Научная статья на тему 'Контекстно компетентностное обучение о профессиональной п0дг0т0вке специалистов физической культуры и спорта'

Контекстно компетентностное обучение о профессиональной п0дг0т0вке специалистов физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCY / PROFESSIONAL TRAINING / CONTEXT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривко O. A., Русанов В. П.

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности специалистов физической культуры и спорта в вузе, через учебные дисциплины, обеспечивающие знания, навыки и умения будущего педагога с использованием технологии контекстного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXT COMPETENT TRAINING IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORT

The problem of professional competency formation of specialists in physical training and sport in higher educational institutions through academic disciplines providing knowledge, skills and ability of future teacher using technology of context education is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Контекстно компетентностное обучение о профессиональной п0дг0т0вке специалистов физической культуры и спорта»

При этом определяются оптимальные показатели, критерии профессиональной компетенции бакалавров изобразительного искусства на основе полихудожественности.

• Искусствоведческая компетентность определяется «культурным миром» личности: общей художественно-культурологической развитостью; системностью искусствоведческих знаний на основе взаимосвязи искусств; культурой художественного восприятия.

• Творческая компетентность: овладение соотношением понятий «деятельность», «культура», «творчество» (научное, художественное и педагогическое), психологическими механизмами художественного творчества, эмпатической способностью, условиями и факторами формирования творческой личности, механизмами педагогического процесса в любом виде художественного творчества.

Выделяются личные качества, определяющие, на наш взгляд, облик специалиста в сфере художественно-творческой деятельности: эмоция интереса; образная память (эйдетическая); фантазия, воображение; творческая интуиция (чувственная и интеллектуальная); вдохновение; внутреннее освобождение; единство сознательного и бессознательного; эмпатия; эрудиция (владение спецификой «родственных» видов искусства, полихудожественный диапазон).

• Научно-исследовательская компетентность: определяется научным складом ума, знанием методологии и методики написания научного исследования (реферата, курсового сочинения, дипломной работы): правилами структурирования

Библиографический список

научной работы, составления научного аппарата, языка и стиля научного текста, оформления и логикой его защиты.

• Музееведческая компетентность: осмысление комплексной деятельности художественного музея: научно-фондовой, научно-эскпозиционной, научно-исследовательской и музейно-педагогической, культурного и образовательного пространства художественного музея, опыта подготовки музейных работников в странах дальнего и ближнего зарубежья в сфере музееведения и музейной педагогики, модернизации музейного дела в Казахстане.

• Педагогическая компетентность характеризуется искусством педагогики и включает такие качества: способность эффективно действовать в процессе педагогической деятельности; освоение инновационной педагогической технологии; владение личностно-ориентированными технологиями, разнообразными творческими педагогическими технологиями средствами взаимосвязи разных видов искусств; обладание эмпатической способностью (способностью проникать в психику обучающегося, понимать его эмоциональное состояние и на этой основе предвидеть реакцию).

Таким образом, проведенное исследование показало, что в современных условиях реформирования образования постановка проблемы художественно-педагогического образования как полихудожественного связана с необходимостью разработки философско-педагогических стратегий, направленных на развитие творческой личности будущего специалиста % человека культуры.

■ 2004. - 1 янв.

1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Наука и высшая школа Казахстана.

2. Коган, Л.Н. Теория культуры: учеб. пособие. - Екатеринбург, 1993.

3. Вебер, М. Избранные произведения. - М., 1990.

4. Князева, Е.Н. Синергетически конструируемый мир [Э/р]. - Р/д: http://spkurdyumov.narod.ru/KnyazevaElena.htm

5. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. - М., 1987.

6. Якобсон, П.М. Психология и художественное восприятие // Художественное восприятие / под ред. Б.С. Мейлаха. - Л., 1971.

7. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М., 1998.

8. Золотарева, Л.Р Концепция инновационного спецкурса «Педагогическое искусствоведение» // Проблемы и перспективы повышения качества образования: Материалы междунар. конф. «Определение проблем повышения качества образования в государствах - членах ЕврАзЭС». - Душанбе, 2009.

Bibliography

vihsshaya shkola Kazakhstana. - 2004. - 1 yanv.

