Научная статья на тему 'Конструирование василианами украинской национальной идентичности на Подкарпатской Руси (1919-1939)'

Конструирование василианами украинской национальной идентичности на Подкарпатской Руси (1919-1939) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BASILIAN ORDER / ЦЕРКОВЬ / GREEK CATHOLIC CHURCH / ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК / OLD SLAVONIC LANGUAGE / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / ОБРЯД / RITUAL / ЭТОС / ETHOS / ВАСИЛИАНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кичера Виктор

Долгое время историческое Закарпатье находилось в составе разных государств. В этих условиях местная церковь выработала уникальную систему взаимоотношений с иноконфессиональными государствами, сохраняя обрядово-литургические основы, в частности церковнославянский язык. В статье речь идет о реформе галицких василиан на Подкарпатской Руси, деятельность которых вызвала столкновения и взаимопроникновение украинского, венгерского и румынского национализмов. Автор показывает, как галицийские монахи использовали структуры Ордена василиан, который исторически выполнял важную роль в сохранении «греческих» основ церкви для распространения проукраинских идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constructing Ukrainian National Identity in the Subcarpathian Rus by the Greek Catholic Order of St. Basil (1919-1939)

For a long time historical Transcarpathia made part of the various countries. In a foreign cultural environment the local church developed a unique system of relations with the state, keeping intact the ritual-liturgical foundations, including Slavonic language. The article focuses on the reform of the Galician Basilians in Subcarpathian Rus, whose activity caused a collision of Ukrainian, Hungarian and Romanian nationalisms. It explores the particular ways of using the structures of the Basilian Order by the Galician monks for designing the Ukrainian identity in the region.

Текст научной работы на тему «Конструирование василианами украинской национальной идентичности на Подкарпатской Руси (1919-1939)»

Виктор Кичера

Конструирование василианами украинской национальной идентичности на Подкарпатской Руси (1919—1939)

Victor Kichera

Constructing Ukrainian National Identity in the Subcarpathian Rus by the Greek Catholic Order of St. Basil (1919-1939)

Victor Kichera — Associate Professor of History of Ukraine, Uzhgorod National University (Ukraine). vkichera@ukr.net

For a long time historical Transcarpathia made part of the various countries. In a foreign cultural environment the local church developed a unique system of relations with the state, keeping intact the ritual-liturgical foundations, including Slavonic language. The article focuses on the reform of the Galician Basilians in Subcarpathian Rus, whose activity caused a collision of Ukrainian, Hungarian and Romanian nationalisms. It explores the particular ways of using the structures of the Basilian Order by the Galician monks for designing the Ukrainian identity in the region.

Keywords: Basilian order, Greek Catholic Church, Old Slavonic language, nationalism, ritual, ethos.

ВЕКАМИ Закарпатье находилось в составе разных государственных образований: столетиями — в составе Королевства Венгрия, короткие периоды — в Османской империи, в Австро-Венгерской монархии, а после Сен-Жерменского договора 1919 г. — в Чехословакии. В эпоху Венгрии и Австро-Венгрии территорию называли Верхним краем или Подкарпатьем, в чехословацкий период — Подкарпатская Русь. Закарпатье следует рассматривать как отдельный религиозно-культурный регион. Общение местной интеллигенции и духовенства с представителями других украинских земель в XIX — начале ХХ в. было нерегулярным и имело место преимущественно в среде интеллигенции москво-фильского направления. До 1920-х гг. в этом регионе отсутствовали ясные представления об украинской идентичности. Например,

культурно-просветительная организация украинофилов «Про-свита» в Галиции возникла в 1868 году, а в Подкарпатскую Русь пришла только в 1920 году.

Закарпатье можно считать своеобразной окраиной каждого из государств, в которые оно входило, — оригинальным фронти-ром, границей, которая, по определению Фредерика Джексона Тернера, «является внешним краем волны»1, «цивилизующей» регион в духе доминирующей культурной среды. Культурная среда активно влияет на формирование этнической идентичности. Безусловно, старославянский язык, история, свои герои, конфессиональные особенности к середине ХХ в. составляли специфику исследуемого региона, отличающую ее от Галиции и тем более от других украинских территорий. По мнению коллектива авторов из Украинского католического университета, которые ссылаются на Николая Чубатого, в Приднепровской Украине под давлением Российской империи «прогрессивная интеллигенция была воспитана на идеях нигилизма. Религия стала для нее синонимом реакции. Вместе с царизмом революционер уничтожал религию, а вместе с ней и идеалистическое мировоззрение и этику» з. Галиция же конфессионально и культурно оставалась близкой к Под-карпатской Руси. Но для Греко-католической церкви в Галиции значительной проблемой оставались отношения с общеукраинским национализмом, который на Подкарпатье к началу ХХ в. рапространен не был.

Украинские националисты пытались использовать церковь как инструмент для достижения высшего блага — процветания нации. В своих правилах они формально ссылались на христианские ценности, но вкладывали в них иное содержание. Идеологи украинского национализма пытались использовать религиозную риторику для создания своеобразного культа нации с новыми обрядами, праздниками и символами церкви4. Вопрос состоял в том, «как использовать религию и церковь в интересах

1. Тернер Ф. Д. Значення фронтиру для американсько'! ютори // Укра!на Модерна. По-граниччя. Окра!ни. Перифери. 2011. № 18. С. 13. Ки1в: Критика.

2. ГидденсЭ. Социология. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 221.

3. .ЗайцевО. Нацiоналiзм i релтя: Греко-Католицька Церква та укра'шський нацюнальний рух у Галичит (1920-30-т роки). Львiв: Видавництво Укра'шсько-го Католицького Утверситету, 2011. С. 322.

4. Там же. С. 223, 229.

националистического движения» 5. В целом можно утверждать, что у националистов идея нации как высшей ценности на практике начала перечеркивать идею Бога6. Осуждение интегрального национализма со стороны Греко-католической церкви в Галиции, особенно после террористических актов, способствовало формированию собственного христианского национализма7.

Таким образом, в Галиции уже в 30-х годах ХХ в. складывались непростые отношения церкви с украинским националистическим движением. К тому времени национализм, в отличие от коммунизма периода сталинских голодомора и репрессий, еще не осуществил своих крупнейших преступлений в лице Адольфа Гитлера во время Второй мировой войны, однако и тогда Греко-католическая церковь в Галиции уклонялась от идеологии, которая пыталась использовать христианские идеи, подменяя Бога нацией. С другой стороны, церковь создавала собственный христианский национализм, последствия распространения которого в условиях инокультурной среды Подкарпатской Руси были крайне противоречивыми именно из-за особенностей национализма галицкого образца, который мы и рассмотрим ниже.

Галиция в составе Польши переживала непростые времена, и реакцией на польский национализм стало формирование украинского националистического движения. Одним из центров христианского национализма в Галиции были василиане — монахи Ордена святого Василия Великого (ОСВВ). Именно они были источником того украинского национализма, который из Галиции распространялся на Подкарпатскую Русь. Орден возник во времена митрополита Иосифа Вельямина Рутского в ХУП в. на украинско-белорусских землях. В религиозных вопросах ОСВВ подчинялся местному мукачевскому епископу. Начиная с 1733 г. в регионе возникает должность протоигумена8, который управлял всеми обителями провинции ОСВВ в пределах Венгрии.

5. Там же. С. 249.

6. Там же. С. 342.

7. Там же. С. 326. По мнению авторов, активная деятельность националистов, особенно после убийства министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого, способствовала отчуждению Греко-католической церкви от националистического движения, при этом формируя и распространяя среди мирян христианство с элементами патриотизма. В то же время отношения Греко-католической церкви с националистами ОУН оставались напряженными.

8. Протоигумен избирался во время капитулы (собора) каждые три года и управлял всеми обителями. Отдельными монастырями управляли игумены, т. е. настояте-

«Модернизация» Ордена на Подкарпатской Руси

По Сен-Жерменскому мирному договору от 10 сентября 1919 г. Венгерская Русь отошла в состав Чехословакии как Подкар-патская Русь. Положение здешних монастырей не улучшилось по сравнению с довоенным периодом — Василианский орден переживал глубокий кризис. Последним ударом стало отделение Марияповчанского (оказался на территории Венгрии) и Бик-садского (на территории Румынии) монастырей. Оба монастыря с давних времен составляли часть Ордена. В этих обстоятельствах была необходима эффективная реформа Ордена9. Все предыдущие попытки реформ, например, предпринимаемые владыкой Юлием Фирцаком (1903) и самими венгерскими василианами на базе Ужгородского монастыря (1909-1912), были неудачными.

