Научная статья на тему 'Конкурсные торги на права пользования водным фондом и оценка стоимости этих прав: методические основы'

Конкурсные торги на права пользования водным фондом и оценка стоимости этих прав: методические основы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурсные торги на права пользования водным фондом и оценка стоимости этих прав: методические основы»

Конкурсные торги на права пользования водным фондом и оценка стоимости этих прав: методические основы1

К.В. Кратистов

ведущий специалист ООО «Независимая оценочная компания Акция»

С.Е. Охрименко

ведущий специалист ЗАО «Ай Ти Консалт»

Составной частью управления водным фондом на основе договорной системы водопользования и в режиме функционирования регионального водного рынка является проведение конкурсных торгов по приобретению (уступке) прав пользования водными объектами и заключению договорных соглашений между собственником (уполномоченным лицом) водных объектов и водопользователями как механизм реализации рентных отношений между этими субъектами водного рынка [1,2]. Целевой установкой собственника водных объектов в уступке прав пользования этими объектами водопользователям на конкурсных торгах для заключения договорных соглашений должно стать получение принадлежащего ему рентного дохода от использования ресурсов водных объектов, обеспечение требований и условий рационального использования, восстановления и охраны водных объектов с позиции общественной эффективности и привлечение инвестиционных ресурсов бизнес-структур в реализацию водохозяйственной и водоохранной деятельности в поэтапном переходе к режиму самофинансирования этой деятельности. Основополагающим принципом организации и проведения конкурсных торгов по приобретению (уступке) прав пользования водными объектами, по нашему мнению, следует рассматривать создание равнодоступных и транспорентных условий участия всех потенциальных участников этих торгов, позволяющих в полной

мере проявить им свои конкурентные преимущества в реализации договорных соглашений (наличие инвестиционных проектов по водосберегающим и водоохранным мероприятиям, подкрепленных реальными источниками финансирования их реализации, накопленный опыт и ноу-хау в области водоохранной деятельности и т. п.).

Организатором конкурсных торгов должны быть уполномоченные собственником (государством или муниципалитетом) водных объектов органы исполнительной власти либо юридические лица, которым эти уполномоченные органы на конкурсной основе передали часть своих функций по уступке прав пользования водными объектами субъектам (участникам) регионального водного рынка для заключения с ними договоров водопользования. Для участия в процедуре конкурсных торгов по уступке (приобретению) прав пользования водными объектами и заключения договоров водопользования субъекты регионального водного рынка как участники конкурсных торгов должны удовлетворять квалификационным требованиям, определяемым организатором конкурсных торгов. При этом организатор конкурсных торгов по уступке (приобретению) прав пользования водными объектами и заключению договоров водопользования должен обладать правами востребования от участников конкурсных торгов представления документов и другой информации, необходимой для подтверждения их

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проекты № 04-02-00052а и №02-02-00289а.

квалификации в соответствии с критериями, установленными организатором конкурсных торгов. Завершающим этапом проведения конкурсных торгов должна стать процедура утверждения протокола результата этих торгов соответствующим органом исполнительной власти и заключение договорного соглашения с победителем торгов.

Ведущая роль собственника (уполномоченного лица) водных объектов как контрагента регионального водного рынка в реализации рыночных (договорных) соглашений с водопользователями (концессионерами и арендаторами) исключает какую-либо возможность неадекватного учета общественных (государственных) интересов при проведении конкурсных торгов и заключении договорных соглашений.

Методологической основой оценки стоимостных (ценовых) параметров приобретения (уступки) прав пользования водными объектами на конкурсных торгах должен стать рентный подход, конкретизируемый исчислением показателя водной ренты [3-5]. Показатель водной ренты отражает, с одной стороны, стоимостную характеристику имущественного права пользования водным объектом, уступаемого собственником этого объекта, а с другой - капитализированный доход (эффект) от использования ресурсов водного объекта, право пользования которым приобретено субъектом регионального водного рынка на конкурсных торгах. На основе договорного соглашения, заключенного на конкурсных торгах, аккумуляция у собственника водного объекта его рентного дохода (водной ренты) происходит посредством рентной платы концессионером или арендатором, установленной в размерах и режимах погашения стоимости приобретенного ими права пользования водным объектом в соответствии с этим соглашением.

