Научная статья на тему '"консервативная революция" Эдгара Юлиуса Юнга'

"консервативная революция" Эдгара Юлиуса Юнга Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
730
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭДГАР ЭЛИУС ЮНГ / EDGAR ELIUS JUNG / "КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / "CONSERVATIVE REVOLUTION" / "ГОСПОДСТВО НЕПОЛНОЦЕННЫХ" / "THE DOMINATION OF THE DEFECTIVE" / ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ / HISTORY OF GERMANY / ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА / WEIMAR REPUBLIC / НАЦИОНАЛ СОЦИАЛИЗМ / NATIONAL SOCIALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федосова Н.А.

Статья обобщает и анализирует комплекс идей Эдгара Юлиуса Юнга политического и общественного деятеля Германии 20-30 х годов XX века. Основной труд политика «Господство неполноценных» (нем. Die Herrschaft der Minderwertigen. Ihre Zerfall und ihre Ablösung durch ein Neues Reich) еще не подвергался подробному рассмотрению и анализу отдельно от работ других «консервативных революционеров». В статье произведена попытка выделить некоторые самые крупные блок-идеи автора, которые характеризуют его политическую направленность. Эдгар Юлиус Юнг один из наиболее неизученных авторов, чье творчество связано с «консервативной революцией», но именно он сумел воплотить в едином труде все разрозненные идеи и аргументы своих единомышленников. Эта книга ученого до сих пор малоизвестна и только в последние несколько лет изучается отечественной и немецкой наукой. Юнг смог сформировать концепцию органического государства, в котором ярко проявляются такие черты как: обновленная через образование и воспитание культура, общность народа в единой нации, возвращение к истинным христианским ценностям. «Господство неполноценных» поражает своей актуальностью в наше время Э. Ю. Юнг поднимает и описывает решение проблем, возникших в самом начале 20 века, но до сих пор остающихся важными. В тоже время в некоторой традиции принято сравнивать идеи Ю. Юнга с позициями НСДАП, выискивая сходство и даже одинаковые компоненты. По причине малой изученности трудов Э. Ю. Юнга и происходит эта ошибка, при внешней схожести их идеи абсолютно противоположны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSERVATIVE REVOLUTION EDGAR JULIUS JUNG

The article summarizes and analyzes the set of Edgar Julius Jung's ideas, he was a political and public figure of Germany of the 20-30s of the XX century. The main politician’s work "The Dominance of the Defective" (German Die Herrschaft der Minderwertigen, Ihre Zerfall und ihre Ablösung durch ein Neues Reich) has not been subjected to detailed consideration and analysis apart from the work of other "conservative revolutionaries" yet. The article attempts to highlight some of the author's biggest block ideas, which characterize his political orientation. Edgar Julius Jung is one of the most unexplored authors whose works are connected with the "conservative revolution", but he managed to translate all the scattered ideas and arguments of his adherents into one work. This scientist’s book is still little known and it is studied by domestic and German science only in the last few years. Jung was able to form the concept of an organic state with such features as the culture, renewed through education and upbringing, the community of the people in a united nation, a return to true Christian values. "The dominance of the defective" is striking in its relevance in our time E. Yu. Jung picks up and describes the solution of the problems that arose at the very beginning of the 20th century, but they still remain important. At the same time, in some tradition it is customary to compare Yu. Jung's ideas with the positions of the NSDAP, in order to look for similarities and even identical components. Due to the very lack of knowledge of the E. Yu. Jung works, this mistake also occurs. Despite the external similarity, their ideas are absolutely opposite. K

Текст научной работы на тему «"консервативная революция" Эдгара Юлиуса Юнга»

УДК 94

Федосова Н.А., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (Россия).

«КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» ЭДГАРА ЮЛИУСА ЮНГА

Статья обобщает и анализирует комплекс идей Эдгара Юлиуса Юнга - политического и общественного деятеля Германии 20-30 - х годов XX века. Основной труд политика «Господство неполноценных» (нем. Die Herrschaft der Minderwertigen. Ihre Zerfall und ihre Ablösung durch ein Neues Reich) еще не подвергался подробному рассмотрению и анализу отдельно от работ других «консервативных революционеров». В статье произведена попытка выделить некоторые самые крупные блок-идеи автора, которые характеризуют его политическую направленность. Эдгар Юлиус Юнг один из наиболее неизученных авторов, чье творчество связано с «консервативной революцией», но именно он сумел воплотить в едином труде все разрозненные идеи и аргументы своих единомышленников. Эта книга ученого до сих пор малоизвестна и только в последние несколько лет изучается отечественной и немецкой наукой. Юнг смог сформировать концепцию органического государства, в котором ярко проявляются такие черты как: обновленная через образование и воспитание культура, общность народа в единой нации, возвращение к истинным христианским ценностям. «Господство неполноценных» поражает своей актуальностью в наше время - Э. Ю. Юнг поднимает и описывает решение проблем, возникших в самом начале 20 века, но до сих пор остающихся важными. В тоже время в некоторой традиции принято сравнивать идеи Ю. Юнга с позициями НСДАП, выискивая сходство и даже одинаковые компоненты. По причине малой изученности трудов Э. Ю. Юнга и происходит эта ошибка, при внешней схожести их идеи абсолютно противоположны.

Ключевые слова: Эдгар Элиус Юнг, «Консервативная революция», «Господство неполноценных», история Германии, Веймарская республика, национал социализм. DOI: 10.22281/2413-9912-2018-02-02-226-231

Человечество требует воспитания, это вечный закон общественной ¡жизни.

Э. Ю. Юнг

В Российской библиотеке имени Ленина на самом последнем этаже в отделе специального хранения находится самый известный труд Эдгара Юлиуса Юнга «Господство неполноценных» (Die Herrschaft der Minderwertigen. Ihre Zerfall und ihre Ablösung durch ein Neues Reich) [1].Это теоретическое произведение, обобщающее все идеи его создателя, было издано в первой редакции одним из самых малоизвестных представителей «консервативной революции» в конце 20-х годов. «Господство неполноценных» поражает своей актуальностью в наше время - Юнг поднимает и описывает решение проблем, возникших в самом начале 20 века, но до сих пор остающихся важными для изучения. Но как сама книга долгие годы была изолирована от широкого доступа для читателей (только в последние годы появились свободные ее публикации), так и идеи Юнга не известны широкому кругу исследователей. Представляется, что политик опередил во многом свое время, описывая «идеальное» политическое, социальное, экономическое и духовное содержание государства.

Если обратиться к комплексу работ журналиста, юриста и политика Э. Ю. Юнга

то можно выделить идейные компоненты, составляющие его мировоззрение. Именно в Юнге определение «консервативная революция» не звучит противоречиво. Во взглядах на политику и общество у Юнга много уникальных компонентов, но и в то же время его можно поставить в один ряд с Ф. Ницше, О. Шпенглером или религиозной концепцией Н. Бердяева. В тоже время в некоторой традиции принято сравнивать идеи Ю. Юнга с позициями НСДАП, выискивая сходство и даже одинаковые компоненты. По причине малой изученности трудов Э. Ю. Юнга и происходит эта ошибка, при внешней схожести их идеи абсолютно противоположны.

«Господство неполноценных» - это разочарование в «текущем времени» (реальности), переживание событий, которые создают Веймарскую республику и «убивают» настоящий Дух немецкой нации. Для Юнга представляется настоящей трагедией современность Германии после Первой мировой войны, поэтому он призывает к созданию нового государства в своей книге, ставшей основой его пассионарных идей. В предисло-

вии к работе Юнг говорит: «Теперь необходима Революция Духа», она отвергает «интеллектуальное и психическое запусте-ние».[1^.7] Таким образом, Юнг сразу заявляет о цели своего труда - переосмысление современного мира и строительство нового. Он чувствовал в себе «стремление к вечности, в сопровождении об осознании ограниченности земной жизни»[1^.10]. Юнг выступает в рамках долгой интеллектуальной традиции немецкого идеализма, основной принцип которого обоснование человеческого существования в условиях свободы Духа, что на практике реализуется в области права, государства и нации. Вневременное ощущение, несмотря на то, что работа Юнга имеет реальную территориальную и хронологическую привязку, пронизывает всю книгу.

