Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

На вопросы отвечают эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ

ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

На вопросы отвечают эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Бюджетное учреждение заключило договор, предметом которого являются изготовление и монтаж баннера (тема баннера - пропаганда здорового образа жизни). В процессе изготовления баннера используется материал исполнителя. По итогам учреждение получает накладную, в которой отдельной строкой выделен баннер, стоимость которого соответствует полной стоимости договора. Монтаж при этом отдельно не оплачивается.

На какие статьи (подстатьи) КОСГУ бюджетному учреждению следует отнести расходы по изготовлению и монтажу баннера?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Расходы по изготовлению и монтажу баннера могут быть отнесены к группе 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

Обоснование. Отметим, что начиная с бюджетов на 2016 г. (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.) при составлении и исполнении бюджетов КОСГУ больше не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 № 311-Ф3). В то же время согласно п. 1 ст. 18, ст. 19 БК РФ КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации Российской Федерации и применяется для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, то есть для отражения уже совершившихся событий.

Кроме того, в целях ведения учета и составления отчетности обязательно должна применяться увязка кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями Таблицы соответствия (Приложение 5.1 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).

Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении № 4 к Указаниям № 65н. Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний № 65н.

Отнесение расходов на тот или иной код КОСГУ осуществляется прежде всего исходя из экономического содержания отдельной операции, определяемого на основании содержания договора

(контракта) и соответствующих первичных документов.

Согласно Указаниям № 65н расходы, связанные с изготовлением объектов нефинансовых активов (далее - объекты НФА), относятся к группе 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ. Если оплата осуществляется на основании договора купли-продажи, поступление актива в организацию оформляется накладными (иными аналогичными документами), то должны применяться соответствующие статьи данной группы.

При изготовлении из материалов подрядчика (контрагента) объектов НФА, которые могут быть приняты к учету в составе основных средств или материальных запасов, расходы должны оплачиваться за счет статей КОСГУ 310 и 340 соответственно. А вот при изготовлении объектов нефинансовых активов из материалов заказчика (госучреждения) расходы относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Далее следует проанализировать характер заключаемого договора и подтверждающий его порядок документального оформления.

В рассматриваемой ситуации договор включает в себя изготовление и монтаж баннера, по итогам учреждение получает накладную, в которой отдельной строкой выделен баннер, стоимость которого соответствует полной стоимости договора. Монтаж при этом отдельно не оплачивается. То есть заключаемый договор следует рассматривать как договор поставки с предусмотренным в его рамках монтажом в качестве обязанности поставщика. Все расходы по такого рода договорам следует осуществлять за счет соответствующей статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

Условия отнесения конкретных видов имущества к объектам основных средств приведены в п. 38, 39, 41 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н). При этом согласно п. 41 Инструкции № 157н одним из условий отнесения объекта к основным средствам является его предназначение для выполнения:

— определенных самостоятельных функций;

— определенной работы.

Кроме того, по общему правилу объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции № 157н.

Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 мес. (п. 38 Инструкции № 157н), а вот стоимость объекта имущества не имеет значения при определении возможности его отнесения к основным средствам или материальным запасам.

В данном случае отдельно следует остановиться на определении срока полезного использования, так как остальным критериям отнесения к основным средствам, перечисленным в положениях Инструкции № 157н, изготовленный и смонтированный баннер удовлетворяет. Подробный порядок определения срока полезного использования объекта приведен в п. 44 Инструкции № 157н.

Согласно п. 44 Инструкции № 157н сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта НФА в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Данный баннер пропагандирует здоровый образ жизни, то есть информация будет актуальна более года (чего нельзя сказать о баннерах, информирующих о предстоящих событиях либо других «срочных» акциях).

Далее при определении срока полезного использования баннера следует исходить из предполагаемого срока службы, конкретных характеристик объекта, например типа баннерной ткани и т.п.

Отметим, что решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе НФА (основные средства или материальные запасы) принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н). Данное решение является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Именно поэтому специалисты финансового ведомства указывают: такие решения

относятся к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (см., в частности, письма Минфина России от 11.11.2013 № 02-06-010/48099, от 27.02.2012 № 02-07-10/534).

Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Монако Ольга, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ,

аудитор

Вопрос. Федеральное бюджетное учреждение планирует заключить договор гражданско-правового характера с физическим лицом на подготовку материала (текст, фотографии, рисунки, эскизы), который в дальнейшем будет использован для научно-популярного издания (книги). Автор обязуется создать и передать учреждению готовый материал (произведение) комплектно: в печатном и в электронном виде. Учреждение планирует в дальнейшем воспользоваться правом на издание, тиражирование (распространение) этого материала с возможностью публичного использования и демонстрации выпущенной впоследствии книги, в информационных, рекламных и прочих целях, под фирменным наименованием учреждения, но с указанием имени автора (физического лица). Физическое лицо-исполнитель не регистрировал авторские или иные права на созданные им материалы.

По какой подстатье КОСГУ произвести перечисленные расходы? Будет ли в данном случае переданный материал считаться нематериальным активом, который

необходимо учитывать на соответствующем счете бухгалтерского учета?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что поскольку условиями договора на изготовление (создание) материалов для будущей книги не предусмотрено получение учреждением исключительного права на них, вышеназванные материалы не могут быть приняты к учету в качестве нематериального актива, соответственно, расходы по их созданию не могут быть отнесены к статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ.

