аттестационных требованиях, предъявляемых к специалистам на рабочих местах (например, NVQ в Великобритании или ГОС-3, разрабатываемые в России). Цели, структура учебного процесса, формы обучения определяются заранее, что позволяет гарантированно обеспечить выполнение минимально необходимых стандартов и достижение результатов учебной деятельности. С другой стороны (развивающего подхода), от тьютора требуется индивидуализированный подход, который нацелен на обеспечение гибкости и адаптивности к запросам конкретного обучающегося и требованиям профессионального контекста, в котором он находится. Целью и содержанием контроля является гарантия «жесткой» составляющей, связанной с достижением минимально необходимого уровня компетентности, соответствия профессиональным стандартам. Однако для обеспечения «мягкой» составляющей тьютор может использовать различные методы контроля, такие как самоконтроль, взаимный контроль обучающихся, работа в сотрудничестве участников группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности ОДПО как дидактической системы

Среди наиболее важных особенностей ОДПО как дидактической системы с точки зрения контроля УДО необходимо выделить:

■ особенности УД взрослых обучающихся;

■ характеристики (характерные особенности) образовательных программ;

■ особенности целеполагания в системе ОДПО.

Анализ УД взрослых в системе ОДПО, проведенный по различным источникам, позволяет выделить следующие особенности: учебная деятельность - это «обучение на опыте» (experiential learning), ее неотъемлемыми элементами являются анализ затруднений обучающихся и рефлексия; учебная деятельность является циклической и предполагает последовательное прохождение обучающимися всех этапов цикла обучения; учебная деятельность интегрирует

учебную, профессиональную и социальную среды, учитывая контекст ситуации обучающихся и обеспечивая эмоциональную вовлеченность в учебный процесс.

Помимо особенностей УД взрослых необходимо принимать во внимание ряд дидактических особенностей ОДПО, связанных с содержанием и структурой образовательной программы.

Согласно концепции ОДПО, любая дистанционная образовательная программа должна предоставлять возможность получения непрерывного многоуровневого профессионального образования, построенного на интеграции образовательной, профессиональной и социальной сред, обеспечивающего непрерывный рост компетентности специалистов за счет решения ими актуальных производственных задач и посредством развития персонала организаций. Такое понимание предназначения образовательной программы позволило сформулировать ряд характеристик, которым она должна соответствовать [2, 4]:

Модульность - образовательная программа должна состоять из отдельных учебных модулей, представляющих собой завершенные циклы деятельности обучающихся по достижению определенного стандартом уровня профессиональной компетентности.

Вариативность - обучающиеся должны иметь возможность определять последовательность изучения учебных модулей, составляющих программу, в зависимости от актуальных для них проблем. Помимо этого обучающимся должна быть предоставлена возможность самостоятельно планировать время изучения каждого модуля за счет наличия заданий и упражнений «по выбору».

Использование многообразия методов, форм и средств обучения - содержание и структура образовательной программы предполагают, что учебный процесс включает в себя различные формы УДО, позволяющие студенту выбирать наиболее подходящие для него. Среди наиболее распространенных форм УДО в ОДПО используются: взаимодействие обучающегося с тьютором (например, в режиме консультаций или рецензирования письменных работ); взаимное обучение и работа в сотрудничестве [7] с коллегами из учебной группы, имеющей постоянный состав в течение изучения отдельного модуля; интенсивные виртуальные коммуникации со студентами различных регионов России и разных стран.

Эти коммуникации должны быть специальным образом организованы учебным заведением для расширения возможностей студентов в приобретении знаний и обмене практическим опытом. Самостоятельное изучение учебных материалов и выполнение за-

даний также являются одной из базовых и обязательных форм УДО в системе ОДПО. На рисунке приведены основные формы УДО, которые должны использоваться на программе.

Рис. Формы учебной деятельности обучающихся

Обновление содержания программ на постоянной основе - учет и прогнозирование тенденций развития той или иной профессиональной сферы деятельности, а также изменений требований к уровню компетентности специалистов данной сферы должны приводить к изменению образовательных программ. Помимо включения нового теоретического материала в содержании программы должны находить отражение актуальные проблемы и опыт обучающихся, что позволяет сохранять ориентацию на практическую деятельность, свойственную системе ОДПО.

