Научная статья на тему 'Конституирование отечественной социологии музыки: конец 60-х - начало 90-х годов ХХ века'

Конституирование отечественной социологии музыки: конец 60-х - начало 90-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
587
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУИРОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ / ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ НАУКИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ТЕОРИЯ СУБКУЛЬТУРНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВА / MORPHOLOGY / SOCIOLOGY OF MUSIC / SCOPE OF SCIENCE / THEORETICAL AND EMPIRICAL LEVELS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH / THEORY OF THE SUB-CULTURAL STRATIFICATION OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юрченко Ольга Сергеевна

В статье автор выявляет особенности научно-исследовательской работы в области социологии музыки конца 60-х начала 90-х гг. ХХ в. и обозначает приоритетные проблемы конституирования самостоятельной социологической дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morphology of russian sociology of music: late 1960s - early 1990s

The author of the publication identifies the distinctive features of the research in sociology of music of the late 1960s early 1990s and sets out the priorities in the definition of this independent sociological discipline.

Текст научной работы на тему «Конституирование отечественной социологии музыки: конец 60-х - начало 90-х годов ХХ века»

О. С. Юрченко

КОНСТИТУИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ МУЗЫКИ: КОНЕЦ 60-х - НАЧАЛО 90-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Работа представлена кафедрой истории и теории РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор В. Г. Лукьянов

В статье автор выявляет особенности научно-исследовательской работы в области социологии музыки конца 60-х - начала 90-х гг. ХХ в. и обозначает приоритетные проблемы конституирования самостоятельной социологической дисциплины.

Ключевые слова: конституирование, социология музыки, предметное поле науки, теоретический и эмпирический уровни социологического исследования, теория субкультурной стратификации общества.

O. Yurchenko

MORPHOLOGY OF RUSSIAN SOCIOLOGY OF MUSIC: LATE 1960S - EARLY 1990S

The author of the publication identifies the distinctive features of the research in sociology of music of the late 1960s - early 1990s and sets out the priorities in the definition of this independent sociological discipline.

Key words: morphology, sociology of music, scope of science, theoretical and empirical levels of sociological research, theory of the sub-cultural stratification of society.

На сегодняшний день отечественная со- исследовательской работы в области социология музыки - одна из наиболее интен- циологии музыки конца 60-х - начала 90-х гг. сивно развивающихся отраслей гуманитар- ХХ в. и тем самым сформировать представ-ного знания. Однако конституирование ее ление о приоритетных проблемах становле-как самостоятельной социологической дис- ния молодой науки.

циплины до сих пор не завершено. Конституирование любой специальной

В настоящей статье предпринимается социологической дисциплины предполага-попытка раскрыть особенности научно- ет наличие у нее специфического предмет-

ного поля, разрабатываемого одновременно как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

Говоря о развитии социологии музыки, необходимо отметить, что отличительной чертой рассматриваемого периода являлось отсутствие связи между двумя вышеобозначенными уровнями социологического познания музыкальной действительности. При этом усилия большинства ученых были сконцентрированы на конкретно-социологических исследованиях, в качестве основных направлений которых можно обозначить:

• формирование и развитие массовых музыкальных вкусов;

• социологические проблемы концертной жизни;

• социологические особенности музыкального восприятия;

• соотношение музыкального искусства и средств массовой информации.

Классическим образцом изучения закономерностей формирования и развития массовых музыкальных вкусов можно считать труд В. С. Цукермана «Музыка и слушатель» [13]. В нем нашли отражение результаты исследования сектора социологии духовной жизни советского общества Уральского научного центра Академии наук СССР, посвященного вопросу функционирования музыки в крупном индустриальном центре нашей страны (на примере Свердловска и Челябинска). Значение этой работы не вызывает сомнений. В ней:

• излагается обширный фактический материал об ориентации отдельных категорий населения на те или иные виды искусства, об общем их отношении к разным музыкальным жанрам;

• раскрывается содержание таких теоретических понятий, как художественный, в частности музыкальный, вкус;

• вырабатываются критерии оценки уровня художественного - музыкального -вкуса;

• предлагаются практические рекомендации по организации музыкальной жизни страны.

