Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы совершенствования технологий голосования и обеспечения прозрачности избирательного процесса в Республике Молдова'

Конституционно-правовые основы совершенствования технологий голосования и обеспечения прозрачности избирательного процесса в Республике Молдова Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
избирательные права / конституционное право / новые технологии голосования / права человека / электронное голосование / электоральная коррупция. / voting rights / constitutional right / new voting technologies / human rights / electronic voting / electoral corruption.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В. П. Кириленко, Н. С. Чимаров

Статья посвящена исследованию основных направлений государственной политики в Республике Молдова по защите гарантированных Конституцией страны избирательных прав граждан. Основное внимание акцентировано на анализе ряда международных документов для государств-участников Содружества Независимых Государств, содержащих правовые стандарты проведения выборов. Обобщив положения молдавского национального законодательства в части применения на выборах современных цифровых технологий, авторы исследуют особенности новых подходов к организации голосования с использованием отдельных пилотных проектов электронного голосования и голосования избирателей с ограниченными возможностями. Накопленный в молдавском обществе опыт перехода в управлении государством к инновационным действиям на основе новейших цифровых решений позволяет в ближайшей перспективе перейти от тестирования технологии электронного голосования к тотальному её использованию в формате общенациональных выборов. Решение данного вопроса обеспечит необходимые условия для перевода национальных выборов на более высокий уровень по критериям их прозрачности и легитимности полученных результатов. Одним из центральных вопросов обеспечения действительно демократических выборов является решение проблемы преодоления современных форм электоральной коррупции, являющейся разновидностью политической коррупции. С учётом изложенного авторами обобщены отдельные правовые нормы нормативных источников в области молдавской антикоррупционной политики и их правовое закрепление для электоральной сферы. Проведён анализ положений национального законодательства и постановлений республиканской Центральной избирательной комиссии по формированию у субъектов избирательного процесса, организующих выборы, неподкупности к коррупции и раскрыто содержание принципов добросовестности, конфиденциальности, ответственности и «незлоупотребления в санкционировании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal bases for improving voting technologies and ensuring transparency of the electoral process in the Republic of Moldova

The article is devoted to the study of the main directions of the state policy in the Republic of Moldova on the protection of citizens’ electoral rights guaranteed by the Constitution of the country. The focus is on the analysis of a number of international documents for the States members of the Commonwealth of Independent States containing legal standards for the conduct of elections. Summarizing the provisions of the Moldovan national legislation on the application of modern digital technologies in elections, the authors explore the peculiarities of new approaches to the organization of voting using individual pilot projects of electronic voting and the voting of voters with disabilities. The experience gained in Moldovan society in the transition to innovative actions based on the latest digital solutions in the management of the state allows in the near future to move from testing the technology of electronic voting to its total use in the format of national elections. The solution of this issue will provide the necessary conditions for the transfer of national elections to a higher level according to the criteria of their transparency and legitimacy of the results. One of the Central issues of ensuring truly democratic elections is the solution to the problem of overcoming modern forms of electoral corruption, which is a kind of political corruption. Taking into account the stated by authors separate legal norms of normative sources in the field of the Moldavian anti-corruption policy and their legal fixing for the electoral sphere are generalized. The analysis of the provisions of the national legislation and the resolutions of the Republican Central election Commission on the formation of the subjects of the electoral process, organizing elections, integrity to corruption and disclosed the principles of integrity, confidentiality, responsibility and «non-abuse in authorization».

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы совершенствования технологий голосования и обеспечения прозрачности избирательного процесса в Республике Молдова»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342.76

В.П. Кириленко

доктор юридических наук, профессор

Северо-Западный институт управления -филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, 7-я линия В.О., д. 16-18.

E-mail: intlaw@szags.ru.

Н.С. Чимаров

кандидат юридических наук Северо-Западный институт управления -филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Российская Федерация, 197375, Санкт-Петербург, Новоколомяжский пр., д. 12.

E-mail: kolomyagi4@gmail.com.

