Научная статья на тему 'Конституционализм периода реального социализма в СССР'

Конституционализм периода реального социализма в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1312
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР / ВЫБОРЫ / ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / СТАТУС ЛИЧНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульженко Ю.Л.

Актуальность избранной темы обусловлена той ролью, которую имеет конституционализм, являясь одним из важнейших показателей нашего общества, его демократического федеративного государства с республиканской формой правления, основанного на принципе разделения властей. Цель статьи анализ состояния конституционализма СССР в период реального социализма (1936-1977 гг.). Выявление здесь решений, которые бы могли эффективно использоваться с соответствующими поправками в современной государственно-правовой практике. Использованы как общенаучные методы, так и частнонаучные и, прежде всего, догматический, историко-правовой, сравнительно-правовой. Высказана авторская позиция о самом понятии «конституционализм», путем выделения трех его основных сторон: наличие конституции; практической; теоретической. Показана специфика регулирования вопросов конституционализма в Основном законе СССР 1936 г. вступление СССР в новый этап развития; сохранение классовой сущности диктатуры пролетариата; закрепление руководящей роли коммунистической партии (ВКП(б)); конституционное урегулирование института экономической системы; расширение прав и свобод граждан; отмена ограничения в политес ких правах граждан и др. Практический конституционализм рассматриваемого периода характеризуется как фиктивный многие записанные в Конституции СССР демократические по своему характеру положения, касающиеся, в первую очередь, прав и свобод граждан, в жизни не реализовывались, грубо нарушались. В теоретическом плане конституционализм для стран капитала трактовался как прогрессивное явление, а для СССР социализма отрицался, считался неприемлемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционализм периода реального социализма в СССР»

Конституционализм периода реального социализма в СССР

Шульженко Юрий Леонидович

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, и.о. заведующего сектором конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, constitution@igpran.ru

Актуальность избранной темы обусловлена той ролью, которую имеет конституционализм, являясь одним из важнейших показателей нашего общества, его демократического федеративного государства с республиканской формой правления, основанного на принципе разделения властей. Цель статьи - анализ состояния конституционализма СССР в период реального социализма (1936-1977 гг.). Выявление здесь решений, которые бы могли эффективно использоваться с соответствующими поправками в современной государственно-правовой практике. Использованы как общенаучные методы, так и частнонаучные и, прежде всего, догматический, историко-правовой, сравнительно-правовой. Высказана авторская позиция о самом понятии «конституционализм», путем выделения трех его основных сторон: наличие конституции; практической; теоретической. Показана специфика регулирования вопросов конституционализма в Основном законе СССР 1936 г. - вступление СССР в новый этап развития; сохранение классовой сущности - диктатуры пролетариата; закрепление руководящей роли коммунистической партии (ВКП(б)); конституционное урегулирование института экономической системы; расширение прав и свобод граждан; отмена ограничения в политес ких правах граждан и др. Практический конституционализм рассматриваемого периода характеризуется как фиктивный - многие записанные в Конституции СССР демократические по своему характеру положения, касающиеся, в первую очередь, прав и свобод граждан, в жизни не реализовывались, грубо нарушались. В теоретическом плане конституционализм для стран капитала трактовался как прогрессивное явление, а для СССР социализма -отрицался, считался неприемлемым.

Ключевые слова: Верховный Совет СССР, выборы, диктатура пролетариата, коммунистическая партия, конституция, конституционализм, статус личности, экономическая система.

Исходным для данной статьи является позиция ее автора по такому сложному, спорному вопросу, как понятие «конституционализм». Она в наиболее краткой, обобщенной форме состоит в том, данное понятие имеет три стороны. Во-первых, первоосновой здесь является сам факт наличия или отсутствия конституции. Во-вторых, конституционализм имеет практическую форму, в том случае, когда существует в обязательном порядке реальная конституция, и что особенно важно то, как на практике действует то, что она устанавливает, закрепляет. В-третьих, теоретический конституционализм - сумма знаний общества по данному вопросу.

