Научная статья на тему 'Контент-аналитические методы исследований СМИ: обзор подходов'

Контент-аналитические методы исследований СМИ: обзор подходов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3824
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ТЕКСТЫ ЛИДЕРОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зубанова Людмила Борисовна

Статья посвящена типологии контент-анализа применительно к средствам массовой информации, автор сосредотачивается на текстах лидеров и показывает возможности анализа совокупностей этих текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контент-аналитические методы исследований СМИ: обзор подходов»

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Людмила Борисовна Зубанова

Челябинская государственная академия культуры и искусства

КОНТЕНТ-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СМИ: ОБЗОР ПОДХОДОВ

Статья посвящена типологии контент-анализа применительно к средствам массовой информации, автор сосредотачивается на текстах лидеров и показывает возможности анализа совокупностей этих текстов.

Ключевые слова: контент-анализ, тексты лидеров.

В социологических исследованиях средств массовой информации при изучении сообщения традиционно применяется метод контент-анализа текстов. Термином контент-анализ (анализ содержания) в социологии обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик. Эти характеристики фиксируются в точных, объективных и измеряемых показателях, давая количественную информацию о содержании текстового сообщения.

Именно вследствие этого предписанного правила фиксации в заданных единицах счета (систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания источника), контент-анализ, прежде всего, связывается с количественной традицией в социологии. Однако многообразие методологических подходов к анализу текстов может распределяться по степени формализации аналитических процедур: от неформализованного (понимающего, качественного анализа) до формализованного (количественного подсчета). Тематический разброс возможностей применения метода анализа содержания разнообразен: изучение национальной, политической, профессиональной принадлежности действующих лиц в газетных материалах (Б. Берельсон, П. Сальтер, А. Шай); анализ биографий (Л. Левенталь); лингвопсихо-логическое осмысление речевой деятельности (Ч. Осгуд); методика социолингвистического исследования адекватности понимания текстовой информации (Б. А. Грушин) и др. Наиболее известной теоретической работой, получившей широкую популярность в общественных кругах, стало исследование намерений редакции газеты «Истинный американец», предпринятое Г. Лассуэллом и Н. Лейтесом. Именно данное

исследование открыло новые возможности синтеза качественно-количественных подходов, применения контент-анализа как метода обнаружения неявных ценностных установок и пропагандистских целей коммуникатора.

Традиционный количественный анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых исследователи выделяют: понятия (представленные в терминах); тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах; имена интересующих исследователя личностей, наименование общественных институтов, организаций, учреждений; целостное общественное событие, официальный документ, произведение, случай. Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. В ряде случаев квантификация сводится к определению частот упоминания выделенной смысловой единицы по отношению к другим категориям. Достаточно часто единицей счета избирают физическую протяженность или площадь текстов, заполненную смысловыми единицами: число строк, абзацев, квадратных миллиметров, знаков, колонок - в печатных текстах; длительность трансляции на радио или по ТВ и т. п.

Американский исследователь массовых коммуникаций Дж. Гербнер предпринял попытку свести все многочисленные методики контент-анализа к ответам на следующие вопросы: с их помощью исследователь узнает, что в сообщениях есть (что предлагается общественному мнению, как много и с какой частотой), что из этого важно для коммуникатора (в каком контексте подается и в каком порядке важности), что из этого представляется коммуникатору хорошим или плохим, правильным или неправильным (в каком свете подается, с какой точ-

кой зрения, какими аргументами снабжается), что соотносится с чем и как (в какой логической и причинной структуре существует). Таким образом, систематизировав все ответы на заданные вопросы, мы можем выйти к пониманию тематического рейтинга информации СМИ, предполагающего ранжирование по следующим направлениям:

- сравнение характеристик текстов разных каналов информации;

- сравнение характеристик текстов разных средств информации;

- сравнение характеристик в динамике;

- сравнение характеристик текста с данными исследований других составных частей коммуникативной цепи;

- сравнение материалов по жанровому признаку;

- сравнивать общую картину мира в изображении исследуемого источника.