Непосредственным началом реформы стало письмо о. Анастасия Калиша от 30 октября 1920 г. Для создания аспирантуры и но-вициата он делает следующие назначения: игуменом Мукачев-ского монастыря назначает о. Иеронима Малицкого, магистром новициата — о. Глеба Кинаха, заместителем игумена и помощником магистра — о. Поликарпа Булика10. О четвертом — о. Стефане Решетило — в этом письме не упомянуто; вероятно, он присоединился к реформаторам позже11. Все эти монахи, уроженцы Галиции, заняли основные должности^. О прибытии трех отцов-реформаторов на Подкарпатскую Русь есть сообщения и в галицкой прессе1з.

Одним из условий реформы стало создание в 1921 г. в Мукаче-во новициата (школы для воспитания монашеского юношества).

ли, которые также избирались во время соборов. В Венгрии покровителем провинции был св. Николай.

9. Начиная с 1733 г. в Венгрии вводится должность протоигумена. Протоигумен возглавляет провинцию, как правило, в отдельном государстве и подчиняется Архимандриту всего ордена в Риме, избранному из представителей провинций.

10. Государственный архив Закарпатской области (далее ГАЗО). Ф. 64. Монастырь ордена Василиан г. Мукачево. Оп. 3. Д. 950. Циркуляр епископа Мукачевской епархии об освобождении монахов некоторых монастырей, об освобождении Марияповчанского и Биксадского монастырей от юрисдикции протоигумена Мукачевского монастыря и по др. административным вопросам. Л. 20.

11. Фенич В. Малоберезнянський Свято-Микола\'вський монастир та нарис юторп чину св. Василiя Великого на Закарпатп. Ужгород: Вид-во В. Падяка, 2004. С. 58.

12. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 3. Д. 1201. Ведомости учета личного состава Мукачевского монастыря. На 3 л.

13. Реформа закарпатських О. О. Василiян // Нива. 1921. № 3. С. 100.

Магистром будущих монахов назначили галичанина Глеба Кина-ха. В дальнейшем один за другим реформировали каждый монастырь: Ужгородский и Марияповчанский (1923), Биксадский (1925), Малоберезнянский (1926-1928), Имстичевский (1931), Бо-ронявский (1938). Краснобродский и Буковский монастыри были уничтожены в годы Первой мировой войны14. Впоследствии те же галицкие монахи или обученные ими монахи возглавляли вышеупомянутые обители. Например, в 1923 г. в должность настоятеля Ужгородского монастыря вступает иеромонах Иеро-ним Малицкий. Назначение его игуменом Ужгородского монастыря выглядело достаточно прогнозируемым, так как осуществленная им реформа Мукачевского монастыря оказалась очень эффективной. Игуменом на Чернечей Горе стал его заместитель о. Петр Булик. Об этом мы узнаем из письма от 9 ноября 1923 г. епископа о. Антония Папа к игумену Мукачевского монастыря о. Петру Булику15. Галицкие монахи не только реформировали другие монастыри, но и назначались настоятелями этих обителей. В силу строгой иерархии среди монахов ОСВВ это способствовало не только реформированию монастырей, но и значительному распространению в монастырях, а впоследствии и за их пределами проукраинских идей.

Многие монахи не восприняли реформу, которая началась в 1921 г., поскольку она привела к радикальным изменениям в деятельности Ордена. Ранее монахи посвящали свою жизнь молитве, а также физическому и интеллектуальному труду внутри монастыря; после реформы приоритетной стала внешняя деятельность монахов — в миссиях, школах и издательском производстве. Например, шесть монахов — Павел Бигари, Николай Брин-ский, Сильвестр Лупиш, Стефан Поратунский, Мирон Симерский и Варнава Шестак, — протестуя против реформы, с разрешения Рима вышли из Ордена. Большинство из них отправились в Северную Америку в качестве миссионеров среди местных греко-ка-толиков, выходцев из Прикарпатья. Не приняли реформу и другие монахи: Августин Максим (умер в 1921 г.), Климентий Гавриш, Константин Голыш, Мефодий Кралицкий, Варфоломей Мотри-

14. См: КчераВ. Заснування i дiяльнiсть монастирiв Чину Святого Василiя Великого на Закарпатт (1733-1950 роки). Автореф. на здоб. наук. ступ. к. ь н. Ужгород, 2008. С. 13-14.

15. ГАЗО. Ф. 151. Правление Мукачевской греко-католической епархии, г. Ужгород. Оп. 7. Д. 1192 «а». Дело о деятельности Василианского ордена на територии Под-карпатской Руси. Л. 34.

нец. Судя по фамилиям, эти монахи вряд ли имели украинское происхождение, чем, вероятно, и объясняется их неприятие про-украинских влияний, хотя это лишь предположение. «Нерефор-мированным» монахам запрещалось иметь новициат, что в результате привело к их постепенному вытеснению. И только десять иеромонахов реформу приняли: протоигумен Иоаким Хома, Себастьян Бойчик, Дионисий Жаткович, Теофан Скиба, Атанасий Максим, Августин Поп, Теодор Легеза, Леонтий Долгои, Лев Ману и Эмилиан Аяки16. Для окончательного реформирования они должны были снова пройти новициат. Итак, монахи разделились: 11 из 21 не приняли радикальных изменений, осуществляемых га-лицкими проукраинскими монахами.

В дальнейшем молодые монахи подвергались культурному влиянию галицких отцов и воспитывались уже в украинофиль-ском духе. При этом следует различать патриотизм и профессиональную деятельность. Например, трудно усомниться в преподавательских и научных способностях о. Глеба Кинаха, но факт остается фактом: в Мукачевском монастыре сформировалась про-украинская культурная среда.

Наиболее сложная ситуация сложилась вокруг Марияповчан-ского монастыря, который оказался на территории Венгрии. Реформа началась с назначения 5 декабря 1923 г. игуменом монастыря уже реформированного местного иеромонаха о. Атанасия Максима, который и начал преобразования!7. Современный исследователь церкви о. Атанасий Орос одобряет деятельность последнего. По его мнению, позитивный результат состоял в том, что Атанасий Максим, несмотря на румынское происхождение, ввел в богослужение венгерский язык18. Правда, должность настоятеля он оставил, и обителью стал управлять другой реформированный монах — Леонтий Долгои, венгр по происхождению и патриотическому настрою. Особенностью реформы в этом монастыре, как позже в Биксадском, стало проведение ее местными реформированными иеромонахами, а не выходцами из Галиции,

16. Иткоугс, ЛсжаШ: V., О8БМ. (2004) Ьв1ор1з БикогзкёЬо топаз1уга: а Ыз^Искё 1т1впку о тусЬ ЪазШапзгуск топаз1угосЬ па гусЬоёпот Б1оивпзки, р. 141-143. Ргеяоу: р. >1ига] Киятг.

17. ФеничВ. Малоберезнянський Свято-Микола1вський монастир. С. 87.

18. Орос А. 1дентичтсть греко-католицького духовенства в Угорщит ]тж двома св™-вими вшнами // Ковчег. Науковий збiрник iз церковно1 iсторil; за ред. о. Б Гудзя-ка та ш. Львiв: Видавництво Укра'шського Католицького Утверситету, 2003. №. 4. С. 217.

что, вероятно, было обусловлено определенным национальным сопротивлением. Другая особенность состояла в том, что назначение на должность настоятеля часто коррелировало с национальной принадлежностью — точнее, с государственной, если учесть изменение границ. Так, в Марияповчанском монастыре формировалась венгерская культурная среда под руководством венгра.

