Научная статья на тему 'Континуум материи-энергии. Онтологические основания субъективной реальности'

Континуум материи-энергии. Онтологические основания субъективной реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / МАТЕРИЯ / ТЕЛО / ЭНЕРГИЯ / Я

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Еременко-клаузер Александр Владимирович

Данная статья посвящена проблеме онтологических оснований субъективной реальности. Рассмотрены структурные категории физической и субъективной реальности, а также их взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Континуум материи-энергии. Онтологические основания субъективной реальности»



SCIENCE TIME

КОНТИНУУМ МАТЕРИИ-ЭНЕРГИИ. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Еременко-Клаузер Александр Владимирович, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г. Кемерово

E-mail: klaus.breninko@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме онтологических оснований субъективной реальности. Рассмотрены структурные категории физической и субъективной реальности, а также их взаимосвязь.

Ключевые слова: информация, личность, материя, тело, энергия, Я.

Проблема субъективной реальности, ее соотношения с окружающим миром, а так же параллельными реальностями отдельных индивидов все более часто рассматривается с позиций междисциплинарного знания. Достижения квантовой физики, интегральные парадигмы синергетики, постмодернистские теории - все это весьма сильно влияет на современное восприятие структуры человеческого бытия.

Встраиваясь в общую симфонию Вселенной, человеческое естество не только требует теперь обновленного понимания себя через современную естественнонаучную, физическую традицию, но и обуславливает необходимость взаимодействующего развития этой традиции и традиции гуманитарного знания.

Это приводит к потребности учитывать современные тренды развития естественнонаучной картины мира и органически включатся в процесс наукостроения. Например, тенденция к слиянию базовых категорий физики, таких, как материя, энергия и информация [9], не может быть оставлена нами без внимания, как с точки зрения необходимости ее разбора в рамках диссертационного исследования автора данной статьи (которое направленно на исследование гносеологических аспектов субъективного восприятия) так и с точки зрения необходимости следования вектору развития современной науки.

В итоге, опираясь, на ряд интегральных идей, которые разрабатываются в данное время некоторыми авторами [5, 7, 9], мы приступаем к рассмотрению

15 7

понятия континуума материя-энергия, без которого полноценный охват темы субъективной реальности невозможен.

Итак, материя в нашем понимании должна рассматриваться с учетом того терминологического сопритяжения, санкционированного современной физикой, которое приводит нас к синонимичному слиянию понятий материя и бытие [3]. Представляя собой сложную связь таких философских терминов, как материя, субстанция, субстрат, а так же таких терминов физики, как материя, пространство, время, это новое сверхсубстанциональное понимание материи сближает ее с базовой категорией философии Парменида - с его бытием, абсолютным ЕСТЬ. Так, академик Е.Ф. Орлов разделяя в своей статье природу пространства, как двойственное сосуществование кардинально отличных граней реальности, приписывает одной из этих граней (той, что он называет локальным пространством) всю атрибутику бытия, сводя все сущее именно к этому локусу реальности, противопоставляя его затем области, главной характеристикой которой, является полное отсутствие материи, энергии, информации и проявлений каких бы то ни было естественно-физических законов (в его статье эта область носит название абсолютного пространства) [3]. Таким образом, перед нашим взором явственно возникают два пути, два мира, что описывал Парменид: «Этот - что есть, и что не есть не быть, Этот - что не есть, и что должно не быть» [1, с.141]. Бытие и небытие.

Объемля собой все сущее, материя включает в себя информацию выступая для нее в качестве необходимого условия, а также взаимодействует с энергией (становление) через диалектическую взаимотрансформацию.

Мы видим неразрывный континуум материи-энергии. Вне его информация не существует по определению, поскольку для наличия любой из ее форм есть такое необходимое условие, как конкретный носитель, в качестве которого может выступать лишь материя. Материя же в свою очередь не существует без информации, однако информация не определяется, как причина бытия материи, но является безусловным атрибутом структуры последней [6]. При этом атрибутом, фундирующим проявленность материи, определяющим ее форму.

В то же время информация не является физической величиной, но представляет собой системную категорию, которая отражает сущность и состояние материи [5]. Кроме того, информация должна рассматривается как один из элементов процесса изменения материи, которое происходит под действием энергии [5], что логично согласуется с системными условиями диалектического взаимодействия материи и энергии. Являясь причиной и результатом процесса изменения материи, информация между тем, в самой динамике изменения не участвует. Оставляя действующую роль энергии, информация преобразуется под ее действием вместе с материей. Из этого следует, что информация представляет собой характеристику (вероятно

центральную, возможно единственную) структуры материи, обуславливающую изменение последней, и изменяющуюся вместе с ней же.