Расходы учреждения по изготовлению (созданию) указанных материалов могут быть отнесены к подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Обоснование. Отметим, что начиная с бюджетов на 2016 г. (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.) при составлении и исполнении бюджетов КОСГУ больше не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 № 311-ФЗ). В то же время согласно п. 1 ст. 18, 19 БК РФ КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации Российской Федерации и применяется для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, т.е. для отражения уже совершившихся событий.

При этом в целях ведения учета и составления отчетности обязательно должна применяться увязка кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями Таблицы соответствия (Приложение 5.1 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).

Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении № 4 к Указаниям № 65н. Отнесение расходов (доходов) на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной операции.

К нематериальным активам (НМА) может быть отнесен объект, отвечающий условиям п. 56 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), в частности:

— объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;

— отсутствие у объекта материально-вещественной формы;

— возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

— не предполагается последующая перепродажа данного актива;

— наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;

— наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на этот актив или подтверждающих исключительное право на него (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство и н д и в и д у а л и з а ц и и , д о к у м е н т ы , подтверждающие переход исключительного права без договора, и т.п.).

Обратим внимание: в соответствии с п. 1 ст. 1232 Гражданского кодекса РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Поскольку в рассматриваемой ситуации условиями договора на подготовку материалов в целях последующего издания на их основе книги не предусмотрено получение учреждением

исключительного права на указанные материалы, вышеназванный объект не может быть принят к учету в качестве нематериального актива. Следовательно, в данном случае речь может идти исключительно о выполнении работ (оказании услуг), соответственно, статья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ, на которую относятся расходы по оплате договоров на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, применяться не может.

В соответствии с Указаниями № 65н расходы по оплате различных работ (услуг), приобретаемых для государственных (муниципальных) нужд, относятся к статье 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ.

Расходы, связанные с оплатой таких работ (услуг), как написание текста, создание фотографий (рисунков, эскизов), прямо не предусмотрены перечнями расходов, которые могут относиться к подстатьям 221-225 КОСГУ. Следовательно, в соответствии с Указаниями № 65н такие расходы могут быть отнесены к подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в качестве других расходов, аналогичных по экономическому содержанию расходам, относимым на данную подстатью.

Материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности (CD и DVD диски, флэш-карты, документы на бумажных носителях (книги, брошюры), схемы, макеты) и приравненные к ним средства индивидуализации, не относятся к нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету (п. 57 Инструкции № 157н).

При этом согласно нормам гражданского законодательства передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на нематериальный актив (см. ч. 4 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации у учреждения отсутствуют основания для постановки на балансовый учет каких-либо объектов в качестве нематериальных активов.

В заключение отметим, что в рассматриваемой ситуации подготовка исходных материалов для последующего создания книги об учреждении может быть рассмотрена как один из этапов создания нефинансового актива - книги.

Напомним, что объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции № 157н). Фактическая стоимость нефинансовых активов формируется при необходимости на счете 106 00 «Вложения в нефинансовые активы».

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. В 2003 г супруга работника бюджетного учреждения направила

учреждению исполнительный лист о взыскании алиментов в фиксированной денежной сумме. Должник работает в организации по настоящее время. Учреждение удерживало и перечисляло алименты из доходов, выплачиваемых работнику в соответствии с представленным исполнительным листом, однако индексация алиментов не производилась.

В настоящее время супруга работника учреждения обратилась в бухгалтерию

учреждения с заявлением об индексации алиментов за три прошедших года.

Возможна ли индексация алиментов за прошедший период? Каким образом и из каких средств она производится?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Работодатель обязан произвести индексацию алиментов за все прошедшее время. Рассчитанная сумма задолженности по алиментам удерживается в обычном порядке в размере не более 70% дохода работника.

Обоснование. По общему правилу алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются в судебном порядке в размере определенной доли заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 Семейного кодекса РФ, далее - СК РФ). Однако в случаях, если родитель имеет нерегулярный, меняющийся заработок или иной доход либо если этот родитель получает заработок полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок, а также в других случаях, когда взыскание алиментов в долевом отношении к заработку родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме (ст. 83 СК РФ). Согласно ч. 2 ст. 117 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума (в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума).

При этом ч. 1 ст. 117 СК РФ, а также ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) предусмотрено, что судебным приставом-исполнителем, а также организацией или иным лицом, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном ч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ, производится индексация алиментов,

взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в конкретном субъекте РФ по месту жительства лица,

получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по России. Таким образом, индексацию алиментов производят как судебные приставы-исполнители, так и организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (например, работодатель должника). О такой индексации судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление, а иные лица - издать приказ (распоряжение). До 1 декабря 2011 г. администрация организации по месту удержания алиментов должна была индексировать алименты, взыскиваемые по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда (ч. 1 ст. 117 СК РФ в редакции, действовавшей до 01.12.2011).

Отметим, что в силу ч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ взыскатель вправе направить исполнительный лист о взыскании периодических платежей, а также денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику периодические платежи, включая заработную плату, минуя службу судебных приставов-исполнителей. В подобной ситуации лица, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ, самостоятельно производят индексацию периодических платежей, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на что прямо указано в ч. 4 ст. 9 Закона № 229-ФЗ.

