Научная статья на тему 'Конкурентоспособность регионов: сущность, современные факторы повышения'

Конкурентоспособность регионов: сущность, современные факторы повышения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2181
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ощепков В. М., Кузьмина Ю. Д.

В статье проведен анализ современных подходов к понятию «конкурентоспособность регионов». Для оценки использования возможности инновационного развития региона был разработан коэффициент использования в инновациях потенциала валового регионального продукта (ВРП). Обоснована важность учета нематериальных активов корпораций как фактор увеличения конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность регионов: сущность, современные факторы повышения»

2012

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА___________

ЭКОНОМИКА Спец. выпуск

РАЗДЕЛ I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.1

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ: СУЩНОСТЬ, СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ

В.М. Ощепков, к. экон. наук, доц. кафедры менеджмента

Электронный адрес: viko@psu.ru

Ю.Д. Кузьмина, к. экон. наук, доц. кафедры национальной экономики и экономической безопасности

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

В статье проведен анализ современных подходов к понятию «конкурентоспособность регионов». Для оценки использования возможности инновационного развития региона был разработан коэффициент использования в инновациях потенциала валового регионального продукта (ВРП). Обоснована важность учета нематериальных активов корпораций как фактор увеличения конкурентоспособности региона.

Ключевые слова: конкурентоспособность региона; конкурентные преимущества; нематериальные активы.

Приобретение региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка требует переоценки положения и функций каждого региона в системе координат экономического пространства, в котором предстоит принимать решения, обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитывать некоторые явления и процессы, которые влияют на характер деятельности управляющих структур региона: отраслевая специализация, жестко планируемые инвестиционные и бюджетнофинансовые операции сменяются инициативой каждого субъекта Федерации, связанной с самоутверждением, выбором экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социальноэкономического и экологического развития региона.

Конкуренция сопровождается концентрацией и централизацией производства и капитала в наиболее перспективных для развития рынка районах. Она усиливает власть крупного капитала,

порождает стимулы развития. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом регионе конкуренция проявляется по-разному.

При переходе на рыночные отношения регионы, как самостоятельные экономические субъекты, наделяются определенными функциями, важнейшими из которых являются:

^ создание условий, обеспечивающих развитие в регионе бизнеса, расширение производственных возможностей использования собственности;

^ создание системы региональных гарантий, льгот для инвесторов, предпринимательских, коммерческих структур;

привлечение инвесторов и совершенствование экономической структуры путем усиления конкурентных позиций региона;

^ наращивание внешнеэкономического потенциала региона, развитие торговоэкономических связей;

^ согласование и защита интересов региона на национальном и мировом рынках.

Выполнение регионами указанных функций способствует формированию социальноэкономической и правовой среды, гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле

© Ощепков В.М., Кузьмина Ю.Д., 2012

социальной, экономической и экологической безопасности, тем самым повышается конкурентоспособность региональной системы.

В период становления рыночных отношений и первоначального накопления конкуренция сводится в основном к извлечению наибольших доходов любыми методами, вплоть до криминальных. Это явление временное. С развитием региональных отношений, имеющих прочную инфраструктурную базу и надежную правовую основу, конкуренция должна стать фактором, «стимулирующим эффективное размещение и территориальную организацию производительных сил, совершенствование экономических структур региона, расширение ассортимента и повышение качества продукции и услуг в соответствии с современными требованиями отечественных и мировых рынков».

Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики [8]. Принцип экономической самостоятельности субъектов Федерации вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научнотехнического, кадрового и других потенциалов, и это определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а тем самым - для создания новых рабочих мест. В свою очередь, рост численности работающих определяет социальноэкономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетного состояния региона.

В рыночном пространстве страны приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспективами наращивания этого потенциала. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил [6, с. 61].

Россия должна стать конкурентоспособной - это один из наиболее часто повторяемых призывов, который приходится слышать из уст российских политиков. Из этого следует, что вопросы регионального экономического развития и конкурентоспособности регионов стали сегодня одними из важнейших для Российской Федерации.

