Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 2 (256). Филология. Искусствоведение. Вып. 62. С. 27-29.
Ю. П. Иванашко, Е. Г. Мусаева
КОНТРАСТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯТОВ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В СПОНТАННОЙ И ПОДГОТОВЛЕННОЙ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ФОНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО ВАРИАНТА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Данная статья посвящена акустическим особенностям подготовленных и спонтанных аудиотекстов. В ходе исследования изучаются акустические корреляты аллофонов гласных и согласных английского языка. Анализируются сравнительные характеристики спектра аллофонов согласных и гласных и их частотности в подготовленной и спонтанной типах речи.
Ключевые слова: подготовленная речь, спонтанная речь, частотность звуков, акустические характеристики, формантные значения, долгота звуков, одноударные, эллиптирование.
В настоящей статье представлены результаты, полученные в ходе акустического анализа гласных и согласных. Материалом для исследования послужили подготовленные речи политиков Великобритании и спонтанные монологи образованных носителей английского языка.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью получения контрастивных характеристик акустических коррелятов гласных и согласных для выявления особенностей реализации сегментов в разных типах речи.
Целью исследования явилось выявление акустических коррелятов, а также частотности аллофонов британских гласных и согласных.
На начальном этапе исследования были составлены орфографические версии звучащих текстов дикторов, затем был осуществлен их слуховой анализ, в ходе которого выполнялись транскрибирование и интонационная разметка материала. Транскрибирование осуществлялось с учетом правил фонетической транскрипции и применением соответствующих диакритических знаков таблицы международного фонетического алфавита. На основе полученной транскрипции выполнялся статистический анализ гласных и согласных в речах дикторов (см. табл. 1, 2).
Статистические данные, полученные в ходе исследования гласных в подготовленных и спонтанных текстах, показывают их незначительное отличие. Существенные расхождения в рангах частотности отмечаются только для гласных [л] и [э:]. В подготовленных текстах фонема [л] является не очень частотной и имеет 7-й ранг, тогда как в спонтанной речи она занимает третье место по частоте употреблений.
Таблица 1
Частотность гласных в подготовленной речи и в спонтанной речи
Ранг Подготовленная речь Спонтанная речь
гласный кол-во (%) гласный кол-во (%)
1 э 38 э 34
2 I 20 I 29
3 $ 10 Л 9
4 е 7 $ 7
5 о 6 і: 5
6 э: 5 е 4
7 Л 4 о 3
8 і: 3 и: 3
9 э: 2 э: 2
10 а: 2 и 1,5
11 и 1,5 э: 1,5
12 и: 1,5 а: 1
Фонема [э:], напротив, наиболее частотна в подготовленных речах и имеет 6-й ранг, а в спонтанной речи занимает 9-е место.
Статистический подсчет согласных в подготовленных и спонтанных текстах показал их наиболее значительные отличия в рангах, чем в случае с гласными. Так, наиболее частотным согласным в подготовленных текстах является [п], тогда как в спонтанных - [1]. Межзубные согласные [б] и [0] в подготовленных текстах имеют 13-й и 19-й ранги соответственно, когда в спонтанной речи - 6-й и 23-й. Существенные отличия также касаются губно-зубных [^ и [у] и губно-губного [р], ранги которых распределяются следующим образом: подготовленная речь - 9-й, 17-й и 8-й соответственно, спонтанная - 14-й, 12-й и 15-й.
Таблица 2
Частотность согласных в подготовленной речи и в спонтанной речи
Ранг Подготовленная речь Спонтанная речь
согласный кол-во (%) согласный кол-во (%)
1 n 13,1 t 12,6
2 t 11,1 n 10,7
3 s 9,6 d 8,6
4 d 7,3 s 8
5 l 7,2 l 6,2
6 m 6,7 D 6
7 r 5 r 5,85
8 P 4,9 m 5,4
9 f 4,4 k 5,1
10 z 4,3 w 4,7
11 w 3,8 z 4,1
12 k 3,4 v 3.4
13 D 3,2 b 3,3
14 b 3,1 f 3
15 N 2,5 P 2,9
16 h 2,1 h 2,4
17 v 1,7 N 2
18 g 1,3 g 1,75
19 T 1,1 S 1,6
20 S 0,9 j 1,5
21 tS 0,8 dZ 1
22 dZ 0,7 tS 0,7
23 j 0,6 T 0,6
24 Z 0,1 Z 0,2
В целом, варьирование рангов частотности гласных и согласных в спонтанных и подготовленных текстах может быть обусловлено их разной тематикой и, как результат, неодинаковым лексическим наполнением текстов.
В ходе инструментального анализа гласных, проведенного с использованием компьютерных программ обработки речевого сигнала PRAAT и Wave Assistant, изучалась их качественная картина, которая определяется F-структурой, а именно взаимным расположением первых 2-х формант. При изучении согласных во внимание принимались такие акустические параметры как длительность, интенсивность и шумовые составляющие.
Полученные данные были сведены в табл.
3 и 5.
