Научная статья на тему 'Конституционная реформа 1988 г. И ее влияние на трансформацию политической системы СССР'

Конституционная реформа 1988 г. И ее влияние на трансформацию политической системы СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3600
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕСТРОЙКА / RESTRUCTURING / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ СССР / PARTY-STATE APPARATUS OF THE USSR / СЪЕЗДЫ СОВЕТОВ / CONGRESSES OF SOVIETS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Холодная Л.А.

В статье исследуется начальный этап политической реформы М.С. Горбачева, анализируется процесс ослабления руководящей роли КПСС и формирования новой модели представительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционная реформа 1988 г. И ее влияние на трансформацию политической системы СССР»

европейской интеграции. Экономическая сфера перестала быть единственно приоритетной: и социальные, и политические измерения обрели значительную самостоятельность благодаря усилиям Делора. Это и определило современное направление интеграции.

Литература

1. Бушанов И. Маргарет Тэтчер и Жак Делор: полемика по вопросам углубления процесса европейской интеграции (вторая половина 1980-х гг.) // Вестник Европы. - М., 2005. - № 16. -http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/16/bu6.html.

2. Грант Ч. Делор. - М., 2002.

3. Молчанова О.А. Жак Делор и его роль в развитии интеграционных процессов в Европейском Союзе // Личность в политике, науке, культуре (всемирная история). - Ярославль, 2005.

4. Новейший философский словарь. - http://www.velikanov.ru/philosophy/mun%27e.asp.

5. Рыскова Т.М. Политический портрет лидера: вопросы типологии. Вестник МГУ, серия 12. - 1997. - № 3.

6. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. - М., 2003.

7. Щуплов А. Житийный жанр. -http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=57&tek=3494&issue=102.

УДК 93/94 ББК 63.3

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА 1988 Г. И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СССР

Л.А. Холодная, соискатель Института технологии туризма, (495) 4963544

В статье исследуется начальный этап политической реформы М.С. Горбачева, анализируется процесс ослабления руководящей роли КПСС и формирования новой модели представительной власти.

Ключевые слова: перестройка, политическая система, партийно-государственный аппарат СССР, съезды Советов.

CONSTITUTIONAL REFORM IN 1988 AND ITS INFLUENCE ON THE TRANSFORMATION

OF THE POLITICAL SYSTEM OF THE USSR

Holodnaya L.A.

This article examines the initial phase of M. Gorbachev's political reform, analyzes the process of weakening the leadership of the CPSU and the formation of a new model of representative government.

Keywords: restructuring, political system, party-state apparatus of the USSR, Congresses of Soviets.

Осмысливая общественно-политические процессы, развертывавшиеся в СССР в годы перестройки, необходимо признать, что ожидания позитивных перемен, связанных с деятельностью нового руководства страны, в 1987 г. достигли того качественного уровня, который позволил перейти к реформе советской политической системы. Важно подчеркнуть, что для идеологов нового курса обращение к вопросам политического обновления стало в известной мере альтернативой неудачам на пути экономических реформ, призванных обеспечить ускорение социально-экономического развития. Точнее, «архитекторы перестройки» связали эти неудачи именно с несовершенством партийно-государственного аппарата.

В данной связи заметим, что уже на начальном этапе гласности партийно-советский аппарат

характеризовался не иначе как «административно-командная система», которая по определению была виновна во всех бедах. Фактически партийно-советский аппарат оказался заложником той ситуации, которая была создана новым руководством страны. При этом здесь мы имеем дело с неизбежным явлением. Истинным вершителем судеб страны, настоящим «рулевым» в Советском Союзе был даже не верхний эшелон партийной номенклатуры, его «политическая элита». Реальная власть находилась в руках крайне узкой группы в составе Политбюро, сосредоточившейся вокруг Генерального секретаря ЦК КПСС. Однако обладание указанной группой людей всей полнотой власти ставило успех реформ в зависимость от факторов субъективного порядка. Как показали дальнейшие события, лидеры страны оказались не готовыми к осуществлению тех грандиозных задач обновления общества, которые были ими заявлены.

В целом реформа политической системы, активная разработка которой осуществлялась с конца 1987 г., стала первой по-настоящему самостоятельной инициативой М. Горбачева. Она явно выходила за рамки программы обновления, провозглашенной ранее Ю. Андроповым, а также качественно отличалась от той программы мер, которая предлагалась в 1985 г. В то же время особенно важно отметить поспешность и недостаточную проработанность начатых изменений. Во всяком случае, споры в Политбюро ЦК КПСС конца 1987 г. свидетельствуют о том, что здесь выявились довольно существенные разногласия, которые касались в первую очередь реального наполнения концепции изменения государственных органов власти.