Наибольший вклад в совершенствование методики исследования музыкальных вкусов

внесли Э. Е. Алексеев, П. Ф. Андрукович и Г. Л. Головинский, входившие в состав группы социологии музыки Московского отделения Союза композиторов РСФСР. Именно они впервые в отечественной научной практике в ходе конкретно-социологического исследования «Музыкальные вкусы молодежи Москвы» (1976-1977 гг.) наряду с традиционным опросом использовали метод «звучащей анкеты», предложенный чехословацкими учеными В. Карбусицким и И. Казаном в 1963 г. [1].

Объектом исследований рассматриваемого направления, как правило, выступала учащаяся молодежь. Как отмечает Ю. У. Фохт-Бабушкин, «многим тогда казалось, что, опрашивая классы, да еще и на уроках, можно без особого труда получить материал для размышлений. Эта организационная легкость в решении задачи побуждала многих, в том числе и весьма смутно ориентировавшихся в методологии и методике конкретно-социологических исследований, проводить опросы. Ими занимались не только педагоги-исследователи, но и педагоги-практики, а нередко и вовсе случайные люди. Соответственно и публикаций было великое множество, но, естественно, значительная часть не представляла научного интереса. Было, конечно, немало и вполне серьезных работ» [11, с. 127]. Среди них необходимо отметить труды Е. Я. Бурлиной, Т. М. Синец-кой, С. Л. Катаева, М. Е. Илле, исследовательской группы - Г. Б. Зулумян, В. Н. Соловьев, В. И. Шульгин [4].

Следует подчеркнуть, что подобная проблематика получала отражение и в работах, связанных с целостным изучением уровня художественной культуры населения. В качестве примера можно привести исследование «Школьник - 66» коллектива новосибирских ученых под руководством Ю. В. Шарова [14]. Несмотря на то что подобные исследования не дают глубокого анализа процессов формирования, развития и реализации музыкальных вкусов и предпочтений, они тем не менее позволяют сделать выводы о месте музыки среди других видов искусства в художественно-творческой и досуговой деятельности людей, зафиксировать некото-

рые тенденции в развитии интереса к музыкальному искусству.

Выявление социологических особенностей восприятия музыки зачастую осуществлялось одновременно с изучением массовых музыкальных вкусов. Интересные наблюдения относительно социально-типологических закономерностей, особенностей механизмов музыкального восприятия были получены в ходе уже упоминавшихся нами выше конкретно-социологических исследований В. С. Цукер-мана, научного коллектива - Э. Е. Алексеев, П. Ф. Андрукович, Г. Л. Головинский. Определением специфики общественного восприятия музыки также занимались Е. П. Крупник, Г. Панкевич, А. Костюк [8].

Разработке социологических проблем концертной жизни посвящены труды Ю. В. Капустина - «Музыкант и публика», «Музыкант-исполнитель и публика» [6]. В них ученый всесторонне рассматривает социальные функции исполнительства, социальные аспекты взаимодействия музыканта-исполнителя и публики, социально-демографические и многие другие особенности аудитории музыкальных концертов. При этом процесс формирования, функционирования и развития концертной жизни в конкретных социально-исторических условиях (на материале социологических данных обследования Ленинградской филармонии в 60-80-е гг. ХХ в.) он изучает на основе теоретического анализа социальной структуры концерта. Эти вопросы также затрагиваются в ряде работ (Е. В. Дукова, Б. В. Периль, М. Е. Илле, Е. Н. Богатыревой, О. А. Сакмарова, Б. З. Фа-ликова [3]).

Раскрытие специфического характера функционирования музыкального искусства в условиях интенсивного развития средств массовой коммуникации стало сквозной темой музыкально-социологических исследований конца 60-х - начала 90-х гг. ХХ в. В рамках этого направления особое внимание уделялось следующим вопросам:

• социально-культурный аспект функционирования звукозаписи (Е. В. Дуков, Ю. В. Капустин, Э. Е. Алексеев, Г. Л. Головинский, К. Никитина, Г. Коган) [2];

• роль средств массовой коммуникации в формировании массовых музыкальных вкусов (В. С. Цукерман, Э. Е. Алексеев, Г. Л. Головинский, Р. Квелде, Д. Яконюк) [7];

• массовые средства распространения музыки и проблемы современного музыкального исполнительства (Ю. В. Капустин, Н. Корыхалова) [5];

• специфика музыкальной критики в условиях распространения музыки через систему средств массовой коммуникации (А. Э. Клотынь) [9].

