Научная статья на тему 'Конструирование профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования'

Конструирование профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ) ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCE / STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE (COMPETENT) TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Юлия Александровна

В статье анализируются принципиально новые образовательные конструкты компетентности и компетенции. Рассмотрены основные подходы к определению компетенций. Выделены наиболее общие профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения. Статья носит постановочный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the design of professional competence of future teachers of pre-school education

In the article fundamentally new educational constructs competence and expertise. The main approaches to determination of competences are considered. We select the most common professional competence of the teacher pre-school educational institutions. The article has posed character.

Текст научной работы на тему «Конструирование профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования»

УДК 378.14

Ю. А. Моисеева

Конструирование профессиональных компетенций будущих педагогов

дошкольного образования

В статье анализируются принципиально новые образовательные конструкты - компетентности и компетенции. Рассмотрены основные подходы к определению компетенций. Выделены наиболее общие профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения. Статья носит постановочный характер.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенции, профессиональные компетенции, структура профессиональных компетенций (компетентностей) педагога дошкольного образования.

U. A. Moiseeva

Approaches to the design of professional competence of future teachers of pre-school education

In the article fundamentally new educational constructs - competence and expertise. The main approaches to determination of competences are considered. We select the most common professional competence of the teacher pre-school educational institutions. The article has posed character.

Keywords: competence approach, competence, competences, professional competence, structure of professional competence (competent) teacher of preschool education.

Перемены, которые произошли в нашей стране в последние годы, привели к изменениям в образовательной политике, к пересмотру основ теории и практики образования.

Образование - это модель реальной жизни и профессиональной деятельности: по содержанию и по формам обучения, по той деятельности, которую выполняет студент, чтобы усвоить это содержание, по укладу жизни образовательного учреждения и т.п. Учебная деятельность предполагает познавательную мотивацию, практическая - профессиональную. Предметом учения является учебная информация, а в деятельности специалист создает новый продукт. Содержание обучения представлено во множестве учебных дисциплин, а в труде он выступает целостной личностью. На разрешение данных и многих других противоречий и направлены новые позиции в образовании, в частности, компетентност-ный подход.

Для обоснования своих представлений о структуре профессиональных компетенций педагога дошкольного образования обсудим некоторые общие вопросы, связанные с сущностью компетентностного подхода в образовании. Теоретические предпосылки его разработки заложены в трудах российских ученых В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, В.Д. Шадрикова, П.М. Эрдние-

ва, И.С. Якиманского. Главное в их трудах -ориентация на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности.

Концептуальные положения данного подхода рассматриваются такими авторами, как В.И. Байденко, П.В. Беспалов, И.А. Зимняя, М.П. Карпенко, А.К. Маркова, А.М. Новиков, Дж. Равен, А.В. Хуторской и мн. др.

Так, И.А. Зимняя выделила три этапа в развитии компетентностного подхода [2].

Первый этап (1960-1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция-компетентность.

Второй этап (1970-1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция-компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции-компетентности».

В этот же период зарубежные и отечественные исследователи (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, Дж. Равен) для разных видов деятельности выделяют различные компетентности/компетенции. Так, Дж. Равен сформу-

© Моисеева Ю. А., 2013

лировал 37 компетентностей, востребованных в современном обществе.

Третий этап (1990-2001 гг.) утверждения ком-петентностного подхода характеризуется активным использованием категории «компетентность-компетенции» в образовании.

Таким образом, компетентностный подход -одно из важнейших концептуальных положений обновления содержания образования, в качестве основных единиц которого рассматриваются компетентности и компетенции.

Компетентности - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Компетентности теоретического уровня обобщения отражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах. Эмпирические компетентности отражают внешние свойства предметов и явлений. Они имеют прикладной, действенный характер. Конкретизация данного уровня обобщения состоит в словах-терминах, символах, знаках, процессуальных знаниях, иллюстрациях, примерах.

Универсальные компетентности принято называть базовыми. Они включают основы современного научного знания, принципы и закономерности множества предметов и явлений действительности. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны.

К базовым компетентностям относятся:

• общенаучные;

• социально-экономические;

• гражданско-правовые;

• информационно-коммуникационные;

• политехнические;

• общепрофессиональные, присущие группе профессий.

Каждая компетентность предполагает свой набор составляющих ее компетенций, а сам ком-петентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования [6].

Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

Некоторые отечественные ученые (Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, Н.В. Седова и др.) выделяют два основных похода к определению компетенции - личностный и через характеристики деятельности. В работах американских

ученых (Р.Л. Оксфорд, Р.С. Скарселла, Н. Хом-ский и др.) характерно выявление поведенческих характеристик компетенций. Главную проблему они видят в определении тех черт личности, которые способствовали бы успешной деятельности. Европейская система образования делает акцент на свойства деятельности, а именно на то, какие элементы деятельности необходимо считать ведущими, при выполнении которых можно говорить о достижении результата, удовлетворяющего заданным требованиям [4].