Обеспеченность ресурсами разного типа - образовательная программа должна быть обеспечена ресурсами. В их число должны входить нормативные документы, описывающие учебный процесс, учебно-методические материалы для тьюторов и студентов, необходимые и достаточные для самостоятельного освоения данной программы, квалифицированные человеческие ресурсы, сопровождающие учебный процесс в сети, технологические ресурсы (средства связи, коды доступов и др.). Перечисленные ресурсы должны обеспечивать образовательный процесс в полном объеме.

Открытость - образовательная программа (ОП) должна позволять включаться в образовательный процесс обучающимся, имеющим различный профессиональный и социальный опыт, уровень образования, пришедшим из разных сфер бизнеса, с разным уровнем мотивации и компетентности.

Деятельностная направленность -обучающийся является активным и основным субъектом ОП, самостоятельно осваи-

вающим данную ОП с целью развития собственной компетентности. В ОП должны быть заложены возможности последовательного восхождения по уровням усвоения («знать», «уметь», «владеть», «быть»).

Междисциплинарный подход - ОП должна быть построена с применением междисциплинарного принципа. Обучающийся изучает теоретический материал последовательно, одновременно определяя взаимосвязи разных моделей и концепций, оценивая разные подходы к одному и тому же явлению практики. Помимо этого он должен формировать у себя с помощью тьютора системное видение содержания программы, межмодульные связи, целостность и многогранность восприятия событий.

Интерактивность - учебный процесс, включая учебные материалы, должен быть организован в режиме диалога между обучающимся и другими участниками ОП. Такой характер взаимодействия позволит обеспечить полноту, содержательность, разнообразие коммуникаций и получение обратных связей по учебной деятельности студента.

Цикличность - в ОП должна быть предусмотрена возможность многократного прохождения обучающимися циклов обучения: конкретный опыт - рефлексия опыта -выбор концепций - применение концепций. В процессе активного экспериментирования в каждом цикле обучающийся должен иметь возможность осуществлять последовательный переход от затруднений в своей профессиональной деятельности к учебной деятельности и опять к профессиональной через

квазипрофессиональную деятельность (моделирование).

Помимо перечисленных выше характеристик ОП и особенностей образования взрослых важной особенностью дидактической системы ОДПО, влияющей на цели и содержание контроля УДО, является целе-полагание. Целеполагание является сложным процессом, во-первых, потому что в него вовлечены в качестве субъектов сами обучающиеся, обладающие собственными целями, и разработчики образовательной программы, транслирующие через нее стандарты профессиональной компетентности. Во-вторых, потому что учебные цели включают в себя не только освоение обучающимися профессиональных компетенций, но и способности, позволяющие их развивать в изменяющемся контексте.

Подводя итоги анализа особенностей ОДПО, сформулируем особенности контроля УДО, которые необходимы при построении модели: многофункциональность и гибкость контроля, многообразие субъектов контроля и его распределение по разным уровням, сетевой характер контроля и преемственность критериев контроля.

Предлагаемая нами модель контроля учебной деятельности в системе ОДПО, как было указано выше, строится в соответствии с характерологическими особенностями системы ОДПО и базируется на общих закономерностях, представленных в виде названных выше принципов. Модель контроля УДО представляет собой совокупность определенных процедур, объединяющих различные виды, формы, методы и средства контроля на основе взаимного дополнения и влияния.

Цель контроля в системе ОДПО, отражающаяся в модели КУДО, носит двоякий характер: с одной стороны, отслеживание индивидуальной траектории развития каждого обучающегося, с другой, - проверка соответствия уровня знаний и умений установленным профессиональным стандартам в массовом порядке.

Содержание контроля - определение уровня усвоения заданного набора профессиональных компетенций. Контроль осуществляется в процессе обучения и по результату.

Основными видами КУДО в системе ОДПО являются текущий, рубежный, итоговый и комплексный контроль. Основными формами - самоконтроль, а также письменный и устный контроль. Выбор методов и

средств контроля зависит от формы учебной деятельности, но чаще других используются такие методы, как наблюдение за поведением обучающихся, тестирование, анкетирование, самостоятельное выполнение заданий, рецензирование письменных работ и др.

Технологией контроля является последовательность процедур, распределенных по формам учебной деятельности и по этапам образовательного процесса (ОП). Учитывая сетевой характер и влияние на качество ОП контроля, данная последовательность строго регламентируется на основе единых стандартов, и ответственность за выполнение процедур распределяется по субъектам контроля. Таким образом, в технологию входят процедуры контроля (методы и правила их использования), последовательность их выполнения, субъекты и объекты контроля.

