Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование права на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в Российской Федерации'

Конституционно-правовое регулирование права на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
594
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кичалюк Ольга Николаевна, Богданова Виолетта Владимировна

Статья посвящена проблеме реализации конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России. Приводится статистика дефицита мест в дошкольных учреждениях некоторых регионов страны. Выявлены основные причины нехватки мест в детских садах РФ, а также возможные пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование права на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в Российской Федерации»



SCIENCE TIME

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ И БЕСПЛАТНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кичалюк Ольга Николаевна, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), г. Шахты

E-mail: olga.kichalyuk@mail.ru

Богданова Виолетта Владимировна, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), г. Шахты

E-mail: bo-vi2010@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России. Приводится статистика дефицита мест в дошкольных учреждениях некоторых регионов страны. Выявлены основные причины нехватки мест в детских садах РФ, а также возможные пути их устранения.

Ключевые слова: конституционное право, дошкольное образование, коррупция.

Современный мир, включая Россию, уже вступил в эпоху, когда многократно увеличилась значимость и стоимость интеллектуального труда, выросла роль информации и информационных технологий в обществе, а экономика знаний стала важнейшей отраслью народного хозяйства. В такой ситуации главным условием инновационного и устойчивого развития является способность оставаться на острие научно-технического прогресса. Всё это обуславливает первостепенную значимость образования в современной России. На наш взгляд, важнейшую роль в социализации и формировании общей культуры личности занимают дошкольные учреждения.

Первое место в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих дошкольное образование, занимает Конституция Российской Федерации, гарантирующая его общедоступность и бесплатность в

государственных и муниципальных образовательных учреждениях [1].

В Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Заключена в г. Париже 14.12.1960 г.) [2] и ст. 13. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) [3] доступность образования определяются как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую, но и физическую доступность, в том числе безопасная физическая досягаемость образования посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении или путем получения доступа к современным технологиям.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. «Об образовании» [4] норма Конституции РФ, закрепляющая гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования, практически дублируется, но распространяется только на граждан РФ.

Согласно пункту 3 статьи 9 ФЗ «Об образовании» программы дошкольного образования относятся к категории общеобразовательных. При этом образовательные программы дошкольного образования и начального общего образования являются преемственными по отношению друг к другу

Дошкольное образовательное учреждение выступает носителем общих прав и обязанностей, закрепленных в законодательстве, в том числе на него распространяются общие требования к содержанию образования, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные учреждения и т. д.

В последние годы в связи с повышением рождаемости, в России остро встала проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях. Это подтвердил и Президент Российской Федерации на заседании Президиума Госсовета, посвященного политике в области семьи, материнства и детства. По его словам, на 1 января 2014 года в очереди в детские сады стояли 425 тысяч детей в возрасте от трех до семи лет. В некоторых субъектах Федерации численность детей, стоящих на учете, превышает 10% от общего количества детей этого возраста. Потребность семей в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте до трёх лет оценивается экспертами как не менее значимая, чем для детей в возрасте старше трёх лет. Доля детей до трёх лет составляет более 77% от общего числа детей, нуждающихся в устройстве в детские сады. Численность детей в возрасте от полутора до трёх лет, нуждающихся в этой услуге, составляет 1 миллион 600 тысяч детей [5].

К решению проблемы дефицита детских садов привлекают внимание депутаты представительных органов регионов. К примеру, Законодательное Собрание Челябинской области констатирует, что на территории Челябинской области с перегрузкой сверх санитарных нормативов функционирует 51 процент

дошкольных образовательных учреждений. В перегруженных группах содержится 94108 (67 процентов) детей. При этом наряду с общим дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях существует их избыток в отдельных сельских населенных пунктах, обусловленный не только общим снижением количества детей, но и низким уровнем доходов населения, когда некоторые семьи не имеют возможности оплачивать содержание ребенка в детском саду

Депутаты Курской областной Думы, обсуждая вопрос обеспечения доступности дошкольного образования, постановили, что одной из основных причин нехватки детских садов является приостановление их строительства в период с 1992 по 2011 годы. При этом численность детей, стоящих на учете для устройства в дошкольные учреждения области, ежегодно растёт.