Исходя из ч. 1 ст. 117 СК РФ, а также ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ индексация алиментов, взысканных в твердой денежной сумме, производится во внесудебном порядке. В судебном порядке индексация таких алиментов законом не предусмотрена, поскольку этот процесс связан и с к л ю чи те л ь н о с н е о б ход и м о с ть ю осовременивания присужденной суммы алиментов и носит технический характер, не требуя отдельного судебного акта. В частности, суды обращают внимание, что отсутствие в резолютивной части решения суда и в исполнительном листе указания на необходимость индексации алиментов и привязку к величине прожиточного минимума не означает, что индексация вообще не должна производиться (смотрите, к примеру, решение Новохоперского

районного суда (Воронежская область) от 17.10.2013 по делу № 2-452/2013, апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 20.05.2015 по делу № 33-11600/2015).

Таким образом, данная организация обязана была индексировать удерживаемые из дохода работника алименты, начиная с 2003 г.:

— по 30.01.2011 включительно - пропорционально росту МРОТ;

— начиная с 01.02.2011 - пропорционально росту прожиточного минимума.

Поскольку ошибка обнаружена работодателем только сейчас, а работник-должник продолжает работать на предприятии, работодателю следует произвести индексацию за все время, рассчитать общую сумму образовавшейся задолженности и начать удерживать ее с доходов работника в обычном порядке с учетом ограничения размера удержания 70% доходов работника (ч. 3 ст. 138 ТК РФ). Ограничения в части трехлетнего срока в данном случае неприменимы, поскольку взыскательница не обращается в суд с иском (ст. 195, п. 1 ст. 196 ГК РФ); также сумма индексации не подпадает под действие ч. 2 ст. 107 СК РФ, так как речь не идет об обращении за алиментами, поскольку они уже взысканы.

Отметим, что ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, з а к о но д а те л ь с т в а о б и с по л н и те л ь н о м производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-и с п о л н и те л я , о тк а з е о т п о л у ч е н и я конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа.

Поэтому мы полагаем, что организация не может быть привлечена к административной ответственности за удержание алиментов без учета индексации.

При этом взыскатель вправе предъявить должнику как лицу, обязанному уплачивать алименты, требование об уплате неустойки в размере /% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки, а также всех причиненных просрочкой исполнения алиментных обязательств убытков в части, не покрытой неустойкой, если будет

доказана вина должника в образовании задолженности (ст. 115 СК РФ).

Ответ подготовила: Мазухина Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Контроль качества ответа: Парасоцкая Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. В автономном учреждении в положении об оплате труда предусмотрена выплата материальной помощи родственникам умершего сотрудника.

На какие коды вида расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ следует отнести расходы на выплату родственникам умершего сотрудника компенсации за неиспользованный отпуск и материальной помощи?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что расходы на выплату родственникам умершего сотрудника компенсации за неиспользованный отпуск следует отнести к элементу кода видов расходов 111 и подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Отнесение расходов по выплате материальной помощи родственникам умершего сотрудника к виду расходов 360 «Иные выплаты населению» и статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ либо к виду расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» и подстатье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» не будет противоречить положениям действующих Указаний по применению бюджетной классификации РФ.

Конкретный порядок применения бюджетной классификации в данном случае может быть урегулирован рекомендациями (указаниями) органа, осуществляющего в отношении данного учреждения функции и полномочия учредителя.

Обоснование. Согласно подп. 5.1.1 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н), расходы государственных (муниципальных) учреждений начиная с 2016 г. детализируются по видам расходов.

Перечень видов расходов, применяемых бюджетными (автономными) учреждениями, а также соответствующие им статьи (подстатьи) КОСГУ доведены письмом Минфина России от 14.01.2016 № 02-05-12/544 в виде сопоставительной таблицы.

При прекращении трудового договора по любому основанию работнику должны быть выплачены следующие суммы:

— заработная плата за все отработанное, но еще не оплаченное время по день увольнения включительно;

— денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).

Так, денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается при увольнении работника, в том числе при прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в частности, в случае смерти работника (п. 6 ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 127 ТК РФ). Согласно положениям п. 1 ст. 1183 ГК РФ и ст. 141 ТК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию и прочих денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или нет.

Факт выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска родственникам умершего работника не влияет на порядок применения бюджетной классификации.

Расходы по оплате компенсации за неиспользованный отпуск относятся к расходам по оплате труда работников. Согласно положениям подп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний № 65н расходы государственных (муниципальных) учреждений по оплате труда своих работников, осуществляемой на основе трудовых договоров, производятся по коду вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений». Указаниями № 65н прямо предусмотрено, что расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на о с но в е д о го в о р о в (контрактов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе

расходы по оплате компенсации за неиспользованный отпуск, относятся на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Соответственно, выплата компенсации за неиспользованный отпуск, получаемая родственниками уме рше го сотрудника, осуществляется за счет кода вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и отражается в учете автономного учреждения по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ. Одним из существенных требований утвержденной структуры видов расходов является разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или «натуральной»), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан).