Результатом деятельности галицких иеромонахов стало восстановление провинции св. Николая. 11-14 июля 1932 г. состоялся провинциальный собор, где было избрано новое руководство. По решению капитулы новым протоигуменом провинции св. Николая стал о. Петр Булик, который с самого начала реформы проявлял очень большую активность на Подкарпатской Руси. О. Глеб Кинах стал консультором 19 для украинцев, о. Атанасий Максим — представителем румынских монастырей, а о. Леонтий Дол-гои — венгерских20. Избрание консульторов по национальному признаку обнаруживало культурные противоречия, которые существовали внутри Ордена, и одновременно указывало на попытки снять напряжение. Таким образом, с избранием руководства провинции реформа василиан была завершена, и основные должности в монастырях Подкарпатской Руси заняли галицкие отцы.

Достаточно объективное описание внутренней атмосферы в этих обителях мы находим в различных информационных документах Чехословацкого государства. Из характеристики жупан-ского правительства в Ужгороде для полицейского управления Подкарпатской Руси от 23 января 1926 г., которая касалась монастырей, находящихся в Ужанской жупе21 (Ужгородский и Мало-березнянский), становится понятно, что власти были очень хорошо информированы. В частности, сообщается о том, что обучение проводится не на старославянском, а преимущественно на украинском языке. В этом трудно не заметить политический подтекст. Правительству выгоднее было поддерживать старославянский язык, который препятствовал упрочению связей с остальными украинскими землями. Но, с другой стороны, власти хорошо понимали объективную ситуацию, которая существовала в Ордене на Подкарпатье. Старшие члены Ордена, которые были полно-

19. Консультор — заместитель протоигумена, его советник, который, к примеру, исполнял функции протоигумена на местах и во время его отсуствия.

20. Нарис ютори Василiянського чину Святого Йосафата. Рим: Видавництво ОО. Ва-силiян, 1992. С. 398.

21. Административная единица Подкарпатской Руси.

стью мадьяризированы, не находили взаимопонимания с монахами обновленного Ордена, а основным барьером был язык22. Как уже говорилось, в основе отказа от реформ были не только языковые, но и национальные причины. Вместе с тем многие старые члены Ордена (Атанасий Максим, Леонтий Долгои, Теофан Скиба, Теодор Легеза и др.) приняли изменения, сохраняя тем не менее старославянский язык в делопроизводстве.

Интересная ситуация сложилась в Марияповчанском монастыре. Венгерские власти позволили реформировать его только после договоренностей, согласно которым он остался в сфере влияния венгерских василиан и подчинялся, до образования самостоятельной провинции, протоигумену о. Иоакиму Хоме. За это обитель вложила средства в реформу, в частности, на приобретение типографии в Ужгороде. Что касается Биксадского монастыря, то румынские власти запретили любые контакты местных васи-лиан с венгерскими, а потому он на время реформы подчинялся настоятелю во Львове2з, что географически и исторически румынским василианам было удобнее. Но молодое поколение этих монастырей воспитывалось преимущественно в Мукачево, что свидетельствует о сотрудничестве этих монашеских центров в ходе реформы. В то же время василиане венгерского происхождения заняли наиболее непримиримую позицию по отношению как к румынским, так и к проукраинским (галицким) отцам.

Пиком противостояния венгерских и галицких монахов стали события, связанные с подчинением Марияповчанского монастыря. В обращении от 11 июня 1929 г. «Общегосударственного союза венгерских греко-католиков» из Будапешта к настоятелю Ордена содержится просьба вывести Марияповчанский монастырь из юрисдикции Подкарпатской провинции и возвести его в ранг аббатства, т. е. провинции (в обращении приводятся и причины такой просьбы)24. Хотя никаких распоряжений по этому поводу позднее не было, сам факт такого обращения указывает на неприятие украинизации со стороны венгерских греко-католиков.

22. ГАЗО. Ф. 9» с» / 2. Президiя Земського уряду Шдкарпатсько'! Рус в Ужгорода Оп. 2. Д. 779. Переписка з мшютерством внутрштх справ, мшютерством народно!' осв^и, полщшними i жупанатськими органами про дiяльнiсть монастирiв Василiан на Шдкарпатськш Руа. Т. 1. Л. 16.

23. ГАЗО. Ф. 9» с»/2. Оп. 2. Д. 779. Л. 55-56.

24. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 3. Д. 1412. Меморандум венгерского греко-католического общества в г. Будапешт Римскому папе о представлении независимости Марии-Повчан-ского монастыря от галицкого провинциального протоигумената. Л. 1-2.

Итак, реформа монастырей Ордена на Подкарпатье завершилась успешно. При Мукачевском монастыре был создан новици-ат, который стал центром воспитания молодежи из Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии и даже из Бразилии (Иосафат Рога уехал в родной Прудентополис 25 апреля 1934 г.)25. В Ужгородском монастыре была устроена типография, которая способствовала распространению христианских идей и воспитанию местного населения в христианском и патриотическом духе. Проводились миссии.

Однако были и отрицательные моменты. Прибытие проукра-инских галицких монахов вызвало центробежные тенденции, разделения по национальному признаку: отпадение Марияпов-чанского (Венгрия) и Биксадского (Румыния) монастырей, национальные противоречия внутри Ордена и т. п. Можно констатировать оттеснение венгерского «культурного фронтира» в пределы Марияповчанского монастыря, а также утверждение румынской культурной среды в Биксадском монастыре. Большинство обителей, оставшихся в пределах Подкарпатской Руси, превратились в очаги украинского влияния галицкого образца.

Инструменты конструирования украинской идентичности

Большинство иеромонахов старой провинции не поддержали радикальных изменений, одной из составляющих которых было распространение украинофильских идей, что явно противоречило в основном венгерскому культурному влиянию в монастырях ОСВВ исследуемого региона.

Система воспитания имела центральное значение в ордене, и она же стала каналом украинского влияния. Оно было обращено и на монахов, которые в будущем становились членами ордена, и на молодых мирян. Как уже отмечалось, центром воспитания будущих иеромонахов и братьев был Мукачевский монастырь и его новициат. На обучение в нем было принято 17 послушников, выходцев из разных государств — Польши (Галиции), Румынии, Венгрии, Бразилии, Югославии и собственно Чехословакии (Прикарпатье)2б. Впоследствии количество послушников и схо-

25. Лист з Бразили // Благовестник. 1934. № 7. С. 108.

26. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 3. Д. 1201. Ведомости учета личного состава Мукачевского монастыря. Л. 1-2.

ластиков увеличивалось, о чем свидетельствует проверка 10 декабря 1924 г. василианских монастырей профессором теологии Иосифом Фолтиновским, осуществленная по поручению папы Пия Х1: в то время число учеников достигло 2127. Далее известно, что в 1926 году на новициат в Мукачево принято 36 послушни-ков28. Причем среди этих послушников — 14 клириков, которые со временем должны были принять священный сан, а другие — братья-лаики (послушники-лаики), которые посвящали себя монашеской жизни без духовного сана.

Среди преподаваемых предметов преобладали языки — латинский, греческий, немецкий, старославянский, венгерский; среди других предметов — история, география, минералогия29. Третий год студий, когда добавлялась риторика, проходил преимущественно в Галиции30. После этого успешные монахи отправлялись для изучения богословия в Рим (это был последний этап обучения). Например, по итогам 1931/32 учебного года галицкий протоигумен о. Стефан Решетило из шести выпускников провинции св. Николая к римским студиям рекомендовал лишь одного — Павла Мыскива31. В 1926 г. в Риме обучалось 5 воспитанников Мукачевского новициата, причем два из них были гражданами Бразилии — Роман Мартынец и Иоанн Рога. Завершающий этап обучения проходил и в Польше (преимущественно в Галиции), где учились 11 воспитанников Мукачевского монастыря3 2. Среди них — выходец из Сербии Христофор Мыскив; в 1932 г. он вернулся в Прикарпатье, был рукоположен в священники и управлял начальными студиями в Малоберезнянском монастырезз. В этих же монастырях философию и богословие изучал Иосиф Завадяк, выходец из Прикарпатья34. Но все они на начальном этапе проходили новициат в Мукачево, а ранние схоластические студии — в Малоберезнянском монастыре, то есть в сфере влия-

27. ГАЗО. Ф. 151. Оп. 7. Д. 1536. Отчет профессора теологии Фолтиновски Иосифа о результатах проверки монастырей ордена Василиан в Словакии и Подкарпатской Руси и переписка по этому вопросу. Л. 3.

