Научная статья на тему 'Конкурентоспособность спортивных специалистов в условиях глобализации: курс на прогностическое образование'

Конкурентоспособность спортивных специалистов в условиях глобализации: курс на прогностическое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СПОРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блеер Александр Николаевич, Скотникова Анна Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности влияния глобализации на сферу спорта, образования, трудовую миграцию спортивных кадров. Дан сравнительный анализ особенностей организации образовательного процесса российских и европейских вузов, занимающихся подготовкой специалистов для сферы физической культуры и спорта. Приводятся статистические данные о востребованности европейских спортивнопедагогических кадров на рынке труда. Рассматриваются пути повышения конкурентоспособности российского образования на мировом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блеер Александр Николаевич, Скотникова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of sports experts in the conditions of globalization: course towards predictive education

In article features of influence of globalization on the sphere of sport, professional education, labor migration are considered. The comparative analysis of features of the organization of educational process of the Russian and European higher education institutions, which are engaged in training of experts of the sphere of physical education and sport is given. Statistical data on a demand of the European sports and pedagogical specialists in labor market are provided. Ways of increase of competitiveness of Russian education at world level are considered.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность спортивных специалистов в условиях глобализации: курс на прогностическое образование»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: КУРС НА ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А.Н. БЛЕЕР, А.В. СКОТНИКОВА,

ГЦОЛИФК

Аннотация

В статье рассматриваются особенности влияния глобализации на сферу спорта, образования, трудовую миграцию спортивных кадров. Дан сравнительный анализ особенностей организации образовательного процесса российских и европейских вузов, занимающихся подготовкой специалистов для сферы физической культуры и спорта. Приводятся статистические данные о востребованности европейских спортивно-педагогических кадров на рынке труда. Рассматриваются пути повышения конкурентоспособности российского образования на мировом уровне.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, прогностическое образование, глобализация, спорт, образовательный стандарт, система подготовки спортивных кадров.

Abstract

In article features of influence of globalization on the sphere of sport, professional education, labor migration are considered. The comparative analysis of features of the organization of educational process of the Russian and European higher education institutions, which are engaged in training of experts of the sphere of physical education and sport is given. Statistical data on a demand of the European sports and pedagogical specialists in labor market are provided. Ways of increase of competitiveness of Russian education at world level are considered.

Keywords: education, professional education, predictive education, globalization, sport, educational standard, system of preparation of sports experts.

Введение

Процессы глобализации, все активнее проявляющие себя в последние десятилетия, оказывают существенное влияние на все отрасли человеческой деятельности, в том числе, на сферу спорта и профессионального образования. Чтобы ответить на актуальный для развития отраслевого образования вопрос: как в современных условиях обеспечить высокий профессионализм и конкурентоспособность специалистов, выпускаемых отечественными вузами спортивного профиля, необходимо проанализировать наиболее существенные характеристики данного процесса.

Мировая глобализация и спорт

Международные спортивные события благодаря информационному пространству постиндустриального общества широко освещаются СМИ в режиме реального времени во всем мире с помощью средств телекоммуникаций и интернет-технологий.

За последние 30 лет количество стран, участвующих в Играх Олимпиад, увеличилось со 140 (1984 г.) до 204 (2012 г.), а в чемпионатах мира по футболу -со 109 (1986 г.) до 204 (2010 г.). Это же характерно и для Олимпийских зимних игр.

Число крупнейших международных соревнований в XX веке также значительно увеличилось. Так, если в 1912 году их количество составило 20, в 1977 г. -уже 315, в 1987 г. - 660, а в 2005 г. - 1000 [7], т.е. в среднем проводилось 3 мероприятия в день. Причем это был не олимпийский год.

Увеличение числа соревнований влечет за собой глобализацию рынка труда высококвалифицированных спортивных специалистов. Это стало особенно заметно со вступлением в силу Шенгенского соглашения в 1995 году. Расширение возможностей для включения спортсменов и спортивных специалистов в глобальное пространство порождает множество проблем и ситуаций, требующих адекватных решений.

Одним из примеров такого рода стало дело Босма-на (1995) [11], в результате которого существовавшая до этого европейская футбольная трансфертная система была признана нелегитимной, а «иностранными» футболистами стали считаться только выходцы из стран, не входящих в Европейский союз (ЕС). Однако позднее, после дела Симутенкова (2005) [12], это положение было пересмотрено, и российские спортсмены перестали подпадать под понятие «спортивный легионер» в европейском футболе.