В рассматриваемой ситуации выплаты производятся родственникам умершего

сотрудника, то есть лицам, не состоящим в трудовых или иных отношениях с учреждением. Поэтому соответствующий вид расхода следует определять путем выбора элемента из группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению», не рассматривая группу 100 «Расходы на выплаты персоналу».

В соответствии с положениями Указаний № 65н, а также с учетом положений письма Минфина России № 02-05-12/544 выплаты лицам, не состоящим с учреждением в трудовых и иных договорных отношениях, могут отражаться по статьям (подстатьям) КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению», 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления», 290 «Прочие расходы», применение данных статей (подстатей) КОСГУ возможно с двумя элементами видов расходов:

— 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» в части расходов государственных (муниципальных) учреждений, направленных на осуществление в пользу граждан социальных выплат;

— 360 «Иные выплаты населению» в части расходов государственных (муниципальных) учреждений на осуществление иных выплат населению, не отнесенных к иным элементам видов расходов группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формулировки, используемые в описательных статьях Указаний № 65н к порядку применения бюджетной классификации, при желании можно толковать как допускающие применение в рассматриваемой ситуации различных кодов бюджетной классификации как при осуществлении оплаты, так и при отражении в учете произведенных расходов.

По нашему мнению, материальная помощь родственникам умершего сотрудника может быть отражена по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ и коду видов расходов 360 «Иные выплаты населению».

Вместе с тем в нормативных актах отдельных публично-правовых образований, регулирующих порядок оплаты труда и социальной поддержки работников учреждений государственного сектора, предусматривается включение в состав социальных выплат расходов на выплату материальной помощи близким родственникам в случае смерти работника (см., например, постановление администрации г. Урай от 30.04.2014 № 1404 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций города Урай»).

При таких обстоятельствах расходы могут быть оплачены по элементу вида расходов 321.

Сотрудники Минфина России в частных разъяснениях 2016 г. придерживаются позиции, что расходы на выплату материальной помощи членам семьи умершего сотрудника, осуществляемые в соответствии с коллективным договором учреждения, следует отражать по виду расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» с увязкой в целях бухгалтерского учета с подстатьей 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» КОСГУ.

В то же время любое частное неофициальное разъяснение, пусть даже данное специалистами уполномоченных органов (вплоть до специалистов Минфина России), не дает должностным лицам данной организации «иммунитета» от претензий со стороны контролирующих органов по поводу некорректного применения бюджетной

классификации.

Минимизировать подобные риски помогут соответствующие рекомендации (указания) органа, осуществляющего в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя, или же

утверждение этим органом какой-либо «расшифровки» к Плану ФХД (пусть даже в виде ответа на запрос Вашего учреждения).

Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения.

В 2016 г. году учреждением планируется получение дохода в виде пожертвования (денежные средства).

Имеет ли учреждение право не включать пожертвования (денежные средства) в налоговую базу по налогу на прибыль согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ в соответствии со ст. 582 ГК РФ, если в договоре добровольного пожертвования определены конкретные цели?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством и полученные для ведения уставной деятельности, бюджетное учреждение вправе не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Обоснование. Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

В соответствии с п. 3 ст. 582 ГК РФ пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Согласно Федеральному закону от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Закон № 135-ФЗ) благотворительные пожертвования в форме бескорыстной (безвозмездной или на

льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, на цели, предусмотренные п. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ, признаются благотворительной деятельностью.

Заметим, если жертвователем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, то договор пожертвования совершается в письменной форме (абзац второй п. 2 ст. 574 ГК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества подлежат включению во внереализационные доходы в целях налогообложения прибыли, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Этой статьей установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие, в частности, от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Во избежание разногласий с налоговыми органами по вопросу включения стоимости полученного имущества в состав внереализационных доходов учреждения с целью исчисления налога на прибыль необходимо чтобы выполнялись следующие условия:

— цель передачи должна быть подтверждена документально (например, договором);

— имущество (в том числе денежные средства) должно использоваться в соответствии с целями, определенными жертвователем при его передаче или в соответствии с назначением имущества, если цели использования не определены;

— должен быть обеспечен раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений и за счет иных источников (абзац первый п. 2 ст. 251 НК РФ).

При невыполнении указанных условий стоимость полученных объектов должна быть включена в состав внереализационных доходов учреждения с целью исчисления налога на прибыль (п. 14 ст. 250 НК РФ). При этом датой признания внереализационного дохода будет являться дата, когда получатель имущества фактически использовал указанное имущество не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых оно предоставлялось (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Несмотря на то, что суммы пожертвований не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства) в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи и пожертвований), целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль (см. письма Минфина России от 23.01.2012 № 0303-07/3, от 23.11.2011 № 03-03-06/4/135, от 21.11.2011 № 03-03-06/4/134, письмо ФНС России от 20.12.2011 № ЕД-4-3/21637@).

Налогоплательщики, получившие пожертвование, должны заполнять лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по налогу на прибыль организаций (п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@).

Ответ подготовила: Федорова Лилия, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российской коллегии аудиторов

Контроль качества ответа: Родюшкин Сергей, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

Вопрос. Согласно п. 6 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета Новосибирской области,

утвержденного приказом Департамента финансов и налоговой политики Новосибирской области от 21.05.2010 № 147, получатель средств бюджета для оплаты денежных обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд, в случаях, когда заключение государственных контрактов (договоров) законодательством РФ и (или) Новосибирской области не предусмотрено, указывает в заявке в соответствии с требованиями, установленными подп. 13 п. 5 настоящего Порядка, только реквизиты соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.