Эдгар Юлиус Юнг был расстрелян на рассвете 1 июля 1934 года в роще близ Ора-ниенбурга. Его жена получила урну с прахом мужа без каких-либо комментариев. Но у Времени этих комментариев возникло очень много. Так в возрасте 50 лет погибает один из замечательных мужей Германии, идеология которого могла стать альтернативой национал-социализму. Консервативная революция в лице Э. Ю. Юнга могла найти действенное воплощение, так как, пожалуй, он был единственным из представителей «консервативной революции», кто реально предпринимал действия. Его можно представить как идеальный тип пассионария в традиции, которую ввел Лев Гумилев. Пассионарий - это тип личности, в жизненном мире которого системообразующую роль играют идеальные ориентиры (ценности, цели религиозного, политического, социального, экономического содержания), выходящие за рамки практического сознания и потребностей повседневной жизни.[5. С. 29] Для Юнга целью его жизни стал идеальный мир. Не случайно первое издание Господства неполноценных приходится на 1927 год, а второе 1930. Это время обострения кризисных явлений, в которых возникла Веймарская республика и которые еще более остро проявляются в конце 20-х гг. В обществе, переживающем революционный, экономический, политический кризис, не всегда, но часто, на первый план выходят пассионарии. Они нередко определяют дина-

мику общественного развития за счет не своего статистического преобладания, а в силу своей активности и готовности к самопожертвованию и радикальному воздействию на противников. [5. С. 30] Но «консервативной революции» не суждено было стать революцией социальной - все усилия для прихода к Великой Германии юнговского образца остались на бумаге. Эдгар Юлиус Юнг стал первой жертвой нацизма, а другие представители «Третьего пути» не образовали крепкого политического фронта.

Рудольф Пехель, который помогал с первым изданием «Господства неполноценных» был уверен в успехе книги. [2. S.76] У нее не было какой-либо целевой аудитории, она была направлена ко всей германской нации, ко всей Германии. Огромный объем, практически 700 страниц, ставит вопрос о конкретной оформленности философии Юнга. В предисловии ко второму изданию Юнг предупреждает неопытного читателя, что он расширил философскую часть, которая была углублена и уточнена.[1^.10.] Ученый заявляет: «Мы на пороге нового вре-мени...»![1^.9.] Действительно, Германия стояла на перекрестке, каждая из дорог которого могла быть выбрана, и национал-социализм Гитлера был только одной из них, Юнг же предлагает свою альтернативу.

Красной нитью через всю книгу проходит идея Свободы человека как части государства, но Юнг представляет не либеральное понимание гражданских прав и равенства. Свобода по Юнгу - это «сверхчеловеческое» состояние, ее невозможно достичь материальными средствами, которые господствуют в индустриальную эпоху «Перенести свободу как досягаемую цель в мир материала и человеческого общества означает лишить ее человечности». [1^.205.] Но в тоже самое время, Свобода - это не политическое равенство, демократию Юнг сравнивает с охлократией. Масса, а не общество, техническое оснащение поставили Германию на грань катастрофы, выраженной революцией. [1^.206] Без Свободы в первом ее значении, невозможно достичь Свободы путем демократии: «общество, которое презирает этот закон, можно на длительный срок контролировать только лишь силой, так как необуздан-

ное стремление индивидуума к свободе сделало бы невозможным упорядоченное сосу-ществование».[ 1^.206] Здесь Юнг максимально приближается к идее Гражданского общества. Он синтезирует индидуализм и «национальное единство», получая нечто новое, не схожее с либерализмом состояния народа внутри государства, но достижимое только путем эволюции Духа и правовой системы. Э.Ю. Юнг выступает с критикой демократии, так как в его определении естественное неравенство людей порождает хаос. Он объясняет это тем, что принимать важные поворотные решения для нации сама нация не в состоянии. То есть демократия не может быть массовой, а общество должно сдерживаться силой контроля. Индивидуальная свобода должна подавляться нацией, либо стать наднациональной.

Юнг на много лет опередил время. Подобные призывы и даже попытки создать такое общество появляются только в конце 20 века. Так созвучно Юнгу слышаться идея Свободы личности в современном обществе Ю. Хабермаса : демократия - это эволюция нравственности. [7] То есть только за счет строгих ценностей, моральных и христианских, которые станут основой мировоззрения гражданина как части нации могут привести к рациональному обществу - к Великой Германии. Ученый видит, что индивидуализм в современном мире господства капитала становится основной характеристикой личности, но он пытается доказать, что через коллективное усилие выиграет именно каждый член социума. Именно по этой причине идеальным обществом Юнг видит Средние века. В это время Германия предстает в виде органичной цивилизации - мир, где господствует Христианский Дух. И в течение веков этот человеческий Дух развивается и уходит от своего истинного состояния - «его корни погружаются в ткани лишайников».[ 1^.17] Это зарастание лишайником либерализма продолжается до Первой мировой войны, которая вновь оголяет корни немецкого Духа. Но затем в стране установилась республика и парламент, которые и есть самое большое зло: инструмент для управления «неполноценным» меньшинством не народа, а толпы лишенной Духа.

