Научная статья на тему 'Консультативное обслуживание населения по вопросам безопасности при чрезвычайных ситуациях'

Консультативное обслуживание населения по вопросам безопасности при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
418
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ADVISORY SERVICES / ИНФОРМИРОВАНИЕ / INFORMATION / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY SITUATION / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / PUBLIC TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимов И.А., Краснокутский А.В., Удилова И.Я.

Статья посвящена анализу современного состояния консультативного обслуживания населения по вопросам безопасности при чрезвычайных ситуациях. Круг вопросов, проанализированных в статье, затрагивает как фундаментальные проблемы, связанные с базовыми условиями совершенствования всей системы информационного консультирования населения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, так и вопросы формирования необходимых основных положений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Максимов И.А., Краснокутский А.В., Удилова И.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVISORY SERVICES OF PUBLIC SAFETY IN EMERGENCIES

This article analyzes the current state of advisory services of public safety in emergency situations. Range of issues analyzed in this article affects both the fundamental problems associated with the basic conditions of improving the whole information advisory system in natural and man-made emergency situations, and issues to develop the necessary guidelines, content, organization and procedure of preparation and implementation activities to prevent and liquidate emergency situations.

Текст научной работы на тему «Консультативное обслуживание населения по вопросам безопасности при чрезвычайных ситуациях»

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

И. А. Максимов;

А.В. Краснокутский, кандидат технических наук; И.Я. Удилова.

Уральский институт ГПС МЧС России

Статья посвящена анализу современного состояния консультативного обслуживания населения по вопросам безопасности при чрезвычайных ситуациях. Круг вопросов, проанализированных в статье, затрагивает как фундаментальные проблемы, связанные с базовыми условиями совершенствования всей системы информационного консультирования населения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, так и вопросы формирования необходимых основных положений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: консультативное обслуживание, информирование, чрезвычайная ситуация, система обучение населения

ADVISORY SERVICES OF PUBLIC SAFETY IN EMERGENCIES

I.A. Maximov; A.V. Krasnokutsky; I.Y. Udilova.

Ural institute of State fire service of EMERCOM of Russia

This article analyzes the current state of advisory services of public safety in emergency situations. Range of issues analyzed in this article affects both the fundamental problems associated with the basic conditions of improving the whole information advisory system in natural and man-made emergency situations, and issues to develop the necessary guidelines, content, organization and procedure of preparation and implementation activities to prevent and liquidate emergency situations.

Keywords: advisory services, information, emergency situation, public training system

На современном этапе в жизни общества более значимое место занимают проблемы, связанные с преодолением различных кризисных явлений, возникающих по мере развития цивилизации, обеспечением безопасности личности, общества, государства при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени.

В ходе усложнения технологического производственного потенциала техносферы, роста численности населения Земли и его урбанизации объективно формируется более уязвимая социальная среда, деструктивное влияние на которую ЧС и их последствий постоянно увеличивается. Из анализа научных публикаций можно сделать вывод, что это происходит, во-первых, за счет увеличения числа катастроф и стихийных бедствий, связанных с глобальными климатическими изменениями, чрезмерной антропогенной нагрузкой на окружающую среду, рискованностью многих наукоемких, в том числе военных технологий. Во-вторых, увеличение числа природных и техногенных ЧС сочетается с растущим социально-экономическим ущербом и снижением защищенности населения от катастроф и стихийных бедствий. Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий на планете увеличивается в среднем на 6 %.

Обобщение статистических данных по ЧС, произошедшим на Земле за последние 30 лет, показывает, что научно-технический прогресс не гарантирует уровень снижения «катастрофичности» мирового сообщества. За данный период от природных катастроф в мире погибло около 4 млрд человек, около 800 млн перенесли различные заболевания, общий экономический ущерб превысил 500 млрд дол. США. Экономические потери порой просто невосполнимы и не поддаются учету.

Поэтому для современного состояния общества, безопасность, в том числе и при возникновении ЧС природного и техногенного характера, выступает в качестве определяющего фактора в сохранении и устойчивом функционировании всей социальной системы и ее структурных составляющих.

Современное российское общество неоднородно в социальном, экономическом, этническом, конфессиональном, возрастном, половом, семейном, профессиональном, образовательном и других отношениях. Социальная дистанция между группами населения, в том числе отражается и на его информированности, уровне доступности к современным информационно-телекоммуникационным технологиям.

Это диктует необходимость системного, многопланового решения вопросов эффективного консультативного обслуживания населения по вопросам безопасности при ЧС.

Для защиты населения при ЧС проводится совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угроз его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС, которые включают в себя: обучение населения действиям при ЧС; укрытие населения в средствах коллективной защиты; эвакуацию населения из зон ЧС; проведение аварийно-спасательных работ; предоставление экстренной медицинской помощи; организацию общественного порядка в зоне ЧС [1].

