Научная статья на тему 'Контекстно-компетентностный подход при работе с текстами о будущей профессиональной деятельности на дисциплине «Русский язык»'

Контекстно-компетентностный подход при работе с текстами о будущей профессиональной деятельности на дисциплине «Русский язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕКСТ / КОНТЕКСТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / CONTEXTUAL AND COMPETENCE-BASED APPROACH / TEXT / CONTEXT / COMPETENCE / COMPETITIVENESS / FORMATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кухта Е. Е.

В статье раскрывается значение контекстно-компетентностного подхода при работе с текстами о будущей профессиональной деятельности на общеобразовательной дисциплине «русский язык» с обучаюшимися учреждений среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кухта Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXTUAL AND COMPETENCE-BASED APPROACH DURING THE WORK WITH TEXTS ABOUT FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY ON DISCIPLINE «RUSSIAN LANGUAGE»

In article the value of contextual and competence-based approach during the work with texts about future professional activity on general education discipline «russian language» with being trained establishments of secondary professional education is revealed.

Текст научной работы на тему «Контекстно-компетентностный подход при работе с текстами о будущей профессиональной деятельности на дисциплине «Русский язык»»

УДК/UDC: 811.161.1 Е. Е. Кухта

E. Kukhta

КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

CONTEXTUAL AND COMPETENCE-BASED APPROACH DURING THE WORK WITH TEXTS ABOUT FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY ON DISCIPLINE «RUSSIAN LANGUAGE»

В статье раскрывается значение контек-стно-компетентностного подхода при работе с текстами о будущей профессиональной деятельности на общеобразовательной дисциплине «русский язык» с обучаюшимися учреждений среднего профессионального образования.

In article the value of contextual and competence-based approach during the work with texts about future professional activity on general education discipline «russian language» with being trained establishments of secondary professional education is revealed.

Ключевые слова: контекстно-компетент-ностный подход, текст, контекст, компетенция, компетентность, конкурентоспособность, формирование, образовательная технология.

Keywords: contextual and competence-based approach, text, context, competence, competence, competitiveness, formation, educational technology.

В настоящее время возникает необходимость в подготовке специалистов нового типа, обусловленная рыночной экономикой и усилением интеграционных процессов в европейской и мировой системе образования.

Выпускник профессионального образовательного учреждения должен иметь такие качества, как самостоятельность, мобильность, коммуникативную культуру, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений в стандартных и незапланированных ситуациях. Такое понимание конечных целей образования отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения на языке компетенций, формирующих профессиональную компетентность и конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда. Поэтому в настоящее время необходимо новое научно-методическое обеспечение образовательного процесса, следует пересмотреть устоявшиеся подходы к процессу образования,

нужны новые принципы, на которых должно основываться содержание образования, и именно сейчас востребованы новые образовательные технологии.

Традиционная дидактическая система видит свою глобальную задачу в том, чтобы приобщить обучающихся к обобщенному и систематизированному опыту человечества. Из этого вытекает утверждение ведущей роли теоретических знаний в содержании обучения, ориентация на усвоение основ наук. Это ведет к отрыву теории от практики, к тому, что педагогическая традиция замещает практику знаковой системой - учебной информацией, которая передаётся семиотическими средствами - текстами, знаковыми системами. Эти знаковые системы «замещают» реальную действительность для конкретного человека, как бы вырезают его из пространственно-временного контекста, из контекста жизни и деятельности [1]. Эта традиционная обучающая схема уже не соответствует требованиям времени.

Именно поэтому на смену традиционной технологии приходят новые.

Контекстное обучение следует относить к образовательным технологиям, чья главная задача состоит в оптимизации преподавания и учения с опорой не на процессы восприятия или памяти, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Вот почему в контекстном подходе особую роль играют активные и интенсифицирующие методы и формы обучения или даже целые технологии, обеспечивающие интенсивное развитие личности студента и педагога.

Сущность знаково-контекстного обучения, по словам А. А. Вербицкого, заключается в «организации активности студентов в соответствии с закономерностями перехода от учебных текстов, знаковых систем как материальных носителей прошлого опыта к профессиональной деятельности» [2]. Контекстно-компетентност-ный подход как интеграция компетентностного и контекстного подходов предполагает переход

от учебно-профессиональных компетенций к профессиональным. Соответственно, образовательный процесс должен по мере реализации всё более приближаться к реальной профессиональной деятельности [3]. Контекстно-компе-тентностное обучение - это обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. Овладение профессией осуществляется в контекстном обучении как динамическое движение деятельности студента от учебной (академической) через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно профессиональной деятельности с помощью трёх взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной [3].