Юнг понимает всю сложность подоб-

ного социогенеза, но он представляет подробный и развернутый план достижения нового государственного идеала. Главной и первостепенной целью Юнг видит преобразование духовной сферы. В мышлении Консервативной революции понятие культуры имело большое значение, но оно было метафизическим понятием, противоположным понятию цивилизации, которая воплощала дух либерализма или индивидуализма. Уже Шпенглер в своей историческо-морфологической конструкции описал расцвет и увядание великих культур, заявляя, что в конце каждой цивилизации следует душевное разрушение, что и есть ее смерть: «Культура умирает, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук, и вследствие этого снова возвращается в объятия первобытной души». [8. С.149] Соглашаясь со Шпенглером, Юнг видит новое рождение немецкой Культуры (не цивилизации) через возвращение настоящего искусства. Он приводит образцы: Мартин Лютер, музыка Иоганна Себастьяна Баха, идеализированная немецкая философия - это выражение силы «души» государства. Так, например, «настоящее искусство» увидел Юнг в поэзии Стефана Георга. Стефан Георге пытался приблизиться к идеальной сущности мира, пройти «от реального к реальнейшему».[6.С.182] Языку Георге свойственно желание снова связать человеческий дух с божественным, чтобы освободить этим путь к Новой Германии: «Если Германия - это сердце континента, то в Георге бьется сердце этой вечной более высокой тайной Германии, которая тянется через столетия, передавая свой дух от гения к гению. Из искры этого духа, из ядра этого огня возникнет - если вообще возникнет - Новая империя, которая предсказана и подготовлена в книгах предков, в истории немцев: империя, в которой Бог и тело, дух и власть, добродетель и красота снова станут единым целым». [2. S.64]

Юнг утверждает, что если государство воспринимать как «тело», то у него должна быть «душа».[2^.65] Душой государства Юнг называет такую единицу культурной жизни как «ум». «Ум» - это не Разум, а скорее некая рациональность.[1^.378 ] Только при гармоничном равновесии тела, души и духа

исправная душа могла бы производить культурную жизнь. На уровне общности телу соответствует природа, а духу религия. [2^.65] И вновь ученый вторит идеям Шпенглера, который словами душа и мир обозначил противоположность человеческого сознания в его дневной ясности - бытия. [8. S. 152]

Именно посредством реабилитации настоящей немецкой культуры, очищенной от налета массового потребления, индустриальной эры, насыщенной христианской моралью ученый предполагет создать новое немецкое общество. Что бы эти проявления были постоянными, а не эпизодическими, необходимо заменить систему образования, которую Юнг считает лицемерной, на искусство.[1^.392] Восстановление культуры в Германии, по замыслу Юнга, должно произойти путем соединения «ума» нации и его каждого представителя.

Но добиться возрождения Культуры как души нации, можно только если возникнет сама нация. Одной из самых важных идей не только Э. Ю. Юнга но и всех представителей консервативной революции является идея «национального пробуждения». Меллер ван ден Брук пишет, что не смотря на то, что нация разделена на части, у нее единая судьба, и пролетариат готов признать национальные ценности выше классовых и действовать во имя нации.[4] Но немецкий народ оказался в стесненном пространстве, аспект национальной проблемы рассматривается им зависимым от пространства, которое занимает Германия. Он пишет: «народ в рассеянности», «народ в стес-нении»[3.С.118], приходя к выводу, что проблема нации решается в области внешней политики. Но это не звучит, как призыв к захвату новых территорий, проблема сложнее геополитической, она не реализуется за счет войны, а за счет воскрешения политизации нации, национальной пропаганды, возвращения к «пруссачеству», то есть через политическое воспита-ние[3.С.115]. Меллер говорит: «Если гибнет нация, как мы это видим у других народов, гибнет и Германия, а с ней все то, что когда-либо было сотворено немцами...[3.С.117]». Похожей точки зрения придерживаются и другие представители консервативной революции, внося разнообразие в теорию образования немецкого единства. Э. Юнгер указывал на огромную внутреннюю энергию, которая таит в себе единая нация,[3.С.117] а затрагивая и

проблему единой Германии отмечал, «что там, где кровь связывает узы судьбы, рождается общность крови и никак иначе. Без этого утрачивается смысл .народа». [3.С.132]

Вероятно, именно за это воззрения представителей консервативной революции приравнивают к нацистам. Но в отличие от национал-социализма консервативная революция никогда не призывала к насилию и расовой чистке. Понятие расы постоянно употреблялось в кругах консервативной революции, тем не менее, его определение сильно различалось у разных авторов. Следует разграничить понимание расы, использующее чисто биологические аргументы, и другой способ интерпретации, который понимает расу только как метафору душевной конституции людей, а расовая чистота необходима для сохранения Духа нации.[2. S. 65] Юнг приводит интересный пример: если бы немецкие семьи стали усыновлять китайский детей, то сама Германия погибла бы спустя два поколения.