Проблема «спортивных легионеров» в различных видах спорта решается по-разному. Так, например, по правилам ФИФА, игрок, вошедший в национальную команду страны, не может быть в течение определенного срока включен в национальную команду другой страны, даже если он получил ее гражданство; Международная федерация велоспорта считает невозможным изменение «спортивного гражданства» спортсмена; есть некоторые ограничения, связанные с натурализацией, и в документах Международной федерации баскетбола.

Статья 41 действующей Олимпийской хартии гласит, что спортсмен, который уже представлял какую-либо страну на международных спортивных соревнованиях и который затем сменил свое гражданство или получил новое, может представлять на Олимпийских Играх свою новую страну только по истечении периода в 3 года после последнего выступления за предыдущую страну, хотя этот период может быть сокращен или отменен по решению МОК, согласованному с НОК.

На XXII Олимпийских зимних играх в Сочи в 2014 г. в российской национальной сборной было 7 натурализованных спортсменов (из Украины - 2, Белоруссии - 2, США - 1, Словении - 1 и Кореи -1). В российской команде также работали 65 иностранных тренеров и специалистов [13]. Натурализованные спортсмены принесли в «копилку» сборной России 38,5% золотых олимпийских медалей от общего числа завоеванных россиянами наград.

А. Кубеев, директор спортивных программ Олимпийского комитета России, отмечает, что по разным причинам в некоторых видах спорта сейчас наблюдается кадровый голод, поэтому федерации заключают договор об оказании услуг по подготовке российских спортсменов с иностранными специалистами, представляющими для них профессиональный интерес. Общее число иностранных тренеров и специалистов по различным направлениям, финансируемых ОКР в 2014 году, составляло 90 человек, причем у высококвалифицированных иностранных специалистов уровень заработной платы выше, чем у наших [13].

Приведенная статистика и отдельные примеры красноречиво показывают, что процесс формирования глобального рынка в сфере спортивной деятельности, с одной стороны, является объективно неизбежным, а с другой - ставит множество важных вопросов, связанных с подготовкой отечественных кадров для всего спектра спортивной практики.

Глобализация и образование

Очевидно, что вопрос о том, почему так много иностранцев работает в России со спортсменами высокой квалификации, возникает еще и потому, что одновременно в нашей стране существует своя, имеющая глубокие традиции, масштабная система подготовки квалифицированных специалистов для сферы спорта.

Прирост численности спортивных кадров с началом реализации ФЦП «Развитие физической культуры и спорта РФ на 2006-2015 годы» составил более 20% (если в 2006 году в отрасли работали 281 178 чел., то в 2013 году - 337 097 чел. [14]). Подготовкой и выпуском специалистов физкультурно-спортивной сферы занимается 116 государственных вузов России [15], в том числе, в ведомстве Министерства спорта находится 14 вузов. В соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 24.10.2012 № 325, предусмотрены повышение квалификации и профессиональная подготовка (переподготовка) работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку не реже, чем один раз в 5 лет.

Подготовка значительного корпуса кадров, однако, еще не обеспечивает сама по себе их выхода на глобальный рынок труда. Процесс трудоустройства за рубежом российских спортивных специалистов сложен. Это связано, во-первых, с их не всегда достаточным уровнем владения иностранным языком (для приглашенных в Россию иностранных специалистов, знание русского языка не является обязательным требованием при их трудоустройстве!), а, во-вторых, еще существуют проблемы с процедурой признания российского диплома о высшем образовании, даже после присоединения России к Болонскому процессу.

Одна из проблем состоит в том, что в действующих международных правовых актах, регулирующих развитие спорта (Олимпийская хартия, Международная хартия физического воспитания и спорта, Спортивная хартия Европы, Европейский манифест «Молодые люди и спорт», Резолюция 9-й Европейской конференции министров спорта и пр.), нет понятия «физическая культура». Однако оно широко используется в современной российской правовой и педагогической терминологии.

Рассматривая не только терминологические, но и содержательные особенности процесса подготовки кадров для спорта в различных странах, мы провели сравнительный анализ по значимым характеристикам этого процесса. Так, сравнительный анализ учебно-нормативной документации российских и 10 европейских вузов, готовящих специалистов для сферы физического воспитания и спорта, показывает, что во всех вузах обучение проводится на основе компетентностного подхода, при котором учитывается совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. И по этим критериям наиболее фундаментальным и системным является именно российское образование (табл. 1) [1-6].