Сбалансированность спроса и предложения на региональном водном рынке достигается равенством приходной и расходной частей районного водохозяйственного баланса (ВХБ), которое обеспечивается как за счет экстенсивных, так и интенсивных водохозяйственных мероприятий. Под экстенсивными понимаются мероприятия, це-

лью проведения которых является наращивание объема водообеспечения и связанные с приходной частью ВХБ. Проведение интенсивных мероприятий (переход на маловодные и безводные технологии, сокращение сброса загрязненных сточных вод и т. п.) имеет целью сокращение потребностей в водных ресурсах и уменьшение расходной части ВХБ. Формирование эффективных (оптимальных) масштабов и структуры экстенсивных и интенсивных водохозяйственных мероприятий следует рассматривать как результат рационального поведения всех субъектов (участников) регионального водного рынка в режиме рентных отношений, регулируемых ключевым параметром функционирования этого рынка -водной рентой.

Спрос на право пользования водным объектом на договорной основе (концессия, аренда, срочное пользование) по существу является инвестиционным спросом. Приобретение этого права на региональном водном рынке сопровождается не только единовременной и текущей рентной платой, но и последующими инвестициями в экстенсивные или интенсивные водохозяйственные мероприятия водопользователя (концессионера или арендатора).

Теоретический анализ двухфакторной производственной функции водопользователей (хозяйствующих субъектов) как контрагентов водного рынка позволил определить значение предельного эффекта (продукта) от использования единицы природного ресурса водного объекта при приобретении права пользования этим объектом МРШ:

МРШ=А(К/Ш), (1)

где А - параметр, определяющий уровень технологии водопользования;

Ш - объем (масштабы) природного ресурса водного объекта, используемого водопользователем в соответствии с заданным предложением этого ресурса на региональном водном рынке Ш ;

К - основной капитал водопользователя.

Поскольку в условиях рыночного равновесия реальная рентная плата, взимаемая

собственником за использование водопользователем единицы природного ресурса водного объекта - R/P (R - рентная плата; Р - цена производимой продукции (услуги) водопользователя), равна предельному эффекту, получаемому водопользователем от использования единицы этого ресурса MPW, то:

R/P=A(K/W). (2)

Выражение (2) характеризует следующие изменения уровня реальной рентной платы - R/P:

1)чем меньше спрос на природные ресурсы водного объекта на региональном водном рынке W , а следовательно, и возможности использования этого ресурса, тем выше реальная рентная плата - R/P;

2) чем больше масштабы применяемого водопользователем основного капитала - К, тем выше реальная рентная плата - R/P;

3) высокому уровню применяемой технологии водопользования - А соответствует повышенный уровень реальной рентной платы - R/P.

Таким образом, уменьшение запасов ресурсов водного объекта (истощение, загрязнение и деградация водных объектов) как следствие наращивания основного капитала - К водопользователей (в результате роста их объемов производства) и в связи с этим объективно необходимое радикальное улучшение водохозяйственных и водоохранных технологий у водопользователей - А (переход на безводные и маловодные технологии и т. п.) сопровождаются увеличением (ростом) равновесного (рыночного) значения реальной рентной платы - R/P, взимаемой за право пользования водными объектами.

Динамику инвестиционного спроса на приобретение прав пользования природными ресурсами водного объекта можно определить следующим образом. Он возрастает и, соответственно, расширяются масштабы инвестирования в приобретение этих прав, когда предельный эффект (отдача) от этого инвестирования превышает издержки от обременения (владения) этими правами. В общем случае для n-го водопользователя его масштабы чистых инвестиций IW в при-

Wn

обретение прав пользования природными ресурсами водного объекта, что тождественно приросту стоимости этих прав ДVW , можно определить в следующем виде:

Д^„ = Ч =1 [МРШ - (У/Р)г\, (3)

где I [МРЧ- (У/Р)г] - функция, определяющая масштабы чистых инвестиций в приобретение прав пользования природными ресурсами водными объектами у п-го водопользователя в зависимости от превышения предельного эффекта (продукта) от использования единицы этих ресурсов - МРЧ над реальными издержками владения правом пользования единицей этих ресурсов - (У/Р)г;

V - цена приобретения права пользования водным объектом;

Р - цена производимой продукции (услуги) водопользователем;

г - реальная ставка процента (норма дисконта).