В целом приходится констатировать, что конкретно-социологические исследования носили преимущественно описательный характер. Между тем задача эмпирической социологии музыки состоит не только в том, чтобы констатировать, кто какую музыку понимает и любит, но и в том, чтобы на основе полученных данных установить почему. «В действительности социология начинается только там, где мы наряду с вопросом "как" ставим также вопрос "почему" и начинаем теоретически обрабатывать добытые эмпирически факты» [15, б. 12]. Успехи эмпирической социологии, таким образом, напрямую зависят от плодотворной разработки теории.

К сожалению, формированию теоретико-методологических основ социологии музыки в конце 60-х - начале 90-х гг. ХХ в. не уделялось достаточного внимания. А. Н. Сохор был, пожалуй, единственным, кто целенаправленно занимался этим вопросом. В своих трудах он обосновывал систему основных понятий социологии музыки; анализировал социальную природу музыкального мышления; характеризовал виды музыкальной деятельности (и особенно - музыкальное восприятие); определял социальные функции музыки; намечал пути разработки социально-исторических типологий музыкальных культур; выявлял наиболее актуальные проблемы, требующие изучения [10].

Безусловно, ученый внес значительный вклад в развитие социологии музыки. Однако конкретно-социологических исследований Сохор не вел. В результате ряд выдвинутых им положений не подтвердился на практике [11, с. 218-219]. Это еще раз свидетельствует

о том, что без проведения комплексных эмпирически-теоретических исследований невозможно познать и описать природу тех сложных процессов, которые протекают в музыкальной жизни общества.

Итак, анализ научно-исследовательской работы в области социологии музыки конца 60-х - начала 90-х гг. ХХ в. позволяет сделать вывод о том, что приоритетными проблемами конституирования самостоятельной социологической дисциплины являлись:

• отсутствие связи между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования предметной области социологии музыки;

• несоответствие между развитой практической составляющей социологии музыки, значительным эмпирическим базисом и недостаточно развитым и обоснованным теоретико-методологическим знанием о музыкальной жизни.

Несмотря на то что социология музыки продолжает испытывать определенные трудности на современном этапе своего становления, первый шаг на пути их преодоления уже сделан. В настоящее время разработана теория субкультурной стратификации общества, которая может стать серьезным теоретико-методологическим основанием для дальнейшего развития молодой науки [12].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Э. Е., Андрукович П. Ф., Головинский Г. Л. Молодежь и музыка сегодня (По материалам конкретного музыкально-социологического исследования) // Социальные функции искусства и его видов: сб. ст. М.: Наука, 1980. С. 210-248; Они же. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов // Вопросы социологии искусства (Теоретико-методологические проблемы): сб. ст. М.: Наука, 1979. С. 127-193.

2. Андрукович П. Ф., Головинский Г. Л. Звукозапись и молодой слушатель музыки // Рождение звукового образа: Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио. М.: Искусство, 1985. С. 21-34; Дуков Е. В. Грампластинка в музыкальной жизни (Социально-культурный аспект функционирования) // Там же. С. 168-175; Капустин Ю. В. Исполнитель - грамзапись - слушатель // Советская музыка. 1970. № 2. С. 65-69; Коган Г. Свет и тени звукозаписи // Советская музыка. 1969. № 5. С. 60-68; Никитина К. Грамзапись: оптимистический прогноз // Контуры будущего. Перспективы и тенденции развития средств массовой коммуникации в художественной культуре: сб. ст. М.: Искусство, 1984. С. 145-153.

3. Богатырева Е. Н. Передовой опыт организации филармонической концертной работы в СССР. М.: Информкультура, 1985. 36 с.; Дуков Е. В. Социальные проблемы функционирования концертов симфонической музыки (на материале советской музыкальной жизни 20-х годов) // К вопросу социального функционирования искусства (теоретические и эмпирические аспекты): сб. ст. М.: Б. и., 1982. С. 41-55; ИллеМ. Е., КапустинЮ. В. Опыт исследования аудитории концертов популярной музыки: Науч.-практ. рекомендации. М.: Б. и., 1988. 46 с.; Периль Б. В. Филармоническая музыкальная деятельность в системе современной городской культуры (По материалам социологического исследования аудитории симфонических концертов Ленинграда, Свердловска, Куйбышева, Воронежа, Ростова-на-Дону): материалы к обсуждению. М.: Б. и., 1989. 52 с.; Сакмаров О. А. Проблемы концертов популярной музыки глазами экспертов: Материалы к обсуждению. М.: Б. и., 1988. 46 с.; Фаликов Б. З. Концертное дело в РСФСР в XI пятилетке: статистический обзор. М.: Информкультура, 1986. 47 с.