Следующей задачей, которую требует «текущее время» является преобразование политической системы. По убеждению Юнга любому «построению нового государства» должно было предшествовать глубокое правовое обновление.[2. S. 61] Юнга можно смело считать экспертом в этой области, так как он имел юридическое образование. Политик отрицает принцип разделение властей, как совершенно не имеющий основания. Разделение власти выступает в качестве противовеса абсолютизму, но в XX веке после крушения монархий теряет всякий смысл. Идеальная модель власти - однопалатный орган, совмещающий в себе законодательную и исполнительную власти. Управление государством должно представлять из себя многоуровневую пирамиду, основой которой является нация.[1^. 344] Парламентаризм - это путь, через который низы имеют возможность стать «верхами» - господство «неполноценных». Так Юнг объясняет и критикует приход к власти Муссолини и Сталина.[1. S. 347] Выборы главы государства, которые происходят путем реализации всеобщего избирательного права, не являются объективными. В лидере, избранном массой нет «духа нации», его мощь не исходит от народа, а основывается на влиянии популярности на массы. В тоже самое время, Юнг дает очень

большую оценку политическому лидеру, указывая, что такой глава государства должен соединять в себе два типа: легитимный и хариз-матичный. Между главой государства и нацией должна быть прямая связь, проистекающая не только от системы выборов, но и заложенная в качествах самого политика, представляющего национальные интересы.

Далее Юнг предлагает утвердить новую широкую правовую базу, создав возможность прямого взаимодействия социальных норм и судебной власти, вынося на первый план защитную функцию права. Он выступает с критикой конституционной системы, установившейся в 1918 году, называя Конституцию шаблоном, который в фактической жизни страны не реализовывался. Закон, по мнению Юнга, должен обладать функциональными и динамическими критериями, то есть быть не застывшим, а гибким, реагирующим на все текущие изменения. Таким образом, он расширяет правовую основу Судьи. Именно судебная власть становится у Юнга источником закона. «Судье подобает особое положение, которое неприкосновенно во всех отношениях. Нет другой профессии, которая должна проявлять более высокий моральный облик» [1. S. 362]

Внешнюю политику и экономику Юнг тоже подвергает тщательному анализу, но он как сторонник цивилизационного подхода к рассмотрению общества не придает экономике первостепенной базисной роли. В первую очередь экономика - это инструмент для удовлетворения первичных потребностей. Но в контексте консервативной революции, экономику

тоже следует освободить от налета либерализма. Через эволюцию экономической системы Юнг видит соединение частного блага и блага общественного: сократить всевозможные социальные выплаты и дотации при одновременном содействии собственности, заставив тем самым человека самостоятельно добиваться экономического благосостояния.

Э. Ю. Юнг принимает всю сложность организации подобного органического государства, и особенно национального объединения. Он так же указывает, что подобные сложности национального единения проистекают и из самой истории и природы Германии. Но столь подробное описание механизма создания политической, правовой и социальной структуры, которая стала бы орудием создания обновленного государства (что не смогли сделать война и революция) позволяет сделать вывод, что Э. Ю. Юнг не утопист, а реалист, патриот своего государства. «Господство неполноценных» не просто обобщение взглядов ученого, юриста, журналиста, общественного деятеля консервативной революции - это методология создания Великой Германии без кровавых войн и социальных потрясений.

Название идейного направления в философии начала XX века «консервативная революция» звучит нелогично, потому что консерватизм и революция - два противоположных явления. Однако в лице Эдгара Юлиуса Юнга она нашла свое действенное воплощение. Юнг подтвердил, что консерватизм действительно может использовать революционные методы.

Список литературы

1. Jung E.J. Die Herrschaft der Minderwertigen. Ihre Zerfall und ihre Ablösung durch ein Neues Reich. - 2. Aufl. - Berlin, 1930

2. Maаs S. Die andere Deutche Revolution. Edgar Julius Jung und Die MetaphisyschenGrundlagen Der Konservativen Revolution. - Kiel., 2009.