Идея повышения конкурентоспособности России заложена в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

Конкурентоспособность региона формируется для усиления ее динамической составляющей за счет развития и освоения конкурентного потенциала и формирования адекватного этому потенциалу хозяйственного порядка на территории с учетом реализации возможностей развития институционального обеспечения региональных процессов. В экономической науке проблема конкурентоспособности региона признается далеко не всеми учеными. Многие считают, что конкурентоспособность может соотноситься только с такими субъектами хозяйствования, как фирма, отрасль, национальная экономика. Однако это очень узкий подход, характерный для отечественной экономики прежних лет, в которой почти не было места исследованию регионального хозяйствования. Причиной этого в науке являлась командная система экономического управления, принятая в СССР, при которой регионы имели весьма мало самостоятельности и не могли формировать собственную систему хозяйствования, отличную от систем хозяйствования других регионов. В настоящее же время экономическая самостоятельность регионов, их положение в общей структуре экономики национального хозяйства не только позволяют изучать конкурентоспособность регионов, но и обусловливают настоятельную необходимость такого исследования [1].

Конкурентоспособность региона - это свойство региона как экономической системы функционировать и развиваться в рыночной среде, эффективно обеспечивать процессы воспроизводства человека, благ и регионального потенциала, которое может изучаться в разных аспектах и на разных уровнях [2, с. 25].

Регион как экономический субъект является изначально более мобильным и гибким по сравнению с целой страной, и это уже важнейшее конкурентное преимущество в условиях непредсказуемой глобальной конкурентной среды. Поэтому в поисках новых источников конкурентоспособности ученые-экономисты все больше погружаются в изучение региональных конкурентных преимуществ.

В условиях региона легче реализовать конкурентные стратегии, поскольку региональная власть может формировать достаточно эффективные механизмы взаимодействия с региональным бизнесом и глобальными институтами экономики.

На основе обобщения существующих подходов к характеристике конкурентоспособности региона можно дать следующее определение этого понятия: инновационная конкурентоспособность региона - это его способность к обеспечению сильных конкурентных позиций за счет инновационного развития, направленного на достижение устойчивого экономического роста и повышение качества жизни населения региона [4].

Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ)

разработан рейтинг инновационной активности регионов РФ на основе методики ведущих мировых аналогов (в первую очередь европейского рейтинга «European Innovation Scoreboard») [7]. введение системы количественных инновационных индикаторов. За основу данной системы были взяты критерии, разработанные в рамках EIS для оценки уровня инновационного развития Европейских стран и адаптированные с учетом национальной специфики и возможностей по поиску различных статистических данных.

Рассматриваемые в рамках рейтинга инновационной активности регионов критерии разделены на 3 основные группы, соответствующие основным сегментам инновационного развития:

• среда для развития инноваций;

• производство и использование инноваций;

• правовая среда.

Методика подсчета рейтинга региона в соответствии с методикой рейтинга «European Innovation Scoreboard» выглядела следующим образом:

• Для каждого критерия по всем исследуемым регионам выбирается максимальное и минимальное значения (Vmax и Vmin соответственно). Далее показатели регионов нормируется в соответствии с найденными значениями. Используется стандартная формула нормирования:

Vnorm = (Vi-Vmin)/(Vmax-Vmin).

В результате регионы с максимальным и минимальным показателями по данному критерию получают значения 1 и 0 соответственно.

Таблица 1

Рейтинг регионов Приволжского федерального округа по показателю инновационной активности

По данной методике, для анализа инновационной активностью регионов требуется

• Итоговый показатель инновационной активности региона (Vreg) в целом или по какой-либо из групп критериев рассчитывается как среднее значение показаний всех индикаторов, взятых с равными весами:

Vreg = (£У^/№,

где N - общее количество критериев

«Рейтинг инновационной активности регионов» предусматривает формирование 4 сравнительных рейтингов: обобщенного рейтинга инновационной активности по сумме критериев, а также 3 рейтингов по каждой из группы критериев, что позволит определить наиболее успешные и проблемные зоны каждого из регионов.

В состав участников «Рейтинга инновационной активности регионов России» включены все региональные субъекты Российской Федерации.

Пермский край входит в число регионов Приволжского федерального округа, имеющих лучшие показатели в сфере ОПС (объектов промышленной собственности) наряду с Республиками Татарстан, Башкортостан, Самарской и Нижегородской областями.

Таким образом, можно составить рейтинг регионов Приволжского федерального округа (табл. 1).

