Научная статья на тему 'Конструирование урока с помощью системы «Пазлов»'

Конструирование урока с помощью системы «Пазлов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потеряйко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструирование урока с помощью системы «Пазлов»»

Потеряйко Е.А.,

учитель начальных классов МАОУ СОШ №16 им. К.И. Недорубова, ст. Кущевская, Россия

КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ «ПАЗЛОВ»

Современный подход в образовании предъявляет ряд требований к планированию урока. Каждый учитель сталкивается с проблемой подачи материала: необходимо подбирать такие задания, которые бы способствовали формированию универсальных учебных действий школьника. Кроме того, ход урока нужно спланировать интересно, иногда необычно. Молодому педагогу часто приходится обращаться к коллегам, сети Интернет, методической литературе и другим источникам за нужной информацией. И постепенно собирая интересные приемы, я решила обобщить их. Так появилась система «пазлов» по развитию УУД.

Приемы, направленные на формирование личностных

УУД:

1. «Повторяем с расширением» (ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания).

2. «Свои примеры» (школьники сами подбирают примеры).

3. «Идеальное задание» (ученики выбирают работу по собственному выбору и пониманию).

4. «Творчество работает на будущее» (выполняют творческие домашние задания по разработке дидактического материала).

5. «Повторяем с контролем» (ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу).

6. «Своя опора» (ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу, возможно и как закрепление по пройденным темам).

Приемы, направленные на формирование регулятивных

УУД:

1. «Отсроченная отгадка» (дается загадка или удивительный факт, отгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом).

2. «Листовка».

3. «Приведи примеры» (нужно привести как можно больше примеров).

4. «Починить цепочку» (задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями).

5. «Ищем непонятное» (учащиеся находят и подчеркивают в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен. Выделив непонятные слова и выражения, пробуют их объяснить, зрительно представить, показать или нарисовать. Или заглядываем в словари, чтобы расширить свой кругозор).

6. «Выделение опорных слов» (возможен игровой элемент: уч-ся угадывают слова, которые отметил учитель (слова записаны на отвороте доски). Также возможен пересказ учащимися фрагмента текста с опорой на выделенные слова).

7. «Анкета» (учащиеся составляют вопросы-суждения по теме (не менее десяти) и сдают на проверку. Потом их можно использовать на семинаре).

Приемы, направленные на формирование познавательных УУД:

1. «Привлекательная цель» (перед учащимися ставится простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия).

2. «Удивляй!» (учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным).

3. «Фантастическая добавка» (на уроке химии письмо от инопланетян с вопросом как сделать кислород).

4. «Проведи исследование».

5. «Перевод "с русского на русский"» (две-три пословицы перевести на язык биологических терминов).

6. «Что впереди?» (прежде чем читать учебник, предлагается ряд утверждений, из которых необходимо выбрать верные. Затем, обращаясь к учебнику, поверяется правильность выполненного задания).

7. «Азбука» (дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву и тесно связанных с изучаемой темой).

8. «Осколки» (текст из обрывков фраз).

Приемы, направленные на формирование коммуникативных УУД:

1. «Лови ошибку» (искать ошибку группой, спорить, совещаться, прийти к определенному мнению).

2. «Пресс-конференция» (учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы).

3. «Аукцион» (по аналогии с настоящим аукционом, «Лот» -объект. Идет его продаж: кто больше знает об объекте, тот его и «покупает»).

4. «Опрос - итог».

Таким образом, учитель, готовясь к уроку, ставя к нему конкретные цели, должен использовать приемы для развития как личностных, так и познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Предложенный мною прием «пазлов» позволяет учителю начальных классов развить УУД, собрав конкретные из предложенных приемов:

Развиваем личностные УУД Развиваем познавательные УУД Развиваем коммуникативные УУД Развиваем регулятивные УУД

«Повторяем с примером» «Фантастическая добавка» «Лови ошибку» «Приведи примеры»

Методика преподавания в начальных классах не подразумевает использование на уроках большого количества приемов и технологий на уроках, но в зависимости от уровня развития класса, достижений, доминирующего типа нервной системы, вида восприятия учитель может собрать свой «пазл» к уроку для развития УУД.

Каждый учитель может пополнять предложенный список приемов. Полученная методическая копилка несомненно будет способствовать повышению качества урока.

Таким образом, урок превратится в разноцветную радугу приемов.

Уверена, что разработанная мною система «пазлов» поможет любому учителю начальных классов быстро и качественно спланировать урок, отвечающий требованиям ФГОС, сделать его интересным и незабываемым.

© Потеряйко Е.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.