1. Koncepciya razvitiya obrazovaniya Respubliki Kazakhstan do 2015 goda // Nauka

2. Kogan, L.N. Teoriya kuljturih: ucheb. posobie. - Ekaterinburg, 1993.

3. Veber, M. Izbrannihe proizvedeniya. - M., 1990.

4. Knyazeva, E.N. Sinergeticheski konstruiruemihyj mir [Eh/r]. - R/d: http://spkurdyumov.narod.ru/KnyazevaElena.htm

5. Nemenskiyj, B.M. Mudrostj krasotih. O problemakh ehsteticheskogo vospitaniya: kn. dlya uchitelya. - M., 1987.

6. Yakobson, P.M. Psikhologiya i khudozhestvennoe vospriyatie // Khudozhestvennoe vospriyatie / pod red. B.S. Meyjlakha. - L., 1971.

7. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. (V poiskakh praktiko-orientirovannihkh obrazovateljnihkh koncepciyj). - M., 1998.

8. Zolotareva, L.R. Koncepciya innovacionnogo speckursa «Pedagogicheskoe iskusstvovedenie» // Problemih i perspektivih povihsheniya kachestva obrazovaniya: Materialih mezhdunar. konf. «Opredelenie problem povihsheniya kachestva obrazovaniya v gosudarstvakh - chlenakh EvrAzEhS». - Dushanbe, 2009.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 796.01

Krivko O.A., Rusanov V.P. CONTEXT COMPETENT TRAINING IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORT. The problem of professional competency formation of specialists in physical training and sport in higher educational institutions through academic disciplines providing knowledge, skills and ability of future teacher using technology of context education is considered in this article.

Key words: professional competency, professional training, context learning.

О.А. Кривко, ст. преп. каф. «ТиМФКиС» ВКГУ им. С.Аманжолова, г. Усть-Каменогорск, Казахстан,

E-mail- krivko_1972_27@mail.ru; В.П. Русанов, д-р пед. наук, зав. каф. ««ТиМФКиС» ВКГУ им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск, Казахстан, E-mail- sandi_86_86@)mail. ru

КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности специалистов физической культуры и спорта в вузе, через учебные дисциплины, обеспечивающие знания, навыки и умения будущего педагога с использованием технологии контекстного обучения.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, контекстное обучение.

Современный спорт особенно остро подвержен различным инновациям и требует особого внимания к подготовке специалистов, владеющих новейшими методиками работы со спортсменами. В настоящее время казахстанский спорт ощущает острый недостаток таких тренеров. Так, более 30% тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ не имеют специального образования, недостает высококвалифицированных специалистов для работы со сборными командами регионов и страны, специалистов по-технической эксплуатации спортивных сооружений. Ведущие тренеры республики находятся в пред пенсионном или пенсионном возрасте, молодые специалисты неохотно идут на тренерскую работу в связи с низкой заработной платой.

В условиях создавшейся обстановки возникла острая необходимость переосмысления целевых установок обучения и построения процесса профессиональной подготовки в вузах, готовящих педагогов-тренеров по физической культуре и спорту, имеющих навыки освоения и развития инновационных процессов как в физическом воспитании, так и спорте. -Их подготовка должна быть ориентирована не только на создание образовательного пространства, обеспечивающего активное овладение знаниями и практическими навыками самостоятельной профессиональной деятельности, но и на формирование ответственности за принимаемые решения, способствующие поиску и внедрению в учебно-тренировочный процесс оптимальных управленческих и научно-методических инновационных решений, а также развитие профессионально важных качеств и способностей от которых зависит результат деятельности специалиста по физической культуре и спорту [1].

Множество содержательных характеристик, предъявляемых к личности профессионала и его деятельности, в современной науке определяется понятием профессиональная компетентность (Н.В. Кузьмина [2], А.К. Маркова [3], В.А. Сласте-нин [4] и др). В связи с этим, на первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Эти обстоятельства вызывают необходимость совершенствовать процесс подготовки педагогов-тренеров по спорту и актуализируют проблему формирования их профессиональной компетентности в вузе.

Решение данной проблемы мы видим в системном объединении дисциплин, обеспечивающих знания, умения и навыки будущих специалистов с ориентацией на их целостную профессиональную деятельность. В нашем исследовании, это дисциплины: «Совершенствование профессиональной тренерской деятельности в избранном виде спорта», «Основы спортивно-педагогического мастерства» с параллельным прохождением тренерско-педагогической практики.

Системная ориентация в структуре труда и его «технологии», осознание внутренних связей между основными структурными компонентами деятельности и умение воздействовать на них в процессе управления занимающимися на тренировках являются гарантией осуществления тренировочного процесса на высоком профессиональном уровне, на уровне творческом. И, наоборот, неумение ориентироваться в структуре процесса, неумение видеть и осознавать внутренние связи и особенности взаимодействия между основными компонентами процесса и направленного воздействия на них (управления ими) позволяют в лучшем случае осуществлять тренировочный процесс на самом низком, репродуктивном, уровне [5].