В соответствие с ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» обучение населения действиям при ЧС - это целенаправленное накопление населением знаний, приобретение и закрепление навыков, необходимых при защите от опасностей, вызванных источниками ЧС, а также при участии в проведении неотложных работ в зонах ЧС и очагах поражения [2].

Согласно современным требованиям к подготовке и обучению населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах, защиты от терроризма, каждый гражданин должен знать:

- задачи, мероприятия и возможности гражданской обороны и РСЧС в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при ЧС природного, техногенного и социального характера;

- основные принципы, средства и способы защиты от ЧС мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;

- основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту;

уметь:

- практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, от ЧС природного и техногенного характера, а также в случае пожара;

- четко действовать по сигналам оповещения;

- адекватно действовать при угрозе и возникновении негативных и опасных факторов бытового характера;

- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;

- проводить частичную санитарную обработку, а также в зависимости от профессиональных обязанностей дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений,

территории, техники, одежды и средств защиты, ветеринарную обработку животных, необходимые агрохимические мероприятия;

- оказывать первую (доврачебную) помощь в неотложных ситуациях [3].

Исключительно важное значение при информационном консультировании должно уделяться мерам по недопущению паники среди населения в угрожаемый период и при возникновении ЧС. Решающей предпосылкой предотвращения паники, а, следовательно, и снижения потерь при ЧС, является общая культура безопасности и морально-психологическая подготовка населения.

Особое внимание должно уделяться формированию таких компонентов психологической готовности, как наличие необходимого и достаточного уровня информированности о степени и содержании вероятных опасностей, об оптимальных формах и способах их преодоления, наличие умений, навыков и автоматизма первоочередных действий, которые необходимо выполнить в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств [4].

Низкий уровень самосознания и личной ответственности большинства людей за приобретение навыков само- и взаимопомощи при ЧС оставляет подготовку населения в общей системе подготовки и информационного консультирования населения в регионах на низком уровне, особенно это касается неработающего населения и людей пенсионного возраста.

Население, имея, в общем, представление о ЧС, характерных для районов их проживания, все-таки слабо подготовлено к действиям в случае их возникновения, а, по оценке специалистов МЧС России, в потенциально опасных зонах в нашей стране проживает более трети населения.

Поэтому, всю необходимую информацию по правилам поведения при различных ЧС и безопасности жизнедеятельности надо буквально «доносить» через различные источники передачи информации, чтобы она отложилась внутри сознания, дошла до автоматизма и могла своевременно пригодиться.

В связи с этим для реализации защитных мероприятий, обеспечения безопасности населения и снижения возможного ущерба указом Президента Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). На нее возложено проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды, обеспечение готовности сил и средств к действиям при ЧС.

Обеспечение защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности, обеспечения устойчивого развития страны.

Уровень готовности общества к решению этих задач в значительной степени определяется подготовленностью всех слоев населения к действиям при ЧС и в условиях военного времени.

Для повышения у населения уровня подготовленности, сознательности и убежденности в необходимости и важности правильных действий по предупреждению и ликвидации ЧС, уверенности в эффективности применяемых средств и методов внедрения норм безопасного поведения в окружающей обстановке, а также для оперативного оповещения и информирования населения при ЧС с учетом постоянного увеличения потока информации о различных опасностях необходимо активно использовать современные информационно-телекоммуникационные технологии и передовой опыт информационного консультирования.

Эти технологии должны позволять оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания (с использованием электронных наружных и внутренних табло коллективного пользования), а также вне зависимости от места

их нахождения (с применением различных типов оконечных устройств индивидуального пользования - мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в сеть Интернет, теле- и радиоприемников и др.). Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и своевременности реагирования играют также современные средства профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей, а также устройства, обеспечивающие обратную связь населения с персоналом дежурных служб.

С учетом вышеизложенного, подготовка населения в области защиты от ЧС приобретает всеобщий, государственный масштаб и проводится по соответствующим возрастным или социальным группам, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая неработающим населением по месту жительства. При этом ключевую роль играет подготовка руководителей всех уровней.

В целях проверки подготовки населения, привития ему практических навыков действий при ЧС, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (определяющим основные задачи, формы и методы подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям при ЧС) и организационно-методическими указаниями МЧС России предусматривается регулярное проведение командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и тренировок на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их организационно-правовой формы [3].

В соответствии с требованиями законодательства и постановлений Правительства Российской Федерации о подготовке и обучении населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС 28 марта 2006 г. МЧС России утверждены Примерные программы обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности, одной из которых является Примерная программа обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности [5].

Население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф, уметь владеть способами оказания первой помощи пострадавшим.