Конституционно-правовые основы совершенствования технологий голосования и обеспечения прозрачности избирательного процесса в Республике Молдова

Аннотация: Статья посвящена исследованию основных направлений государственной политики в Республике Молдова по защите гарантированных Конституцией страны избирательных прав граждан. Основное внимание акцентировано на анализе ряда международных документов для государств-участников Содружества Независимых Государств,

53

содержащих правовые стандарты проведения выборов. Обобщив положения молдавского национального законодательства в части применения на выборах современных цифровых технологий, авторы исследуют особенности новых подходов к организации голосования с использованием отдельных пилотных проектов электронного голосования и голосования избирателей с ограниченными возможностями. Накопленный в молдавском обществе опыт перехода в управлении государством к инновационным действиям на основе новейших цифровых решений позволяет в ближайшей перспективе перейти от тестирования технологии электронного голосования к тотальному её использованию в формате общенациональных выборов. Решение данного вопроса обеспечит необходимые условия для перевода национальных выборов на более высокий уровень по критериям их прозрачности и легитимности полученных результатов. Одним из центральных вопросов обеспечения действительно демократических выборов является решение проблемы преодоления современных форм электоральной коррупции, являющейся разновидностью политической коррупции. С учётом изложенного авторами обобщены отдельные правовые нормы нормативных источников в области молдавской антикоррупционной политики и их правовое закрепление для электоральной сферы. Проведён анализ положений национального законодательства и постановлений республиканской Центральной избирательной комиссии по формированию у субъектов избирательного процесса, организующих выборы, неподкупности к коррупции и раскрыто содержание принципов добросовестности, конфиденциальности, ответственности и «незлоупотребления в санкционировании».

Ключевые слова: избирательные права, конституционное право, новые технологии голосования, права человека, электронное голосование, электоральная коррупция.

Для цитирования: Кириленко В.П., Чимаров Н.С. Конституционно-правовые основы совершенствования технологий голосования и обеспечения прозрачности избирательного процесса в Республике Молдова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 1 (81). - С. 53-60.

Viktor P. Kirilenko

Dr. Sci. (Jurid.),

North-West Institute of Management-branch of the Russian Academy of Science and Technology under the President of the Russian Federation 16-18, 7-th Line V.I., Saint-Petersburg, 199034, Russian Federation.

E-mail: intlaw@szags.ru.

Nikolai S. Chimarov

Cand. Sci. (Jurid.)

North-Western Institute of Management-branch of the Russian Academy of Science and Technology under the President of the Russian Federation 12, Novokolomyazhski str., Saint-Petersburg, 197375, Russian Federation. Ph.: +7 (921) 864-94-84. E-mail: kolomyagi4@gmail.com.

Constitutional and legal bases for improving voting technologies and ensuring transparency of the electoral process in the Republic of Moldova

The article is devoted to the study of the main directions of the state policy in the Republic of Moldova on the protection of citizens' electoral rights guaranteed by the Constitution of the country. The focus is on the analysis of a number of international documents for the States

members of the Commonwealth of Independent States containing legal standards for the conduct of elections. Summarizing the provisions of the Moldovan national legislation on the application of modern digital technologies in elections, the authors explore the peculiarities of new approaches to the organization of voting using individual pilot projects of electronic voting and the voting of voters with disabilities. The experience gained in Moldovan society in the transition to innovative actions based on the latest digital solutions in the management of the state allows in the near future to move from testing the technology of electronic voting to its total use in the format of national elections. The solution of this issue will provide the necessary conditions for the transfer of national elections to a higher level according to the criteria of their transparency and legitimacy of the results. One of the Central issues of ensuring truly democratic elections is the solution to the problem of overcoming modern forms of electoral corruption, which is a kind of political corruption. Taking into account the stated by authors separate legal norms of normative sources in the field of the Moldavian anti-corruption policy and their legal fixing for the electoral sphere are generalized. The analysis of the provisions of the national legislation and the resolutions of the Republican Central election Commission on the formation of the subjects of the electoral process, organizing elections, integrity to corruption and disclosed the principles of integrity, confidentiality, responsibility and «non-abuse in authorization».

Keywords: voting rights, constitutional right, new voting technologies, human rights, electronic voting, electoral corruption.

For citation: Kirilenko V.P., Chimarov N.S. Constitutional and legal bases for improving voting technologies and ensuring transparency of the electoral process in the Republic of Moldova // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2019. - № 1 (81). - P. 53-60.