3. Артамошин С. В. Понятие и позиции консервативной революции. Брянск, 2011

4. Васильченко А. Миф о вечной империи и Третий рейх. [электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/?b=139755&p=1

5. Ильин В. И. Обыватель и пассионарий как типы личности в контексте общественной стабильности и кризиса. Вестник Луганского университета. Червень, №5. 2017

6. Курилов Ю. Г. Немецкий вариант символизма (на примере поэзии Стефан Георге) // Белоруский государственного университета. [электронный ресурс] URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/24375/1/178-188.pdf

7. Ю. Хабермас. Демократия разум нравственности. - М., 1995

8. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы / пер. с нем. - М., 1998

THE CONSERVATIVE REVOLUTION EDGAR JULIUS JUNG

The article summarizes and analyzes the set of Edgar Julius Jung's ideas, he was a political and public figure of Germany of the 20-30s of the XX century. The main politician's work "The Dominance of the Defective" (German Die Herrschaft der Minderwertigen, Ihre Zerfall und ihre Ablösung durch ein Neues Reich) has not been subjected to detailed consideration and analysis apart from the work of other "conservative revolutionaries" yet. The article attempts to highlight some of the author's biggest block ideas, which characterize his political orientation. Edgar Julius Jung is one of the most unexplored authors whose works are connected with the "conservative revolution", but he managed to translate all the scattered ideas and arguments of his adherents into one work. This scientist's book is still little known and it is studied by domestic and German science only in the last few years. Jung was able to form the concept of an organic state with such features as the culture, renewed through education and upbringing, the community of the people in a united nation, , a return to true Christian values. "The dominance of the defective" is striking in its relevance in our time - E. Yu. Jung picks up and describes the solution of the problems that arose at the very beginning of the 20th century, but they still remain important. At the same time, in some tradition it is customary to compare Yu. Jung's ideas with the positions of the NSDAP, in order to look for similarities and even identical components. Due to the very lack of knowledge of the E. Yu. Jung works , this mistake also occurs. Despite the external similarity, their ideas are absolutely opposite. Keywords: Edgar Elius Jung, "Conservative revolution", "The domination of the defective", the history of Germany, the Weimar Republic, national socialism.

References

1. Jung E.J. Die Herrschaft der Minderwertigen. Ihre Zerfall und ihre Ablösung durch Ein Neues Reich. - 2. Aufl. - Berlin, 1930

2. Maas S. Die andere Deutche Revolution. Edgar Julius Jung und Die Metaphisyschen Grundlagen Der Konservativen Revolution. - Kiel., 2009.

3. Artamoshin S. V. (2011) . Ponyatiye i pozitsii konservativnoy revolyutsii. [The concept and position of the conservative revolution].Bryansk. [ Bryansk]

4. Vasilchenko A. Mif o vechnoy imperii i Tretiy reykh. [Myth of the eternal empire and the Third Reich]. Retrieved 21. 11. 2018 from: https://www.litmir.me/br/?b=139755&p=1

5. Ilyin V. I. (2017) . Obyvatel' i passionariy kak tipy lichnosti v kontekste obshchestvennoy stabil'nosti i krizisa. [Philistine and passionary as a type of personality in the context of social stability and crisis]. Vestnik Luganskogo universiteta [Bulletin of Lugansk University.] Cherven' [Cherven] . №5. 2017

6. Habermas J.( 1995) Demokratiya razum nravstvennosti.[Democracy is the reason of morality] . - Moscow.

7. Kurilov Yu. G. Nemetskiy variant simvolizma ( na primere poezii Stefan George). [German version of symbolism (on the example of poetry of Stefan Gheorghe)] // Belorussian State University. [Beloruskiy gosudarstvennogo universiteta] Retrieved 23. 11. 2018 from: http://elib.bsu.by/bit-stream/123456789/24375/1/178-18.pdf

8. Spengler O. (1998 ) Zakat Yevropy . [The Decline of Europe. Essays on the morphology of world history.] 2. Vsemirno-istoricheskiye perspektivy. [World-historical perspectives.translated from German]. - Moscow.

Об авторе

Федосова Надежда Александровна - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: nadyafedosova@mail.ru

Fedosova Nadezhda Aleksandrovna - postgraduate student of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky (Russia), E-mail: nadyafedosova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.