В каких ситуациях возможно принятие денежных и бюджетных обязательств казенным учреждением, являющимся получателем средств бюджета Новосибирской области, по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг без заключения договоров с поставщиками?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Полагаем, что в п. 6 Порядка речь идет не о факте заключения договора (контракта), а о форме договора (контракта), в которой он может быть заключен.

Казенные учреждения могут осуществлять закупки товаров, работ и услуг без оформления договора как единого документа, а также в устной форме в случаях осуществления закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (для ряда организаций - на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.).

Бюджетные обязательства принимаются казенным учреждением в таком случае одновременно с принятием денежных обязательств на основании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства (для получателей средств бюджета Новосибирской области такими документами могут быть: акт о приемке выполненных работ (услуг), акт приема-передачи товаров, товарная накладная, счет, счет-фактура).

Обоснование. Учет принятых (принимаемых) обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках

формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом (п. 318 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета Новосибирской области за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержден приказом Департамента финансов и налоговой политики Новосибирской области от 21.05.2010 № 147 (далее - Порядок), п. 6 которого предусматривает возможность оплаты денежных обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд без заключения государственных контрактов в случаях, когда такая возможность предусмотрена законодательством Российской Федерации и (или) Новосибирской области.

Полагаем, что в данном пункте речь идет не о самом факте заключения договора (контракта), а о форме договора (контракта), в которой он может быть заключен.

Ф о р м а д о го в о р о в ( к он тр а к то в ) , предусматривающих принятие расходных обязательств, определяется органами власти, местного самоуправления и казенными учреждениями с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), а также положений правовых актов, устанавливающих правила учета бюджетных обязательств и санкционирования расходов.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) содержит положения о возможности заключения договора, в частности, в устной форме (ст. 158, 434 ГК РФ) или путем принятия (акцепта) письменного предложения заключить договор (оферты) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ (п. 3 ст. 434 ГК РФ).

Казенные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг руководствуются положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок, в случаях, установленных п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Требования, предусмотренные ч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ о включении в контракт обязательных условий об ответственности сторон, порядке и сроках приемки и оплаты и т.п., в этих случаях могут не применяться.

Вместе с тем, учитывая положения ч. 4 ст. 93, ч. 1 и п. 9 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ о включении в контракт расчета и обоснования цены контракта, а также о необходимости предоставления копии заключенного контракта для внесения в реестр контрактов, заключение контрактов без оформления единого документа и устные сделки возможны только для закупок у единственного поставщика:

— на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., осуществляемых в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

— на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., для ряда организаций, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Информация о таких закупках подлежит отражению в Реестре закупок, который ведется в соответствии с требованиями ст. 73 БК РФ. Положения Порядка не содержат препятствий для принятия обязательств указанными способами.

Таким образом, казенные учреждения могут осуществлять закупки без оформления договора как единого документа, а также в устной форме в случаях, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 № 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2904, письмо Минфина России от 31.07.2014 № 02-02-04/37921).

При этом оплата может осуществляться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм, с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Кроме того, специалисты финансового ведомства не исключают

возможность оплаты получателем бюджетных средств иных денежных обязательств, к примеру, по подписке на периодические печатные издания без предоставления в орган казначейства договора на поставку товара (см. письмо Минфина России от 20.01.2016 № 02-01-11/1758).

Перечень документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства у получателей средств областного бюджета Новосибирской области, приведен в пп. 13 п. 5 Порядка.

В частности, к таким документам относятся:

— акт о приемке выполненных работ (услуг);

— акт приема-передачи товаров;

— товарная накладная;

— счет, счет-фактура.

В ситуациях, когда поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг производятся без оформления договора как единого документа, бюджетные обязательства принимаются казенным учреждением одновременно с принятием денежного обязательства. Данное обстоятельство, а также возможность принятия таких обязательств на основании, например, счета-оферты или накладной, подтверждается и мнением специалистов финансового ведомства (см. письма Минфина России от 20.01.2016 № 02-01-11/1758, от 19.08.2013 № 02-03-11/33877).

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Бюджетное учреждение (Вологодская область) сдало налоговые расчеты по авансовым платежам в 2015 г. и налоговую декларацию за 2015 г. по налогу на имущество без учета изменений, внесенных с 01.01.2015 в порядок обложения налогом на имущество движимых объектов (Федеральный закон от 24.11.2014 № З66-ФЗ). Имущество, принятое на учет в качестве основного средства (ОС) с 01.01.2013 в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, не поступало.

Какие действия следует предпринять для исправления данной ситуации в 2016 г. ?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

При обнаружении в представленной в налоговый орган декларации и (или) расчетах по авансовым платежам по налогу на имущество факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, учреждение вправе представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию и (или) расчеты во избежание претензий со стороны контролирующих органов.

Обоснование. При налогообложении имущества бюджетные учреждения руководствуются положениями Налогового кодекса Российской Федерации. В рассматриваемой ситуации порядок налогообложения имущества на территории Вологодской области также урегулирован Законом Вологодской области от 21.11.2003 № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее -Закон № 968-ОЗ). Ни в НК РФ, ни в Законе № 968-ОЗ специальных льгот по налогу на имущество для бюджетных учреждений не предусмотрено, следовательно, необходимо применять общие нормы законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество организаций (далее - Налог) для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

С 2015 г. изменен порядок обложения Налогом движимых объектов.

