Научная статья на тему 'Конституционно-правовой аспект субъектного состава Российской Федерации'

Конституционно-правовой аспект субъектного состава Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / PUBLIC AUTHORITY / SUBJECT COMPOSITION / MODERNIZATION / CONSTITUTIONAL COURT OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радченко Василий Иванович, Угланова Оксана Александровна

В статье рассматривается вопрос о публичной власти, которая выступает основным звеном во взаимодействии частей Федерации на пороге структурно-управленческих и модернизационных преобразований. Исследуется роль постановлений Конституционного Суда РФ, которые играют большую роль в вопросах взаимодействии публичной власти и стабильности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and Legal Aspects of the Subject Composition of the Russian Federation

The article reviews the question of the public authority, which is the main element of interaction of the Federation entities on the stage of structural and administrative reforms and modernization. We investigate the role of resolutions of the Constitutional Court of the Russian Federation, that plays an important role in the questions of interaction between public authorities and stability of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой аспект субъектного состава Российской Федерации»

В.И. Радченко, О.А. Угланова

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается вопрос о публичной власти, которая выступает основным звеном во взаимодействии частей Федерации на пороге структурно-управленческих и модерни-зационных преобразований. Определяется значение постановлений Конституционного Суда РФ, которые играют большую роль в вопросах взаимодействия публичной власти и стабильности Российской Федерации.

Ключевые слова: публичная власть, субъектный состав, модернизация, Конституционный Суд РФ, целостность.

V.I. Radchenko, O.A. Uglanova

CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS OF THE SUBJECT COMPOSITION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reviews the question of the public authority, which is the main element of interaction of the Federation entities on the stage of structural and administrative reforms and modernization. We investigate the role of resolutions of the Constitutional Court of the Russian Federation, that plays an important role in the questions of interaction between public authorities and stability of the Russian Federation.

Key words: public authority, Subject Composition, modernization, Constitutional Court of Russian Federation.

В Российской Федерации продолжается процесс структурно-управленческих и модернизационных преобразований, которые способствуют ее могуществу, укреплению единства и государственной целостности. В решении этой задачи ключевая роль принадлежит публичной власти.

Термин «публичная власть» впервые был применен в правовой позиции Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г., рассматривающего вопросы конституционности отдельных статей Конституции Республики Коми и отдельных статей Закона об органах исполнительной власти Республики Коми и признал, что к органам публичной власти относится и власть муниципальная1.

Значительно раньше 18 января 1996 г. применительно к «Алтайскому делу»2 Конституционный Суд РФ особо подчеркнул, что он будет учитывать свои правовые позиции, касающиеся следующих вопросов: суверенитета Российской Федерации, носителем которого является многонациональный российский народ в целом, равноправие субъектов РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами, в т. ч. разграничения собственности; значения принципов организации системы органов государственной власти Федерации; пределов самостоятельности исполнительной власти в системе разделения властей, недопустимости передачи полномочий Федерации по предметам совместного ведения на основе федерального закона, регулирующего организа-

© Радченко Василий Иванович, 2012

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия). © Угланова Оксана Александровна, 2012

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия). 59

цию и деятельность единой судебной системы РФ только Конституцией и федеральным законодательством.

Следовательно, более 15 лет назад Конституционный Суд РФ четко определил последовательные и программно-целевые задачи, которые в целом были призваны обеспечить поступательное и стабильное развитие Федерации на ближайшие десятилетия, и сформулировал императив.

Таким образом, публичная власть выступает основным звеном в определении «правил игры» и организует связи, взаимодействие частей Федерации, которые структурируют целостность государства. Публичная власть определяет ординарные и экстраординарные способы обеспечения государственного единства и целостности, согласно которому единство центральной власти и ее верховенство по отношению к его субъектам являются основной компонентой целостности и нормального функционирования государства. При этом гипертрофия национального в организации государства подрывает его единство и, следовательно, стабильность, ибо объективно блокирует деятельность распространяющейся на всю территорию страны единой суверенной власти.

Публичная власть решением Конституционного Суда РФ сформировала комплексный, мобильный механизм, сочетающий в себе конституционные, полити-я ческие, финансово-экономические, административные, уголовно-правовые меры

0

? противодействия любой угрозе целостности Российской Федерации, исходящей

а не только извне, но и от различных политических сил в самом государстве, на-

| ходящихся на ответственных руководящих постах, способных нарушить целост-

x!

| ность государства действиями (бездействием), подорвать стабильность страны.

| В системе механизма гарантий целостности Российского государства домини-

ф

1 рующее место занимает Президент РФ, который, реализуя возложенные на него | конституционные функции, интегрирует, координирует, обеспечивает взаимо? действие всех властей, «сшивает» российскую государственность в одно целое. | Функции Федерального Собрания РФ и полномочия его палат направлены на | обеспечение устойчивого, поступательного и стабильного развития Федерации ° в целом и ее регионов. Деятельность Федерального Собрания РФ детерминиру-

0

| ет деятельность всех органов государственной власти снизу доверху, формирует | систему этой власти.

>§ Стабильность Российского государства заложена действующей Конституцией,

| являющейся основой, регулятором общественных отношений в решении стоящих | перед страной задач, в частности изменения в правовом положении субъекта РФ. & Речь идет не о замене этого статуса на другой, а изменения, как уже говорилось, '§ только его правового положения. Это подчеркивается формулировкой ч. 1 ст. 137 § Конституции РФ, в соответствии с которой изменения в ст. 65 Конституции РФ, § определяющей состав Российской Федерации, вносятся на основании Федераль-

1 ного конституционного закона, закрепляющего конституционно-правовой ста-| тус субъекта Федерации, а не просто «статус субъекта Федерации», который может привести к разрушению установленной Конституцией РФ (ст. 5) стабильности не только в наименовании субъектов, но и в конституционно-правовом статусе Федерации как в целом так и в ее структуре.