Статья посвящена анализу состояния конституционализма в период реального социализма, когда шел и процесс построения развитого социалистического общества в нашей стране. Временные рамки - 1936-1977 гг. Здесь имел место как практический, так и теоретический конституционализм. Прежде всего отметим, что на его состояние наисущественнейшее влияние оказали социально-экономическая, государственно-правовая ситуации в СССР в этот период. Она в целом была достаточно сложной, неоднородной. Так, в годы Отечественной войны 1941-1945 гг. произошел отказ от обычных фор м и методов руководства, управления и переход к мобилизационной модели. Сразу после окончания войны - в первую очередь восстановление всего разрушенного, а в государственно-правовой сфере в частности - возрождение довоенной системы государственных органов. Значительная часть этого периода связана с культом личности Сталина. Так, во второй половине 30-х гг. XX в. ужесточилось отношение к инакомыслящим. После окончания Отечественной войны очередной виток усиления контроля над обществом, репрессий, охвативших в первую очередь верхушку руководства, а также и широкий круг граждан. Это и спровоцированное, фальсифицированное «ленинградское» дело в 1949 г.; и далее дело «Еврейского антифашистского комитета» и дело «врачей».

Важной вехой здесь стал XX съезд КПСС в 1956 г., на котором был осужден культ личности Сталина, массовые репрессии 30-40-х гг. XX в., заявлено официально о том, что подавляющее большинство репрессированных - это честные люди. Наше общество вступило в этап так называемой «хрущевской оттепели», когда осуществлялся ряд мер демократической направленности. Важно отметить и то, что все эти годы - годы ост-

X 2

СО

0

сч

«9

01

рой борьбы в рядах КПСС, ее руководства. В 1957 г это, например, это попытка группы членов Политбюро во главе с Н.А. Булганиным отправить в отставку Н.С. Хрущева; в 1964 г. - освобождение последнего от всех должностей по обвинению в субъективизме и волюнтаризме. Первым, в дальнейшем генеральным секретарем ЦК КПСС становится Л.И. Брежнев. С этого момента начинается новый этап советского общества, связанный в первую очередь с укреплением, расцветом командно-административного руководства, и наряду с этим попыткой осуществления ряда эффективных реформ в сфере экономики.

Первоосновой советского конституционализма, как практического, так и теоретического в этот период была Конституция СССР 1936 г. Ее сразу же стали именовать сталинской. В отечественной литературе 30-х гг. прошлого века четко звучал тезис о том, что сталинская Конституция "закрепила тот всемирно-исторический факт, что СССР вступил в новую полосу развития, в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунистическому обществу, где руководящим началом общественной жизни должен быть коммунистический принцип: от каждого - по его способностям, каждому - по его потребностям" [1 , с. 331].

Основной закон СССР 1936 г. четко стоит на позиции сохранения классовой сущности - диктатуры пролетариата. Но говорится об этом по сравнению с прошлым четко и прямо через формулу о Советах как политической основе СССР, которые возникли, развивались в ходе свержения власти эксплуататоров, завоевание, установление диктатуры пролетариата. Впервые в Конституции закреплена специфика социалистического конституционализма - руководящая роль Коммунистической партии (ВКП(б)). Но сделано это не напрямую, а косвенно - через право граждан СССР объединяться в общественные организации. Установлено, что наиболее активные и сознательные представители рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции на основе добровольности объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза. Она - передовой отряд трудящихся в их борьбе, связанной с построением коммунизма. Она - руководящее ядро всех общественных государственных, организаций трудящихся. Итак, фактически произошло огосударствление партии, превращение ее в государственную структуру. Это и реальное воплощение неоднократно высказываемая ранее в партийных документах, в научной, публицистической литературе необходимости отражение, закрепления в Основном законе руководящей позиции коммунистической партии как юридической и фактической ее сущности.

Следует отметить, что данное положение подверглось острейшей критике на Западе еще на стадии проекта Конституции СССР 1936 г., и продолжалось с еще большей силой в дальнейшем. Обратим здесь внимание на ответ, позицию Сталина: «Я должен признать, что проект новой Конституции действительно оставляет в силе режим

диктатуры рабочего класса, равно как сохраняет без изменения нынешнее руководящее положение Коммунистической партии СССР. Если уважаемые критики считают это недостатком проекта Конституции, то можно только пожалеть об этом. Мы же, большевики, считаем это достоинством проекта Конституции» [2, с. 331].