Термин «контекст» заимствован из языкознания, где означает лингвистическое окружение данной языковой единицы: «Значение знака есть знак, взятый в свете своего контекста» (А. Ф. Лосев) [4].

В Большом психологическом словаре даётся следующее определение контекста: «Законченный в смысловом отношении отрывок текста, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы. В широком смысле контекст включает даже ситуацию, в которой текст создается и/или воспринимается (т. е. контекст используется иногда синонимично термину «затекст») [5].

А. А. Вербицкий, основоположник теории контекстного обучения, так говорил о контексте: «Контекст - система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека в конкретной ситуации, определяющая смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов. Внутренний контекст составляет совокупность индивидуальных особенностей, отношений, знаний и опыта человека; внешний - социокультурных, предметных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия и поступка. Контекст профессионального будущего, задаваемый в обучении, наполняет познавательную деятельность студентов личностным смыслом, обусловливает высокий уровень их активности, познавательной и профессиональной мотивации» [6].

Психологи отводят контексту основную роль в процессе переработки информации, так как именно благодаря контексту человек знает, что ему следует ожидать и может осмысленно интерпретировать продукты восприятия, по-

этому перед тем как действовать он стремится собрать как можно больше контекстной информации; чем лучше известно, что произойдет в будущем, тем легче воспринять то, что происходит в настоящем [7; 4].

На дисциплине «русский язык» традиционно используются семиотические средства: тексты, знаковые системы (например, алфавит, звуковая система, орфографическая, пунктуационная, синтаксическая, лексическая и др.). Они помогают усвоить студенту учебный материал, формировать предметные знания, умения, навыки, способствуют развитию познавательных процессов обучающихся, выполняют воспитательную функцию и т. д.

Но при контекстно-компетентностном подходе на дисциплине «русский язык» можно использовать также и такие семиотические средства, которые формируют представление о будущей специальности, о её социальной значимости, интерес к ней и мотивацию к её освоению. И именно такие тексты, «вводящие» в будущую специальность, становятся формирующими профессиональное будущее. Общеобразовательная дисциплина «русский язык», преподаваемая при помощи контекстной технологии, становится важной не только потому, что формирует лингвистическую грамотность будущего специалиста, но и потому, что погружает его в контекст будущей специальности. И происходит это при изучении всех разделов и тем, предусмотренных программой дисциплины «русский язык».

С позиции технологии контекстного обучения основная цель любого профессионального образования состоит в формировании целостной модели профессиональной деятельности будущего специалиста. И на занятиях русским языком такая модель выстраивается при помощи разных методов и форм организации учебной деятельности (работа с профессиональной лексикой, моделирование речевых ситуаций будущей профессиональной деятельности, творческие задания, работа с текстами о будущей профессиональной деятельности, организация промежуточного и итогового контроля на основании профессиональной лексики и текстов о будущей профессиональной деятельности). Таким образом, в процессе изучения дисциплины «русский язык» создаются условия для формирования компетентности будущего специалиста, его профессионализма, а значит, и конкурентоспособности. И неслучайно вспоминаются слова М. М. Бахтина о том, что «язык, слово - это почти всё в человеческой жизни» [8].

Опережающее отражение психологи называют антиципацией. Антиципации создаются под влиянием контекстов. Прогнозирование базируется именно на предвосхищении искомого хотя бы на шаг вперед. Следовательно, контекст может активизировать мышление субъекта и тем самым формировать также и реальное представление о будущей профессии.

Понимание может быть охарактеризовано как соотнесение данного текста с другими текстами и его переосмысление в едином контексте прошлого и будущего. В терминах психологии это будет означать, что понимание - это единство процессов антиципации и рефлексии. Антиципация прокладывает путь в будущее, а рефлексия сверяет правильность движения по пройденному пути. Настоящее приобретает для человека смысл только в контексте прошлого и будущего.

Осмысление текстов о будущей профессиональной деятельности - это и есть тот самый процесс антипации и рефлексии, который наполняет учебу личностным смыслом, определяет меру включенности в познавательный процесс.

Именно поэтому студентам, осваивающим специальность «педагогика дополнительного образования» с применением контекстной технологии, был предложен в конце первого семестра первого года обучения для прочтения и осмысления текст статьи «Слова о специальности «Педагогика дополнительного образования» и задание: «Используя прочитанную статью, тексты художественной, публицистической литературы, жизненный опыт, составить аргументированный ответ на вопрос, почему «велика роль педагогов дополнительного образования в выборе профессии и профессиональном становлении детей и юношества».

