Научная статья на тему 'Конституционно-правовые параметры гражданского общества в России'

Конституционно-правовые параметры гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2387
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / CIVIL SOCIETY / FEDERAL STATE / HUMAN RIGHTS / PRIVATE OWNERSHIP / DEMOCRACY / CONSTITUTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силаев Павел Олегович

В статье предложен авторский анализ российского федерального и регионального законодательства закрепляющего нормы, непосредственно относящиеся к институтам гражданского общества. Автором исследованы нормы-параметры, определяющие отдельные аспекты гражданского общества в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. В заключение автор утверждает, что наличие научной дискуссии относительно столь сложного понятия, как «гражданское общество», и его нормативно-правое закрепление с целью его последующей формализации в законодательстве и целесообразного использования в правоприменительной практике является оправданной и необходимой.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Силаев Павел Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author gives the analysis of the Russian federal and regional legislation enshrining provisions which are directly relating to institutes of civil society. The author investigates the parameters defining separate aspects of civil society in constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation. In the conclusion the author proves that the presence of a scientific discussion of rather difficult concept as "civil society" and its standard fixing with the purpose of its subsequent formalization in the legislation and expedient use in law-enforcement practice is justified and necessary.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые параметры гражданского общества в России»

УДК 342:347.471(470) DOI: 10.12737/article_5901db44148ab7.90686597

Силаев Павел Олегович, аспирант кафедры конституционного и

муниципального права, Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский

институт управления - филиал, (Российская Федерация, г. Орел),

е-mail: pavelsilaev@list.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

В статье предложен авторский анализ российского федерального и регионального законодательства закрепляющего нормы, непосредственно относящиеся к институтам гражданского общества. Автором исследованы нормы-параметры, определяющие отдельные аспекты гражданского общества в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. В заключение автор утверждает, что наличие научной дискуссии относительно столь сложного понятия, как «гражданское общество», и его нормативно-правое закрепление с целью его последующей формализации в законодательстве и целесообразного использования в правоприменительной практике является оправданной и необходимой.

Ключевые слова: гражданское общество, федеративное государство, права человека, частная собственность, народовластие, правовое государство.

Silayev P. O., Postgraduate student at the Department of Constitutional and Municipal Law, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail:pavelsilaev@list.ru

CONSTITUTIONAL AND LEGAL PARAMETERS OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

In the article the author gives the analysis of the Russian federal and regional legislation enshrining provisions which are directly relating to institutes of civil society. The author investigates the parameters defining separate aspects of civil society in constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation. In the conclusion the author proves that the presence of a scientific discussion of rather difficult concept as "civil society" and its standard fixing with the purpose of its subsequent formalization in the legislation and expedient use in law-enforcement practice is justified and necessary.

Keywords: civil society, federal state, human rights, private ownership, democracy, constitutional state.

Особого внимания требует научное осмысление проблемы институционализации гражданского общества и его конституционно-правовых параметров на федеральном и региональном уровнях. При этом, как отмечает ряд ученых, следует учитывать, что «гражданское общество соединяет индивидов и социальные группы сложным переплетением частных инте-

ресов, возникающих и реализующихся в процессе социальной самоорганизации», поэтому на пути институционализации гражданского общества в России необходимо принимать, глубоко проанализированные решения с целью недопущения девальвации идеи необходимости построения гражданского общества.

В нашей стране основным нормативно-правовым актом является Конституция, которая закрепляет принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и человеком, т.е. основы государственного строя. Однако в Основном законе страны не используется термин «гражданское общество», при этом в ряде статей обращается внимание на различные аспекты этого феномена. В главе 1 «Основы конституционного строя» и 2 «Права и свободы человека и гражданина» устанавливаются базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации положен принцип, закрепленный в статье 2 Конституции Российской Федерации: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства. В свою очередь, статьей 18 закреплено, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [1]. Таким образом, статья 2 в совокупности со статьей 18 Конституции Российской Федерации призвана показать, что посредством провозглашения прав и свобод человека высшей ценностью государство находится на службе у человека, обеспечивает его частные интересы, а не наоборот - человек служит орудием осуществления политики государства.

