Научная статья на тему 'Контрафакт как угроза экономической безопасности Российской Федерации'

Контрафакт как угроза экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1924
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАФАКТ / COUNTERFEIT / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / COUNTERFEIT PRODUCTION / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITY / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / TRADEMARK / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMY SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайлиева В.Б., Сурник А.П.

Проблема контрафактной продукции является актуальной. Для современной экономики характерна ситуация, когда большие объемы товаров изготавливаются производителями незаконным способом, с использованием чужих торговых марок и фирменных наименований. В данной статье рассмотрена проблема контрафактной продукции и меры, принимаемые таможенными органами в борьбе с нею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERFEIT AS A THREAT OF ECONOMIC SECURITY RUSSIAN FEDERATION

The problem of counterfeit production is an actual problem. It is typical situation for modern economy when majority of goods are made by producers in the illegal way with using of others trademarks and trade names. This article deals with the problem of counterfeit products and the measures taken by the customs authorities in the fight against it.

Текст научной работы на тему «Контрафакт как угроза экономической безопасности Российской Федерации»

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

УДК 347.77

КОНТРАФАКТ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. Б. Сайлиева Научный руководитель - А. П. Сурник

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: violetta.ru.93@mail.ru

Проблема контрафактной продукции является актуальной. Для современной экономики характерна ситуация, когда большие объемы товаров изготавливаются производителями незаконным способом, с использованием чужих торговых марок и фирменных наименований. В данной статье рассмотрена проблема контрафактной продукции и меры, принимаемые таможенными органами в борьбе с нею.

Ключевые слова: контрафакт, контрафактная продукция, таможенные органы, товарный знак, экономическая безопасность.

COUNTERFEIT AS A THREAT OF ECONOMIC SECURITY RUSSIAN FEDERATION

V. B. Sailieva Scientific supervisor - A. P. Surnik

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: violetta.ru.93@mail.ru

The problem of counterfeit production is an actual problem. It is typical situation for modern economy when majority of goods are made by producers in the illegal way with using of others trademarks and trade names. This article deals with the problem of counterfeit products and the measures taken by the customs authorities in the fight against it.

Keywords: counterfeit, counterfeit production, customs authority, trademark, economy security.

Приобретая товары на рынке или в магазине, невозможно быть полностью уверенным в том, что лицо, указанное на упаковке или этикетке, является производителем данного товара. Производство и реализация контрафактной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности России.

В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие контрафактных товаров определяется как «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение» (Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака) [1].

Контрафакция - (от франц. contrefaction - подделка) - это незаконное использование известных на рынке товарных фирменных знаков с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм [2].

Интерес к проблеме контрафакта обусловлен несколькими основными причинами. Во-первых, это процесс активной интеграции России в мировую экономику, результатом которого стало вступление нашей страны в ВТО. Во-вторых, стремление перевести российскую экономику на инновационный путь развития, который невозможен без создания и функционирования цивилизованных рынков, где контрафактная продукция - явный нонсенс. И, наконец, большие экономические и имиджевые потери, обусловленные производством и оборотом контрафактных изделий.

Вред, наносимый контрафактной продукцией, можно разделить на несколько групп:

- ущерб экономике государства в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

- ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;

- ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;

- ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.

С учетом немалого ущерба, наносимого экономике и обществу производителями контрафактной продукции, государственные ведомства и правоохранительные органы ведут с фальсификаторами постоянную борьбу. Противостоять экспорту и импорту контрафактных товаров призвана таможенная служба. В ее задачи входит:

- выявление и задержание фальсифицированной продукции;

- взаимодействие с правообладателями интеллектуальной собственности;

- проведение экспертиз подлинности (аутентичности) товаров под заявленными товарными знаками;

- изъятие и уничтожение фальсифицированной продукции;

- проведение следственных мероприятий и участие в судебных процессах по фактам ведения бизнеса под чужим именем;

- составление и ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

- взаимодействие с предпринимательскими объединениями и силовыми структурами в вопросах изготовления, распространения и торговли контрафактной продукцией.

Российская таможенная служба в своей работе по предотвращению изготовления и распространения контрафактной продукции руководствуется нормами Таможенного кодекса Таможенного союза и Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Статьи 14.10 и 7.12 КоАП РФ позволяют таможенным органам проводить расследования, связанные с нарушением прав владельцев интеллектуальной собственности. Ведение процедуры расследования дает возможность таможне применить все процессуальные действия, которые предусмотрены КоАП РФ для доказательства вины в совершении правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности [3].

Если таможенный орган, который осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль, выявляет товары, обладающие признаками контрафактных, то по письменному решению начальника данного таможенного органа или лица, его замещающего, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Не позднее следующего дня после принятия решения о приостановлении выпуска товаров таможенный орган уведомляет декларанта и правообладателя о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления. Правообладателю дается 10 дней для обращения в уполномоченные органы за защитой своих прав, но на основании мотивированного заявления этот срок может быть продлен еще на 10 дней. В случае составления протокола об административном правонарушении таможенные органы должны принять меры по изъятию товаров, обладающих признаками контрафактных. Соответственно, такие товары не подлежат выпуску до решения суда.

В заключение следует отметить, что весьма позитивные результаты в борьбе против изготовления и распространения контрафактной продукции дает тесное взаимодействие таможни с другими правоохранительными органами и гражданами, желающими помочь правосудию. С помощью оперативных данных, агентурных сообщений и добровольных информаторов удается выявить немало случаев фальсификации аутентичной продукции, маршруты следования контрафактных товаров, места их изготовления и продажи.

Библиографические ссылки

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. : Рид Групп, 2011.

2. Таможенное дело : сл.-справ. СПб. : Логос-СПб», 2014.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Сайлиева В. Б., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.