28. ГАЗО. Ф. 9» с»/2. Оп. 2. Д. 779. Л. 52.

29. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 3. Д. 1431. Л. 1.

30. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 3. Д. 1574. Личные документы монахов ордена Василиан. Л. 20.

31. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 3. Д. 1574. Л. 36.

32. ГАЗО. Ф. 9» с»/2. Оп. 2. Д. 779. С. 52.

33. ФеничВ. Малоберезнянський Свято-Микола'!вський монастир... С. 91.

34. Там же. С. 98-99.

ния галицких монахов35. Большинство монахов получали образование в Галиции или под влиянием галицких монахов. Примером может служить исследование Владимира Фенича об о. Севастья-не Саболе, словаке по происхождению, который «принял» украинскую идентичностьЗб.

Здесь необходимо подчеркнуть, что галицкий этап обучения для большинства монахов был решающим в смысле принятия не только украинофильских идей, но и украинской идентичности, которая преобладала среди молодых богословов после их возвращения в монастыри Подкарпатской Руси. Занимая впоследствии важные должности в системе воспитания и образования, они распространяли украинофильские идеи.

После реформирования Ужгородского монастыря в 1923 г. его игуменом стал уроженец Галиции Иероним Малицкий. При монастыре действовал интернат, в котором в 1924 году числилось 75 гражданских школьников37. Уже во времена игумена о. Петра Котовича, в 1925 г., при монастыре была устроена типография, что также было частью реформы. Префектом интерната стал о. Роман Бойчик из Галиции, назначению которого ранее, в 1923 г., противился епископ38. По данным отчета за 1926/27 учебный год, в интернате отцов-василиан насчитывалось 85 учащихся: в интернате они ночевали, питались, получали образование и врачебную помощь (бедные получали все это бесплатно)39. Директором был о. Мирон Калинец, его заместителем — о. Иосиф Мартынец, префектами — о. Иосафат Рога и о. Марьян Станканинец40. Об успешности данного заведения свидетельствует рост количества уча-

35. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 5. Д. 456. Частная переписка монахов. Л. 6.

36. ФеничВ.I. Мiж сакральним i профанним: формування еклезiальноl та национально'! щентичносп о. Севастьяна Сабола до 1945 р. // Науковий вюник Ужгородсько-го утверситету: Серiя iсторiя. Ужгород: Видавництво Ужгородського национального утверситету «Говерла», 2013. № 30. С. 27-45.

37. ГАЗО. Ф. 151. Оп. 7. Д. 1536. Л. 3.

38. Префект занимался воспитательной работой в монастыре, семинарии, гимназии. Противодействие назначению галицкого монаха Романа Бойчика на воспитательную должность со стороны епископа Антония Папа было вызвано скорее всего опасением, что тем самым украинофильское влияние на молодежь усилится.

39. Зведомлення руськое держ. Реальн. Гимн. и ее ровнорядных одделов ческих и ма-дярское VIII кл. в Ужгороде за шк. рок 1926-27. С. 26.

40. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 3. Д. 1551. Переписка генерального настоятеля ордена Василиан с настоятелями монастырей по церковным и административным вопросам. На 256 л. Л. 70.

щихся — в 1938 г. в интернате числилось уже 98 учеников41. Имея в виду преобладание на руководящих постах галицких монахов, можно предположить, что ученики воспитывались преимущественно в украинофильском духе.

Пиком образовательно-воспитательной деятельности Ордена стало создание в 1937 году гимназии отцов-василиан4 2. Согласно статистическому отчету за 1937/38 учебный год, в ней обучалось 106 воспитанников. Во всех классах значительное количество часов выделялось на изучение украинского языка4з. Из монахов в гимназии работали Севастьян Сабол, Поликарп Лозан, Пан-кратий Гучко и др. Более того, монахи с польским гражданством не только контролировали воспитание будущих монахов, но занимались и светской молодежью, что было крайне важно, особенно в случае бедных детей.

Попечением о простом населении, кроме отцов-василиан, занимались также сестры-василианки. Поселить сестер ордена на территории Подкарпатской Руси предложили василианки из Станислава (ныне Ивано-Франковск), о чем говорится в выписке из протокола заседания епископской консистории от 29 октября 1921 г. Консистория постановила для решения этого вопроса создать комиссию в составе отцов Юлия Станкая, Юлия Мелеша, Августина Волошина и Василия Такача44. Большую помощь в этом деле оказывал о. Августин Волошин, известный своей проукраинской позицией45. Деятельность сестер-василианок привносила украинофильские мотивы в общественное развитие региона, особенно в сфере воспитания4б. 5 марта 1925 года игуменья Магдалина Гуменюк просит епископа Петра Гебея выдать сестрам грамоту, на основании которой они составляли бы независимый «монашеский дом», а также разрешить им открытие

41. 25-летний юбилей интерната оо. василиан // Неделя. 1938. № 11. С. 2.

42. 1навгурацшна промова протэтгумена о. Полшарпа Булика ЧСВВ, в день ввдкрит-тя клясично'! гiмназil Чина ОО. Василiян в Ужгород // Звщомлення гiмназil чина ОО. Василiян в Ужгород (з правом прилюдности) за шгальний рш 1937-38. С. 8.

43. Зввдомлення гiмназil чина ОО. Василiян в Ужгородi (з правом прилюдности) за шгальний рш 1937-38. С. 21-29.

44. ГАЗО. Ф. 151. Оп. 7. Д. 745. Переписка с настоятелем монастыря ордена св. Василия в Мукачеве о посещении монастыря дочерью президента Чехословацкой республики Масарика, о переселении на территорию епархии из станиславщины се-стер-василиан и др. по вопросам деятельности монастыря. Л. 7.

45. ГАЗО. Ф. 151. Оп. 7. Д. 897. Переписка с Цивильной Управой Подкарпатской Руси по вопросу содержания Чина сестер-василиан. Л. 1-3.

46. Сестры Василiянки въ Ужгороде // Месяцеслов на 1925 годъ. С. 35.

новициата47. Епископ выдал такую грамоту 12 марта 1925 г.48 Сразу после этого (15 марта 1925 г.) был открыт интернат для си-рот49; согласно свидетельству о. Августина Волошина, по состоянию на 2 марта 1927 г. в нем было 16 сирот сельского происхо-ждения50. Интересно, что епископским комиссаром по делам сестер-василианок стал галичанин о. Петр Котович, который долгое время был настоятелем Ужгородского монастыря51. Как и от-цы-василиане, сестры сталкивались с предвзятостью и сопротивлением со стороны как части населения, так и власти. Об этом свидетельствует письмо игуменьи Магдалины Гуменюк от 2 июля 1923 г. о. Петру Булику52. Образовательно-воспитательная деятельность женской и мужской ветвей Ордена василиан вызывает глубокое уважение, но в то же время следует подчеркнуть, что это воспитание осуществлялось не только в христианском, но и в украинофильском духе.

Важным направлением деятельности Ордена стала миссионерская работа монахов на Подкарпатской Руси и за ее пределами. Миссии были еще одним способом распространения украи-нофильских идей, но уже среди простого населения. Среди известных миссионеров следует отметить о. Стефана Решетило, который умело говорил проповеди, обладал авторитетом среди местных верующих и оказывал большое влияние на клириков. Кроме него, известными миссионерами и проповедниками Ордена были Поликарп Булик, Иероним Малицкий, Павел Гой-дич, Петр Котович, а познее — Христофор Мыскив, Иосафат Рога и другие. Например, в 1924 году состоялось 9 миссий отцов-васи-лиан: 3 в Пряшевской и 6 в Мукачевской епархии; в общем произнесено 159 проповедей, а причастников насчитывалось 12 тысяч. В 1925 г. проведено 7 миссий5з. Регулярность миссий была

47. ГАЗО. Ф. 151. Оп. 7. Д. 2000. Декрет о выдаче самостоятельности Ужгородского монастыря им. ОО. Василиан для монахинь и об открытии новициата монастыря. Арк. 3.

48. ГАЗО. Ф. 151. Оп. 7. Д. 2000. Л. 2.

49. ГАЗО. Ф. 151. Оп. 7. Д. 897. Л. 12.

50. Там же. Л. 12.