Таблица 1

Сравнительный анализ особенностей организации образовательного процесса российских и европейских вузов, занимающихся подготовкой специалистов для сферы физической культуры и спорта

(D О

_ Страна Критерий оценки — РОССИЯ ЕВРОПА Бельгия (2 вуза), Франция (3 вуза), Швейцария (5 вузов)

Количество специализированных спортивных вузов 14 Франция - 1 Швейцария - 1 Бельгия - нет

Наличие ФГОС ВО Да Нет (вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои образовательные регламенты, в соответствии с которыми они работают)

Уровни и продолжительность подготовки Бакалавр - 4 года. Специалист - 5 лет. Магистр - 2 года Бакалавр - 3 года (180 кредитов). Специалист - нет [до подписания Болонского соглашения (1999) существовал лицензиат - 4 года]. Магистр - 1,5 года (90 кредитов). В учебные планы вузов включены обязательные дисциплины и по выбору, все они носят прикладной характер. Отсутствуют дисциплины общенаучного плана

Среднее профессиональное образование

49.02.01 -Физическая культура. 49.02.02 -Адаптивная физическая культура Нет

Бакалавриат

Направления подготовки 49.03.01 -Физическая культура. 49.03.02"-Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК). 49.03.03 - Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм Бакалавр спортивных наук (базовый уровень) и с указанием профиля (преподавание или физическое воспитание, спортивная тренировка, адаптивная физическая активность, спортивный менеджмент) или бакалавр спортивных наук и физического воспитания

Магистратура

49.04.01 -Физическая культура. 49.04.02"-Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК). 49.04.03 - Спорт Магистр спортивных наук с указанием профиля (преподавание или физическое воспитание*, спортивная тренировка**, адаптивная физическая активность***, спортивный менеджмент, здоровье). * Во всех трех странах к преподаванию физического воспитания в средней школе допускаются лица, имеющие образование не ниже уровня магистра, успешно сдавшие специальный государственный экзамен (состоит из теоретической и практической частей, проводится 1 раз в год) (Франция) или получившие дополнительное специальное педагогическое образование или степень магистра в высшей педагогической школе (Швейцария, Бельгия).

U1

Окончание табл. 1

О)

---_ Страна Критерий оценки — РОССИЯ ЕВРОПА Бельгия (2 вуза), Франция (3 вуза), Швейцария (5 вузов)

Направления подготовки 49.04.01 -Физическая культура. 49.04.02"-Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК). 49.04.03 - Спорт ** К тренерской работе допускаются не только лица, обладающие степенью бакалавра или магистра, но и лица, не имеющие университетского образования, но прошедшие обучение на специальных многоуровневых краткосрочно-модульных курсах подготовки тренеров, организованных государственным департаментом, отвечающим за развитие спорта, или министерством спорта, а также национальными спортивными федерациями. Контрольные цифры ежегодного набора слушателей определяются на основании «заказа» спортивных клубов своим федерациям в соответствии с количеством занимающихся. К обучению на таких курсах допускаются лица, начиная с 16 лет, являющиеся практикующими спортсменами и/или имеющие профессиональную практику (помощник тренера в спортивном клубе). Продолжительность обучения варьируется в зависимости от того, каких спортсменов или команду какого уровня хочет тренировать слушатель. *** Профиль «Адаптивная физическая активность» подразумевает адаптивное физическое воспитание или адаптивный спорт инвалидов в учреждениях различной направленности. Обучение профессиям, связанным с физической реабилитацией и лечебной физической культурой (аналогом является бакалавр/магистр по кинезиотерапии - во Франции и Бельгии, или по физиотерапии - в Швейцарии) проводится в высших специализированных школах здоровья или специализированными факультетами университетов

Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура)

49.06.01 -Физическая культура и спорт Нет

Докторантура

Есть Есть

Присвоение ученой степени

ВАК при Министерстве образования и науки РФ Вуз, где проходила публичная защита

Специфические особенности Продолжительность обучения российских бакалавров больше на 1 год, а магистров - на 0,5 года. В образовательный процесс включены разнообразные виды практик Сильные стороны К определению востребованных на современном этапе профессиональных компетенций наряду с академическим сообществом привлекаются потенциальные работодатели и выпускники последних лет, в результате система образования быстро реагирует на запросы рынка труда, что позволяет оперативно изменять и совершенствовать учебные планы. Большинство преподавателей, особенно практических дисциплин, - люди, имеющие большой профессиональный опыт работы. По ряду профессий введены государственные годовые квоты на выпускников, чтобы их гарантированно обеспечить работой после окончания вуза. Слабые стороны Ни в одном зарубежном учебном плане не предусмотрена педагогическая практика в средней образовательной школе, а в регламенте обучения прописано, что поиском места своей предстоящей стажировки студент должен заниматься сам

X а> т

Анализ статистических данных рынка труда показывает, что, например, во Франции, в спортивной сфере в 2012 году было занято 230 000 чел. (работающих с полной или частичной занятостью) [9], из них:

- 44 700 чел. работали на государство, включая преподавателей физического воспитания в школе;

- 57 800 чел. трудились в общественных спортивных организациях и спортивных клубах (спортивные аниматоры и тренеры, а также ответственные за использование и техническую эксплуатацию спортивных сооружений или за поддержание их в чистоте);

- 128 000 чел. были задействованы в сфере торговли спортивными товарами или в частных спортивных организациях.