Логика качественного анализа предполагает индуктивный подход, учет контекста, выделение смысловых фрагментов текста в зависимости от развития целей и направлений исследования. Основой такого рода контекстного прочтения выступает методика предикативного анализа текста Т. М. Дридзе (выявление макропредикатов), в основе которой лежит представление о тексте как иерархии коммуникативных программ, позволяющих выделять, так называемую «предикацию первого порядка», проще говоря - основную мысль: «... анализируя тот или иной текст как воплощение коммуникативно-познавательного намерения его автора, как иерархию содержательно-смысловых блоков - предикаций»1. По сути, перед нами предстает система завершенных высказываний; завершенность высказывания, по мнению М. М. Бахтина, измеряется возможностью партнера по коммуникации занять в отношении высказывания ответную позицию. Связность текста определяется, по мнению специалистов, последовательностью из 3-9 высказываний, образующих семантическое единство. Таким образом, несмотря на фрагментарность (изъятие из общего контекста беседы) данный отрезок может репрезентировать общий тематизм, а также обладать смысловой завершенностью - ценностно-предельным значением. Определение локального тематизма материала осуществляется с опорой на основы интент-анализа, согласно которому для выделения интенций малопродуктивно выявление отдельных слов и даже

предложений (иногда в целом пассаже возможна фиксация единственной интенции, как и наоборот, много интенций в одном предложении); действенным механизмом тематического обобщения материала становится общий контекст беседы.

Выделяя основную тему повествования с последующим выстраиванием рейтинговой шкалы (присвоение количественного веса анализируемым суждениям), мы опираемся на технологию фреймирования (медиа-фрейминга), оцениваемую специалистами как особую практику селекции текста - выборку определенных его аспектов, придания им большей заметно-сти и значимости в исследуемом массиве информационных материалов2.

Анализируя применение метода контент-анализа к изучению медиасообщений, мы можем выделить еще одно направление исследований - определение речевых практик героев публикаций - общественных лидеров современности.

Речевые практики рассматриваются в качестве символизируемых представлений тех, кто их использует, выступают «операциональными индексами представлений» говорящего (Г. Лассуэлл) и базируются на контент-аналитических процедурах выявления частоты появления в тексте героя определенных, интересующих исследователя, характеристик.

Одной из наиболее авторитетных работ данного направления можно считать попытку З. Фрейда и У. Буллита изучить личность американского президента Вудро Вильсона на основе написанных и произнесенных им текстов. Общая направленность такого рода исследований заключается в установлении корреляционной зависимости между лингвистической основой текста и воссозданием личностно-психологического образа его автора (мотивационный анализ Д. Винтера; операционно-когнитивное кодирование Э. Тол-мена, О. Хольсти, Л. Зигельмана; нарративный анализ Х. Олкера и др.). Большинство авторов данного направления при анализе языковых структур исторических деятелей (от Ленина и Сталина - О. Хольсти, С. Уокер; до Иисуса Христа - Х. Олкер) опираются на методологию В. Я. Проппа, открывшего понятие функции как поступка действующего лица.

В общем направлении дискурсивной психологии (Р. Харе, Дж. Поттер, П. Стирнс, К. Герген, Р. Джил) разрабатывалась методология и методика «интерпретативного репер-

туара» - взаимодействия речевых практик и мировосприятия личности. В психолингвистическом направлении следует обратить особое внимание на концептуальные положения теории речевых актов (Дж. Остин, Дж. Серль, Г. Грайс), обосновывающих взаимовлияние речевых актов и действий (образно фиксируемых в заглавии книги «Слово как действие» - «How to do things with words»).

Многообразие методологических подходов к анализу текстов лидеров мы можем объединить в виде нескольких направлений.

1. Исследование частоты употребления определенных речевых конструкций в тексте лидера: наличия местоимений «я», «мы» в речи лидера (Д. Винер); присутствие определенных категорий, смыслонесущих слов: хорошо/плохо; сила/слабость, удовлетворенность существующим/ неудовлетворенность существующим, активность/пассивность (Л. Зигельман, Э. Ширяев); способов построения предложений: соединение когнитивного символа (К-символ: существительное), аффективного символа (А-символ: прилагательное), деятельностного символа (Д-символ: глагол), выявляющих отношение лидеров к различным социальным вопросам (О. Кармадонов) и др. В целом мы можем говорить об общем линг-востилистическом направлении, определяющем стилистически маркированные элементы языковой системы: просторечные выражения, термины, слова, выбор грамматических средств, последовательность слов и т. п.