Успешная реализация в практике ОДПО представленной выше модели контроля УДО требует соблюдения целого комплекса условий.

В качестве необходимых и достаточных выступают следующие условия:

1. Наличие системы мониторинга педагогической деятельности тьюторов, обеспечивающей контроль УДО в системе ОДПО.

2. Наличие инфраструктуры, обеспечивающей процесс контроля и гарантирующей качество образовательного процесса.

3. Обязательное использование результатов контроля и мониторинга в качестве механизма развития всей системы ОДПО.

Рассмотрим указанные условия более подробно.

Первым необходимом условием является наличие системы мониторинга педагогической деятельности тьюторов, обеспечивающих контроль УДО в системе ОДПО.

Основными субъектами, контролирующими учебную деятельность обучающихся и тем самым напрямую влияющими на качество обучения, являются тьюторы. Обеспечение качества их деятельности является первостепенной задачей организаторов образовательного процесса. Эта задача решается за счет предоставления тьюторам комплекта учебно-методических материалов и пособий, учебных планов, нормативных требований по административному сопровождению учебного процесса, проведения специального обучения и консультирования в виртуальных конференциях в оперативном режиме.

Однако, помимо перечисленных выше компонентов, педагогическая деятельность тьюторов в целом и ее контролирующая составляющая, в частности, подвергаются мониторингу, целью которого также является обеспечение качества предоставляемых образовательных услуг.

Под мониторингом мы понимаем сопоставление результатов работы тьютора с установленными стандартами деятельности в сети учебных центров. Такая формулировка предполагает, что мониторинг могут проводить люди, которые имеют четкое представление о стандартах и располагают необходимыми навыками для сопоставления результатов с ними. Мониторинг осуществляется экспертами-мониторами (далее - мониторы).

В опыте МИМ ЛИНК уже много лет существует система поиска, отбора и организации деятельности мониторов. Основными критериями отбора экспертов выступает перечень навыков, необходимых для качественного мониторинга (например, наличие навыков осуществления письменных коммуникаций), а также наличие ряда формальных требований (например, наличие опыта тьюторской деятельности не менее трех завершенных учебных циклов). После отбора кандидаты проходят краткий вводный курс, где они знакомятся с методическими рекомендациями и административными правилами выполнения процедур контроля. Учитывая региональную разбросанность мониторов и сетевой характер ОДПО, такой курс может быть организован в виртуальном режиме или в смешанной форме, включающей очные и виртуальные компоненты.

Задача экспертов-мониторов заключается в предоставлении оперативной обратной связи по качеству работы тьюторам для корректировки деятельности и организаторам образовательного процесса для принятия управленческих решений.

В текущей деятельности мониторы должны участвовать в инструктивных совещаниях и содержательных семинарах (в очной или виртуальной форме) в целях координации деятельности и согласования критериев мониторинга обучающей деятельности тьюторов. Инструктивные координационные совещания, как правило, проводятся до начала процесса обучения и посвящены обсуждению различных аспектов взаимодействия в процессе мониторинга различных участников образовательного процесса. Со-

держательные семинары в большей мере посвящены согласованию критериев оценки деятельности тьюторов и обмену опытом предыдущей работы между мониторами. Первый содержательный семинар проводится в самом начале учебного процесса, и это связано с тем, что критерии оценки должны быть не только согласованы - с ними должны быть ознакомлены тьюторы, осуществляющие контроль УДО. Содержательные семинары также организовываются в процессе обучения, когда возникает необходимость в мониторинге деятельности тьюторов и в обсуждении выявленных проблем.

Среди организаторов учебного процесса особая роль принадлежит директору образовательной программы, который выявляет отклонения от академических стандартов, анализируя статистические результаты контроля УДО, осуществленного тьютором. В качестве примера можно привести такой количественный показатель, как средний балл отметок, выставленных тьютором группе студентов. Этот показатель сравнивается со средним баллом других тьюторов текущего учебного цикла, и в случае большого отклонения выясняются причины происходящего. Также показателем, который рассматривается директором образовательной программы, является количество выполненных студентами письменных заданий одного уровня. Например, если у тьютора большой процент работ попадает в один и тот же диапазон (например, 50-60 баллов при 100-балльной шкале оценки, принятой в МИМ ЛИНК), то принимается решение о дополнительном анализе качества работы тьютора.