В Швейцарии в спортивной сфере в 2011 году было занято около 96 720 чел., что составляло 2,5% всего населения страны. Среди них насчитывалось 5215 школьных преподавателей физического воспитания, 245 чел. обучались будущей спортивной профессии в вузах и 131 чел. работал в Высшей школе спорта [10].

Спортивных тренеров в спорте высших достижений, официально работающих на полную или неполную ставку, в 2011 году насчитывалось всего 800 чел. (те, у кого данный вид деятельности являлся основным источником доходов), вместе с тем, в спортивных клубах работало большое количество тренеров на общественных началах (табл. 2) [8].

Таблица 2

Оценка примерного числа сотрудников (тренеры, администраторы, казначеи и пр.), работающих в спортивных клубах Швейцарии в 2011 г. (данный вид деятельности не является для них основным источником дохода)

Наименование Сотрудники, работающие на общественных началах (зарплата менее 2000 франков/год) Оплачиваемые сотрудники (зарплата более 2000 франков/год)

Количество сотрудников 285 000 17 500

Продолжительность работы в месяц (час) 12 48

Количество ставок (1 ставка = 1900 часов работы/год) 21 000 ставка 5300 ставок

Экономическая эффективность (предполагаемая стоимость выполняемых работ) 1,5-2,0 млрд франков 370-490 млн франков

Подобная система работы спортивных клубов существует не только в Швейцарии, но и в большинстве стран Европы, чем и объясняется существование краткосрочно-модульной системы подготовки тренерских кадров по избранному виду спорта наряду с университетской системой подготовки специалистов сферы ФКиС.

Заключение

Сравнительный анализ особенностей организации образовательного процесса российских и европейских вузов показывает, что для того, чтобы российское образование в сфере ФКиС было действительно конкурентоспособным в условиях глобализации, затрагивающей и сферу спорта, и образования, необходимо вести постоянную корректировку процесса подготовки кадров в соответствии с изменениями, происходящими в современном мире, опираясь на уже используемые ФГОС ВО.

Обращаясь к более глубокому и детальному анализу тенденций развития и запросов, порождаемых в общест-

ве к данной профессиональной отрасли, важно строить научно обоснованные прогнозы, которые бы легли в основу стратегических решений в области профессионального образования. Это относится и к формированию контрольных цифр набора в вузы, к уточнению потребностей регионов на профессиональные кадры по конкретным направлениям и профилям подготовки; к разработке перечня актуальных профессиональных компетенций будущих специалистов с учетом изменений на рынке труда.

Очевидно, что для решения этих задач крайне важно: более широко привлекать к образовательному процессу потенциальных работодателей и выпускников последних лет; привлекать к преподаванию в вузах спортивных специалистов, участвующих в подготовке высококвалифицированных спортсменов, управляющих отраслью и др.; создать международную программу подготовки тренеров высокой квалификации совместно с европейскими коллегами.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 - Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»): [Электронный

ресурс]: URL: www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_10/ prm234-1.pdf (дата обращения: 20.01.2016).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

по направлению подготовки 034400 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «бакалавр»). - [Электронный ресурс]: URL: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm220-1.pdf (дата обращения: 20.01.2016).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034600 - Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070970/ (дата обращения: 20.01.2016).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 - Физическая культура (квалификация (степень) «магистр»). - [Электронный ресурс]: URL: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ prm234-1.pdf (дата обращения: 20.01.2016).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034400 - Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «магистр»). - [Электронный ресурс]: URL: www.edu. ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm17-1.pdf (дата обращения: 20.01.2016).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034500 - Спорт (квалификация (степень) «магистр»). - [Электронный ресурс]: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ prm1160-1.pdf (дата обращения: 20.01.2016).

7. Bourg J.-F.,Gouguet J.-Jq. Économie du sport / J.-F. Bourg, J.-Jq. Gouguet. - Paris: La Découverte. Repères, 2005. - 128 р.

8. Clubs sportifs en Suisse / Observatoire Sport et activité physique Suisse // Office fédéral du sport OFSPO. - 2011. - 24 р.