Компетенции служат для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, выступают категорией результата образования.

Реализуются компетенции в разнообразных видах деятельности, в ходе которых решаются теоретические и практические задачи. Поэтому в структуру компетенций включаются знания, умения, способности, установка (готовности) и социально-профессиональные качества.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что термины «компетентность» и «компетенция» не перекрывают друг друга, а имеют право на самостоятельное существование в рамках компетентностного подхода.

В своих работах А.В. Хуторской отмечает, что не существует единого согласованного определения и перечня ключевых компетенций, поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан. Отсюда перечень компетенций во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе, а достичь такого согласования не всегда удается.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования предусмотрены две группы компетенций:

1. Универсальные (общие), включающие:

- общенаучные,

- инструментальные,

- социально-личностные и общекультурные.

2. Профессиональные, к которым относятся компетенции, соответствующие видам деятельности.

Обобщая опыт зарубежных и отечественных исследователей, можно выделить пять ключевых компетенций: коммуникативная, ролевая, культурно-ценностная, информационная и компетенция самосоверенствования [7].

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного, компетентного, свободно владеющего своей

Конструирование профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования

профессией специалиста. Интегральной характеристикой такого специалиста стала профессиональная компетентность [5]. В содержание данного понятия вкладывают личные возможности (учителя, воспитателя, педагога), позволяющие самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи.

В связи с этим от педагогов современной высшей школы требуется применение совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии и мобилизовать познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов.

Поэтому важно, чтобы вузовское педагогическое образование в значительной степени было ориентировано на развитие у студентов не только профессионально важных знаний и умений, но и личностных свойств, и каждый студент в процессе своего профессионального становления имел бы возможность реализовывать свой интеллектуальный и личностный потенциал.

Определение профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников педагогического вуза, целесообразно осуществлять на основе анализа особенностей профессиональной деятельности современного педагога как в содержательном, так и процессуальном аспектах.

Содержательный аспект носит ярко выраженный управленческий характер, а именно, организацию разнообразной деятельности и общения на основе диагностики особенностей каждой педагогической ситуации и ее субъектов, вычленение педагогической задачи, проектирование путей и средств ее решения, реализацию проекта, оценку результатов и формулировку новых задач и т.д.

В процессуальном плане педагогическая деятельность представлена как непрерывный анализ ситуаций, выделение и решение педагогических задач, направленных на оптимизацию обучения, воспитания и развития детей. При этом педагогическая задача должна быть не только понята, но и принята субъектом.

В процессе педагогической деятельности определяется доминантная роль теоретических знаний в формировании компетенций педагога, единство его теоретической и практической составляющей; формируется компетентность интегрировано педагогически мыслить и действо-

вать как в системе идеальных представлений, так и в практической реальности; подчеркивается многоуровневый характер самой педагогической деятельности.

Исследования по проблеме развития профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных учреждений активно ведутся многими педагогами и психологами: И.В. Биче-вой, Л.Н. Башлаковой, Е.Ф. Гладковой, Е.А. Гребенщиковой, Г.И. Захаровой, Е.А. Панько, Н.В. Шуровой и др.

К педагогу дошкольного образовательного учреждения предъявляются особые требования. Обобщенно можно выделить четыре наиболее важных требования к личности педагога и его профессиональной деятельности, которые находятся в русле современных концепций дошкольного образования [1, с. 81]:

1. Гуманистические установки, основанные на эмоционально-положительном отношении к детям, интересе к каждому ребенку и детскому сообществу как объективной среде его жизнедеятельности в условиях дошкольного учреждения, а также на уважении и интересе к своей собственной личности, в том числе и как профессионала.

2. Глубокое знание и понимание каждого ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Культура общения и совместной деятельности с ребенком, культура отношений педагога с самим собой как личностью и профессионалом.

4. Творчество, выражающееся в постоянном совершенствовании педагогом содержания и форм взаимодействия с детьми, а также самосовершенствовании, основанном на профессиональной рефлексии.

Вышеперечисленные требования подчеркивают социальную значимость и востребованность профессии педагога дошкольного образования. Но в то же время наблюдается низкий уровень профессиональной готовности педагогов к взаимодействию с детьми. Отсюда возникает значимость проблемы эффективного осуществления педагогом воспитательно-образовательного процесса, повышения его профессионального мастерства, гуманизации и сотрудничества с детьми, родителями, коллегами. Работа с детьми должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и ее реализации нацеливают педагога дошкольного образовательного учреждения на то, что он должен быть компетентен в следующих позициях:

- в области приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации знать законы и основные нормативные правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность;

- знать и понимать педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, возрастную физиологию;

- педагогическую этику;

- знать и уметь применять методы и формы мониторинга деятельности воспитанников;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями, коллегами;

- теорию и методику воспитательной работы;

- знать и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности;

- работать на компьютере.