Сам процесс изменения, как и сказано выше, реализуется через посредство энергии. Важно понимать, однако, что энергия представляет собой не просто фактор развития материи [5], но определенную ипостась континуума материя-энергия. Привычное понимание четко иерархической структуры сущего, характерное для классической европейской философии, оказывается не слишком удачным подходом в современных условиях, когда общая система бытия, включающая материю, энергию, информацию, идентифицируется скорее, как некое топологическое пространство, разделяемое человеческим сознанием на аспекты, но в действительности представляющее собой определенную общность

[7].

Наиболее четко и лаконично, не углубляясь в онтологическую проблематику, мы можем сказать про природу энергии то, что она является актуализацией аспекта сущности [2]: то есть реализацией интенционального напряжения, характерного для материи и обусловленного ее структурой - иначе информацией.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы заострить внимание на том факте, что континуум материи-энергии, структурным атрибутом которого является информация, представляет собой онтологическое основание не только бытия всеобщего, но и индивидуального (что, разумеется, справедливо по необходимости). Субъективная реальность отдельного человека, и как биологического объекта, и как личности выстраивается на этом фундаменте.

С некоторыми оговорками можно говорить о соответствии материи, информации, энергии, с одной стороны, и тела, личности, Я человека, с другой. Единство тела, личности и Я, названо нами в данной статье уровнем субъективной реальности.

Для четкого понимания того, что представляет собой субъективная реальность соответствующая уровню материи (нельзя забывать, что подобное расчленение бытия представляет собой лишь аналитическую операцию), в нашем исследовании предлагается исходить из знаменитого тезиса Протагора, который звучит следующим образом: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Мы не будем углубляться в размышления касающиеся многочисленных трактовок этого тезиса, но сразу отметим, что склоняемся к тому пониманию данного высказывания, которое озвучил в свое время М. Хайдеггер.

При анализе тезиса М. Хайдеггер дает следующий перевод, а так же краткие, но емкие пояснения: «Для всех «вещей» (т. е. всего того, что человек имеет в пользовании, употреблении и постоянном обиходе) человек (каждый

15 9

конкретный) является мерой, для вещей присутствующих — что они присутствуют так, как они присутствуют, а для тех, которым не дано присутствовать, - что они не присутствуют» [8]. При таком переводе достаточно четко видны феноменологические корни интерпретации М. Хайдеггера, который видит в данном тезисе утверждение бытия человека через определение его самости, как соотнесенности к непотаенному кругу сущего - являющемуся одновременно и первичным уровнем перцепции человека, и обуславливающим восприятие базовым срезом бытия субъективной реальности [8]. Иначе говоря, круг непотаенного можно сравнить с воображаемым многогранником, захватывающим в свои рамки все многообразие бытия, воспринимаемого отдельным индивидом. Однако это слишком расширительное толкование включает, как видно не только уровень материи. Впрочем, ничто не мешает нам рассматривать уровни отдельно и тогда кругом непотаенного мы назовем всю область материи, вступающую во взаимосвязь с сознанием в данный конкретный момент времени. Существующие вещи являются существующими в силу того, что регистрируются перцепционной системой человека, не существующие отсутствуют по причине противоположной. И в то же время, человеческая перцепционная система, когда мы говорим о ее материальной составляющей, представляет собой также одну из этих существующих «вещей», выступая по отношению к перцепции, когда мы говорим о ней, как о психической операции, в качестве инструмента.

Как видно, общий объем воспринимаемой материи включает также и тело человека, однако, несомненно, то, что мы называем собой - много более чем наше физическое тело.

Самоидентификация человека, его личность, сознание является эмерджентным свойством сложноструктурированной материи, представляя таким образом информационный уровень субъективной реальности.

Достаточно очевидно, что при рассмотрении данной ситуации с точки зрения диалектической дуальности бытия и становления (о котором мы говорили выше соотнося эти понятия с материей и энергией) ни тело человека, ни общий объем воспринимаемой материи, ни личность, как информационная структура материального уровня, не могут быть соотнесены с деятельным аспектом субъекта. Оставаясь и причиной, и следствием изменения, материя и информация изымаются из самого процесса, выступая статичными данностями, обрамляющими энергийное движение, но не включенными в него.

Сущность же Я - как раз процесс, поскольку именно в динамике, в осуществлении своей «самости», то есть своего Я живет человек.