Для обеспечения равновыгодных (конкурентных) условий у различного вида водопользователей на региональном водном рынке (на конкурсных торгах) и дифференцированного их рентного обременения с позиции максимизации рентного дохода собственника водного объекта наиболее продуктивен «дифференцированный» подход к установлению рентной платы, что отвечает общественной (народнохозяйственной) эффективности использования государственной собственности на водный фонд. В отличие от классического рыночного подхода к установлению рентной платы на уровне предельного эффекта от использования ресурсов водного объекта «замыкающим» (наименее эффективным) водопользователем (что в полной мере соответствует рыночному закону спроса и предложения) «дифференцированный» подход ориентируется на интегральную оценку эффективности использования этих ресурсов дифференцированно по каждому отдельному водопользователю. Такой подход в практическом плане позволит нивелировать весьма значительные расхождения рентного дохода и, соответственно, рентной платы между наиболее эффективными и «замыкающими» водопользователя-

ми при использовании государственного водного фонда. Например, если сопоставить два таких водопользователя, как орошаемое земледелие и гидроэнергетика, а в этом случае, как правило, «замыкающим» (наименее эффективным) является орошаемое земледелие, то расхождение рентного дохода от водного фактора по этим двум водопользователям измеряется значениями, различающимися порядками величин. Практическое исчисление показателя интегральной ценности водного объекта как основы последующего установления рентной платы дифференцированно по отдельным видам водопользования, по нашему мнению, возможно с помощью применения соответствующих специальных поправочных коэффициентов к уровню рентного дохода «замыкающего» водопользователя.

Применение показателя интегральной ценности водного объекта в экономическом механизме управления водным фондом в режиме функционирования регионального водного рынка также имеет важное значение в аспекте достижения стратегической цели -обеспечение устойчивого водопользования. В то же время с позиции ближайшей перспективы следует иметь в виду, что применение показателя интегральной ценности водного объекта, конкретизируемого соответствующими уровнями рентной платы для различных водопользователей, может вызвать скачкообразный рост рентного обременения для водопользователей при «запуске» этого механизма. По нашему мнению, для избежания этих возможных последствий и сохраняя при этом принцип «дифференцированного» подхода необходимо устанавливать для каждого из видов водопользования стартовую (базовую) ставку рентной платы в режиме функционирования регионального водного рынка на уровне соответствующего их предельного рентного дохода.

Особенности применения трех общепринятых в оценочной практике методических подходов (сравнительный, доходный и затратный) к оценке стоимости ресурсов водного объекта и прав пользования этим объектом нами рассмотрены в работе [2].

Конкурсные торги по приобретению (уступке) прав пользования водным объек-

том - это форма проведения и выявления победителя торгов для заключения концессионного или арендного соглашения между собственником (уполномоченным лицом) водного объекта и водопользователем (концессионером или арендатором). Победителем конкурсных торгов является водопользователь (участник торгов), который по заключению конкурсной комиссии предложил наилучшие условия выполнения договорного соглашения с позиции общественной (экономической и социально-экологической) эффективности использования ресурсов водного объекта.