Обратим внимание на еще одно нововведение. Впервые на конституционном уровне установлен правовой статус комсомола, профсоюзов, кооперативных объединений, иных общественных организаций. Определена и цель - развитие организационной самостоятельности и политической активности народных масс, а их деятельность должна была отвечать интересам трудящихся. Фактически здесь заложена формула следующего содержания - отсутствие всякой возможности на создание организаций, движений, неназванных в Основном законе, и в первую очередь каких-либо партий, за исключением ВКП(б). Подход советского руководства здесь состоял в том, что свобода политических партий может быть в обществе с антагонистическими классами. В связи с тем, что в СССР нет антагонистических классов, и нет почвы для иных партий. Есть все для существования исключительно одной коммунистической партии, которая стоит на защите двух дружественных классов - рабочих и крестьян.

Устанавливалась экономическая основа СССР

- социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, в двух формах такой собственности

- государственной и колхозно-кооперативной, объекты последних. Разрешалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян, кустарей, основанное исключительно на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Закон охраняет права личной собственности граждан на их трудовые доходы, сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, право наследования личной собственности граждан. Особый акцент делался на ведущую роль народно-хозяйственного плана в качестве определителя хозяйственной жизни СССР, его основной направляющей силы. Труд провозглашался обязанностью, делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу "кто не работает, тот не ест". Устанавливался принцип социализма "от каждого по его способности, каждому - по его труду". В результате по сравнению с прошлым получила более четкое законодательное выражение тенденция конституционного регулирования важнейших институтов советской экономической системы.

Основа государственного, федеративного устройства СССР, национальной политики, как и ранее, - принцип добровольности объединения и равноправия союзных республик. Определен предмет ведения СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления. Решен и вопрос о соотношении суверенитета, законодательства СССР и его

субъектов. Вносившиеся в дальнейшем поправки закрепили положения, касающиеся изменения границ, правового статуса республик, расширения территорий в силу ряда причин в 1939-1940 гг.; упразднение Закавказской Федерации, включение республик, входивших в нее, непосредственно в СССР, преобразование Казахской, Карельской, Киргизской, Молдавской автономных республик в союзные и вхождение их в состав СССР; вхождение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии со статусом союзной республики.

Обратим внимание на то, что наряду с расширением исключительной компетенции Союз ССР сужаются права союзных республик, связанные с участием в выработке общесоюзной политики, ее реализации. Возникшая еще в начале 30-х гг. тенденция к бюрократической централизации, укреплению административно-командной вертикали, сокращению прав и полномочий союзных республик закрепляется в Конституции. Таким образом, республики лишились права обсуждать неконституционные акты, распоряжения союзных ведомств, приостанавливать их действие на своей территории. Отметим также, что Конституции СССР 1936 г. отнесла к компетенции СССР утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик. Прежде всего это касалось исключительной компетенцией союзных республик. За ними сохранялось право решать вопрос об их образовании внутри союзных республик. При этом окончательное решение вопроса переходило к СССР. В целом, несмотря на отдельные недоработки, все это находилось в русле советского практического конституционализма.

Конституция СССР 1936 г. существенно изменила статус гражданина СССР. В первую очередь отменены остатки ограничений в политических правах, установленных в прежних советских основных законах, и в первую очередь в избирательном праве. Закрепляется всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Особо обратим внимание на то, что впервые на конституционном уровне провозглашалось равноправие во всех сферах, отношениях женщин и мужчин. Ранее проблема прав граждан обоего пола решалась в конституциях союзных республик преимущественно к избирательному праву, в Семейном, Земельном и других кодексах, в общесоюзных актах конституционного значения. Урегулирование этого вопроса конституционной нормой -также свидетельство демократизации Конституции СССР.

Основной закон СССР 1936 г. устанавливает новый перечень прав и свобод граждан. Это -право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование; неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки и др. Все это следует также отнести к положительным, прогрессивным показателям советского практического конституционализма. Следует также отметить, что в литературе того времени акцентировалось внимание на том, что гарантиям провозглашенных прав и сво-

бод в Конституции СССР 1936 г. отводилось центральное место. "Сталинская Конституция не ограничивается только фиксированием формальных прав граждан, что характерно для буржуазных конституций, а переносит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих прав, - и в этом еще одна ее особенность" [3, с. 121]. Однако на практике все обстояло намного сложней, трагичней. Сфера соблюдения прав и свобод стала местом самых серьезных нарушений, связанных прежде всего с культом личности Сталина.