51. ГАЗО. Ф. 151. Оп. 25. Спр. 2971. Протоколы совета Ужгородского женского монастыря ордена Василиан о допуске к пострижению в монахини, переписка с игуменом по этому вопросу. Л. 6.

52. ГАЗО. Ф. 151. Оп. 7. Д. 1192 «а». Л. 47.

53. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 3. Д. 1291. Выписки из церковных миссий, находящихся на территории Подкарпатской Руси. Л. 1.

достаточно высокой, что позволяло монахам распространять свои идеи среди верующих далеко за пределами монастырских стен.

Сначала власть не уделяла большого внимания миссионерской работе отцов-реформаторов, которые пропагандировали проукраинские идеи. Некоторые из них даже получили чехословацкое гражданство (о. Поликарп Булик и о. Иероним Малицкий), а о. Петру Котовичу был выдан вид на жительство54. Однако отдельные миссионеры (в частности, о. Стефан Решетило) из-за своей проукраинской позиции находились под надзором полиции. В телеграмме, направленной одним полицейским органом в другой, указано, что в августе 1924 г. в речи на празднике в Мука-чевском монастыре (вероятно, на празднике Успения) о. Решетило высказывал идеи, которые угрожают правам чешских граждан. В другой телеграмме сообщается, что в июне 1925 г. со стороны властей приняты определенные меры, чтобы запретить данному проповеднику пребывание в Чехословакии55. В тайном отчете полицейской управы от 27 апреля 1926 г. утверждается, что большинство членов Василианского Ордена занимают клерикальную и анти-чешскую позицию5б. Согласно этому отчету, одна из задач василиан состоит в том, чтобы парализовать православное движение, которое тогда приняло большой размах57. Возникает вопрос: почему власти пытались выслать о. Стефана Решетило, который проводил миссионерскую работу исключительно среди украинцев? Скорее всего, мотивы были политическими: боязнь украи-низаторских тенденций. Создается впечатление, что власти были более благосклонны к православным.

Несмотря на это, миссионерское движение продолжало активно развиваться. Большую роль в нем играли религиозные общества, которые учреждались для распространения христианских ценностей. О. Стефан Решетило организовал общество «Оборона веры», задачей которого было сохранять существующий греко-католический обряд58. В 1924 г. по инициативе о. Павла Гойдича было основано «Общество Пресвятого Сердца Христова». В рамках его деятельности в 1926 г. из 3 тысяч паломников 2 тысячи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. ГАЗО. Ф. 9» с»/2. Оп. 2. Д. 779. Л. 49-50.

55. ГАЗО. Ф. 9» с»/2. Оп. 2. Д. 779. Л. 80-81.

56. Там же. Л. 54.

57. Там же. Л. 50. Православная иерархия подчинялась в то время Сербскому патриархату.

58. Там же. Л. 49.

приняли причастие; в 1934 году общество насчитывало уже 6 тысяч членов59. Эти организации также использовались для распространения украинофильских идей среди духовенства и верующих.

На фоне этого миссионерского успеха власти продолжали с опасением относиться к распространению проукраинских идей. Проблемой для полиции стала брошюрка «Государственные идеи Подкарпатской Руси», которая распространялась в монастыре. В отчете полицейской дирекции в Ужгороде от 16 января 1926 г., направленном руководству Политического управления, говорится, что содержание брошюры угрожает государственной безопасности. По мнению полицейских органов, угроза состояла в следующих идеях: во-первых, Подкарпатская Украина объявлялась частью украинских земель; во-вторых, утверждалось, что эта часть земель к Чехословакии присоединена добровольно; в-третьих, большинство населения, согласно брошюре, не хотело присоединяться к Чехословакии, потому что не ожидало от чехов предоставления автономии (поскольку ее не предоставили венгры); в-четвертых, Подкарпатская Русь должна быть соединена с украинским государством; и т. п.60 Прямых антигосударственных призывов в брошюре не было, но государство могло трактовать ее содержание как проявление сепаратизма на национальной основе.

В декабре 1927 г. о. Стефан Решетило был вынужден отправиться в Галицию по делам миссии61, но вскоре снова вернулся в Прикарпатьеб2. Внешней причиной его возвращения стал договор между Прагой и Римом (февраль 1928 г.), по которому государственные органы не препятствовали миссионерской деятельности. Исследователи советского времени обращали внимание на то, что Стефан Решетило был связан с «волошинцами», а Петр Котович — с «петлюровцами»бз. Кроме попыток распространения проукраинских идей, василиан обвиняли в провенгерской пропаганде. В тайном документе Краевого правительства Подкарпатской Руси от 22 сентября 1928 г. запрещалось проводить палом-

59. Станканинець Й. 10 летя заложення «Товариства Пресвятого Серця Христового» при церкви ОО. Василiян в Ужгороде // Благовестник. 1934. № 6. С. 81-84.

60. ГАЗО. Ф. 9» с»/2. Оп. 2. Д. 779. Л. 9-11. Наверное, имелось в виду создание в будущем независимого украинского государства, что и способствовало обеспокоенности полицейских органов.

61. ФеничВ. Малоберезнянський Свято-Микола1'вський монастир... С. 58.

62. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 3. Д. 1371. Переписка монахов и настоятелей монастырей ордена Василиан по церковно-административным вопросам и др. Л. 53.

63. БуковичД. Павутиння омани. Ужгород: Карпати, 1974. С. 57.

ничества к Марии Повче, поскольку там проводилась агитация за венгерскую родинуб4. Это свидетельствует о внутренней неоднородности Ордена и о попытках его использования со стороны определенных государств в своих национальных интересах.

Важным событием в деятельности Ордена стало создание в 1925 г. кириллической типографии при Ужгородском монастыре, в которой печаталась преимущественно литература религиозного содержания. К 1935 г. эта типография выпустила 181 250 экземпляров ежемесячной газеты «Благовестник», 150 920 экземпляров религиозных газет, 76 767 религиозных книг, 78 100 молитвенников, 26 800 церковных календарей, 20 000 научных трудов и 173 250 религиозных брошюрб5. Главной целью создания типографии была «дешевая книга для бедного русина»бб. Действительно, типография оказывала большое влияние на общественную атмосферу в крае, и василиане таким образом распространяли христианские и патриотические ценности.

Отдельно необходимо сказать о существовании периодического издания василиан — ежемесячнике «Вести из Чернечей горы», который публиковался на украинском языке со значительными вкраплениями полонизмов. Ежемесячник имел свои уникальные особенности — небольшой тираж, ограниченность адресатов, сжатая подача информации (иногда в форме летописи) — и скорее напоминал газетную листовку. Это издание, в котором кратко сообщалось о событиях и лицах, связанных с Мукачевским монастырем, выходило в течение как минимум двух лет: первый номер датирован 1 января 1934 г., а последний известный номер — 18 декабря 1935 г.67 Василиане использовали собственное периодическое издание для распространения своих идей.

64. Документи сввдчать: [зб. док./упоряд. А. I. Гайдош]. 2-е вид., доп. Ужгород: Кар-пати, 1985. С. 138. Марияповчанский монастырь известен своей иконой Божией Матери, которая трижды проливала слезы, и является старым паломническим центром греко-католиков и православних.

65. Фенич В. Малоберезнянський Свято-Микола1вський монастир. С. 58.

66. Потройный наш ювилей // Календар Благовестника на переступний рок 1936. С. 65.

67. На время исследования доступны следующие номера: Вюти з Чернечо! Гори. 1. I. 1934. №. 1. С. 1-2.; Вюти з Чернечо'! Гори. 14. II. 1934. №. 2. С. 1-2.; Вюти з Чернечо! Гори. 4. III. 1934. №. 3. С. 1-2.; Вюти з Чернечо! Гори. 23. V. 1934. №. 4. С. 1-4.; Вюти з Чернечо! Гори. 27. VI. 1934. №. 5. С. 1-2.; Вюти з Чернечо! Гори. 11. VIII. 1934. №. 6. С. 1-2.; недоступны 7 и 8 номера. 17 января 1935 г. вышел 9 номер издания.; Вюти з Чернечо! Гори. 17. I. 1935. №. 9. С. 1-2.; Вюти з Чернечо! Гори. 30. X. 1935. №. 17. С. 1-2.; Вюти з Чернечо! Гори. 30. XI. 1935. №. 18. С. 1-2.; В^и з Чернечо! Гори. 18. XII. 1935. №. 19. С. 1-2.