4. Бурлина Е. Я. О музыкальных интересах современной советской молодежи // Идеологическая борьба в искусстве: сб. трудов. Л.: Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1976. С. 41-52; Зулумян Г. Б., Соловьев В. И., Шульгин В. И. Формирование музыкальной культуры молодежи // Социологические исследования. 1983. № 4. С. 120-123; Илле М. Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи // Социологические исследования. 1990. № 12. С. 94-102; Катаев С. Л. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования. 1986. № 1. С. 45-54; Синецкая Т. М. Музыкальная культура учащихся профессионально-технических училищ: информационный бюллетень. Челябинск: Челябинский гос. ин-т искусства и культуры, 1983. 39 с.

5. Капустин Ю. В. Массовые средства распространения музыки и проблемы современного музыкального исполнительства // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. ст. Л.: Музгиз, 1969. Вып. 9.

С. 3-17; Корыхалова Н. Звукозапись и проблемы современного исполнительства // Музыкальное исполнительство: сб. ст. М.: Музыка, 1973. Вып. 8. С. 15-22.

6. Капустин Ю. В. Музыкант и публика. Л.: Знание, 1976. 40 с.; Он же. Музыкант-исполнитель и публика (Социологические проблемы современной концертной жизни). Исследование. Л.: Музыка, 1985. 160 с.

7. Квелде Р. Роль радио в формировании духовных интересов рабочих // Материалы Всесоюзного симпозиума «Ленинизм и проблемы духовной жизни рабочего класса СССР». Свердловск: Искусство, 1968. Ч. III. С. 16-23; Орлова И. Звукозапись и проблемы формирования индивидуальной музыкальной среды // Народное творчество и средства массовой коммуникации: сб. ст. М.; Б. и., 1984. С. 112-125; Яконюк Д. Л. Радио в формировании музыкально-эстетических интересов рабочей молодежи: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: ИСИ, 1982. 15 с.

8. Костюк А. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие: сб. ст. Л.: Наука, 1971. Вып. 1. С. 334-347; Крупник Е. П. К вопросу о диагностике восприятия музыкального произведения старшими школьниками // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: сб. тезисов VI научной конференции, апрель 1982 г., г. Москва. М.: Б. и., 1982. С. 138-145; Панкевич Г. Социально-типологические особенности восприятия музыки // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1973. Вып. 3. С. 95-122.

9. Материалы выступлений советских участников работы шестой секции «Проблемы музыкальной социологии» VII конгресса ММС (Клотынь А.Э.) // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность: Доклады. М.: Советский композитор, 1973. С. 353-354.

10. Сохор А. Н. Композитор и публика в социалистическом обществе // Музыка в социалистическом обществе: сб. ст. Л.: Музыка, 1975. Вып. 2. С. 5-20; Он же. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. М.: Музыка, 1974. С. 59-74; Он же. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. 203 с.

11. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология). СПб.: Алетейя, 2001. 556 с.

12. Художественная жизнь современного общества: в 4 т. / гл. ред. А. Я. Рубинштейн. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996.

13. Цукерман В. С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. 204 с.

14. Шаров Ю. В. Опыт исследования кругозора и эстетических потребностей школьников // Революция. Прекрасное. Человек. Материалы теоретической конференции 27-29 июня 1967 г. М.: Центр. Совет. ин-т эстет. воспитания, 1969. С. 263-287.

15. Karbusicky V. Zur empirisch - soziologisehen Musikforschung // Beiträge zur Musikwissenschaft. 1966. N 3 / 4. S. 11-23.