Устанавливалась новая система органов государственной власти страны. Советы стали называться Советами депутатов трудящихся, что объяснялось более высокой степенью консолидации советского общества, развитием его социальной однородности. Высший орган власти, парламент -Верховный Совет СССР. Он состоял из двух палат

- Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР. Высший исполнительный и распорядительный орган страны - Совет Министров СССР - Правительство СССР. Высший орган государственной власти в союзной, автономной республике - Верховный Совет, который избирал свой Президиум; высший исполнительно-распорядительный орган - Совет Министров -Правительство. Органы государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках) - Советы депутатов трудящихся; их исполнительные и распорядительные органы в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах - исполнительные комитеты, в небольших поселениях - председатель, заместитель и секретарь Совета. Правосудие возлагалось на Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные суды, специальные суды, народные суды. Высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами и гражданами СССР, осуществляла Генеральная прокуратура СССР.

Верховный Совет СССР наделялся всей полнотой государственной власти в стране. Исключительно ему принадлежало право издавать законы. До этого таким правом наделялся Всесоюзный съезд Советов, ЦИК СССР, его Президиум, СНК. Издаваемые Президиумом Верховного Совета в промежутках между сессиями указы относились к подзаконными актами. Они утверждались Верховным Советом на его ближайшей сессии.

Конституция СССР 1936 г. закрепила новую систему правовой охраны Основного закона СССР

- одного из важнейших показателей конституционализма. Верховный Совет СССР стал единственным органом, который мог изменить Конституцию СССР. Такое решение принимается большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат. Заметим, что в Конституции СССР 1936 г. давалось до-

X 2

СО

0

сч

01

вольно общее, расплывчатое определение контроля за соблюдением Конституции. Эта функция находилась в ведении СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления. На практике реально она сосредоточилась в руках Верховного Совета СССР - парламента страны и его постоянно действующего органа - Президиума Верховного Совета СССР. При этом отметим, что именно последний стал реально главным органом конституционного контроля. В результате именно в Основном законе СССР 1936 г. мы видим наиболее завершенный, полный вид конституционного закрепления принципа сосредоточения всей полноты власти, включая конституционный контроль, в руках парламента. Устанавливается парламентская система конституционного контроля, функционировавшая долгие годы. Конституционный надзор осуществляла главным образом Прокуратура СССР.

Далее на основе Конституции СССР, в полном соответствии с ней принимаются основные законы во всех союзных республиках. Такое соответствие относится в первую очередь к принципиальным, главенствующим вопросам общественного устройства: Советам депутатов трудящихся в качестве политической основы; закреплению руководящей роли коммунистической партии; федерации как формы государственного устройства; организации, функционированию органов государственной власти; статусу граждан. При этом учитывались и особенности каждой республики. Так, в конституциях республик Средней Азии подчеркивались следующие моменты: воссоединение разорванных в прошлом царизмом народов в единое государство; утверждение социалистической системы хозяйства, социалистической собственности в них не только в результате ликвидации капиталистической, но и также феодальной собственности; специфика быта женщин, особый акцент делался на том, что советский закон стоит на страже фактического раскрепощения женщин. В дальнейшем на основе, в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных республик принимаются основные законы автономных республик.

Что касается практического конституционализма, то здесь в первую очередь обратить внимание на тот факт, что Конституция в данный период не имела статуса верховного юридического, политического акта советского общества, государства. «Программы, уставы, решения органов Коммунистической партии, а весьма часто и партийных лидеров - вот, что на практике было основным законом страны» [4, с. 131]. Принималось и большое количество актов, направленных, прежде всего, на реализацию конституционных норм. Они содержали и подходы, решения, часто носящие демократическую окраску. Но на практике все это куда-то «пропадало», не реализовывалось. Например, установленное, закрепленное верховенство парламента, как важнейшей формы выражения власти народа было на практике нежизнеспособно.

Трагическая ситуация сложилась со статусом личности в советском обществе. Провозглашенные в Конституции, в текущем законодательстве демократические права и свободы на деле не обеспечивались, бесцеремонно нарушались. Человек был бесправным, зависимым, контролировался государством. Атмосфера беззакония - вот что стало показателем советского общества. Особенно это проявилось в годы культа личности Сталина, когда миллионы ни в чем неповинных были расстреляны, сидели в тюрьмах, лагерях.