Непростая ситуация сложилась в Румынии. Биксадский монастырь пытались отделить от провинции, как когда-то Марияпов-чанский. Для развития Ордена в Румынии прилагались большие усилия. Например, в письме от 13 июня 1936 г. архимандрит сообщает игумену Мукачевского монастыря о. Онуфрию Бурдяку, что о. Атанасий Максим с согласия местного епископа пытался получить паломническое место «Микула». Архимандрит приказывал не создавать препятствий румынским братьям в их деятельно-стиб8. Таким образом, среди монахов существовали определенные национальные противостояния по линии украинцы ув. румыны.

По данным современного официального сайта Ордена провинция св. Николая по состоянию на 1939 г. насчитывала 39 иеромонахов, 43 студента и 47 братьевб9. Активную патриотическую работу василиане проводили также до и во время существования Карпатской Украины (1938-1939). В сообщении полицейской дирекции в Ужгороде, адресованном Земскому правительству, указано, что 24 февраля 1938 г. в Ужгородский монастырь вернулся о. Стефан Решетило, который до этого времени был протоигуме-ном в Галиции. В сообщении содержится предположение, что его возвращение связано с необходимостью разрешения конфликта между протоигуменом Петром Буликом и епископом Александром Стойкой, который запретил василианам любую деятельность в собственной епархии, тем самым препятствуя развитию «украинского национального движения» 70. Действительно, это был период наибольшего подъема ОСВВ. Монахи-василиане способствовали восстановлению духовности славянского населения края в ее украинском варианте.

С 1938 г. апостольский администратор о. Дионисий Нарядий для осуществления пропаганды проукраинских идей начинает назначать василиан на руководящие должности. Стефан Решетило занял должность секретаря епархиального управления в г. Хуст71. В 1938 г. главным капелланом военизированной организации «Карпатская Сечь» становится о. Христофор Мыс-

68. ГАЗО. Ф. 64. Оп. 3. Д. 1674. Переписка архимандрита ордена Василиан Ткачук Дионисия с магистром о воспитании и обучении молодых монахов. Л. 4. Скорее всего речь шла о создании василианами обители на месте паломничества румынских греко-католиков под названием Микула.

69. Василiянський Чин св. Йосафата: iсторiя Чину [http://www.osbm.in.ua/index. php/chsyy/istoriia-chynu, доступ от 04.07.2014].

70. ГАЗО. Ф. 9» с»/2. Оп. 2. Д. 779. Л. 160-161.

71. ФеничВ. Малоберезнянський Свято-Микола1'вський монастир... С. 59.

кив72, который, если доверять Петру Шкрабюку, даже участвовал в боях (за что его трижды пытались расстрелять, но ему удалось бежать)7з. Парадоксальным выглядит факт восприятия украинской идентичности даже словаками и сербами в первом поколении, что свидетельствует о всеохватности украинского воспитательного духа в василианских монастырях Подкарпатской Руси.

После первого Венского арбитража 2 ноября 1938 г. были составлены два списка людей, которых предполагалось репрессировать (всего 140 человек)74. Однако абсолютное большинство ва-силиан твердо стояли на своих проукраинских патриотических позициях. Это свидетельствует об успехе воспитательной работы василиан. После оккупации венграми части Закарпатья некоторых монахов даже арестовали. Например, монаха Иосафата Са-белку венгерские военные били только за то, что он украинец75. Не следует оправдывать венгерский национализм, но в данном случае агрессивность венгерских военных была спровоцирована украинским патриотизмом, что еще раз обнаруживает негативные стороны национализма вообще, независимо от его происхождения.

Большая организаторская работа, при поддержке владыки Дионисия Нарядия, проводилась в г. Хуст. В частности, в январе был начат выпуск церковного журнала «Благовестник Пресвятого Сердца Христова» и «Миссионерского календаря», издателем и редактором которых был монах-василианин о. Севастьян Сабол (Зореслав). Для укрепления проукраинских позиций среди священников 12 января 1939 г. создано «Общество греко-католических священников», в которое вступило лишь 20 священников, преимущественно молодых. Секретарем общества выбрали того же о. Севатьяна Сабола7б. Как свидетельствует Петр Шкра-бюк, о. Севастьян Сабол был реальным капелланом Карпат-

72. Карпатская сечь — патриотическая, военизированная организация, которая приняла активное участие в организации обороны Карпатской Украины от венгров на Красном поле, возле г. Хуст.

73. Шкраб'юк П. Монаший Чин Отщв Василiян у нацюнальному житт Укра!ни. Львiв: Мiсiонер, 2005. С. 331.

74. ФеничВ. Малоберезнянський Свято-Микола!вський монастир... С. 59. После первого Венского арбитража часть Подкарпатской Руси с городами Ужгород, Берего-во и Мукачево отошла Венгрии.

75. Гренджа-ДонськийВ. С. Щастя i горе Карпатсько! Укра!ни: Мо! спогади. Ужгород: ВАТ «Видавництво «Закарпаття», 2002. С. 60.

76. Фенич В. Малоберезнянський Свято-Микола!вський монастир. С. 60.

ской Украины, тогда как о. Христофор Мыскив — формальным. На поле боя, когда венгерские воины добивали раненых, о. Сева-стьян совершал для них последние таинства, и из многих уст лично слышал возглас «Слава Украине»7 7. Викентий Шандор в своих воспоминаниях отмечает, что о. Севастьян Сабол во времена автономного правительства дважды, по распоряжению Августина Волошина, ездил в г. Сваляву к тогдашнему командующему чехословацкими войсками на Подкарпатской Руси А. Сватка, выполняя посреднические функции78. Более того, Зореслав на поле боя выполнял функцию медбрата, а в прежние времена был личным исповедником о. Августина Волошина, известного своей проукра-инской позицией, а также поддержкой сестер-василианок.

Итак, пиком активной проукраинской деятельности галицких василиан и их воспитанников стал период существования Карпатской Украины. Монахи не только принимали активное участие в развитии государства, отходя от своих непосредственных священнических функций, но и выполняли роль военных посредников — функцию совсем им не приличествующую.

Выводы

Значение деятельности Ордена василиан в Подкарпатской Руси трудно переоценить. После реформы она была направлена на распространение христианских идей среди населения. Большое внимание уделялось воспитательной и миссионерской деятельности. Воспитание монахов имело четкую структуру, и при этом соблюдалась жесткая дисциплина, поэтому полное образование получали лишь единицы. Воспитание осуществлялось в духе украинского патриотизма: монахов учили переживать за судьбу своего народа. Большую работу в деле воспитания женской части населения проводили сестры-василианки, деятельности которых способствовал украинофил Августин Волошин.

Поликонфессиональность Подкарпатья, как и полинациональность самого Ордена, были постоянной проблемой для Рима. Безусловно, в 1920- 1930-х гг. деятельность монахов-василиан создавала надежную опору для населения Подкарпатья в культурно-образовательной, религиозной, попечительской и па-

77. Шкраб'юк П. Монаший Чин Отщв Василiян у национальному жита Укра'ши. С. 331.

78. Шандор В. Спомини. Карпатська Укра'на. 1938-39. Ужгород: МПП Гражда, 1996.

Т. 1. С. 280.

триотической сферах. Несмотря на «стандартные» обвинения в латинизации и отождествление с иезуитами, Орден опирался исключительно на славянские (а с 1920-х гг. — на украинские) традиции.

После окончательной оккупации Карпатской Украины венграми (18 марта 1939 г.) положение Ордена меняется. Проукраин-ски настроеные монахи-василиане стали объектом преследования со стороны оккупантов. Марияповчанскому монастырю венгерские власти предоставили право попечения обо всех василиан-ских обителях. Сразу же произошли изменения в руководстве монастырей. Новыми игуменами стали: Иосиф Гегедюш — в Му-качево, Бартоломей Дудаш — в Ужгороде, Николай Сабо — в Малом Березном, Иосиф Киш — в Бороняве, В. Жаткович — в селе Имстичево79. Настоятели назначались по национальному признаку и были в основном венграми. Бывшую венгерскую провинцию ОСВВ трансформировали в «Провинцию Василианско-го Чина Св. Иосафата в Венгрии», одновременно разделив ее на своеобразные самоуправляющиеся вице-провинции (coetus) — венгерскую, русинскую (Подкарпатье) и румынскую80. Протои-гуменом для подкарпатских василиан был назначен о. Леонтий Долгои. Он долгое время возглавлял Марияповчанский монастырь и отрицательно относился к реформе, а потому был враждебно встречен реформированными монахами.