Конституционные гарантии основных прав человека и примат верховенства права выступают основой развития конституционализма в странах с развивающейся демократией. Существующая мировая практика коррупционного воздействия на область охраны прав человека создаёт прямую угрозу дальнейшему развитию института прямой демократии [7]. Данный аспект является актуальным и для государств на пространстве СНГ. Особого внимания заслуживает опыт правового регулирования в государствах - участниках СНГ антикоррупционной деятельности в сфере электоральных отношений и его соответствие международно-правовым стандартам. По утверждению В. В. Красинского, «правосубъектность государств - участников СНГ в сфере противодействия партийной и электоральной коррупции определяется не только их национальными законами, но и форматом участия в международных организациях и наличием соответствующих политико-правовых обязательств» [2, с. 16]. В этой связи представляется важным обращение к опыту демократических преобразований в избирательной

системе Республики Молдова (далее - РМ), нацеленных на поиск инновационной модели волеизъявления избирательского корпуса в ходе проводимых выборов, а также на достижение прозрачности электоральных процедур, соответствующих требованиям правовых избирательных стандартов, закреплённых в Кишинёвской Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ от 7 октября 2002 г. и Рекомендациях по совершенствованию законодательства государств - участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами от 16 мая 2011 г. По оценке А. С. Карцова, Кишинёвская Конвенция СНГ является единственным в мире международным соглашением относительно правовых обязательств отдельных государств в области электоральных отношений. Более того, закреплённые в отмеченном международном документе стандартные положения для избирательного процесса выступают в качестве камертона, посредством которого представляется возможным определять степень демократизма национальной

избирательной системы [1, с. 61]. На основании стандартных положений, указанных в Конвенции, и Рекомендаций правительство РМ выбрало курс на применение в избирательном процессе технологии электронного голосования, способствующей транспарентности избирательного процесса и возрастанию доверия к итогам проводимых выборов [5]. Необходимость дальнейшей демократизации избирательного процесса и перевода его в формат максимальной прозрачности обусловлена высоким уровнем коррупции в молдавском обществе и остротой внутриполитической обстановки, перманентно переходящей в режим внутриполитической борьбы [6].

Возможность использования нового способа реализации активного избирательного права молдавских граждан посредством электронного голосования закреплена в национальном проекте «Электронная Молдова», утверждённом постановлением Правительства РМ от 9 марта 2005 г. и корреспондирующем положениям преамбулы Кодекса РМ «О выборах» № 1381-ХШ от 21 ноября 1997 г. Следует заметить, что положения отмеченных Проекта и Кодекса в части применения новой вариации голосования иллюстрируют электоральную позицию молдавских законодателей и организаторов выборов относительно признания значимости процесса углубления технологических преобразований на пути демократизации национальной избирательной системы. Выбранный правительством РМ вектор технического переоснащения национальной избирательной системы наиболее подробно отражён в Заключительном отчёте «Республика Молдова. Досрочные парламентские выборы 28 ноября 2010 года» от 26 января 2011 г. Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами.

Первые тестовые испытания инновационного пилотного проекта «Б-УоИ^» на территории одного из муниципальных образований города Кишинёва были проведены в ходе парламентских выборов 6 марта 2015 г. При этом кумуляция голосов избирателей осуществлялась посредством электронной ручки, наделённой опцией видеофиксации волеизъявления граждан и сопряжённой с компьютерной сетью в целях оперативной обработки электорального цифрового контента.

Концептуальные основы молдавского варианта электронного голосования с использованием ГАИС «Выборы» закреплены в Законе РМ «О концепции Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы"» № 101-XVI от 15 мая 2008 г. В соответствии с положениями п. 5(с) указанного Закона, новая технология голосования позволяет обеспечить онлайн-доступ к порталу ЦИК РМ любому молдавскому гражданину, находящемуся за рубежом. Важным условием для реализации указанной технологии выступает внедрение в практику избирательного процесса диги-тальной формы Регистра, правовой режим применения, основные параметры формирования и функциональный ареал которого закреплены в Законе РМ «О регистрах» № 71 от 22 марта 2007 г. Обязательность ведения электронной формы Регистра наряду с мануальной закреплена в ст. 26 указанного Закона. Принципиально новый подход к регистрации избирательского корпуса позволит обеспечить более высокий уровень защиты молдавских граждан от эвентуальных форм электоральной коррупции на проводимых выборах и ограничить возможную область риска, связанную с противоправным ведением параллельного учёта избирателей [9]. Руководствуясь положениями правовых избирательных стандартов новых технологий голосования и проявляя заботу о прозрачности избирательного процесса на стадии голосования, ЦИК РМ на всеобщих местных выборах в июне 2011 г. воплотила в жизнь новый порядок общенационального учёта избирателей в электронной форме.