Имущество, не признаваемое объектом налогообложения, перечислено в п. 4 ст. 374 НК РФ. С 1 января 2013 г. п. 4 ст. 374 НК РФ был дополнен подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ). На основании данной нормы не признавались объектом обложения Налогом объекты движимого имущества, принятые на учет в качестве ОС с 1 января 2013 г. (см. письма Минфина России от

05.02.2013 № 03-05-05-01/2422, от 10.01.2013 № 03-05-05-01/01, ФНС России от 18.02.2013 № БС-4-11/2677@).

С 1 января 2015 г. подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ изложен в новой редакции (п. 55 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ, далее - Закон № 366-ФЗ), в соответствии с которой не признаются объектом налогообложения объекты ОС, включенные в первую или во вторую амортизационные группы в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. При этом ст. 381 НК РФ, в которой поименованы налоговые льготы по Налогу, дополнена п. 25 ст. 381 НК РФ (п. 57 ст. 1 Закона № 366-ФЗ), в соответствии с которым освобождены от налогообложения Налогом организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве ОС, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

— реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Обратите внимание, что данные ограничения не распространяются на движимое имущество, полученное от уполномоченного органа, другой организации госсектора и закрепленное за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления (см. подробнее в «Энциклопедии решений. Налог на имущество в госучреждениях»).

Таким образом, в общем случае движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве ОС, не признается объектом обложения Налогом (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) до 1 января 2015 г. А с 1 января 2015 г. данное имущество является объектом налогообложения, но в отношении него применяется налоговая льгота (смотрите также письма Минфина России от 06.10.2015 № 03-05-05-01/57030, от 06.05.2015 № 03-05-05-01/26097, от 06.04.2015 № 03-05-0501/19071, от 02.04.2015 № 03-05-05-01/18413).

Из сказанного ранее можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации налоговая база по Налогу за отчетные и налоговый периоды 2015 г. не изменится, так как объекты движимого имущества, которые не признавались объектом

обложения Налогом с 1 января 2013 г. по 1 января 2015 г., с 1 января 2015 г. освобождены от налогообложения (за исключением объектов ОС, включенных в первую или во вторую амортизационные группы, которые по-прежнему не признаются объектами обложения Налогом).

В силу подп. 4 п. 1 ст. 23, подп. 1, 2 ст. 386 НК РФ плательщики Налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по Налогу (далее - Расчет и Декларация соответственно).

Отчетными периодами по Налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, налоговым периодом -календарный год (подп. 1 и 2 ст. 379 НК РФ, ст. 3 Закона № 968-ОЗ).

Форма, формат представления и порядок заполнения Декларации и Расчета (далее -Порядок заполнения Расчета и Декларации соответственно) по налогу на имущество утверждены приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.

В рассматриваемой ситуации Расчеты в 2015 г. и Декларация за 2015 г. по налогу на имущество были сданы без учета изменений, внесенных с 01.01.2015 в порядок обложения налогом на имущество движимых объектов (Закон № 366-ФЗ). То есть остаточная стоимость движимого имущества, признаваемого в соответствии с перечисленными выше нормами НК РФ объектом налогообложения, не была отражена в соответствующих строках Раздела 2 Расчетов и Декларации за 2015 год (в том числе в составе льготируемого имущества).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить

в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета (п. 5 ст. 81 НК РФ).

В данном случае невключение остаточной стоимости движимого имущества, которое с 1 января 2015 г. является объектом обложения Налогом, но при этом освобождено от налогообложения, очевидно, не приводит к занижению налоговой базы и суммы Налога к уплате, но искажает представляемую информацию. Поэтому мы рекомендуем подать уточненные Расчеты и Декларацию за 2015 г. К уточненной декларации можно приложить пояснительную записку (сопроводительное письмо), в которой следует изложить, в какие разделы, строки декларации были внесены изменения и чем это было вызвано. Такая информация позволит сократить объем переписки между налогоплательщиком и налоговым органом (письмо ФНС России от 11.03.2015 № ЕД-4-13/3833@).

Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Контроль качества ответа: Монако Ольга, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Вопрос. Нагрудные знаки были приобретены (изготовлены) в бюджетном учреждении для вручения лицам, удостоенным звания «Заслуженный работник физической культуры».

По какому коду КОСГУ (290 или 340) следует отразить расходы по приобретению (изготовлению) нагрудных знаков? На каком счете следует осуществлять учет приобретенных (изготовленных) нагрудных знаков?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Расходы по приобретению (изготовлению) нагрудных знаков, предназначенных для вручения

на торжественном мероприятии, следует отражать по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Учет приобретенных (изготовленных) нагрудных знаков, предназначенных для вручения, следует осуществлять на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

Обоснование. При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее -Указания № 65н).

