Научная статья на тему 'Конституционное закрепление новой концепции прав и свобод человека и гражданина в России'

Конституционное закрепление новой концепции прав и свобод человека и гражданина в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2871
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бузуверова Наталья Валентиновна

Рассмотрена проблема формирования правового государства в современной России через призму института прав и свобод человека и гражданина. Дана сравнительная характеристика советской и современной российской концепций прав и свобод человека и гражданина. Сделан акцент на новизне ряда конституционных новелл в области прав человека, содержащихся в Конституции Российской Федерации, на их соответствии общепризнанным принципам и нормам международного права. Показана актуальность темы конституционного закрепления прав и свобод человека и гражданина как с теоретической, так и с практической точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционное закрепление новой концепции прав и свобод человека и гражданина в России»

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 342, 342.7 Н. В. Бузуверова

КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

Положение человека в обществе и государстве , обеспечение свободы личности - один из коренных вопросов общественного развития. Ис-тория человечества - это история воплощения вдеала свободы, в том числе с помощью права и закона. Главным юрвдическим средством закрепления , признания со стороны государства достиг -нутой свободы личности является конституция. Само возникновение конституции как основного закона государства во многом было связано с необходимостью провозглашения и закрепления на высшем правовом уровне вдеи свободы личности, равенства всех граждан перед законом и обеспечения на этой основе принципиально новых взаимоотношений личности с государственной властью. Юрвдической формой выражения этих взаимоотношений является институт прав и сво-бод человека и гражданина.

Конституция Российской! Федерации впервые в истории отечественного конституционализма закрепила в качестве характеристики России вдею правового государства. В ней указано, что «Рос-сийская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство...» [1]. Одним из основных признаков правового государства является гарангированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию. Проблема прав человека стоит в центре всей Конституции РФ, это один из фундаментальных принципов российского государства. В Конституции имеется отдельная глава (глава вторая), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции, она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.

Идеологизированные Конституции бывшего СССР и союзных республик, провозглашавшие высшей целью построение коммунистического общества, рассматривали человека, в первую

очередь, как гражданина государства, члена общества, как «вингик» государственного механизма . Действующая Конституция России четко определяет, что высшей ценностью является человек, его права и свободы. Тем самым, она закрепляет новую конлрпцию прав и свобод чело -века, смысл которой в том, что человек стал рассматриваться, в первую очередь, как личность, пенная сама по себе, со своими интересами и правами. При этом Конституция РФ не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.

Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с настоящей! Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное об -щество, с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина. Особо следует отметить, что принятая Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о праве на развитие признает, что развитие является всесторонним экономическим, социальным, куль -турным и политическим процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на оснэве их активного, свободного и конструктивного участия в создании и справедливом распределении благ [2]. Таким образом, международные нормы связывают права человека и гражданина непосредственно с политическими свободами и экономическим развитием общества.

В Конституции РФ закрепляется концепция «естественных прав» человека, поскольку они не «даруются» человеку государством, а признаются. Вменение в обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает, что государство:

- признает уже принадлежащие человеку в силу рождения неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы;

- соблюдает их, то есть не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и пользования ими, но создает условия для их реализации (например, государство не контролирует волеизъявление из-бирателей, но создает условия для проведения свободных, демократических выборов);

- защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений, устанавливая в Конституции и законодательстве широкий круг га -рантий их реализации, в том числе различные виды юридической ответственности за их нару-шение (например, Уголовный Кодекс РФ преду -сматривает ответственность за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина).

Конституция и законодательство закрепляют признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве одной из основных функций государства, которая осуществляет -ся через систему государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Так, Презвденг РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина, вступая в должность, приносит народу присягу, в которой клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина. Парламент РФ (Федеральное Собрание) как представительное учреждение, выражающее политическую волю народа, своим главным критерием при осуществлении законодательной деятельно -сти и иных полномочий видит права и законные интересы человека. Поскольку в соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, основным критерием при приня-тии законов Государственной Думой и одобрении их Советом Федерации должны быть интересы охраны и защиты прав человека. В компетенцию Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина. Охрану и защиту прав человека как одну из основных функций правоохранительных органов закрепляют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность судов, прокуратуры, милиции, органов безопасности, юстиции, налоговой полиции, таможенных органов, нотариата, адвокатуры.

Особая роль в защите прав и охраняемых законом интересов граждан принадлежит судебной власти Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав.

