Научная статья на тему 'Конституционное регулирование права граждан СССР на объединение'

Конституционное регулирование права граждан СССР на объединение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1506
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНСТИТУЦИЯ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / RIGHT FOR CONSOLIDATION / PUBLIC ORGANIZATIONS / CONSTITUTION / COMMUNIST PARTY / SOVIET STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туманов Д. Ю.

Статья посвящена конституционному регулированию в СССР одного из важнейших гражданских прав: права на объединение, которое призвано способствовать реализации иных законных прав и интересов граждан. Анализируется ограничительный механизм права советских граждан на объединение, закрепленный в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE USSR CITIZENS' RIGHT FOR CONSOLIDATION

The article is devoted to the constitutional regulation of one of the most important civil rights: right for consolidation which should promote realization of other legal rights and interests of citizens. The author analyzes the limitation mechanism of the right of Soviet citizens for consolidation, stated in the USSR Constitutions of 1936 and 1977.

Текст научной работы на тему «Конституционное регулирование права граждан СССР на объединение»

УДК 342.728

Д.Ю. ТУМАНОВ, кандидат юридических наук, доцент

Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) федерального университета

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН СССР НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

Статья посвящена конституционному регулированию в СССР одного из важнейших гражданских прав: права на объединение, которое призвано было способствовать реализации иных законных прав и интересов граждан. Анализируется ограничительный механизм права советских граждан на объединение, закрепленный в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.

Ключевые слова: право на объединение; общественные организации; конституция; коммунистическая партия; Советское государство.

Действующая Конституция РФ1 в ст. 30 закрепляет право граждан на объединение, которое является основанием для создания самых различных союзов и ассоциаций: политических партий, профсоюзов, молодежных, детских, благотворительных и иных организаций. Исходя из принципов построения демократического и правового государства, каковым провозгласила себя современная Россия, данное право не подлежит каким-либо ограничениям, за исключением тех, что необходимы в интересах обеспечения безопасности общества и отдельных граждан.

Иное отношение к данному праву существовало в советский период истории нашей страны. После образования СССР институт прав и свобод сначала регулировался на уровне конституций союзных республик.

Впервые на уровне Основного Закона Союза ССР право объединения граждан в общественные организации было закреплено в Конституции СССР 1936 г.2 в ст. 126, к особенностям которой следует отнести исчерпывающий перечень видов общественных организаций, в которые могли объединяться советские граждане: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2 Конституция Союза Советских Социалистических Республик: Утверждена Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК Союза СССР и ВЦИК. - № 283. - 16 дек., 1936 г.

организации, культурные, технические и научные общества. При такой формулировке все иные организации, включая и политические партии, рассматривались как незаконные. Закреплялись цели создания общественных организаций: для развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс, а деятельность организаций должна была соответствовать интересам трудящихся. В этой же статье говорилось о том, что «... наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Несмотря на неясность формулировки о статусе Коммунистической партии как о «руководящем ядре всех организаций», на практике именно эти положения ст. 126 толковалась как конституционное закрепление руководящего положения ВКП (б) и ее монополии на политическую власть.

Таким образом, ст. 126 является одной из принципиально важных статей Конституции СССР 1936 г., поскольку именно она во многом определила основы политической системы Советского государства, которая может быть охарактеризована как замкнутая, поскольку не допускалось создание общественных организаций, прямо не упомянутых в данной статье. Закреплялось монопольное правление Коммунистической партии, о возможности создания иных общественно-по-

литических организаций в данной статье даже не упоминается.

Определенный шаг вперед в развитии права советских граждан на объединение был сделан в Конституции СССР 1977 г.3, в соответствии с которой граждане СССР имели право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. При этом общественным организациям гарантировались условия для успешного выполнения ими своих уставных задач (ст. 51).

Совершенствование данного права выразилось в том, что в отличие от ст. 126 Кон -ституции СССР 1936 г. в ст. 51 Конституции 1977 г. отсутствовал перечень общественных организаций, в которые могли объединяться граждане.

Повышались роль и значение общественных организаций в политической жизни, которые согласно третьей программе КПСС, принятой еще в 1961 г. [1], должны были стать основой для перехода к общественному самоуправлению. В Конституции СССР 1977 г. закреплялось участие общественных организаций в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов в соответствии с уставными задачами этих организаций (ст. 7); общественным организациям предоставлялось право выдвижения кандидатов в депутаты Советов (ст. 100), право законодательной инициативы (ст. 113).