Утверждённая постановлением Правительства РМ № 857 от 31 октября 2013 г. национальная стратегия развития информационного общества «Цифровая Молдова - 2020» обеспечивает видение новых горизонтов по переводу технического переоснащения национальной избирательной системы в направлении наращивания электронного компонента при голосовании и подсчёте поданных голосов избирателей. Несмотря на позитивную динамику диги-тализации национальной электоральной сферы, проведение в 2016 г. технико-экономического обоснования инновационного для избирательного процесса проекта и его закрепления в документах стратегического

планирования, новая технология онлайн-голосования на молдавских парламентских выборах 2018 г. не применялась. Дальнейшая практическая «проработка» ЦИК РМ вопроса электронного голосования на уровне тестирования объясняется необходимостью формирования электоральной фокусной группы, апробирования новой технологии в процессе предварительного голосования или в режиме реального времени и, с учётом отмеченного, последующего выбора оптимальной схемы онлайн-волеизъявле-ния граждан и её нормативно-правового закрепления. Указанный алгоритм поэтапного наращивания необходимых условий для интегрирования технологии «Е-УоИ^» в электоральную сферу РМ соответствует замыслу Проекта ООН (ПРОООН) «Укрепление демократии при помощи инклюзивных и прозрачных выборов», ориентированного на молдавский избирательский корпус.

В соответствии с положением ч. 1 ст. 38 Конституции РМ от 5 декабря 2013 г. основой государственной власти является воля народа, которая находит своё выражение в свободных выборах, проводимых периодически на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании. В целях реализации отмеченного конституционного установления и повышения ассистивных возможностей используемых технологий голосования в интересах избирателей с ограниченными возможностями постановлениями ЦИК РМ № 2625 от 12 августа 2014 г. и № 3019 от 24 ноября 2014 г. утверждены основные параметры инфраструктуры избирательных участков для голосования избирателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также уточнена процедура тестирования технологии голосования с применением шаблон-конверта для избирателей с ограничениями по зрению. Следует заметить, что отмеченный вид тестирования впервые был апробирован на парламентских выборах РМ 30 ноября 2014 г. на 57 избирательных участках в самой Республике и на одном участке, расположенном на территории Румынии.

Закреплённое в ч. 2 ст. 34 Конституции РМ право каждого лица на информацию обязывает органы власти достоверно информировать граждан об общественных делах. Указанное конституционное положе-

ние составляет правовую основу прозрачности публичных вопросов в молдавском обществе, включая обеспечение прозрачности процесса принятия решений, процедура которого регламентируется Законом РМ «О прозрачности процесса принятия решений» № 239 от 13 ноября 2008 г. Важно заметить, что область действия указанного закона распространяется и на сферу электоральных отношений, транспарентностью которых должны нейтрализоваться электоральные коррупционные проявления, характерные для национального избирательного процесса РМ [10]. Проблема прозрачности избирательного процесса в РМ неотделима от проблемы однозначности толкования ЦИК РМ отдельных положений национального избирательного законодательства. К примеру, по данным «Миссии по наблюдению за новыми местными выборами от 20 мая 2018 г.», представленным в Докладе № 3 от 18 мая 2018 г., интерпретации ЦИК РМ отличаются неоднозначностью и содержат механизмы ad hoc (от. лат. «по особому случаю») - вмешательства, порождающего компоненты неустойчивости и непредсказуемости.