В последние годы мы наблюдали латентное стремление публичной власти к преобразованию весьма громоздкой по количеству составных частей Федерации 60 — в более компактную структуру, как приоритетной цели и задачи по укрепле-

нию российской государственности, сохранению территориальной целостности и единства, о чем неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Президент РФ3.

Ясно, что перед учеными-правоведами стоит задача разработки концепции укрупнения субъектного состава Российской Федерации, определения на основании «теории управления» оптимального количества «единиц управления», колеблющегося между пятью и девятью (при числе управляемых более девяти управленческие решения перестают быть оптимальными).

Вторая проблема, неизбежно возникающая и перед конституционалистами, а прежде всего, перед публичной властью, — это определение и разработка норм допустимости слияния субъектов РФ и установление предела их укрупнения.

В Российской Федерации варианты образования нового субъекта, как правило, связываются с объединением автономных округов с областями, краями, в состав которых они входят. В свою очередь экономически слабые субъекты и сельскохозяйственные регионы готовы к интеграции и объединению с небольшими по территории центральными регионами страны

Однако действующая Конституция не позволяет осуществить полномасштабные изменения административно-территориального деления России путем объединения ее субъектов. В связи с этим неминуемы трудности: выстраивание вертикали власти, неисполнение властью принимаемых решений, которые неизбеж- ш но будут «тонуть» и «вязнуть» в огромной бюрократической системе управления | 83 субъектов Федерации многочисленных управленческих структур, несогласо- а ванности их действий, особенно относительно малых территорий Центральной о России (Белгород, Брянск, Смоленск, Ярославль, Калуга, Кострома и т. д.) и ре- о спублик Северного Кавказа с разными промышленным и сельскохозяйственным з потенциалом. р

Сегодня перед Федерацией стоят следующие новые задачи, от решения кото- » рых зависит будущее российского федерализма: реорганизация структуры вла- ° сти и управления нынешних субъектов Федерации; передача части их функций р

и

федеральным округам; создание структуры и определение принципов построения ч органов власти и управления федеральных округов; определение статуса, компе- о тенции и полномочий роли нынешних субъектов Федерации в федеральном окру- к

а

ге; развитие национально-культурных автономных образований4; установление м предела, объема и степени федерального управления, вмешательства и участия в • федеральных округах и в связи с этим определение, разработка процедур, прин- "§

о

ципов и предметов разграничения сфер компетенции, ответственности и подот- | четности территориальных структур субъектам федеральной власти5; уточне- ь ние и определение функций палат Федерального Собрания РФ; внесение попра- | вок в гл.3 Конституции РФ, отражающую указанные и предполагаемые измене- у ния в организации федеративного устройства страны и принципов федерализма. к ( Препятствием в решении названных задач в первую очередь выступают поло- ~ жения ст. 5, 65, 66 Основного Закона. Активная реализация на практике норм 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»6 может привести к тому, что не останется ни одного субъекта Федерации относящегося к одному из закрепленных в Конституции видов субъектов РФ. Например, не будет автономной области, автономных округов. Это, в свою очередь, потребует внести изменения в указанные статьи Кон- 61

ституции РФ, которые повлекут за собой кардинальные изменения в действующую Конституцию.

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. по делу о проверке конституционности статей 80, 92 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 г. «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 2.

2 См.: Кряжков В.А. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 2-п «О проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края. М., 2000. С. 296.

3 См.: Медведев Д.А. Россия должна избежать стагнации ("The Associated Press", США). URL: http:// www.inosmi.ru/politic/20111020.html (дата обращения: 15.01.2012); Бюджетное Послание на 2012-2014 годы // Российская газета. 2011. 29 июня; Медведев Д.А. Заседание Петербургского международного экономического форума // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: Ы^р://президент.рф (дата обращения: 17.06.2011).

4 См.: Чиркин В.Е. Новый российский федерализм: стратегия и тактика // Право и политика. 2000. № 12. С. 46.

5 См.: Лобанов И.В. Оптимальная модель федеративных отношений в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 23.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ч. 1, ст. 4916; 2005. № 45, ст. 4581.

Н.В. Павлова

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В статье рассматриваются основы организационных взаимоотношений прокуратуры РФ и Конституционного Суда РФ в системе разделения властей, полномочия Генерального прокурора РФ в условиях действующего законодательства.

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, конституционное судопроизводство, право законодательной инициативы, право обращения с запросом в Конституционный Суд, нарушение конституционных прав и свобод граждан.

N.V. Pavlova

CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF SEPARATION OF POWERS

The paper examines the basis of organizational relations between the Prosecutor's Office and Constitutional Court of the Russian Federation in the system of separation of powers. The powers of the Procurator-General of the Russian Federation are investigated in the current legislation.

Key words: Constitutional Court of the Russian Federation, Prosecutor's Office of the Russian Federation, constitutional proceedings, power to initiate legislation, right to application to the Constitutional Court, violation of the constitutional rights and freedoms of citizens.

Конституция РФ 1993 г1. установила перечень органов и должностных лиц, по запросам которых возбуждается конституционное судопроизводство, но Генеральный прокурор РФ в число этих субъектов включен не был, что сказалось на фор-

© Павлова Наталья Владимировна, 2012

Старший преподаватель кафедры права и правоохранительной деятельности (Поволжский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»); e-mail: 62 natachik_79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.