А будущим педагогам-дизайнерам был предложен текст статьи «Легко ли быть дизайнером? (О красоте, искусстве, художнике, образовании, педагоге, мастере, дизайне и дизайнере)» и задание: «Используя прочитанную статью, тексты художественной, публицистической литературы, жизненный опыт, составить аргументированный ответ на вопрос, почему педагог-дизайнер «стоит на очень ответственном профессиональном и жизненном пути». Обе статьи были опубликованы ранее в различных изданиях.

Компетенции в стандарте третьего поколения сформулированы исключительно широко, затрагивают не только предметную составляющую деятельности, но и личностные качества и отношения человека. На материале данных статей при выполнении вышеназванных заданий у студентов формируется не только представление о будущей специальности, о её сущности и социальной значимости, устойчивый интерес к ней, но и отношение к своему будущему труду, понимание высоты педагогического служения детям и юношеству. Через данные тексты и задания происходит истинное проникновение в контекст будущей специальности, так как они содержат не только профессионально важную информацию, но и затрагивают личностную, эмоциональную сферу человека.

Оценивание сочинений-рассуждений предусматривало и измерение уровня формирования компетенции ОК 1 «Понимать сущность и социальную значимость будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес». Для оценивания сочинений были разработаны критерии (9 критериев). Ниже показан фрагмент таблицы, где представлены критерии (К1 и К2) для оценивания компетенции ОК 1.

Таблица

№ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Баллы

I Содержание сочинения

К1 Ответ на поставленный вопрос

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) ответил на вопрос согласно принятому в социокультурной среде представлению о сущности и социальной значимости выбранной специальности 1

Экзаменуемый не ответил на вопрос или ответил на вопрос, противореча принятому в социокультурной среде представлению о сущности и социальной значимости выбранной специальности 0

К2 Аргументация экзаменуемым собственного мнения

Экзаменуемый привёл не менее двух аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической литературы (в том числе из предложенного текста статьи) согласно принятому в социокультурной среде представлению о сущности и социальной значимости выбранной специальности 4

Окончание таблицы

Экзаменуемый привёл не менее двух аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт согласно принятому в социокультурной среде представлению о сущности и социальной значимости выбранной специальности 3

Экзаменуемый привёл один аргумент из художественной, публицистической литературы (в том числе из предложенного текста статьи) согласно принятому в социокультурной среде представлению о сущности и социальной значимости выбранной специальности 2

Экзаменуемый привёл один аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт согласно принятому в социокультурной среде представлению о сущности и социальной значимости выбранной специальности 1

Экзаменуемый не привёл ни одного аргумента 0

О результатах проникновения в контекст будущей специальности говорят сочинения обучающихся. В качестве примеров можно привести целые тексты сочинений-рассуждений первокурсников, осваивающих специальности «педагогика дополнительного образования» и «дизайн (по отраслям)», демонстрирующие высокий уровень формирования компетенции ОК 1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» на момент окончания первого семестра первого года обучения (в сумме их работы по вышеназванным критериям оценены пятью баллами).

Сочинение-рассуждение Почему «велика роль педагогов дополнительного образования в выборе профессии и профессиональном становлении детей и юношества»?

(Работа студента группы ПДО-121 Быкова Алексея)

«Будучи ребёнком, человек не знает, кем он будет, когда вырастет. И выбор будущей профессии зависит от окружения ребёнка (от того, в какую школу он ходит, какие учителя его учат, в какие игры он играет и т. д.).

Педагог - это один из главных людей, играющих роль в формировании мировоззрения человека, а значит и его будущего.

Очень часто ребёнок идёт по стопам человека, ставшего для него авторитетом. Часто таким авторитетным человеком является педагог дополнительного образования - руководитель кружка, студии, тренер и т. д. Именно эти люди помогают открыть человеку способности, раскрыть его внутренний потенциал. Педагог -это наставник, он задаёт жизненное и профессиональное направление человека, помогает формировать жизненную цель. Так, например, благодаря тренеру КасуД'Амато легендарный Майк Тайсон стал чемпионом, хотя до встречи с будущим наставником Майк был малолетним преступником, отбывающим срок в исправи-

тельной школе для мальчиков. Теперь его имя знает весь мир.

А один из героев древнегреческих мифов Патрокл стал великим воином благодаря своему другу и наставнику Ахиллесу, так как именно он воспитал мальчика как воина.