Парадигма современного избирательного процесса характеризуется наличием обширного спектра коррупционных действий и стремления его различных субъектов к изменению в корыстных целях итогов голосования или получения желаемого результата проводимых выборов [8, с. 160-178]. В этой связи представляется обоснованным обращение к выводу Е. В. Мюллера, констатирующего необходимость усиления антикоррупционных мер в ответ на появление новых, более «изощрённых» способов коррупционных проявлений [3, с. 19]. Наличие устойчивой корреляционной связи между общемировой тенденцией к возрастанию доли коррупции на проводимых национальных выборах и уровнем коррупции в электоральной сфере молдавского общества подтверждает важность специального исследования антикоррупционной политики в РМ. Весьма важным для обеспечения комплекса антикоррупционных мер электорального значения и дальнейшего перевода избирательного процесса в режим максимальной транспарентности представляется «Положение об осведомителях

по неподкупности в Центральной избирательной комиссии», утверждённое постановлением ЦИК РМ № 2548 от 21 мая 2014 г. в соответствии с Законом РМ «О прозрачности процесса принятия решений» № 239 от 13 ноября 2008 г. Положение устанавливает порядок осведомления и проверки предупреждений о незаконных действиях, совершенных в ЦИК, а также применения защитных мер к членам ЦИК и служащим его аппарата, которые добровольно, добросовестно и в интересах общества сообщают об известных им случаях совершения противоправных коррупционных деяний. В отмеченном Положении раскрывается содержание термина «оповещение», а также миссия «осведомителя по неподкупности». Согласно п. 2 Положения, под оповещением понимается: во-первых, информирование о совершении актов коррупции и иных актов, смежных с коррупцией; во-вторых, информирование о фактах коррупционного поведения, о несоблюдении правил декларирования доходов и имущества, а также о нарушении законных обязательств о конфликте интересов. Отмеченные виды информирования должны быть осуществлены добровольно и добросовестно, в интересах общества, в письменной или устной форме и адресованы лицам и/или органам, ответственным за получение, регистрацию и рассмотрение подобного рода информации. С учётом изложенного миссия осведомителя по неподкупности из числа членов ЦИК или государственных служащих аппарата ЦИК заключается в их добровольном и в интересах общества добросовестном сообщении о совершении: во-первых, актов коррупции и иных актов, смежных с коррупцией; во-вторых, фактов коррупционного поведения, несоблюдения правил декларирования доходов и имущества; в-третьих, о нарушении законных обязательств в отношении конфликта интересов.

Исходя из содержания текста «Положения об осведомителях по неподкупности», при получении, регистрации и рассмотрении должностным лицом ЦИК РМ соответствующих оповещений об обнаруженных коррупционных проявлениях, а также в случае применения к осведомителям мер защиты, должны быть соблюдены принципы: а) добросовестности, Ь) конфиден-

циальности, с) ответственности и ё) «незлоупотребления в санкционировании». На основании принципа добросовестности осведомитель по неподкупности после производства оповещения о фактах нарушения законодательства в части коррупционных проявлений на выборах пользуется мерами государственной защиты.

Руководствуясь принципом конфиденциальности, вышестоящий руководитель осведомителя по неподкупности, председатель ЦИК и/или уполномоченное лицо обязаны сохранить конфиденциальность персональных данных лиц-осведомителей, а также любых других данных, содержащихся в предупреждении, которые могут привести к раскрытию личности, независимо от того, что лицо, сообщившее об этом, раскрывает в дальнейшем эту информацию третьим лицам. Принцип ответственности обязывает лицо предоставлять доказательства в подтверждение своего оповещения о фактах проявления коррупции на выборах. Принцип незлоупотребления в санкционировании вводит запрет на применение санкций в отношении лица, добросовестно сделавшего оповещение.

Члены ЦИК и государственные служащие аппарата ЦИК, которым стало известно о совершении в ЦИК актов коррупции и актов, смежных с коррупцией, фактов коррупционного поведения, о несоблюдении правил декларирования доходов и имущества и нарушении законных обязательств о конфликте интересов, вправе добровольно и добросовестно сообщить об этом, предупредить соответствующих должностных лиц и общественность. В частности, согласно п. 5 «Положения об осведомителях по неподкупности», оповещение может быть представлено по выбору или в совокупности следующим лицам и/или органам: а) председателю ЦИК; Ь) вышестоящему руководителю осведомителя; с) уполномоченному лицу; ё) органу уголовного преследования; е) Национальной антикоррупционной комиссии; прокурору; g) неправительственным организациям и средствам массовой информации.