Определенное Конституцией место судебной власти, обеспечивающее ее самостоятельность и независимость, установленные Конституцией требования к судьям, демократические принципы судопроизводства, возможность получения квалифицированной юридической помощи де -лают суд доступным для каждого человека органом правовой защиты личности, ее прав и законных интересов. Судебная защита в Российской Федерации осуществляется всеми судами, создание и функционирование которых предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» [3].

Большое значение имеет предусмотренное Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Рос -сийской Федерации» право граждан обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой! на нарушение конституционных прав и свобод, по которой Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле [4]. Гражданин вправе обратиться с жалобой! в Конститу-ционный Суд при наличии трех условий. Во-первых, если нарушены конституционные права и свободы (материально-правовое условие). Во-вторых, если предметом жалобы является закон, нарушающий права и свободы (общее условие для рассмотрения дела в Конституционном суде). В-третьих, если этот закон, его нормы были применены или подлежат применению в конкретном деле (процессуальное условие). Должно быть конкретное правоприменительное дело, в котором в результате применения неконституционного, по мнению гражданина, закона будут нарушены или уже нарушены его права.

Впервые в российской Конституции возможности защиты прав и свобод человека и гражданина расширены настолько, что выходят за рамки государственных органов Российской Федерации Защита прав и свобод теперь возможна и на межгосударственном уровне, но только при соблюде-нии установленного в Конституции условия о том, что все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты должны быть исчерпаны. После вступления России в Совет Европы и ратификации ею Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод граждане РФ получили возможность направлять индивидуаль-ные жалобы в Европейский суд по правам человека. Суд рассматривает обращения любого липа, неправительственной организации или группы лип, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской

конвенцией. Рассмотрению данным судом подле -жат только жалобы, которые поданы против государства. Европейский суд может предложить заявителю обратиться в Конституционный Суд РФ, если правонарушение связано с содержанием самого закона.

Составляя основу взаимоотношений государства и личности, права и свободы, в их конституционном закреплении, характеризуются такими свойствами, как всеобщность, равенство, единство, полнота и гарантированность. Однако данные качества конституционного института прав и свобод находят свое проявление не в абстрактном ввде, а применигельш к конкретным их адресатам . Конституционные нормы в области прав и свобод человека и гражданина рассчитаны на широкую реализацию, на активную жизненную позицию личности. В самих конституционных пра-вах заложена предоставленная гражданам возможность требовать от государства и его органов совершения определенных действий либо воздержания от действий, препятствующих реализации тех или иных прав и свобод. Справедливо отмечал видный русский философ и правовед И.А. Ильин: «Никто не должен быть исключен из государ-ственюй системы защиты, заботы и содействия; и в то же время все должны иметь возможность работать и творить по своей свободной, творческой инициативе. Каждый гражданин должен быть уверен, что и он защищен, принят во внимание и навдет себе справедливость и помощь со стороны государства; и в то же время каждый должен быть самостоятелен и самодеятелен» [5].

Ценность Конституции РФ определяется, прежде всего, тем, что она является главным нормативно-правовым средством обеспечения прав и свобод личности. В современный период произошел отказ от представлений о государственной власти как единственном источнике прав личности, получила признание идея естестве иных и неотъем -лемыхправ человека и гражданина. Нет и не может быть каких-либо иных, более важных для государства приоритетов и целей, чем обеспечение интересов человека, его прав и свобод. В этом состоит принципиальная новизна Конституции РФ, так как никогда ранее в нашей отечественной истории права личности не считались практическим государстве иным приоритетом. Однако они рискуют остаться декларативными, если государство не будет строго и последовательно выполнять свои обя-занности перед обществом и личностью в области

прав человека. Не случайно в процессе формирования новой российской государственности Президент Российской Федерации указывал на опасность дискредитации самого понятия «права человека» в социальной и политической практике [6].

Залогом преодоления этой опасности является четкое понимание и последовательное осуществление государством тех обязанностей, которые оно берет на себя по отношению к человеку и гражданину. От того, насколько эффективно будут работать органы государственной власти, зависит решение множества проблем, непосредственно затрагивающих интересы личности. Процитируем в этой связи обоснованное высказывание A.M. Тарасова: «До настоящего времени отсутствует реальная система социальной защиты человека: человек фактически оказался беззащитным перед произволом как государственных, так и мафиозных и криминальных структур» [7]. Поэтому важнейшей задачей и объективной необхо-димостью в современной России является государственный контроль, призванный укрепить связи между государственными органами и обществом, его институтами, обеспечить в правоохранительных и других органах законность и порядок, поставить надежный заслон от нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Даже хорошие законы не реализуются, если не сформированы для этого соответствующие условия, в том числе эффективный государственный контроль за их исполнением. За нарушение конституционных положений должна неотвратимо наступать конституционно-правовая ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и государства в целом [8]. Контроль за деятельностью органов государственной власти (правоохранительной деятельностью) является одним из эле -ментов, показателей цивилизованности, степени демократичности государства и общества.