Все это указывает на вмешательство в развитие монастырей национализма в его негативном аспекте. Отдельные монахи открыто занимались политикой. Национализм разрывал на части территорию пограничья, где исторически сложилась мультикуль-турная среда. Венгерское господство в Ордене до Сен-Жерменско-го договора негативно влияло на экклезиальные основы ОСВВ в регионе, а распространение проукраинских идей впоследствии еще больше обострило межнациональное соперничество среди монахов, хотя культурно Орден стал ближе к славянским основам своего экклезиального этоса. Кроме того, следует учитывать относительно демократичную атмосферу, характерную для Чехословакии, которая способствовала конкуренции, чего не было в период венгерской администрации. Говоря об украинском национализме в Ордене, нужно справедливости ради отметить, что его распро-

79. ФеничВ. Малоберезнянський Свято-Микола!вський монастир. С. 61-62.

80. Там же. С. 62.

странение было делом не Ордена в целом, а отдельных монахов, впрочем, занимавших основные должности.

Несколько национализмов сталкивались на этом поле друг с другом, что, в свою очередь, приводило к конфликтам и внутри Ордена, и среди верующих. Вряд ли такая религиозная структура, как Орден, сама по себе могла примирить с церковными канонами распространение проукраинских (или иных) национальных идей. Не выступал ли в это время Орден инструментом в руках национализма и его носителей, приобщившись таким образом не только к патриотическому воспитанию, но и к трагедии на Красном поле в марте 1939 г., а также к созданию «культа мертвых», которым питается любой национализм? В целом надо признать, что деятельность Ордена в значительной мере укрепляла в регионе не только христианские ценности, но и украино-фильские идеи.

Библиография / References

Архивные материалы

Государственный архив Закарпатской области (ГАЗО).

Ф. 9 «с» / 2 Президiя Земського уряду Шдкарпатсько! Рус в Ужгорода

Ф. 64 Монастырь ордена Василиан г. Мукачево.

Ф. 151 Правление Мукачевской греко-католической епархии, г. Ужгород. Литература

Букович Д. Павутиння омани. Ужгород: Карпати, 1974.

Василiянський Чин св. Йосафата: iсторiя Чину [http://www.osbm.in.ua /index. php/chsvv/istoriia-chynu, доступ от 04.07.2014].

Вюти з Чернечо! Гори. 1. I. 1934. Ч. 1. С. 1-2.; Вюти з Чернечо! Гори. 14. II. 1934. Ч. 2. С. 1-2.; В^и з Чернечо! Гори. 4. III. 1934. Ч. 3. С. 1-2.; Вюти з Чернечо! Гори. 23. V. 1934. Ч. 4. С. 1-4.; В^и з Чернечо! Гори. 27. VI. 1934. Ч. 5. С. 1-2.; Вюти з Чернечо!' Гори. 11. VIII. 1934. Ч. 6. С. 1-2.; Вюти з Чернечо!' Гори. 17. I. 1935. Ч. 9. С. 1-2.; Вюти з Чернечо! Гори. 30. X. 1935. Ч. 17. С. 1-2.; Вюти з Чернечо! Гори. 30. XI. 1935. Ч. 18. С. 1-2.; Вюти з Чернечо! Гори. 18. XII. 1935. Ч. 19. С. 1-2.

Гидденс Э. Социология. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005.

Гренджа-Донський В. С. Щастя i горе Карпатсько! Укра!ни: Мо! спогади [упоряд. Д. М. Федака та ш.]. Ужгород: ВАТ «Видавництво „Закарпаття"», 2002.

Документи сввдчать: [зб. док./упоряд. А. I. Гайдош]. [2-ге вид., доп.] Ужгород: Карпа-ти, 1985. 555 с.

Зайцев О. Нацiоналiзм i релтя: Греко-Католицька Церква та укра!нський нащональ-ний рух у Галичит (1920-30-11 роки)/За заг. ред. О. Зайцева, О. Бегена, В. Сте-

фатва; УкраТнський Католицький Утверситет; Центр дослiджень визвольно-го руху. Львiв: Видавництво УкраТнського Католицького Утверситету, 2011.

Зведомлення руськое держ. Реальн. Гимн. и ее ровнорядных одделов ческих и мадяр-ское VIII кл. в Ужгороде за шк. рок 1926-27.

Звет гр-кат учит. семiнарiе дьвчат и горожанки в Ужгороде 1930-1931 рр.

Звiдомлення гiмназil чина ОО. Василiян в Ужгородi (з правом прилюдности) за шгальний рiк 1937-38.

Iнавгурацiйна промова протойумена о. Полiкарпа Булика ЧСВВ, в день вщкриття клясично! гiмназil Чина ОО. Василiян в Ужгородi // Зввдомлення гiмназil чина ОО. Василiян в Ужгородi (з правом прилюдности) за шгальний рiк 1937-38. С. 7-10.

КчераВ. Заснування i дiяльнiсть монастирiв Чину святого Василiя Великого на За-карпаттi (1733-1950 роки). — Спещальнють 07.00.01. Iсторiя Укра'ши. Автореферат дис. на здобуття наукового ступеня к. i. н. Ужгород, 2008.

КчераВ. Розвиток чи занепад еклезiального етосу ЧСВВ на Шдкарпатськш Руа? // Науковий вюник Ужгородського унiверситету: Серiя iсторiя. Ужгород, 2011. №26. С. 26-38.

25-летний юбилей интерната оо. Василиан // Неделя. 1938. № 11. С. 2.

Лист з Бразилп // Благовестник. 1934. № 7. С. 107-109.

Нарис ^ори Василiянського чину Святого Йосафата. Рим: Видавництво ОО. Василiян, 1992.

Орос А. 1дентичтсть греко-католицького духовенства в Угорщит мiж двома св^ови-ми вшнами // Ковчег. Науковий збiрник iз церковно! гстори; за ред. о. Б. Гу-дзяка та iн. № 4. Львiв: Видавництво Укра\'нського Католицького Утверсите-ту, 2003. С. 212-221.

Потройный наш ювилей / / Календар Благовестника на переступний рок 1936. С. 61-65.

Реформа закарпатських О. О. Василiян // Нива. 1921. № 3. С. 100.

Сестры Василiянки въ Ужгороде // Месяцеслов на 1925 годъ. С. 35-36.

Тернер Ф. Д. Значення фронтиту для американсько! юторц // Укра'ша Модерна. Погра-ниччя. Окра'ши. Периферй. 2011. № 18. С. 11-46. Кшв: Критика.

ФеничВ. Малоберезнянський Свято-Микола\'вський монастир та нарис iсторil чину св. Василiя Великого на Закарпатп. Ужгород: Вид-во В. Падяка, 2004.

Фенич В. Мiж сакральним i профанним: формування еклезiальноl та национально!

iдентичностi о. Севастьяна Сабола до 1945 р. // Науковий вюник Ужгородського ушверситету: Серiя iсторiя. Ужгород: Видавництво Ужгородського национального унiверситету «Говерла», 2013. № 30. С. 27-45.

Шандор В. Спомини. Карпатська Укра'ша. 1938-39. Ужгород: МПП Гражда, 1996. Т. 1.

Шкраб'юк П. Монаший Чин Отщв Василiян у нацюнальному житп Укра'!ни. Львiв: Мiсiонер, 2005.

Bukovich, D. (1974) Pavutinnja omani [Web of deceit]. Uzhgorod: Karpati.

Dokumenti svidchat' (1985) [Documents show]: [zb. dok./uporjad. A. I. Gajdosh]. [2-ge vid., dop.] Uzhgorod: Karpati.