Таким образом, реализация задач формирования профессиональной компетентности будет эффективна на основе усиления профессиональной направленности предметной подготовки, которая возможна путем введения в учебное занятие элементов профессиональной деятельности, профессиональных проб, изменения форм и методов обучения. Все это осу-

ществляется через содержание учебного материала, организацию учебной деятельности и взаимоотношения, которые складываются в учебном процессе между участниками образовательного процесса.

На этапах подготовки специалистов обладающих профессиональной компетентностью используются различные технологии, включающие в себя комплекс форм организации, методов, средств обучения и диагностики, обеспечивающих наиболее эффективный результат.

В нашем случае формирование структурных составляющих профессиональной компетентности педагога-тренера осуществлялось с помощью технологии контекстного обучения, особенность которой заключается в том, что усвоение абстрактных по своей сути педагогических знаний накладывается на профессионально-педагогическую деятельность, что обеспечивает их осмысление и усвоение студентом как средства ее осуществления и регуляции. Сущность контекстного обучения применительно к условиям формирования компетентности педагога-тренера по спорту состоит в активной реконструкции профессиональной деятельности в ее предметном и социальном аспектах. Модель целостного содержания профессионально-педагогической деятельности представлена в контекстном обучении системой профессиональных проблем, задач и функций, которые получают свое отражение в совокупности учебных, квазипрофессиональных и учебнопрофессиональных заданий. Создаваемые в учебном процессе модели выступают средством познания студентами оригинала - осваиваемой профессионально-педагогической деятельности - ее содержания, динамики, организационных форм, ценностей и норм, предметных задач [6].

В условиях контекстного обучения студенты и преподаватель, что особенно важно, находятся в равном партнерстве, включаясь в коллективную деятельность, моделирующую педагогическую деятельность, где целостный процесс усвоения форм и способов будущей профессиональной работы, выстраивается в характерной последовательности: потребность-мотив-цель, как условия достижения цели-операции. В частности, выступая ведущим источником активности личности, организуют процесс формирования профессионально-педагогической направленности будущего специалиста в деятельности, являясь основой ее совершенствования. Предметная направленность деятельности, выступает как мотив, побуждает индивида к постановке определенной цели выдвинутой задачи, требующей выполнения действий (операций) в конкретных условиях. Все это свидетельствует в пользу продуктивности контекстного обучения, которое становится качественным фактором успешной деятельности будущего специалиста в учебном процессе вуза [7].

Нами разработана и внедрена в учебный процесс минимально необходимая система методов контекстного обучения, включающая нетрадиционные приемы чтения лекций, игровые и компьютерные технологии обучения, сочетающиеся с традиционными методиками. Система названа «минимально необходимой», так как служит основой для расширения объема новых методик, активизирующих позицию студента в учебном процессе [8].

Здесь необходимо уделить особое внимание активности субъекта. В частности, в одной из признанных теоретических направлений современной психологии - теории деятельности А.Н. Леонтьева, подчеркивается предметный характер деятельности, единство предметного и чувственного в ней. Человек как субъект деятельности организует, направляет ее. В то же время сама деятельность формирует человека как ее субъекта. Автор предложил схему деятельности (деятельность - действие - операция - психофизиологические функции), соотнести деятельность со структурой мотивационной сферы (мотив - цель - условие). Относительно предмета исследования это означает, что включение студентов в интересную, социально-значимую учебно-познавательную и учебно-трудо-

вую деятельность - одно из наиболее эффективных средств формирования наиболее важных личностных качеств обучаемых [9]. Так, студентам в процессе обучения предлагаются творческие задания: составление различных эссе на рефлексию, фиксирование собственного отношения к учебному материалу, организация Интернет-поиска информации по определенной теме, которая способствует расширению кругозора студентов и развитию информационной компетентности. В ходе лекций используются незаконченные схемы, которые студент после анализа информации должен закончить.

Любая, даже самая простая и небольшая по объему тема обязательно содержит точки соприкосновения с жизненным опытом студентов или с будущей профессией. Так, дискуссия поможет студенту находить в споре истину, приходить к единой точке зрения и формирует навыки эффективного общения. Метод мозговой атаки используется для формирования культуры дискуссии, диалога и таких профессионально значимых качеств личности, как терпимость, толерантность, целеустремленность, находчивость, а также для развития творческих способностей и умений решать сложные проблемы сообща. На третьем и четвертом курсах следует отдавать предпочтение интенсивным методам обучения, которые содержат элементы обратной связи с обучаемыми, когда происходит не простое неполное копирование информации, но в первую очередь осмысление освоенного материала.

