Section 14. Economics and management
Kolotovkin Alexey Viktorovich, Ph. D. associate Professor of Moscow state University n. a. K. G. Razumovsky branch, Serpukhov E-mail: [email protected]
Competition in todays economy
Abstract: In clause the basic directions ofdevelopment ofa competition in Russia are considered. On development of a competition control parameters of efficiency of «motoring map» are presented to the Russian Federation.
Keywords: a competition, the plan, the enterprise, «motoring map», market economy, the factor of competitiveness, the competitive environment.
Колотовкин Алексей Викторович к. э.н., доцент МГУТУ им. К. Г. Разумовского, филиал в г. Серпухове
E-mail: [email protected]
Конкуренция в условиях современной экономики
Аннотация: В статье рассмотрены основные направления развития конкуренции в России. Представлены контрольные показатели эффективности «дорожной карты» по развитию конкуренции в РФ.
Ключевые слова: конкуренция, план, предприятие, «дорожная карта», рыночная экономика, фактор конкурентоспособности, конкурентная среда.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих между собой. В современных отношениях конкуренция между хозяйствующими субъектами становится все жестче, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства.
Сегодня важнейшими факторами конкурентоспособности отечественных предприятий становятся высокое качество производства и управления, быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции, поиск новых рыночных ниш, планомерное повышение качества работы предприятия на протяжении всего производственного процесса.
Проводимая в стране экономическая реформа непосредственно связана с решением проблемы повышения конкурентоспособности потребительских товаров. При реализации реформы в условиях финансового кризиса отечественному производителю требуются инструменты стратегически ориентированного системного управления конкурентоспособностью своей продукции, чтобы предложить эффективные средства конкурентной борьбы с иностранными производителями с учетом ситуации
на российском и мировом рынке. Как отмечают аналитики Economist Intelligence Unit, Россия отличается от развивающихся рынков других стран — членов БРИК: «Кризис сильно ударил по России не столько из-за падения нефтяных цен в 2009 г., сколько из-за целого ряда факторов: запоздалые антикризисные меры правительства, хромающий инвестиционный климат и плохой менеджмент» [2].
В настоящее время в европейском и мировом сообществах продолжаются процессы объединения стран, введена единая валюта, осуществляется реальный переход к общей промышленной политики, снятию торговых барьеров. Глобализация производства и торговли, проявляющаяся в мобильности всех составляющих экономического процесса, развитие сотрудничества между производителями, создание системы международного подряда и общих правил поведения на рынке требуют принятия срочных мер, направленных на формирование конкурентоспособной экономики, интегрированной в мировое хозяйство. Именно нахождение своего места в международном разделении труда, закрепление на определенных рынках — основа стабильного экономического роста России. Очевидно, что в этих условиях нужны совместные усилия государства и товаропроизводителей, направленные на обеспечение конкурентоспособности отечественной экономической системы. И не случайно, что в таких странах, как США, Канада, Южная Корея и других, всегда работавших по законам мировой конкуренции,
304
Competition in todays economy
созданы национальные центры повышения конкурентоспособности, основная задача которых заключается в обеспечении ее роста на основе: формирования промышленной политики, направленной на стимулирование перспективных производств и точечную поддержку предприятий, испытывающих временные трудности; создания условий для внедрения достижений науки и техники; поддерживания инноваций.
Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики.
Развитие конкуренции в экономике — это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.
На уровне правительства принят план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
Предметом плана являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными «дорожными картами», разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции, а именно:
- включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти;
- внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
- снижение доли государственного сектора в экономике;
- развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
- развитие конкуренции при осуществлении закупок;
- упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;
- повышение уровня защиты прав потребителей.
В связи с комплексностью задачи необходим динамичный этапный подход к проведению работ по развитию конкуренции и формированию соответствующих мероприятий, который формализуется в
виде последовательного развития, уточнения и конкретизации «дорожной карты» с формированием ее обновленных «версий». В «дорожной карте» определяется перечень мероприятий по развитию конкуренции на 2013-2015 годы.
Развитие конкуренции включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы, по которому также необходим динамичный этапный подход и регулярное обновление как набора отраслей, требующих развития конкуренции, так и ключевых отраслевых мероприятий. В «дорожной карте» определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период. Разработанные меры охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования, нефтепродуктов.
В «дорожной карте» устанавливается принцип развертывания работы по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основ [2].
Реализация «дорожной карты» приведет к достижению следующих контрольных показателей эффективности, определенных в таблице 1 (показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг в табл. 1 рассчитывается на основе составляющих индекса PMR (product market regulation), данные Организации экономического сотрудничества и развития).
Учитывает три ключевых фактора — участие государственного сектора в экономике, регулирование рынков (ценовое и неценовое регулирование ключевых отраслей), барьеры для конкуренции (наличие картелей, вертикально и горизонтально интегрированных компаний в отрасли, административные барьеры) [2]. В стране имеются уникальные передовые технологии в ряде секторов промышленности, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки. Сосредоточены они прежде всего в авиакосмической и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, картографии и геодезии. Так, по мнению ряда экспертов в случае успешной «раскрутки» более 3 тысяч имеющихся в стране подобных технологий можно повысить долю России на мировом рынке наукоемкой технологии с нынешних 0,3 до 10-12 %, а это только по экспорту дало бы до 140-180 млрд. долл. США в год.
305
Section 14. Economics and management
Таблица 1. - Контрольные показатели эффективности «дорожной карты» по развитию конкуренции в РФ
Наименование контрольного показателя Текущее значение 2014 год 2018 год
Общие показатели «дорожной карты»
1. Показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг (на основе методики расчета индекса PMR ОЭСР):
целевое значение индекса развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг для Российской Федерации; 3,6 2,7 2,0
рейтинг Российской Федерации по индексу развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг 38 32 22
2. Количество новых предприятий на 1000 чел. (Newbusinessdensity), штук 2,6 3,9 5,2
3. Оценка состояния конкурентной среды — доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год, процентов 24 35 51
Список литературы:
1. Колотовкин А. В. Оценка конкурентоспособности текстильных предприятий. Учебное пособие. Изд. Архитектура. - М.: - 2010. - 95 с.
2. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р).
3. Система ГАРАНТ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.garant.ru/
Maysigova Leila Aupovna, Ingush State University, PhD, associate Professor of Department “Accounting, analysys and audit" E-mail: [email protected]
Prospects of internal control system development and audit on the basis of risk based approach
Abstract: The article elaborated the concept and the contents risk based internal control, the conceptual model and methodical approach to its organization is offered, basic elements risk based internal control for their assessment the internal auditor are designated.
Keywords: internal control, audit, risk based internal control, risks, the COSO model.
Майсигова Лейла Аюповна, Ингушский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» E-mail: [email protected]
Перспективы развития системы внутреннего контроля и аудита на основе риск-ориентированного подхода
Аннотация: В статье конкретизированы понятие и содержание риск-ориентированного внутреннего контроля, предложена концептуальная модель и методический подход к его организации, обозначены основные элементы риск-ориентированного внутреннего контроля для их оценки внутренним аудитором.
Ключевые слова: внутренний контроль, аудит, риск-ориентированный внутренний контроль, риски, модель COSO.
306