КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Арсенюк А., Гольдфельд И.Л.*
Институт педагогики и психологии
Петрозаводского государственного университета, г. Петрозаводск
В статье на основе уровневого подхода анализируются особенности пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), возможности конструктивной деятельности детей в формировании пространственных представлений. Предлагается коррекционно-развивающая программа формирования пространственных представлений, которая может быть эффективно использована не только для детей с задержкой психического развития, но и для детей массовых групп детского сада.
Ключевые слова: задержка психического развития, пространственные представления, коррекционно-развивающая работа, конструктивная деятельность.
Одной из главных задач современного мира является воспитание всесторонне развитого человека. Дошкольный возраст это важный период для того, чтобы заложить «фундамент» для формирования личности и развития всех познавательных процессов. В некоторых случаях развитие детей осложняется различными негативными влияниями, что влечет за собой задержку в психическом развитии.
Изучением особенностей развития детей данной категории занимались такие ученые как М.Б. Яковлева, Н.Н. Заваденко, К.С. Лебединская, Т.А. Власова, З.М. Дунаева, М.С. Певзнер и другие. У детей с ЗПР отмечаются нарушения в личностной и интеллектуальной сферах. Авторы подчеркивают не только необходимость коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), но и говорят о важности обучения детей с ЗПР в целом.
По мнению А.В. Семенович, М.М. и Н.Я. Семаго, базовой составляющей психического, интеллектуального развития являются пространственные представления, на которые надстраиваются все высшие психические функции. Из этого следует, что для развития детей необходимо полноценное формирование пространственных представлений.
* Доцент кафедры Педагогики и психологии детства, кандидат медицинских наук, доцент.
Семаго М.М. и Семаго Н.Я. выделили 4 основных уровня, которые рассматриваются в последовательности овладения ими ребенком в онтогенезе. 1 уровень - овладение пространством собственного тела; 2 уровень - пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу); 3 уровень - уровень вербализации пространственных представлений и 4 уровень - лингвистические представления (пространство языка). Уровневый подход, на наш взгляд, необходим для наиболее эффективной диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми.
Анализ имеющихся в данное время научных трудов отечественных и зарубежных ученых (А.Л. Венгер, И.Г. Марковская, В.И. Насонова, Л.И. Пере-слини, С.С. Саргоси-Лопес и др.) показывает, что имеется недостаточно исследований, специально посвященных изучению формирования и развития пространственных представлений у детей с ЗПР. В своих исследованиях З.М. Дунаева, В.И. Зайцева отмечают, что у детей с задержкой психического развития затруднено формирование пространственных представлений. Дети с ЗПР ориентируются в пространстве довольно длительное время на уровне практических действий.
Благоприятным средством развития пространственных представлений является конструктивная деятельность. Конструктивная деятельность вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, о чем свидетельствуют исследования А.Н. Леонтьева, Л. А. Парамоновой, Н.Н. Поддъякова, Э.А. Фарапоновой и др. Достоинством конструктивной деятельности является то, что дети видят форму, величину, пространственное расположение, им легче выделить существенные признаки. При выполнении конструктивных заданий у дошкольников с ЗПР возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, т.е. формируются специфические представления о пространстве. Но в настоящее время практически нет исследований, которые бы позволили определить возможности развития пространственных представлений у детей с ЗПР посредством конструктивной деятельности. Анализ литературы по данной проблеме показал, что, к сожалению, конструктивная деятельность у детей с ЗПР недостаточно исследована. Особенности конструктивной деятельности младших школьников с ЗПР изучала О.А. Вялых. Подобных работ по дошкольному возрасту нам не удалось встретить.
Нами было проведено сравнительное исследование особенностей формирования пространственных представлений у дошкольников с нормой психического развития и детей с ЗПР церебрально-органического генеза, все диагнозы подтверждены ПМПК. Логика исследования была составлена в соответствии с уровневым подходом в понимании пространственных представлений. В основе выделения уровней лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями в онтогенезе. В нашей работе мы использовали методики М.М. и Н.Я. Семаго.
Проведенное нами исследование позволило выявить особенности пространственных представлений у детей с ЗПР. На первом и втором уровне развития пространственных представлений у детей не выявилось достоверной количественной разницы между двумя группами. Это объясняется тем, что дошкольники находятся на втором уровне формирования пространственных представлений. Но у детей отмечаются сложности в определении предлогов «над», «под», у них не сформированы представления о значении слов «между», «перед». По сравнению с дошкольниками массовой группы детского сада дети с ЗПР испытывали трудности в понимании предлога «за», наречий «выше», «ниже». На этом уровне требовалось умение работать с наглядным материалом, дети с ЗПР нуждались в большем времени для выполнения заданий, требовалась помощь экспериментатора.
При исследовании употребления в речи понятий, обозначающих пространство, дошкольники с ЗПР показали неспособность свободно пользоваться словесными обозначениями пространственных характеристик. В частности, дети недостаточно понимали значения слов «слева», «справа», «между». Отмечались ошибки в использовании предлогов «над», «под», «между», трудности в употреблении слов «выше», «ниже». Наиболее значимые различия между двумя группами детей наблюдаются на третьем уровне развития пространственных представлений, что подтверждено статистической обработкой данных.