В качестве общественных организаций в СССР создавались профсоюзы, комсомол, кооперативные объединения (колхозы, потребительские ко -оперативы, жилищно-строительные кооперативы (ЖСК)), общественно-политические организации (комитеты: защиты мира, советских женщин, ветеранов войны, солидарности стран Азии и Африки и др.), научные («Знание»), научно-технические (ВОИР) и научно-просветительные общества (общество философов), спортивные и оборонные

3 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята внеочередной седьмой сессией Верховного Совета Союза ССР 7 октября 1977 г. // Ведомости ВС СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.

общества, культурно-просветительные общества (театральные, хоровые и др.), творческие союзы (писателей, художников, композиторов и др.), и прочие - Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, общество филателистов и др.

Самыми массовыми организациями в СССР являлись профсоюзы, объединявшие в начале 1980-х гг. свыше 130 млн рабочих, служащих и колхозников, а также комсомол, в котором состояло более 41 млн юношей и девушек [2, с. 3].

Интенсивное развитие получило объединение граждан в жилищно-строительные кооперативы, а также в садоводческие товарищества. За 19781979 гг. площадь под коллективными садами увеличилась на 62 тыс. и в начале 1980-х гг. составила 240 тыс. га. В садоводческих товариществах объединилось свыше 3 млн человек [3, с. 32].

Для содействия деятельности союзов творческих работников постановлениями Правительства СССР были созданы фонды: литературный, музыкальный, художественный, архитектурный, журналистский. Государственные учреждения и предприятия, использующие труд соответствующих работников (писателей, музыкантов, художников и т.д.) были обязаны производить отчисления в фонды творческих союзов [3, с. 42].

По данным на 1986г. в СССР действовало 707 тыс. кружков художественной самодеятельности, в которых насчитывалось 11 994 тыс. участников. Во всех коллективах и кружках художественной самодеятельности страны участвовало 30 млн человек [4, с. 189].

Но при этом руководящей и направляющей силой всех официально созданных общественных организаций продолжала оставаться Коммунистическая партия Советского Союза, вооруженная марксистско-ленинским учением, определявшая генеральную перспективу развития общества, а также линию внутренней и внешней политики СССР (ст. 6 Конституции СССР 1977 г.). Кроме того, граждане СССР имели право объединяться в общественные организации только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 51 Конституции СССР 1977 г.).

Однако, несмотря на то, что политический режим Советского государства практически до конца 1980-х гг. оставался тоталитарным, основанным на однопартийной системе и нетер-

пимости к любым проявлениям инакомыслия, в СССР создавались и достаточно длительное время существовали общественные организации, вполне самостоятельные по отношению к партии и государству, что свидетельствовало о постепенном изменении массового мышления советских граждан, все меньше желавших быть организованными «сверху».

Так, после Всемирного фестиваля молодежи и студентов выяснилось, что свои песни сочиняют во всех московских вузах. В 1959 г прошел первый фестиваль самодеятельной песни, организованный студентами МЭИ, в котором приняли участие барды из пяти вузов. Фестиваль стал ежегодным, и в конце 1960-х гг. в нем участвовало уже более 20 песенных клубов [5, с. 292].

С конца 1960-х гг. широкую популярность приобрел Грушинский фестиваль, посвященный памяти молодого барда В. Грушина, трагически погибшего во время туристического похода на р. Уде в августе 1967 г. Любители бардовской песни съезжались на него практически со всего Советского Союза, количество участников исчислялось десятками тысяч, причем этот фестиваль с успехом проходит и в настоящее время.

В середине 1960-х гг. стали образовываться клубы любителей фантастики. В начале 1980-х гг. их рост вызвал беспокойство властей, с учетом того, что в клубах изучались произведения зарубежных авторов, в произведениях которых социальные проблемы толковались естественно, не с точки зрения марксизма-ленинизма. Власть раздражала неподконтрольная им информационная активность клубов, из-за чего в середине 1980-х гг. против клубов был предпринят ряд запретительных мер.

Возникали и иные неформальные объединения и движения молодежи, создаваемые в противопоставление «формальным» объединениям (ВЛКСМ и иным), носившими протестный характер, но без проявления каких-либо форм агрессии и экстремизма. Протест проявлялся, прежде всего, во внешнем виде, так что представители различных течений «неформалов» легко узнавали друг друга даже в незнакомом городе. Наиболее известные из них: хиппи, стиляги, рокеры, панки, металлисты и др.