Мониторингу должна подвергаться работа тьюторов целиком, комплексно, независимо от форм УД. Мониторинг в целом можно рассматривать как совокупность нескольких видов оценки деятельности тьюторов по разным формам УДО. Для части форм УДО оценка проводится на регулярной основе (проверка определенной части письменных заданий студентов, ведение виртуальных конференций учебных групп каждый месяц), а для другой части - выборочно, как следствие принятых управленческих решений. Если тьютор начинающий и имеет небольшой опыт работы, если к качеству его деятельности предъявляются претензии со стороны обучающихся, или им нарушены определенные административные нормы ведения учебного процесса, то может быть организована инспекционная проверка.

Метод инспектирования чаще всего используется для оценки деятельности тьюторов при проведении им очных тьюториалов. Здесь тьютор контролирует уровень усвоения обучающимися теоретического материала, умения применять техники групповой работы, навыки владения межличностными коммуникациями и др., а инспектор оценивает умение тьютора различать уровни усвоения и организовывать эффективную работу группы. Для мониторинга деятельности тьютора на выездных Воскресных школах (еще одна очная форма организации учебной деятельности обучающихся) чаще используется метод анкетирования.

Анкетирование проводится среди студентов школы. Анкета, как правило, включает три блока вопросов. Первый блок касается административного сопровождения мероприятия, например, условия работы в аудиториях, питание и др. Второй блок оценивает содержательные элементы программы, например, качество методического материала или продолжительность семинаров. Третий блок содержит вопросы, оценивающие ключевые навыки тьютора, например, умение доступно изложить материал, управлять временем, организовывать дискуссии и др. Результаты анкетирования поступают к директору образовательной программы, и на их основе принимаются управленческие решения по качеству работы тьютора и условиям его дальнейшего привлечения к работе на образовательной программе.

Вторым условием успешной реализации модели контроля УДО, как было указано выше, является наличие инфраструктуры, обеспечивающей сопровождение и контроль учебной деятельности обучающихся.

Контроль в системе ОДПО отличается большим многообразием субъектов и требует установления их тесного взаимодействия между собой. В системе ОДПО выделяется два типа инфраструктур (внутренняя и внешняя), обеспечивающих качество образовательного процесса в целом.

Внутренняя инфраструктура обеспечивает организацию и непосредственное сопровождение образовательного процесса. Эта инфраструктура включает:

1. Кадровое обеспечение процесса:

• директор и менеджер образовательной программы;

■ администраторы региональных учебных центров (РУЦ);

■ администраторы центрального офиса;

■ координаторы различных процедур контроля.

Условием эффективной деятельности указанных субъектов является уровень их профессиональной компетентности, способность решать задачи при ограниченном временном ресурсе, умение налаживать межличностные коммуникации, разбираться в технических средствах связи и др. Одним из наиболее важных субъектов, с точки зрения непосредственного взаимодействия с обучающимися, является администратор РУЦ. Его основными задачами являются контроль за сроками проведения учебных мероприятий и предоставления письменных заданий на проверку тьютору, за обеспеченностью студентов УММ и предоставление технических возможностей для работы в виртуальном пространстве и др.

2. Нормативные документы: документы, регламентирующие процедуры контроля (сроки и способы предоставления обратных связей, описания процедур, состав участников);

документы, фиксирующие формы предоставления документации (отчеты, учетные формы, требования к параметрам аналитических справок и пр.);

документы, утверждающие критерии оценки деятельности.

Документы разрабатываются с учетом учебных планов курса и методических рекомендаций по сопровождению учебной деятельности.

3. Структуры, обеспечивающие образовательный процесс:

• сеть региональных учебных центров;

■ отдел обучения и аттестации тьюторов;

■ отдел методических разработок;

■ отдел сбора обратных связей от потребителей.

Внешняя инфраструктура предназначена для обеспечения стандартов качества. Она представлена аналогичными структурными элементами: кадрами, нормативными документами и внешними по отношению к учебному заведению структурами.

а) Кадровое обеспечение процесса: инспекторы, принимающие письменный экзамен в региональных учебных центрах образовательной сети;

эксперты-мониторы, работающие на контрактной основе в изменяющемся составе;

экзаменаторы, работающие ограниченные периоды времени (на контрактной основе);

независимые эксперты («академические советники»), приглашаемые из профильных учебных заведений.