№ п/п Инновационная активность Субъект РФ Итоговый показатель инновационной активности региона

1 Высокая Нижегородская область 276

2 Высокая Пензенская область 261

3 Высокая Самарская область 243

4 Высокая Республика Татарстан 229

5 Высокая Республика Башкортостан 203

6 Средняя Удмуртская Республика 117

7 Средняя Ульяновская область 114

8 Средняя Пермский край 80

9 Средняя Саратовская область 79

10 Средняя Республика Мордовия 65

11 Средняя Чувашская Республика 59

12 Средняя Республика Марий Эл 55

13 Средняя Кировская область 34

14 Средняя Оренбургская область 21

Как видно из приведенной таблицы, несмотря на значительный экономический потенциал (ВРП на душу населения - 2-е место в Приволжском федеральном округе), Пермский край занимает 8-е место по инновационной активности, значительно отставая по указанному показателю от регионов-лидеров, приближаясь к регионам с существенно низкими показателями инновационной активности.

Для оценки использования возможностей инновационного развития был разработан коэффициент использования в инновациях потенциала ВРП для региона [4].

3,5

Расчет коэффициента использования в инновациях потенциала ВРП для региона (!) был выполнен следующим образом:

где А'цч^лщ. - коэффициент индекса инновации региона, равный отношению индекса инновации региона к среднему значению индексов инновации выбранных регионов;

: .т - коэффициент ВРП региона,

равный отношению ВРП на душу населения региона к среднему значению ВРП на душу населения выбранных регионов.

На диаграмме представлены данные по Приволжскому федеральному округу.

3,0

2,5

2,0

1,5

1,0

0,5

0,0

3,0

2,1

1,7 1,6

1,2 1,2

1,0 0 8

0,5 и,/ 0,7 0,7 0,4

0,1

Л'9

&

ЛГ Л? нГ & &

к?

і?

о*

&

к?

Коэффициент использования в инновациях потенциала ВРП для регионов Приволжского

федерального округа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из рисунка, около половины регионов округа используют свои экономические возможности для развития инноваций и создания новых нематериальных активов. Пермский край к таким субъектам Федерации в Приволжском федеральном округе не относится, несмотря на то, что является одним из крупнейших субъектов РФ, обладает значительными экономическим, научнотехническим и кадровым потенциалом, однако не использует все доступные инструменты стимулирования инновационного роста.

По развитию инновационной деятельности Пермский край отстает от регионов-конкурентов. Анализ структуры проведения научных исследований показал, что научные исследования в области естественных и технических наук значительно превышают аналогичные исследова-

ния в области общественных и гуманитарных наук, что свидетельствует о недостаточной развитости фундаментальных исследований по сравнению с прикладными. В целом в инновационной сфере региона не наблюдается значительных позитивных изменений. Анализ показал, что не происходит явно выраженного роста ни в ресурсных составляющих инновационной деятельности, ни по результатам в данной деятельности. Реализация инновационной политики, таким образом, должна быть направлена как на активизацию ресурсных возможностей инновационного потенциала, так и на развитие экспорта технологий региона, внедрение технологических инноваций в производство, удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции.

В настоящее время ключевой сферой, на которую в России делаются ставки и возлагаются большие надежды, является инновационная, интеллектуальная сфера. Эффективная экономика в РФ немыслима без интеллектуального капитала, чье совершенствование и развитие возможно исключительно за счет осуществляемой научнотехнической и инновационной политики. Частью такой политики является создание рынка интеллектуальной собственности [3, а 65].

При выполнении ряда условий (таких, как способность объекта приносить экономические выгоды в будущем, использование объекта более 12 месяцев), изложенных в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» 14/2007, интеллектуальная собственность является частью нематериальных активов [5]. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия.

В условиях развивающейся рыночной экономики роль интеллектуальной собственно-

Состав и структура нематериальных активов

сти и нематериальных активов постоянно возрастает, так как национальная экономика любой страны не может успешно развиваться без постоянного вовлечения в процесс новых знаний, научных достижений.

Сегодня существует мнение о том, что нематериальные активы составляют значительную долю баланса предприятий. Но данный факт относится к предприятиям развитых стран, а не к российским предприятиям. По данным Счетной палаты РФ в развитых странах доля нематериальных активов составляет 30-35% общей капитализации государства, а в компаниях этот показатель может доходить и до 70% против 0,3% в России.

С целью выявления зависимости имеющегося влияния нематериальных активов на конкурентоспособность региона были исследованы балансы ведущих предприятий Пермского края (крупнейшие предприятия с организационноправовой формой ОАО по формированию ВРП Пермского края) (табл. 2).