Деятельность осведомителя на выборах сопровождается применением защитных мер, применяемых по выбору или в совокупности, а именно: а) презумпция

добросовестности, пока не доказано обратное; Ь) конфиденциальность и защита персональных данных; с) перевод в другое подразделение аппарата ЦИК в соответствии с законодательством о государственной службе и статусе государственного служащего. В случае необоснованно сделанного оповещения или сообщения заведомо ложных сведений осведомитель подлежит дисциплинарному наказанию или уголовной ответственности. Рассмотренный опыт молдавского правительства по преодолению негативных последствий электоральной коррупции имеет не только правовое и прикладное значение, обращённое исключительно на решение проблемы чистоты проводимых выборов, но и выступает политическим индикатором уровня развития современного общества, поскольку электоральная коррупция является частным проявлением политической коррупции [4]. Свидетельством признания правительством Республики деструктивного воздействия коррупции выступает фактор закрепления в «Национальной стратегии по неподкупности и борьбе с коррупцией на 2017-2020 гг.» от 30 марта 2017 г. комплекса антикоррупционных мер в целях повышения уровня политической неподкупности и ужесточения контроля за финансированием политических партий и избирательных кампаний.

С учётом рассмотрения актуальных вопросов дальнейшей демократизации избирательного процесса, целесообразности технического переоснащения молдавской национальной избирательной системы и накопленного в Республике опыта борьбы с электоральной коррупцией, создающей непосредственную угрозу для граждан, гарантированных им политических прав и свобод, представляется правомерным сформулировать ряд выводов:

- во-первых, динамика нарастания новых схем общественно опасной электоральной коррупции и её деструктивное воздействие на уровень доверия населения к проводимым выборам, подчёркивают особое значение постоянной коррекции антикоррупционной политики и антикоррупционного законодательства в соответствии с коррупциогенными угрозами и вызовами;

- во-вторых, ключевыми направлениями правового регулирования антикоррупционных мер и их практической реализации должны выступать защита избирательных прав граждан, а также деятельность политических партий;

- в-третьих, при решении антикоррупционных задач электорального значения одной из центральных является повышение уровня электоральной культуры избирательского корпуса, способствующей осознанному волеизъявлению граждан на подлинно демократических выборах и обеспечивающей максимальный уровень транспарентности избирательного процесса;

- в-четвёртых, в условиях активного применения на этапе голосования новых онлайн-технологий и инновационных цифровых решений на платформе блокчейна, обладающих потенциалом нейтрализации воздействия административного ресурса на итоги выборов и минимизации многочисленных схем фальсификации на коррупционной основе, переход национальной избирательной системы на принципиально новый этап её модернизации от декларирования к практике является оправданным и требующим оперативного решения.

Резюмируя изложенное, представляется обоснованным обращение к динамике проявления в избирательной системе РМ инновационных подходов по переводу избирательного процесса на путь законодательного закрепления новых технологических приёмов в целях упрочения легитимации итогов проводимых выборов. Несомненное значение имеет также практика антикоррупционных действий ЦИК РМ в направлении достижения «чистоты рядов» должностных лиц, призванных личным примером обеспечивать прозрачность проводимых электоральных действий и способствовать чистоте итогов голосования. С учётом особенностей проявления отдельных элементов нечистоплотности некоторых субъектов избирательного процесса, включая и членов избирательных комиссий, на проведённых 9 сентября 2018 г. региональных выборах в Российской Федерации, сопровождавшихся различными обвинениями в нарушении избирательного законодательства, исследованный молдавский опыт может быть востребован и для отечественных выборов.

Список литературы

1. Карцов А. С. Внешнее электоральное наблюдение: правовые аспекты / Alegerile si dreptul electoral in Republica Moldova = Выборы и избирательное право в Республике Молдова. - Chisinau : Princeps, 2015. - С. 61-66.

2. Красинский В. В. Международно-правовые основы противодействия партийной и электоральной коррупции на пространстве СНГ // Журнал о выборах. - 2012. - № 3. - С. 16-21.

3. Мюллер Е. В. Управление персоналом и проблемы минимизации влияния коррупционных процессов : монография. - Москва: Мир науки, 2015. - 187 с.