Задачи развития дошкольного образовательного учреждения требуют от педагога также и специфических компетенций, таких как:

- открытость (педагог делится опытом, информацией, идеями, открыто обсуждает проблемы и находит решения, его действия корректны и носят поддерживающий характер);

- здоровый образ жизни (педагог должен является носителем здорового образа жизни);

- проектное мышление (педагог должен владеть основами проектного мышления и использовать проектирование как элемент своей профессиональной деятельности);

- гражданственность и толерантность (педагог должен занимать активную гражданскую позицию, уважать и принимать многообразие проявлений человеческой индивидуальности);

- правосознание (педагог является носителем правового сознания).

Одной из важных составляющих компетенции педагога является его предрасположенность к творческой деятельности, а именно умение привнести в процесс обучения и воспитания неожиданность, необычность, нетривиальность в поис-

ке путей достижения поставленных целей и, конечно, уровень творческого воображения. Это важно, поскольку многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

На сегодняшний день многие авторы в своих работах пытаются определить перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников педагогических вузов. В частности, в некоторых исследованиях выделяют такие компетенции (компетентности), как педагогическая направленность, педагогическая коммуникативность, педагогическая рефлексивность, педагогическая креативность, организаторская компетенция и профессионально-педагогический интеллект. Каждая из них интегрирует в своем содержании соответствующие знания, умения и навыки, личностные свойства

[3, с. 21].

Подводя итог вышесказанному, мы можем говорить о том, что процесс формирования профессиональных компетенций у студентов осуществляется на всем протяжении обучения в вузе: от формирования ключевых компетенций на первом курсе до профессиональных компетент-ностей при выходе на рынок труда. Реализуется он, в частности, в различных видах квазипрофессиональной деятельности: это практические и лабораторные занятия; психолого-педагогические практикумы, обеспечивающие соотнесение теоретических знаний студентов с реальной педагогической деятельностью; педагогическая практика, где студенты овладевают начальными профессиональными умениями и, что важно, начинают осознавать себя в роли будущих педагогов.

Библиографический список

1. Белкина, В. Н., Ревякина, И. И. Рефлексивный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов [Текст] : монография. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 192 с.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

3. Компетентностный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов [Текст] : монография / под ред. В. Н. Белкиной. - Ярославль, 2011. - 139 с.

4. Компетентностный подход к организации практики студентов [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой, В. Н. Мельниковой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - 80 с.

Конструирование профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования

5. Орлов, А. А. Модернизация педагогической подготовки студентов педвузов [Текст] // Педагогика: модернизация педагогического образования в России. - 2010. - № 5. - С. 88-95.

6. Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2011. - 266 с.

7. Щербакова, В. В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] // Высшее образование сегодня. - М. : Логос, 2008. -№ 10. - С. 39-41.

Bibliograficheskij spisok

1. Belkina V.N., Revyakina I.I. Refleksivnyj pod-khod v protsesse nepreryvnogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya studentov [Tekst]: monografiya. - YAroslavl': izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2009. - 192 s.

2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - no-vaya pa-radigma rezul'tata obrazovaniya [Tekst] // Vysshee obrazovanie segodnya, 2003. - №5. - S. 34-42.

3. Kompetentnostnyj podkhod v protsesse ne-preryv-nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya studentov [Tekst]: monografiya / pod red. d-ra ped. nauk, prof. V.N. Belkinoj. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2011. - 139 s.

4. Kompetentnostnyj podkhod k organizatsii prakti-ki studentov [Tekst] / pod red. L.V. Bajborodovoj, V.N. Mel'nikovoj. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2008. - 80 s.

5. Orlov А.А. Modernizatsiya pedagogicheskoj podgotovki studentov pedvuzov [Tekst] // Pedagogika: Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Ros-sii. - 2010. - № 5. - S. 88-95.

6. Formirovanie kompetentsij v praktike prepoda-vaniya obshhikh i spetsial'nykh distsiplin v uchrezh-deniyakh srednego professional'nogo obrazovaniya [Tekst]: sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf., 5 maya 2011 g. / nauch. red. EH.F. Zeer. - Ekaterinburg-Berezovskij: Filial Ros. gos. prof.-ped. un-ta v g. Bere-zovskom, 2011. - 266 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. SHHerbakova V.V. Formirovanie klyuchevykh kompetentsij kak sredstvo razvitiya lichnosti [Tekst] // Vysshee obrazovanie segodnya. - M.: «Logos», 2008. -№ 10. - S. 39-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.