Вот что читаем в статье «К вопросу об онтологии души» авторства Л.Ф. Шеховцовой: «Активность субъекта - это энергетические процессы. Осмысление, мышление как процесс понимания, усвоения (по-имати - «брать,

16 0

SCIENCE TIME

захватывать») какого-то аспекта внешнего мира - это есть действие, активность, энергия. Мысль же есть итог, результат этого субъективного процесса; мысль есть продукт активности того, кто эту мысль «схватывает» («выхватывает» логос)» [10]. «Понимание», «усвоение» - оба эти состояния взаимодействуют именно с мысленными концептами и четко говоря, когда человек воспринимает зеленый цвет, инструмент восприятия работает с некоторой опытной данностью «зеленого» - то есть с определенным мысленным концептом, представляющим собой один из элементов информационной структуры человека - его личности. Уместно здесь вспомнить слова Ч. Пирса: «<.. ,>мы никогда не бываем способны мыслить «Это присутствует (is present) для меня», так как до того, как у нас появляется время на рефлексию, ощущение уже оказывается в прошлом; а, с другой стороны, если оно прошло, мы никогда не будем способны возвратить качество переживания таким, каким оно было само по себе и для себя (in and for itself)» [4, с. 30]. Вот это «само по себе и для себя» как раз характеризует энергийный характер Я человека. Это самость, раскрывающаяся в трещинах мира репрезентуемого нашим сознанием. Мгновение между мыслями, мгновение настоящего, динамический аспект человеческой сущности. Я - это истинное энергийное движение, отличающееся от движения личности, тем, что оно независимо от временных концептов человеческого сознания. Личность улавливает лишь прошлое, находясь позади динамического Я, словно хвост кометы.

Энергия, Я является абсолютной и постоянной актуализацией бытия результатом которого становиться изменение материального и информационного уровней человека.

Подытоживая данную краткую статью, еще раз хотелось бы отметить, что в современных условиях развития науки, исследование индивидуального, субъективного сознания в его взаимосвязи с фундаментальными характеристиками вселенной может оказаться весьма плодотворным. Через такие категории как материя, информация, энергия, возможно не только более четко раскрыть функционирование субъективной реальности, но и ее взаимосвязь с общей структурой мира. В то же время необходимо помнить, что соотнося тело, личность и Я человека с материей, информацией и энергией стоит избегать опасности полной редукции первых категорий ко вторым. Таким образом проявляется задача, актуализируя взаимосвязь человека и вселенной, не растворять между тем одно в другом, воспринимая реальность именно как структурное единение, системные свойства которого необходимо еще исследовать.

SCIENCE TIME

Литература:

1. Бибихин В.В. Чтение философии. Парменид // Институт философии РАН [Электронный ресурс]. - URL: http://iph.ras.ru/uplfile/histph/yearbook/2005/3.pdf (дата обращения: 13.03.15)

2. Карпицкий Н.Н. Энергийность смыслового бытия // Сайт Portalus [Электронный ресурс]. - URL: http://www.portalus.ru/modules/philosophy/ print.php?subaction=showfull&id= 1372223105&archive=&start_from=&ucat= 1& (дата обращения: 13.03.15)

3. Орлов Е.Ф. Время, материя, пространство // Elibrary: электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=21347419 (дата обращения: 13.03.15)

4. Пирс Ч. Начала прагматизма /Перевод с английского, предисловие В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина, — СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факуль-тета СПбГУ; Алетейя, 2000. — 352 с.

5. Сейфуль-Милюков Р.Б. Информация и информационные процессы в системах живой и неживой природы // Elibrary: электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13060519 (дата обращения: 13.03.15)

6. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации // Электронная библиотека «Полка букиниста» [Электронный ресурс]. - URL: http://polbu.ru/ sokolov_communi/ch36_all.html (дата обращения: 13.03.15)

7. Терегулов Ф.Ш. Еще раз о материи и пространстве-времени // Elibrary: электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item.asp? id=13219157 (дата обращения: 13.03.15)

8. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Сайт «Фридрих Ницше» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxa/europa-nigilism/ (дата обращения: 14.03.15)

9. Хижняк В.Д. Новый метод изучения природы энергии и материи или закон связи информации // Elibrary: электронная библиотека [Электронный ресурс]. -URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9938753 (дата обращения: 13.03.15)

10. Шеховцова Л.Ф. К вопросу об онтологии души // Elibrary: электронная библиотека. - Доступ только для зарегистрированных пользователей [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11605270 (дата обращения: 14.03.15)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.