Научная статья на тему 'Конституционный уровень правового регулирования противодействия коррупции в Российской Федерации'

Конституционный уровень правового регулирования противодействия коррупции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1206
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SAFETY / CORRUPTION / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогов Александр Сергеевич, Нестеров Олег Александрович

В статье рассматривается дискуссионный вопрос разделения уровней правового регулирования противодействия коррупции, а именно возможность считать конституционный уровень основополагающим. Авторы предлагают обоснование данного положения через систему факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рогов Александр Сергеевич, Нестеров Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL LEVEL OF LEGAL REGULATION OF THE CORRUPTION COUNTERACTION OF IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the question of the division of levels of legal regulation of counteraction of corruption. The special attention is paid to the opportunity to consider the constitutional level of counteraction to corruption to be the basic one. Authors offer justification of this thesis through the system of factors.

Текст научной работы на тему «Конституционный уровень правового регулирования противодействия коррупции в Российской Федерации»

Abstract. The article is based on the analysis of the current condition of the sports sphere development in the context of the study of the efficiency of the state policy. The author used the working program documents that concerned the sphere of the development of sports and physical training as the empirical base of the research. Noting the results of research, the author fixed factors that increased the efficiency of the sports policy. The author considers that it is necessary to make amplification of the political responsibility of regional structures for insufficient realization of the program actions in managerial process in the sports sector.

Keywords: sports, physical training, state, state policy, regional policy

РОГОВ Александр Сергеевич — к.ю.н., старший научный сотрудник Вневедомственного научно-исследовательского института изучения безопасности и сыска (ВНИиБиС) (delta_aria@mail.ru) НЕСТЕРОВ Олег Александрович — научный сотрудник ВНИиБиС (delta_aria@mail.ru)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается дискуссионный вопрос разделения уровней правового регулирования противодействия коррупции, а именно возможность считать конституционный уровень основополагающим. Авторы предлагают обоснование данного положения через систему факторов. Ключевые слова: безопасность, коррупция, правовое регулирование

Любые общественные отношения в государстве должны быть урегулированы нормами права. Это связано с тем, что без правовой составляющей невозможно регулировать, а вместе с тем обеспечивать безопасность и нормальное функционирование любой отрасли общественных отношений, в т.ч. противодействие коррупции.

Правовое регулирование в общем виде исследовалось многими учеными-правоведами [Осипов 2008; Ешич 2007; Румянцева 2007; Рабинович 2007]. При этом многие аспекты рассматриваемого вопроса имеют дискуссионный характер. Например, остаются спорными разделение правового регулирования на уровни, соотношение этих уровней между собой, а также включаемые в них правовые акты. Так, в трудах ученых нет единого подхода к количественному признаку данных уровней: одни выделяют 4 уровня [Теория... 2006: 44], другие — 3 [Шумилов 2008: 52-54]. Наиболее близкой авторам является точка зрения А.Ю. Шумилова, который выделяет 2 классификации уровней правового регулирования (в плоскости, отражающей юридическую силу акта, и в плоскости, отражающей пространственные пределы), в каждой из которых существуют 3 структурных элемента [Шумилов 2008: 52-54]. Особый интерес представляет конституционный (базовый) уровень правового регулирования, при котором правовое регулирование осуществляется на уровне Основного закона и федеральных конституционных законов.

В этой связи возникает новая проблема: а какие именно отношения регулируются на данном уровне? Про коррупцию в Конституции РФ не упоминается. Так можно ли говорить про именно конституционное регулирование противодействия коррупции, или же оно начинается на уровне федеральных законов (средний уровень правового регулирования)?

По мнению авторов, правовое регулирование противодействия коррупции в Российской Федерации действительно начинается с Конституции РФ. Это связано со следующими факторами.

1. Конституция РФ определяет, что Российское государство является социальным и гарантирует неприкосновенность всех видов собственности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых

2 015'02

ВЛАСТЬ

183

средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. В соответствии со ст. 2 такие положения, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), установление правовых основ единого рынка, а также финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, деятельность федеральных экономических служб и т.д. (ст. 71) находятся под защитой государства. Коррупция, несомненно, наносит ущерб экономической сфере России, а значит, одна из задач государства — бороться с нею. При этом используются различные силы и средства, предусмотренные законодательством РФ, в т.ч. деятельность оперативных сотрудников органов безопасности и правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность. Таким образом, Конституция РФ определяет основные объекты, требующие защиты, в т.ч. от коррупционных преступных посягательств.