Таким образом, практический конституционализм рассматриваемого нами периода следует рассматривать как фиктивный. Главнейший показатель этого здесь то, что записанные в Конституции, в иных актах права и свободы демократические по своей сущности на практике, в реальной жизни не реализовывались, а были своего рода ширмой, прикрытием фактического тоталитаризма, господства коммунистической партии.

В теоретическом плане отношение к конституционализму было двоякого рода. С одной стороны, сама его концепция рассматривалась как прогрессивная для буржуазного общества, государства. С другой, для СССР доктрина конституционализма отрицалась, считалась неприемлемой. Следует отметить, что в целом проблематике конституционализма, особенно разработке теории данного вопроса, понятийного аппарата, фактически не уделялось внимание, не выходило за рамки, которые были установлены партийным, государственным руководством. Можно здесь говорить о исследованиях, прежде всего, советской конституции - ее сущности, понятия, природы, правовой охраны. Особо здесь отметим работы Г.С. Гурвича, А.И. Денисова, А.И. Лепешкина, А. Малицкого, С.Н. Ра-вина, П.И. Стучки, Б.В. Щетинина и др. С различной эффективностью велись исследования конкретных институтов советского конституционализма: организации деятельности Советов; советской федерации; избирательной системы; правового статуса личности и др. Здесь увидели свет труды таких ученых-государствоведов, как Г.В. Бараба-шева, Л.Д. Воеводина, Д.Л. Златопольского, А.И. Кима, М.Г. Кириченко, В.Ф. Котока, В.С. Основина и др.

Литература

1. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс / Под ред. комисс. ЦК ВКП(б). М.: Госполитиздат, 1938. 351 с.

2. Вопросы ленинизма / Сталин И.В. 11-е изд. М.: Госполитиздат, 1945. - 611 с.

3. Советское государственное право: Учебник для юридических институтов / Под общ. ред. А.Я. Вышинского. М.: Юриздат, 1938. 652 с.

4. Шульженко Ю.Л. Отечественный конституционализм. Историко-юридическое исследование. М.: Институт государства и права РАН, 2010. 152 с.

Constitutionalism of the period of real socialism in the USSR Shulzhenko Yu. L.

Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences

The relevance of the chosen topic is due to the role that constitutionalism has, being one of the most important indicators of our society, its democratic federal state with a republican form of government based on the principle of separation of powers. The purpose of the article is to analyze the state of constitutionalism of the USSR during the period of real socialism (1936-1977). Identification here of solutions that could be effectively used with the appropriate amendments in modern state and legal practice. Both general scientific methods and private scientific and, above all, dogmatic, historical and legal, comparative legal methods were used. The author's position is expressed on the very concept of "constitutionalism", by highlighting its three main aspects: the presence of a constitution; practical; theoretical The specifics of regulating questions of constitutionalism in the 1936 Basic Law of the USSR is shown - the entry of the USSR into a new stage of development; the preservation of the class essence of the dictatorship of the proletariat; consolidation of the leading role of the Communist Party (VKP (b)); constitutional regulation of the institution of the economic system; the expansion of the rights and freedoms of citizens; the abolition of restrictions in the political rights of citizens, etc. The practical constitutionalism of the period under review is characterized as fictitious - many provisions written in the USSR Constitution that are democratic in nature, relating primarily to the rights and freedoms of citizens, were not realized in life, were grossly violated. Theoretically, constitutionalism for the capitalist countries was interpreted as a progressive phenomenon, and for the USSR socialism - was denied, was considered unacceptable.

Keywords: Supreme Soviet of the Soviet Union, elections, dictatorship of the proletariat, communist party, constitution, constitutionalism, personality status, economic system References:

1. Istoriya Vsesoyuznoy Kommunisticheskoy partii (bolshevikov). Kratkiy kurs/Pod red. komiss. TsK VKP(b). M.: Gospolitizdat, 1983. 351 s.

2. Voprosy leninizma / Stalin I.V. 11-ye izd. M.: Gospolitizdat, 1945.

611 s.

3. Sovetskoye gosudarstvennoe pravo: Uchebnik dlya yuridicheskih

institutov / Pod obsch. red. A.Ya. Vyshinskogo. M.: Yurizdat, 1938. 652 s.

4. Shulzhenko Yu.L. Otechestvenny konstitutsionalism. Istorico-yuridicheskoye issledovaniye. M.: Institut gosudarstva i prava RAN, 2010. 152 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.