Научная статья на тему 'Конкурентоспособность российских предприятий: к истории проблемы'

Конкурентоспособность российских предприятий: к истории проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
963
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыночные реформы / конкурентоспособность / Конкуренция / рейтинг конкурентоспособности / Market reforms / competitive ability / Competition / competitive ability rate

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисина М. И.

В статье прослеживаются истоки происхождения проблемы повышения конкурентоспособности предприятий в России. Анализируются особенности конкурентных позиций российской экономики и отдельных предприятий на различных этапах пореформенного развития. Раскрывается связь проблемы конкурентоспособности с процессами глобализации и углублением интеграции РФ в мировую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article traces the development of the problem related to increasing of competitive ability of Russian enterprises, analyzes specific features of competitive positions in Russian economy in general and individual enterprises in particular, at various stages of post-reform development. The author discusses connections between the issue of competitive ability with globalization processes, as well as Russia's integration into international economics.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность российских предприятий: к истории проблемы»

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

М.И. Лисина,

начальник отдела маркетингового анализа ОАО«Нэфис Косметикс»(г. Казань),

соискатель кафедры экономической теории Казанского государственного университета

В статье прослеживаются истоки происхождения проблемы повышения конкурентоспособности предприятий в России. Анализируются особенности конкурентных позиций российской экономики и отдельных предприятий на различных этапах пореформенного развития. Раскрывается связь проблемы конкурентоспособности с процессами глобализации и углублением интеграции РФ в мировую экономику.

Ключевые слова: рыночные реформы, конкурентоспособность, конкуренция, рейтинг конкурентоспособности.

До 90-х гг. прошлого века в нашей стране не было практической необходимости в исследовании проблем конкуренции и конкурентоспособности. Предполагалось, что в социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, конкуренции нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью конкуренции. Таким образом, отсутствие частной собственности на средства производства и директивное планирование являлось причиной отсутствия конкуренции. Сама категория конкуренции рассматривалась в качестве характерной черты капитализма. Так, в Большой Советской Энциклопедии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров». Понятие конкуренции ассоциировалось с хищническими методами и тяжелыми социальными последствиями, когда механизм конкуренции отождествлялся с анархией производства, разорением одних производителей и обогащением других.

Элементы конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Поэтому и категория «конкурентоспособность» связывалась в основном с экспортными товарами. Такое положение полностью соответствовало характеру советской хозяйственной системы. Основой конкурентоспособности выступала сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное первым заместителем министра торговли РФ Г.В. Габунией: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т.е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции».

Интерес к исследованию данной категории в России начал усиливаться в последней четверти минувшего века в связи с ростом интернационализации хозяйственной жизни и усложнением взаимоотношений фирм различных стран. Именно хозяйственная интернационализация существенно усложнила взаимосвязи конкурирующих между собой компаний, что потребовало от страны серьезного анализа новой ситуации.

В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. На XXVII съезде КПСС (1986 г.) Генеральным секретарем М.С. Горбачевым открыто была признана международная конкуренция, обострившаяся на почве научнотехнического прогресса и набравшего силу транснационального капитала. В докладе Центрального комитета КПСС подчеркивалось, что на долю транснациональных корпораций к началу 80-х годов приходилось более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, около 80 процентов патентов на новую технику и технологию в капиталистическом мире. Как следствие, основным решением «исторической значимости» было ускорение социально-экономического развития страны, суть которого заключалась в повышении темпов экономического роста за счет всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организа-

ции и стимулирования труда. С новыми задачами связывалась и внешнеэкономическая деятельность, предполагающая для ускорения развития страны переход в экономических отношениях от преимущественно торговых связей к более глубокой специализации и кооперированию производства.

Непосредственно о целесообразности развития в нашей стране рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства заговорили летом 1990 года на XXVIII съезде КПСС. Иностранные инвестиции, создание совместных предприятий, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были стать стимулом к развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий. В результате экономической реформы предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию, что стало первым шагом на пути к рынку. Второе направление реформы состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы. Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов и привлек внимание к изучению самой проблемы конкурентоспособности.

Однако подчеркнем, что в последующий период становления рыночной экономики 1990-1998 гг., характеризующийся значительным спадом промышленного производства, вопросы конкуренции и конкурентоспособности отошли на задний план. К концу 1997 г. правительство столкнулось с весьма неприятным фактором: реформы продолжались, но долгожданного поворота к росту экономики так и не произошло. Преимущества рыночной экономики в области ее эффективности не смогли проявиться в условиях затяжного экономического спада производства. Так, к середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. Российские власти столкнулись со сложными проблемами, связанными, в частности, с размерами страны и масштабами начальных экономических дисбалансов, острой межрегиональной экономической неравномерностью и т.д.

К началу 1998 г. стало ясно, что за прошедшие годы реформ нормальная экономика в стране так и не был создана. Цели экономических агентов, условия их функционирования и реального поведения были настолько далеки от того, на чем реально базируется эффективность рыночной экономики, что началась новая полоса переосмысления итогов трансформационного процесса. Стало понятно, что удалось сделать не так уж и много. Были решены лишь первоочередные задачи — либерализация цен и внутренней торговли, быстрое сокращение доли государственной собственности и временная макроэкономическая стабилизация.

Однако именно последующий финансовый кризис 1998 г. послужил отправной точкой в вопросе изучения проблем конкурентоспособности в России, поскольку одним из позитивных последствий кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличить экспортные возможности.