В зависимости от масштабов, значимости и юрисдикции водных объектов организатором конкурсных торгов по уступке (приобретению) прав пользования этими объектами для заключения договорных соглашений должен быть компетентный федеральный или региональный орган исполнительной власти по управлению водными объектами. Компетенция этих органов по статусу, правам и обязанностям как организатора конкурсных торгов должна регламентироваться нормативными документами Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по управлению водными объектами на основе принятых законодательных актов, регулирующих договорные соглашения на принципах рентных отношений водопользования. Организатор конкурсных торгов по уступке (приобретению) прав пользования водными объектами должен формировать конкурсную комиссию (постоянный или временный консолидированный орган). Основанием для формирования конкурсной комиссии может стать принятое организатором торгов решение о назначении срока проведения конкурсных торгов и создании соответствующих организационных структур, обеспечивающих проведение этих торгов. Для эффективной работы конкурсной комиссии в зависимости от масштабности и значимости объекта и предмета торгов по заключаемому договорному соглашению (концессия или аренда) организатор торгов (структурное подразделение Водной службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации) должен иметь возмож-

ность, кроме собственных специалистов, привлекать в состав комиссии представителей других заинтересованных органов исполнительной власти, а также экспертов из научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, представляющих различные отрасли знания в области водопользования (юристов, экологов, инженеров, экономистов и т. п.), на основании заключенных с ними договоров в соответствии с существующим законодательством. Для обеспечения высокоэффективной работы конкурсная комиссия должна быть, с одной стороны, компетентной, отражающей интересы всех заинтересованных органов исполнительной власти разного уровня управления, и разнопрофильной, (т. е. ее представители должны обладать знаниями по всем областям водопользования), а с другой - достаточно компактной, что позволит активно принимать решения по предмету проводимого конкурса. Компетенции соответствующих конкурсных комиссий, различающихся полномочиями проведения ими дифференцированных по масштабам и значимости объекта и предмета торгов, должны быть регламентированы нормативными документами уполномоченного органа исполнительной власти по управлению водными объектами (Водная служба Министерства природных ресурсов Российской Федерации). В соответствии с этим должна быть сформирована разноуровневая структура конкурсных комиссий: центральная, региональная и локальная. Основной функцией конкурсной комиссии, по нашему мнению, должна стать обработка конкурсной информации и принятие эффективного и своевременного решения по отбору победителя торгов для последующего заключения договорного соглашения водопользования.

Конкурсная комиссия должна иметь право делегировать часть своих функциональных обязанностей по разработке, распространению и экспертизе документации, оценке конкурсных предложений компетентным организациям. При этом следует особо подчеркнуть, что установление оценки стоимостных параметров водных объектов, права пользования которыми выставляются на

конкурсные торги, в соответствии с существующим законодательством полностью является прерогативой Института независимой оценки (ИНО).

ИНО - источник объективной информации по оценке стоимости прав пользования водными объектами для проведения конкурсных торгов. ИНО должен быть представлен специализированными оценочноконсалтинговыми фирмами, правовым основанием деятельности которых является Федеральный закон от 29.07.1998 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Основная задача ИНО - обеспечение всех участников регионального водного рынка объективной информацией о стоимостных параметрах водных объектов, конкретизируемой ценой-офертой уступки прав пользования этими объектами и системой платежей (паушальных и роялти) за пользование ресурсами водных объектов по видам водопользования. Специализированные независимые оценочно-консалтинговые фирмы являются коммерческими организациями и осуществляют свою деятельность в соответствии с договорными соглашениями с участниками регионального водного рынка. Особенностью функционирования ИНО в реализации информационно-консультативных услуг для субъектов регионального водного рынка должно стать обязательное соблюдение оценочными фирмами единых стандартов и методик оценки стоимостных параметров водных объектов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по управлению водными объектами.

Основными заказчиками проведения независимой оценки стоимостных параметров водных объектов при организации и проведении конкурсных торгов прав пользования ими должны стать организаторы этих торгов (Водная служба Министерства природных ресурсов Российской Федерации и другие уполномоченные лица собственника водных объектов), участники конкурсных торгов (институциональные водопользователи) и представительные органы управления водными объектами на бассейновом уровне. Функционирование ИНО должно рассматриваться как системная процедура оценки сто-

имости прав пользования водными объектами, предполагающая учет и согласование основных требований и условий водопользования как с позиции собственника водных объектов (уполномоченного лица собственника), так и институциональных водопользователей. Система оценки стоимости прав водопользования (СОПВ) в аспекте взаимодействия ИНО с заказчиками проведения независимой оценки включает четыре основные подсистемы (рис. 1):

• управление процессом сбора, подготовки и систематизации базовой исходной информации для проведения последующих оценочных процедур;

• анализ и идентификация информации по водным объектам и видам водопользования;

• управление информационной базой;

• управление процессом оценки стоимости прав концессионного, арендного и срочного пользования водными объектами и представление результатов этой оценки заказчикам для подготовки конкурсной документации организаторами торгов и принятия решения институциональными водопользователями о целесообразности их участия в торгах.