2. В статье 2 федерального закона «О противодействии коррупции» указано, что правовую основу противодействия коррупции в первую очередь составляет Конституция РФ. Она придает перечисленным в ней правам, благам и сферам общественных отношений статус основ конституционного строя и определяет содержание прав и свобод человека и гражданина. В указе Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» также подчеркивается, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан [Психоманов 2000: 48]. Можно сделать вывод, что в профильных правовых актах, регламентирующих механизм противодействия коррупции, учтено, что Конституция РФ — основополагающий правовой акт в данном механизме.

3. Участие высших органов власти в механизме противодействия коррупции. В ст. 114 Конституции РФ указано, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Президент РФ также наделен в Конституции РФ полномочиями в рассматриваемой сфере. Сюда входит, например, контроль и координация деятельности государственных органов обеспечения безопасности (установление компетенции федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности) [Рогов 2014: 84-88], а также президентский контроль [Кошелев 2009: 145]. Таким образом, в Конституции РФ закреплены полномочия и обязанности данного высшего органа государственной власти по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ, а значит и противодействию преступным проявлениям, в т.ч. коррупционным.

4. Подтверждение данной точки зрения в научном мире. Так, Р.М. Психоманов пишет о том, что коррупция представляет собой посягательство на основы конституционного строя [Психоманов 2000: 5] и нарушение конституционных норм. К этой точке зрения присоединяется М.А. Багмет, отмечающий, что к коррупционным деяниям выборочно отнесены преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина [Багмет 2014: 22]. М.О. Изотов к политическим последствиям коррупции относит такую тенденцию, как разрушительное воздействие на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества [Изотов 2012: 71]. А.А. Шевелевич относит коррупцию к угрозам целостности страны и сохранения ее конституционного строя [Шевелевич 2008: 81]. Следует сделать вывод, что ученые в большинстве своем отмечают, что коррупция всегда наносит ущерб конституционным правам и свободам человека и гражданина.

Таким образом, учитывая отдельные положения Конституции РФ, иных правовых актов, деятельность высших органов государственной власти, а также мнения ученых, можно сделать вывод, что правовое регулирование противодействия коррупции состоит из системы уровней, основным из которых является конституционный (базовый) уровень.

Список литературы

Багмет М.А. 2014. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование): дис. ... к.ю.н. М.

Ешич А.С. 2007. Правовое регулирование отношений по использованию товарного знака и иных средств индивидуализации в доменном имени: дис. ... к.ю.н. М.

Изотов М.О. 2012. Коррупция в современной России: социокультурные основания и формы проявления: дис. ... к.филос.н. Орел. 192 с.

Кошелев И.Н. 2009. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации: дис. ... к.ю.н. М.

Осипов М.Ю. 2008. Правовое регулирование как динамическая система: понятие, структура, функции: дис. ... к.ю.н. М.

Психоманов Р.М. 2000. Правовые проблемы преодоления коррупции в государственном аппарате: дис. ... к.ю.н. М.

Рабинович А.Д. 2007. Особенности правового регулирования труда работников Крайнего Севера: дис. ... к.ю.н. М.

Рогов А.С. 2014. Президент Российской Федерации в механизме обеспечения безопасности российского государства. — Материалы I Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Право на современном этапе». Курган, 24 апреля 2014 г. (сост.: Т.Ю. Майборода, А.И. Коков, С.О. Реутских). Курган: Изд-во Курганского университета.

Румянцева А.В. 2007. Правовое регулирование аудита страховых организаций в Российской Федерации: дис. ... к.ю.н. Саратов.

Теория оперативно-розыскной деятельности. (под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова). 2006. М.

Шевелевич А.А. 2008. Административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы: дис. ... к.ю.н. М.

Шумилов А.Ю. 2008. Проблемы законодательного регулирования в оперативно-розыскной деятельности: десять лет спустя (конституционные, административные, уголовные, уголовно-процессуальные и уголовно-сыскные аспекты): монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИД Шумиловой И.И.

ROGOV Aleksandr Sergeevich, Cand.Sci.(Legal), Senior Researcher of Non-departmental Research Institute of Safety and Investigation Studies (delta_aria@mail.ru)

NESTEROV Oleg Aleksandrovich, Researcher of Non-departmental Research Institute of Safety and Investigation Studies (delta_aria@mail.ru)

THE CONSTITUTIONAL LEVEL OF LEGAL REGULATION OF THE CORRUPTION COUNTERACTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article is devoted to the question of the division of levels of legal regulation of counteraction to corruption. The special attention is paid to the opportunity to consider the constitutional level of counteraction to corruption to be the basic one. Authors offer justification of this thesis through the system of factors. Keywords: safety, corruption, legal regulation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.