Поскольку Конституция Российской Федерации является фундаментом гражданского общества, в ней закреплены основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти. Конституционные основы закреплены в первой главе Конституции Российской Федерации и содержат всего 16 статей. К конституционно-правовым основам относятся: федерализм, который раз-

граничивает предметы ведения и полномочия между государственной властью Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, при этом обеспечивая целостность государства; демократический политический режим; республиканская форма правления, при которой органы государственной власти избираются на определенный срок, а граждане обладают различными правами; человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что предписывает государству предоставлять права в полном объеме и способствовать их реализации и защите; суверенитет многонационального народа, т.е. верховенство народной власти; государственный суверенитет, что предполагает верховенство и независимость государственной власти Российской Федерации; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; признание России светским государством; Российская Федерация — социальное государство, что обязывает -власть создавать и поддерживать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека; рыночная экономика, которая поддерживает различные формы собственности; идеологическое многообразие и политический плюрализм, которые запрещают установление единой идеологии и однопартийной системы. Именно на этих основах базируется все остальное законодательство, так как оно является ядром всего права [11].

Наиболее значимыми нормативно-правовыми актами федерального уровня по вопросам правового регулирования институтов гражданского общества являются:

- Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за

исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации [2].

- Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. Указанный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления [3].

- Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения [4].

- Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Предметом регулирования названного закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией

гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов. Установливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций или союзов соответственно [5].

- Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» устанавливает, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Предметом регулирования указанного закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации [6].

- Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной

деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации [7].

- Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления [8].

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» определяет, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление

цензуры массовой информации, - не допускается. Также устанавливается недопустимость злоупотребления свободой массовой информации [9].

Конституции и уставы субъектов Федерации воспроизводят перечень основных институтов гражданского общества, закрепленный федеральной Конституцией.

Следует подчеркнуть, что деятельность институтов гражданского общества в каждом субъекте Федерации регламентируется не только правом, но и уставами общественных объединений, нормами морали, национальными традициями. Она предопределена историческим опытом, уровнем развития демократии, правосознания и политической культуры народа, его гражданственности. Конституции и уставы субъектов Федерации воспроизводят нормы федеральной Конституции. Например, в статье 7 Конституции Бурятии: «демократия в Республике Бурятия осуществляется на основе политического, экономического и идеологического многообразия многопартийности и законности. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя республики и ее целостности, разжигание расовой, национальной и религиозной розни» [10].

Конституция Российской Федерации определила пределы государственного вмешательства в деятельность гражданского общества и его отдельных институтов, которые задаются большой совокупностью конституционных принципов. Закрепленные в Основном законе принципы должны постоянно интерпретироваться и наполняться новым юридическим содержанием, соответствующим каждому новому этапу развития гражданского общества. Поэтому необходима гибкая и деликатная интерпретация конституционных принципов, обеспечивающая стабильность и динамизм в развитии гражданского общества на основе признания

за законодателем широкой дискреции в их истолковании.

В Российской Федерации на сегодняшний день еще не сформировано законодательство, обеспечивающее устойчивое развитие гражданского общества. Имеющаяся в Российской Федерации крайне сла-

бая законодательная база регулирующая функционирование институтов гражданского общества приводит к тому, что уже принятые законы, регламентирующие деятельность Общественной палаты, некоммерческих организаций, общественных советов при Министерстве внутренних дел и прочих институтов гражданского общества как бы «зависают» в правовом вакууме. Поэтому злобой дня остается создание целостной системы законодательства, поддерживающей гражданское общество.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. -04.08.2014. №31. - ст. 4398.

2. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. - № 21. - ст. 1930.

