Научная статья на тему 'Конституционные основы Российской Федерации в системе физической культуры'

Конституционные основы Российской Федерации в системе физической культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5674
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОН / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПРАВО / КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ / CONSTITUTION / LAW / PHYSICAL CULTURE / SPORT / RIGHT / CONSTITUTIONAL NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотарев Юрий Яковлевич

Данная статья посвящена основам конституционного законодательства РФ в сфере физической культуры и массового спорта, а также анализу законотворческого процесса в этой области. Автор рассматривает Конституцию РФ, различные законы, правотворческую деятельность в данной сфере общественной жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL FOUNDATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE

This article is devoted to the bases of the constitutional legislation of the RF in the sphere of physical culture and mass sports, and also to the analysis of legislative process in this area. The author considers the Constitution of the RF, various laws, law-making activity in this sphere of public life

Текст научной работы на тему «Конституционные основы Российской Федерации в системе физической культуры»

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

1

УДК 796.077.5

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Золотарев Юрий Яковлевич старший преподаватель

Армавирский механико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», Армавир, Россия

UDC 796.077.5

THE CONSTITUTIONAL FOUNDATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE

Zolotarev Yuriy Yakovlevich senior lecturer

Armavir Institute of Mechanics and Technology (branch) FSBEE HPE «Kuban State Technological University»,Armavir, R,Rssia

Данная статья посвящена основам конституционного законодательства РФ в сфере физической культуры и массового спорта, а также анализу законотворческого процесса в этой области. Автор рассматривает Конституцию РФ, различные законы, правотворческую деятельность в данной сфере общественной жизни

This article is devoted to the bases of the constitutional legislation of the RF in the sphere of physical culture and mass sports, and also to the analysis of legislative process in this area. The author considers the Constitution of the RF, various laws, law-making activity in this sphere of public life

Ключевые слова: КОНСТИТУЦИЯ, ЗАКОН, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ

Keywords: CONSTITUTION, LAW, PHYSICAL CULTURE, SPORT, RIGHT, CONSTITUTIONAL NORMS

В современный период особое значение приобретает физическое здоровье населения - граждан любой страны. Ведь именно человеческий потенциал является достоянием любого современного государства. Все страны, так или иначе, стремятся развивать спорт и физическую культуру, чтобы не только сократить расходы на здравоохранение, но и добиться физического здоровья нации. Известно, что в тех странах, в которых не проводится осмысленной политики в области физкультуры и спорта, весьма высоки расходы на здравоохранение, и физическое здоровье населения оставляет желать много лучшего: это и частые заболевания сердечно-сосудистой, опорно-двигательной систем, наличие избыточного веса, низкая продолжительность жизни населения, относительно невысокое ее качество, наличие многочисленных вредных привычек (курение, чрезмерное употребление алкоголя и т.д.) и, как следствие, отсутствие полноценного здорового образа жизни.

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

2

Особенно данная ситуация характерна для развивающихся стран, которые только приходят к идее важности физической культуры и спорта для собственных граждан. Во многих развитых государствах проблема сохранения физического здоровья населения давно уже стала приоритетной и государственно важной задачей, которая нередко ставится на самом высоком политическом уровне. Создаются министерства спорта и физической культуры, национальные спортивные комитеты, государством и меценатами инвестируются значительные средства на развитие физической культуры, принимаются стратегические

перспективные планы по распространению спорта и физической культуры, организации международных и национальных спортивных мероприятий. Российская Федерация в данном контексте не является каким-то исключением. Больше того, в нашей стране создана прочная и основательная законодательная база проведения такой политики и, следовательно, есть все правовые предпосылки для развития спорта и физической культуры. В России необходимость этого давно уже была осознана на самом высоком политическом уровне - уровне законодательной и исполнительной власти.

Как следствие, в стране принимаются решения и осуществляются программы по сохранению физического здоровья нации, развитию физической культуры и спорта. Причем данные задачи вовсе не являются отвлеченными или умозрительными проектами, направленными на достижение каких-то абстрактных целей. Цели здесь вполне конкретные и непосредственно связанные с национальной безопасностью страны, сохранением в ней человеческого потенциала и физического здоровья наших граждан.