В качестве обратной связи может быть вопрос на понимание, способность применить новые знания на практике, дискуссия с преподавателем. Эти элементы характеризуют включенность мышления студентов в обратный процесс, формирование компонентов компетентности, необходимых для профессиональной деятельности.

Процесс обучения возможен в форме тренинговых занятий (организационный, рефлексивный, тренинг организаци-

онных умений), дидактических игр, позволяющих студентам более качественно усваивать знания, поскольку базируется на личном участии и их эмоциональном опыте. Данная форма, согласуется с мнением Г. Оллпорта, который, критически анализируя лекционную систему, отмечал, что без лично пережитого студентом опыта лекция будет малоэффективна: «Во многом та интеллектуальная апатия, на которую мы сетуем, происходит из-за того, что мы предлагаем готовые выводы вместо первичного опыта. Для нас отточенные выводы, подытоживающие результаты интеллектуальной борьбы с познавательной или ценностной проблемой, звучат как прекрасный сонет, для студента они могут быть совершенно невразумительны» [10, с. 137].

При формировании профессиональной компетентности важно заинтересовать будущего специалиста в формировании у него данных компетентностей, объяснить, как они помогут ему реализовать себя в профессиональной деятельности. Таким образом, контекстное обучение понимается как диалектическая взаимосвязь дисциплин базового и профилирующего циклов, выполняющих прямую (предметную) и контекстную (профессионально-педагогическую) функции в подготовке специалистов [7].

Конечно, по мере накопления знаний, становиться очевидным, что невозможно объять необъятное, и дать студентам всю информацию, касающуюся его будущей профессии. Это невозможно ни практически, ни теоретически, так как завтра появится еще что-то новое. В связи с этим решающее значение в профессиональной подготовке будущих тренеров приобретает умение работать самостоятельно, то есть умение учиться, так как процесс профессионального образования не заканчивается с окончанием вуза, а продолжается и углубляется в процессе профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Назарбаев, Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, к конкурентоспособной экономике, к конкурентоспособной нации». - Астана, 2004.

2. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001.

3. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

4. Сластенин, В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4.

б. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк,

В.А. Кашкаров, И.П. Крацкевич и др.; под ред. Ю.Д.Железняка. - М., 2002.

6. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

В. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 19В7. - № б.

9. Ларионова, О. Компетентность - основа контекстного обучения // Высшее образование в России. - 200б. - № 10.

10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

11. Оллпорт, Г.В. Личность в психологии. - СПб., 199В.

Bibliography

1. Nazarbayev, N. A. The message of President of country to the people of Kazakhstan «To competitive Kazakhstan, to competitive economics, to competitive nation» / N.A. Nazarbayev. - Astana, 2004.

2. Kuzmina, N.V. Akmeological theory of training quality raising of specialists of education /N.V. Kuzmina. - M., 2001.

3. Markova, A.K. Professionalism psychology / A.K.Markova - M.: «Znanie» International humanitarian fund, 1996.

4. Slastenin, V.A. Teacher's professionalism: akmeological context / V.A.Slastenin // Pedagogical education and science. 2002. - № 4.

5. Pedagogic physical sport improvement: Teaching aid for students of higher pedagogical educational institutions / Y.D. Zheleznyak, V.A. Kashkarov,

LP. Kratskevich and others.; Edited by Y.D.Zheleznyak. - Akademiya publishing house, 2002.

6. Verbitskiy, A.A. Active training in higher school: context approach / A.A.Verbitskiy. - M.: Higher school, 1991.

8. Verbitskiy, A.A. Conception of sign and context training in higher educational institution / A.A.Verbitskiy // Questions of psychology. -M. - 1987. - № 5.

9. Larionova, O. Competence - basis of context training / O.Larionova // Higher education inRussia. - 2005. - № 10.

10. Leontyev, A.H. Activity. Consciousness. Personality / A.N.Leontyev. - M.: Politizdat, 1977.

11. Ollport G.V. Personality in psychology / G.V.Ollport. - CPb., 1998.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 70:378

Liu Gang. THE MODEL OF DEVELOPMENT OF ART PICTURE OF THE WORLD OF THE STUDENTS OF FACULTY OF ART EDUCATION. The article presents the theoretical model of development of art picture of the world of the students - future teachers of fine arts. In the description of the model describes the principles of the development of art picture of the world, revealed the psychological and pedagogical conditions, are indicated means, criteria and levels of evaluations of the development of art picture of the world of the students in the process of art-pedagogical education.

Key words: the model, methodological approaches, principles, functions, psychological and pedagogical conditions, criteria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.