б) Нормативные документы:

документы, регламентирующие деятельность субъектов, осуществляющих функцию контроля (инспекторов, экзаменаторов, независимых экспертов) и сроки;

документы, фиксирующие формы предоставления документации (отчеты, протоколы, обязательные пункты повесток дня экзаменационных комиссий);

документы, описывающие получаемые статистические данные и типы принимаемых в стандартных ситуациях решений.

в) Структуры:

экзаменационные комиссии разных уровней;

совет по присвоению квалификаций на основе профессиональных стандартов.

Рассмотрим более детально элементы внешней инфраструктуры, включенные в «кадровое обеспечение процесса».

Подбор инспекторов осуществляется центральной организацией на основании единых требований. Их основная задача заключается в проведении письменного экзамена по единым для всех РУЦ правилам, касающимся как условий проведения экзамена (организация помещения, соблюдение продолжительности экзамена, обеспеченность необходимыми материалами и др.), так и соблюдения ряда принципов (например, конфиденциальности всей информации, содержащейся в экзаменационном билете, предоставления равных возможностей для всех обучающихся и др.).

Подбор экзаменаторов, проверяющих письменные экзаменационные работы, по процедуре подобен привлечению мониторов. Система поиска, отбора и обучения аналогична описанной выше системе и находится в ведении директора образовательной программы. В роли экзаменаторов, как правило, выступают наиболее опытные и успешно работающие тьюторы, прошедшие предварительное обучение по методике проверки экзаменационных работ. Работы могут быть различного типа, например, на основе тестовой составляющей, учебной ситуации, проблемно-ориентированного подхода. Деятельность экзаменаторов, как и работа тьюторов, подвергается мониторингу, включающему несколько методов оценки качества их деятельности.

Основная задача экзаменаторов в системе ОДПО - проверка письменных экзаме-

национных заданий, которые поступают из всех РУЦ в центральный офис и проверяются с сохранением конфиденциальности, объективности и предоставления равных возможностей всем студентам. Для мониторинга их деятельности используются как количественные, так и качественные показатели. Анализ практики мониторинга экзаменаторов в МИМ ЛИНК позволяет выделить три основных метода: метод двойной (параллельной) независимой проверки, метод повторной проверки экзаменационных работ и статистические методы обработки выставленных отметок.

Двойная проверка подразумевает одновременную оценку разными экзаменаторами одних и тех же выбранных случайным образом экзаменационных работ в заранее определенном количестве. Основным экзаменаторам (то есть тем, кто проверяет основную массу работ обучающихся, примерно 100120 штук на каждого) не сообщается, какие именно работы проверяются дважды. Экзаменатор, осуществляющий выборочную проверку, - чаще всего его называют монитором по аналогии с текущими письменными заданиями, - обязательно оценивает работы студентов, распределенные по всем основным экзаменаторам (как правило, 6-12 штук от каждого) для того, чтобы обеспечить одинаковую точку отсчета для дальнейшего обсуждения результатов. Основной экзаменатор и «выборочный» монитор назначаются из разных учебных заведений, например, в МИМ ЛИНК эту роль выполняет представитель Открытого Университета, для которого часть работ переводится на английский язык. Основным критерием выбора является опыт проверки экзаменационных работ определенного учебного курса.

Результаты двойной (параллельной) проверки используются в дальнейшем процессе проверки экзаменационных работ и рассматриваются на этапе стандартизации экзаменационных оценок, о котором мы расскажем дальше. В случае обнаружения сильных расхождений (в целом или по одному из вопросов экзаменационного задания) между экзаменатором и монитором дополнительно исследуется качество проверки экзаменационных работ конкретным основным проверяющим.

Методу повторной проверки экзаменационных работ (который, по сути, также является мониторингом, но без предоставления развернутых обратных связей) подвергаются не менее 10% работ от каждого ос-

новного экзаменатора. Работы выбираются обязательно из разных диапазонов оценочной шкалы (например, одна работа явно неудовлетворительного уровня, одна с отличием, несколько из диапазонов «хорошо» и «удовлетворительно»). В отличие от предыдущего метода монитор видит отметки экзаменатора и выставляет свои отметки, опираясь на критерии, изложенные в методических рекомендациях. Эти рекомендации, изложенные в специальном пособии, во всех случаях одни и те же, они обсуждаются на координационном совещании до начала проверки работ обучающихся. Если между монитором (а это, как правило, более опытный экзаменатор, прошедший дополнительную подготовку) и экзаменатором возникают расхождения, то процедура исследования причин, приведших к расхождениям, как и в предыдущем случае, повторяется.