Главной задачей консультативного обслуживания населения в области ЧС является увеличение охвата и повышение эффективности его консультирования путем консолидации усилий областных органов исполнительной власти, муниципальных образований, организаций и совершенствования системы в области защиты населения от опасных природных явлений и техногенных катастроф.

Коллегия МЧС России, рассмотрев вопрос «Об утверждении Концепции информационной политики МЧС России на 2013-2015 гг.» отмечает, что принятие Концепции информационной политики МЧС России на 2013-2015 гг. будет способствовать определению стратегических приоритетов и путей совершенствования информационно-пропагандистской деятельности МЧС России, направленной на информирование населения по вопросам предупреждения ЧС и пожаров и ликвидации их последствий, повышение культуры безопасности жизнедеятельности среди населения, повышение престижа профессий в системе МЧС России и укрепление позитивного имиджа Министерства в целом.

Одними из основных задач данной концепции являются:

- обеспечение населения страны общественно значимой информацией в сфере безопасности жизнедеятельности;

- подготовка граждан России к работе с источниками информации в сфере защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и социального характера;

- информирование населения об угрозе ЧС и пожаров.

Вероятность возникновения ЧС на сегодняшний день стабильно высокая и здесь необходимо помнить следующее, что информация должна быть:

- своевременной, так как такое оповещение и информирование людей об истинном характере угрозы препятствует возникновению панических слухов, различных домыслов, и даже самое важное сообщение, переданное с опозданием, будет бесполезным;

- оперативной, то есть своевременно доводиться до населения;

- открытой и достоверной, поскольку создание неверного представления о рисках, сокрытие или отрицание фактов, их замалчивание принесет только вред;

- четкой;

- должна предоставляться так, чтобы ее понимала целевая аудитория, однако это не должно наносить ущерб фактической точности или полноте информации;

- непрерывной, если информация не обновляется регулярно, то она забывается или «сбивает с толку»;

- объективной, если новые факты противоречат прежним заявлениям, необходимо признать данный факт, но сообщить, что будет конкретно сделано по этому поводу.

Безусловно, ЧС значительно легче предупредить, чем устранять последствия, поэтому мероприятия по предупреждению, профилактике ЧС имеют наиважнейшее значение (формула: «необходимо предупредить, чтобы не ликвидировать») и эффективность предупреждения, снижение тяжести последствий ЧС зависят от качественной подготовленности населения к действиям в условиях ЧС, понимания важности мероприятий.

В современных условиях, с развивающейся и нестабильной экономикой предприятия, организации не могут позволить себе большие расходы, не связанные с производством. Поэтому наиболее оптимальным средством предупреждения и профилактики ЧС является пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности, а также, систематическая и всесторонняя морально-психологическая подготовка и обучение всех категорий населения к действиям в условиях ЧС мирного и военного времени.

Современная обстановка доказала необходимость консультирования населения и системного обучения правилам безопасности жизнедеятельности, при которых необходимо использовать все формы и методы от проведения занятий на предприятиях и по месту жительства до публикации памяток в средствах массовой информации.

Обучению в области ГО и защите от ЧС подлежат руководящий состав и работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, работающее население, учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования, неработающее население.

Общими принципами при организации и проведении обучения населения по ГО и ЧС являются:

- научность;

- обучение тому, что необходимо знать гражданам для их самостоятельных действий в условиях ЧС мирного и военного времени;

- систематичность и последовательность;

- сознательность и активность;

- наглядность и доступность;

- прочность овладения знаниями, навыками и умениями;

- коллективизм и индивидуальный подход в обучении;

- выработка морально-психологической стойкости [6, 7].

Важнейшей проблемой является обучение неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности, консультационное обслуживание по вопросам безопасности при ЧС различного характера. Для её решения должен быть спланирован и выполнен конкретный перечень мероприятий, включающий в себя:

1. РЯ-мероприятия, которые призваны содействовать решению задачи по продвижению социально-значимых услуг МЧС России в части подготовки населения. В данном случае можно использовать в полном объеме РЯ-технологии - пресс-конференции,

интервью, обучающие семинары, в том числе и на специально создаваемых для этого учебно-консультационных пунктах.

2. Транспортная реклама (метрополитен, автобусы, троллейбусы, трамваи). В связи с тем, что огромная часть целевой аудитории постоянно пользуется услугами городского транспорта, рекламные постеры в сочетании с объявлениями по радио несомненно донесут до широких слоев населения необходимую информацию.

3. Наружная реклама. Аренда щитов формата 6х3 м на основных магистралях города позволит донести рекламную информацию до части аудитории, постоянно пользующейся личным и служебным транспортом.