Исходя из этого СОПВ должно формироваться по территориальному признаку и принципу открытой системы, т. е. предполагая возможность ее интеграции как по горизонтали, так и по вертикали в границах гидрографической единицы (бассейна).

Первая подсистема СОПВ должна играть роль координатора функционирования всех других подсистем, определяя основные направления взаимодействия ИНО с заказчиком оценки по организации процесса сбора и обработки исходной информации от субъектов регионального водного рынка, государственного банка данных водохозяйственной информации по схемам и программам комплексного использования и охраны водных объектов и т. п. и проведения оценочной процедуры в соответствии с заключенными договорными соглашениями. Принцип открытости СОПВ реализуется в ее публичности и транспорентности. В рамках функционирования СОПВ создаются условия свободного доступа всех субъектов региональ-

ного водного рынка к информации как по исходным (базовым) и расчетным (оценочным) параметрам объектов, так и по процедуре проведения оценки стоимостных характеристик прав пользования (концессии, аренды и срочного пользования).

Подсистема анализа и идентификации информации по водным объектам (их части) и видам водопользования ориентирована на обеспечение адекватного учета дифференцированного рентного обременения водопользователей в зависимости от их целей, способов и значимости пользования водными объектами. Анализ расчетных показателей рентного дохода от использования ресурсов водных объектов рассматривается как один из основных этапов проводимой оценки стоимости прав пользования этими объектами и ориентирован на обоснование «выходных» стоимостных параметров СОПВ (рис. 1, подсистема 4).

Подсистема управления информационной базой должна реализовывать организационно-техническое обеспечение (на основе компьютерных технологий), сбор первичных данных, их редактирование, обработку, а также обеспечивать хранение и конфиденциальность (в рамках законодательных норм) информации о водных объектах и прав пользования ими. Эта подсистема должна стать информационным фундаментом СОПВ. В связи с этим необходимо соблюдать высокие требования к исходным данным и их достоверности. Наряду с первичными данными в информационной базе СОПВ также должна накапливаться различного рода справочная нормативная и иная вспомогательная информация.

Победителем конкурсных торгов должен быть признан водопользователь (участник торгов), который по заключению конкурсной комиссии предложил наилучшие условия выполнения договорного соглашения с позиции общественной (экономической и социально-экологической) эффективности использования ресурсов водного объекта. Общественная (экономическая и социально-экологическая) эффективность использования ресурсов водного объекта на основе договорного соглашения - это эффективность (для общества) реализации соот-

о

о

Водная служба Министерства природных ресурсов Российской Федерации и другие уполномоченные лица собственника водных объектов

ИНО

Система оценки стоимости прав водопользования

1

Анализ и идентификация информации по водным объектам и видам водопользования

Управление информационной базой

Управление процессом оценки стоимости прав концессионного, арендного и срочного пользования водным объектом, корректировка текущих рентных платежей

Результаты оценки стоимости прав пользования водными объектами

Управление процессом сбора, подготовки и систематизации базовой исходной информации для проведения последующих оценочных процедур

Институцио-

нальные

водопользо-

ватели

Рис. 1. Система оценки стоимости прав пользования водными объектами (СОПВ) и основные субъекты этой оценки

№4(31), 2004 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ О'