Общеизвестно, что Россия является великой спортивной державой, что и показали XXII Олимпийские игры в Сочи, но не менее важно, наряду с развитием спорта на высоком уровне международных соревнований,

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

3

создание базы для развития массового спорта и физической культуры в стране, вовлечения в эту сферу самых широких слоев населения, в особенности молодежи, подрастающего поколения. На протяжении последних лет на государственном уровне принята программа развития массового спорта в стране, началось финансирование различного рода проектов в области физической культуры и спорта, причем проводятся они именно на общенациональном уровне с охватом самых широких слоев населения. Важно отметить, что существующее в нашей стране законодательство дает самые широкие возможности для развития массового спорта и укрепления физического здоровья граждан. Главным из законодательных актов в данной сфере является в первую очередь российская конституция, в которой содержатся основные положения относительно необходимости сохранения и преумножения физического здоровья граждан и распространения спорта и физической культуры в стране. Положения российской конституции поддерживаются и рядом международных соглашений и основополагающих документов, принятых нашей страной на международном уровне. Так, согласно Статье 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, одним из основных прав каждого человека являются занятия физическим воспитанием и спортом [7]. Принимая эту хартию в 1978 году, Генеральная конференция ЮНЕСКО подчеркнула свою убежденность в том, что «эффективное осуществление прав человека зависит в значительной степени от возможности каждого мужчины и каждой женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности и, что в соответствии с этим, доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован». Статья 9 хартии устанавливает, что «государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

4

мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки и принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля» [7].

Но все же главные основания для развития физической культуры и спорта в РФ содержатся в Основном законе государства. Рассмотрим подробнее конституционные основы Российской Федерации (далее РФ) в системе физической культуры. В настоящий момент нормативно-правовое обеспечение деятельности в области физической культуры и спорта в РФ представляет собой небольшой, по сравнению с другими отраслями права, по объему массив законодательных и подзаконных актов. Центральное место в этом массиве законодательства занимает Федеральный закон (далее ФЗ) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.; от 30.06.2007 г.) [3].

Конституционное право России является базовой для всей системы российского права отраслью, представляющей собой совокупность норм, устанавливающих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство, систему органов власти и местного самоуправления [8]. Конституционное право имеет особый способ воздействия - установление, юридическая конструкция которого такова, что оно не предполагает точно определенных прав и обязанностей участников правовых отношений: конституционные

установления имеют всеобщий, универсальный характер и обращены ко всем или ко многим видам субъектов. Предмет правового регулирования системы физической культуры и спорта - это разнообразные общественные отношения, в которые вступают в процессе осуществления своей деятельности субъекты системы физической культуры и спорта.

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

5

В самом тексте Конституции РФ (далее - Конституция) словосочетание «физическая культура» встречается дважды: в статье 41 о праве на охрану здоровья, пунктом вторым которой устанавливается, что в РФ поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта; в статье 72 о предметах совместного ведения, согласно подпункту «е» пункта 1 которой к совместному ведению РФ и ее субъектов относятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта [1].

В данном случае теория управления физической культурой оперирует понятием «система», выделяя ряд главных ее содержательных характеристик и признаков: 1) целостность, предполагающую

совокупность конкретных процессов и объектов; 2) делимость, при которой система делится на подсистемы и элементы; 3) наличие системных интегральных качеств, т.е. таких новых свойств, которые не присущи ни одному из элементов, образующих систему. Так, например, для организационной системы физической культуры и спорта характерно наличие определенной цели - физическое совершенство человека [9].

Конституционную основу деятельности физических лиц,

занимающихся физической культурой с целью удовлетворения своих личных нематериальных потребностей, использующих при этом такие компоненты физической культуры, как физическая рекреация и двигательная реабилитация, составляют нормы Конституции о праве каждого на охрану здоровья (п. 1 ст. 41), в связи с чем государством поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья

человека, развитию физической культуры и спорта (п. 2 ст. 41) [1]. В развитии этих конституционных норм ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3] рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

6

здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (п. 2 ст. 1 Закона).

Нормы конституционного права для физических лиц, в отношении которых осуществляется процесс физического воспитания -

целенаправленный педагогический процесс, имеющий целью обучение двигательным действиям и развитие физических способностей, в том числе процесс профессионального физкультурного образования,

устанавливают право каждого на образование, гарантируют

общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43 Конституции) [1].

К тому же Законом РФ «Об образовании» [4] установлены социальные гарантии реализации прав граждан на образование: права и социальная защита обучающихся и воспитанников; охрана здоровья; права и обязанности родителей и др. (ст. ст. 50-52 Закона).

Основополагающие принципы регулирования деятельности физических лиц, осуществляющих свою деятельность, приносящую заработок или доход в сфере физической культуры и спорта, которая также является объектом приложения их труда и характеризует их профессиональную специализацию, установлены Конституцией. В соответствии с ними труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

7

и профессию; получать вознаграждение за свой труд; каждый имеет право на отдых (ст. 37) [4].

Свое непосредственное развитие и конкретизацию в системе физической культуры и спорта конституционные нормы о праве на труд находят в трудовом законодательстве, в частности Трудовом кодексе РФ [2], который устанавливает понятия трудового договора, его содержание и порядок заключения. Согласно ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», работниками физкультурно-спортивных

организаций считаются лица, занимающиеся физкультурнооздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Названным Законом также определено, что деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством.