Прежде всего, здесь определились различные точки зрения по вопросу о возможных изменениях в сфере высших органов власти. С одной стороны, основная часть руководителей Политбюро высказывались за создание и последовательное совершенствование связки высших представительных органов в лице Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР. С другой стороны, частью аппарата все более активно проводилась мысль о необходимости создания в СССР института президентства [1]. Совершенно очевидно, что сторонниками последнего подхода совершенно не учитывались явная несовместимость президентства с советской формой правления, а также серьезная опасность переноса данных преобразований на уровень союзных республик и автономий. Между тем это прямо угрожало политической стабильности и целостности СССР.

Тем не менее, не обременяя себя разработкой целостной концепции преобразований, руководство КПСС форсировало политическую реформу. При этом важно видеть, что уже ее начало оказалось провальным. Провозгласив на январском пленуме 1987 г. идею «расширения партийной демократии» как основного условия демократизации советского общества, М. Горбачев явно не учел глубокой консервативности партийного аппарата, в силу которой его эффективность было невозможно поднять за счет игры в демократию внутри самого аппарата. Как следствие, попытка модернизации партаппарата не только не принесла успехов, но и дезорганизовала его.

В итоге, на февральском 1988 г. Пленуме ЦК КПСС М. Горбачев заявил о переходе ко второй, политической стадии перестройки, предполагающей институциональную демократизацию. Причем ее цель была определена не только крайне расплывчато, но и довольно нелепо. С одной стороны, декларировался «переход к новому качественному состоянию», а с другой - возрождение «ленинского облика нового строя» [2].

В контексте уже выявившейся неудачи реформирования партийного аппарата основное внимание было обращено на структуры государства. Ключевым звеном реформы стала реализация одобренного XIX Всесоюзной партийной конференцией проекта воссоздания

института Съезда народных депутатов, в конечном счете превратившего страну в один большой митинг. Довольно странная политическая модель обосновывалась «новым пониманием» демократии как единства преимуществ прямой демократии и законотворческого профессионализма. Как отмечал М.С. Горбачев, мыслилось создать власть нового типа, «основанную на высоком профессионализме, владеющую современной информационной технологией, демократически контролируемую народом» [3].

Конституционная реформа 1988 г. радикально изменила структуру высших органов власти и избирательную систему СССР. При этом внутренняя противоречивость вновь созданной политической модели таила в себе серьезные опасности. Это быстро выявилось в связи с перемещением центра политической жизни страны в околосъездовскую среду, ускоренного решениями первого Съезда народных депутатов СССР, избравшего М. Горбачева председателем Верховного Совета, и XIX партийной конференции о совмещении постов первых секретарей парткомов и председателей Советов. Нужно также отметить, что с этого времени Конституция СССР стала подвергаться непрерывным спонтанным корректировкам. Причем она систематически нарушалась в республиках.

Особо следует указать также на весьма странное для вдумчивого политика стремление любой ценой заслужить себе похвалу за рубежом, прежде всего, получить одобрение западных элит. В данной связи, характеризуя новую систему, М. Горбачев в докладе на первом Съезде народных депутатов СССР 30 мая 1989 г. констатировал: «Та структура высших органов власти, которая сейчас у нас вводится, основана на стремлении органично сочетать нашу советскую традицию, рожденную Социалистической революцией, с общепризнанным в мире опытом работы представительных органов» [4]. В итоге, на политическую реформу все более ощутимое влияние оказывали установки субъективного порядка, прежде всего, связанные с ориентацией на внешний эффект.

В конечном счете усилиями лидеров перестройки политическая жизнь в стране была дезорганизована. В контексте реформ и политики «гласности» общественная активность непрерывно росла. В то же время, в СССР была создана нежизнеспособная политическая модель, что, однако, весьма плохо осознавалось реформаторами. В частности, по мнению А.И. Лукьянова, «модель складывается четкая и ясная. Партия, ЦК КПСС, Политбюро - это политика, Съезд народных депутатов, Верховный Совет - это власть» [5]. Полагаем, что более дикого сумбура в представлениях о «власти» и «политике» трудно себе представить.

Между тем игры в демократию влекли за собой изменения, в значительной степени неожиданные для руководства страны. Политическая ситуация в стране начинала выходить из-под контроля ее формальных лидеров. Линия на демократизацию так или иначе вела к признанию многообразия политических интересов в обществе, к признанию необходимости многопартийности, к отмене 6 статьи Конституции СССР о партии как «руководящей и направляющей силе советского общества», к утрате КПСС монополии на политическую власть.

Литература

1. Яковлев А.Н. Горькая чаша. Большевизм и реформация России. - Ярославль, 1994.

2. Материалы Пленума ЦК КПСС, 17-18 февраля 1988 г. - М.: Политиздат, 1988.

3. XIX Всесоюзная конференция КПСС: Стенографический отчет. - М.: Политиздат, 1988.

4. ГорбачевМ.С. Избранные сочинения. - Т. 7.

5. Известия. - 1989. - 24 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.