ветствующего договора. Оценить общественную эффективность договорного соглашения означает проверить разумность, с точки зрения общества, реализации именно этого договорного соглашения при наличии альтернатив. Показатель общественной эффективности рассматривается в двух измерениях: экономическом (в денежном выражении) и «внеэкономическом» (в заданных социальных, экологических, технических, технологических и иных нормативах). Достоинство этого критериального показателя заключается, с одной стороны, в возможности его квантифицирования (количественного измерения), а с другой - в комплексном отражении экономических и «внеэкономических» условий реализации договорных соглашений в использовании ресурсов водного объекта (его части). В то же время этот критерий оценки заявок (предложений) участников конкурсных торгов по приобретению прав пользования водными объектами следует рассматривать как важный, но не единственный, при отборе среди этих заявок победителя конкурса. Коммерческую эффективность использования ресурсов водного объекта на основе договорного соглашения следует рассматривать как эффективность инвестирования тем или иным концессионером или арендатором водного объекта приобретения прав пользования этим объектом в соответствии с заключенным договорным соглашением на уровне нормальной прибыли (рентабельности) его бизнеса.

Технологическая схема процесса организации и проведения конкурсных торгов по приобретению (уступке) прав пользования водными объектами в общем виде, отражающая основные этапы и субъекты этого процесса, представлена на рисунке 2. Эко-лого-экономический паспорт водного объекта (его части) - это документ, отражающий систематизированные данные по стоимостным (и доходным), водохозяйственным, экологическим и иным параметрам (характеристикам) использования, охраны и восстановления водного объекта на текущий момент и рассматриваемую перспективу с позиции общественной и коммерческой эффективности. Этот документ являет-

ся основой формирования оферты для потенциальных участников конкурсных торгов по приобретению (уступке) прав пользования водным объектом. Оферта (тендер) по уступке прав пользования водным объектом - это предложение собственника (уполномоченного лица) водного объекта заключить с водопользователями (возможными участниками конкурсных торгов) концессионное или арендное соглашение об использовании ими ресурсов данного объекта на определенных условиях и в заданный срок.

При отборе наиболее эффективных тендерных предложений участников конкурсных торгов и выявлении победителя конкурсных торгов конкурсная комиссия должна руководствоваться основополагающим принципом уступки прав пользования водным объектом - приоритетным является тендерное предложение по приобретению прав пользования водным объектом и заключению договорного соглашения, обеспечивающее максимальную общественную (экономическую и социально-экологическую) эффективность использования концессионером или арендатором ресурсов водного объекта. Наиболее продуктивным в реализации процедуры отбора эффективных тендерных предложений по приобретению прав пользования водным объектом и выявлении среди этих предложений победителя конкурсных торгов, по нашему мнению, является сбалансированное сочетание применения расчетных финансово-экономических параметров на основе проведения их сравнительного анализа по рассматриваемым альтернативным тендерным предложениям концессии или аренды водного объекта и экспертных методов оценки этих предложений. Сбалансированное сочетание указанных расчетных финансово-экономических параметров и экспертных методов оценки тендерных предложений можно представить как двухэтапную процедуру отбора наиболее эффективных тендерных предложений по приобретению прав пользования водным объектом и выявления среди этих предложений победителя конкурсных торгов.

На первом этапе по заявленным предложениям приобретения прав пользования водным объектом для заключения аренд-

о

00

Принятие решения о проведении конкурсных торгов

Подготовка экологоэкономических паспортов водных объектов (оферта)

Рассылка оферты

институциональным

водопользователям

Заявки на участие в конкурсных торгах

Оформление соглашения о задатке (залоге)

Подготовка регламента торгов

Открытие процедуры торгов

Экспертиза и отбор победителя торгов

Оформление протокола торгов_______________

Утверждение протокола торгов и заключение договоров

Рис. 2. Технологическая схема процесса организации и проведения конкурсных торгов по приобретению (уступке) прав пользования водными объектами гидрографической единицы (бассейна)

№4(31), 2004 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ О'

ных и концессионных договоров (рис. 3) проводится сравнительный анализ цен-оферты участников конкурсных торгов по приобретению прав пользования водным объектом (его части) дифференцированно по этим договорам с учетом предложенных ими финансовых условий погашения стоимости приобретаемых прав с ценой оферты организатора торгов по уступке этих прав и формируется ранжированный ряд участников конкурсных торгов по этим финансово-экономическим параметрам (кри-

териям) тендерных предложений.