Можно вспомнить также и южноафриканского писателя, автора исторических и приключенческих романов Уилбура Смита. Мальчиком он жил в ЮАР и посещал кружок в музее. Благодаря детскому увлечению стал известным историком, и в настоящее время многие люди, в том числе и я, изучают историю Южной и Центральной Африки по его книгам.

Примеров можно привести много, и все они подтверждают мысль о том, что наставник, педагог дополнительного образования - это тот, кто влияет на будущее детей, помогает выбрать профессию».

Сочинение-рассуждение Почему педагог-дизайнер «стоит на очень ответственном профессиональном и жизненном пути»?

(Работа студентки группы Д-121 Яцун Ольги)

«Я студентка Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа. Учусь по специальности «дизайн (по отраслям), и меня волнуют вопросы моей будущей профессии. Один из них звучит так: «Почему педагог-дизайнер «стоит на очень ответственном профессиональном и жизненном пути»?» Я постараюсь на него ответить.

Для того чтобы стать хорошим дизайнером, нужно уметь рисовать, вкладывая в это дело всю душу, использовать всё своё мастерство и постоянно развивать свои способности.

Д. И. Митрохин говорил: «...Рисовать каждый день, пока ты жив, пока ты существуешь, потому что рисовать - это значит жить, приобщаться ко всему живому». Но рисование для дизайнера должно стать радостью, а не принуждением.

Но одного рисования мало. Если ты хороший дизайнер, то тебе нужно хорошо знать психологию, чтобы понимать людей и делать то, что будет близко человеку, что ему понравится. Знание психологии важно и для педагога-ди-зайнера, так как он должен понимать, чувствовать детей (а понимать детей, по моему мнению, сложнее, чем взрослых), преподнести материал, чтобы его поняли, услышали. Ведь то, как поймёт предмет ребёнок преподаваемый предмет, сформирует его взгляды на жизнь, жизненные принципы. Поэтому ту ответственность, которая лежит на педагоге-дизайнере, просто не описать словами.

От работы дизайнера и педагога-дизайне-ра зависит многое: будет ли человеку уютно в его доме (а дом для человека много значит), что будет в голове у ребёнка.

Выбирая ту или иную профессию, нужно помнить слова героя повести Н. В. Гоголя «Портрет»: «Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него». Нужно помнить, что выбранная тобою профессия - путь твой. И от тебя теперь зависит, каким будет твой путь. Но с самого начала путь твой чист - не погуби его!»

Работа с текстами о будущей профессиональной деятельности при контекстно-компе-тентностном подходе на дисциплине «русский язык» преследует педагогическую цель - вводя студента в будущий профессиональный контекст, формировать главным образом общую компетенцию «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» и одновременно измерять уровень её сформирован-ности.

Эта работа создаёт условия для развития различных качеств студента, в том числе

УДК/UDC 793

и профессионально важных, мотивирует его к собственному развитию и, следовательно, к получению образования, формированию его компетентности и как следствие - конкурентоспособности.

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. - Контекстный подход. - М. 1991 - 207 с.

2. Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. -С. 33.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования.- М.: Академия, 2009. - 384 с.

4. Общая психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.

5. Большой психологический словарь /сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

6. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС. - 2004. - 84 с.

7. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. - М.: Мир, 1974. - 550 с.

8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

9. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компе-тентностном подходе // Высшее образование в России. -2006. - № 11. - С. 39-46.

10. Кухта Е. Е. Легко ли быть дизайнером? (О красоте, искусстве, художнике, образовании, педагоге, мастере, дизайне и дизайнере) // Качество, творчество, инновации: ключевые аспекты дизайн-образования: сб. науч. ст. Все-рос. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 5-6 апреля 2012 г.). -Кемерово, 2012. - 180 с.

11. Кухта Е. Е. Слова о специальности «Педагогика дополнительного образования» / / Яшкинский вестник. -2012. - № 8 (8253).

12. Лаврентьева Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос-ого ун-та, 2002.

13. Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 5 мая 2011) / науч. ред. Э. Ф. Зеер. - Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. - 266 с.

Ю. А. Гевленко J. Gevlenko

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА ART CONCEPTION AS CREATIVE PROCEDURE

Статья представляет собой обзор исследования творческого процесса в разных областях знания с Античных времен до наших дней. Анализируются различные подходы к пониманию творчества. Автор уделяет внимание раскры-

тию сущности художественного замысла как необходимого элемента творческого процесса в хореографическом искусстве. Рассматривается стадиальное становление замысла как творческого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.