3. О некоммерческих организация: Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 02.06.2016, с изм. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. -№3.- ст. 145.

4. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 29.09.1997. -№ 39. - ст. 4465.

5. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ (ред. от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // Собрание законодательства РФ. -15.01.1996.-№3.-ст. 148.

6. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016)

//Собрание законодательства РФ. -16.07.2001. -№29. - ст. 2950.

7. О благотворительной деятельности и благотвори-тельных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. -14.08.1995. - N 33. - ст. 3340.

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. -06.10.2003. -№40. -ст. 3822.

9. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Российская газета. - N 32. -08.02.1992

10. Конституция Республики Бурятия от 22.02.1994 (ред. от 27.11.2015) (принята Верховным Советом РБ 22.02.1994) // Бурятия. -№ 43. -09.03.1994.

11. Гаршина А.М. Конституционные основы и механизмы защиты гражданского общества // Научные записки молодых исследователей. -2015. -№ 5. - С. 65-68.

References:

1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii: priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // Sobranii zakonodatel'stva RF. -04.08.2014. №31. - st. 4398.

2. Ob obshchestvennykh ob"edineniiakh: Fede-ral'-nyi zakon ot 19.05.1995 № 82-FZ (red. ot 02.06.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. -22.05.1995. - №21. - st. 1930.

3. O nekommercheskikh organizatsiia: Federal'-nyi zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ (red. ot 02.06.2016, s izm. ot 03.07.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 15.01.1996. -№3.- st. 145.

4. O svobode sovesti i o religioznykh ob"edineniiakh: Federal'nyi zakon ot 26.09.1997 № 125-FZ (red. ot 06.07.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 29.09.1997. - № 39. -st. 4465.

5. O professional'nykh soiuzakh, ikh pravakh i garantiiakh deiatel'nosti: Federal'nyi zakon ot 12.01.1996 N 10-FZ (red. ot 03.07.2016 (s izm. i dop.,

ув1ир. V вИи в 04.07.2016) // 8оЬгап1в zakonodatel'st-ув РЯ. -15.01.1996. -- № 3. -st. 148.

6. О ро!Шс11евк1к11 paгtiiakh: Яес1егаГпу1 zakoп ot 11.07.2001 N 95-Я7 (геС. ot 09.03.2016) (в кт. i dop., vstup. V вИи в 13.03.2016) //8oЬгaпie za-koпodatel'stva РЯ. -16.07.2001. - №29. - st. 2950.

7. О Ьlagotvoгitel'пoi deiatel'пosti i Ьlagotvoгi-tel'пykh oгgaпizatsiiakh: Fedeгal'-пyi zakoп ot 11.08.1995 N 135^ (ГЭС. ot 05.05.2014) // Sobranie zakoпodatel'stva РЯ. -14.08.1995. -№ 33. - st. 3340.

8. ОЬ obshchikh pгiпtsipakh organizatsii

mestпogo samoupгavleпiia V Рossiiskoi Federatsii:

Fedeгal'пyi zakoп ot 06.10.2003 №131^ (гed. ot 03.07.2016) // Sobranie zakoпodatel'stva РЯ.-06.10.2003. -№40. -st. 3822.

9. О sгedstvakh massovoi iпfoгmatsii: Zakoп РЯ ot 27.12.1991 N 2124-1 (гсС. ot 03.07.2016) (в izm. i dop., ув^. V silu в 15.07.2016) // Рossiiskaia gazeta. - N 32. -08.02.1992

10. ^пвШвна РespuЬliki Випайа ot 22.02.1994 (гed. ot 27.11.2015) (pгiпiata Veгkhovпym 8ovetom РВ 22.02.1994) // Buriatiia. - № 43. -09.03.1994.

11. СагвЫпа А.М. Koпstitutsioппye osпovy i mekhanizmy zashchity gгazhdaпskogo oЬshchestva // Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei. - 2015. -№ 5. - 8. 65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.