На первом этапе (рис. 3) проводится сравнительный анализ оценки общественной эффективности инвестиционных проектов, представленных в офертах участников конкурсных торгов по приобретению концессионного права пользования водным объектом (его части), и отбор наиболее эффективного проекта по основному показателю общественной эффективности инвестиционного проекта - максимум чистого дисконтированного дохода (ЧДД).

Цена-оферта приобретения права пользования водным объектом (его части) Vй {у$ -паушальный платеж; I// -текущая стоимость рентных платежей за период Т) и финансовые условия погашения стоимости приобретаемого права пользования водным объектом (его части) к-м участником конкурсных торгов (Г*-срок договора; /'к -норма дисконта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я * - текущие рентные платежи в заявленном режиме погашения) и расчетная оценка общественной эффективности тендерного предложения - ЧДЦк

Сравнительный анализ для отбора наиболее эффективных тендерных предложений по финансовоэкономическим параметрам: АУк=(Ук-У ) -> тах;

тах ЧДДк,

к

при условии, ЧТО

чддк> о.

Ранжированный ряд участников конкурсных торгов по финансовоэкономическим параметрам их тендерных предложений 1,2,.......к, К

Цена-оферта уступки права пользования водным объектом (его части) V (У0 - паушальный

платеж; Ут -текущая стоимость рентных платежей за период Т) и финансовые условия погашения стоимости уступаемого права пользования водным объектом (его части),

зафиксированные организатором конкурсных торгов в конкурсной документации (Т* <Т -

предельные сроки договоров; 1 -уровень социальной нормы дисконта;

Я - режим рентных платежей

Рис. 3. Блок-схема отбора наиболее эффективных тендерных предложений по финансово-экономическим параметрам

На втором этапе проводится экспертный анализ и тестирование «чувствительности» результатов оценки финансово-экономических параметров заявок оферентов, полученных на первом этапе отбора наиболее эффективных тендерных предложений участников конкурсных торгов, для адекватного отражения и учета «внеэкономических» параметров этих предложений. При необходимости реализуется экспертная процедура возможной корректировки результатов первого этапа на основе балльной оценки относительной важности рассматриваемых «внеэкономических» критериальных показателей тендерных предложений. Итоговая балльная оценка - Qj по установленным «внеэкономическим» параметрам (критериям) для каждого рассматриваемого тендерного предложения оферента (участника конкурса) - j определяется по формуле:

L п

Qj=х^ч,

I=1 /=1

где т'ц - балльная оценка тендерного предложения оферента j по критерию /, устанавливаемая 1-м экспертом;

qj -относительная важность п(вес) /-го «внеэкономического» критерия (( ^ = 1).

/=1

По результатам этой двухэтапной процедуры отбора наиболее эффективного тендерного предложения участников конкурсных торгов по приобретению прав пользования водным объектом (его части) определяется победитель, в заявке кото-

рого на участие в конкурсных торгах предложены наилучшие условия по выполнению всех требований, предъявляемых организатором конкурсных торгов к использованию, восстановлению и охране ресурсов водного объекта (его части), обеспечивающие максимальную общественную (экономическую и социально-экологическую) эффективность заключаемого договорного соглашения водопользования с позиции адекватного учета финансовоэкономических и «внеэкономических» параметров (критериев) реализации этого соглашения.

Литература

1. Кратистов К.В. Экономический механизм управления водным фондом в рыночных условиях // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2003. № 4.

2. Охрименко С.Е. Права пользования водным объектом и оценка стоимости этих прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2003. № 12.

3. Водные ресурсы: рациональное использование / Под ред. Е.П. Ушакова. М.: Экономика, 1987.

4. Ушаков Е.П., Охрименко С.Е., Охрименко Е.В. Оценка важнейших видов природных ресурсов: методические рекомендации. М.: Российское общество оценщиков, 1999.

5. Шихирин В.В. Рентная плата за пользование водным фондом в рыночной экономике. М.: ЦЭМИ РАН, Препринт#WP/2000/090, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.