REFERENCES

1. Alekseyev E. E., Andrukovich P. F., Golovinsky G. L. Molodezh' i muzyka segodnya (Po materia-lam konkretnogo muzykal'no-sotsiologicheskogo issledovaniya) // Sotsial'nye funktsii iskusstva i ego vi-dov: sb. st. M.: Nauka, 1980. S. 210-248; Oni zhe. Nekotorye voprosy teorii i praktiki izucheniya mass-ovykh muzykal'nykh vkusov // Voprosy sotsiologii iskusstva (Teoretiko-metodologicheskie problemy): sb. st. M.: Nauka, 1979. S. 127-193.

2. Andrukovich P. F., Golovinsky G. L. Zvukozapis' i molodoy slushatel' muzyki // Rozhdenie zvukovogo obraza: Khudozhestvennye problemy zvukozapisi v ekrannykh iskusstvakh i na radio. M.: Iskusstvo, 1985. S. 21-34; Dukov E. V. Gramplastinka v muzykal'noy zhizni (Sotsial'no-kul'turny aspekt funktsionirovaniya) // Tam zhe. S. 168-175; Kapustin Yu. V. Ispolnitel' - gramzapis' - slushatel' // Sovet-skaya muzyka. 1970. N 2. S. 65-69; Kogan G. Svet i teni zvukozapisi // Sovetskaya muzyka. 1969. N 5. S. 60-68; Nikitina K. Gramzapis': optimisticheskiy prognoz // Kontury budushchego. Perspektivy i ten-dentsii razvitiya sredstv massovoy kommunikatsii v khudozhestvennoy kul'ture: sb. st. M.: Iskusstvo, 1984. S.145-153.

3. Bogatyreva E. N. Peredovoy opyt organizatsii filarmonicheskoy kontsertnoy raboty v SSSR. M.: Informkul'tura, 1985. 36 s.; Dukov E. V. Sotsial'nye problemy funktsionirovaniya kontsertov simfo-

nicheskoy muzyki (na materiale sovetskoy muzykal'noy zhizni 20-kh godov) // K voprosu sotsial'nogo funktsionirovaniya iskusstva (teoreticheskie i empiricheskie aspekty): sb. st. M.: B. i., 1982. S. 41-55; Ille M. E., Kapustin Yu. V. Opyt issledovaniya auditorii kontsertov populyarnoy muzyki: Nauch.-prakt. reko-mendatsii. M.: B. i., 1988. 46 s.; Peril' B. V. Filarmonicheskaya muzykal'naya deyatel'nost' v sisteme sovremennoy gorodskoy kul'tury (Po materialam sotsiologicheskogo issledovaniya auditorii simfo-nicheskikh kontsertov Leningrada, Sverdlovska, Kuybysheva, Voronezha, Rostova-na-Donu): materialy k obsuzhdeniyu. M.: B. i., 1989. 52 s.; Sakmarov O. A. Problemy kontsertov populyarnoy muzyki glazami ekspertov: Materialy k obsuzhdeniyu. M.: B. i., 1988. 46 s.; Falikov B. Z. Kontsertnoye delo v RSFSR v XI pyatiletke: statisticheskiy obzor. M.: Informkul'tura, 1986. 47 s.

4. Burlina E. Ya. O muzykal'nykh interesakh sovremennoy sovetskoy molodezhi // Ideologiche-skaya bor'ba v iskusstve: sb. trudov. L.: Leningr. in-t teatra, muzyki i kinematografii, 1976. S. 41-52; Zu-lumyan G. B., Solov'yev V. I., Shul'gin V. I. Formirovanie muzykal'noy kul'tury molodezhi // Sotsi-ologicheskie issledovaniya. 1983. N 4. S. 120-123; Ille M. E. Muzykal'nye interesy i dukhovnye potreb-nosti molodezhi // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1990. N 12. S. 94-102; Katayev S. L. Muzykal'nye vkusy molodezhi // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1986. N 1. S. 45-54; Sinetskaya T. M. Muzykal'naya kul'tura uchashchikhsya professional'no-tekhnicheskikh uchilishch: informatsionny byulleten'. Chelyabinsk: Chelyabinskiy gos. in-t iskusstva i kul'tury, 1983. 39 s.