Опираясь на теоретические положения и практическое исследование, нами была составлена коррекционно-развивающая программа «Узнаем и строим» по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР посредствам конструктивной деятельности. Данная программа разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Однако она может быть использована и в работе с детьми с нормой развития. Это объясняется тем, что в констатирующем эксперименте у детей с нормой развития также возникали сложности.
Программа предполагает подгрупповую работу с детьми в количестве 56 человек. Длительность занятий 25-30 минут, продолжительность работы 3 месяца по 2-3 занятия в неделю. Всего 20 занятий. Тематика занятий определяется лексической темой недели. Программа делится на 4 этапа, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и как бы повторяет нормативное овладение ребенком пространственными представлениями в онтогенезе. Структура заданий от этапа к этапу усложняется. Каждый этап разделен на несколько тем, включающих работу на различных уровнях формирования пространственных представлений с обязательной вербализацией. Отдельным этапом мы выделили формирование представлений о расположении объектов относительно правой - левой сторон. Это обусловлено тем, что на этапе констатирующего эксперимента у детей возникали большие затруднения при определении правой и левой сторон. В структуру программы мы включили
работу с тремя уровнями развития пространственных представлений, т.к. опирались на онтогенетический подход.
Работа начинается с уровня тела. Этот уровень пространственных представлений является наиболее сформированным, т.к. в онтогенетическом развитии это 1 уровень. Целесообразно начинать коррекционную работу с данного этапа также потому что, он более доступен детям, они будут успешны и тем самым сформируется положительное отношение к занятиям. Поскольку не все дети знают названия всех частей тела, необходимо познакомить их с этими понятиями. Кроме того, детей знакомят с названиями деталей конструктора, с сенсорными эталонами цветов, форм. Дети выполняют постройки по образцу.
Следующим этапом в развитии пространственных представлений является овладение анализом пространственных взаимоотношений объектов во внешнем пространстве. Дети знакомятся с предлогами и словами, обозначающие расположение между объектами. На данном этапе мы опирались на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. При выполнении конструктивных задач дети обязательно проговаривают вслух свои действия. Использовались следующие виды конструктивной деятельности: по образцу, по модели, по простейшему плану-схеме, по условиям, по собственному плану-схеме, с постепенным усложнением.
На третьем этапе проводилось конструирование по представлению, по заранее заданным условиям, детей учат перестраивать, преобразовывать постройки. В течение занятий дети продолжают описывать выполненные действия вслух.
Заключительным этапом нашей программы являлась вербализация пространственных представлений. В этом периоде от детей требовалось самостоятельно определять и называть слова и предлоги пространственного значения. Конструкции выполнялись по самостоятельно составленному плану-схеме, также дети совместно делали постройку макета игрового участка детского сада по фотографии и по представлению.
На всех занятиях использовались сюрпризные моменты, музыкальное сопровождение, большое количество наглядности. Занятия проходили в игровой форме с соблюдением общей тематики. Большое внимание уделялось включению различных видов деятельности и высокой двигательной активности.
Для исследования эффективности программы был проведен контрольный эксперимент. После проведения коррекционно-развивающей программы «Узнаем и строим» дети показали более высокие результаты по сравнению с констатирующим экспериментом. Достоверность разницы доказана с помощью статистической обработки полученных данных.
Нами было определено, что небольшие изменения произошли на первом и втором уровнях пространственных представлений. Это, прежде всего, обусловлено тем, что они были более сформированы. Самые большие, статистически достоверные изменения произошли на уровне вербализации
пространственных представлений, дети правильно стали употреблять предлоги, наречия, прилагательные, обозначающие положение в пространстве. Качество выполнения заданий стало выше. Ребята использовали меньше времени, проб, помощи экспериментатора. Важно отметить индивидуальные особенности детей, которые проявлялись в различном времени выполнения, помощи экспериментатора.
Проведенное исследование свидетельствует, что конструктивная деятельность является доступной и эффективной формой формирования пространственных представлений детей и может быть широко применена не только для детей с ЗПР, но и для дошкольников с нормой развития.
Список литературы:
1. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З.М. Дунаева. - М.: Советский спорт, 2006.
2. Зайцева Е.И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е.И. Зайцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф., Санкт-Петербург, февраль 2012 г. -СПб.: Реноме, 2012. - С. 264-266.
3. Парамонова Л.А. Конструирование из строительного материала как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1979. - 182 с.
4. Семаго Н.Я. Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста: Диагностический комплект / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999 - 110 с.
5. Семаго Н.Я. Структура пространственных представлений / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Школьный психолог. - 2000. - № 34.
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. - М.: Изд-во: Академия, 2002 - 159 с.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© Федорова С.А.*
Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
В нашем современном обществе дошкольник должен обладать знаниями и уметь проявлять качества по отношению к другим людям.
Ключевые слова: межкультурное пространство, межкультурная коммуникация, ребенок дошкольного возраста, личность.
* Студент кафедры дошкольного образования. Научный руководитель: Находкин В.В., к.п.н.