Третий метод основан на сравнении статистических данных, полученных в результате работы каждого экзаменатора. Все выставленные отметки подвергаются обработке при помощи специального программного обеспечения. В результате экзаменационная комиссия получает средний балл по всем экзаменационным работам (по каждому вопросу билета, по каждому проверяющему и по всей когорте в целом), а также нормальное распределение оценок по 100-балльной шкале. Поводом для дополнительного исследования, а в некоторых случаях и пересмотра работ является отсутствие отметок в определенном диапазоне шкалы или значительное отклонение среднего значения от среднего по всей когорте студентов. В случае обнаружения некачественной проверки могут быть изменены (повышены или понижены) отметки всех обучающихся. Данный метод, как правило, применяется для больших когорт студентов, и МИМ ЛИНК использует его на программах с числом обучаемых не менее 200 человек.

Результаты, полученные различными методами мониторинга, используются в специальной операции, называемой стандартизацией экзаменационных оценок. Стандартизация проводится до проведения экзаменационной комиссии первого уровня, и только после ее проведения промежуточные или предварительные результаты студентов становятся пригодными для дальнейшего утверждения.

Рассмотренные выше методы мониторинга экзаменаторов позволяют реализовать на практике принцип объективности итого-

вого контроля и гарантировать всем студентам равные права при получении отметки.

Приглашение независимых экспертов («академических советников») осуществляется также центральной организацией по согласованию с Открытым Университетом Великобритании. Включение их в процесс контроля позволяет убедиться в том, что процессы учебного заведения соответствуют требованиям российских или международных стандартов в области качества образовательных услуг. Обычно на роль внешних экспертов приглашаются специалисты, владеющие как содержанием предмета, так и технологиями обучения.

Обращение к их помощи позволяет, с одной стороны, воспользоваться опытом работы других образовательных учреждений, имеющих аналогичные требования к образовательным программам, а с другой -оценить свои методы проведения экзаменов и утверждения результатов с точки зрения человека, не имеющего стереотипов данного учебного заведения.

Внешние эксперты могут не участвовать непосредственно в процедурах текущего и рубежного контроля знаний и умений студентов и, тем не менее, они обязаны ознакомиться с принятыми в данном учебном заведении стандартами образовательного процесса, видами, формами и методами контроля УД. Они должны присутствовать на всех ключевых этапах экзаменационной процедуры и нести ответственность за соблюдение единых требований к результатам обучения по заранее согласованным критериям во всех элементах системы ОДПО и на всех ее уровнях.

Не отрицая важность такого элемента внешней инфраструктуры, как нормативные документы, мы не можем детально рассмотреть их в данной статье из-за значительного перечня документов и необходимости использования узких специальных терминов, свойственных каждому учебному заведению.

Большое значение для обеспечения качества организации контроля УДО имеет характер формирования экзаменационных комиссий, поэтому обратимся к описанию следующего элемента внешней инфраструктуры и ответим на вопросы: как должны формироваться экзаменационные комиссии, чтобы модель контроля УДО была успешно реализована на практике, и каковы их функции, а также результаты работы.

Функции и результаты

Первая экзаменационная комиссия формируется на уровне того учебного заведения, которое организовывает и проводит экзамен. В нее, как правило, входят:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) экзаменаторы, осуществляющие первичную проверку студенческих работ;

б) администраторы, которые предоставляют всем участникам комиссии результаты текущего и рубежного контроля;

в) директор образовательной программы, предоставляющий информацию по всему образовательному процессу за отчетный период.

Функция этой комиссии заключается в обсуждении предварительных результатов, полученных при итоговом контроле (средние баллы, работа отдельных экзаменаторов, условия проведения экзаменов в различных РУЦ и т.п.).

Результатом ее деятельности являются рекомендации по улучшению работы учебного заведения и подготовка данных для вышестоящей экзаменационной комиссии.