Таблица 2

ведущих предприятий Пермского края

Предприятие 2006 2007 2008 2009

тыс. руб- в % к балансу тыс. руб. в % к балансу тыс. руб. в % к балансу тыс. руб. в % к балансу

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» 201 0,0008 209 0,0007 176 0,0003 205 0,0003

ОАО «Пермэнергосбыт» 0 0 0 0 130 0,0066 427 0,0165

ОАО «Лысьвенский металлургический завод» 23 0,0015 19 0,0015 118 0,0087 95 0,0098

ОАО «Уралоргсинтез» 69 0,0053 65 0,0045 61 0,0032 57 0,0031

ОАО «Метафракс» 69 0,0009 120 0,0013 1648 0,0152 1294 0,0117

ОАО «Уралхим» 0 0 0 0 7483 0,0165 7053 0,0148

ОАО Пермский завод «Машиностроитель» 41 0,0015 35 0,0009 29 0,0008 201 0,0038

ОАО «Галоген» 10 0,0005 7 0,0003 5 0,0002 3 0,0001

ОАО «Сильвинит» 26 0,0001 25 0,0001 33 0,0001 41 0,0001

ОАО «Уралкалий» 1787 0,0068 1714 0,005 1102 0,0019 1264 0,0023

ОАО «Протон - Пермский моторы» 95 0,0032 82 0,002 72 0,0016 300 0,0065

ОАО «Чусовской металлургический завод» 780 0,0096 716 0,0074 2704 0,0248 9518 0,0939

ОАО "Авиадвигатель" 0 0 0 0 2662 0,0837 5892 0,2837

ОАО "Нытва" 197 0,0162 186 0,0132 174 0,0105 163 0,0092

ОАО НПО "Искра" 10640 0,4303 9422 0,2846 9814 0,2293 9190 0,1969

ОАО «Мотовилихинские заводы» 12464 0,1786 14148 0,1902 12777 0,1404 27049 0,3666

ОАО "Минеральные удобрения" 10 0,0007 10 0,0007 10 0,0003 83 0,0003

Таким образом, проанализировав балансы ведущих предприятий Пермского края, можно увидеть, что доля нематериальных активов в составе активов предприятий Пермского края колеблется на уровне меньше 0,1%. В мире в среднем, активы предприятий больше чем на 40% состоят из нематериальных активов.

Такая ситуация обусловливается тем, что в РФ действует некачественная и неполная система учета нематериальных активов, в данной области отсутствует должный государственный контроль. В результате многие активы, не имеющие материально-вещественной формы, недооценены, не правильно оценены или же не учитываются в балансе предприятия.

Большинство российских организаций в силу ряда причин не оформляют должным образом права на созданные результаты научнотехнической деятельности и объекты интеллектуальной собственности, и основная масса имеющихся результатов существуют в неохраняемом виде.

Также в настоящее время не все субъекты предпринимательства осведомлены о своих правах на объекты интеллектуальной собственности и не представляют реальной выгоды от их использования в своей практической деятельности. А ведь интеллектуальная собственность является одним из важных аспектов развития организации, составляет определенную долю в ее совокупном капитале, играет немаловажную роль в деятельности фирмы.

Опыт научно-технической политики экономически развитых стран свидетельствует о том, что широкомасштабные инвестиции в промышленное освоение разработок возможны только при введении правовых норм, согласно которым структуры, участвующие в финансировании, могут получать исключительные права на результаты научно-технической деятельности.

Интересы региона при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются главным образом не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.

В ходе ведения хозяйственной деятельности происходят разнообразные события, существенно меняющие роль данного предприятия на рынке. Изменяются рыночная стоимость активов, прогнозируемые денежные потоки от использования активов. Особенно остро это ощущается на рынке интеллектуальной собственности, где прогресс идет с «бешеной» скоростью. Активы предприятий, которые были актуальны сегодня, завтра могут устареть, спрос на них уменьшится, а значит, уменьшится и доход от использования данных активов.

Поэтому для постоянного увеличения капитализации компании, что непосредственно отражается на ее стоимости на фондовом рынке и увеличивает ее привлекательность для инвесторов, необходимо постоянно проводить переоценку нематериальных активов, а также оценку эффективности их использования.

Компания должна по мере необходимости пересматривать состав нематериальных активов, которые находятся на балансе, так как активы должны быть полезны и приносить экономические выгоды предприятию. Также следует оптимизировать методику переоценки данных активов в связи с условиями и потребностями рынка.