В Конституции РФ отражено, что Российская Федерация - правовое государство. Однако «надо признать, что это указание скорее цель, чем констатация факта» [9]. Современный период развития России является переходным, в нашей стране пока нет полноценного правового государства и его «среды обитания» - зрелого гражданского общества. Для процесса формирования российского правового государства необ-ходимо научиться «жить по Конституции», ис-пользуя весь ее демократический потенциал.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. М., 2004. Ст. 1.

2. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2004. С. 4.

3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года с изм. от 15 декабря 2001 года и от 4 июля 2003 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4825; Российская газета. 2003. 9 июля.

4. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года с изм. от 8 февраля 2001 года и от 15 декабря 2001 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; Российская газета. 2001. 20 декабря.

5. Ильин И.А. О государстве // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1993. С. 247.

6. О действенности государственной власти в России. Ежегодное Послание Президента РФ // Российская газета. 1995. 17 февраля.

7. Тарасов А.М. Государственный (президентский) контроль - важнейший элемент укрепления национальной безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 2. С. 7.

8. Сергеев А.Л. Конституционная ответственность в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1. С. 5-8.

9. Жуйков В. Конституционный Суд РФ выполняет историческую роль // Российская юстиция. 2001. № 10. С. 18.

УДК 947.084 В. М. Гафурова

ПОЛИТИКА АРЕНДЫ НА УРАЛЕ В ГОДЫ НЭПА

В условиях новой экономической политики одним из важнейших аспектов деятельности местных органов управления промышленностью было непосредственное управление ею. Данная полигика включала в себя следующие элементы. Во-первых, отбор предприятий с точки зрения их экономической важности. Во-вторых, установление соответствия между производственными заданиями, планами и теми ресурсами, какими предприятия располагали. В-третьих, ведение предприятий на принципах хозяйственного расчета. В-четвертых, привлечение частной инициативы в промышленность путем сдачи не -действующих или слабо действующих предприятий в аренду.

Для осуществления этих задач коммунистическая партия в отношении промышленности раз -решила вопрос следующим образом: наиболее сохранившиеся и крупные предприятия тех отрас -лей, которые могли развиваться в существующих российских условиях, сохранялись за государством [1]. Оставшиеся предприятия переводились в частноправовое пользование, при этом целесообразность должна была строго согласовываться с общей экономической ситуацией [2]. Самой важной проблемой для местных хозяйственных орга-нов было правильно оценить состояние хозяйства региона и выделить следующие группы предприя-тий: предприятия, остающиеся в управлении хозяйственными органами; подлежащими сдаче в аренду и подлежащими закрытию.

При этом сразу же были определены основные критерии отбора предприятий. К первой группе относились технически оборудованные

предприятия. Они получали определенные льготы. На эти предприятия переводились лучшие кадры, пересматривались нормы выработки для рабочих, предоставлялся широкий круг прав при реализации своей продукции, что позволяло им оперативно действовать в новых экономических условиях. Таким образом, можно говорить о том, что под непосредственным руководством ГСНХ происходил отбор предприятий и формирование государственной промышленной базы [3].

Ко второй группе относились предприятия, на момент сдачи не представляющие ценности и имеющие исключительно местное значение. Третья группа - предприятия, снабжение которых представлялось невозможным.

Сдача в аревду предприятий осуществлялась в соответствии с Декретом от 5 июля 1921 года. Сдача в аревду ставила своей целью разгрузить местные хозяйственные органы от мелких предприятий, увеличить и ускорить поступление необ-ходимых населению товаров и восстановить некоторые бездействующие предприятия, без особых затрат на это со стороны государства. Но, несмотря на это, процесс сдачи предприятий в аренду происходил очень медленно. Планы сдачи промышленных предприятий в аренду очень часто оставались на бумаге. Многие чиновники отрица-тельно относились к этой идее вообще. Мотивы отрицательного отношения к частной предпринимательской деятельности были различными - от -части боязнь конкуренции со стороны частника, отчасти - политические мотивы [4]. Заметим, что данный вывод, сделанный сотрудником централь -ного аппарата ВСНХ, во многом оказался небез-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.