Экзаменационной комиссией второго уровня является комиссия того учебного заведения, которое разрабатывает учебные планы, методические материалы, включая экзаменационные задания, а также имеет возможность сравнивать результаты студентов различных учебных заведений. В нашем случае комиссия второго уровня организо-

Таблица 3

комиссий (ЭК)

вывается Школой Бизнеса Открытого университета Великобритании, а в качестве различных учебных заведений рассматриваются институты Европы и Англии, ведущие обучение по аналогичным образовательным программам.

Функция данной комиссии заключается в согласовании и уточнении результатов обучения, сопоставлении результатов когорт студентов за те или иные периоды обучения (например, как упомянуто выше, различных стран, если речь идет о международном уровне образования). Комиссия проверяет, выполнен ли учебный план полностью, и рекомендует действия в случае особых обстоятельств, помешавших учебному процессу.

Результаты комиссии выражаются в решениях по устранению проблем, выявленных в течение завершенного учебного цикла, рекомендациях разработчикам курса и в подготовке результатов студентов для утверждения.

Комиссия третьего уровня состоит из представителей различных факультетов и является междисциплинарным советом по присвоению профессиональных квалификаций. Она оценивает работу двух предыдущих комиссий, подтверждает соответствие их работы требованиям учебного заведения, опираясь на мнение внешних экспертов

Организатор ЭК /Уровень ЭК Задачи учебного заведения Функции ЭК Результаты работы ЭК

МИМ ЛИНК Ведение учебного процесса. Организация письменного экзамена и проверки работ. Обсуждение предварительных результатов проверки экзаменационных работ. Рекомендации по улучшению работы учебного заведения. Подготовка данных для вышестоящих комиссий

ПЕБОУ Разработка образовательных программ и методических материалов Сравнительный анализ результатов студентов. Контроль выполнения учебного плана. Решения по устранению проблем. Рекомендации разработчикам курсов и экзаменационных материалов.

Совет по присвоению профессиональных квалификаций ОУ Контроль соответствия профессиональным стандартам. Развитие учебного заведения. Соблюдение равных возможностей студентов. Контроль соответствия работы предшествующих комиссий заданным стандартам и требованиям учебного заведения Утверждение результатов обучения.

(«академических советников»). Комиссия также подтверждает, что процесс обучения соответствовал единым для всех обучающихся стандартам. В завершение утверждаются результаты обучения всей когорты студентов за определенный учебный цикл.

Таким образом, организованные на разных уровнях экзаменационные комиссии исключают или сводят к минимуму субъективность различных видов контроля на различных этапах образовательного процесса.

Третьим необходимым условием успешной реализации модели контроля УДО является использование результатов контроля и мониторинга деятельности субъектов контроля в качестве механизма саморазвития системы ОДПО в целом.

Накопленные результаты контроля используются как для оперативной коррекции деятельности (в случае возникновения отклонения от стандартов качества), так и для более долгосрочных целей, например, изменения самих стандартов или критериев оценки. Наиболее важными данными, собираемыми при контроле УДО, являются:

процент студентов, успешно сдавших экзамен в сравнении с количеством зарегистрированных на курс;

средний балл по экзаменационной оценке как всей когорты студентов определенной презентации (учебного периода), так и отдельной учебной группы студентов;

средний балл по оценке за письменные работы (ТМА) по всей когорте студентов;

средний балл по оценке за письменные задания отдельной учебной группы в сравнении с общим средним баллом всех тьюторов текущей презентации (учебного периода);

оценки, выставленные экспертом-монитором тьютору по конкретному письменному заданию и виртуальной конференции группы за определенный период.

Данные накапливаются по итогам контроля УДО и мониторинга деятельности других субъектов.

С оперативной точки зрения результаты контроля УДО и мониторинга становятся источником объективной информации для разных участников образовательного процесса, заинтересованных в его качестве и развитии программы. Информация предоставляется тьютору, ведущему учебный процесс (для коррекции собственной деятельности), администраторам региональных учебных центров (для контроля обязанностей тьютора), директору образовательной про-

граммы (для принятия оперативных управленческих решений и рассмотрения апелляций студентов), а также администратору центрального офиса (для оценки качества организации учебного процесса в региональных центрах и оценки работы их администраторов).

В более долгосрочной перспективе результаты контроля УДО и мониторинга должны использоваться методическими структурами учебного заведения (например, научно-методическим советом, авторами и редакторами курсов и программ, разработчиками дополнительных методических пособий). Кроме этого результаты важны для структур, занимающихся подготовкой и аттестацией тьюторов (для подготовки новых тьюторов, для создания программ коррекции навыков, для присвоения аттестационных категорий тьюторам), для маркетинговых структур (для ориентации на рынке образовательных услуг и продвижения программ).