По общему правилу расходы на приобретение (изготовление) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

Так, расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, - по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

А вот расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе и расходы по приобретению (изготовлению) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, согласно Указаниям № 65н, учитываются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Иными словами, определяющее значение для классификации материальных ценностей в целях организации бухгалтерского учета и применения кодов КОСГУ имеет не наименование актива, а его назначение и характер использования в учреждении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, если материальные ценности приобретаются для вручения, расходы должны осуществляться за счет статьи 290 КОСГУ, если же материальные ценности приобретаются для потребления в деятельности учреждения, приобретение имущества может оплачиваться только за счет соответствующих статей группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации нагрудные знаки приобретены не для использования в процессе деятельности учреждения, а предназначены для награждения или дарения, следовательно, такие расходы подлежат отнесению на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

На основании п. 332, 345 Инструкции № 157н материальные ценности, приобретаемые в целях награждения, дарения (ценные подарки, сувениры и т.п.), учитываются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Соответственно, учет приобретенных (изготовленных) нагрудных знаков,

предназначенных для вручения, следует осуществлять на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок документального оформления операций с имуществом, учитываемым на забалансовом счете 07. Поэтому учреждению следует самостоятельно разработать такой порядок, предусмотрев соответствующие положения в локальном стандарте учета (учетной политике).

Ответ подготовила Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. На забалансовом счете 09 в бюджетном учреждении учитываются автомобильные аккумуляторы,

установленные в автомобилях учреждения. Собственными силами изношенные аккумуляторы были заменены на новые.

Как списать с забалансового учета изношенные аккумуляторы и какими документами оформить списание? Как и на основании каких

документов отразить в учете передачу сторонней организации изношенных аккумуляторов для утилизации?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Списание автомобильного аккумулятора с учета может быть произведено учреждением на основании решения профильной комиссии, оформленного Актом о списании материальных запасов (форма 0504230). Стоимость переданных организации-утилизатору объектов имущества (аккумуляторов) списывается с учета учреждения с одновременным оприходованием извлеченного металлолома (на основании приемосдаточного акта по цене реализации) и отражением в учете операций по его реализации.

Обоснование. Согласно нормам п. 349 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и т.п.), устанавливается учетной политикой учреждения.

Материальные ценности отражаются на забалансовом счете 09 в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Выбытие таких объектов с забалансового учета осуществляется на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Пунктом 34 Инструкции № 57н установлено, что списание имущества госучреждений производится на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим Актом. Аккумуляторные батареи являются имуществом учреждения. Соответственно, решение о непригодности дальнейшей эксплуатации таких объектов принимается профильной комиссией. Учетной политикой учреждения может быть предусмотрено оформление решения комиссии о списании с учета пришедших в негодность комплектующих автотранспортных средств (в том числе аккумуляторов) Актом о списании материальных

запасов (форма 0504230). Батареи свинцовых аккумуляторов относятся к отходам, содержащим металлы, и подлежат утилизации.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Обезвреживание и размещение отходов 1-1У классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

При наличии в штате соответствующих специалистов учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если же в организации нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списанном имуществе вредных веществ и отнесении отходов к У классу опасности, то для утилизации подобного имущества лучше привлечь специализированную организацию.

Как мы поняли из вопроса, учреждением принято именно такое решение - акт, составленный комиссией, предусматривает мероприятия по утилизации аккумуляторов - передачу их специализированной компании, которая производит разборку (разделку) объекта, утилизацию оставшихся отходов. Кроме того, такая компания производит оплату учреждению стоимости металлолома (свинца), извлекаемого из аккумуляторов. Фактическая стоимость

материальных запасов (металлолома), остающихся в результате утилизации (ликвидации) имущества, в соответствии с положениями п. 106 Инструкции № 157н определяется исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, стоимости доставки. При этом текущая оценочная стоимость должна определяться в порядке, установленном п. 25 Инструкции № 157н: под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к учету. Ее определение производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

Доходы учреждения отражаются в момент возникновения требований к организации-утилизатору согласно положениям договора на реализацию металлолома (п. 197 Инструкции № 157н). Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности (п. 6 Правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 11.05.2001 № 369, 370 (далее - Правила № 369, 370).

При этом согласно п. 10 Правил № 369 и п. 11 Правил № 370 лицу, сдающему металлолом, выдается экземпляр приемосдаточного акта (Приложение № 1 к Правилам № 369, 370). В данном акте содержится вся информация, необходимая для отражения в учете начисления доходов: вес нетто, цена (с учетом засоренности металлолома), а также сумма, которую должна уплатить специализированная организация.

Стоимость переданных утилизатору объектов имущества (аккумуляторов) списывается с учета учреждения с одновременным оприходованием извлеченного металлолома (на основании приемосдаточного акта по цене реализации) и отражением в учете операций по его реализации. Согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании, в том числе в связи с физическим или моральным и з н о с о м и н е в о з м о жн о с т ь ю

(нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение».