2. Исследование эмоциональной нагрузки текста лидера. Основываясь на теории фонетического значения А. П. Журавлева, осуществляется фоносемантический анализ эмоциональной нагрузки текста. Опираясь на разработанную Ч. Осгудом шкалу оценочно-семантического дифференциала, А. А. Добровольская, А. Д. Леонтьев, В. В. Усачева, Е. В. Харитонова осуществили психолингвистическую экспертизу текстов лидеров - видных исторических деятелей: Далай-Ламы XIV, Папы Иоанна Павла II, Аль-Газали, Альберта Швейцера, Гитлера, Геббельса, Сталина, Черчилля, Мартина Лютера, Ницше, Де Сада3.

Интент-анализ политического дискурса как выявление конфликтных намерений в выступлениях политических деятелей современной России осуществлялся коллективом авторов - Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой, К. И. Алексеевым. На основе следующих интенций: обвинение, противостояние, одобрение, угро-

за, побуждение к действию, отвод обвинений, разоблачение, похвала, демонстрация силы, критика - составлялась «ментальная карта» политического деятеля - обобщенная форма отражения действительности4. Конкретная задача данного направления исследований состоит в выявлении и идентификации выражаемых в текстах политических деятелей намерений и целей коммуникации.

3. Исследование содержательно-смысловой нагрузки речевых практик лидерских групп. В качестве подобного крупномасштабного проекта может рассматриваться изучение «вокабуляров элит» (исследование RADIR -Révolution and the Development of International Relations, 1959 г.), осуществленное на анализе прессы Великобритании, СССР, США, Франции и Германии с 1890 по 1949 г. (под руководством Г. Лассуэлла). В качестве аналитического материала исследования использовались ключевые слова, связанные со стабильностью элиты, объединенные в 5 основных ценностей-целей: демократия, безопасность, братство, изобилие, просвещение. Схема изучения опиралась на традиционную процедуру контент-анализа: фиксация объема внимания, оценочного контекста, интенсивности/частоты упоминания, трансформации во времени и пространстве.

Направление исследований, обозначенное как метафорическое моделирование (А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский, Ю. Н. Караулов, А. П. Чудинов, Ю. Б. Феденева, К. И. Алексеев) исследует способы познания мира через анализ метафорического содержания текстов выступлений общественных деятелей. Так, анализируя выступления семисот членов Европар-ламента, группа лингвистов Амстердамского университета разработала формулу исследования метафорического коэффициента текста (частота, интенсивность, содержательность наполнения используемых метафор)5.

В современных условиях компьютеризации, связанных с широким внедрением электронной аппаратуры, развиваются автоматизированные методы сбора материала. Кроме того, именно интернет-коммуникации становятся базой применения контент-аналитических процедур. Исследователь интернет-сайта при обращении к службам статистической информации и анализу данных может получить следующие данные:

- количество посетителей любой страницы сайта и заходов на любую страницу сайта за любой промежуток времени - информаци-

онные предпочтения аудитории, динамика ее интересов;

- географическое положение посетителей (страна, город) - социально-демографический профиль аудитории (по месторасположению);

- поисковые фразы, которые вводили посетители поисковых систем и которые привели их на исследуемый сайт - тематизм и привлекательность определенной информации;

- количество страниц сайта, просмотренных посетителями сайта за одну сессию; время, проведенное посетителями на страницах сайта - общий интерес посетителей к информации сайта.

Таким образом, обобщая все поле возможностей использования метода контент-анализа, мы можем говорить о чрезвычайном многообразии и совершенствовании социологических исследований масс-медийного пространства.

Примечания

:Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М. : Наука, 1984. С. 82.

2Землянова Л. М. Медиадискурсы и новостные фрейминги (исследования современных зарубежных коммуникативистов) // Вестник МГУ Сер. 10, Журналистика. 2006. № 2. С. 14. 3Леонтьев Д. А., Добровольская А. А., Усачева В. В., Харитонова Е. В. Апробация методов контент-анализа, интент-анализа и фоносеман-тического анализа для диагностики признаков толерантности - ксенофобии в текстах СМИ // Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его диагностики / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2004. С.179-200.

4Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. СПб. : Алетейя, 2000. 316 с. 5Гаврилова М. В. Политический дискурс как объект лингвистического анализа // Полис. 2004. № 3. С. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.