Взаимосвязь конкурентоспособности регионов - субъектов Приволжского федерального округа с долей имеющихся на балансе корпораций нематериальных активов представлена в табл. 3.

Таблица 3

Рейтинг конкурентоспособности субъектов Приволжского федерального округа и доля нематериальных корпоративных активов

Субъект ПФО Доля НМКА Уровень конкурентоспособности Стабильность развития Доминанта конкуренто- способности

Республика Татарстан 0,9874 A B F

Республика Башкортостан 0,5060 A C T

Самарская область 0,2447 A A F

Саратовская область 0,1781 B A S

Нижегородская область 0,2063 B B E

Пензенская область 0,1865 B B S

Оренбургская область 0,0618 B B F

Чувашская Республика 0,0669 B B S

Республика Мордовия 0,0448 B C E

Удмуртская Республика 0,0529 B C S

Пермский край 0,0574 B C T

Ульяновская область 0,0554 C B E

Кировская область 0,0394 C B T

Республика Марий Эл 0,0019 C B T

Рейтинг конкурентоспособности регионов предложен Институтом региональной политики. В основе рейтинга - 130 факторов, включающих как статистические данные, так и социологию, экспертные оценки. При этом результаты рейтинга не сводятся к простой сумме.

Итоговый рейтинг каждого региона включает три параметра. Первый - уровень конкурентоспособности региона - отранжирован по трехбалльной шкале (АВС: A - высокий, В -средний, С - низкий уровень конкурентоспособности).

Второй - устойчивость развития региона - отранжирован по четырехбалльной шкале (АВСD: А - высокий уровень устойчивости, B -средний уровень устойчивости, С - низкое качество регионального развития, D - низкий уровень устойчивости).

Третий - определение на основе FEST-модели доминирующего фактора для развития данного региона: F - финансовая доминанта конкурентоспособности; Е - экономическая доминанта конкурентоспособности; S - социальная доминанта конкурентоспособности; Т -территориальная доминанта конкурентоспособности.

Таким образом, как видно из табл. 3, для регионов:

- с высоким уровнем конкурентоспособности доля нематериальных корпоративных активов составляет от 0,25% до 1% в балансе;

- со средним уровнем конкурентоспособности и высоким уровнем развития доля нематериальных корпоративных активов составляет около 0,2%;

- со средним уровнем конкурентоспособности средним уровнем развития доля нематериальных корпоративных активов составляет

0,06-0,2%;

- со средним уровнем конкурентоспособности и низким уровнем развития доля нематериальных корпоративных активов составляет около 0,05-0,06% ;

- с низким уровнем конкурентоспособности доля нематериальных корпоративных активов составляет менее 0,05% в балансе.

Итак, нематериальные активы могут послужить одним из наиболее перспективных рычагов стратегического управления деятельностью компаний. Их использование позволит улучшить факторные условия, а именно: увеличит прибыльность производства, повысит привлекательность конкретных отраслей экономики региона для потенциальных инвесторов, а также общую инвестиционную привлекательность субъекта Федерации (восприятие территории потенциальными инвесторами как идеального места для ведения бизнеса).

Список литературы

1. Важенин С.Г., Злоченко А.Р., Татаркин А.И. Конъюнктура конкурентоспособности региона // Регион: экономика и социология. 2004. № 3. С. 23-38.

2. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. проф., д.э.н. Ю. К. Перского, доц., к.э.н. Н. Я. Калюж-новой. М.: ТЕИС, 2003. 472 с.

3. Миролюбова Т.В. Инновационная экономика и культурная политика: региональный подход // Инновац. вестн.: Регион. 2011. №1. С.64-69.

4. Ощепков В.М. Нематериальные корпоративные активы субъекта Федерации как фактор повышения региональной конкурентоспособности: дис. ... канд. экон. наук. Пермь, 2011. 23 с.

5. Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "учет нематериальных активов" (пбу 14/2007). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Сапиро Е.С., Миролюбова Т.В. Региональные особенности формирования сценариев экономического развития // Экономика региона. 2007. №4(12). С. 59-67.

7. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИ-РИТ) ШЪ: http://www.nair-it.ru/ (дата обращения: 28.04.2012).

8. Шешукова Т.Г., Колесень Е.В. Оценка затрат на исследования и разработки как компонента инновационного потенциала предприятия // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2012. Вып. 2(13). С. 25-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.