5 См.: Комиссар по делам детей // Сайт Сообщества по защите прав детей в Англии (Children's Rights Alliance for England). URL: http://www.crae.org.uk/rights/childrens-commissioner.html (дата обращения: 25.12.2012).
6 См.: Закон от 15 ноября 2004 г. «О детях» (Children Act 2004) // Сайт базы данных Национального Архива Соединенного Королевства Великобритании. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2004/31/ contents (дата обращения: 25.12.2012).
7 Предисловие Комиссара по делам детей (Foreword from the Children's Commissioner) // Ежегодный отчет и финансовая отчетность за 2011 - 2012 гг. аппарата Комиссара по делам детей в Англии (Office of the Children's Commissioner. Annual Report and Financial Statements for 2011 - 2012). С. 4 // Официальный сайт Комиссара по делам детей в Англии. URL: http://www.childrenscommissioner.gov.uk/content/publications/ content_582 (дата обращения: 25.12.2012).
8 Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка Республики Ирландия. URL: http://www. oco.ie/about/ombudsman-for-children-act.html (дата обращения: 25.12.2012).
9 См: Тимофеев М.Т. Институт омбудсмена в Великобритании и Ирландии: контроль, основанный на сотрудничестве. М., 2006. С. 67.
10 Там же. С. 79.
М.С. Зайцев
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА
В статье формулируется тезис о существовании принципа обеспечения права граждан на участие в управлении делами государства, определяются структурные компоненты данного принципа.
Ключевые слова: участие в управлении делами государства, конституционный принцип, политические права граждан.
M.S. Zaitsev
THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF ENSURING THE RIGHT OF CITIZENS ON PARTICIPATION IN STATE ADMINISTRATION
The author formulates the thesis about existence of principle of ensuring the right of citizens on participation in state administration, defines structural components of this principle.
Keywords: participation in state administration, constitutional principle, political rights of citizens.
Часть 1 ст. 32 Конституции РФ закрепляет важное положение, конкретизирующее принцип народовластия через призму субъективных политических прав российских граждан: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Правовая природа данного конституционного установления в различные периоды развития науки конституционного права вызывала интерес у многих исследователей. Сама нормативная конструкция рассматриваемого положения («граждане Российской Федерации имеют право»), «география» его размещения в тексте Основного Закона страны (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина») указывают на то, что речь идет о конституционном праве граждан Российской Федерации.
Однако детальный анализ содержания этого права приводит С.А. Кондратьева к выводу о том, что если его рассматривать как отдельное субъективное право граждан, то возникают трудности с определением его основных составляющих, т.е. кон-
© Зайцев Максим Сергеевич, 2014
Аспирант (Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государ-94 ственной службы при Президенте РФ»); [email protected]
М.С. Зайцев • Конституционный принцип обеспечения права граждан на участие в управлении делами государства
кретных правомочий. При этом, подчеркивает автор, если основными правомочиями признавать отдельные политические права и свободы граждан, то самостоятельного значения данное право не имеет и резюмирует: «Если все же предположить, что данное субъективное право существует и охватывает практически все без исключения права и свободы, которые мы привыкли считать политическими, меняя фактически статус последних от самостоятельных субъективных прав до форм осуществления или методов обеспечения основного политического права, то в таком случае традиционные права и свободы граждан лишаются гарантий своего существования и обеспечения, теряя значение «неотъемлемых» и основополагающих»1.
Выявленные особенности права граждан на участие в управлении делами государства позволили С.А. Кондратьеву установить двойственную природу: «Конституционное право на участие в управлении делами государства, с одной стороны, представляет собой принцип, на котором строятся отношения между государством и гражданином в демократическом государстве, а с другой — сумму субъективных прав, которые выражены в таких конкретных правомочиях, как право на участие в выборах и референдуме, право на занятие государственной должности (право на равный доступ к государственной службе), право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; эти правомочия образуют систему мер и способов воздействия гражданина на организацию и деятельность государства и его отдельных органов; механизм реализации права на участие в управлении делами государства представляет собой систему нормативных предписаний правоустанавливающего и правоприменительного характера»2.
Идея о том, что право граждан на участие в управлении государственными и ш общественными делами не является конституционным субъективным правом, а н представляет собой основополагающий принцип взаимоотношений демократического С
а
государства и гражданина была развита в работах некоторых советских ученых 3. т
о
Полагаем, необходимо определиться, в каком значении термин «принцип» при- к
о
меняется в контексте дефиниции С.А. Кондратьева, в работах Н.И. Новоселова и о' И.Н. Струцкой. С.А. Кондратьев употребляет его для обозначения природы взаи- | моотношений субъектов конституционного права: «принцип, на котором строятся в
4 е
отношения между государством и гражданином в демократическом государстве»4. н
о
Какова степень общности данного конституционного установления? Являет- Ю ся ли оно принципом конституционного права либо это положение относится к и правовым категориям другого порядка? с
к
Анализ иных конституционных прав и свобод (в т.ч. личных прав и свобод) а
позволяет причислить их также к разряду принципов, на основе которых вы- д
е
страиваются отношения между гражданином и государством в той или иной | сфере. Например, такое свойство можно обнаружить и при изучении сущностного № содержания права на свободу и неприкосновенность личности, на неприкосновен- 29 ность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго ^ имени, на неприкосновенность жилища, которые определяют принципиальные 4 аспекты построения отношений между гражданином и демократическим государством. Эти конституционные положения, конкретизируясь в соответствующих отраслевых законах, выстраивающих систему их осуществления и гарантий, создают правовой механизм реализации данных конституционных прав.