5. Kapustin Yu. V. Massovye sredstva rasprostraneniya muzyki i problemy sovremennogo muzykal'nogo ispolnitel'stva // Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. L.: Muzgiz, 1969. Vyp. 9. S. 3-17; Korykhalova N. Zvukozapis' i problemy sovremennogo ispolnitel'stva // Muzykal'noye ispolnitel'stvo: sb. st. M.: Muzyka, 1973. Vyp. 8. S. 15-22.

6. Kapustin Yu. V. Muzykant i publika. L.: Znanie, 1976. 40 s.; On zhe. Muzykant-ispolnitel' i pub-lika (Sotsiologicheskie problemy sovremennoy kontsertnoy zhizni). Issledovanie. L.: Muzyka, 1985. 160 s.

7. Kvelde R. Rol' radio v formirovanii dukhovnykh interesov rabochikh // Materialy Vsesoyuznogo simpoziuma «Leninizm i problemy dukhovnoy zhizni rabochego klassa SSSR». Sverdlovsk: Iskusstvo, 1968. Ch. III. S. 16-23; Orlova I. Zvukozapis' i problemy formirovaniya individual'noy muzykal'noy sredy // Narodnoye tvorchestvo i sredstva massovoy kommunikatsii: sb. st. M.; B. i., 1984. S. 112-125; Yakonyuk D. L. Radio v formirovanii muzykal'no-esteticheskikh interesov rabochey molodezhi: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. M.: ISI, 1982. 15 s.

8. Kostyuk A. Kul'tura muzykal'nogo vospriyatiya // Khudozhestvennoye vospriyatiye: sb. st. L.: Nauka, 1971. Vyp. 1. S. 334-347; Krupnik E. P. K voprosu o diagnostike vospriyatiya muzykal'nogo pro-izvedeniya starshimi shkol'nikami // Razvitie muzykal'nogo slukha, pevcheskogo golosa i muzykal'no-tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noy shkoly: sb. tezisov VI nauchnoy kon-ferentsii, aprel' 1982 g., g. Moskva. M.: B. i., 1982. S. 138-145; Pankevich G. Sotsial'no-tipologicheskie osobennosti vospriyatiya muzyki // Esteticheskie ocherki. M.: Muzyka, 1973. Vyp. 3. S. 95-122.

9. Materialy vystupleniy sovetskikh uchastnikov raboty shestoy sektsii «Problemy muzykal'noy sot-siologii» VII kongressa MMS (Klotyn' A.E.) // Muzykal'nye kul'tury narodov. Traditsii i sovremennost': Doklady. M.: Sovetskiy kompozitor, 1973. S. 353-354.

10. Sokhor A. N. Kompozitor i publika v sotsialisticheskom obshchestve // Muzyka v sotsialis-ticheskom obshchestve: sb. st. L.: Muzyka, 1975. Vyp. 2. S. 5-20; On zhe. Sotsial'naya obuslovlennost' muzykal'nogo myshleniya i vospriyatiya // Problemy muzykal'nogo myshleniya: sb. st. M.: Muzyka, 1974. S. 59-74; On zhe. Sotsiologiya i muzykal'naya kul'tura. M.: Sovetskiy kompozitor, 1975. 203 s.

11. Fokht-Babushkin Yu. U. Iskusstvo v zhizni lyudey (Konkretno-sotsiologicheskie issledovaniya iskusstva v Rossii vtoroy poloviny XX veka. Istoriya i metodologiya). SPb.: Aletey'ya, 2001. 556 s.

12. Khudozhestvennaya zhizn' sovremennogo obshchestva: v 4 t. / gl. red. A. Ya. Rubinshteyn. SPb.: Dmitriy Вulanin, 1996.

13. Tsukerman V. S. Muzyka i slushatel'. Opyt sotsiologicheskogo issledovaniya. M.: Muzyka, 1972. 204 s.

14. Sharov Yu. V. Opyt issledovaniya krugozora i esteticheskikh potrebnostey shkol'nikov // Revolyutsiya. Prekrasnoye. Chelovek. Materialy teoreticheskoy konferentsii 27-29 iyunya 1967 g. M.: Tsentr. Sovet. in-t estet. vospitaniya, 1969. S. 263-287.

15. Karbusicky V. Zur empirisch - soziologisehen Musikforschung // Beiträge zur Musikwissenschaft. 1966. N 3 / 4. S. 11-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.