Несмотря на предпринимаемые государством усилия, сложной остаётся ситуация, связанная с износом основных фондов учебных учреждений, который превышает 37 процентов [6, с. 160].

В Ростовской области в 2008-2009 гг. было закрыто 14 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста - детских садов [7]. На сегодняшний день, несмотря на значительный прирост дошкольных мест, очередь на устройство детей в дошкольные учреждения составляет более 28 тыс. детей, из них 9,5 тыс. человек (34 процента общей очереди) - это дети в возрасте от 3 до 6 лет, 8,2 тыс. человек (29 процентов общей очереди) - в возрасте от 1,5 до 3 лет. Таким образом, реальная очередь составляет около 17 тыс. детей. На 1 сентября 2014 года после капитального ремонта было введено восемь дошкольных образовательных учреждений. Всего за 2012-2015 гг. планируется провести реконструкцию и строительство 124 детских садов на 17 тыс. 685 мест.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы Правительство РФ утвердило своим Постановлением от 14.04.2014 № 289 Порядок предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования [8]. Данная мера позволила дотационным регионам получить недостающие средства на строительство и ремонт детских садов.

Еще одной причиной, создающей определённые трудности в реализации права на дошкольное образование в Российской Федерации, является коррупция. Поборы и злоупотребления утвердились на всех уровнях российской образовательной иерархии, являясь изнанкой системы образования. Нередко они носят латентный характер. Родителей дошкольников настойчиво призывают к оказанию посильной материальной помощи учебному заведению. Подобного рода практика подрывает доверие к отечественному образовательному

сообществу.

Немаловажным аспектом реализации права на образование, является доступность образования для лиц с ограниченными возможностями.

Статья 5 ФЗ «Об образовании» предусматривает обязанность органов управления образованием создавать специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей и подростков с отклонениями в развитии. Именно эти учреждения, в отличие от общеобразовательных, предназначе -ны для осуществления специального образования. Кроме того Закон об образовании указывает на возможность установления специальных образовательных стандартов для обучающихся с отклонениями в развитии.

Одним из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, гарантирующим реализацию права на образование является принцип общедоступности и бесплатности образования в России. К сожалению, указанный принцип нарушается, в том числе, на уровне дошкольного образования. При возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг [9, с. 153].

Согласно ч.2 ст. 43 Конституции Российской Федерации дошкольное образование является общедоступным и бесплатным. Однако на практике право на поступление в дошкольное образовательное учреждение ограничивается рядом факторов. В частности, возможность его реализации зависит от наличия на определённой территории соответствующих учреждений и достаточного количества мест в них. Кроме того, дошкольное образование является полностью бесплатным весьма условно.

В связи с этим необходимо дополнительно установить законодательные и финансовые гарантии функционирования дошкольных учреждений, которые бы позволили гражданам реализовать свое конституционное право на бесплатность и общедоступность дошкольного образования.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 27.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 11.12.2014г.).

2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Заключена в г. Париже 14.12.1960 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 11.12.2014 г.).

SCIENCE TIME

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 12.12.2014 г.).

4. Федеральный Закон «Об образовании» от 12.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г. № 262-ФЗ) / Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 23. Ст. 2930.

5. Официальный сайт Президента российской Федерации // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/news/20265 (дата обращения 15 декабря 2014 г.).

6. Иванов А.Е.. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2011.

7. Постановление Правительства Ростовской области от 09.07.2012 г. № 605 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=111920 (дата обращения 22.12.2014 г.).

8. Официальный Интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 22.12.2014 г.).

9. Петров A.H., Пошибякина E.H., Кураков А.Л. Региональная система образования: социально-экономическое управление. M.: Вуз и школа, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.