4. Полиграфические материалы предназначены для дополнительного контакта целевой аудитории с рекламным сообщением, а также для создания и закрепления эффекта «устойчивого знания». Полиграфические материалы могут распространяться по различным каналам (расклейка на улицах, в подъездах, поликлиниках, школах, отделениях крупных банков, службах социального обеспечения и др.).

5. Публикации в прессе. Целесообразна, в частности, публикация серии статей с рассказом о деятельности МЧС России, спасателей и пожарной охраны в многотиражных изданиях.

6. Радио-реклама - это практически единственный вид медиа, способный быстро донести до широкой аудитории рекламную информацию (зачастую, помимо желания аудитории ее воспринимать).

7. Телевизионная реклама позволит охватить наибольшую часть целевой аудитории. При этом эффективность рекламного сообщения выше, чем у других СМИ за счет одновременного аудио и визуального эффекта.

Кроме того, в настоящее время продолжает развиваться система создания учебно-консультационных пунктов по обучению неработающего населения при жилищно-коммунальных организациях городов и крупных населенных пунктов [8].

Совершенствование системы обучения, информационного консультирования различных групп населения в области ГО и ЧС необходимо осуществлять проведением следующих мероприятий:

- совершенствование научного и учебно-методического сопровождения подготовки населения в области защиты населения и территорий от ЧС с учётом региональных особенностей;

- формирование банка информационно-методических материалов в области защиты населения и территорий от ЧС с учётом особенностей региона;

- совершенствование учебных программ и пособий в области предупреждения и ликвидации ЧС для всех категорий населения, а также для специалистов РСЧС;

- развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий, в том числе и дистанционных форм обучения;

- совершенствование ведомственной правовой и методической базы в области защиты населения и территорий от ЧС и пожаров;

- разработка справочных пособий;

- разработка и внедрение новых программ и методов обучения с использованием компьютерных технологий и тренажеров по развитию навыков поведения и осуществления действий при ЧС;

- увеличение охвата обучения за счет активного использования средств массовой информации и развития Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения и Комплексной системы экстренного оповещения населения в местах массового пребывания людей;

- проведение обязательного обучения соответствующих групп населения в учебных заведениях, учебно-методических центров (УМЦ) ГО, ЧС и пожарной безопасности (ПБ), на курсах ГО, в учебно-консультационных пунктов (УКП);

- осуществление комплекса мер по реконструкции существующей учебно-материальной базы ГО ЧС, УМЦ ГО, ЧС и ПБ, курсов ГО, УКП;

- повышение качества и эффективности командно-штабных (штабных) учений и тренировок по ГО, а также тактико-специальных учений с органами управления и силами ГО.

Результатом грамотного информационного консультирования является защита интересов национальной безопасности государства: каждый член российского общества должен ощущать, что он находится под надежной защитой государства - в любой момент ему готовы прийти на помощь. При этом появляется возможность транслировать всем возрастным категориям населения правила поведения при ЧС, тем самым, повышая уровень культуры безопасности в обществе.

Большой объем и сложность задач по обучению

и консультационному обслуживанию населения в области ГО и защиты от ЧС природного, техногенного и социального характера требует к себе постоянного внимания со стороны соответствующих должностных лиц и специалистов. Повышение эффективности данного процесса возможно только за счет развития и совершенствования автоматизированной системы консультационного обслуживания населения при ЧС как подсистемы в составе автоматизированной информационно управляющей системы РСЧС.

Литература

1. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопасность человека: учеб. пособие. М.: ФГУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2011. 360 с.

2. ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий (изм. № 1 принято и введено в действие Постановлением Госстандарта РФ от 31 мая 2000 г. № 148-ст.). Доступ из информ.-справочной онлайн системы «Технорма.Яи».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Организация защиты от террористических актов, взрывов, пожаров, эпидемий и вызванных ими чрезвычайных ситуаций / под ред. М.И. Камышанского. 2-е изд. М.: Ин-т риска и безопасн., 2011. 512 с.

4. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности / под общ. ред. Г.Н. Кириллова. М.: Ин-т риска и безопасн., 2008. 320 с.

5. Настольная книга руководителя структурного подразделения (работника) по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций / под общ. ред. Н.А. Крючка. 4-е изд. М.: Ин-т риска и безопасн., 2011. 608 с.

6. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: учеб. пособие / под общ. ред. Г.Н. Кириллова. 7-е изд. М.: Ин-т риска и безопасн., 2011. 536 с.

7. Информационно-коммуникационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности: монография / под общ. ред. П. А. Попова. М.: ФГУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2009. 272 с.

8. Сборник образцов документов и рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования органов РСЧС и ГО муниципальных образований и организаций / под общ. ред. Г.Н. Кириллова. М.: Ин-т риска и безопасн., 2010. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.