В России организациям и физическим лицам, выполняющим функции по обеспечению занятий населением физической культурой и спортом посредством создания материальных и интеллектуальных продуктов или выполнения работ и оказания услуг, Конституция гарантирует свободу экономической деятельности, признает и защищает равным образом их частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8), придавая им статус экономической основы конституционного строя. Конституционно закреплено право человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).

Установлено, что право частной собственности охраняется законом; каждому гарантировано право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35). Права и свободы человека и гражданина могут

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

8

быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55) [1].

Конституцией гарантируется право на объединение и свобода деятельности общественных объединений и организаций, создаваемых для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, а также запрещается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или организацию и пребыванию в них (ст. 30) [1].

Особенности правового положения физкультурно-спортивных объединений определены ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Согласно статье 8 названного Закона, порядок образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) определяется ФЗ «Об общественных объединениях» [5] с учетом особенностей, предусмотренных вышеназванным Законом.

Учитывая федеративное устройство российского государства, отметим следующие конституционные нормы.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении РФ находится: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания,

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

9

образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (ст. 72). Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом (ст. 77) [1].

В систему федеральных органов исполнительной власти входит и Г осударственный комитет РФ по физической культуре и спорту. Наряду с указанным Комитетом управляющую подсистему физической культуры составляют и другие органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы физкультурного образования, лечебной физкультуры и спортивной медицины, физической подготовки

военнослужащих и сотрудников.

Действующее административное, гражданское, финансовое законодательство предоставляет органам государственного управления полномочия по непосредственному управлению физкультурными организациями и общему регулированию физкультурной деятельности. К формам непосредственного управления относятся акты органа исполнительной власти о создании организаций, утверждении уставов, наделении их имуществом, утверждении смет, исполнении бюджета, назначении и освобождении от должности руководителей, реорганизации и ликвидации. Общее регулирование осуществляется в формах государственной регистрации, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных организаций, обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры, спорта и иных.

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

10

интересов населения, его исторических и иных местных традиций (ст. 130133) [1].

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К ним, в частности, относится создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании. Основы местного самоуправления законодательно закреплены ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6].

Таким образом, в РФ конституционные права и свободы реализуются субъектами физкультурно-спортивной деятельности в различных правоотношениях, конкретное содержание которых определяется значительным по объему массивом правовых актов, достаточно полно определяющих правовой статус их участников, а вот повышению эффективности управления системой физической культуры на современном этапе развития законодательства способствует принятие и реализация соответствующих целевых программ - комплекса обязательных для исполнения всеми органами исполнительной власти мероприятий, обеспеченных финансовыми и материально-техническими ресурсами и закрепленных правовыми актами.

Литература

1. Конституция Российской Федерации// «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3.

3. Федеральный закон от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2206.

4. Закон Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) «Об образовании». Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150.

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

Научный журнал КубГАУ, №102(08), 2014 года

11

5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930.

6. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506.

7. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для студентов вузов/Под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. - 671 с.

8. Гойман В.И. Система права. Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999, с. 219-220.

9. Переверзин И.И., Бугров Н.Н., Вилькин ЯР. и др. Управление физической культурой и спортом: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1987, с. 9-11.

References

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii// «Rossijskaja gazeta», № 237, 25.12.1993.

2. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2002, № 1, st. 3.

3. Federal'nyj zakon ot 29 aprelja 1999 goda № 80-FZ «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 1999, № 18, st. 2206.

4. Zakon Rossijskoj Federacii (v redakcii Federal'nogo zakona ot 13 janvarja 1996 g. № 12-FZ) «Ob obrazovanii». Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 1996, № 3, st. 150.

5. Federal'nyj zakon ot 19 maja 1995 g. № 82-FZ «Ob obshhestvennyh ob#edinenijah». Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 1995, № 21, st. 1930.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Federal'nyj zakon ot 28 avgusta 1995 g. № 154-FZ «Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 1995, № 35, st. 3506.

7. Alekseev S.V. Sportivnoe pravo Rossii. Pravovye osnovy fizicheskoj kul'tury i sporta: Uchebnik dlja studentov vuzov/Pod red. P.V. Krasheninnikova. - M.: JuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2005. - 671 s.

8. Gojman V.I. Sistema prava. Obshhaja teorija prava i gosudarstva: Uchebnik/Pod red. V.V. Lazareva. 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Jurist#, 1999, s. 219-220.

9. Pereverzin I.I., Bugrov N.N., Vil'kin Ja.R. i dr. Upravlenie fizicheskoj kul'turoj i sportom: Ucheb. dlja in-tov fiz. kul't. - M.: FiS, 1987, s. 9-11.

http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/064.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.