РЕЦЕНЗИИ
100
Конновой М. Н. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. — 302 с.
Основная цель учебного пособия «Введение в когнитивную лингвистику» — дать представление о теоретических основах и исследовательских методах одного из активно развивающихся направлений современного языкознания — когнитивной лингвистики.
Пособие состоит из трех частей. В первой части — «Теоретические положения когнитивной лингвистики» — представлены основные теоретические и методологические проблемы современной когнитивной лингвистики (картина мира, концептуализация и категоризация явлений действительности, теории метафоры и метонимии). Пособие дает студентам достаточно глубокое представление о теории и методике современных когнитивных исследований в России и зарубежом.
Во второй части пособия — «Когнитивная лингвистика: примеры исследований» — в качестве образцов применения лингвистических теорий при работе с конкретным языковым материалом приводятся фрагменты отдельных исследований в области когнитивной науки. Каждый параграф первой и второй частей завершается вопросами для самоконтроля.
В третьей части — «Когнитивная лингвистика и межкультурная коммуникация. Материалы и задания» — в качестве практического материала приводятся словарные определения, пословицы, фрагменты текстов разнообразных дискурсов и временных периодов. Выполнение заданий, предваряющих каждый из представленных языковых материалов, позволит студентам применить полученные теоретические знания на практике. Навыки лингвистического анализа, в особенности сопоставительного изучения концептов различных культур, будут способствовать повышению межкультурной компетенции студентов.
Следует отметить четкую структуру учебного пособия, последовательное представление теоретического и практического материалов. Несомненным достоинством пособия является практическая направленность, что делает его содержание интересным как для будущих лингвистов, так и, в целом, для специалистов в области межкультурной коммуникации.
Представляется, что данное пособие будет широко использоваться не только в практике преподавания когнитивной лингвистики на старших курсах факультета лингвистики и межкультурной коммуникации, но и в процессе самостоятельной работы студентов при написании научно-исследовательских работ в данной области.
Л. А. Липилина, канд. филол. наук, проректор, Калининградский областной институт повышения квалификации и подготовки работников образования