Акустическая картина гласных
Таблица 3
Средние значения FI и FII монофтонгов
в подготовленной и спонтанной речи
Подготовленная речь Спонтанная речь
F1 F2 F1 F2
I 415 1766 367 1757
i : 312 2276 280 2249
e 560 1745 494 1650
Q 689 1508 690 1550
Л 648 1278 644 1259
a : 695 1051 646 1155
D 654 915 646 1047
э : 478 718 415 826
и 365 1205 379 1173
u : 347 1128 316 1191
э: 468 1405 478 1436
Исследование показало, что формантные характеристики гласных, реализованных в подготовленной речи, несколько отличаются от данных спонтанной речи. Так FI гласных [1], [е] и [э:] в подготовленной речи на 60-120 Гц выше показателей, полученных в ходе исследования спонтанных монологов, что свидетельствует об их продвинутости вперед. FII гласных Л:/ и /е/ в подготовленной речи на 513 Гц и 95 Гц соответственно выше параметров спонтанной речи, что указывает на их более закрытую реализацию. FИ гласных [о], [а:] и [э:] в подготовленной речи, напротив, несколько ниже данных спонтанных текстов, что говорит об их реализации как более открытых.
Кроме того, было выявлено, что формантные характеристики гласных, реализованных в подготовленной речи, в некоторой степени совпадают с данными, полученными на материале изолированного произнесения (А. Круттен-ден)1. Это верно для гласных /е/, /ж/, /л/, /а : /, /э :/, /и:/, /о/ (Б2). Такая тенденция, на наш взгляд, может быть связана с тем, что подготовленная речь отличается тщательностью произнесения звуков и невысоким темпом (см. табл. 4).
Таблица 4
Средние значения П, Е2
ударных монофтонгов в подготовленной речи в сравнении с изолированным произнесением
Гласный Подготовленная речь Спонтанная речь
F1 F2 F1 F2
i : 312 2276 275 2221
і 400 1766 382 1958
e 557 1745 560 1797
Q 730 1520 732 1527
Л 650 1270 695 1224
а : 695 1051 687 1077
D 654 910 593 866
э : 474 718 453 642
U 365 1205 414 1051
u : 330 1128 302 1131
э: 510 1367 513 1377
Акустическая картина согласных Результаты измерений параметров длительности согласных звуков в спонтанной и подготовленной речи представлены в табл. 5.
Таблица 5
Контрастивное сравнение длительности согласных в подготовленной и спонтанной речи
Слоги типа CV Средняя длительность согласных в подготовленной речи Средняя длительность согласных в спонтанной речи
D1 D2 D3 D1 D2 D3
/te/ 107 113 104 97 92 87
/de/ 83 80 79 69 68 71
/di/ 94 90 95 62 61 67
/pe/ 87 85 86 75 65 63
/Р / 150 120 110 102 93 96
/bæ/ 86 86 90 72 66 67
/кэ/ 93 105 100 84 90 87
/кл/ 110 105 99 80 112 89
/дл/ 78 74 77 75 59 69
Анализ реализации согласных сегментов в подготовленной и спонтанной речи показал, что в целом имеется тенденция к увеличению их длительности в подготовленной речи, которая характеризуется некоторым замедлением темпа. Так, разность длительности согласных в двух типах речи варьирует в пределах от 2 мс до 48 мс.
Изучение модификаций согласных звуков показало появление одноударных на месте орфографических -t/-tt-, -d/-dd- в подготовленной речи в 21% случаев, в спонтанной - в 35%. Основные позиции реализации одноударных - интервокальная на границе слов перед ударным гласным (напр.: it all, get asked, but I), что составило 87% от общего числа реализации одноударных, а также в пределах слов перед безударным гласным (напр.: British, getting) - 13% от общего числа реализаций. В
ходе исследования отмечено незначительное количество реализаций одноударных аллофонов в интервокальной позиции на границе слов перед безударным гласным (напр.: about ideas). Процентное соотношение реализаций одноударных аллофонов на месте смычно-взрывного глухого /t/ и звонкого согласного /d/ составило 84% и 16% соответственно2.
Другой тип модификаций, рассмотренный в рамках исследования, - эллиптирование согласных.
На материале спонтанной речи выпадение сегментов составило 43% от общего числа возможных позиций. Во всех случаях выпадению были подвержены /d/ из -nd (например: contend with, and fundamentally) - 50% случаев, /t/ из -nt (spent today) - 23%, /t/ из -st (just enormous, most difficult) - 27%. Большинство случаев эллиптирования пришлось на согласный /d/. Это объясняется высокой частотностью союза and, информативная нагруженность которого очень низка3.
В процессе анализа подготовленной речи было выявлено 39% эллиптированных сегментов (от общего числа возможных позиций). Позиции реализации рассматривались те же, что и для спонтанной речи.
Проведенное исследование показало наличие различий в реализации гласных и согласных в разных типах речи, что вызвано рядом лингвистических и экстралингвистичеких факторов, таких как, например, использование разных грамматических конструкций, лексическое наполнение речей, численность аудитории, к которой обращено выступление, выбор интонационных средств4, коартикуляционное воздействие соседних звуков и т. д.
Примечания
1 См.: Cruttenden, A. Gimson’s Pronunciation of English. Edward Arnold (Publishers) Limited, 2001. Р. 99.
2 См.: Gut, U. Introduction to English Phonetics and Phonology. Frankfurt am Main : Peter Lang, GmbH, 2009.
3 См.: Yavas, M. Applied English Phonology. Chichester, UK : Blackwell Publishing, 2011.
4 См.: Веренич, Н. И. Влияние темпа речи на модификации звуков (экспериментально-фонетическое исследование на материале современного немецкого языка) : дис. ... канд. фи-лол. наук. Минск, 1984.