Важно также отметить, что на основании полученных результатов осуществляется развитие образовательных программ. Директор программы, аккумулирующий данные из разных источников, определяет приоритеты развития модулей и программы в целом, формирует заказы для функциональных подразделений учебного заведения. В случае необходимости может быть изменено содержание учебных пособий, а также формулировки конкретных письменных заданий, экзаменационных вопросов и пр.

Среди множества факторов, определяющих актуальность проблемы контроля в дистанционной форме обучения, наиболее важными для реализуемых в МИМ ЛИНК программ в области менеджмента являются:

1. Использование контроля в качестве средства, гарантирующего предоставление большому количеству студентов равных возможностей с точки зрения однородного качества образовательных программ.

2. Создание модели контроля УДО, способной отвечать требованиям изменяющихся образовательных программ и учитывать большую автономность и самостоятельность студентов при изучении курсов в системе ОДПО.

Модель КУДО, которая рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность различных способов контроля, охватывает все формы учебной деятельности в системе ОДПО. Построение модели на основе определенных принципов, учитывающих особенности ОДПО, и соблюдение

условий ее реализации в практике дистанци- блюдения стандартов качества образова-онного образования является залогом со- тельного процесса.

Литература

1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Автореф. дисс. ... д. пед.н.. - М,1999. - 41 с.

2. Бендова Л.В. Ролевая модель деятельности тьютора в системе ОДО//Материалы междунар. на-учн.-практич. конф. «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения. - М: МГИУ, 2005. - 336 с.

3. Гаврилова Е.Л. Модель педагогического взаимодействия в системе открытого дистанционного профессионального образования взрослых: Автореф. дисс. к. пед. н. . - М., 2003. - 24 с.

4. Комраков Е. С. Проектировочная деятельность тьютора в системе ОДПО: Автореф. дисс. ... к. пед. н. - М., 2004. - 25 с.

5. Овсянников В.И. Начальный курс дидактики дистанционного образования: Обобщающая монография. - М: Журнал «Педагогика», 2006. - 392 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: Уч. пос. для студентов вузов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. -365 с.

7. Полат Е.С., Теория и практика дистанционного обучения/Бухаркина М. Ю., Моисеева М.В.; Под ред. Полат Е.С. - М: Изд. центр «Академия», 2004. - 416 с.

8. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование. - М: Наука, 2002. - 257 с.

9. Чернявская А.Г. Особенности учебной деятельности в бизнес-образовании//Материалы междунар. научн.-практич. конф. «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения. -М: МГИУ, 2005. - 336 с.

10. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под. Ред. С.Я. Батышева. - М., АПО, 1998. - Т.1 . - 568 с.

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАТИКИ В СТЭНДФОРДСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

К.К. Колин, д.т.н., проф., главный научный сотрудник Тел.: (495) 306-42-31, E-mail: kolinkk@mail.ru Институт проблем информатики РАН http://www.ipiran/ru

The structure, the maintenance and technique of a statement of an author's training course «Information science»for students of Standford University of the USA are considered. Merits and demerits of this rate are analyzed and comparison of approaches used in it to studying problems of Informatics with similar approaches in the Russian education system is spent.

Издательством «Техносфера» готовится к печати русский перевод монографии профессора Стэндфордского университета Дэвида Ленбергера [31], которая представляет

собой весьма оригинальное учебное пособие по авторскому курсу Information science, который читается им в течение нескольких последних лет на различных уровнях обучения студентов этого университета. По утверждению самого автора, опыт преподавания этого курса показал, что его изучение

вызывает большой интерес у многих студентов университета. Причем происходит это не только по причине их любознательности, но и по весьма прагматическим соображениям. Ведь многие студенты планируют свою будущую карьеру именно в информационной сфере и поэтому понимают, что основой для этого должна стать их хорошая подготовка в области теоретических основ информатики, в том числе в области теории информации, а также современных методов защиты информации, ее использования при принятии ответственных решений. Стимулирование этого интереса у студентов университета и являлось основной задачей данного учебного курса.

Автору настоящей статьи в качестве научного редактора русского издания ука-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.