Fenich, V. (2004) Malobereznjans'kij Svjato-Mikolaivs'kij monastir ta naris istorii chinu sv. Vasilija Velikogo na Zakarpatti [Malobereznyanskyy St. Nicholas Monastery and the Sketch of the history of the Order of St. Basil the Great in Transcarpathia]. Uzhgorod: Vid-vo V. Padjaka.

Fenich, V. (2014) «Mizh sakral'nim i profannim: formuvannja eklezial'noi ta nacional'no'i identichnosti o. Sevast'jana Sabola do 1945 r.» [Between Sacred and Profane: the Formation of Ecclesiastical and National Identity by Sevastyan Sabol before 1945], in Naukovij visnik Uzhgorods'kogo universitetu: Serija istorija 30: 27-45. Uzhgorod: Vidavnictvo Uzhgorods'kogo nacional'nogo universitetu «Goverla».

Giddens, A. (2005) Sociologija [Sociology]. Pri uchastii K. Berdsoll: Per. s angl. Izd. 2-e, polnost'ju pererab. i dop. Moskva: Editorial URSS.

Grendzha-Dons'kij, V. S. (2002) Shhastja i gore Karpats'koi Ukraini: Moi' spogadi [Happiness and Sorrow of the Carpathian Ukraine: My Memories] [uporjad. D. M. Fed-aka ta in.]. Uzhgorod: VAT «Vidavnictvo „Zakarpattja", 2002.

Inavguracijna promova protoigumena o. Polikarpa Bulika ChSVV, v den' vidkrittja kljasichnoi gimnazii China OO. Vasilijan v Uzhgorodi [Inaugural Speech by Provincial Polycarp Bulyk OSBM, the Opening Day of School During the Classic Magnitude of OO. Basilian Uzhgorod], in Zvidomlennja gimnazii china OO. Vasilijan v Uzhgorodi (z pravom priljudnosti) za shkil'nij rik 1937-38 [Report gymnasium magnitude of OO. Basilian in Uzhgorod (with the public right) for the school year 1937-38.], p.7-10.

Kichera, V. (2008) Zasnuvannja i dijal'nist' monastiriv Chinu svjatogo Vasilija Velikogo na Zakarpatti (1733-1950 roki) [Establishment and Activities of the Monasteries of the Order of St. Basil the Great in Transcarpathia (1733-1950)]. Special'nist' 07.00.01. Istorija Ukraini. Avtoreferat dis. na zdobuttja naukovogo stupenja k. i. n. Uzhgorod.

Kichera, V. (2011) «Rozvitok chi zanepad eklezial'nogo etosu ChSVV na Pidkarpats'kij Rusi?» [Development or Decline of Ecclesiastical Ethos OSBM in Subcarpathian Rus?], in Naukovij visnik Uzhgorods'kogo universitetu: Serija istorija 26: 26-38. Uzhgorod: Vidavnictvo Uzhgorods'kogo nacional'nogo universitetu «Goverla».

25-letnij juvilej internata oo. Vasilian [25th Anniversary of Basilian Boarding] (1938), Ne-delja 11:2.

Lichtej. I. (2008) Formovanie narodneho vedomia v prostredi duchovenstva Mukacevskej greckokatolickej eparchie v 20. Rokoch 20. Storocia [The Formation of National Consciousness of the Clergy of Greek-Catholic Eparchy in Mukachevo in the 1920s], in Cirkvi a narody strednej Europy (1800-1950) [Church and the nations of Central Europe (1800-1950)], p. 157-167. Zostavili Peter Svorc — Eubica Harbul'ova — Karl Schwarz. Presov: Universum.

List z Brazili'i [Letter from Brazil] (1934), Blagovestnik 7: 107-109.

Naris istorii Vasilijans'kogo chinu Svjatogo Josafata (1992) [Essay on the history of the Basilian Order of St. Josaphat]. Rim: Vidavnictvo OO. Vasilijan.

Oros, A. (2003) «Identichnist' greko-katolic'kogo duhovenstva v Ugorshhini mizh dvoma svitovimi vijnami» [Identity of the Greek Catholic Clergy in Hungary Between the Two World Wars], Kovcheg. Naukovij zbirnik iz cerkovnoi istorii 4: 212-221. L'viv: Vidavnictvo Ukrains'kogo Katolic'kogo Universitetu.

«Potrojnyj nash juvilej» [Our triple anniversary] (1936), in Kalendar Blagovestnika, pp. 61-65.

«Reforma zakarpats'kih O. O. Vasilijan» (1921) [Reforming of the Transcarpathian Basilians], Niva 3: 100.

«Sestry Vasilijanki v Uzhgorode» [Basilian Sisters in Uzhgorod] (1925), in Mesyatseslov, p.35-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Terner, F. D. (2011) «Znachennja frontiru dlja amerikans'koi istorii» [Value frontier for American History], in Ukraina Moderna. Pogranichchja. Okraini. Periferii [Modern Ukraine. Borderland. Outskirts. The periphery], 18, pp. 11-46. Kiiv: Kritika.

Shandor, V. (1996) Spomini. Karpats'ka Ukraina. 1938-39 [Memoirs. Carpathian Ukraine. 1938-39], vol. 1., 391 p. Uzhgorod: MPP Grazhda.

Shkrab'juk, P. (2005) Monashij Chin Otciv Vasilijan u nacional'nomu zhitti Ukraini [Monk Order Basilian Fathers in the National Life of Ukraine]. L'viv: Misioner (Institut ukrainoznavstva im. I. Krip'jakevicha NAN Ukraini).

Timkovic, V. Jozafat, OSBM (2004). Letopis Bukovskeho monastyra: a historicke zmien-ky o inych basiliansrych monastyroch na vychodnom Slovensku [Chronicle of the Monastery of Bukovo: historical references to other basilian monasterys in the Eastern Slovakia]. Presov: p. Juraj Kusnir.

Vasilijans'kij Chin sv. Josafata: istorija Chinu [Basilian Order of Saint Jehoshaphat: History of the Order] [http://www.osbm.in.ua/index. php/chsvv/istoriia-chynu, visited 04.07.2014].

Visti z Chernechoi Gori [News of Mountain Chernecha], №. 1., pp. 1-2. 1. I. 1934.; Visti z Chernecho'i Gori, №. 2., pp. 1-2. 14. II. 1934.; Visti z Chernechoi Gori, №. 3., pp. 1-2. 4. III. 1934.; Visti z Chernechoi Gori, №. 4., pp. 1-4. 23. V. 1934.; Visti z Chernechoi Gori, №. 5., pp. 1-2. 27. VI. 1934.; Visti z Chernechoi Gori, №. 6., pp. 1-2. 11. VIII. 1934.; Visti z Chernechoi Gori, №. 9., pp. 1-2. 17. I. 1935.; Visti z Chernechoi Gori, №. 17., pp. 1-2. 30. X. 1935.; Visti z Chernechoi Gori, №. 18., pp. 1-2. 30. XI. 1935.; Visti z Chernechoi Gori, №. 19., pp. 1-2. 18. XII. 1935.

Zajcev, O. (2011) Nacionalizm i religija: Greko-Katolic'ka Cerkva ta ukrains'kij nacional'nij ruh u Galichini (1920-30-ti roki) [Nationalism and Religion: The Greek Catholic Church and the Ukrainian National Movement in Galicia (1920-30's)]. Za zag. red. O. Zajceva, O. Begena, V. Stefaniva; Ukrains'kij Katolic'kij Universitet; Centr doslidzhen' vizvol'nogo ruhu. L'viv: Vidavnictvo Ukrains'kogo Katolic'kogo Universitetu.

Zvedomlennja rus'koe derzh. Real'n. Gimn. i ee rovnorjadnyh oddelov cheskih i madjar-skoe VIII kl. v Uzhgorode za shk. rok 1926-27 [Report of Russian High School in Uzhgorod for School Year 1926-27].

Zvet gr-kat uchit. seminarie d'vchat i gorozhanki v Uzhgorode 1930-1931 rr. [Report of Greek Catholic Teachers' Seminary for Girls and Town School in Uzhgorod

1930-1931].

Zvidomlennja gimnazii china OO. Vasilijan v Uzhgorodi (z pravom priljudnosti) za shkil'nij rik 1937-38 [Report of the Basilian Gymnasium in Uzhgorod (with the public right) for the School Year 1937-38].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.