Указанное обстоятельство вполне объяснимо самой природой конституционных установлений, высоким уровнем их нормативности, что обеспечивает прямое 95
действие конституционных норм в любой сфере общественных отношений (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), придавая им роль особых регуляторов в жизни государства и общества. Безусловно, многие конституционные положения являют собой принципы, которые служат идейной основой для формулирования различных отраслевых установлений принципиального характера.
Д.А. Ковачев писал, что принципы права - это основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости и свободы5. Идейную составляющую сущности принципов права выделяет В.Н. Карташов, отмечая, что принципы права - это определенные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулированы на основе научного и практического опыта6. Аналогичная оценка принципам дается и М.И. Бай-тиным: это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права7. С.А. Мосин с учетом этого констатировал, что принципы права служат той основой, на которой формируется вся государственная правовая система. В соответствии с принципами права выстраивается и вся совокупность правовых принципов. Особое значение принципов заключается в высокой степени важности и обязательности для всех без исключения участников тех или иных правоотношений. Закрепление их в конституциях обеспечивает их стабильность, высокую степень устойчивости к изменениям8.
Приведенные подходы указывают, что идея «права на участие в управлении делами государства» действительно обладает признаками, свойственными принципам права ввиду ее регулятивного воздействия на состояние правоотношений * в данной сфере, ее стабильности и нормативности.
? Признавая право на участие в управлении государственными делами консти-
а. туционным принципом взаимоотношений между государством и гражданином, С.А. Кондратьев пишет, что «этот принцип реализуется с помощью субъектив-
1 ных политических прав «на участие», которые позволяют воздействовать на
Е о
а организацию и деятельность государства и его органов»9.
го
| Однако представляется, что само по себе «право на участие в управлении дела-
| ми государства» называть конституционным принципом не корректно. Правовой
| принцип представляет собой идею максимальной общности, отражающую в дан-
2 ном случае межсубъектные отношения «государство граждане», поэтому «право на ° участие» может быть только компонентом конституционного принципа, который « должен иметь более сложную структуру и включать в себя наряду с «правом на | участие» еще и корреспондирующую ему обязанность государства, его органов и о органов местного самоуправления, а также должностных лиц обеспечить возмож-° ность реального воздействия граждан на управление государственными делами.
0
° Исходя из вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:
го
3 1. Необходимо говорить о наличии конституционного принципа обеспечения
1 права граждан на участие в управлении делами государства.
I 2. Принцип обеспечения права граждан на участие в управлении делами го-
сударства - это конституционный принцип, заключающийся в предоставлении гражданам Российской Федерации комплекса политических прав, с помощью которых они могут влиять на государственную политику в различных сферах жизни
государства и общества, и одновременно возлагающий на государство, его органы, органы местного самоуправления и должностных лиц, обязанности по 96 обеспечению практической реализации данных прав.
Н.В. Тупиков • О социальной функции права собственности в конституционном праве Российской Федерации
3. В структуре этого принципа можно выделить две базовые составляющие:
собственно право граждан на участие в управлении делами государства;
обязанность государства, его органов, органов местного самоуправления и
должностных лиц обеспечить реализацию данного права в установленных законом формах.
4. Право граждан на участие в управлении делами государства представляет собой не отдельное субъективное право гражданина, а является слагаемым10 всех политических прав, с помощью которых граждане Российской Федерации оказывают воздействие на политические процессы в государстве и обществе в различных сферах. Это право обладает системообразующим воздействием на всю совокупность политических прав, закрепленных в Конституции РФ.
1 См.: Кондратьев С. А. Конституционное право граждан на участие в управлении государственными делами в условиях формирования правового демократического государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 26.
2 Там же. С. 5-6.
3 См., например: Новоселов Н.И. Участие граждан в управлении государственными и общественными делами. М., 1985. С. 3; Струцкая И.Н. Конституционное право граждан СССР на обращение с предложениями и критическими замечаниями: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1989. С. 4.
4 Кондратьев С. А. Указ. раб. С. 5.
5 См.: Ковачев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. 1997. № 9. С. 71.
6 См.: Карташов В.Н. Принципы права. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. М., 2001. С. 222-223.
7 См.: Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 1. С. 4.
8 См.: Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве. М., 2009.
9 Кондратьев С. А. Указ. раб. С. 48-49.
10 В данном вопросе мы солидарны с С.А. Кондратьевым (см.: Кондратьев С.А. Указ. раб. С. 5-6).
Н.В. Тупиков
О СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена исследованию проблем социальной функции права собственности в конституционном праве. Анализируется положение социальной функции собственности в законодательстве; рассматриваются общие и частные проблемы права собственности.
Ключевые слова: собственность, право собственности, социальная функция права собственности, коллизии, правовой режим.
N.V. Tupikov
SOCIAL FUNCTION OF OWNERSHIP IN CONSTITUTIONAL LAW OF RUSSIAN FEDERATION
The article is devoted to the study of problems of social function of ownership in constitutional law. The author analyses position of social function of ownership in legislation. Author also demonstrates common and particular problems of ownership.
Key words: ownership, right of property, social function of ownership, collisions, legal order.
Проблема собственности вообще и права собственности в частности занимает важное место в теории и практике любого государства. Особое значение для наше-
© Тупиков Николай Владимирович, 2014
Аспирант кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 97