4. Наронская А. Г. Политическая коррупция: институциональный аспект // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. - 2017. - Т. 12. - № 1 (161). - С. 67-72.

5. Пескова О. Ю., Половко И. Ю., Фатеева С. В. Обзор подходов к организации электронного голосования // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2014. - Вып. № 2 (151). - С. 237-247.

6. Роска А. Молдова между молотом и наковальней: Президентские выборы 2016 года и баланс власти // ЕаР Tink Bridge. - 2017. - № 2. - С. 16-18.

7. Цирин А. М, Черепанова Е. В., Тулинова О. А. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции // Журнал российского права. - 2014. - № 7. - С. 143-171.

8. Шапиев С. М., Соктоев З. Б., Кругленя А. Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав и права на участие в референдуме : научно-практическое издание. - Москва, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2016. - 192 с.

9. Blanc J. Electronic Voting // Challenging the Norms and Standards of Election Administration (IFES). - 2007. - P. 11-19. [Электронный ресурс] // Сайт International Foundation for Elektoral Systems (IFES). - Режим доступа: https://ifes.org/sites/default/files/1_ifes_challenging_election_ norms_and_standards_wp_elvot.pdf (дата обращения: 12. 09. 2018).

10. Braga L. Formarea climatului politic conflictogen ca tehnologie eficienta de dirijare a procesului electoral in Republica Moldova // Rolul mass-media in procesul electoral. - Chisinau: Princeps. - 2017. - S. 147-158.

References

1. Kartsov A. S. Vneshneye elektoral'noye nablyudeniye: pravovyye aspekty / Alegerile si dreptul electoral in Republica Moldova = Vybory i izbiratel'noye pravo v Respublike Moldova. -Chisinau : Princeps, 2015. - S. 61-66.

2. Krasinskiy V. V. Mezhdunarodno-pravovyye osnovy protivodeystviya partiynoy i elektoral'noy korruptsii na prostranstve SNG // Zhurnal o vyborakh. - 2012. - № 3. - S. 16-21.

3. Myuller Ye. V. Upravleniye personalom i problemy minimizatsii vliyaniya korruptsionnykh protsessov : monografiya. - Moskva: Mir nauki, 2015. - 187 s.

4. Naronskaya A. G. Politicheskaya korruptsiya: institutsional'nyy aspekt // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 3. Obshchestvennyye nauki. - 2017. - T. 12. - № 1 (161). - S. 67-72.

5. Peskova O. Yu, Polovko I. Yu., Fateyeva S. V. Obzor podkhodov k organizatsii elektronnogo golosovaniya // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskiye nauki. - 2014. - Vyp. № 2 (151). - S. 237-247.

6. Roska A. Moldova mezhdu molotom i nakoval'ney: Prezidentskiye vybory 2016 goda i balans vlasti // EaP Tink Bridge. - 2017. - № 2. - S. 16-18.

7. Tsirin A. M., Cherepanova Ye. V., Tulinova O. A. Sovremennyye standarty i tekhnologii protivodeystviya korruptsii // Zhurnal rossiyskogo prava. - 2014. - № 7. - S. 143-171.

8. Shapiyev S. M., Soktoyev Z. B., Kruglenya A. N. Ugolovno-pravovaya okhrana izbiratel'nykh prav i prava na uchastiye v referendume : nauchno-prakticheskoye izdaniye. - Moskva, Tsentral'naya izbiratel'naya komissiya Rossiyskoy Federatsii 2016. - 192 s.

9. Blanc J. Electronic Voting // Challenging the Norms and standards of Election Administration (IFES). - 2007. - P. 11-19. [Elektronnyy resurs] // Sayt International Foundation for Elektoral Systems (IFES). - Rezhim dostupa: https://ifes.org/sites/default/files/1_ifes_challenging_election_ norms_and_standards_wp_elvot.pdf (data obrashcheniya: 12. 09. 2018).

10. Braga L. Formarea climatului politic conflictogen ca tehnologie eficienta de dirijare a procesului electoral in Republica Moldova // Rolul mass-media in procesul electoral. - Chisinau: Princeps. - 2017. - S. 147-158.

© Кириленко В.П., Чимаров Н.С., 2019

Статья поступила в редакцию 29.12.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.