9. Le poids économique du sport en 2012 / STAT-Info Bulletin de la Mission statistique des secteurs sport, jeunesse, éducation populaire et vie associative // Ministère de la ville, de la jeunesse et des sports de République française. - No. 15-01, février 2015. - 8 p. - [Электронный ресурс]: URL: http://www.sports.gouv.fr/IMG/ pdf/stat_info_n15-01_fevrier_2015_-_le_poids_ economique_du_sport_en_2012.pdf (дата обращения: 02.02.2016).

10. Wirtschaftliche Bedeutung des Sports in der Schweiz -2011 / Studie im Auftrag des Bundesamtes für Sport BASPO. - 2014. - 99 р.

11. Правило Босмана. - [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Правило_Босмана (дата обращения: 20.01.2016).

12. Дело Симутенкова. - [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дело_Симутенкова (дата обращения: 20.01.2016).

13. Лопатенок С. Какие иностранные спортсмены и тренеры выступают за Россию на Олимпиаде в Сочи: Город'812. - [Электронный журнал] - URL: http:// www.online812.ru/2014/02/11/017/ (дата обращения: 12.02.2014).

14. Информационная система мониторинга и анализа показателей развития физической культуры и спорта: [Электронный ресурс]: URL: http://sport.ifinmon.ru (дата обращения: 28.01.2016).

15. Государственные спортивные вузы в России. -[Электронный ресурс]: URL: http://academica.ru/vysshee-obrazovanie/Gosudarstvennyj-vuz-Sportivnye-vuzy/ stranitsa_1/ (дата обращения: 02.02.2016).

References

1. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 034300 Physical education (qualification (degree) "Bachelor"): [electronic resource]: URL: www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_10/ prm234-1.pdf (reference date: 20.01.2016).

2. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 034400 Physical education for persons with health deviations (adaptive physical education) (qualification (degree) "Bachelor"). - [Electronic resource]: URL: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ prm220-1.pdf (reference date: 01.20.2016).

3. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 034 600 Recreation and sports tourism (qualification (degree) "Bachelor") [electronic resource]: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55070970/ (reference date: 20.01.2016).

4. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 034300 Physical education (qualification (degree) "master"). - [Electronic

resource]: URL: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ prm234-1.pdf (reference date: 01.20.2016).

5. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 034400 Physical education for persons with health deviations (adaptive physical education) (qualification (degree) "master"). - [Electronic resource]: URL: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ prm17-1.pdf (reference date: 01.20.2016).

6. The Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 034500 Sport (qualification (degree) "master"). - [Electronic resource]: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1160-1.pdf (reference date: 01.20.2016).

7. Bourg J .-F.,Gouguet J.-Jq. Économie du sport / J.-F. Bourg, J.-Jq. Gouguet. - Paris: La Découverte. Repères, 2005. - 128 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Clubs sportifs en Suisse / Observatoire Sport et activité physique Suisse // Office fédéral du sport OFSPO. - 2011. - 24 p.

9. Le poids économique du sport en 2012 / STAT-Info Bulletin de la Mission statistique des secteurs sport, jeunesse, éducation populaire et vie associative // Ministère de la ville, de la jeunesse et des sports de République française. -No. 15-01, février 2015. - 8 p. - [Электронный ресурс]: URL: http://www.sports.gouv.fr/IMG/pdf/stat_info_n15-01_fevrier_2015_-_le_poids_economique_du_sport_ en_2012.pdf (reference date: 02.02.2016).

10. Wirtschaftliche Bedeutung des Sports in der Schweiz - 2011 / Studie im Auftrag des Bundesamtes für Sport BASPO. - 2014. - 99 р.

11. Bosman ruling. - [Electronic resource]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Правило_Босмана (reference date: 20.01.2016).

12. Case Simutenkov. - [Electronic resource]: URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki/Дело_Симутенкова (reference date: 20.01.2016).

13. Lopatenok C. What foreign athletes and coaches stand for Russia in the Olympics in Sochi: Gorod'812. [Electronic magazine] - URL: http://www.online812. ru/2014/02/11/017/ (reference date: 12.02.2014).

14. Information system for monitoring and analysis of indicators of development of physical culture and sports: [electronic resource]: URL: http://sport.ifinmon.ru (reference date: 28.01.2016).

15. State sports universities in Russia. - [Electronic resource]: URL: http://academica.ru/vysshee-obrazovanie/ Gosudarstvennyj-vuz-Sportivnye-vuzy/stranitsa_1/ (reference date: 02.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.