Учитывая положения Инструкции № 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

1) уменьшение забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» - на основании Акта о списании материальных запасов (форма 0504230) отражено выбытие аккумулятора с забалансового счета;

2) увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» - в целях контроля за реализацией мероприятий по утилизации выбывший из

эксплуатации списанный аккумулятор учтен на забалансовом счете;

3) увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (утилизирующая компания) с одновременным уменьшением забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (склад учреждения) - выбывший из эксплуатации аккумулятор передан специализированной организации для разборки, извлечения металлов и утилизации оставшихся отходов;

4) Дебет счета 105 36 340 Кредит счета 2 401 10 172; Дебет счета 2 401 10 172 Кредит счета 2 105 36 440 - на основании приемосдаточного акта одновременно отражены поступление извлеченного металла (металлолом) и его списание в связи с реализацией (по цене реализации и весу нетто, указанному в акте);

5) Уменьшение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» - (утилизирующая компания) -списан выбывший из эксплуатации аккумулятор по окончании работ по его разборке, извлечению металлов и утилизации оставшихся отходов;

6) Дебет счета 2 209 74 560 Кредит счета

2 401 10 172 - начислен доход от реализации металлолома;

7) Дебет счета 201 11 510 Кредит счета

2 209 74 660 - на лицевой счет учреждения поступили денежные средства от реализации металлолома. Одновременно отражено увеличение по забалансовому счету 17 (по коду 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ).

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Согласно п. 25 ст. 381 НКРФ к льготируемому имуществу относится движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого

имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц.

В соответствии с постановлением органа исполнительной власти муниципального образования два бюджетных учреждения (учреждения А и В) реорганизованы путем присоединения к третьему (учреждение С).

Будет ли движимое имущество, не входящее в первую и вторую амортизационные группы, принятое учреждениями А и В с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств и заявляемое ранее как льготируемое, являться таковым для учреждения С?

Сохраняется ли право для учреждения С декларировать льготируемое имущество, заявляемое ранее, если постановлением органа исполнительной власти муниципального образования учреждение было переименовано с сохранением ИНН?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что в сложившейся ситуации учреждение-правопреемник не вправе применять льготу, предусмотренную п. 25 ст. 381 НК РФ, в отношении движимого имущества, принятого к учету в результате реорганизации в форме присоединения других учреждений.

В отношении собственного движимого имущества, поставленного на учет после 1 января 2013 года, учреждение вправе продолжать применять указанную льготу.

Обоснование. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Согласно подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объектов основных средств. С 01.01.2015 п. 25 ст. 381 НК РФ предусмотрено, что освобождаются от

налогообложения организации в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве объектов основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми. Присоединение является одной из форм реорганизации юридических лиц (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Следовательно, движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013 в качестве объектов основных средств в результате реорганизации в форме присоединения, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (см. письма Минфина России от 30.03.2015 № 03-05-05-01/17289, от 24.06.2015 № 03-05-05-01/36524, от 13.05.2015 № 03-05-0501/27322, от 10.04.2015 № 03-05-05-01/20552, от 25.02.2015 № 03-05-05-01/9217, от 16.01.2015 № 03-05-05-01/503, письма ФНС России от 01.06.2015 № БС-4-11/9319@, от 01.04.2015 № БС-4-11/5348@, от 20.01.2015 № БС-4-11/503). Каких-либо исключений из данного ограничения для бюджетных учреждений НК РФ не предусмотрено, в том числе и в случаях, если реорганизуемые учреждения ранее пользовались указанной льготой.

Таким образом, в данной ситуации учреждение-правопреемник, принявшее на учет движимое имущество в результате присоединения к нему двух других учреждений, не вправе пользоваться освобождением данных объектов от налогообложения на основании п. 25 ст. 381 НК РФ, даже если присоединенные учреждения ранее пользовались указанной льготой.

В отношении собственного имущества учреждения, принятого на учет после 01.01.2013, сообщаем, что как было отмечено, с 01.01.2015 налогоплательщики не вправе применять льготы в отношении движимого имущество, принятого на учет после 01.01.2013 в результате реорганизации.

В данном случае к учреждению (С) присоединяются два других учреждения (А и В). В результате реорганизации в форме присоединения прекращается деятельность присоединенных учреждений (А и В), то есть они

считаются реорганизованными (п. 4 ст. 57 ГК РФ). К учреждению-правопреемнику (С) переходят права и обязанности присоединенных учреждений (А и В) (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Имущество, принятое на учет учреждением-правопреемником (С) до присоединения к нему других учреждений (А и В), является его собственным имуществом. В отношении такого имущества, на наш взгляд, не применимо утверждение «получено в результате реорганизации». Также в рассматриваемой ситуации учреждение-правопреемник (С) меняет наименование без смены организационно-правовой формы. При этом смена наименования лица без изменения его организационно-правовой формы к реорганизации действующим законодательством не отнесена (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 № 14953/11, АС Северо-Западного округа от 22.09.2014 № Ф07-6169/14, ФАС ЗападноСибирского округа от 19.09.2013 № Ф04-3592/13). Таким образом, в результате смены наименования не происходит реорганизация учреждения-правопреемника (С). Следовательно, в данной ситуации собственное имущество учреждения-правопреемника не считается полученным в результате реорганизации.

На основании изложенного считаем, что в отношении такого имущества учреждение-правопреемник (С) вправе продолжать применять льготу, предусмотренную п. 25 ст. 381 НК РФ. Официальных разъяснений, подтверждающих наше мнение, обнаружить не удалось.

При этом полагаем, что косвенным подтверждением нашего мнения является письмо Минфина России от 09.02.2015 № 03-05-0501/5111, из которого следует, что смена наименования юридического лица не признается реорганизацией.

Ответ подготовил: Башкирова Ираида, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.