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

12

Таким образом, высшее руководство страны и российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности лишь в кризисный 1998 год. В марте 1999 года президент РФ Борис Ельцин в ежегодном послании Федеральному собранию «Россия на рубеже эпох» указал, что «основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики». Таким образом, впервые задача повышения конкурентоспособности предприятий была поставлена в 1999 году в рамках проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Повышение конкурентоспособности России в мире стало лейтмотивом послания президента Путина В.В. Федеральному собранию 2002 года. «Нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной», — подчеркнул президент.

Необходимо заметить, что с 2003 года императив конкурентоспособности стал неотъемлемой частью приоритетных направлений развития страны. Идея повышения конкурентоспособности начала присутствовать во всем, начиная с национальной и заканчивая личной конкурентоспособностью. Из послания президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию 2003 года: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Конкурентоспособным должно быть у нас все — товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура». Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) закрепила за задачей поддержания конкурентоспособности России первостепенное значение.

Для решения поставленной проблемы при Правительстве РФ в 2004 г. был создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, в задачи которого входят в частности модернизация промышленности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на основе внедрения новой техники и технологий, укрепление конкурентных позиций российских организаций на внешнем и внутреннем рынках и др.

Подобное пристальное внимание правительства к проблеме повышения конкурентоспособности предприятий логично и обосновано рядом внешних и внутренних причин.

Во-первых, к внешним причинам можно отнести ожидаемое присоединение страны к Всемирной торговой организации (ВТО), когда российские предприятия столкнутся лицом к лицу с гораздо более подготовленными конкурентами из-за рубежа. Надо заметить, проблема повышения конкурентоспособности отечественных производителей на протяжении последних четырех лет обострялась каждый раз с заявлениями представителей власти о ближайшем завершении переговоров о вступлении России в ВТО. Однако изменившаяся экономическая ситуация, когда в условиях мирового кризиса связи ВТО распадаются, когда страны, стараясь защитить свою экономику и производителей, ставят таможенные барьеры, побудила ряд экспертов сделать выводы о том, что сегодня ВТО больше заинтересована

в России, нежели Россия — в ВТО. Косвенным доказательством этого стало сенсационное заявление в июне 2009 г. премьер-министра Путина В.В. о решении присоединиться к ВТО России, Белоруссии и Казахстана как единой таможенной территории. Таким образом, Россия намерена прекратить 16-летний переговорный процесс по вступлению по отдельности и приступить к совместным переговорам, что неизбежно приведет к затягиванию процесса. Тем не менее, эксперты уже назвали это «сильным ходом» России.

Во-вторых, интеграция России в мировое экономическое пространство привела к открытию рынков и возникновению гиперконкуренции товаропроизводителей.

Помимо тенденции расширения мировых торговых границ, вызванных процессом глобализации, основной причиной повышенного внимания к проблеме повышения конкурентоспособности служит и низкий рейтинг России. Давосский всемирный экономический форум (ВЭФ) в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию в 1998 на довольно унизительное для «великой державы» 52-е место (из 53 стран) — сразу после Зимбабве. По итогам 2008 г. Россия заняла 51-е место из 134 исследуемых стран, тогда как по показателю конкурентоспособности бизнеса — лишь 91.

К внутренним причинам повышенного интереса к проблеме конкурентоспособности относится слабая технологическая база российских предприятий. Устаревшее оборудование остается, согласно ежегодным опросам предприятий Институтом экономики переходного периода, самой главной помехой росту конкурентоспособности выпускаемой продукции. В 2007 г. так считали 57% предприятий (в 2006 г. — 48%). Усугубляет ситуацию возникшая в 2007 г. и обострившаяся в 2008 г. абсолютная нехватка мощностей в российской промышленности. Основной источник увеличения мощностей — запуск простаивающих — определенно исчерпан. Да и то, что запускалось ранее, требует замены, так как создавалось, как правило, во времена СССР Поэтому модернизация оборудования постепенно становится все более распространенной мерой повышения конкурентоспособности в российской промышленности. Если в 1998 г. ее упоминали 19% предприятий, то в 2008 г. — 48%.

Развернувшийся мировой финансовый кризис, непосредственно затронувший реальный сектор экономики РФ, лишний раз подтвердил необходимость повышения конкурентоспособности отечественных производителей. «Именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход — это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России» (из послания президента РФ Медведева Д.А. Федеральному собранию 2008 г.).

«Россия срочно нуждается в развитии конкурентоспособности на уровне компаний, чтобы полностью использовать свой ресурсный потенциал и создать более диверсифицированную и динамичную экономику», — считает один из составителей рейтинга конкурентоспособности ВЭФ, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер.

Литература

1. Агапова И.И. История экономики: Учебное пособие. — М.: Магистр, 2007.

2. Багров А. Президент сказал новое слово // Деньги. — 1999. — №13(217).

3. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. Т. 3. — М.: Политиздат, 1987.

4. Рябов Е.Н. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Проблемы образования, науки и культуры. — 2007. — №50.

5. Большая Советская Энциклопедия. Т.13. — М.: Советская энциклопедия, 1973.

6. www.economic-crisis.ru/economicheskie-crizisy/krizis-rossii-1998.html

7. www.kasparov.ru/note.php?id=46305D12440C4

8. www.kremlin.ru/text/appears/2003/05/44623.shtml

9. www.vz.rU/economy/2009/6/9/295786.html

10. www.weforum.org/en/initiatives/gcp/index.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.