14 марта 1990 г. был принят Закон СССР № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР»4, в соответствии с которым отменялась монополия коммунистической партии на политическую власть и закреплялась многопартийность, а из ст. 51 Конституции СССР 1977 г. было изъято указание на то, что граждане могли объединяться лишь «в соответствии с целями коммунистического строительства».

В условиях ослабления властных структур многочисленные новоиспеченные партии, народные движения и фронты, прочие общественные организации развернули очень бурную и при этом неконструктивную деятельность, выливавшуюся в обвинения в адрес существующего государственного и общественного строя, призывы к насильственному свержению власти и разрушению территориальной целостности страны, разжигание национальной розни. Советское государство, предоставив обществу свободу объединений, не смогло удержать население от нахлынувшей эйфории, вызванной возможностью действовать без четких предписаний власти, вследствие чего прекратило свое существование, уступив место новым государствам, к числу которых относится и современная Россия.

Список литературы

1. Программа коммунистической партии Советского Союза. - М.: Госполитиздат, 1961. - 144 с.

2. Конституционный статус общественных организаций в СССР / отв. ред. А.И. Щиглик. - М.: Наука, 1983. - 199 с.

3. Шутько Д.В. Развитие правового статуса общественных организаций в условиях зрелого социализма // Сборник статей «Общественные организации в условиях развитого социализма». - М.: Институт государства и права АН СССР, 1982. - С. 32-39.

4. Великий Октябрь и социальная структура советского общества: Интеллигенция / Л.А. Агеева, Т.И. Адуло, Е.М. Бабосов и др. - Минск.: Наука и техника, 1988. - 296 с.

5. Шубин А.В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. - М.: Вече, 2008. - 384 с.

В редакцию материал поступил 22.08.12

4 Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР: Закон СССР от 14.03.1990 № 1360-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. -№ 12. - Ст. 189.

Информация об авторе

Туманов Дмитрий Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) федерального университета Адрес: 423812, г. Набережные Челны, пр-т Сююмбике, 10А (11/29), тел.: (8552) 58-88-94 E-mail: dmitriy-tumanov@mail.ru

D.YU. TUMANOV, PhD (Law), Associate Professor

Naberezhnye Chelny branch of Kazan (Volga) Federal University CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE USSR CITIZENS' RIGHT FOR CONSOLIDATION

The article is devoted to the constitutional regulation of one of the most important civil rights: right for consolidation which should promote realization of other legal rights and interests of citizens. The author analyzes the limitation mechanism of the right of Soviet citizens for consolidation, stated in the USSR Constitutions of 1936 and 1977.

Key words: right for consolidation; public organizations; constitution; Communist party; Soviet state.

References

1. Programma kommunisticheskoipartii Sovetskogo Soyuza (Program of the Communist party of the Soviet Union). Moscow: Gospolitizdat, 1961, 144 p.

2. Konstitutsionnyi status obshchestvennykh organizatsii v SSSR (Constitutional satatus of public organizations in the USSR). Moscow: Nauka, 1983, 199 p.

3. Shut'ko D.V. Razvitie pravovogo statusa obshchestvennykh organizatsii v usloviyakh zrelogo sotsializma (Development of the legal status of public organizations under formed socialism), Obshchestvennye organizatsii v usloviyakh razvitogo sotsializma. Moscow: Institut gosudarstva i prava AN SSSR, 1982, pp. 32-39.

4. Velikii Oktyabr' i sotsial'naya struktura sovetskogo obshchestva: Intelligentsiya (Great October and social structure of the Soviet state: Intelligentsia), L.A. Ageeva, T.I. Adulo, E.M. Babosov and oth. Minsk: Nauka i tekhnika, 1988, 296 p.

5. Shubin A.V. Dissidenty, neformaly i svoboda vSSSR (Dissidents, non-formal activists and freedom in the USSR). Moscow: Veche, 2008, 384 p.

Information about the author

Tumanov Dmitriy Yuryevich, PhD (Law), Associate Professor, Head of the Chair of Theory and History of State and Law

Address: ^ (11/29) Suyumbike Avenue, 423812, Naberezhniye Chelny, tel.: (8552) 58-88-94

E-mail: dmitriy-tumanov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.